Индивидуальный план развития ребенка с ограниченными возможностями

Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида, ученика _ класса _________________________

Пояснительная записка

Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее  уязвимых категорий детей.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья  и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ  «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.

Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач  нашей школы.

    Роль системы  образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе  существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и  детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности детей с ограниченными этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.

Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности.  Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

 В современных условиях  учащиеся должны обладать не только высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных качеств:

активностью,

самостоятельностью,

креативностью,

уверенностью в себе,

коммуникабельностью,

способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.

В период подросткового возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Цель программы: Формирование благоприятных условий для социализации  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование . Психологическая поддержка ребенка и его семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы: 

  • Обеспечение максимально полного охвата детей  – инвалидов, детей с ограниченными возможностями  здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.
  • Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической   помощи родителям и детям  из данной категории семей в реальных условиях их проживания;
  • Формирование активной педагогической  позиции родителей;
  • Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;
  • Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам,  детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;
  • Повышение правовой, психолого – педагогической  грамотности родителей  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Расширение возможностей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и с детьми данной категории;
  • Повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям «группы риска»

Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.

Предполагаемый результат:

– Совершенствование обучение детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

– Создание условий для интеграции детей  данной категории  в общество.

–  Повышение авторитета родителей и их роли в воспитании,  образовании детей.

-Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории.

-Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

 -Оказание консультационной помощи.

-По итогам работы Программы  провести анкетирование и выяснить какую бы ещё  форму работы с семьёй, с детьми данной категории  могли бы предложить сами родители, дети  и оценить на сколько необходима помощь социально – психолого –  педагогической направленности семьям, детям  и на сколько она важна для них и полезна.

 – Увеличение доли числа  детей – инвалидов,  детей с ограниченными возможностями здоровья  вовлечённых в досуговую деятельность в системе дополнительного образования

–  Увеличение результативности  участия  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, в различных проектах по самореализации и социализации детей.  

Особенности реализации программы:

Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью обучающегося, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.

Обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка.

Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.

Читайте также:  Правильное развитие ребенка до года книга

Родители – основные участники реабилитации. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий ,подготовке к экзаменам в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного психолога, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.

Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.

Участники программы: родители, классный руководитель, педагог-психолог, учителя школы, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.

План поэтапной реабилитации.

Наименование этапа

Цель этапа

Ответственные

Сроки исполнения

Форма отчетности

Социальное обследование семьи, установление проблемы

Сбор необходимых сведений о семье и ребенке

Классный руководитель

сентябрь

Карта социального обследования семьи

Разработка индивидуального плана реабилитации (ИПР)

Координация реабилитационных мероприятий

Специалисты согласно ИПР

сентябрь

Записи в журналах регистрации реабилитационных мероприятий

Корректировка ИПР

Пересмотр ИПР с учетом изменения возраста, здоровья, семейной ситуации

Команда специалистов и родителей

В течение учебного года

ИПР (новый вариант)

Индивидуальная программа реабилитации:

Компоненты реабилитационного воздействия

Задачи

Формы

Ответственный

Социальная реабилитация

Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения.

1. Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем.

Классный руководитель

Психолого-педагогическая реабилитация

Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.

а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, лекционная форма работы в режиме of-line консультации с помощью электронной почты);

б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем.

педагог-психолог

Образовательная реабилитация

1) формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков;

2) развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности;

3) вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;

  1.  Обучение учащегося с учетом его возможностей (согласно учебному плану)
  1. Психолого-педагогическая коррекция (согласно учебному плану)
  1. Элективные курсы (согласно учебному плану)
  1. Кружки, секции (согласно учебному плану)
  1. Для повышения мотивации к учению – дистанционный курс подготовки к ГИА по русскому языку.

учитель

педагог-психолог.

Учителя-предметники

учитель русского языка

Творческая реабилитация, формирование и становление ребенка как творческой личности.

Постигать механизмы творческого процесса.

Преодолевать одиночество.

Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром.

Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни.

Посещение концертов, праздников, внеклассных мероприятий, литературных праздников в школе для оптимизации самочувствия ребёнка, отвлечению от сосредоточенности на заболевании, пробуждению интереса к самостоятельному чтению книг как к одному из способов познания мира.

Организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни. Включение в процесс реабилитации и адаптации не только ребенка, но и членов его ближайшего окружения.

Классный руководитель

Учителя-предметники, родители

Индивидуальный паспорт ребенка с ограниченными возможностями

ФИО ребенка ___________________________

Дата рождения ___________________________

Место учебы, класс МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова», 9 класс

Данные паспорта или свидетельства о рождении______________________________________________________________________________________________

№ пенсионного удостоверения_________________________

№ серии справки МСЭ, дата освидетельствования ______________________________________________________________________________________________________

Диагноз__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие кружки посещает_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Где участвовал, результаты________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какая помощь была оказана_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Директору

МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова»

_______________________________

_________________________________
отца ученика 9 класса ____________
инвалида      группы,
проживающего по адресу:

_______________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу разработать для моего сына ____________, ученика 9 класса, индивидуальную программу реабилитации с обязательным отражением в ней следующих рекомендаций, мероприятий:

1.Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка.

2.Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.

3. Формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков, развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности, вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности.

6.Постигать механизмы творческого процесса. Преодолевать одиночество. Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром. Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни.

Дата____________                                        Подпись__________________

Источник

Индивидуальная программа реабилитации

ребенка с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)

1. Основные положения.

1.1.При поступлении ребёнка-инвалида в дошкольное учреждение в рамках  медико-педагогического консилиума  ДОУ  на  ребенка-инвалида совместно с врачом-педиатром (старшей медицинской сестрой) составляется индивидуальная  программа реабилитации (далее ИПР) с учетом требований Закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Приказа Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».

Читайте также:  Ребенок один год и месяц развитие

1.2.При составлении ИПР  учитываются медицинский диагноз, по которому дана инвалидность (заболевания центральной нервной системы, нарушения опорно-двигательного аппарата, тяжелые нарушения речи, зрения, соматические заболевания) и определяются пути компенсации и коррекционной работы. 

1.3.Коррекционная работа осуществляется в трех направлениях:

медицинское                                

психолого – педагогическое

социальное

– Восстановительная терапия;

– ежегодное диспансерное наблюдение у врачей – специалистов;

–  направление на ЛФК;

– С – витаминизация;

– лечебно – профилактическая работа.

– получение дошкольного воспитания и обучения;

– познавательное развитие ребёнка;

– социальная адаптация;

– лечебно-профилактическое сопровождение. 

–  социально-средовая реабилитация;

– социально-педагогическая реабилитация;

– социокультурная;

– социально-бытовая.

  1. Цель индивидуальной программы психолого-медико-педагогического сопровождения  – развитие ребёнка и успешная социализация его в обществе.

Работа педагога  с детьми–инвалидами включает следующие разделы:

1)      Диагностика.
В соответствии с современными требованиями к содержанию дошкольного образования в группах детского сада  создаётся  разнообразная предметно-развивающая среда с учетом возрастных  особенностей детей-инвалидов. Педагог в развивающей среде одновременно является и автором, и её частью. Воспитатель должен знать особенности развития каждого ребенка, использовать индивидуальный и дифференцированный подход.
В развивающей среде  групп компенсирующей и комбинированной направленности детских садов с коррекционной целью расширена зона развития мелкой моторики, музыкально – театрализованной деятельности. В физкультурном уголке одновременно используется не менее 5-7 видов «дорожек здоровья», массажные мячи различного диаметра, «сухой бассейн».
Дети – инвалиды, по мере возможности, активно принимают участие на утренниках, в музыкальных  постановках, праздниках. Под особым контролем  двигательной активности медиков и педагогов дети-инвалиды принимают участие в спортивных  праздниках, на физкультурных занятиях (ограничение и дозирование двигательной нагрузки).
Все эти виды использования развивающей среды, выполнение реабилитационных мероприятий ориентируют детей с ограниченными возможностями на успех, на радость достижения и продвижения вперед, создают уверенность в своих силах.

Интеграция детей–инвалидов в образовательно-воспитательный процесс, в коллектив сверстников детского сада является одним из важнейших направлений подготовки и адаптации детей–инвалидов к жизни и интеграции в обществе.

