Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Структура индивидуально-образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработана рабочей группой педагогов МОУ «СОШ №5» г. Стрежевой, Томская область.
Руководитель группы: Исалиева Толганай Александровна, учитель начальных классов
Участники: Шамазова Фания Зайнулловна, учитель начальных классов
Сорочкина Виталина Валерьевна, учитель начальных классов
Былинко Лифуза Маликовна, учитель начальных классов
Ходырева Олеся Петровна, психолог.
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ
1. Пояснения
Дети с ограниченными возможностями – это дети, состояние здоровья которых препятствует развитию общеобразовательных программ вне определенных условий образования и обучения, т.е. дети с ограниченными возможностями или дети с временными или постоянными физическими ограничениями и / или умственным развитием. Эти дети учатся в общем образовании. Основная проблема неуспеваемости детей с ограниченными возможностями – это несоответствие интеллектуальной системы ребенка школьной системе. В соответствии с частью 1 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») установлено: «… Содержание образования и условия организации обучения и обучения студентов с ограниченными возможностями (далее -) определяют адаптированную образовательную программу, а для инвалидов также индивидуальную программу реабилитации инвалидов. предназначен для обучения в общеобразовательной школе.
Индивидуальная траектория обучения – это документ, отражающий специфические условия максимальной реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе на заданном образовательном уровне. Индивидуальная образовательный маршрут – это разнообразная образовательная программа, которая дает ребенку возможность освоить образовательную программу, педагогически поддерживая его самоопределение и самореализацию.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными навыками и возможностями обучающегося (степенью подготовки к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Основная цель – создание гуманной образовательной среды в школе с целью социальной и личностной реабилитации детей с ограниченными возможностями и их последующей интеграции в современное социально-экономическое и культурно-нравственное пространство.
ИОМ предлагает решение основных задач:
– создать условия для реализации учебной программы;
-организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с различными формами нарушений развития;
– укрепление и поддержание здоровья обучающихся на основе образовательного процесса;
– создание благоприятного психологического и образовательного климата для реализации индивидуальных навыков с ограниченными возможностями;
-расширение материальной базы школы и вспомогательных ресурсов для организации обучения детей с ограниченными возможностями.
Ожидаемые конечные результаты:
Обеспечение базового уровня образования для учащихся с ограниченными возможностями.
– реализовано на первом образовательном этапе – 4-5 лет:
– второй этап – общее базовое образование – 5 лет.
2. Принципы разработки и реализации
Принцип гуманизации – заключается в реализации личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.
Принцип индивидуального подхода подразумевает необходимость определения индивидуальной цели обучения и воспитания, подбор содержания, выбор форм и методов обучения для каждого ребенка с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, образовательных возможностей и условий. .
Принцип системности – обеспечивает единство обучения, диагностики, коррекции и развития учащимся с ОВЗ, то есть системный подход к анализу особенностей их развития и исправлению нарушений, а также комплексный многоуровневый подход к решению проблемы;
Принцип комплексного подхода – предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения корректирующего компонента в рабочий учебный план, ориентированный на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащихся.
Принцип преемственности – гарантирует непрерывность педагогической помощи с ограниченными возможностями здоровья до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса при реализации ИОМ предполагает постоянное сотрудничество преподавателей, психолога, администрации образовательных учреждений, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения по ИОМ.
Принцип приоритета самостоятельных форм учебной деятельности – предполагает максимальную активность и самостоятельность обучающегося в процессе обучения.
3. Условия реализации
Организационные условия
Индивидуально образовательный маршрут предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическое обеспечение включает:
– оптимальный режим учебных нагрузок;
– коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса;
– учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
– соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
– использование современных педагогических технологий;
– оздоровительный и охранительный режим;
– укрепление физического и психического здоровья;
– профилактику физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся;
– соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
– участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов:
– педагог-психолог;
– социальный педагог;
– учителя- предметники;
– классный руководитель;
– медсестра.
Медсестра контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.2821-10.
Педагог – психолог проводит диагностику эмоциональной сферы, эстетических и познавательных потребностей и оказывает помощь ребенку и родителям (законным представителям) в решении сложных социально-эмоциональных проблем.
Совместно с социальным педагогом, педагогом – психологом и медсестрой комплексное психолого-педагогическое и медико-социального сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет классный руководитель и учителя – предметники.
4. Программно-методическое обеспечение:
-УМК и рабочие программы по учебным предметам;
– диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога
– цифровые образовательные ресурсы.
5. Информационное обеспечение
– создание информационной образовательной среды для дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
– создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
6. Содержание рабочих программ по учебным предметам
Рабочие программы для учащихся с ОВЗ составляются на основе примерных программ по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и ФГОС. Программы определяют цели и задачи изучения предмета, возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. Количество часов, отведенное на изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального учебного плана.
7. Педагогические технологии, формы и методы обучения
и воспитания детей с ОВЗ
1. Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:
– систематический характер обучения;
– логически правильное изучение учебного материала;
и оптимизировать затраты ресурсов при обучении.
2. Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того, индивидуальный подход к ребенку.
3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.
В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.
