Индивидуальный план физического развития ребенка

Перспективный план  индивидуальной работы с детьми

средней  группы по физической культуре

Сентябрь, дата

ФИ ребёнка

Закрепить умение:

– ходьба по скамейке, «достань платочек»

– прыжок в высоту (платочек выше поднятой руки на 15 см),

– метание вдаль правой и левой руками (3,5-6,5м),

– катание обруча между предметами (между предметами 40-50 см).

– ходьба по следам, из обруча в обруч.

– бросание мяча вдаль из-за головы, от груди, из разных положений (стоя, сидя).

– подлезание под дугами (3дуги на расстоянии 1,5м друг от друга).

– ходьба с перешагиванием через кирпичики.

– прыжки в длину с места до ориентира (20 см).

– подбрасывание и ловля мяча,

– отбивание мяча о пол и ловля его двумя руками.

– ходьба по верёвке боком.

– бросание мяча из-за головы и снизу и ловля его в парах (1,5 м).

– подлезание под шнур не касаясь пола руками ( высота 40 см).

Октябрь, дата

ФИ ребёнка

Закрепить умение:

– ходьба по верёвке прямо и боком.

– прыжки через верёвку (высота 5-10 см).

– катание мяча одной, двумя руками перед собой по полу.

– подлезание под верёвку, не касаясь пола руками.

– катание мяча между двумя линиями (15-20 см),

– перебрасывание из-за головы мяча по кругу,

– бросание мяча через сетку с расстояния 1,5 м

– ходьба по скамейке с перешагиванием через кубики, по верёвке боком.

– прыжки через лежащую на полу скакалку боком с продвижением вперёд.

– отбивание мяча рукой о пол 3-4 раза.

– бросание мяча через сетку с расстояния 1,5 м

– лазание по лестнице на высоту 2 м.

Ноябрь, дата

ФИ ребёнка

Закрепить умение:

– ходьба по скамейке, по верёвке боком, с перешагиванием через кубики.

 – спрыгивание с высоты, прыжки в высоту.

– лазание по лестнице на высоту 2 м.

– катание мяча друг другу из разных положений (стоя, сидя) на расстояние 1,5 м.;

– скатывание мяча по наклонной доске с попаданием в предмет.

– перешагивание через предметы,

– ходьба по наклонной доске,

– спрыгивание с предметов.

Бросание мяча в баскетбольное кольцо от груди, из-за головы (1,5-2)м. Упражнение разведчики (ползание на животе)

Декабрь, дата

ФИ ребёнка

Закрепить умение:

– ходьба по следам, по верёвке боком.

– прыжки в длину с места до ориентира (50 см).

– ползание по скамейке на животе.

– скатывание мяча по наклонной доске с попаданием в предмет,

– бросание мяча через сетку с расстояния 1,5 м

– перешагивание через кегли (между ними 70-80 см).

– прыжки через предметы (высота 5-10 см).

– бросание мяча двумя руками от груди через сетку.

– прокатывание мяча между предметами (между ними 40-50 см).

– прокатывание мяча головой вперёд на четвереньках, не отпускать его далеко вперёд, придерживая рукой.

Январь, дата

ФИ ребёнка

Закрепить умение:

– ходьба по ребристой доске.

– прыжки на двух ногах через предметы, со скамейки (высота 20 см.)

– отбивание мяча о пол правой и левой руками о пол (4-5 раз),

– метание в горизонтальную цель с расстояния 2-2,5 м правой и левой руками.

– ходьба на двух ногах по верёвке, приставляя пальцы одной ноги к пятке другой ноге.

– прыжки на двух ногах через обручи, со скамейки.

– катание мяча в парах из разных положений ( стоя, сидя);

– перебрасывание мяча из-за головы друг другу по кругу (рас. 1,5 м).

– подлезание под верёвкой прямо и боком (высота 40-50 см).

Февраль, дата

ФИ ребёнка

Закрепить умение:

– ходьба по скамейке, спрыгивание с неё.

