Индивидуальный план работы по развитию речи ребенка

Перспективный план индивидуальной работы с детьми по развитию речи детей в старшей группе

Составила воспитатель МАДОУ

«Детский сад №3»

 Энгельсского района:

Витущенко В.И.

по формированию словаря

по формированию ЗКР

по формированию грамматически правильной речи

по формированию ЗКР

по формированию грамматически правильной речи

сентябрь

1

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы школьных принадлежностей; прилагательными характеризующими их свойства и качества.

Закреплять умение выделять из предложения слова с заданным  звуком

Развивать умение детей образовывать близкие по смыслу однокоренные слова

Закреплять умение выделять из предложения слова с заданным  звуком

Развивать умение детей образовывать близкие по смыслу однокоренные слова

2

Развивать умение использовать слова с противоположным значением (большой – маленький, сильный – слабый)

Закреплять умение выделять из предложения слова с заданным  звуком

Развивать умение детей образовывать близкие по смыслу однокоренные слова

Развивать голосовой аппарат: произносить чистоговорки громко. тихо и шепотом.

Развивать умение детей образовывать близкие по смыслу однокоренные слова

3

Развивать умение находить и называть различия и сходства при сравнении двух предметов ; подбирать слова, характеризующие действия животных

Закреплять умение выделять из предложения слова с заданным  звуком

Развивать умение детей образовывать близкие по смыслу однокоренные слова

Закреплять правильное произношение звуков «с», «З»; развивать умение дифференцировать их на слух; произносить протяжно и с разной силой голоса.

Развивать умение детей образовывать близкие по смыслу однокоренные слова

4

Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова.

Закреплять умение отчётливо и внятно произносить звуки «С»и «З» в словах и фразах. Упражнять в умении регулировать силу голоса. Произносить фразы на одном выдохе. А звуки «С». «з» – протяжно.

Развивать умение составлять и  пользоваться сложноподчинёнными предложениями

Закреплять умение отчётливо и внятно произносить звуки «С»и «З» в словах и фразах. Упражнять в умении регулировать силу голоса. Произносить фразы на одном выдохе. А звуки «С». «з» – протяжно.

Развивать умение составлять и  пользоваться сложноподчинёнными предложениями

октябрь

1

Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова.

Закрепить правильное произношение звуков «С» и «Ц»; Дифференцировать на слух эти звуки. Отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе. С разной силой голоса.

Развивать умение составлять и  пользоваться сложноподчинёнными предложениями

Закрепить правильное произношение звуков «С» и «Ц»; Дифференцировать на слух эти звуки. Отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе. С разной силой голоса.»

Развивать умение составлять и  пользоваться сложноподчинёнными предложениями

2

Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова.

Закрепить правильное произношение звуков «С» и «Ц»

Развивать умение составлять и  пользоваться сложноподчинёнными предложениями

Закрепить правильное произношение звуков «С» и «Ц»

Развивать умение составлять и  пользоваться сложноподчинёнными предложениями

3

 Развивать умение называть действия. характеризующие определённый предмет

Закрепить правильное произношение звуков «С» и «Ц»

Упражнять в образовании названий детёнышей животных в единственном и множественном числе.

Закрепить правильное произношение звуков «С» и «Ц»

Упражнять в образовании названий детёнышей животных в единственном и множественном числе

4

Развивать умение подбирать слова. характеризующие действия персонажей. изображённых на картине.

Закрепить правильное произношение звуков «Ш» и «Ж»; дифференцировать эти звуки, отчётливо и внятно произносить слова

Упражнять в образовании названий детёнышей животных в единственном и множественном числе.

Закрепить правильное произношение звуков «Ш» и «Ж»; дифференцировать эти звуки, отчётливо и внятно произносить слова

Упражнять в образовании названий детёнышей животных в единственном и множественном числе.

ноябрь

1

Развивать умение подбирать слова. характеризующие действия персонажей. изображённых на картине.

Развивать умение выделять из предложений слова со звуками «Ш» и «Ж», чётко произносить фразы, насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью.