4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.
5. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к решению учебных и жизненных задач.
6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.
8. Аттестация учащихся
Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:
– текущей и промежуточной аттестации в соответствии с локальными нормативными акта
– государственной (итоговой аттестации) в соответствие с нормативными документами по проведению ОГЭ и ЕГЭ.
9. Ожидаемые результаты внедрения ИОМ:
– уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;
– формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей с ОВЗ;
– включение в систему коррекционной работы школы взаимодействия с другими организациями;
– повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.
В образовательном учреждении созданы комфортные и доступные среды в обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:
– способствующей качественному и доступному образованию;
– предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития;
– обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.
Источники информации: ресурсы интернета и закон об образовании
СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
1.ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
-наименование учреждения
-согласование с родителями
-гриф утверждения руководителем
-назначение программы
-адресность программы
-срок реализации
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка
-цель и задачи
-примерные программы
3.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (расписание урочной и внеурочной деятельности)
4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
БЛОК 1 Общие сведения
-данные о родителях (законных представителях)
-заключение и рекомендации ПМПК
-рекомендации специалистов сопровождения
БЛОК 2 Сведения об усвоении образовательной программы
БЛОК 3 Организация коррекционно-развивающей работы
БЛОК 4 Социализация
5.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ РЕАЛИЗАЦИИ ИОМ (Результаты реализации ИОМ)
6. РЕКОМЕНДАЦИИ
1.Титульный лист
«наименование учреждения»
СОГЛАСОВАНО Родитель (законный представитель) ______________/ ___________/ «___» ______________20__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ « » ____________/ _____________ / Приказ № от «__ »____________ 20___г. |
Индивидуальный образовательный маршрут
обучающегося
____________________________________________________________________
Срок реализации: 4года
Адресность программы:
ИОМ для ребенка ОВЗ
20___-20___ учебный год
2.Пояснительная записка
Ф.И.О. ребенка: Возраст: | |
Школа: Класс: | |
Ф.И.О. родителей: мать | |
Ф.И.О. основного учителя: | |
Группа (особые потребности): | |
Заключение ПМПК: | |
Ф.И.О. специалистов сопровождения:(Приложение к ИОМ) Учитель-логопед: Педагог-психолог: Социальный педагог: | |
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося | |
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка на 2020-2021 уч. год | |
Общие задачи на период реализации ИОП (2020-2021 уч. год) | |
Режим пребывания ребенка в ОО | |
Примерные программы |
3.Индивидуальный учебный план
4.Содержание программы
Блок 1 Общие сведения
Данные о родителях (законных представителях) | Сведения о семье: полная или неполная, состав семьи, адрес проживания, контакты. Есть ли поддержка со стороны других родственников; есть ли у ребенка няня или постоянный сопровождающий. Данная информация важна для понимания необходимости и объема помощи семье ребенка с ОВЗ, а так же для определения режима пребывания ребенка в школе. |
Взаимодействие с семьей | |
Направления взаимодействия | |
Содержание работы | |
Заключение и рекомендации ПМПК | |
Рекомендации специалистов сопровождения |
Блок 2 Сведения об усвоении образовательной программы
Для 2-4 классов итоги успеваемости в виде оценочной таблицы.
Предметы | 1чет | Анализ | 2чет | Анализ | 3чет | Анализ | 4чет | Анализ | Год | Анализ | Промеж. | анализ | ВПР | итог | Анализ |
Русский язык | |||||||||||||||
Математика | |||||||||||||||
Литературное чтение | |||||||||||||||
Окружающий мир | |||||||||||||||
Музыка | |||||||||||||||
ИЗО | |||||||||||||||
Технология |
Сведения об усвоение образовательной программы (для 1класса: результативность – оценка достижения планируемых результатов во всех таблицах указывается одним из трех числовых значений соответственно:
0 – планируемые результаты не достигнуты
1 – достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику
2 – достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику)
Предмет (образовательная область) | Требования стандарта: планируемые предметные результаты на текущий период обучения | Конкретные задачи для ребенка на период | Показатели достижений на конец года | Результативность | Формы оценки индивидуальных достижений, результатов учебной деятельности |
Математика | |||||
Литературное чтение | |||||
Русский язык |
Блок 3 Организация коррекционно-развивающей работы
№ | Наименование | Долгосрочные цели (на учебный год) | Результативность |
1 | Русский язык | ||
2 | Литературное чтение | ||
3 | Математика | ||
4 | Окружающий мир | ||
5 | Музыка | ||
6 | Технология | ||
7 | Изобразительное искусство |
Блок 4 Социализация
Направления деятельности | Конкретные задачи на период | Ответственные | Формы деятельности | Показатели достижения на конец года | Результативность | Формы оценки достижения |
5.Результаты реализации ИОМ
Результат | Цели на будущее | |
Учебная деятельность | ||
Внеурочная деятельность | ||
Коррекционная деятельность | ||
Социализация |
6.Рекомендации:
Учителям:
Родителям:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает обеспечить условия для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто нуждается в специальных условиях обучения – ограниченные возможности здоровья. Одна из форм сопровождения таких детей – индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).