– ходьба по верёвке боком.

– прыжки в длину с места до ориентира (50-60 см).

– подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками.

– прыжки в высоту до предмета.

– скатывание мяча по наклонной доске с попаданием в предмет.

– подлезание в обруч прямо и боком (обруч приподнят на 10 см).

– ходьба по ребристой доске,

– прыжки со скамейки.

– прокатывание мяча головой вперёд на четвереньках, не отпускать мяч далеко вперёд.

– ходьба по наклонной доске.

– отбивание мяча о пол и ловля его,

– перебрасывание мяча через препятствия с расстояния 2 м.

Март, дата

ФИ ребёнка

Закрепить умение:

– ходьба по скамейке боком, по верёвке прямо.

– прыжки на двух ногах из обруча в обруч.

– прокатывание мяча между предметами (рас. между ними 40-50 см).

– пролезание в обруч прямо и боком (обруч поднят на10 см).

– лазание по лестнице на высоту 1,2-1,5 м.

– перешагивание через кегли (расстояние между кеглями 70 см).

– прыжки в длину (60 см).

– отбивание мяча о пол.

– ходьба и бег по наклонной доске.

– катание мяча в парах из разных положений,

– бросание и ловля мяча снизу, из-за головы в парах.

Апрель, дата

ФИ ребёнка

Закрепить умение:

– равновесие: ходьба по канату прямо и боком приставным шагом.

– прыжки в длину с места до ориентира (расстояние от линии до ориентира 60 см).

–  бросание мяча из-за головы с разных положений (сидя, стоя) в парах (расстояние между детьми 1,5 м); через сетку с расстояния 1,5 м (верхний край сетки над полом на высоте поднятой руки ребёнка).

– упражнение «Муравьи» (ползание по полу с опорой на предплечья и колени).

– ходьба по ребристой доске и  по гимнастической скамейке с мешочком на голове (высота скамейки 20-25 см).

– прыжки через веревку боком, в длину с места до ориентира (расстояние от линии до ориентира 60 см).

–  бросание мяча от груди, из-за головы в баскетбольное кольцо с расстояния 1,5-2 м (баскетбольное кольцо на высоте 1,5 м).

– пролезание прямо и боком в обруч (обруч приподнят над полом на высоту 10 см);

– лазание по гимнастической стенке.

Май, дата

ФИ ребёнка

Закрепить умение:

–  ходьба по ребристой доске; ходьба и бег по наклонной доске (высота поднятого края доски 35 см, ширина доски 15 см).

– прыжки через веревку боком с продвижением вперед.

–  метание мешочков вдаль правой и левой руками от плеча в вертикальную цель с расстояния 1,5-2 м (высота мишени 1,5 м).

– упражнение «Жучок». Сидя на полу, руки в упоре сзади за спиной, ноги вместе, согнуты в коленях. Ползти, продвигаясь вперёд, сгибая и выпрямляя ноги.

– ходьба по скамейке через предметы (высота предметов 15-20 см).    

 – прыжки через короткую скакалку, в длину с места до ориентира (расстояние от линии до ориентира 60 – 70 см).

– подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками;

– отбивание о пол правой и левой руками и ловля после отскока;

– бросание от груди из разных положений (сидя, стоя) в парах (расстояние между детьми 1,5 м)

– бросание мяча от груди через сетку с расстояния 1,5 м

– ползание по полу с опорой на предплечья и колени.

Читайте также:  Период развития ребенка от 1 года до трех лет называется

Источник

Понедельник

Вторник  

Среда

Четверг

пятница    

Игровое упражнение «Катание обруча в парах». 

Цель: развивать глазомер, силу рук.

( с 2-4 детьми).

Артикуляционная гимнастика «Варенье»

Цель: усиливать кровообращение, развивать гибкость органов речевого аппарата, укреплять мышцы лица.

(с Матвеем Д., Ваней А.)

Игровое упражнение

«Метание от плеча»

Цель: отрабатывать быстроту реакции на определенный сигнал.

