Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка с онр

Индивидуальный образовательный маршрут
речевого развития ребенка
на 2017-2018 уч. год
Составитель: Крашеница
Елена Александровна
ФИО ребенка: Е. Екатерина
Дата рождения: 10.10.2011 г.
Логопедическое заключение: ОНР III уровня речевого развития.
Этапы работы:
– Выявление речевых проблем.
– Определение целей и задач работы.
– Формы реализации и вилы деятельности.
– Содержание коррекционно-развивающей работы.
– Сроки реализации.
– Направление взаимодействия специалистов.
– Оценка результативности и ожидаемые результаты.
Работа строится с учетом АОП и рабочей программы логопеда.
- ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ НА РЕБЕНКА. 
По медицинскому обследованию:
- Способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением имеют незначительные нарушения. 
- Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики (наблюдается неловкость, неуклюжесть) 
Психологическая диагностика показала, что у ребенка:
- Трудности в общении со сверстниками (не умеет поддерживать игру). 
- Отсутствует мотивация к познавательной деятельности. 
- Настроение чаще хорошее, несколько повышенное; эмоциональные реакции адекватны, но ограничены. 
- Недостаточно сообразительна, невнимательна, медленно запоминает и быстро забывает. 
- Не способна контролировать свою деятельность, работает медленно. 
- Программу усваивает с трудом. 
Педагогическая диагностика показала, что у ребенка
- Темп выполнения заданий очень низкий. 
- Низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение). 
- Низкий уровень познавательного, социально-личностного и физического развития. 
- Мышление поверхностное, примитивное, нарушена способность сравнивать, обобщать. 
- Ориентировка в окружающем примитивна. Запас сведений об окружающем мире очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий. 
По логопедическому обследованию:
1. Задержка речевого развития.
2. Обращённую речь понимает.
3. Связная речь не соответствует возрасту. Пересказ непоследовательный, неполный, низкий уровень связности, использует простые предложения.
4. Активный и пассивный словарь ограничен преимущественно существительные и глаголы). Словарный запас не соответствует возрасту. Количественный объем недостаточен, качественное употребление не соответствует норме.
5. Грамматический строй речи: нарушено словоизменение, словообразование не сформировано, предложения простые, распространенные; затруднено понимание смысла.
6. Звуковая сторона речи: отсутствие звуков л, ль, р, рь; замена звуков ш, ж; трудности произношения стечений и длинных слов; звуковой анализ и синтез не сформированы.
5. Фонематический слух нарушен. Фонематические функции не сформированы.
6. Начальные навыки чтения и письма не сформированы.
2. ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
– достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
ЗАДАЧИ:
– развитие общей и мелкой моторики, артикуляционного аппарата, речевого дыхания;
– развитие фонематического слуха, фонематических процессов;
– актуализация предметного, качественного и глагольного словаря;
– закрепление обобщающих понятий;
– формирование навыков связной речи;
– формирование начальных навыков чтения и письма;
– коррекция звуковой стороны речи;
– развитие эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности;
– развитие психических процессов: памяти, мышления, внимания.
3. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
-Индивидуальная работа
-Работа в подгруппе
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Игры на коррекцию дыхания и развитие голоса
3.Работа по развитию дифференцированных движений пальцев рук.
4. Игры на развитие слухового внимания.
5. Подвижные игры
6. Прогулки, дают возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и
обобщающие понятия одежды и обуви.
7. Дидактические и сюжетно-ролевые игры позволяют осуществлять работу в любом коррекционном направлении
8.Логопедические занятия в соответствии с планом работы.
9. Занятия –консультации с ребенком и семьей
4. Содержание коррекционно-развивающей работы.
По результатам диагностики определён индивидуальный маршрут развития по следующим направлениям развития – сенсорное, развитие психических функций, развитие мелкой моторики, развитие общих речевых навыков, коррекция звукопроизношения, работа над слоговой структурой слова, развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте, развитие словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи.
