Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка в начальной школе

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)

младшего школьника МБОУ «Гимназия №127»

как средство реализации требований ФГОС НОО

         Социально-педагогическая суть модернизации школы – обеспечение наибольшей направленности и вариативности образования, его индивидуализации. Одна из задач, стоящих перед нами – при массовости образования сделать его индивидуальным.  Сегодня попытаемся познакомить вас с  опытом гимназии, выстроившей индивидуализированный образовательный процесс.

Хотелось бы отметить, что существуют отличия между индивидуализацией обучения и индивидуальным  подходом, который в советской школе перешел на дифференцированный подход в обучении.

Существует три мифа об индивидуализации (с которыми Вы можете познакомиться на слайде):

1.Индивидуализация – это к разным детям свой способ, подход, учитывающий их особенности.

2.Индивидуализация – это индивидуальная работа.

3.Индивидуализация – это индивидуализм или эгоизм.

         Обратите внимание на слайд- индивидуальный подход – учитель преподносит содержание каждому ребёнку. Принципиальным отличием от индивидуального подхода  является то, что индивидуализация – процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок (а в начальной школе + родитель).  Индивидуализация в образовательном процессе в начальной школе – это построение индивидуальных образовательных программ во внеурочной деятельности.  

При  индивидуализации обучения образовательный процесс  направлен на успех. Успех ученика в деятельности – это проявление  идивидуальных возможностей и способностей.

Отсюда, цель – формирование индивидуальных траекторий развития на основе аналитико-диагностического подхода с учётом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.

Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика. Изучение и поддержка индивидуальной образовательной траектории – основная ценность личностно-ориентированной школы, где все дети равны по возможностям и различны по способностям (И.С. Якиманская).
Существующее понятие «индивидуальная образовательная траектория» предполагает несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).
Опираясь на направления,  школьное методическое  объединение учителей начальных классов гимназии определило следующие задачи  индивидуализации образовательного процесса:

1. Разработать индивидуальные образовательные маршруты.

2.Обеспечить индивидуализацию образовательного процесса путём использования новых образовательных технологий.

3. Создать условия,  обеспечивающие учащемуся позиции субъекта выбора содержания.

4. Обеспечить содержательную и методическую преемственность начальной школы- среднего звена.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)

        Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)  нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса.

        Предлагаем следующие этапы разработки индивидуального образовательного маршрута учащегося начальной школы:

  • диагностика;
  • проектирование ИОМ (осмысление);
  • организация;
  • реализация ИОМ;
  • оценка и коррекция ИОМ.

На этапе диагностики  – что может предложить Гимназия, а что -внешкольные учреждения ( при организации внеурочной деятельности младших школьников  гимназией используются возможности городских  учреждений дополнительного образования детей,   что включено в   индивидуальные образовательные маршруты). Определяются направления деятельности. Сегодня познакомлю Вас с разработкой ИОМ на примере общеинтеллектуального направления.

Что можем предложить – помощь в презентации своих достижений.

Направления

Что может предложить Гимназия

Внешкольные учреждения

Выход, презентация, мониторинг

1 класс

Общеинтеллектуальное направление

Шахматы

“Интеллектуальные витаминки”

Английский язык

“Умники и умницы”

ДТДиМ

Интернет-кружок  в МетаШколе

Школьный уровень:

Предметные недели;

интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, праздники, марафоны.

Театрализованные постановки на английском языке.

Всероссийский, международный уровень:

ЭМУ-Эрудит;

ЭМУ-Специалист;

«Познание и творчество»;

МетаШкола: конкурсы, олимпиады.

2 класс

Общеинтеллектуальное направление

Шахматы

 «В мире математической мысли»

Английский язык

«Умники и умницы»

ИГЗ по математике, русскому языку

ДТДиМ (“Краеведение”) – на базе гимназии

Интернет-кружок  в МетаШколе

Школьный уровень:

Предметные недели;

интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, турниры, праздники, марафоны.

