Индивидуальный план развития ребенка с ограниченными возможностями
Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида, ученика _ класса _________________________
Пояснительная записка
Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.
Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей школы.
Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности детей с ограниченными этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.
Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.
В современных условиях учащиеся должны обладать не только высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных качеств:
активностью,
самостоятельностью,
креативностью,
уверенностью в себе,
коммуникабельностью,
способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.
В период подросткового возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.
Цель программы: Формирование благоприятных условий для социализации детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование . Психологическая поддержка ребенка и его семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
- Обеспечение максимально полного охвата детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.
- Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической помощи родителям и детям из данной категории семей в реальных условиях их проживания;
- Формирование активной педагогической позиции родителей;
- Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;
- Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;
- Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;
- Повышение правовой, психолого – педагогической грамотности родителей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Расширение возможностей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и с детьми данной категории;
- Повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям «группы риска»
Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.
Предполагаемый результат:
– Совершенствование обучение детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
– Создание условий для интеграции детей данной категории в общество.
– Повышение авторитета родителей и их роли в воспитании, образовании детей.
-Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории.
-Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
-Оказание консультационной помощи.
-По итогам работы Программы провести анкетирование и выяснить какую бы ещё форму работы с семьёй, с детьми данной категории могли бы предложить сами родители, дети и оценить на сколько необходима помощь социально – психолого – педагогической направленности семьям, детям и на сколько она важна для них и полезна.
– Увеличение доли числа детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья вовлечённых в досуговую деятельность в системе дополнительного образования
– Увеличение результативности участия детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, в различных проектах по самореализации и социализации детей.
Особенности реализации программы:
Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью обучающегося, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.
Обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка.
Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Родители – основные участники реабилитации. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий ,подготовке к экзаменам в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного психолога, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.
Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.
Участники программы: родители, классный руководитель, педагог-психолог, учителя школы, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.
План поэтапной реабилитации.
Наименование этапа | Цель этапа | Ответственные | Сроки исполнения | Форма отчетности |
Социальное обследование семьи, установление проблемы | Сбор необходимых сведений о семье и ребенке | Классный руководитель | сентябрь | Карта социального обследования семьи |
Разработка индивидуального плана реабилитации (ИПР) | Координация реабилитационных мероприятий | Специалисты согласно ИПР | сентябрь | Записи в журналах регистрации реабилитационных мероприятий |
Корректировка ИПР | Пересмотр ИПР с учетом изменения возраста, здоровья, семейной ситуации | Команда специалистов и родителей | В течение учебного года | ИПР (новый вариант) |
Индивидуальная программа реабилитации:
Компоненты реабилитационного воздействия | Задачи | Формы | Ответственный |
Социальная реабилитация | Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения. | 1. Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем. | Классный руководитель |
Психолого-педагогическая реабилитация | Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения. | а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, лекционная форма работы в режиме of-line консультации с помощью электронной почты); б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем. | педагог-психолог |
Образовательная реабилитация | 1) формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков; 2) развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности; 3) вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности; |
| учитель педагог-психолог. Учителя-предметники учитель русского языка |
Творческая реабилитация, формирование и становление ребенка как творческой личности. | Постигать механизмы творческого процесса. Преодолевать одиночество. Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром. Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни. | Посещение концертов, праздников, внеклассных мероприятий, литературных праздников в школе для оптимизации самочувствия ребёнка, отвлечению от сосредоточенности на заболевании, пробуждению интереса к самостоятельному чтению книг как к одному из способов познания мира. Организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни. Включение в процесс реабилитации и адаптации не только ребенка, но и членов его ближайшего окружения. | Классный руководитель Учителя-предметники, родители |
Индивидуальный паспорт ребенка с ограниченными возможностями
ФИО ребенка ___________________________
Дата рождения ___________________________
Место учебы, класс МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова», 9 класс
Данные паспорта или свидетельства о рождении______________________________________________________________________________________________
№ пенсионного удостоверения_________________________
№ серии справки МСЭ, дата освидетельствования ______________________________________________________________________________________________________
Диагноз__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие кружки посещает_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Где участвовал, результаты________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какая помощь была оказана_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Директору
МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова»
_______________________________
_________________________________
отца ученика 9 класса ____________
инвалида группы,
проживающего по адресу:
_______________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу разработать для моего сына ____________, ученика 9 класса, индивидуальную программу реабилитации с обязательным отражением в ней следующих рекомендаций, мероприятий:
1.Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка.
