Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка с онр
Индивидуальный образовательный маршрут
речевого развития ребенка
на 2017-2018 уч. год
Составитель: Крашеница
Елена Александровна
ФИО ребенка: Е. Екатерина
Дата рождения: 10.10.2011 г.
Логопедическое заключение: ОНР III уровня речевого развития.
Этапы работы:
– Выявление речевых проблем.
– Определение целей и задач работы.
– Формы реализации и вилы деятельности.
– Содержание коррекционно-развивающей работы.
– Сроки реализации.
– Направление взаимодействия специалистов.
– Оценка результативности и ожидаемые результаты.
Работа строится с учетом АОП и рабочей программы логопеда.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ НА РЕБЕНКА.
По медицинскому обследованию:
Способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением имеют незначительные нарушения.
Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики (наблюдается неловкость, неуклюжесть)
Психологическая диагностика показала, что у ребенка:
Трудности в общении со сверстниками (не умеет поддерживать игру).
Отсутствует мотивация к познавательной деятельности.
Настроение чаще хорошее, несколько повышенное; эмоциональные реакции адекватны, но ограничены.
Недостаточно сообразительна, невнимательна, медленно запоминает и быстро забывает.
Не способна контролировать свою деятельность, работает медленно.
Программу усваивает с трудом.
Педагогическая диагностика показала, что у ребенка
Темп выполнения заданий очень низкий.
Низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение).
Низкий уровень познавательного, социально-личностного и физического развития.
Мышление поверхностное, примитивное, нарушена способность сравнивать, обобщать.
Ориентировка в окружающем примитивна. Запас сведений об окружающем мире очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий.
По логопедическому обследованию:
1. Задержка речевого развития.
2. Обращённую речь понимает.
3. Связная речь не соответствует возрасту. Пересказ непоследовательный, неполный, низкий уровень связности, использует простые предложения.
4. Активный и пассивный словарь ограничен преимущественно существительные и глаголы). Словарный запас не соответствует возрасту. Количественный объем недостаточен, качественное употребление не соответствует норме.
5. Грамматический строй речи: нарушено словоизменение, словообразование не сформировано, предложения простые, распространенные; затруднено понимание смысла.
6. Звуковая сторона речи: отсутствие звуков л, ль, р, рь; замена звуков ш, ж; трудности произношения стечений и длинных слов; звуковой анализ и синтез не сформированы.
5. Фонематический слух нарушен. Фонематические функции не сформированы.
6. Начальные навыки чтения и письма не сформированы.
2. ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
– достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
ЗАДАЧИ:
– развитие общей и мелкой моторики, артикуляционного аппарата, речевого дыхания;
– развитие фонематического слуха, фонематических процессов;
– актуализация предметного, качественного и глагольного словаря;
– закрепление обобщающих понятий;
– формирование навыков связной речи;
– формирование начальных навыков чтения и письма;
– коррекция звуковой стороны речи;
– развитие эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности;
– развитие психических процессов: памяти, мышления, внимания.
3. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
-Индивидуальная работа
-Работа в подгруппе
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Игры на коррекцию дыхания и развитие голоса
3.Работа по развитию дифференцированных движений пальцев рук.
4. Игры на развитие слухового внимания.
5. Подвижные игры
6. Прогулки, дают возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и
обобщающие понятия одежды и обуви.
7. Дидактические и сюжетно-ролевые игры позволяют осуществлять работу в любом коррекционном направлении
8.Логопедические занятия в соответствии с планом работы.
9. Занятия –консультации с ребенком и семьей
4. Содержание коррекционно-развивающей работы.
По результатам диагностики определён индивидуальный маршрут развития по следующим направлениям развития – сенсорное, развитие психических функций, развитие мелкой моторики, развитие общих речевых навыков, коррекция звукопроизношения, работа над слоговой структурой слова, развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте, развитие словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи.
5. Сроки реализации.
Индивидуальный образовательный маршрут рассчитан на 1 учебный год: с сентября 2017 по май 2018 года.
6. НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Логопед.
Диагностирует уровень развития речи в начале и конце срока реализации маршрута. Составляет индивидуальные планы развития детей (речевые карты). Организует и проводит работу по коррекции речевых недостатков во время непосредственно образовательной деятельности на основании диагностических данных, вводит в режимные процессы игры и упражнения.
Педагог-психолог.
Составляет карту психологического обследования ребенка, проводит диагностику детско-родительских отношений с родителями ребенка, подбирает группу коррекционно-развивающих упражнений. Проводит индивидуальные консультации родителей, практические тренинговые занятия по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений). Проводит индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по развитию психических функций. Составляет карту психологического обследования ребенка по завершению срока маршрута.
Воспитатель..
Создает предметно-развивающую образовательную среду в группе, предусматривающую специфические условия для детей с ОВЗ для реализации программы с учетом их особенностей.