Театрализованные постановки на английском языке.

Всероссийский, международный уровень:

ЭМУ-Эрудит;

ЭМУ-Специалист;

«Познание и творчество»;

«Кенгуру»;

«Русский медвежонок»;

МетаШкола: конкурсы, олимпиады.

3 класс

Общеинтеллектуальное направление

Шахматы

 «В мире математической мысли»

ИГЗ по математике, русскому языку

Лего-конструирование

НОУ (Научное общество учащихся)

ДТДиМ (“Краеведение”) – на базе гимназии

Интернет-кружок  в МетаШколе

Школьный уровень:

День Науки (19.11.);

предметные недели;

интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, турниры, праздники, марафоны.

Театрализованные постановки на английском языке.

Муниципальный уровень:

Соревнования по Лего-конструированию.

Научно-исследовательские конференции, выставки.

Всероссийский, международный уровень:

ЭМУ-Эрудит;

ЭМУ-Специалист;

«Познание и творчество»;

«Кенгуру»;

«Русский медвежонок»;

МетаШкола: конкурсы, олимпиады;

 «Золотое Руно».

4 класс

Общеинтеллектуальное направление

«Английский язык»

«Информатика и ИКТ»

«В мире математической мысли»

 «Занимательная грамматика»

НОУ (научное общество учащихся)

Лего-конструирование

Поэтический кружок.

Занятия психолога.

ДТДиМ:

“Краеведение” – на базе гимназии;

«Что? Где? Когда?» – на базе гимназии.

Интернет-кружок  в МетаШколе

Школьный уровень:

День Науки (19.11.);

предметные недели;

интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, турниры, праздники, марафоны.

Театрализованные постановки на английском языке.

Муниципальный уровень:

Соревнования по Лего-конструированию.

Научно-исследовательские конференции, выставки.

Соревнования ЧГК.

Публикации.

Региональный уровень

Научно-исследовательские конференции, выставки.

Соревнования ЧГК.

Всероссийский, международный уровень:

ЭМУ-Эрудит;

ЭМУ-Специалист;

«Познание и творчество»;

«Кенгуру»;

«Русский медвежонок»;

МетаШкола: конкурсы, олимпиады;

 «Бульдог».  

Публикации.

Читайте также:  Кризис развития первого года жизни ребенка

На этапах проектирования и осмысления – учитываются потребности участников образовательного процесса (ребёнка и его родителей), определяются виды и формы занятий, а так же планируется участие в презентациях своих работ.

Направления

Потребности участников образовательного процесса

Что может предложить Гимназия

Кол-во желающих

Внешкольные учреждения

Кол-во занимающихся,

желающих

Презентация, мониторинг

Участники

На этапе ОРГАНИЗАЦИИ определяем количество занимающихся по каждому направлению, педагогов, количество групп, часов, какие договоры необходимо заключить, с какими специалистами работать, определяем сроки участия, презентаций, мониторинга.

Кол-во занимающихся по каждому направлению

Что может предложить Гимназия

Педагоги

Кол-во групп

Кол-во  часов

Внешкольные учреждения

(договоры)

 Специалисты

Кол-во групп

Кол-во  часов

Сроки презентаций, мониторинга

Таким образом, мы   выстраиваем у каждого ребёнка индивидуальный образовательный маршрут (в начальной школе средствами внеурочной деятельности).

Разработка индивидуального образовательного маршрута учащегося

Этапы

Примечание, уточнения

Диагностика, анализ

Результаты диагностик.

Портфолио учащегося

Сформированы  УУД.

Достижения.

Проектирование

Виды деятельности. Программы.

Участие в конкурсах, олимпиадах различных уровней по интересам учащегося.

Потребности.

Планируемый результат.

Организация

Учебный план. Расписание занятий.

Сроки участия в конкурсах, олимпиадах различных уровней по интересам учащегося.

На год. На месяц. На неделю.

В течение года.