2.Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.
3. Формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков, развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности, вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности.
6.Постигать механизмы творческого процесса. Преодолевать одиночество. Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром. Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни.
Дата____________ Подпись__________________
Источник
Индивидуальная программа реабилитации
ребенка с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)
1. Основные положения.
1.1.При поступлении ребёнка-инвалида в дошкольное учреждение в рамках медико-педагогического консилиума ДОУ на ребенка-инвалида совместно с врачом-педиатром (старшей медицинской сестрой) составляется индивидуальная программа реабилитации (далее ИПР) с учетом требований Закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Приказа Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».
1.2.При составлении ИПР учитываются медицинский диагноз, по которому дана инвалидность (заболевания центральной нервной системы, нарушения опорно-двигательного аппарата, тяжелые нарушения речи, зрения, соматические заболевания) и определяются пути компенсации и коррекционной работы.
1.3.Коррекционная работа осуществляется в трех направлениях:
медицинское | психолого – педагогическое | социальное |
– Восстановительная терапия; – ежегодное диспансерное наблюдение у врачей – специалистов; – направление на ЛФК; – С – витаминизация; – лечебно – профилактическая работа. | – получение дошкольного воспитания и обучения; – познавательное развитие ребёнка; – социальная адаптация; – лечебно-профилактическое сопровождение. | – социально-средовая реабилитация; – социально-педагогическая реабилитация; – социокультурная; – социально-бытовая. |
- Цель индивидуальной программы психолого-медико-педагогического сопровождения – развитие ребёнка и успешная социализация его в обществе.
Работа педагога с детьми–инвалидами включает следующие разделы:
1) Диагностика.
В соответствии с современными требованиями к содержанию дошкольного образования в группах детского сада создаётся разнообразная предметно-развивающая среда с учетом возрастных особенностей детей-инвалидов. Педагог в развивающей среде одновременно является и автором, и её частью. Воспитатель должен знать особенности развития каждого ребенка, использовать индивидуальный и дифференцированный подход.
В развивающей среде групп компенсирующей и комбинированной направленности детских садов с коррекционной целью расширена зона развития мелкой моторики, музыкально – театрализованной деятельности. В физкультурном уголке одновременно используется не менее 5-7 видов «дорожек здоровья», массажные мячи различного диаметра, «сухой бассейн».
Дети – инвалиды, по мере возможности, активно принимают участие на утренниках, в музыкальных постановках, праздниках. Под особым контролем двигательной активности медиков и педагогов дети-инвалиды принимают участие в спортивных праздниках, на физкультурных занятиях (ограничение и дозирование двигательной нагрузки).
Все эти виды использования развивающей среды, выполнение реабилитационных мероприятий ориентируют детей с ограниченными возможностями на успех, на радость достижения и продвижения вперед, создают уверенность в своих силах.
Интеграция детей–инвалидов в образовательно-воспитательный процесс, в коллектив сверстников детского сада является одним из важнейших направлений подготовки и адаптации детей–инвалидов к жизни и интеграции в обществе.
Исходя из изложенного и с учетом требований Закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Приказа Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации», рекомендуем заполнить соответствующие разделы ИПР (фамилия, имя, отчество ребенка) следующим образом.
2) В качестве мероприятий-1 специалист-педагог указывает необходимые для ребенка мероприятия из следующего списка:
– коррекция несформированных высших психических функций;
– коррекция эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций;
– коррекция речевых недостатков;
– коррекция взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями;
– формирование мотивации к обучению;
– формирование социально-бытовых навыков.