Упражнять в образовании названий детёнышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа. Активизировать использование в речи сложноподчинённых предложений.

Развивать умение выделять из предложений слова со звуками «Ш» и «Ж», чётко произносить фразы, насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью.

Упражнять в образовании названий детёнышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа. Активизировать использование в речи сложноподчинённых предложений.

2

Развивать умение называть действия. характеризующие определённый предмет

Развивать умение выделять из предложений слова со звуками «Ш» и «Ж», чётко произносить фразы, насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью

Упражнять в образовании названий детёнышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа. Активизировать использование в речи сложноподчинённых предложений.

Упражнять в подборе слов сходных по звучанию.

Упражнять в образовании названий детёнышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа. Активизировать использование в речи сложноподчинённых предложений.

3

Развивать умение подбирать определения (прилагательные),называть действия (глаголы)

Развивать умение произносить слова отчётливо с естественной интонацией

Читайте также:  Поделки для развития моторики ребенка

Развивать умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе при пересказе текста.

Развивать умение произносить слова отчётливо с естественной интонацией

Развивать умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе при пересказе текста.

4

Развивать умение подбирать определения (прилагательные),называть действия (глаголы)

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «Ч» . «Ш»; развивать умение   различать звуки изолированно и в словах

Упражнять в употреблении сложноподчинённых  предложений

Закрепить правильное произношение звуков «Ч» и «Щ».  Развивать умение   различать эти звуки. изолированно и в словах

Упражнять в употреблении сложноподчинённых  предложений

декабрь

1

Развивать умение подбирать определения (прилагательные),называть действия (глаголы)

Развивать умение выделять во фразах слова со звуками «Ч» и «Щ»; чётко и правильно произносить чисто- и скороговорки, насыщенные звуками «Ч» и «Щ»

Упражнять в образование существительных родительного падежа множественного  числа; задавать друг другу вопросы

Развивать умение выделять во фразах слова со звуками «Ч» и «Щ»; чётко и правильно произносить чисто- и скороговорки, насыщенные звуками «Ч» и «Щ»

Упражнять в образование существительных родительного падежа множественного  числа; задавать друг другу вопросы

2

Развивать умение сравнивать различные предметы по материалу. Размеру, назначению, правильно при этом называя прилагательные; активизировать употребление слов противоположного значения. Закреплять умение классифицировать предметы по качеству.

Закрепить правильное произношение звуков «Ш» и «Ж»

Закреплять умение образовывать производные наименования предметов посуды.

Закрепить правильное произношение звуков «Ш» и «Ж»

Закреплять умение образовывать производные наименования предметов посуды.

3

Развивать умение подбирать определения.

Упражнять в умении громко и чётко произносить слова.

Закреплять умение образовывать формы родительного падежа множественного числа от существительных «ботинки», «чулки». «носки», «варежки» и т.д.

Упражнять в умении громко и чётко произносить слова

Закреплять умение образовывать формы родительного падежа множественного числа от существительных «ботинки», «чулки». «носки», «варежки» и т.д.

4

Развивать умение понимать оттенки значения слова.

Закреплять правильное произношение звуков «с» и «Ш»; учить различать эти звуки. произносить протяжно. На одном выдохе; отчётливо и внятно называть слова с этими звуками. Закреплять умение делить слова на части – слоги.

Развивать умение согласовывать в роде и числе существительное с глаголом прошедшего времени.

Закреплять правильное произношение звуков «с» и «Ш»; учить различать эти звуки. произносить протяжно. На одном выдохе; отчётливо и внятно называть слова с этими звуками. Закреплять умение делить слова на части – слоги.

Развивать умение согласовывать в роде и числе существительное с глаголом прошедшего времени.

январь

2

Развивать умение понимать оттенки значения слова.