(с подгруппой детей)

Гимнастика для глаз  «Тренировка»

Цель: укреплять глазные мышцы, оздоравливать  зрительный аппарат (с Лизой К.,  Ульяной Д., Вовой Т.)

Спортивная игра: «Баскетбол» Цель: Упражнять в ведении мяча правой, левой рукой. Формировать интерес к спорту

(с подгруппой детей).

Упражнение на тренажере: «Батут»

Цель: формировать правильную технику работы на тренажерах, отрабатывать выполнение прыжка вправо – влево

(с Ириной Ш.,  Кариной Х.,).

Коррегирующее упражнение: «Держи спину прямо»

Цель: почувствовать и запомнить правильное положение тела, формировать правильную осанку.

( с Владиком В., Матвеем Д.)

Игровое задание: « Гусеница»

Цель: отрабатывать выполнение ходьбы в глубоком наклоне поочередно двумя руками, затем двумя ногами,  развивать силу рук и ног, осуществлять профилактику осанки и плоскостопия

(с Мариной Д., Илюшей А., Васей Ф.).

Игровое упражнение: «Волна»

Цель: отрабатывать волнообразные движения руками, напрягая руки в конечной фазе, развивать гибкость.

(с Ларисой З., Аришей Д., МашейЯ.)

Игровое задание: «Ласточка»

Цель: совершенствовать стойку на одной ноге, соблюдая статическое равновесие  (с Дариной Я., Дашей Ф.)

Логоритмическое упражнение: «По тропинке»

Цель:  отрабатывать выполнение движений согласно тексту, улучшать общую двигательную активность

 (с Наташей Б., Светой З.).

Игровое упражнение: «Поменяемся местами, у кого есть велосипед…»

Цель: закреплять названия спортивного инвентаря, развивать собранность, внимательность, навыки коллективной и слаженной деятельности (с подгруппой детей)

Коррегирующее упражнение: «Здоровые ноги»

Цель: отрабатывать ходьбу перекатом с пятки на носок, на внешней стороне стопы, развивать силу ног, проводить профилактику плоскостопия.

( с Владиком  Д., Колей А.)

Игровое упражнение «Вертушка»

Цель: отрабатывать повороты туловища вправо- влево, свободно перемещая руки в стороны, развивать силу.

(с Колей А., Ваней З., Кириллом К.)

Зрительная гимнастика «Веселая неделька»

Цель: отрабатывать поднимание глаз вверх, опускание  вниз, повороты глазного яблока влево – вправо, зажмуривание и широкое раскрывание, взгляд на кончик носа. Укреплять глазные мышцы, снимать глазное напряжение.

(с подгруппой детей).

Игровое задание

 «По дорожке на одной ножке»

Цель: отрабатывать выполнение прыжка поочередно на одной ноге с продвижением вперед, развивать  силу ног.

( С Егором, ДашейШ.)

Игровое упражнение: «По кочкам, по пенечкам»

Цель:совершенствовать чувство равновесия, ловкость, глазомер.

(с подгруппой) Игровое задание:

«Подбрось, поймай»

Цель: отрабатывать бросок мяча вверх и ловлю его с хлопком. Развивать глазомер, правильное положение рук.

(с Димой М., Игорем П.)

Спортивное упражнение:

«Катание на велосипеде»

Цель: отрабатывать умение держать равновесие при катании по прямой, по кругу

( Макаром К., Тимофеем А.)

Спортивная игра «Футбол»

Цель: отрабатывать передачу мяча друг другу, отбивая его правой и левой ногой, развивать силу ног

( с подгруппой детей).

Игровое упражнение:

«Прыжки  через короткую скакалку»

Цель: совершенствовать прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, развивать выносливость

(с подгруппой детей).

Спортивная игра «Бадминтон»

Цель: Закреплять умение правильно держать ракетку,

перебрасывать волан ракеткой на сторону партнера

( с Настей Л., Аней Н.)

