Индивидуальный план логопедического развития ребенка
Дети с ОНР III уровня зачисляются в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на два года обучения, в течение которых учитель-логопед проводит с ними фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия на основе составленных планов фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы на учебный год. Планы индивидуальной работы учитель-логопед разрабатывает не реже одного раза в год. При этом необходимо учитывать уровень речевого и общего развития, индивидуальные особенности детей. Основная задача индивидуальных логопедических занятий – формирование звуковой стороны речи: постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания. А также по развитию психологической базы речи.
Планы индивидуальных занятий учитель-логопед составляет на основании индивидуального плана коррекционного развития ребенка. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.
1. Формирование полноценной звуковой стороны речи.
2. Развитие фонематического восприятия, слуха и навыков звукового анализа.
3. Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
4. Развитие связной речи.
5. Развитие внимания, памяти, мышления.
Направления (вид) коррекционной работы
Содержание коррекционной работы
Развитие общей и мелкой моторики
Совершенствование статической и динамической организации движений.
Развитие артикуляционной моторики
Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.
Развитие мимической мускулатуры
Нормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.
Развитие просодической стороны речи
Развитие голоса, физиологического и речевого дыхания, темпа речи и мелодико-интонационной окраски.
Коррекция звукопроизношения
Постановка звуков Ш, Ж,Ч, Щ; С, Сь, З, Зь, Ц; Л, Ль; Р, Рь; Й; К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Т, Ть; Д, Дь.
Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте;
Дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, тексте со сходными по артикуляционным и акустическим признакам.
Коррекция слоговой структуры слова
1.Двухсложные слова из открытых слогов.
2.Трёхсложные слова из открытых слогов.
3.Односложные слова.
4.Двухсложные слова с закрытым слогом.
5.Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова.
6.Двухсложные слова из закрытых слогов.
7.Трёхсложные слова с закрытым слогом.
8.Трёхсложные слова со стечением согласных.
9.Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.
10.Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных.
11.Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.
12.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.
13.Трёхсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.
14.Многосложные слова из открытых слогов.
Развитие фонематического слуха, восприятия и навыков языкового анализа и синтеза
Обучение определению заданных звуков в ряду других звуков, слогов, слов; выделению ударного гласного в начале слова и согласного в конце слова; определению места звука в словах. Деление слов на слоги, предложений на слова. Звуковой анализ небольших слов; составление слов из заданных звуков; определение ударного слога.
Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи
Экспрессивная речь. Работа над обобщающими понятиями, называние времён года и профессий; подбор существительных по темам. Предметный словарь: называние детёнышей, малознакомых предметов. Частей тела и предметов. Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, качеству материала, подбор прилагательных к существительным, подбор синонимов, притяжательные прилагательные. Глагольный словарь: подбор глаголов к существительным, глаголы прошедшего времени, совершенный вид глагола, возвратные глаголы. Подбор антонимов. Импрессивная речь. Различение уменьшительно-ласкательных форм слова, приставочных глаголов, предложно-падежных конструкций. Грамматический строй речи. Образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, употребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, образование глаголов множественного числа и приставочных глаголов, употребление предложно-падежных конструкций.
Развитие связной речи
Обучение составлению предложений, пересказу, составлению описательных рассказов, по серии сюжетных картин и по сюжетным картинам.
Развитие внимания и памяти, мышления
Развитие свойств произвольного внимания: объёма, устойчивости, распределения, переключаемости.
Развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной; объёма и долговременности.
Развитие мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического.
1. Гомзяк О.С. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня. – М.: изд-во ГНОМ, 2013
Источник
Индивидуальный план коррекционно – логопедического развития ребенка с ОНР
Фамилия, имя ребенка: ___Х__
Год рождения: 12 декабря 2011 год
Период обучения: 1 год
Название учреждения: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Медведевский детский сад №3 «Золотой ключик»
Группа: средняя
Заключение ЦПМПк: Гиперметропия высокой степени, амблиопия высокой степени, ОНР-III уровень со вторичным снижением в развитии ВПФ на фоне РОП ЦНС. Оперированный врожденный порог сердца. (ЗПР?)
