Индивидуальный план развития для вашего ребенка

Индивидуальный план развития для вашего ребенка thumbnail

Ксения Несютина

Индивидуальный план развития вашего ребенка

© Несютина К., 2020

Предисловие. Почему индивидуальный план развития спасает мам от невроза, а детей – от перегрузки?

В общении с родителями я чаще всего слышу фразу «успешный ребёнок». Где-то в подсознании есть образ счастливчика, у которого всё ладится: есть финансовая свобода, личное счастье, крепкая семья, отменное здоровье, симпатии окружающих.

И парадокс: результат очевиден и понятен очень многим. Но КАК приблизиться к нему, непонятно даже самому родителю, в своей жизни. А уж как воспитать успешного ребёнка, непонятно вдвойне! Да и что там скрывать, часто дети как будто специально не хотят воспитываться «успешными»! Они упорно требуют гаджеты вместо книжек, забрасывают наполовину склеенные модели танков, отступают при первых сложностях при обучении катанию на роликах.

Наши родители точно знали, что чем лучше они будут учиться в школе, чем лучше будут оценки в их аттестате, тем больше вероятность найти хорошую работу, состояться в жизни. Здесь была хоть какая-то закономерность. Правда, и тогда никакие школьные оценки не могли помочь человеку в создании семьи.

А в наше время всё окончательно перепуталось. Энциклопедические знания могут помочь разве что в ток-шоу, но никак не в карьере или личной жизни. Может, всё дело в мышлении, и именно его надо развивать? Мышление, конечно, важно, но как много в наших институтах профессоров – умных, мыслящих, но живущих с мамами от зарплаты до зарплаты?

В 1960-х психологи впервые стали использовать понятие эмоционального интеллекта. Многим казалось, что именно он должен определять уровень «успешности». Но, как оказалось, в мире предостаточно чувствительных людей, хорошо понимающих свои эмоции. Такие люди действительно быстро становятся своими в любом коллективе, имеют хорошую, крепкую семью. Но и они не застрахованы от рассеянности, не всегда умеют добиваться целей, расставлять приоритеты, эффективно распоряжаться временем и организовывать пространство вокруг себя.

Для того чтобы разобраться, как воспитывать ребёнка, чтобы он обладал всеми самыми важными качествами для будущей жизни, мы познакомимся с пирамидой развития. Она базируется на трёх интеллектах: эмоциональном, организационном и познавательном.

Визуально пирамида выглядит вот таким образом.

Рис. 1. Пирамида развития ребенка

По сторонам пирамиды у нас три основных интеллекта. А в её внутреннем пространстве – те дела, которыми мы занимаемся вместе с ребёнком. Каждое может не развивать вообще ни одного интеллекта, может быть ориентировано на развитие только одного из них (например, познавательного на занятиях математикой). Но иногда одно дело сразу прокачивает сразудва-три интеллекта. Вот к такой совместной деятельности с ребёнком нам и надо будет стремиться.

Умение правильно реагировать на ситуации – так, чтобы каждый из этих интеллектов развивался (а не подавлялся), – и есть главное искусство, овладев которым, родители смогут воспитать по-настоящему умного, успешного и счастливого человека!

Вместе с главной героиней Татьяной, мамой двух мальчиков девяти и пяти лет, вы постепенно узнаете о каждом интеллекте. Кроме того, вы сможете составить список активностей и занятий (индивидуальный план развития), которые действительно нужны вам и вашим детям.

Сразу хочу предостеречь: такой индивидуальный план развития нужен не для того, чтобы воспитать вундеркинда и сверхчеловека. Это всего лишь способ правильно расставить приоритеты в общении с детьми. Ответить для себя на вопрос: важнее почитать книгу или поиграть в машинки? Сходить на прогулку или в бассейн? Порисовать красками или поиграть в шахматы? Занимаясь чем-то одним, мы упускаем тысячу других возможностей. И не надо говорить, что с ребёнком надо заниматься всем, – это не под силу даже самым обеспеченным семьям. Да и у нас, родителей, обязательно должна быть своя жизнь, свои отношения и хобби. А это значит, что не так много времени мы можем посвящать своим детям, и если мы осознанно не ответим на вопрос «Чем заняться с ребёнком в свободную минуту?», окружение и мир сделают этот выбор за нас и за нашего ребёнка.