Оздоровительный бег:

«Тише едешь, дальше будешь»

Цель: вырабатывать ловкость, выносливость,

правильное дыхание

(с подгруппой детей).

Спортивная игра «Футбол»

Цель: отрабатывать забивание мяча в ворота, развивать меткость, быстроту, силу ног (с подгруппой детей)

Игровое упражнение:

«Вис на перекладинах рукохода»

Цель: развивать

силу рук, выносливость

( Макаром К., Тимофеем А.).

Коррегирующее упражнение «Ножницы»

Читайте также:  Необходимые условия для полноценного развития ребенка

Цель: укреплять мышцы ног, участвующих в формировании свода стопы

(с Катей А., Макаром К., Семеном П., Витей В.)

Игровое упражнение: «Мяч соседу»

Цель: Отрабатывать быстроту передачи мяча по кругу

( с подгруппой детей)

Музыкально – ритмические движения: «Веселая зарядка»

Цель: отрабатывать движения под музыку в соответствии с текстом. Развивать ловкость, гибкость, координацию движений (с подгруппой детей)

Игровое задание:

«На высоких четвереньках»

Цель: закреплять навык передвижения на высоких четвереньках, развивать ловкость, быстроту.

 (С Машей К. , Дашей Ф.) Игровое задание “Стойкий оловянный солдатик” (Кто дольше?)

Цель: отрабатывать выполнение стойки на одной ноге, упражнять в равновесии

(с подгруппой детей)

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Цель: упражнять в загибательных, бросательных, сжимательных движениях, развивать моторику кистей и пальцев рук

( Макаром К., Тимофеем А.)

Игровое  задание: «Дрессированные тигры»

Цель: отрабатывать пролезание в обруч разными способами

( прямо, правым, левым боком), не задевая края обруча, развивать гибкость.

 (с Лизой К.,  Ульяной Д.,)

Игровое упражнение: «Картошка»

Цель:  отрабатывать быструю передачу мячей по кругу, передавая из рук в руки, не уронив, развивать быстроту (с подгруппой детей).

Коррекционное упражнение: «Пингвины на льдинах»

Цель: отрабатывать ходьбу с зажатым между ног мешочком. Формировать  правильную осанку, развивать координацию движений в крупных мышечных группах нижних конечностей  (с Владиком В., Матвеем Д.)

Игра средней подвижности: «Ручейки и озера» 

Цель: закреплять умение соблюдать заданный темп в беге, выполнять перестроение,

развивать быстроту, ловкость.

Музыкально – ритмические движения: «Солнышко лучистое»

Цель: отрабатывать движения под музыку в соответствии с текстом. Оказывать разностороннее воздействие на опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервных систем (с подгруппой детей).

Игровое задание: «По дорожке ножки вместе, ножки врозь».

Цель: отрабатывать выполнение прыжков ноги вместе, ноги врозь с продвижением вперед, развивать  силу ног.

(с подгруппой детей).

Игровое задание: «Попади в обруч».

 Цель: отрабатывать меткость броска, силу руки.

(с Мариной Д., Илюшей А., Васей Ф.).

Упражнение на тренажере «Диск здоровье»

Цель: отрабатывать вращение тела вправо – влево, развивать смелость, силу.

(с Мадиной К., Димой М., Полиной Н.).

Игровое упражнение: «Проползи на спине»

Цель: отрабатывать ползание на спине подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами, развивать выносливость, гибкость.

(с подгруппой детей)

Игровое упражнение:

«Вис на перекладинах рукохода»

Цель: развивать

силу рук, выносливость.

(с Лешей В., Кириллом Л.)

Игровое задание:

«С пролета на пролет по диагонали»

Цель: отрабатывать лазанье по гимнастической стенке по диагонали. Развивать глазомер, ловкость.

(с Ваней З., Игорем П., Лешей Б.)

Игровое упражнение: «Метко в цель».

Цель: отрабатывать метание в вертикальную цель. Развивать силу броска

(с Наташей Б., Светой З.).

