Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с нарушением слуха

Индивидуальный образовательный маршрут

ФИО, год рождения ребёнка: 

Заключение: сенсоневральная тугоухость II – III-IV степени, стертая форма дизартрии.

Актуальная проблема: снижение слуха в результате: речь малопонятна, не разборчива. Полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушены слоговая структура слова, фонематический слух, восприятие и понимание лексической стороны речи, выраженная бедность словаря, несформированность связной речи. Грубые нарушения предложно-падежных конструкций.

Цель создания индивидуального образовательного маршрута: 

Коррекция слухо-речевых нарушений посредством специального коррекционно-развивающего обучения.

Задачи: 

  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие мимики и эмоций.
  • Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
  • Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.
  • Коррекция слоговой структуры слова.
  • Пополнение активного словаря.
  • Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.

Содержание работы:

1. Развитие общей и мелкой моторики:

Логоритмические упражнения под музыку.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

2. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха:

Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.

Узнавание звука на фоне ряда звуков.

Узнавание звуков на фоне слова.

Определение первого гласного звука в слове.

Определение последнего гласного и согласного звука в слове.

Различать и воспроизводить на слух громкость и высоту звучания (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);

Различать на слух количество звучаний в пределах 5  и определять источник звука;

Различать на слух и воспроизводить разнообразные ритмы;

Определять на слух направление звука, источник которого расположен справа — слева — сзади — спереди, и узнавать источник звука (без звукоусиливающей аппаратуры);

Различать и опознавать на слух звучание музыкальных инструментов в исполнении педагога и в грамзаписи (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);

Различать (при выборе из 5 и более) и опознавать на слух при прослушивании грамзаписей голоса птиц и животных (с аппаратурой коллективного пользования, с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);

Различать и опознавать на слух бытовые шумы (на этом и последующем году обучения работа проводится во время различных занятий педагога и воспитателя, в играх, в быту) и сигналы городского транспорта (на этом и последующем году обучения во время прогулок) (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);

Различать на слух и воспроизводить темп и ритм звучаний (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);

Распознавать и в дальнейшем различать и опознавать на слух знакомый речевой материал из различных разделов программы данного года обучения с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);

Распознавать на слух фразы, содержащие малознакомые и незнакомые слова (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);

Распознавать и в дальнейшем различать и опознавать на слух малознакомые и незнакомые слова, словосочетания и фразы (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);

Различать и опознавать на слух фразы с некоторыми изменениями в структуре:

а) с инверсиями: по лужам плывут бумажные кораблики — бумажные кораблики плывут по лужам — плывут бумажные кораблики по лужам —кораблики бумажные плывут по лужам;

б) с увеличением и сокращением количества слов: девочки гуляют — девочки гуляют на улице —маленькие девочки гуляют на улице —три маленькие девочки гуляют на улице (со стационарной аппаратурой, с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);

Распознавать на слух незнакомые тексты (из 4—5 и более предложений), составленные по сюжетным картинкам; различать и опознавать на слух слова, словосочетания и фразы, входящие в текст; отвечать на вопросы и выполнять задания по тексту, воспринятые на слух (со стационарной аппаратурой, с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);

Распознавать на слух незнакомые тексты из 3—4 и более предложений (без демонстрации картинок и предварительного сообщения его названия, различать и опознавать на слух слова, словосочетания и фразы, входящие в текст; отвечать на вопросы и выполнять задания по нему, воспринятые на слух (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);

Опознавать на слух детские стихи и песенки, знакомые сказки и рассказы, включать в прозаические тексты новые слова (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него).

3. Развитие мимики и эмоций: Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.

4. Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения:

• Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.

• Артикуляционные упражнения для губ.

• Артикуляционные упражнения для языка.

• Постановка и автоматизация звуков: шипящих, соноров, и звука [й].

Читайте также:  Речевое развитие ребенка тема самообразования

• Автоматизация звуков.

• Дифференциация звуков.

5. Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи:

Классификация предметов.

Образование прилагательных от существительных.

Расширение словаря признаков, слов-действий.

Называние антонимов.

Развитие математических операций, сравнений, обобщений предметов.

6.Развитие графо-моторных навыков.