Задачи:
1. Формировать полноценную звуковую сторону речи.
2. Развивать фонематическое восприятие, слух и навыки звукового анализа.
3. Развивать и совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи.
4. Развивать связную речь.
5. Развивать внимание, память, мышление.
Направление (вид)
коррекционной работы
Содержание коррекционной работы
Медицинская коррекция (по назначению врача-невролога, психоневролога)
Медикаментозное воздействие, физиотерапевтическое воздействие (электрофорез, УФО, шерстяные обертывания, электросон), массаж, ЛФК, витаминотерапия.
Развитие общей и мелкой моторики
Совершенствование статической и динамической организации движений.
Развитие артикуляционной моторики
Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики
Развитие мимической мускулатуры
Нормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.
Развитие просодической стороны речи
Развитие голоса, физиологического и речевого дыхания, темпа речи и мелодико-интонационной окраски.
Коррекция звукопроизношения
Постановка звуков: Ш, Ж,Ч,Щ; С,СЬ,З,ЗЬ,Ц; Л,ЛЬ; Р,РЬ; Й; К,КЬ; Г,ГЬ; Х,ХЬ; Т,ТЬ; Д,ДЬ.
Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте; дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, тексте со сходными звуками по артикуляционным и акустическим признакам.
Коррекция слоговой структуры слова
1. Двусложные слова из открытых слогов.
2. Трехсложные слова из открытых слогов.
3. Односложные слова.
4. Двусложные слова с закрытым слогом.
5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова.
6. Двусложные слова из закрытых слогов.
7. Трехсложные слова с закрытым слогом.
8. Трехсложные слова со стечением согласных.
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.
11. Односложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.
12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных в начале и середине слова.
13. Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.
14. Многосложные слова.
Развитие фонематического слуха, восприятия навыков звукового анализа
Обучение определению заданных звуков в ряд других звуков, слогов, слов; выделение ударного гласного в начале слова и согласного в конце слова; определению места звука в словах. Деление слов на слоги, предложений на слова. Звуковой анализ небольших слов; составление слов из заданных звуков; определение ударного слога.
Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи
Экспрессивная речь. Работа над обобщающими понятиями, названиями времен года и профессий; подбор существительных по темам.
Предметный словарь: называние детенышей, малознакомых предметов, частей тела и предметов.
Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, качеству материала, подбор прилагательных к существительным, подбор синонимов, притяжательные прилагательные.
Глагольный словарь: подбор глаголов к существительным, глаголы прошедшего времени, совершенный вид глагола, возвратные глаголы. Подбор антонимов.
Импрессивная речь. Различение уменьшительно-ласкательных форм слова, приставочных глаголов, предложно-падежных конструкций.
Грамматический строй речи. Образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, потребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, образование глаголов множественного числа и приставочных глаголов, употребление предложно-падежных конструкций.
Развитие связной речи
Обучение составлению предложений, пересказу, составлению описательных рассказов, по серии сюжетных картин и по сюжетным картинам.
Развитие внимания, памяти и мышления
Развитие свойств произвольного внимания: объема, устойчивости, распределения, переключаемости. Развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной; объема и долговременности. Развитие мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического.
Источник
Варианты индивидуальных планов логопедических занятий → Документация логопеда
Несколько вариантов индивидуальных планов логопедических занятий
Вариант 1.
1. Совершенствование мелкой моторики
- Запомнить названия пальцев рук
- Освоить различные движения пальцами рук
- Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами (Т.Ткаченко, И.Лопухина и др)
2. Развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти
- Выполнение различных словесных инструкций (2-,3-,4ступенчатых)
- Угадывание предмета по загадке-описанию
- Игры с правилами (выполнять действие только при определенном условии): «Просьба», «Покажи», «Бывает, не бывает»
- «Подбери словечко» (завершение стиха в рифму), «загадки – обманки»(нужно выбрать правильный вариант по картинке, рифмуется неверный вариант). Ребенок смотрит на сюжетные картины и определяет, относится ли к её содержанию каждое услышанное предложение
3. Формирование и совершенствование фонематического слуха (по Ткаченко Т.А., Лопатиной Л.В. и др.)
- Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков
- Повторение сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции
- Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками
- Повторение цепочеки слогов с оппозицонными по зврнкости-глухости легко произносимыми согласными звуками
- Повторение цепочки слогов со стечением легко произносимых согласных звуков
- Рифмовки незаконченные, рифмовки – перепутанки, рифмовки – трудноговорки
- Выбор из ряда слов одно отличающееся по звучанию
- Повторение 3-4 похожих по звучанию слова, четкое их произношение
4. Освоение звукового анализа и синтеза слов
5. Обогащение словарного запаса
- Уточнение лексических тем, предлагаемых программой «Воспитания и обучения в детском саду» Васильевой, программой Филичевой Т.Б.
- Обобщающие слова, синонимы, антонимы, части и целое и др.
6. Уточнение составляющих грамматического строя
- Развитие словообразования, словоизменения, употребления предлогов
7. Совершенствование связной речи
- Описание картинки
- Составление рассказа по серии сюжетных картин
- Пересказ текста
8. Улучшение работы речевого аппарата посредством освоения артикуляционной гимнастики
- Освоение основных упражнений
- Выполнение комплекса упражнений, способствующих постановке данного звука
9. Постановка нарушенных звуков
- Объяснение артикуляции звука
- Показ артикуляции звука
- Постановка по подражанию
- Постановка при помощи зондов
10. Автоматизация поставленных звуков
- Изолированно
- В слогах (прямых, обратных, стечениях)
- В словах
- В словосочетаниях
- В предложениях, скороговорках
- В стихотворных текстах
- В спонтанной речи
11. Дифференциация с близкими по акустическим или артикуляторным признакам звуками
Вариант 2
ФИО ребенка
1. Фонетическая сторона речи.
- работа над звукопроизношением – уточнение произношения простых согласных звуков и гласных звуков, постановка, автоматизация вибрантов. Дифференциация сонорных звуков.
- Артикуляционная гимнастика
- Формирование целенаправленной и сильной воздушной струи.
- Работа над силой голоса.
2. Лекскика.
- Уточнение и расширение словаря по тематическому плану.
- Уточнение названий геометрических форм.
- Уточнение названий цветов и оттенков.
- Расширение предикативного словаря.
- Расширение словаря признаков. Изучение антонимов.
3. Грамматический строй речи.
- Образование глаголов – антонимов.
- Образование притяжательных прилагательных.
- Работа по пониманию и употреблению простых предлогов.
- Работа над согласованием существительных с прилагательными.
- Работа над правильным согласованием существительных с местоимениями.
- Работа над правильным согласованием существительных с глаголами.
- Работа над правильным согласованием существительных с числительными.
- Работа над образованием множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
- Образование относительных прилагательных.
- Образование единственного и множественного числа существительных в дательном и предложном падежах.
- Изучение слов-исключений при образовании множественного числа.
- Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных.
- Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных.
- Работа по пониманию и употреблению сложных предлогов.
4. Фонематическая сторона речи.
- дифференциация звуков по глухости-звонкости
- развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.
- Выделение гласных звуков среди ряда гласных.
- Выделение согласных звуков среди ряда согласных
- Выделение первого ударного гласного в слове.
- Выделение первого согласного в сильной позиции.
- Фонематический анализ двусложных и трехсложных конструкций.
5. Связная речь.
- Составление рассказа – описания по наглядному образцу.
- Составление рассказа по сюжетной картинке.
- Составление рассказа на материале собственного опыта.
- Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок.
- Пересказ сказок и простых текстов
- Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок
6. Развитие ВПФ и моторики.
- развитие произвольного запоминания
- увеличение объема слухоречевой памяти
- развитие всех видов восприятия
- развитие слухового внимания
- развитие мелкой и мимической моторики
- развитие кинестетическое восприятия
- развитие пространственных представлений
- развитие воображения
- развитие изобразительной и конструктивной деятельности
- развитие логического мышления
Вариант 3 (напротив необходимого пункта выставляется знак +)
Планирование
индивидуальной логопедической работы
c ________________________________
1. Формирование правильного звукопроизношения.