Формулировки должны строго соответствовать терминологии заполняемого раздела/подраздела карты ИПР. Указанные мероприятия должны реально проводиться с Вашим ребенком специалистами организации или специалистом — индивидуальным предпринимателем.
3) В качестве мероприятий-2 специалист-педагог указывает другие необходимые для ребенка мероприятия, которые с ним проводятся специалистами этой организации или специалистом — индивидуальным предпринимателем. Эти мероприятия не охватываются списком мероприятий-1, поэтому их приводят дополнительно к списку. Например:
– стимуляция речи;
– развитие коммуникативных навыков;
– сенсорная стимуляция;
– игровая терапия;
– музыкальная терапия;
– другое.
4) В качестве мероприятий-3 указываются мероприятия и технические средства, в которых нуждается ребенок и которые содержатся в других разделах карты ИПР, но не осуществляются данной реабилитационной организацией или специалистом — индивидуальным предпринимателем. Например:
– социально-средовая реабилитация;
– социально-педагогическая реабилитация;
– социально-психологическая реабилитация;
– социокультурная реабилитация;
– социально-бытовая адаптация;
– физкультурно-оздоровительные мероприятия;
– санаторно-курортное лечение (указать какое)
– протезирование и ортезирование (указать какое)
– получение дошкольного, школьного, профессионального образование (указать в каком учреждении, в какой форме, в соответствии с требованиями Бланка ИПР);
– другое.
Рекомендации могут быть даны как специалистами государственных учреждений, так и специалистами негосударственных организаций, имеющих лицензию на соответствующую деятельность, а также самостоятельно работающими специалистами (индивидуальными предпринимателями). Обращаться в негосударственные организации или к специалистам — индивидуальным предпринимателям приходится в тех случаях, когда необходимых ребенку специалистов или реабилитационных услуг не оказывается в находящихся в поле зрения семьи госучреждениях.
ИПР ребенка-инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Формой ИПР предусмотрена подпись ребенка-инвалида или его законного представителя о выражении согласия с содержанием ИПР. Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида предусмотрено, что в случае отказа ребенка-инвалида (его законного представителя) подписать сформированную индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида, она приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина, а по заявлению ему выдается копия такой ИПР.
Но по копии ИПР невозможно исполнение тех реабилитационных мероприятий, с которыми инвалид согласен. В случае несогласия с решением Бюро МСЭ о рекомендуемых реабилитационных мероприятиях ребенок-инвалид (его законный представитель) может обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом.
ИПР составляется в 2-х экземплярах: один экземпляр выдается ребенку-инвалиду (его законному представителю) на руки.
Врач-педиатр или врач-специалист должен дать письменные подробные рекомендации по проведению восстановительной терапии, для ребенка с инвалидностью, где должны быть указаны виды восстановительной терапии, сроки и формы их проведения. При необходимости вносится запись о конкретных видах реконструктивной терапии, протезирования и ортезирования, с указанием ответственного исполнителя данного вида медицинской помощи.
Рекомендации по санаторно-курортному лечению должны содержать лечебный профиль санаторно-курортного учреждения, сезон рекомендуемого лечения, необходимость сопровождения ребенка-инвалида к месту лечения.
В ИПР составляется и прописывается оптимальный образовательный маршрут ребенка и коррекционная помощь, необходимая для максимальной реализации его образовательного потенциала. Это очень важный, а для большинства детей-инвалидов — определяющий раздел ИПР. Поэтому очень важно, чтобы заполнение этого раздела карты ИПР позволяло максимально реализовать возможности этого вида помощи, никак его не ограничивая.
При необходимости ребенку как дошкольного, так и школьного возраста может быть назначено освидетельствование ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). Цель работы ПМПК – своевременно обследовать ребенка и определить соответствующую образовательную программу и сроки обучения.
Родители добровольно принимают решение об освидетельствовании ребенка на ПМПК!
