Индивидуальный план развития ребенка дошкольного возраста

Индивидуальный план развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

Светлана Терехова
План индивидуального образовательного маршрута развития дошкольника

ФИО ребенка

Группа

Актуальные проблемы ребенка. Недостаточное овладение основными движениями. Не сформированы элементарные математические представления. Ребенок отрицает правила, обижает детей. Недостаточная коммуникативная включенность, имеет отрывочные представления о художественной литературе.

Цель: создание комфортных условий для успешного усвоения программного содержания; развитие познавательных и коммуникативных способностей детей; расширение знаний об окружающем мире; развитие: памяти, мышления, внимания, воображения.

Задачи.

Развивать физические качества, овладение основными движениями.

Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы, в ситуациях и способах поведения в них.

Повышение внимания друг к другу; способствовать сплочению детского коллектива.

Формировать элементарные математические представления.

Развивать устной речи, обогащать словарный запас.

Развитие литературной речи, формирование целостной картины мира.

Месяц

Неделя Режимные моменты Дидактические игры, непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность с педагогом Взаимодействие с родителями

октябрь

1 неделя Игра «Ну – ка, отгадай».

Цель. Расширение знаний детей из области «познание». Развитие самостоятельности и познавательной активности. Активизация познавательных интересов. Формирование коммуникативных навыков.

Игра «Нарисуй вместо точек недостающую фигуру».

Цель: Развивать репродуктивное и творческое воображение, фантазию, мелкую моторику пальцев рук.

Игра «Дорожка».

Цель. Разучить физические упражнения в движении, профилактика плоскостопия. Консультация «Дружная семейка».

2 неделя Игра «С кем ты дружить?». Игра «Найди друзей».

Цель. Формировать умение детей высказывать свои мысли, воспитывать дружелюбие. Упражнений «Репка».

Цель: Различать лево, право.

Игра «Что где растет».

Цель. Учить группировать предметы на овощи и фрукты; развивать быстроту реакции, дисциплинированность, выдержку.

Порекомендовать родителям перечень игр на развитие речи

3 неделя Ситуативный разговор «Кого мы называем добрым человеком?».

Цель. Закрепить хорошие качества человека. Рисование ладошкой «Гусенок».

Цель. Развивать кисть руки. Спортивная игра с мячом «Поймай мяч».

Цель. Развивать умение ловить мяч.

Предложить оформить картотеку «Зарядка».

4 неделя Помочь другу снять футболку перед сном.

Цель. Развивать желание оказывать помощь другим.

Д. / Игра «Подбери слово».

Цель. Закрепить умение подбирать слова противоположного значения.

Игра «Найди применение».

Цель. Умение находить применение различным предметам; развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.

Консультация «Я играю целый день, мне играть совсем не лень».

ноябрь

1 неделя Игра «Мишка заболел».

Цель. Воспитывать сочувствие и переживание к другим.

Рассматривание иллюстраций «Осень».

Игра «Путаница».

Упражнение «Массажный мячик».

Предложить родителям поиграть в игру «В гости к нам пришел гость».

2 неделя Разучивание стихотворения с использование мимики лица и тела.

Убери разбросанные игрушки по местам.

Игра «Светофор»

Цель. Учить воспринимать на слух слова, находить речевые ошибки; правильно произносить слова.

Рассмотри и расскажи сказку вместе с ребенком.

3 неделя Декларирование стихотворения перед всей группой.

Игра «Красиво — некрасиво»

Цель. Развивать умение выявлять нарушения в композиции рисунка, его цветовой гамме, формировать эстетический вкус.

Упражнения для метания игра «Кольцеброс».

Цель. Развивать меткость.

Рисуем вместе «Мама, папа, я- дружная семья».

4 неделя Игра «Хорошо – плохо».

Цель. Закрепить правила поведения.

Работа с наглядным материалом «Чего не хватает?».

Цель. Развивать память и внимание.

Д. /Игра «Пуговицы и бантики».

Консультация «Правильная речь родителей и в семье, и вне дома».

декабрь

1 неделя «Эмоции людей».

Цель. Расширять и активизировать словарный запас.

Инсценировка отрывка из знакомой сказки.