Мониторинг

Оценка реализации ИОМ.

Коррекция ИОМ.

Достижения.

 Разработка индивидуальный образовательного маршрута учащегося 2 класса

Этапы

Диагностика, анализ

Результаты диагностик.

Портфолио учащегося

Сформированы  УУД.

Достижения.

Проектирование

“В мире математической мысли”

Шахматы

Английский язык

Интернет-кружок в МетаШколе

Участие в Интернет-олимпиадах, ЭМУ, “Кенгуру”, школьных конкурсах, интеллектуальных играх, турнирах.

Потребности – интеллектуальное направление.

Планируемый результат: участие, призовые места.

Организация

Учебный план. Расписание занятий.

Сроки участия в конкурсах, олимпиадах различных уровней по интересам учащегося.

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

“В мире математической мысли” (12чел.)

Шахматы (16чел.)

“Умники и умницы” (32чел.)

Английский язык (10чел.)

Интернет-кружок в МетаШколе (индивидуально, консультация у учителя)

Октябрь

Ноябрь

Февраль

Март

Апрель

Май

ЭМУ-Эрудит

Русский медвежонок

Эму-Специалист

Интернет-олимпиада

“Кенгуру”

Интернет-олимпиада

Предметные недели

Мониторинг

Коррекция

Оценка реализации ИОМ

Достижения. Формирование Портфолио.

Слайд Портфолио.

        Таким образом, у каждого учащегося начальной школы гимназии выстраивается  ИОМ, что является важной составляющей для  развития способностей (одарённости) ребёнка. В начале семинара  перед вами уже презентовали свои работы учащиеся начальных классов, на стендовой выставке отражены все направления деятельности наших ребят.

        Сегодня на нашем семинаре учителя и педагоги познакомят Вас с разными видами деятельности младших гимназистов. Вы посетите и будете участниками урока-драматизации на английском языке, занятия “В мире математической мысли”, интеллектуальной игры по русскому языку “Грамматическая пирамида”. Все вопросы просим фиксировать на обратной стороне программы. Мы с удовольствием ответим на них на третьей части нашего семинара – на круглом столе “Свободный микрофон”.

        Одна из новых дополнительных образовательных программ, апробируемых в нашем учреждении – “Интеллектуальные витаминки”. Слово предоставляется Елене Викторовне Сёмкиной.

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя  школа № 30

с углубленным изучением отдельных предметов»

Карта индивидуального образовательного маршрута  учащегося 4 класса

«ФИО ученика»

Срок реализации 2018-2019 учебный год

Классный руководитель Воробьева Д.Р.

Данный ИОМ составлен для обучающегося 4 класса имеющего высокий уровень мотивации к обучению, но на фоне низкого уровня самооценки и большого пропуска уроков из-за слабого здоровья.

Читайте также:  Ребенок не готов к школе развитие речи

Цель: создание образовательной среды, стимулирующей познавательную деятельность учащегося, способствующей личностному развитию и самореализации..

Задачи: компенсация трудностей в обучении учащегося с пониженной самооценкой;

  • дальнейшее успешное освоение программного материала;
  • поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;
  • углубить знания по окружающему миру, предоставить возможности для экспериментальной и исследовательской деятельности;
  • обеспечить участие в олимпиадах и конкурсах по математике, русскому языку, окружающему миру;
  • формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации личности.

Этапы реализации

этап

сроки

направления

результаты

I .Диагностический

Цель –

углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Задачи: – Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития, эмоционального состояния.

Сентябрь-октябрь

1. Входная диагностика

2. исследования эмоционально-личностной сферы

3. диагностика межличностных отношений

4. диагностика психологического здоровья

Создание:

«Интеллектуального портрета ученика»,

«Карты способностей и интересов»

– банка творческих способностей ученика;

– банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

– рекомендаций по работе с учеником;

– портфолио

II. Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута

октябрь

1.прогнозирование;

2.проектирование;

3.конструирование;

Создание:

– индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»

– «Я составляю программу образовательной деятельности»

– индивидуальный образовательный маршрут – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа

1).Разработка программы проектной деятельности второй половины дня

Выбор проектов, согласование расписания, целей, форм и способов деятельности, критериев оценки результата: кружки, проектная деятельность, экскурсии

2).Разработка программы здоровьесбережения

1. консультации со специалистами, значимыми взрослыми.