Упражнять в отчётливом произношении фраз со словами, имеющими звуки «С» и «Ш». Развивать умение изменять темп речи и силу голоса

Развивать умение использовать в речи сложноподчинённые предложения; согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Упражнять в отчётливом произношении фраз со словами, имеющими звуки «С» и «Ш».  Развивать умение изменять темп речи и силу голоса

Развивать умение использовать в речи сложноподчинённые предложения; согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

3

Развивать умение подбирать определения к словам «лиса» и «собака»

Развивать умение подбирать слова сходные по звучанию

Формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Развивать умение подбирать слова сходные по звучанию

Формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

4

Развивать умение подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных. Активизировать использование антонимов (сильный –слабый, маленький –большой)

Закрепить правильное произношение звуков «Ч» и «Ц». Упражнять в различение этих звуков и отчётливом произношении слов с этими звуками..

Упражнять в образовании названий детёнышей животных с уменьшительными суффиксами.

Закрепить правильное произношение звуков «Ч» и «Ц».  Упражнять в различение этих звуков и отчётливом произношении слов с этими звуками..

Упражнять в образовании названий детёнышей животных с уменьшительными суффиксами.

февраль

1

Упражнять в подборе определений к заданным словам.

Добиваться чёткого произношения слов. включающих звуки «Ц» и «Ч». Развивать умение разделять на слоги трёхсложные слова.

Совершенствовать структуру предложений в связной речи.

Добиваться чёткого произношения слов. включающих звуки «Ц» и «Ч». Развивать умение разделять на слоги трёхсложные слова.

Совершенствовать структуру предложений в связной речи.

2

Упражнять в подборе определений к заданным словам.

Развивать умение подбирать слова, сходные по звучанию. Упражнять в произношении чистоговорок с разной силой голоса.

Совершенствовать структуру предложений в связной речи.

Развивать умение подбирать слова, сходные по звучанию. Упражнять в произношении чистоговорок с разной силой голоса.

Совершенствовать структуру предложений в связной речи.

3

Развивать у детей умение подбирать синонимы к глаголам

Закрепить правильное произношение звуков «Ч» и «Ц». Учить различать эти звуки.

Читайте также:  Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка с нарушением слуха

Совершенствовать структуру предложений в связной речи.

Закрепить правильное произношение звуков «Ч» и «Ц». Учить различать эти звуки.

Совершенствовать структуру предложений в связной речи.

4

Развивать у детей умение подбирать синонимы к глаголам

Закрепить правильное произношение звуков «Ч» и «Ц». Учить различать эти звуки.

Развивать умение составлять предложения. Правильно сочетая слова по смыслу. Упражнять в «чтении» предложения после перестановки слов.

Закрепить правильное произношение звуков «Ч» и «Ц». Учить различать эти звуки.

Развивать умение составлять предложения. Правильно сочетая слова по смыслу. Упражнять в «чтении» предложения после перестановки слов.

март

1

Развивать у детей умение подбирать синонимы к глаголам

Закреплять знания о слоге и ударении.

Развивать умение составлять предложения. Правильно сочетая слова по смыслу. Упражнять в «чтении» предложения после перестановки слов

Закреплять знания о слоге и ударении.

Развивать умение составлять предложения. Правильно сочетая слова по смыслу. Упражнять в «чтении» предложения после перестановки слов

2

Развивать умение  подбирать определения, синонимы и антонимы.

Развивать чувство ритма и рифмы при составлении шуток-чистоговорок.  

Упражнять в составлении предложений -путаниц и в последовательной замене слов в этих предложениях.

Развивать чувство ритма и рифмы при составлении шуток-чистоговорок.  

Упражнять в составлении предложений -путаниц и в последовательной замене слов в этих предложениях.

3

Упражнять в подборе определений к заданным словам.

Упражнять в различении на слух звуков «С», «СЬ», «Щ». Чётко произносить слова с этими звуками.

Упражнять в составлении предложений из заданных слов.

Упражнять в различении на слух звуков «С», «СЬ», «Щ» Чётко произносить слова с этими звуками.

Упражнять в составлении предложений из заданных слов.