Глава 1. Ищем главное в отношениях с ребёнком и мотивируем себя на изменения

Сегодня был самый ужасный день в моей жизни.

Всё пошло наперекосяк, когда я увидела, что опять не успеваю забрать сына из детского сада вовремя.

Понимание, что снова придётся краснеть перед нянечкой и пытаться оправдаться занятостью на работе, не добавляло радости. Но, с другой стороны, это случалось не в первый раз… Как-нибудь договорюсь. Работа тоже ещё не была закончена, и, запихнув в сумку кое-какие бумаги, я побежала к корпоративному автобусу.

Как назло, там уже сидела Марина – главный секретарь нашего начальника. Именно она передаёт ему сведения об отпросившихся, опоздавших или взявших больничный. У самой Марины нет ни детей, ни мужа, зато она всегда великолепно выглядит. Ей ведь не надо до полуночи делать домашние задания или бежать на каблуках по эскалатору, чтобы успеть отвезти ребёнка в детский сад или забрать его оттуда.

Хотела ей ничего не говорить, но она сама приветливо поздоровалась. И, заметив, как я запыхалась, спросила:

– В детский сад торопишься?

Ну куда же ещё может бежать молодая мама с работы в пять часов?!

– Да, – вежливо сказала я. – Опять опаздываю.

– Одна моя подруга доплачивает нянечке, чтобы та лишнюю пару часов сидела с её ребёнком. Может, тебе тоже так делать?

– А сколько доплачивает? – поинтересовалась я.

– Не знаю, но, мне кажется, небольшие какие-то деньги.

Да уж, для Марины и несколько тысяч – небольшие деньги. Когда всю свою зарплату можно потратить только на себя и не надо покупать новую форму, рюкзак, велосипед, коньки, платить за занятия в кружках…

Читайте также:  Методы систематического исследования развития ребенка

В голове пронеслась мысль: а может, и правда попросить нянечку? Ну что ей стоит часок посидеть? А я смогу нормально, как все, работать до 18:00, без этих косых взглядов, и будут нормальные премии…

Очнувшись от размышлений, я посмотрела в окно и поняла, что за двадцать минут автобус проехал полквартала. Пробка. Пришлось выходить и всё-таки бежать до метро.

Когда я вошла в комнату детского сада, то увидела печальную картину. Гошка сидел один с игрушками и уныло катал машинку по полу. Нянечка смотрела какой-то сериал, судя по диалогам, доносившимся с экрана планшета. Увидев меня, она злорадно заметила:

– О, а я уже думала, и ночевать тут с Гошей будем! Не можете вовремя забирать – водите ребёнка в частный сад. Там за деньги хоть до утра могут сидеть. А мне государство полставки платит. Это я ещё осталась… Другая бы вообще плюнула и ушла: не первый же раз такое!

Я виновато улыбалась, пытаясь сослаться на пробки и работу. На что нянечка небезосновательно парировала:

– А другие что же, не по тем же самым дорогам ездят? Или на работу не ходят, что ли? Знаешь, дорогая, если родила ребёнка, будь добра его воспитывать! А то забираешь позже всех, и на занятиях Мария Петровна тоже жалуется на него. Все дети уже давно буквы знают и даже пишут печатными, а он ещё половину не выучил. И такой хулиган: вскакивает, бегает, другим мешает! У них сегодня занятие было по речи, так вот она говорит: «Вы, Виктория Павловна, расскажите маме, а то я её, похоже, до мая не дождусь…»

Гошка очень медленно одевался. А я чувствовала себя самой ужасной мамой на свете, просто кукушкой какой-то. Которая подбрасывает ребёнка то воспитателю, то нянечке, а сама никак не заботится о его развитии и воспитании.