Оздоровительный бег: «Весенний марафон»

Цель: вырабатывать выносливость, готовность организма  к более сильным нагрузкам.

(с подгруппой детей).

Игровое упражнение «Обезьянки»

Цель: отрабатывать лазание по гимнастической стенке с изменением темпа, (с Димой М., Игорем П.).

Игровое упражнение:

« Ловкие бельчата»

Цель: отрабатывать лазание по гимнастической стенке с  использованием перекрестного и одноименного движения рук и ног. Развивать ловкость

 (с Лешей В., Кириллом Л.)

Спортивная игра «Баскетбол»

Цель: отрабатывать ведение мяча с продвижением вперед, развивать силу

(с Даромиром Н., Мишей Р.).

Игровое упражнение:

«Веселая скакалка»

Цель: отрабатывать прыжки через длинную скакалку по одному, по двое, развивать глазомер, выносливость

(с подгруппой детей).

Игровое упражнение: «Сбей кеглю»

Цель: отрабатывать метание в горизонтальную цель, развивать меткость, силу броска.

( с Владиком В., Матвеем Д.)

-4 обруча;

– 6 мешочков с песком;

– 2 веревки;

– 12 пеньков  на физ.участке;

–  резиновый мяч;

– рукоход на участке.

–  6 баскетбольных  мячей;

– тренажер «Батут»;

– 2 мяча больших резиновых;

– двухколесный велосипед;

– гимнастическая стенка;

–  4 мешочка с песком.

– 6 футбольных мячей;

– 6 скакалок;

– 1обруч;

– 2 мяча резиновых больших;

– кубики или 2 мешочка с песком;

Гимнастическая стенка для лазания.

– 2 ракетки;

– 1 воланчик;

– 1 обруч;

– 6 мешочков с песком;

– гимнаст.стенка;

– 2 баскетбольных мяча.

– 6 футбольных мячей;

– 1 футбольные ворота;

– рукоход;

– тренажер «Диск здоровья»;

-1 скакалка;

– 10 кеглей.

Источник

Фофонова Инна
Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей и является приоритетной.

В пункте 2.6. ФГОС говориться, что физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Известно, что каждый ребенок неповторим он имеет свои особенности нервной системы, телосложения, психофизического развития. Индивидуальные особенности ребенка влияют на усвоение двигательных умений и навыков, на отношение к окружающим.

Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста направлена на обучение отстающих в усвоении физических упражнений, активизацию малоподвижных, улучшение физического развития ослабленных детей.

Читайте также:  Создание системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка

Индивидуальную работу проводят, начиная с младшей группы, в форме игры и игровых упражнений.

Главное правило «Вместе с детьми!», педагог показывает и объясняет упражнения, дает предварительную ориентировку в действиях, активизирует сознательное и творческое отношение к физкультурным упражнениям.

Условно индивидуальную работу по физическомувоспитанию можно разделить на две группы: первая группа – «Индивидуальная работа по результатам диагностики на развитие физических качеств», вторая группа «Индивидуальная работа по итогам непрерывной непосредственной образовательной деятельности в физкультурном зале».

Индивидуальная работа по результатам диагностики.

В соответствие с ФГОС пункта, 3.2.3. При реализации «Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей». Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга)могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

.Диагностика физической подготовленности детей дошкольного возрастапроводится два раза в год: в начале и в конце учебного года. В соответствии с программой Н. М. Крыловой «Детский сад- Дом радости». Результаты диагностики заносятся в протокол, по четырех бальной системе, где наглядно видно, какой из физических качеств, трудно дается ребенку. На таких детей составляется карта индивидуального маршрута развития физических качеств. В карту заносятся фамилия и имя ребенка, возраст, группа здоровья, результаты диагностики, по каждому из физических качеств и соответствующие игры и упражнения. Результаты диагностики только для воспитателя и родителя конкретного ребенка, фамилии не оглашаются, сравнение с успехами друг детей не производится

Индивидуальная работа по результатам диагностики проводится один раз в неделю, на свежем воздухе со всеми возрастными группами. Выполнять физкультурные упражнения можно, как с одним ребенком, так и объединяя их в небольшие группы, организуя игры разной подвижности. В данной работе необходимо использовать наглядные ориентиры (цветные колпачки, деревья, цветы); для детей младшего дошкольного возраста игрушки (зайчики, мишки). Спортивное оборудование (мячи, кегли, набивные мешочки) на каждого ребенка.