4

Упражнять в подборе определений и сказуемых к слову «заяц»

Добиваться внятного и чёткого произношения слов и фраз со звуками «С», «СЬ», «Щ». учить выделять слова с данными звуками из фраз

Закреплять умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.

Добиваться внятного и чёткого произношения слов и фраз со звуками «С», «СЬ», «Щ». учить выделять слова с данными звуками из фраз

Закреплять умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.

апрель

1

Упражнять в подборе определений к заданным словам.

Закрепить правильное произношение звуков «Л,ЛЬ» и «Р,РЬ»., изолированных, в словах и фразах. Выделять из фраз слова, включающие эти звуки.

Развивать умение самостоятельно соотносить описания людей с их изображением.

Закрепить правильное произношение звуков «Л,ЛЬ» и «Р,РЬ»., изолированных, в словах и фразах. Выделять из фраз слова, включающие эти звуки.

Развивать умение самостоятельно соотносить описания людей с их изображением.

2

Развивать умение называть предметы, необходимые людям определенной профессии, и действия, связанные с этой профессией.

Упражнять в различении на слух звуков «С», «СЬ», «Щ»

Упражнять в образовании слов, обозначающих профессии людей.

Упражнять в различении на слух звуков «С», «СЬ», «Щ»

Упражнять в образовании слов, обозначающих профессии людей.

3

Упражнять в подборе определений к заданным словам

Развивать умение определять ударный слог в двухсложном слове.

Упражнять в образовании слов, обозначающих людей какой-либо профессии.

Развивать умение определять ударный слог в двухсложном слове

Упражнять в образовании слов, обозначающих людей какой-либо профессии.

4

Развивать умение называть предметы, необходимые людям определенной профессии, и действия, связанные с этой профессией.

Закрепить правильное произношение звуков «Л,ЛЬ» и «Р,РЬ»., изолированных, в словах и фразах.

Активизировать использование в речи сложных предложений.

Закрепить правильное произношение звуков «Л,ЛЬ» и «Р,РЬ»., изолированных, в словах и фразах.

Активизировать использование в речи сложных предложений.

май

1

Формировать умение понимать и объяснять смысл поговорок.

Закрепить правильное произношение звуков «Л,ЛЬ» и «Р,РЬ»., изолированных, в словах и фразах.

Вырабатывать ориентировку на звучание грамматических форм. При помощи которых образуют новые слова, подводить к усвоению способов словообразования.

Закрепить правильное произношение звуков «Л,ЛЬ» и «Р,РЬ»., изолированных, в словах и фразах.

Вырабатывать ориентировку на звучание грамматических форм. При помощи которых образуют новые слова, подводить к усвоению способов словообразования.

2

Формировать умение понимать и объяснять смысл поговорок.

Закрепить правильное произношение звуков «Л,ЛЬ» и «Р,РЬ»., изолированных, в словах и фразах.

Вырабатывать ориентировку на звучание грамматических форм. При помощи которых образуют новые слова, подводить к усвоению способов словообразования.

Закрепить правильное произношение звуков «Л,ЛЬ» и «Р,РЬ»., изолированных, в словах и фразах.

Вырабатывать ориентировку на звучание грамматических форм. При помощи которых образуют новые слова, подводить к усвоению способов словообразования.

3

Формировать умение понимать и объяснять смысл поговорок.

Закрепить правильное произношение звуков «Л,ЛЬ» и «Р,РЬ»., изолированных, в словах и фразах.

Активизировать использование в речи сложных предложений.

Закрепить правильное произношение звуков «Л,ЛЬ» и «Р,РЬ»., изолированных, в словах и фразах.

Активизировать использование в речи сложных предложений.

4

Упражнять в подборе определений к заданным словам

Читайте также:  Венгер игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста

Закрепить правильное произношение звуков «Л,ЛЬ» и «Р,РЬ»., изолированных, в словах и фразах.

Развивать умение самостоятельно соотносить описания людей с их изображением.

Закрепить правильное произношение звуков «Л,ЛЬ» и «Р,РЬ»., изолированных, в словах и фразах.