5. Сроки реализации.
Индивидуальный образовательный маршрут рассчитан на 1 учебный год: с сентября 2017 по май 2018 года.
6. НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Логопед.
Диагностирует уровень развития речи в начале и конце срока реализации маршрута. Составляет индивидуальные планы развития детей (речевые карты). Организует и проводит работу по коррекции речевых недостатков во время непосредственно образовательной деятельности на основании диагностических данных, вводит в режимные процессы игры и упражнения.
Педагог-психолог.
Составляет карту психологического обследования ребенка, проводит диагностику детско-родительских отношений с родителями ребенка, подбирает группу коррекционно-развивающих упражнений. Проводит индивидуальные консультации родителей, практические тренинговые занятия по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений). Проводит индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по развитию психических функций. Составляет карту психологического обследования ребенка по завершению срока маршрута.
Воспитатель..
Создает предметно-развивающую образовательную среду в группе, предусматривающую специфические условия для детей с ОВЗ для реализации программы с учетом их особенностей.
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По завершению реализации ИОМ ребенок усвоит программу соответствующей возрастной группы.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Для суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи можно использовать:
- диагностический материал «Альбом логопеда». 
- тестовую методику экспресс – диагностики устной речи младших школьников. Т. А. Фотековой 
- методическую разработка Экспресс-диагностика речи младших школьников Бажановой М.В. 
ИОМ речевого развития ребенка.
Подготовительный этап
(сентябрь-октябрь)
Сенсорное развитие
- Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус). 
- Закрепить знание основных цветов и оттенков,форме и величине предметов, обогатить представления о них. 
- Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов геометрич. фигур. 
- Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики. 
Развитие психических функций
- развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств. 
- Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать. 
- Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления. 
- Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот»1, «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т. п 
Развитие мелкой моторики
- Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки. 
- Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода обучения). 
- Составление фигур, узоров из элементов (по образцу). 
- Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой. 
- Печатание пройденных букв в тетради. 
- Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами. 
- Использование массажных упражнений. 
- Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов. 
- Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами. 
- Лепка, аппликация, рисование. 
Развитие общих речевых навыков
- Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата. 
- Формировать правильное речевое дыхание. 
- Работать над постановкой диафрагмального дыхания. 
- Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом. 
- Артикуляционная гимнастика. 
- Дыхательная гимнастика. 
Основной этап (ноябрь-май)
Коррекция звукопроизношения
- Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков. 
- Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа). 
- Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи. 
- Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики. 
- использовать элементы биоэнергопластики 
- Постановка нарушенных звуков. 
- Автоматизация поставленных звуков. 
Работа над слоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков)
- Учить говорить слова сложной слоговой структуры сначало изолировано, потом в словосочетаниях, потом в предложениях, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационно правильно оформляя их. 
- Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов. 
- Плавно переключаться со слога на слог. 
- Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога. 
- «Наращивать» слова. 
- Произносить слова со стечением согласных. 
- Делить слова на слоги, подсчитывать слоги, называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове. 
Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте
- Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки). 
- Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков. 
- Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков. 
- Знакомить с буквами. 
- Формировать умение осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами. 
- Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э], 
- Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа и т.д.). 
- Выделение гласного в начале слова (Оля), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.). 
- Подбор слов на гласные звуки. 
- Знакомство с согласными звуками. Совершенствование умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова. 
- Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук». 
- Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина). 
- Определение последовательности звуков в слоге, слове. 
- Определение количества звуков в слоге, слове. 
- Определение ударнозо слога, звука в слове. 
- Составление звуко-слоговой схемы слов. 
- Выкладывание слогов, слов из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами. 
- Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами. 
- Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы. 
- Читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами. 
- Закрепление знания известных детям правил правописания. 
- Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы. 
Развитие словаря
- Расширять, уточненять и активизировть словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем. 
- Упражнять в словоизменении. 