  Исходя из изложенного и с учетом требований Закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Приказа Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации», рекомендуем заполнить соответствующие разделы ИПР (фамилия, имя, отчество ребенка) следующим образом.

2)  В качестве мероприятий-1 специалист-педагог указывает необходимые для ребенка мероприятия из следующего списка:

– коррекция несформированных высших психических функций;

– коррекция эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций;

– коррекция речевых недостатков;

– коррекция взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями;

– формирование мотивации к обучению;

– формирование социально-бытовых навыков.

Формулировки должны строго соответствовать терминологии заполняемого раздела/подраздела карты ИПР. Указанные мероприятия должны реально проводиться с Вашим ребенком специалистами организации или специалистом — индивидуальным предпринимателем.

3) В качестве мероприятий-2 специалист-педагог указывает другие необходимые для ребенка мероприятия, которые с ним проводятся специалистами этой организации или специалистом — индивидуальным предпринимателем. Эти мероприятия не охватываются списком мероприятий-1, поэтому их приводят дополнительно к списку. Например:

– стимуляция речи;

– развитие коммуникативных навыков;

– сенсорная стимуляция;

– игровая терапия;

– музыкальная терапия;

– другое.

4) В качестве мероприятий-3 указываются мероприятия и технические средства, в которых нуждается ребенок и которые содержатся в других разделах карты ИПР, но не осуществляются данной реабилитационной организацией или специалистом — индивидуальным предпринимателем. Например:

– социально-средовая реабилитация;

– социально-педагогическая реабилитация;

– социально-психологическая реабилитация;

– социокультурная реабилитация;

– социально-бытовая адаптация;

– физкультурно-оздоровительные мероприятия;

– санаторно-курортное лечение (указать какое)

– протезирование и ортезирование (указать какое)

– получение дошкольного, школьного, профессионального образование (указать в каком учреждении, в какой форме, в соответствии с требованиями Бланка ИПР);

– другое.

Рекомендации могут быть даны как специалистами государственных учреждений, так и специалистами негосударственных организаций, имеющих лицензию на соответствующую деятельность, а также самостоятельно работающими специалистами (индивидуальными предпринимателями). Обращаться в негосударственные организации или к специалистам — индивидуальным предпринимателям приходится в тех случаях, когда необходимых ребенку специалистов или реабилитационных услуг не оказывается в находящихся в поле зрения семьи госучреждениях.

ИПР ребенка-инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Формой ИПР предусмотрена подпись ребенка-инвалида или его законного представителя о выражении согласия с содержанием ИПР. Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида предусмотрено, что в случае отказа ребенка-инвалида (его законного представителя) подписать сформированную индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида, она приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина, а по заявлению ему выдается копия такой ИПР.

Но по копии ИПР невозможно исполнение тех реабилитационных мероприятий, с которыми инвалид согласен. В случае несогласия с решением Бюро МСЭ о рекомендуемых реабилитационных мероприятиях ребенок-инвалид (его законный представитель) может обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом.

ИПР составляется в 2-х экземплярах: один экземпляр выдается ребенку-инвалиду (его законному представителю) на руки.

Врач-педиатр или врач-специалист должен дать письменные подробные рекомендации по проведению восстановительной терапии, для ребенка с инвалидностью, где должны быть указаны виды восстановительной терапии, сроки и формы их проведения. При необходимости вносится запись о конкретных видах реконструктивной терапии, протезирования и ортезирования, с указанием ответственного исполнителя данного вида медицинской помощи.

Читайте также:  История развития ребенка в рк

Рекомендации по санаторно-курортному лечению должны содержать лечебный профиль санаторно-курортного учреждения, сезон рекомендуемого лечения, необходимость сопровождения ребенка-инвалида к месту лечения.

В ИПР составляется и прописывается оптимальный образовательный маршрут ребенка и коррекционная помощь, необходимая для максимальной реализации его образовательного потенциала. Это очень важный, а для большинства детей-инвалидов — определяющий раздел ИПР. Поэтому очень важно, чтобы заполнение этого раздела карты ИПР позволяло максимально реализовать возможности этого вида помощи, никак его не ограничивая.