2. выбор форм и расписания спортивных занятий, определение спортивной нагрузки

составление программы здоровьесбережения;

3).Интеграция с другими специалистами

в течение

года

1. Индивидуальные консультации учащегося и его родителей

2. Организация участия учащегося в конкурсах, олимпиадах различного уровня

3. Организация различных типов занятий: экскурсии, практические работы, тренинги, мозговые штурмы, исследования

4.Создание системы стимулов и поощрений

Проведение школьных предметных олимпиад, конференций, творческих и исследовательских конкурсов

III.Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника.Итоговая диагностика. Рефлексия и оценка

апрель-май

показ достижений, персональная выставка, презентация – портфолио достижений, бенефис, творческий отчет, концерт, участие в олимпиадах, международных конкурсах , тесты, зачётная работа

Планируемый результат реализации программы

  1. Воспитание личности

  • здоровой духовно-нравственно и социально;
  • способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности;
  • владеющей средствами и способами исследовательского труда;
  • способной осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;
  • обладающей разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
  • руководствующейся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающей и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

2. Успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном общим учебным планом.

3. Овладение навыками самостоятельной работы.

4. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке.

Круг методов и технологий образовательной деятельности

Качество личности

 Характеристика качества личности

 Методы и формы

1.Любопытство – любознательность – познавательная потребность

Любопытство характерно для каждого ребенка младшего школьного возраста. Любознательность – признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Младшим школьникам в большей степени, чем старшеклассникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.

Исследовательская деятельность. Защита

Проектов на детских научно-практических конференциях. Работа в группах, парах.

2.Сверхчувствительность к проблеме

Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.

Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания.

3.Склонность к задачам дивергентного типа

Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Оно характеризуется тем, что психологи называют беглостью восприятия (то есть способностью генерировать несколько идей), гибкостью (то есть способностью переходить на другую точку зрения) и оригинальностью (то есть способностью вырабатывать нетривиальные идеи).

Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

4.Оригинальность мышления

Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а так же способность разрабатывать существующие идеи, что особенно ценится в художественном творчестве.

Работа по разработке новых идей или уже существующих.

5.Высокая концентрация внимания

Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в задачу, во-вторых, — в возможности успешной настройки на восприятие информации, относящейся к выбранной цели даже при наличии помех. С концентрацией внимания

связана и такая отличительная черта одаренных, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям

Сложные и сравнительно долговременные задания.

6.Отличная память

Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко выражается в склонности к коллекционированию.

Задания на развитие памяти, внимания и мышления.

7.Способность к оценке

Производное критического мышления.

Задание по анализу своей и чужой деятельности.

8.Широта интересов. Самообразование.

Работа в библиотеке. Целенаправленная подготовка к самореализации в различных конкурсах (тьюторство, тренерство)

Индивидуальная подготовка к очным и заочным олимпиадам

Читайте также:  Проблемы рисков социального развития ребенка

Индивидуальный образовательный план

1. КТО Я? КАКОЙ Я? (Мое представление о себе )

Дата рождения

Любимое занятие в свободное

время

Мой любимый учебный предмет

Мои учебные достижения

Мои сильные стороны

Мои слабые стороны

Мои увлечения

Чем отличаюсь от своих сверстников

Что умею делать хорошо

Сфера профессиональных  интересов

Сфера моих жизненных интересов (какое место хочу занять в

обществе)

Что мне в себе нравится

Что мне в себе не нравится

На кого хочу быть похожим (-ей)