Источник
Марина Медведева
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ
За основу маршрута я взяла образец из интернета и добавила свои изменения и рекомендации специалистов.
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ на период с сентября 2015 г по май 2016 г.
Дата заполнения: сентябрь 2015г.
Общие данные
Ф. И. О. ребёнка: Даша Б.
Дата рождения: 2011г.
Дата поступления в ДО: 2014г.
Сведения о семье: мать- одиночка, семья малообеспеченная.
Мать: ФИО, образование, место работы.
Отец: —
Домашний адрес: ул. д.
Телефон:
Воспитатели: Медведева Марина Валерьевна.
Специалисты:
Учитель- логопед: ФИО
Психолог: ФИО
Музыкальный руководитель: ФИО
Инструктор по физ воспитанию: ФИО
Медицинская сестра- ортоптистка: ФИО
Группа здоровья III
Группа физических занятий- подготовительная
Режим пребывания ребёнка в ДОУ: пятидневная рабочая неделя с 7.00- 19.00
Заключение ПМПК: нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушения зрения, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Рекомендации ПМПК: создать оптимальные условия для получения образования и коррекции нарушений зрения с учётом индивидуальных особенностей данного ребёнка.
Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением зрения дошкольного возраста, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под редакцией Л. И. Плаксиной.
Разработка индивидуального образовательного маршрута.
По заключению врача офтальмолога у девочки ОН- гиперметропия
Рекомендации:
– постоянное ношение очков
– соблюдение режима зрительных нагрузок
– выполнение коррекционных мероприятий для снятия общего и зрительного утомления: релаксация, коррекционные зрительные упражнения
– выполнение специальных упражнений для глаз (зажмуривание, моргание, попеременное фокусирование взгляда на отдалённых и близких предметах, просмотр специальных гимнастик для глаз)
– посадка на занятиях: 1 ряд, 4 место
– проводить пропедевтику основных видов движений
Противопоказания:
– недопустима работа в помещении с низкой освещённостью
– нельзя работать на слишком близком расстоянии
– соревновательный бег, ускорения
– прыжки в длину и высоту с приземлением на всю стопу.
Цели на текущий период (учебный год):
Разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие и физическое развитие.Задачи:
Социально-коммуникативное развитие
-усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;
-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
-формирование предметно- практических действий
– формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
– развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
– формирование способов чувственного познания с помощью зрения и сохранных анализаторов
– развитие воображения и творческой активности
– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурых ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.
Речевое развитие
– развитие зрительно- пространственных представлений
– овладение речью как средством общения и культуры
– обогащение активного словаря
– развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
– развитие речевого творчества
– развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи
– знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы
– формирование звуковой аналитико- синтаксической активности как предпосылке обучения грамоте.
Художественно- эстетическое развитие
– развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы
– формирование элементарных представлений о видах искусства
– формирование реальных образов предметов окружающего мира и овладение сенсорными эталонами
– становление эстетического отношения к окружающему миру
– восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
– стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
– реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
– приобретение опыта двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма
– формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
– формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, а также преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии (скованность, боязнь пространства)
– овладение подвижными играми с правилами
– становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
– становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Методы
• Наглядности с учётом офтальмологических требований к оформлению дидактического материала
• Словесный
• Практический
• Игровой
Формы работы:
• НОД
• Утренняя гимнастика
• Индивидуальная и подгрупповая работа
• Спортивные праздники, развлечения.
• Самостоятельная деятельность ребенка
Эти цели и задачи реализуются в разнообразныхвидах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения.
Индивидуальнаяработа по коррекции зрения: проводить игры на лечение амблиопии, различие цвета, развитие остроты зрения, развитие зрительного внимания.Это игры: «Нанижи бусы», «Сложи картинку», «Цветная мозаика», «Обведи по контуру», «Выкладывание крупой по контуру», «Разложи по цвету», «Штриховка предметов» и др.
Рекомендации по психологической коррекции :на развитие внимания: «Три шарика», «Вежливое слово»
на развитие мышления: «Покажи, что назову», «Самое непохожее»
на развитие мозговых механизмов: «Двуручное рисование», «Мамины помощники» – упражнение на межполушарное взаимодействие.
Коррекция физического развития:
· коррекция и компенсация недостатков физического развития;
· формирование личностных качеств, воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.
Коррекция речи: работа по формированию словаря, на развитие мелкой моторики рук, употребление слов в единственном и множественном числе, чистоговорки на определённые звуки, например, игры «У меня и у тебя», «Он- она», «Какой- какая», «Сложи слова» и др.
Коррекционная работа в музыкальной деятельности:
-упражнение «Ловим бабочек» муз. А. Н. Генералова – развитие пространственной локализации и прослеживающих функций.
– упражнение «Качание рук с лентами» польская нар. мелодия, «Упражнение с мячами» Александрова – развитие зрительного анализатора, построено на совмещении зрительного и слухового образа.
-упражнение «Зеркало» – развитие глазодвигательных функций, совершенствование подражательных функций, помогает развитию пространственной локализации и пролеживающих функций глаза.
Источник