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По завершению реализации ИОМ ребенок усвоит программу соответствующей возрастной группы.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Для суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи можно использовать:
диагностический материал «Альбом логопеда».
тестовую методику экспресс – диагностики устной речи младших школьников. Т. А. Фотековой
методическую разработка Экспресс-диагностика речи младших школьников Бажановой М.В.
ИОМ речевого развития ребенка.
Подготовительный этап
(сентябрь-октябрь)
Сенсорное развитие
Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).
Закрепить знание основных цветов и оттенков,форме и величине предметов, обогатить представления о них.
Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов геометрич. фигур.
Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.
Развитие психических функций
развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.
Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.
Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот»1, «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т. п
Развитие мелкой моторики
Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки.
Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).
Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
Печатание пройденных букв в тетради.
Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.
Использование массажных упражнений.
Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.
Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами.
Лепка, аппликация, рисование.
Развитие общих речевых навыков
Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.
Формировать правильное речевое дыхание.
Работать над постановкой диафрагмального дыхания.
Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
Артикуляционная гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Основной этап (ноябрь-май)
Коррекция звукопроизношения
Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков.
Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).
Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи.
Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики.
использовать элементы биоэнергопластики
Постановка нарушенных звуков.
Автоматизация поставленных звуков.
Работа над слоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков)
Учить говорить слова сложной слоговой структуры сначало изолировано, потом в словосочетаниях, потом в предложениях, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационно правильно оформляя их.
Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов.
Плавно переключаться со слога на слог.
Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога.
«Наращивать» слова.
Произносить слова со стечением согласных.
Делить слова на слоги, подсчитывать слоги, называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове.
Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте
Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков.
Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков.
Знакомить с буквами.
Формировать умение осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.
Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э],
Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа и т.д.).
Выделение гласного в начале слова (Оля), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.).
Подбор слов на гласные звуки.
Знакомство с согласными звуками. Совершенствование умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова.
Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».
Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина).
Определение последовательности звуков в слоге, слове.
Определение количества звуков в слоге, слове.
Определение ударнозо слога, звука в слове.
Составление звуко-слоговой схемы слов.
Выкладывание слогов, слов из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.
Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.
Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.
Читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.
Закрепление знания известных детям правил правописания.
Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.
Развитие словаря
Расширять, уточненять и активизировть словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
Упражнять в словоизменении.
Упражнять в словообразовании.
Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами
Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
Расширение представления о переносном значениии активизация в речи слов с переносным значением.
Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.
Дальнейшее овладение приставочными глаголами .
Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами.
Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.
Совершенствование грамматического строя речи
Формировать грамматические категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам)
Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.
Формировать навыки грамматически правильного составления предложений.
Формировать навыки анализа предложений и составления графических схем предложений.
1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки, гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).
2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).
Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).
Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).
5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка).
Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит).
Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут).
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.
Согласование числительных два и пять с существительными.
Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.)
Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее) и навыка составления графических схем предложений.
Развитие связной речи
1. Составлять простые распространённые предложения.
2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам.
4. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.
5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно
составленному плану.
Источник
Индивидуальный образовательный маршрут
_________________________
дата рождения_______________ год обучения_________________
заключение ПМПК________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендовано:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объём учебного материала соответствует возрастным и физиологическим требованиям, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации ребенка.
Данный индивидуальный маршрут рассчитан на один год. Весь материал с учётом постепенного усложнения.
Основная форма работы – индивидуальные занятия. (Фронтальная и подгрупповая работа осуществляется в рамках реализации АООП для детей с ОВЗ детского сада).
Продолжительность занятия от 10 до 20 минут (в зависимости от физического и эмоционального состояния ребёнка).
Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.
Задачи:
Формирование полноценной звуковой стороны речи.
Развитие фонематического восприятия, слуха и навыков звукового анализа.
Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
Развитие связной речи.
Развитие внимания, памяти, мышления.
Совершенствование статистической и динамической организации движений.
Формирование графомоторных навыков.
2
Развитие артикуляционной моторики
Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.
— артикуляционные упражнения;
— самомассаж языка, губ
– вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;
– вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;
– укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ;
– развивать мышечную силу и подвижность губ;
– отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность;
– способствовать растяжке подъязычной связки;
– развивать произвольные движения языка, укреплять мускулатуру языка и щёк;
– укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений;
– расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами), учить удерживать язык распластанным, широким;
– способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка;
– вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе;
– учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.
3
Развитие мимической мускулатуры
Нормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.
4
Развитие просодической стороны речи
Развитие голоса, физиологического и речевого дыхания, темпа речи, и мелодико-интонационой окраски.
Постановка диафрагмального дыхания
Тренировка носового дыхания
Тренировка ротового дыхания
Дифференциация ротового и носового дыхания
Выработка направленной воздушной струи, проходящей через рот.
Повышение, понижение силы голоса на материале гласных.
Формировать умение воспринимать и воспроизводить простые ритмы //, ///, ////.