Цель. Развивать творческие умения.

Д. /Игра «Что ты слышишь».

Цель. Развивать внимание и слух.

Папка-передвижка “Воспитание сказкой”.

2 неделя. С. р. Игра «Семья».

Цель. Развитие коммуникативно-социальных навыков.

Беседа о семье.

Цель. Закрепить членов семьи. Эмоционально обогащать чувства детей.

Д. /Игра. «Зеркало».

Цель. Развивать монологическую речь.

Повтор стихотворения, выученного в детском саду.

3 неделя Беседа: «Будь вежливым».

Цель. Развитие взаимоотношений с окружающими.

Игра: «Колобок» (Придумай вежливое слово).

Цель. Воспитывать культуру общения.

Д. /и. «Кто выше?».

Цель: Продолжать учить сравнивать предметы по высоте, длине, ширине

Предложить родителям собрать картинки с зимним праздником.

4 неделя Беседа «Как вести себя на прогулке».

Цель. Закрепить элементарные правила поведения на прогулке.

Игра в сказку.

Цель. Закрепить последовательность в сказке.

Словесно-дидактическая игра по сказке «Курочка Ряба»

Цель. Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Беседа с родителями «Игра в сказку».

январь

1 неделя Игра: «Расскажи Айболиту о себе».

Цель. Формировать представления об особенностях своего организма, назначении отдельных органов (глаза, ухо, нос, ноги и т. д., условиях их нормального функционирования.

Игровое упражнение «Что надо для поездки».

Цель. Помочь овладеть способами ролевого взаимодействия.

Настольно-печатная игра «Парные картинки»

Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры. Советы родителям «Учим детей рассказывать».

2 неделя Зачем говорят «здравствуй»?

Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече.

Читайте также:  Оптимизация развития личности ребенка в группе

Рисуем «Домик».

Цель. Развивать умение создавать простые изображения.

Игра «Качели»

Цель. Учить выполнять ритмичные различные движения; развитие координации и равновесия.

Рекомендации «Как развить память ребенка».

3 неделя Беседа. «Будь опрятным и аккуратным»

Цель: Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.

«Расскажи по картинке».

Цель. Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.

Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят»

Цель. Развивать умение сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

Консультация «Что должны усвоить дети дошкольного возраста».

февраль

1 неделя «Специальный транспорт».

Цель. Закреплять знания о специальном транспорте.

Д. /игра «Разноцветные шары».

Цель. Обогащать сенсорный опыт.

П. /игра «День и ночь».

Цель. Формировать понятие день и ночь. Развивать внимание, слух.

Папка-передвижка для родителей «Волшебные точки».

2 неделя Д/игра «Полезно – не полезно».

Цель. Формировать понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и о своем здоровье.

Д. /игра «Составь такую же фигуру».

Цель. Развитие речи, внимания, памяти, мышления, координации движений рук.

Д/игра «Где правая, где левая?».

Цель. Обогащать временные ориентировки.

Для родителей «Игры на развитие внимания, мышления, памяти».

3 неделя Беседа. «Где можно играть».

Цель. Закрепить элементарные правила поведения во время игр.

«Лепим для папы».

Цель. Совершенствовать умение лепить из пластилина.

П. /и. «Лошадки».

Цель. Развивать воображение, подражание, умение бегать, высоко поднимая колени. Советы родителям “Во время прогулки понаблюдать за птицами”.

4 неделя Беседа «Что ты знаешь о снеге?».

Цель: Закреплять знания о свойстве снега. Осознание некоторых своих умений (умение рисовать и т. д.)

Игра – ситуация «Что будет, если козлята не откроют дверь волку?».

Цель. Формировать умение делать простые выводы.

Физкультминутка «Маша варежку одела».

Цель. Развивать умение согласовывать движения с текстом.

Консультация «Дорожная азбука».

март

1 неделя Отгадывание загадок о животных.

Цель. Развивать память, сообразительность.

«Подарок для друга».

Цель. Воспитывать доброе отношение к сверстникам.

Д. /игра «Раздели предметы на группы»

Цель. Развивать умение сравнивать и группировать предметы.

Предложить родителям вечером рассмотреть открытки с детьми к 8 марта.