- Упражнять в словообразовании. 
- Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами 
- Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами. 
- Расширение представления о переносном значениии активизация в речи слов с переносным значением. 
- Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными. 
- Дальнейшее овладение приставочными глаголами . 
- Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами. 
- Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий. 
Совершенствование грамматического строя речи
- Формировать грамматические категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам) 
- Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий. 
- Формировать навыки грамматически правильного составления предложений. 
- Формировать навыки анализа предложений и составления графических схем предложений. 
1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки, гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).
2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).
- Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький). 
- Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка). 
5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка).
- Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит). 
- Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут). 
- Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. 
- Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои. 
- Согласование числительных два и пять с существительными. 
- Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами. 
- Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.) 
- Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее) и навыка составления графических схем предложений. 
Развитие связной речи
1. Составлять простые распространённые предложения.
2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам.
4. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
- Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения. 
- Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко. 
- Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану. 
- Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика. 
 5.	Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно
составленному плану.
Источник
Индивидуальный образовательный маршрут
_________________________
дата рождения_______________ год обучения_________________
заключение ПМПК________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендовано:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объём учебного материала соответствует возрастным и физиологическим требованиям, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации ребенка.
Данный индивидуальный маршрут рассчитан на один год. Весь материал с учётом постепенного усложнения.
Основная форма работы – индивидуальные занятия. (Фронтальная и подгрупповая работа осуществляется в рамках реализации АООП для детей с ОВЗ детского сада).
Продолжительность занятия от 10 до 20 минут (в зависимости от физического и эмоционального состояния ребёнка).
Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.
Задачи:
- Формирование полноценной звуковой стороны речи. 
- Развитие фонематического восприятия, слуха и навыков звукового анализа. 
- Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи. 
- Развитие связной речи. 
- Развитие внимания, памяти, мышления. 
Совершенствование статистической и динамической организации движений.
Формирование графомоторных навыков.
2
Развитие артикуляционной моторики
Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.
— артикуляционные упражнения;
— самомассаж языка, губ
– вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;
– вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;
– укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ;
– развивать мышечную силу и подвижность губ;
– отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность;
– способствовать растяжке подъязычной связки;
– развивать произвольные движения языка, укреплять мускулатуру языка и щёк;
– укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений;
– расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами), учить удерживать язык распластанным, широким;
– способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка;
– вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе;
– учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.
3
Развитие мимической мускулатуры
Нормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.
4
Развитие просодической стороны речи
Развитие голоса, физиологического и речевого дыхания, темпа речи, и мелодико-интонационой окраски.
Постановка диафрагмального дыхания
Тренировка носового дыхания
Тренировка ротового дыхания
Дифференциация ротового и носового дыхания
Выработка направленной воздушной струи, проходящей через рот.
Повышение, понижение силы голоса на материале гласных.
Формировать умение воспринимать и воспроизводить простые ритмы //, ///, ////.
Формировать умение воспринимать и воспроизводить ритмические структуры // //, / //, // /, /// /.
Формировать умение воспринимать и воспроизводить вопросительную, восклицательную и повествовательную интонации на материале гласных звуков.
5
Коррекция звукопроизношения
I. Подготовительный этап:
• Знакомство с органами артикуляционного аппарата.
• Логопедический массаж.
• Артикуляционная гимнастика.
• Работа над речевым дыханием.
• Работа над голосом.
• Кинезиологические упражнения.
• Развитие психических неречевых функций: слуховое и зрительное внимание, слуховая и зрительная память, слуховые дифференцировки, мышление.
• Формирование фонематических процессов: выделение звука из ряда звуков, слогов, слов, фразы.
II. Этап постановки звуков.
• Знакомство с артикуляционным укладом рабочего звука.
• Вызывание рабочего звука.
• Постановка звука.
III. Введение звука в речь:
• в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
• в словах (начало, середина, конец);
• в словосочетаниях;
• во фразе;
• в тексте;
• в связной речи.