При необходимости ребенку как дошкольного, так и школьного возраста может быть назначено освидетельствование ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). Цель работы ПМПК – своевременно обследовать ребенка и определить соответствующую образовательную программу и сроки обучения.

Родители добровольно принимают решение об освидетельствовании ребенка на ПМПК!

Присутствие родителей (законного представителя) при освидетельствовании обязательно!

Заключение комиссии является основанием для направления ребенка в дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) классы VII вида (для детей с задержкой психического развития), специальные (коррекционные классы VIII вида (для детей с умственной отсталостью) при образовательных учреждениях, в учреждения Агентства Республики Коми по социальному развитию, в общеобразовательные учреждения для включения в процесс интегрированного, инклюзивного образования, дня организации дистанционного обучения детей-инвалидов.

Програма медицинской реабилитации:

– восстановительная терапия;

– реконструктивная терапия;

– санаторно-курортное лечение;

– протезно-ортопедическая помощь.

Психолого-педагогическая реабилитация:

– получкение дошкольного воспитания и обучения, общего образования;

– психолого-педагогическая коррекция;

– получение профессионального образования.

Рекомендации по выполнению ИПР

За выполнение программы медицинской реабилитации отвечает врач-педиатр или врач-специалист лечебно-профилактического учреждения. Обязательно должен осуществляться мониторинг реабилитации – это активный метод динамического наблюдения за состоянием здоровья больных детей в процессе реабилитации для коррекции реабилитационных мероприятий. Участковый педиатр вместе со специалистами должен следить за проведенной реабилитацией, ее эффективностью.

Направление детей в специальное (коррекционное) образовательное учреждение I и II вида (неслышащих и слабослышащих детей), III и IV вида (незрячих и слабовидящих, детей с косоглазием и амблиопией), VI вида (детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), проводится комиссией ПМПК.

Право выбора образовательного учреждения остается за родителем (его законным представителем).

При проведении комплексного психолого-медико-педагогического освидетельствования детей-инвалидов, нуждающихся в дистанционном образовании, необходимо учитывать медицинские противопоказания или ограничения по обучению с помощью компьютерных технологий.

При вынесении рекомендаций по дистанционному образованию специалисты комиссии учитывают возможности ребенка, динамику в развитии заболевания, возможности щадящего режима работы на компьютере, желание родителей (законных представителей),  а также право ребенка-инвалида на получение образования с учетом его потребностей и возможностей. В случае спорных вопросов рекомендация выносится в пользу ребенка.

В ИПР необходимо иметь запись о получении дошкольного воспитания и обучения, общего образования. Если вИПР будет внесена запись о том, в какой форме, в каком учреждении и при каких условиях ребенку необходимо получать дошкольное воспитание и образование, общее образование, то отказать в приеме в соответствующее образовательное учреждение, изменить условия получения образования иные организации не в праве.

Для приема в детское дошкольное образовательное учреждение в дошкольный отдел MУ «Управление образованием» администрации МО «Судогодский район» родителями (законными представителями) предоставляются документы на постановку в «льготную» очередь. Если мест в этих учреждениях не хватает, то создаются списки очередности «льготной» очереди и дети с инвалидностью обеспечиваются местами в ДОУ согласно очередности.

В детских садах компенсирующего вида осуществляется квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения.

В детских садах комбинированного вида осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения.

Для приема детей с инвалидностью на получение общего образования с 1 апреля родителям (законным представителям) необходимо обратиться с письменным заявлением в МОУ СОШ по месту регистрации ребенка.

Таким образом, из бюро МСЭ Вы выходите с двумя обязательными документами: справкой, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида. заполненной в соответствии с рекомендациями специалистов.

Для Вас и Вашего ребенка индивидуальная программа реабилитации является самым «главным» документом.

От того, насколько правильно составлена ИПР. зависит в дальнейшем возможность успешной реабилитации!

Также необходимо знать, что

Согласно ст. 262 Трудового Кодекса РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за ребенком-инвалидом по его письменному заявлению предоставляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, установленном федеральными законами.

Согласно ст. 263 Трудового Кодекса РФ работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до 18-ти лет, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.

Согласно ст. 259 направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни работников, имеющих детей-инвалидов, допускаются только с их письменного согласия.

Источник