2 неделя Беседа: «Можно ли разговаривать с незнакомцем?»

Цель. Развивать и поддерживать интерес к общению с взрослым, закрепить знания о безопасности.

Просмотр сказки «Репка», поставленной детьми.

Последовательность событий. Кто кем был? Кто кем будет?

Цель. Общее развитие и освоение знаний из области «Познание».

Упражнение «Покатился мячик».

Цель. Развивать крупные мышцы туловища. Разгружать позвоночник. Вызывать чувство удовольствия от выполняемых движений.

Рекомендации «Как знакомить детей с окружающим миром».

3 неделя Помощь воспитателю в поливке цветок.

Цель. Воспитывать отзывчивость, чуткость.

Игра «Собери по образцу».

Цель. Развивать умение самостоятельно измерять постройки, соблюдать принцип конструкции.

Физкультминутка «Самолет».

Цель. Обогащать двигательный опыт ребенка.

Консультация «Подвижная игра в жизни ребенка».

4 неделя Д. /и. «Кто первый, а кто потом?».

Цель. Развивать умение последовательно называть и показывать героев сказки «Теремок».

«Закончи рисунок».

Цель. Развивать образное мышление.

П. /и. «Заинька».

Цель. Способствовать умению подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут, произнесены последние слова.

Играем в сказку вместе с родителями.

апрель

1 неделя Игра «Нарисуй картинку палочками»

Цель. Развивать у детей чувство симметрии; учить точно, передавать форму предмета. Игра «Подбери картинку».

Цель. Продолжать знакомить с фруктами овощами с грибами.

Игровое упражнение «Попади в круг».

Цель. Развивать меткость.

Консультация «Стихи, потешки – помощники в воспитании детей».

2 неделя Поручение. Помощь воспитателю при организации показа сказки.

Цель. Воспитывать желание сотрудничать с взрослым.

Рисуем колобка.

Цель. Формировать умение рисовать героя сказки, в рисунке отразить свои эмоции.

Д/и «Что зачем?», «Когда это бывает?».

Цель. Расширять представления о временах года, частях суток.

Лепим героев из сказок вместе с детьми.

3 неделя Расскажи любимую сказку.

Цель. Развивать интонационную выразительность в специальных игровых упражнениях средствами театрализованной деятельности.

Игра «Замкни цепочку».

Цель. Вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Игра «Построим дом».

Цель. Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Совет для родителей «Поручения для ребенка».

4 неделя Чтение любимой сказки.

Игра «Кто закончит правильно предложение».

Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Цель. Развивать умение интонационно выразительно воспроизводить любимую сказку.

Музыкально – пластические импровизации.

Цель. Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

Беседа «Развитие мелкой моторики у детей».

Я буду рада, если кому, пригодится мой материал. Большое СПАСИБО за внимание.

Источник

Выполнила: Черемисова Галина Станиславовна
Воспитатель средней возрастной группы.
МАДОУ ЦРР Детский сад №31

Программа индивидуального развития ребенка

2016

Программа индивидуального развития ребенка

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность-это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида. Считается, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности и его жизни.

Читайте также:  Развитие воспитание и формирование личности ребенка

Данная программа помогает решить одну из актуальных задач – индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.

Современная реальность открывает перед ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живет ребенок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости, снисхождению) и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.

Нормативно-правовые основания программы:

Конвенция о правах ребенка,

Закон об образовании.

Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.

В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере.

В моём классе есть ученица, которая уже в первом классе привлекла моё внимание. Девочка старательна, её отличает интерес к чтению, математике, сочинительству. Её ответы всегда логичны и последовательны.

Работая с ребёнком, я старалась пробудить в ребёнке потребность в саморазвитии и открыть девочке пути реализации этой потребности.

Программа индивидуального развития

Создание условий, способствующих полноценному развитию личности ребенка.

1. поддерживать высокую учебную мотивацию;

2. поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

3.формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

4. содействовать творческому развитию;

5. создать условия для активного сотрудничества родителей, ребёнка, педагога

Если с учетом имеющихся способностей и осуществлением индивидуальной программы развития ребёнка, активно включать ребёнка в творческую деятельность, развивать мотивацию обучения и познавательные интересы, вовлекать в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, то, возможно, повысить: качество знаний, уровень самостоятельности ребёнка, развивать мыслительную деятельность, речь ученика, развивать творческие возможности учащегося.