Индивидуальная работа по результатам НОД

Проводится во время проведения утренней гимнастики, НОД, физкультурных досугов. И здесь, конечно же, главным помощником выступает воспитатель. Например, в подвижной игре, соблюдая правила, ребенок, пойманный, «ловишкой» выбывает из игры, ему предлагается выполнить одно из общеразвивающих упражнений, основных видов движения. Это помогает сохранить двигательную активность ребенка, а воспитателю помочь ребенку выполнить упражнение правильно, уделяя ему необходимое количество времени.

Проводя индивидуальную работу детьми, и в соответствие с ФГОС мы планируем привлечение родителей, например, организовав физкультурный кружок для детей младшего возраста «А мы с мамочкой вдвоем!», для детей старшего возраста «Крошка Ру», где родители, занимаясь со своим ребенком в паре, помогают освоить ему, необходимые виды движения. Такого рода совместные занятия не только прививают любовь к физическим упражнениям, но и объединяют семью. Ведь не секрет, что каждый ребенок хочет быть похожим на родителей!

Индивидуальный маршрут развития физических качеств

Фамилия Имя ребенка: Иванов Ваня

Возраст: 6-7 лет

Группа здоровья: 1

№ Уровень развития

психофизических качеств Начало года Конец года

1 Быстрота

Бег на 30 м со старта (сек)

2 Скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места (см)

Прыжок в высоту с места (см) – –

Метание мешочка левой рукой (м)

Метание мешочка правой рукой (м)

3 Выносливость

Скорость бега на 150 м (сек)

4 Гибкость

Наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке (см) 1 2

5 Ловкость

Бега на 10 м между предметами (сек) 1 2

6 Статическое равновесие

Удержание равновесия, стоя на одной ноге (сек)

7 Ходьба

8 Лазание

План индивидуальной работы на год

Физические качества упражнения Подвижные игры

1. Выносливость Прыжки на месте в чередовании с ходьбой; Приседания; Спортивная ходьба «Ловишки»

«Слушай сигнал»

2. Гибкость

Наклоны вперед, касаясь руками пола; отставление правой (левой ноги в сторону на носок) из исходного положения, стоя на коленях Игровые упражнения

«Дотянись до мяча»

«Сажаем репку»

3. Быстрота Бег в прямом направление;

Бег с увертками, врассыпную «Бегите ко мне»

«Самолеты»

4. Ловкость Бег и ходьба между колпачками, мячами; бег в чередовании с ходьбой «Пройди не задень»

«Самый ловкий»

5. Статистическое равновесие Стойка на одной ноге, руки на пояс «Ласточка»

6. Скоростно-силовые качества Махи правой, левой рукой;

Метания мешочка вдаль;

Приседания «Попади в обруч»

«Зайцы и волк»

7. Ходьба Ходьба на месте, ходьба между предметами, ходьба правым и левым боком «Слушай задание»

«По дорожке наши ножки»

8. Лазание Лазание по гимн, стенке; вис на канате, ходьба на руках Перетягивание каната,

«Пожарные на учениях»

Прирост физических качествребенка произошел за счет: 100(v2-v1) 12(v1+v2) 100(2-1)=16 12(1+2) прирост физических качеств произошел эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений

Темпы

прироста % оценка За счет чего достигнут результат

До 8 неудовлетворительно за счет естественного роста

8-10 удовлетворительно за счет естественного роста и естественной двигательной активности

10 до 15 хорошо за счет естественного роста целенаправленной системы воспитания

свыше 15 отлично за счет эффективного использования сил природы и физических упражнений

Источник