Формировать умение воспринимать и воспроизводить ритмические структуры // //, / //, // /, /// /.
Формировать умение воспринимать и воспроизводить вопросительную, восклицательную и повествовательную интонации на материале гласных звуков.
5
Коррекция звукопроизношения
I. Подготовительный этап:
• Знакомство с органами артикуляционного аппарата.
• Логопедический массаж.
• Артикуляционная гимнастика.
• Работа над речевым дыханием.
• Работа над голосом.
• Кинезиологические упражнения.
• Развитие психических неречевых функций: слуховое и зрительное внимание, слуховая и зрительная память, слуховые дифференцировки, мышление.
• Формирование фонематических процессов: выделение звука из ряда звуков, слогов, слов, фразы.
II. Этап постановки звуков.
• Знакомство с артикуляционным укладом рабочего звука.
• Вызывание рабочего звука.
• Постановка звука.
III. Введение звука в речь:
• в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
• в словах (начало, середина, конец);
• в словосочетаниях;
• во фразе;
• в тексте;
• в связной речи.
IV. Дифференциация поставленного звука со смешиваемыми звуками.
• в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
• в словах;
• в словосочетаниях;
• во фразе;
• в тексте;
• в связной речи.
V. Формирование самоконтроля за правильным произнесением звука в речи.
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
6
Коррекция слоговой структуры слова
– дифференциация длинных и коротких слов;
– неосознанное деление слов на слоги (простукивание, отхлопывание со зрительной опорой);
– воспроизведение ритмико-слоговой структуры двусложных и трёхсложных слов с правильным произношением ударных и безударных гласных;
– формирование слоговой структуры слова.
7
Развитие фонематического слуха, восприятия и навыков звукового анализа
– узнавание имеющегося у ребенка звука на слух;
– дифференциация уже имеющихся у ребёнка фонем;
Обучение определению заданных звуков в ряду других звуков, слогов, слов; выделение ударного гласного в начале слова и согласного в конце слова.
8
Понимание речи
– понимание вопросов: «Куда? Где? Откуда? Что? Кому? Откуда? Для кого? Почему? За кем?»;
– различение слов, близких по звучанию или имеющих сходство с
предметной ситуацией;
– понимание названия действий, признаков, противоположных по значению;
– понимание значения слов, выражающих пространственные отношения (вниз, вверх, вперёд,. назад, далеко, близко);
– понимание пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами “на, под, в, около, из, из-под”;
– формирование понимания значений грамматических форм слов – числа,
рода, падежа;
– понимание значения приставок в страдательных причастиях;
– понимание взаимоотношений действующих лиц, реальности
изображенной ситуации;
– понимание несложных рассказов, коротких сказок.
9
Словарный запас
накопление обиходно-разговорных слов;
– активизация, уточнение, расширение, обогащение предметного и глагольного словаря;
– пополнение словаря признаков, наречий;
– развитие коммуникативной функции речи.
10
Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи
– формирование грамматической категории числа существительных и глаголов (сопоставление и применение);
– формирование навыка употребления падежных конструкций с учетом онтогенеза;
– подбор названий предметов к названным действиям;
– изменение глаголов: в инфинитиве, повелительном и изъявительном наклонениях настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа;
– употребление возвратной формы глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени;
– согласование глагола изъявительного наклонения с субъектом действия;
– формирование предложений типа «именительный падеж существительного + согласованный глагол 3-го лица настоящего времени»;
– согласование подлежащего и сказуемого в 3-ем лице множественного числа;
– построение предложений из 3-4 слов;
– составление ответов на вопросы, поставленные к сюжетным картинкам: “Кто (что)? Что он (она) делает?”.
11
Развитие связной речи
– составление ответов на вопросы;
– формирование простейшего навыка диалогической речи.
– составление предложений по демонстрируемым действиям и несложным сюжетным картинкам;
– составление коротких рассказов из 2-4 предложений;
– пересказывание текста своими словами;
– заучивание двустиший.
12
Развитие внимания, памяти и мышления.
Развитие свойств произвольного внимания: объема, устойчивости, распределения, переключаемости. Развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной; объема и долговременности. Развитие мышления: наглядно-действенного, наглядно – образного, абстрактивно-логического.
Ожидание родителей: формирование готовности к обучению к школе.
Ожидаемый результат: К концу данного этапа обучения ребенок должен научиться согласовывать подлежащее и сказуемое в 3-м лице единственного и множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения. Запас обиходно- разговорных глаголов невелик, но некоторые из них дети должны правильно употреблять в нескольких формах: инфинитиве, повелительном наклонении и в изъявительном наклонении настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа.
Работа над слоговой структурой слов завершается усвоением ритмико-слогового рисунка двухсложных и трехсложных слов. Допустимы нарушения звукопроизношения. Понимание речи включает понимание некоторых грамматических форм слов, несложных рассказов, коротких сказок.
Заключение и рекомендации
Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.
Источник