2. Учет возрастных особенностей детей.

1. Познавательная деятельность учащихся.

2. Эмоционально-личностная сфера.

3. Межличностные отношения.

4. Психологическое и физическое здоровье.

Этапы работы над программой:

1 этап – информационно-аналитический.

На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося и родителей, собеседование). По результатам работы составляется «Характеристика учащегося». Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:

– постановка цели на предстоящий учебный год;

– выявление проблем и имеющихся ресурсов;

-составление банка данных о ребенке

1. Сомневается в своих силах, не уверена при ответах.

2. Не всегда проявляет инициативу, не всегда является зачинателем новых дел.

3. Не всегда решительна, иногда колеблется перед ответственным решением.

4. Быстро утомляется.

1. Имеется возможность участвовать и проявить себя в городских, школьных конкурсах и олимпиадах.

2. Есть возможность развивать творческие способности через сотрудничество и организацию занятий с классным руководителем.

3 этап – коррекционно-развивающий.

Цель. реализация индивидуальных программ развития.

1. создание мотивационного поля;

2. дифференцированный подход к формированию мотивации;

3.сотрудничество родителей, учеников, педагогов;

4.ведение документации (индивидуальный план, карта успешности, матрица коллективных дел, портфолио).

5.предупреждение нервно-психического утомления, нежелательного поведения.

Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам и желанию. Составлен план работы на год.

Включение в коллективно-творческие дела класса. После каждого проведённого КТД классный руководитель оценивает, какой статус занимал ребёнок в этом деле.

Включение в систему дополнительного образования.

Индивидуальные занятия c ребенком.

4 этап – саморазвитие.

Цель – научить ребёнка самостоятельно добывать знания.

1.развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

2.формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

3. развивать рефлексивную и оценочную деятельность;

4. воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;

5.формировать культуру межличностных отношений.

Одаренность без границ: сопровождение одаренных детей с особыми образовательными потребностями:

В настоящее время особенно остро стоит проблема развития будущего общества, которое предполагает заботу о настоящем, прежде всего о детях. Родившийся ребенок – это реальное завтра, возможность видеть которое получают родители и общество. То, каким оно будет, во многом зависит от нашей поддержки и усилий. Увидеть ростки одаренности ребенка, создать условия для того, чтобы они превратились в достояние человека, преобразовав его индивидуальность, – это одна из задач, стоящая перед педагогами и психологами. Особенно актуальна эта задача по отношению к детям, которые в силу специфики своего физического и соматического состояния вынуждены развиваться в иных образовательных условиях, нежели большинство детей. Дарования детей могут носить разную природу, но всегда встает проблема их диагностики, бережного отношения и развития. Необходимо формировать условия, среду, чтобы сделать все возможное для развития одаренных детей.

Читайте также:  Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка

В. И. Панов (2007) определяет одаренность как индивидуальную форму становления психической реальности, которая представляет собой системное сочетание природной предрасположенности к реализации психических возможностей в предельной форме индивидуального развития, оптимальной для выполнения социально значимой деятельности одного или нескольких видов. В связи с этим можно выделить актуальную и потенциальную одаренность.

При этом одаренность, по В.И. Панову, выступает как становящаяся реальность, поэтому в работе с одаренными детьми необходимо перейти от диагностики одаренности и развития явной или скрытой одаренности к созданию условий для проявления одаренности как становящегося системного качества психики. А это предполагает обеспечение в процессе обучения и развития таких условий, такой развивающей образовательной среды, которые способствовали бы раскрытию и наиболее оптимальному проявлению творческой природы психики человека.