И самое ужасное, что Гошка, слышавший монолог нянечки, наверное, думал так же. По дороге я пыталась как-то компенсировать своё опоздание. В итоге в супермаркете он схватил пакет с чипсами, которые съел раньше, чем мы вышли из магазина. Теперь опять будут проблемы с ужином… А ведь сколько раз обещала себе, что не стану покупать ему всякую ерунду. Но иногда кажется, что воспитывать детей уже просто нет никаких сил.

Источник

Ксения Несютина – практикующий психолог, коуч, ТРИЗ-педагог, создатель онлайн-школы для родителей, автор книг о развитии творческого мышления и мама троих детей. Магистр психологии НИУ ВШЭ. Вот уже 8 лет Ксения помогает родителям делать выбор в пользу бережного воспитания и разностороннего развития детей. Ее методики позволяют научить даже самый закостеневший мозг придумывать, играть и получать удовольствие от общения с ребенком.

Из этой книги вы узнаете:

• как мотивировать себя на изменения;

• что такое зона ближайшего развития, и почему ребенку интересны ракеты и безразличны акулы (и наоборот);

• как научиться играть с ребенком и получать от этого удовольствие;

• какие три вида интеллекта есть у ребенка и как их развивать;

• как улучшить атмосферу в доме и стать дружной семьей;

• что делать, если ребенок плачет, скандалит и злится;

• как родителям стать организованными и научить этому ребенка;

• как сделать совместные занятия интереснее мультиков и гаджетов.

Электронная книга, выпущенная в 2020 году, принадлежит жанру Психология. Тематику книги можно охарактеризовать по следующим тегам: книги для родителей, развитие личности, развитие познавательных способностей, развитие ребенка, советы родителям. В библиотеке можно начать чтение книги “Индивидуальный план развития вашего ребенка” (Ксения Несютина) скачать бесплатно в формате fb2 полностью оцифрованную книгу для андроид. Также есть возможность просмотреть другие издания автора Ксения Несютина.

Дорогие друзья по чтению. Книга “Индивидуальный план развития вашего ребенка” (Ксения Несютина) произведет достойное впечатление на любителя данного жанра. Предисловие. Почему индивидуальный план развития спасает мам от невроза, а детей – от перегрузки? В общении с родителями я чаще всего слышу фразу «успешный ребёнок». Где-то в подсознании есть образ счастливчика, у которого всё ладится: есть финансовая свобода, личное счастье, крепкая семья, отменное здоровье, симпатии окружающих. И парадокс: результат очевиден и понятен очень многим. Но КАК приблизиться к нему, непонятно даже самому родителю, в своей жизни. А уж как воспитать успешного ребёнка, непонятно вдвойне! Да и что там скрывать, часто дети как будто специально не хотят воспитываться «успешными»! Они упорно требуют гаджеты вместо книжек, забрасывают наполовину склеенные модели танков, отступают при первых сложностях при обучении катанию на роликах. Наши родители точно знали, что чем лучше они будут учиться в школе, чем лучше будут оценки в их аттестате, тем больше вероятность найти хорошую работу, состояться в жизни. Здесь была хоть какая-то закономерность. Правда, и тогда никакие школьные оценки не могли помочь человеку в создании семьи. А в наше время всё окончательно перепуталось. Энциклопедические знания могут помочь разве что в ток-шоу, но никак не в карьере или личной жизни. Может, всё дело в мышлении, и именно его надо развивать? Мышление, конечно, важно, но как много в наших институтах профессоров – умных, мыслящих, но живущих с мамами от зарплаты до зарплаты? В 1960-х психологи впервые стали использовать понятие эмоционального интеллекта. Многим казалось, что. Читать книгу “Индивидуальный план развития вашего ребенка” бесплатно онлайн приятно и увлекательно, все настолько гармонично, что хочется вернуться к нему еще раз.