- Логопедический массаж;
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- постановка и коррекция звуков:
- группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
- группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
- группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
- губно-губные – П, Б, М + мягк.
- губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
- заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
- Другие __________________________
- автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.
2. Формирование фонематического восприятия:
- определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
- определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.
3. Формирование фонематического слуха
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Развитие грамматического строя речи
- словообразование;
- словоизменение.
6. Развитие лексической стороны речи
- расширять предметный словарь;
- расширять словарь признаков;
- расширять глагольный словарь.
7. Формирование связной речи
- формировать умение составлять рассказ по картинке;
- формировать умение составлять рассказ по серии картин;
- формировать умение составлять пересказ;
- формировать умение составлять рассказ – описание.
8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:
- развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;
- развивать мелкую и артикуляционную моторику.
КОММЕНТАРИИ
Источник
год рождения ребёнка
Логопедическое заключение
ОНР 3 уровень
Актуальная проблема
Полиморфное нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического слуха, связной речи, бедность словаря. Грубые нарушения предложно-падежных конструкций.
Цель
Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.
Задачи.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие мимики и эмоций.
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха
Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.
Развитие импрессивной речи.
Коррекция слоговой структуры слова.
Пополнение активного словаря.
Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.
Содержание
В соответствии с Рабочей программой учителя-логопеда и Адаптированной основной образовательнаой программой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой
(указать пособия используемые в работе и методики)
Содержание работы
1. Развитие общей и мелкой моторики.
Логоритмические упражнения под музыку.
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.
«Су-Джок» гимнастика.
Использование кинетического песка для развития тактильных ощущений и развития мелкой моторики рук.
2. Развитие мимики и эмоций.
Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.
3. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.
Определение первого гласного звука в слове, , последнего звука (согласного, гласного), нахождение заданного звука (гласного в слове в ударной позиции); повторение звуковых рядов; различение слов со сходным звуковым составом.
Определение первого согласного звука в слове.
4. Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
- Логопедический массаж с использованием логопедических зондов (по методике Новиковой), массаж языка и щек с помощью вибромассажёра «Z-Vibe»
- упражнения на развитие целенаправленной воздушной струи « Сдуй бабочку с цветка“, „Забей мяч в ворота“, „Подуй на ватку“, „Фокус», «Футбол», «Паровоз», «Летающий шарик»,
Артикуляционные упражнения для языка:
– язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой;
-упражнение, Лошадка, (присасывание языка к верхним альвеолам);
– Лопатка, (распластывание широкого языка и удержание его между зубами);
-Болтушка, (движение вперёд-назад при открытом рте);
– Кошечка, (попеременный захват языком то верхней, то нижней губы);
– Вкусное варенье, (движение языка по верхней губе, затем по нижней);
– Часики, (тянуться к ушам, на счёт);
– Качели, (движение вверх-вниз);
– Маляр, (движения от верхних зубов к горлу и обратно по нёбу).
- Постановка и автоматизация звуков: шипящих, соноров.
- Автоматизация звуков.
|
5. Развитие импрессивной речи.
Исправление семантической ошибки в предложении.
Понимание значения пространственных наречий.
Выполнение 3-х действий по одной инструкции.
Узнавание предмета по описанию.
Использование, чудесного мешочка,
6. Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.
Классификация предметов.
Образование прилагательных от существительных. Использование лото: Что из чего? Повар; Ателье,
Расширение словаря признаков, слов-действий: Подбери предмет к действию, Подбери признак к предмету.
Называние антонимов: высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий.
Закрепление в речи грамматических конструкций со сложными предлогами, с употреблением существительных множественного числа в косвенных падежах.
Закрепление в словосочетаниях и предложениях существительных с числительными.
Составление предложений (сложносочинённых, сложноподчинённых).
Пересказ короткого текста с опорой (на картинку), составление рассказа по картинке, серии картин.
Сроки динамического контроля
Динамические показатели
Январь ______ г.
Динамика: (положительная, незначительная, нулевая, отрицательная)
Особенности речевого развития _______________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________ ___________________________________________________________________________
Май _______ г.
Динамика: (положительная, незначительная, нулевая, отрицательная)
Особенности речевого развития _______________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________
Источник