Присутствие родителей (законного представителя) при освидетельствовании обязательно!
Заключение комиссии является основанием для направления ребенка в дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) классы VII вида (для детей с задержкой психического развития), специальные (коррекционные классы VIII вида (для детей с умственной отсталостью) при образовательных учреждениях, в учреждения Агентства Республики Коми по социальному развитию, в общеобразовательные учреждения для включения в процесс интегрированного, инклюзивного образования, дня организации дистанционного обучения детей-инвалидов.
Програма медицинской реабилитации:
– восстановительная терапия;
– реконструктивная терапия;
– санаторно-курортное лечение;
– протезно-ортопедическая помощь.
Психолого-педагогическая реабилитация:
– получкение дошкольного воспитания и обучения, общего образования;
– психолого-педагогическая коррекция;
– получение профессионального образования.
Рекомендации по выполнению ИПР
За выполнение программы медицинской реабилитации отвечает врач-педиатр или врач-специалист лечебно-профилактического учреждения. Обязательно должен осуществляться мониторинг реабилитации – это активный метод динамического наблюдения за состоянием здоровья больных детей в процессе реабилитации для коррекции реабилитационных мероприятий. Участковый педиатр вместе со специалистами должен следить за проведенной реабилитацией, ее эффективностью.
Направление детей в специальное (коррекционное) образовательное учреждение I и II вида (неслышащих и слабослышащих детей), III и IV вида (незрячих и слабовидящих, детей с косоглазием и амблиопией), VI вида (детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), проводится комиссией ПМПК.
Право выбора образовательного учреждения остается за родителем (его законным представителем).
При проведении комплексного психолого-медико-педагогического освидетельствования детей-инвалидов, нуждающихся в дистанционном образовании, необходимо учитывать медицинские противопоказания или ограничения по обучению с помощью компьютерных технологий.
При вынесении рекомендаций по дистанционному образованию специалисты комиссии учитывают возможности ребенка, динамику в развитии заболевания, возможности щадящего режима работы на компьютере, желание родителей (законных представителей), а также право ребенка-инвалида на получение образования с учетом его потребностей и возможностей. В случае спорных вопросов рекомендация выносится в пользу ребенка.
В ИПР необходимо иметь запись о получении дошкольного воспитания и обучения, общего образования. Если вИПР будет внесена запись о том, в какой форме, в каком учреждении и при каких условиях ребенку необходимо получать дошкольное воспитание и образование, общее образование, то отказать в приеме в соответствующее образовательное учреждение, изменить условия получения образования иные организации не в праве.
Для приема в детское дошкольное образовательное учреждение в дошкольный отдел MУ «Управление образованием» администрации МО «Судогодский район» родителями (законными представителями) предоставляются документы на постановку в «льготную» очередь. Если мест в этих учреждениях не хватает, то создаются списки очередности «льготной» очереди и дети с инвалидностью обеспечиваются местами в ДОУ согласно очередности.
В детских садах компенсирующего вида осуществляется квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения.
В детских садах комбинированного вида осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения.
Для приема детей с инвалидностью на получение общего образования с 1 апреля родителям (законным представителям) необходимо обратиться с письменным заявлением в МОУ СОШ по месту регистрации ребенка.
Таким образом, из бюро МСЭ Вы выходите с двумя обязательными документами: справкой, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида. заполненной в соответствии с рекомендациями специалистов.
Для Вас и Вашего ребенка индивидуальная программа реабилитации является самым «главным» документом.
От того, насколько правильно составлена ИПР. зависит в дальнейшем возможность успешной реабилитации!
Также необходимо знать, что
Согласно ст. 262 Трудового Кодекса РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за ребенком-инвалидом по его письменному заявлению предоставляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, установленном федеральными законами.
Согласно ст. 263 Трудового Кодекса РФ работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до 18-ти лет, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.
Согласно ст. 259 направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни работников, имеющих детей-инвалидов, допускаются только с их письменного согласия.
Источник