Читайте также:  Развитие высших психических функций ребенка 3 лет

Источник

05.07.201216:535 Июля 2012 16:53:21

Каждая мама в тот или иной момент начинает задумываться над тем, как выстроить такую систему развития своего ребенка, чтобы и не перегрузить малыша ненужной ему информацией и одновременно не упустить важные моменты в его развитии.

Индивидуальный план развития для вашего ребенка

Что делать, чтобы развить ребенка гармонично и не навредить ему? Я всегда составляла некий план на ближайшие месяцы (как правило, полугодия, поэтому в своем рассказе я буду оперировать именно этим временным интервалом). Если сказать точнее – это было несколько планов, которые развивались от общего к частному. Если выделить основные пункты их построения, то получится вот что:

  1. Написать список того, что умеет ваш ребенок в данный момент времени. И отметить, что он делает сам, а что с вашей помощью, чтобы знать, на какие области сделать упор.
  2. Написать список того, чему бы вы в идеале хотели бы научить вашего малыша в течение полугода. Помните, цели должны быть реальными!!! А это значит, учитывать возрастные особенности ребенка в целом и способности вашего малыша в частности (в интернете очень много информации о том, что необходимо развивать у детей конкретного возраста). Например, у детей до года нужно сделать акцент на сенсорном развитии, мелкой моторики, расширение словарного запаса, эмоциональной составляющей. Соответственно по мере взросления ребенка меняются приоритеты и вы не должны забывать об этом.
  3. Когда вы все это написали, то распишите более подробно шаги, с помощью которых вы будете добиваться своей цели.

Например, моя дочка очень долго не говорила (она могла выдать ошеломляющие для меня слова или целые предложения и замолчать на несколько месяцев). В 1,5 года она произносила только мама и баба, все остальное она держала в себе. Хотя пассивный словарный запас у нее был огромен. Мой план развития по этой конкретной задаче выглядел так:

Основная цель – добиться того, чтобы Даша начала разговаривать короткими предложениями (2-3 слова)

Шаги:

  • Ежедневная пальчиковая гимнастика
  • Развитие мелкой моторики
  • Подвижные игры со звукоподражанием
  • Артикуляционная гимнастика
  • Логопедические сказки
  • Провоцирование на произношение отдельных слов и словосочетаний

К 2 годам Даша говорила предложениями из 3-4 слов, а где-то к 2,3 уже сложноподчиненными.

4. Составьте план занятий на неделю (общий), в котором будут отражены все области развития, которые вы хотите охватить. И повесьте его на видное место.

Я делала следующее: на листе А4 чертила табличку, в которую вносила все запланированные области знаний в левой колонке (основная область и шаги), с правой стороны колонки с клеточками (неделя). Напротив каждой области 5 клеточек (по выходным мы не занимались). Выполнили «задание» – поставили галочку. Это мне было нужно для того чтобы отслеживать наглядно, в какой области мы занимались много, а чему внимания мало уделили. Это не значит, что каждый день вы должны сделать все. Нет. Это нереально. Это нужно, чтобы не упустить чего-то. Например, всю неделю вы занимались математикой, чтением, логикой, но ни разу не провели зарядки или физической разминки. Это нужно, чтобы соблюдать баланс.

5. Для ежедневного планирования я использовала записную книжку, в которую выписывала основные дела и личные, и домашние, и связанные с занятиями. И по мере выполнения просто ставила галочку напротив выполненного дела (хотя это уже из разряда тайм-менеджмента).



Что нужно не забывать при составлении плана?