Сроки динамического контроля: январь, май.

Анализ результатов логопедической работы.

Источник

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР (для детей с нарушением слуха (слабослышащий ребенок) разработан в соответствии образовательной программы МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка» с учетом общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Рекомендациями ЦПМПК (центральной психолого –медико –педагогической комиссии).

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)

Срок реализации: 2018-2019 учебный год

Цель: – создание условий для развития ребенка с нарушением слуха, открывающими возможности для его позитивной социализации, личностного и творческого развития на основе сотрудничества со взрослыми и

сверстниками и, соответствующими возрасту, видами деятельности.

Задачи:

• оказание коррекционной помощи в овладении ребенком программного материала;

• психолого-педагогическое изучение ребенка с целью уточнения состояния слуха и интеллекта;

• обогащение общего развития ребенка с проблемами слуха;

• разработка ИОМ с учётом образовательных потребностей и способностей ребенка;

• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям ребенка;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка в том числе его эмоционального благополучия;

• обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.

Основные направления коррекционной работы

НаправленияСодержание работы
Развитие мелкой моторикиМозаика, конструирование, ручной труд, дидактические игры
Развитие артикуляционного аппаратаАртикуляционная гимнастика, упражнения с зеркалом, упражнения – подражания.
Слухо – зрительное восприятиеСюжетно –ролевые игры, чтение по табличкам, фонетическая ритмика, дидактическое упражнение «Звук и буква»
Обучение произношениюГолосовые упражнения, дыхательные упражнения, пополнение активного и пассивного словаря.
Развитие мышления, памяти, восприятия, внимания.Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Геометрические фигуры».
Рассматривание иллюстраций с последовательно развивающим сюжетом (например, «Репка»

Организованная образовательная деятельность

(в соответствии с планированием, по расписанию ООД),

включение коррекционных задач во время проведения ООД по продуктивной и конструктивной деятельности.

 

Календарно – тематическое планирование коррекционной работы

ПериодФормы работыЦель
Сентябрь, октябрь, ноябрьНастольно – печатная игра
Мозаика
Развитие мелкой моторики пальцев рук, умение подбирать цвета по подражанию педагога
 Игровое упражнение
Кто скорее свернет ленту
Развивать мелкую моторику пальцев рук, формировать точность движений
 Упражнения
«Шнуровки»
Развивать мелкую моторику пальцев рук, развития восприятия
 Конструирование. Мебель (диван)Учить ребенка делать постройку – предмет мебели. Уточнить представление об этом предмете, его назначении.
 Ручной труд
«Ежик»
Развивать желание заниматься ручным трудом, обучать ребенка действовать с различным природным материалом.
 Дидактическая игра
Переложи игрушки
Развивать движения кистей рук, развивать зрительное восприятие.
Декабрь, январь, февральДидактическая игра
Один и много
Учить отличать на слух однократные и многократные звучания
 Игровое упражнения на классификацию
«Что желтое, зеленое, синее, красное?
Учить различать цвета
 Игровое упражнение
«Палочки»
Учить схематически изображать различные предметы с помощью палочек разной величины
 Дидактические игры
Обведи контур фигуры, Раскрась фигуру
Уточнить знания ребенка о различных геометрических формах.
 Дыхательные упражнение
«Буря в стакане»
В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и через нее, следить, чтоб, не надувались щеки.
 
 Дидактическая игра
Найди маме деток
Учить подбирать детенышей животных к взрослым животным по описанию или методом подбора.
 Работа в рабочей тетради (прописи)Развитие мелкой моторики пальцев рук.
 Игровое упражнение
Сложи квадрат
Учить составлять целое из разных геометрических фигур
 Конструирование по замыслуРазвивать желание строить для кого – либо, украшая постройку, используя различные цветовые решения.
Март, апрель, майФонетическая ритмика 

Гласные звуки.

Звук «А». «Девочка плачет»

Ребенок вытягивает руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а..», он плавно разводит руки в стороны ладошками вверх.

Звук «О». «Зуб болит»

Ребенок соединяет опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», он плавно поднимает руки через стороны вверх и соединяет их в кольцо над головой.