IV. Дифференциация поставленного звука со смешиваемыми звуками.
• в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
• в словах;
• в словосочетаниях;
• во фразе;
• в тексте;
• в связной речи.
V. Формирование самоконтроля за правильным произнесением звука в речи.
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
6
Коррекция слоговой структуры слова
– дифференциация длинных и коротких слов;
– неосознанное деление слов на слоги (простукивание, отхлопывание со зрительной опорой);
– воспроизведение ритмико-слоговой структуры двусложных и трёхсложных слов с правильным произношением ударных и безударных гласных;
– формирование слоговой структуры слова.
7
Развитие фонематического слуха, восприятия и навыков звукового анализа
– узнавание имеющегося у ребенка звука на слух;
– дифференциация уже имеющихся у ребёнка фонем;
Обучение определению заданных звуков в ряду других звуков, слогов, слов; выделение ударного гласного в начале слова и согласного в конце слова.
8
Понимание речи
– понимание вопросов: «Куда? Где? Откуда? Что? Кому? Откуда? Для кого? Почему? За кем?»;
– различение слов, близких по звучанию или имеющих сходство с
предметной ситуацией;
– понимание названия действий, признаков, противоположных по значению;
– понимание значения слов, выражающих пространственные отношения (вниз, вверх, вперёд,. назад, далеко, близко);
– понимание пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами “на, под, в, около, из, из-под”;
– формирование понимания значений грамматических форм слов – числа,
рода, падежа;
– понимание значения приставок в страдательных причастиях;
– понимание взаимоотношений действующих лиц, реальности
изображенной ситуации;
– понимание несложных рассказов, коротких сказок.
9
Словарный запас
накопление обиходно-разговорных слов;
– активизация, уточнение, расширение, обогащение предметного и глагольного словаря;
– пополнение словаря признаков, наречий;
– развитие коммуникативной функции речи.
10
Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи
– формирование грамматической категории числа существительных и глаголов (сопоставление и применение);
– формирование навыка употребления падежных конструкций с учетом онтогенеза;
– подбор названий предметов к названным действиям;
– изменение глаголов: в инфинитиве, повелительном и изъявительном наклонениях настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа;
– употребление возвратной формы глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени;
– согласование глагола изъявительного наклонения с субъектом действия;
– формирование предложений типа «именительный падеж существительного + согласованный глагол 3-го лица настоящего времени»;
– согласование подлежащего и сказуемого в 3-ем лице множественного числа;
– построение предложений из 3-4 слов;
– составление ответов на вопросы, поставленные к сюжетным картинкам: “Кто (что)? Что он (она) делает?”.
11
Развитие связной речи
– составление ответов на вопросы;
– формирование простейшего навыка диалогической речи.
– составление предложений по демонстрируемым действиям и несложным сюжетным картинкам;
– составление коротких рассказов из 2-4 предложений;
– пересказывание текста своими словами;
– заучивание двустиший.
12
Развитие внимания, памяти и мышления.
Развитие свойств произвольного внимания: объема, устойчивости, распределения, переключаемости. Развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной; объема и долговременности. Развитие мышления: наглядно-действенного, наглядно – образного, абстрактивно-логического.
Ожидание родителей: формирование готовности к обучению к школе.
Ожидаемый результат: К концу данного этапа обучения ребенок должен научиться согласовывать подлежащее и сказуемое в 3-м лице единственного и множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения. Запас обиходно- разговорных глаголов невелик, но некоторые из них дети должны правильно употреблять в нескольких формах: инфинитиве, повелительном наклонении и в изъявительном наклонении настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа.
Работа над слоговой структурой слов завершается усвоением ритмико-слогового рисунка двухсложных и трехсложных слов. Допустимы нарушения звукопроизношения. Понимание речи включает понимание некоторых грамматических форм слов, несложных рассказов, коротких сказок.
Заключение и рекомендации
Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.
Источник