  • Любой план – это условность. Если вы видите, что вам не получается ему следовать (в силу разных причин), корректируйте его, не бойтесь упростить его. Если вы выдохнетесь в самом начале, никому лучше не станет
  • Каждый ребенок индивидуален. Что хорошо одному, то может быть неприемлемо другому. Кроме вас, вашего ребенка так хорошо никто не знает, так что думайте в первую очередь о нем и его интересах и его возможностях.
  • Ловите каждый момент. Не пытайтесь превратить обучение в занятие, играйте с ребенком, импровизируйте. Если видите живой интерес прямо здесь и прямо сейчас, не упускайте этот момент. Ребенок может перегореть. И когда вы придете к нему подготовленная и экипированная в конкретном вопросе, ему может быть уже не интересно. Момент упущен.
  • Не бойтесь того, что вы чего-то не знаете. Любая мама всегда сможет ответить на вопрос ребенка так, что на первое время ему этого ответа будет вполне достаточно.
  • При построении плана учитывайте то, что и вам и ребенку нужно личное время. Вам для домашних дел и отдыха, ему для самостоятельных игр. Они не менее важны, чем все остальное.
  • Корректируйте программу по мере взрослении ребенка или достижения определенных результатов.
  • Оставляйте малышу возможность к самостоятельным открытиям. Давайте ему время на осмысление.

Не пугайтесь всего того, что сейчас прочитали. Это на деле все очень легко и просто:)

Мария Костюченко, автор блога “Учимся играя”

Источник

Программа индивидуального развития обучающегося

Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

·   поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

·  поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

·   развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

·  формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

·   содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

·   закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

 Работа проводится в четыре этапа:

1 этап – информационно-аналитический

2 этап – организационно-деятельностны

Читайте также:  Зарубежные концепции психического развития ребенка

3 этап – контрольно-диагностическ

4 этап – результативно-коррекционный

1 этап – информационно – аналитический

Цель этого этапавыявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:

– наблюдение

-анкетирование (самого подростка, его родителей)

-собеседование

– изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.)

По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося»

1.Дата рождения

2.Место жительства

3.Родители

4. Состояние здоровья

5.Дополнительное образование

6. Итоги прошлого учебного года

7.Особенности личности

Подпись ученика

 Подпись родителей

Подпись классного руководителя

2 этап – организационно-деятельностный

Цель – составление и реализация индивидуального плана развития обучающегося.

Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:

-постановка цели на каждую четверть или на полугодие

-выявление проблем

-выявление имеющихся ресурсов

-планирование деятельности по достижению цели

-определение степени риска

( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)

Индивидуальный план развития

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?

Закончить 6 класс как можно лучше, без двоек.

2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?

1четверть.

Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности

2 четверть

Основательно заняться математикой, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сам. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах

3 четверть

Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Нужна помощь педагогов.

4 четверть

Основательно подготовиться к выполнению тестов и контрольных работ .

3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.

Не ожидал такого успеха. С контрольными работами по русскому языку и математике справился. Спасибо родителям и педагогам. Переоценил свои возможности и не справился с английским языком не потому, что его не понимаю, а просто все внимание уделял другим предметам. Активно участвовал в проектах и различных мероприятиях.

Я сам собой очень доволен!

Подпись ученика

Подпись родителей

Подпись классного руководителя

 3 этап – контрольно-диагностический

Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.

Задачи:

      1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:

– диагностика познавательной деятельности учащихся;

– исследования эмоционально-личностной сферы;

– диагностика межличностных отношений;

– диагностика психологического здоровья;

– исследование в области профориентации.

      2.  Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.

Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, так как дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима. 

Данные диагностики преобразуются в график компетентности, согласно которому реализуется последний (четвертый) этап программы

График компетентности

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

https://21423s06.edusite.ru/images/bezyi.jpg 

4 этап – коррекционно-развивающий 

Цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.

На основе диагностических данных  (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.

Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.

     Воспитанник,  самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:

  1. Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел.

  2. Составление и заполнение индивидуального плана

  3.  Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения коллективных дел. .

  4. Создание коллективных дел, где фиксируется уровень участия каждого ребенка

  5. Составление и заполнение «Карты успешности ученика»

  6. Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио», куда они помещают грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.

  7. По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат

Технологическая цепочка

классного часа по целеполаганию 

1.      Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).

2.      Выстраивают цели по приоритетам.

3.      Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.

4.      Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц.

5.      Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.

6.      Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.

7.      Записываются поручения в индивидуальный план успешности

8. Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия.

9. Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта

КАРТА УСПЕШНОСТИ

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

Данные

Источник