Психологическое сопровождение одаренных детей в условиях образовательных учреждений является по-прежнему актуальной проблемой. Но если в работе с одаренными детьми, обучающимися в общеобразовательных учреждениях, педагоги-психологи могут опираться на имеющиеся исследования, разработанные и апробированные программы, то психологи специальных образовательных учреждений находятся в другой ситуации. Их позицию можно обозначить как творческую, поскольку она предполагает поисковую исследовательскую деятельность, направленную на поиск и разработку технологий, программ, методик сопровождения одаренных детей с особыми образовательными потребностями. Сотрудничество Педагогического института ЮФУ г. Ростова на Дону с дистанционным центром образования инвалидов при школе-интернате № 28 возникло из необходимости решения обозначенной выше проблемы в теоретическом, прикладном и практическом аспектах.

Нами был разработан проект «Одаренность без границ», в рамках которого в настоящее время реализуется программа «Психологическое сопровождение одаренных детей с особыми образовательными потребностями». Проект разрабатывался с учетом особенностей данного образовательного учреждения, поскольку обучение в нем проходит для многих детей дистанционно. Направления деятельности, виды и формы взаимодействия с субъектами образовательного пространства были разработаны с учетом особенностей дистанционного образования.

В ходе разработки проекта мы объединили три основных направления деятельности психолога – академическое, прикладное и практическое. Подобный подход позволит осуществить научное обоснование психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с особыми образовательными потребностями, создать психолого-педагогические и коррекционные методики работы с этими детьми, а также разработать программу психологической помощи педагогам и родителям.

Основная цель программы – психологическое обеспечение индивидуальной траектории развития одаренного ребенка с особыми образовательными потребностями.

  • разработать теоретическое обоснование психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с особыми образовательными потребностями;

  • подготовить программу диагностики (выявления) различных видов одаренности детей с особыми образовательными потребностями;

  • создать психологическое портфолио каждого одаренного ребенка с особыми образовательными потребностями;

  • регулярно проводить индивидуальный мониторинг развития психической сферы каждого ребенка и успешности овладения учебным материалом;

  • способствовать расширению социальных границ и контактов одаренного ребенка с особыми образовательными потребностями;

  • проводить профилактику зависимостей (компьютерной и др.) одаренного ребенка с особыми образовательными потребностями.

Для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач были выделены следующие направления психологического сопровождения одаренных детей:

  • диагностика одаренных учащихся;

  • разработка индивидуальных образовательных траекторий для каждого одаренного ребенка;

  • разработка и внедрение развивающих программ;

  • консультирование по проблемам одаренных детей (по запросу родителей, детей, педагогов);

  • кризисная интервенция в режиме онлайн (аналог кризисной телефонной службы);

  • психологическое просвещение родителей одаренных детей;

  • содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

Особым направлением нашего сотрудничества с центром является разработка форм коррекционной работы с одаренными детьми. Предполагаются следующие виды работ, направленные на:

  • формирование адекватной Я- концепции и самооценки ребенка;

  • преодоление страхов, работу с психотравмой и т.д.;

  • преодоление неуверенности, внутренней скованности, внутреннего напряжения посредством пластического моделирования;

  • преодоление трудных жизненных ситуаций (техники совместного рассказывания, элементы сказкотерапии, ароматерапия и т.д.).

По отношению к педагогам центра планируется проведение следующих видов работ:

  • профилактика эмоционального выгорания педагогов и сотрудников школы-интерната (тренинговые занятия);

  • психологическое просвещение учителей (семинары, дискуссии, мастер-классы и др.);

  • помощь в разрешении педагогических конфликтов.

Одним из аспектов сотрудничества с центром является сопровождение родителей одаренных детей с особыми образовательными потребностями. Это направление включает работу по запросам родителей, психологическое просвещение родителей. В настоящее время имеется запрос штатных психологов центра, который касается оказания помощи в содействии гармонизации детско-родительских отношений.

Отличительной особенностью данного проекта является активное привлечение студентов психологов (бакалавров, магистрантов), аспирантов кафедры психологии образования Педагогического института ЮФУ г. Ростова-на-Дону, которые, взаимодействуя с детьми-инвалидами, реализуют волонтерский принцип «помощь равного равному».

Таким образом, настоящая программа направлена на психологическое сопровождение одаренных детей с особыми образовательными потребностями, помощь ребенку в реализации его творческого потенциала, содействие в процессе формирования психологически адекватной и социально-адаптированной личности.

Источник