2. Мои цели и задачи

2.1 Мои перспективные жизненные цели

1) Кем хочу стать, какую получитьпрофессию

2) Каким (-ой) хочу стать (перечисляются качества, которые

бы хотел иметь ученик как член общества, как труженик,

гражданин, семьянин)

2.2 Ближайшие цели, задачи, что надо развивать в себе в первую очередь

1) Что хочу узнать о себе (задачи

на самопознание)

2) Задачи в обучении

– По каким предметам повысить

свои достижения

ПРИМЕРНЫЙ индивидуальный  маршрут обучения (ВОЗМОЖНА корректировка)

на 2018-2019 учебный год

Учебный

элемент

Тема направления занятий

ФИО учителя

Кол-во

часов

Форма

отчета

Подпись

преподавателей

УЭ 1

1. Действия с многозначными числами (сложение, вычитание)

4

тестирование

УЭ

УЭ 2

2.Деление многозначного числа на многозначное

5

Работа в парах, в группе

УЭ 3

3.Умножение многозначного числа на многозначное

4

Проверочная работа

ПГ

УЭ 4

4. Действия с именованными числами

3

Олимпиада

УЭ 5

5. Решение задач на движение

4

Самостоятельное задание по карточке

УЭ 6

6. Решение уравнений

4

Проверочная работа

Английский язык

УЭ 1

5.Употребление глаголов настоящего времени в английском языке.

4

Концерт-экспромт

УЭ 2

6.Употребление глаголов прошедшего времени в английском языке

4

Кроссворд

УЭ 3

УЭ 7

7.Составление тематического рассказа на английском языке по серии сюжетных картин

4

Итого

28

Кл. рук-ль: ______________/___________ /

Ученик: ________________/____________/

Родитель: _________________/___________/

Примерное расписание внеурочной деятельности учащегося  на неделю

Дни недели

В школе

(название кружка, время проведения

руководитель

Вне школы

(название кружка, время проведения

Учреждение

ФИО Руководителя

Понедельник

Занимательная  грамматика

13.20 – 14.00ч

Вторник

РОБОТОТЕХНИКА

13.20 – 14.00ч

Среда

Веселая   математика

13.20 – 14.00ч

Четверг

Спортивное оиентирование 13.20-14.00 – 1группа

Проектная деятельность

13.20-14.00ч – 2 группа

Пятница

Шахматы

13.20 – 14.00ч

Спортивное ориентирование

14.20- 15.00ч

Суббота

Примерные вопросы для формирования навыков самоанализа:

  1. Какие цели я ставил перед собой в начале года?
  2. Какие действия я спланировал для достижения поставленных целей?
  3. Удалось ли мне реализовать задуманное?
  4. Чему научился? Что необходимо ещё сделать?

Мониторинг качества выполнения ИОМ

Критерии

Показатели

Конечный показатель прогрессивного развития

Соответствие образовательным стандартам

Результаты итоговой и текущей аттестации.

Успеваемость.

Участие в интеллектуальных марафонах, предметных олимпиадах, конкурсах и т.п.

Результаты стабильные, или растут

Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса

Динамика удовлетворенности учащихся, родителей.

Рост удовлетворенности

Рост достижений

Динамика достижений ученика

Положительная динамика, ярко выражен рост личностных достижений (портфолио).

Прогнозируемый результат

Фактический результат

Примечание

Мониторинг осуществляется на уровне работы учителя-предметника.

Ключевые способы диагностики:

Контрольная деятельность зам. директора по УВР (в части планирования работы и реализации мероприятий), взаимооценка (экспертиза) деятельности учителей-предметников (каждый представляет и описывает результаты своей работы за год, педагоги-предметники, которые работают в классе, корректируют), самооценка деятельности учеником и учителем.

Систематическая диагностика удовлетворенности родителей и школьника количеством и качеством проводимых занятий.

Учитель: ___________________________

Ученик: ____________________________

Родители (законные представители): _______________________________

Источник