Развивать умение самостоятельно соотносить описания людей с их изображением.

Источник

Юлия Петрова
Программа индивидуальной работы с ребенком дошкольного возраста «Развитие речи»

Актуальность программы

«Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания»

(Л. С. Выготский)

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится внимание к одной из задач деятельности воспитателя – это развитие речи детей.

Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 3 лет является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи. Вместе с тем в речевых возможностях детей данного возраста наблюдаются большие индивидуальные различия.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Таким образом, при систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в РФ ориентирует работников дошкольного профиля при выборе задач и содержания работы не столько на приобретение дошкольниками определенной суммы знаний, сколько на открытие перед ними «науки жизни», которая способствовала бы формированию творческих личностей с развитым чувством собственного достоинства. В соответствии с образовательным стандартом до конца дошкольного периода ребенком должны быть усвоены литературные нормы и нормы культуры речи, культура общения на родном языке.

В конце учебного года на основе результатов диагностирования детей выяснилось, что у Ивана Ф. есть проблемы по развитию речи.

В связи с этой проблемой разработала программу индивидуальной работы с Иваном Ф. по развитию речи.

Цель

– создать условия для развития речи у ребёнка.

Задачи

– Расширение и уточнение словаря;

– совершенствования грамматического строя речи;

– привлечение внимания детей к собственной речи;

развитие речевого аппарата.

Содержание деятельности

1)Расширение и уточнение словаря:

– введение в активный словарь новых слов и понятий;

– реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций.

2) Развитие грамматического строя речи:

– формирование навыка согласования слов в словосочетании;

– формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом («Назови ласково», форма числа имен существительных («Скажи со словом много»);

развитие умения употреблять предлоги в речи.

3) Работа над звуковой культурой речи:

развитие артикуляционного аппарата;

– знакомство со звуками русского языка.

4) Развитие связной речи:

– рассказывание о предмете;

– рассказывание о себе по вопросам педагога;

– рассказывание по сюжетным картинкам, по серии картинок совместно с воспитателем и другими детьми.

месяц Мероприятие: форма, название Задачи мероприятия Участники

сентябрь Предварительная педагогическая диагностика Проверить уровень сформированности речи у ребёнка

Ребёнок, воспитатель

октябрь Упражнение “Домик открывается-закрывается”

Беседа по картине с животными “Кто как кричит?” Развивать артикуляционную моторику

Учить отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картинки

ноябрь

Упражнение “Дождик”

Игра “Кап-кап и куп-куп” Развитие мелкой моторики

Способствовать развитию слухового

восприятия, внимания, памяти

декабрь Упражнение “Подуем на горячую картошку”

“Как нам транспорт помогает” Развитие артикуляционной моторики

Побуждать рассказывать об изображенном на картинке

январь “Что бывает зимой?”

Игра “Что звучит в коробочке”

Развитие грамматического строя речи

Способствовать развитию слухового

восприятия, внимания, памяти

февраль Игра “Угадай игрушку”

“Мишка спрятался в берлоге” Развитие слухового

восприятия, внимания, памяти

Развитие грамматики

март Рассказы о своей семье

Рисование горизонтальных линий “Дорожка для Вани” Побуждать правильно отвечать на вопросы

Развитие графических навыков

апрель Педагогическая диагностика ребёнка Проанализировать результаты работы

Предполагаемые результаты

– расширен словарный запас у ребёнка;

– грамматический строй речи соответствует возрастным особенностям;

– динамическое развитие речевого аппарата.

Материально-техническое обеспечение

– игрушки;

– дидактические игры;

– картины, демонстрационный и раздаточный материал;

– произведения художественной литературы;

– использование видеоматериалов (слайды, мультфильмы).

Список использованной литературы

– Диагностика речи дошкольников. В. Н. Макарова. – М., 2008.

– Занятия по развитию речи в детском саду. О. С. Нианова

Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1990.

– Хрестоматия для детей раннего возраста.

Источник