Читайте также:  Детский сад территория развития ребенка

Звук «У». «Паровозик гудит»

И.п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», ребенок давящим движением выпрямляет руки вперед и вниз.

Звук «Э». «Мальчик кричит»

И.п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», ребенок плавно сгибает руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч.

Звук «И». «Иголочка»

И.п.: руки согнуты в локтях, произнося «и-и-и» в улыбке, от уголков губ «тянем улыбку» указательными пальцами, разводя руки.

Звук «Ы». «Медвежонок рычит»

И.п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», ребенок с усилением отводит в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).

Звук «Ы». произносится сердито.

Согласные звуки:

Звук «С». «Чайник свистит»

Губы растянуты в улыбке. Ребенок тянет «с-с-с-с», руки согнуты в локтях, попеременно поднимает вверх и опускаем вниз.

Звук «З». «Комарики летят»

Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «з-з-з…», ребенок имитирует полёт комаров.

Звук «Ц». «Мальчик просит не шуметь»

Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «Ц», ребенок подносит указательный палец к губам, как бы призывая к тишине.

Звук «Х». «Греем ручки»

Подносим обе ладошки ко рту и дышим на звук «х-х-х» .

Звук «Ш». «Змейка ползёт»

Губы вытягиваем вперёд. Произнося «ш-ш-ш…», быстро трут ладошки друг о друга.

Звук «Ж». «Жучок летит»

И.п.: руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «Ж-ж-ж…», ребенок совершает быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяет движение с разжатыми пальцами.

Звук «Щ». «Мячик спускает воздух»

И.п.: руки согнуты на уровне груди, локти внизу, ладони от себя. Коротко и многократно произнося звук «Щ», ребенок ритмично двигает руками вперёд – назад.

Звук «Ч». «Девочка просит не шуметь»

На звук «ч-ч-ч» подносим указательный палец к губам, имитируя тишину.

Звук «Л». «Пароход гудит»

Закусив кончик языка ребенок гудит как пароход «л-л-л», при этом покачиваясь вправо – влево.

Звук «Р». «Собачка рычит»

И.п.: произнося «р-р-р-…», ребенок делает вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие, напряженные.

Звук «Д». «Пулемёт»

Губы растянуты в улыбке. Ребенок быстро произносит «д-д-д», при этом руки сжаты в кулачки и быстро, поочерёдно отталкиваем каждый кулачок от себя.

Звук «Т». «Молоточек»

Губы растянуты в улыбке. Ребенок произносит «т-т-т», при этом ударяя кулак о кулак, как будто забивают гвозди.

Звук «М». «Коровка»

Ребенок произносит «м-м м-муу», при этом изображая коровку (рога)

Звук «Н». «Лошадки»

Погоняем лошадку «н- н- ноо» и поскакали «щёлкаем язычком»

Звук «Б». «Барабан»

Ребенок произносит «б-б-б» при этом указательные пальцы работают как «барабанные палочки»

Звук «П». «Лопнул шарик»

Ребенок произносит «п-п-п», при этом работают кисти рук ( из кулачков выпрямляем пальчики)

Звук «В». «Вьюга»

Ребенок произносит «в-в-в», при этом выполняя волнообразные движения руками.

Звук «Ф». «Задуваем свечку»

Ребенок дует на ладошки на звук «ф-ф-ф».

Звук «К». «Пистолет»

Ребенок произносит «к-к-к», при этом руками показывает пистолет.

Звук «Г». «Гусята»

Ходьба на месте, гогочем как гусята «га-га-га».

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений показывает что:

• У ребенка активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

• Улучшается фонематический слух;

• Нормализуется речевое дыхание;

• Формируется умение изменять силу и высоту голоса;

• Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;

• Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

Предложите ребенку закрыть глаза и послушать тишину. Конечно, полной тишины вокруг вас не будет, а будут разные звуки: тиканье часов, хлопанье двери, разговоры, сигнал машины с улицы и крики ребятишек на площадке. Когда ребенок откроет глаза, спросить его, что за звуки он услышал в тишине. Расскажите о тех звуках, которые удалось услышать вам. Можно играть в эту игру в группе, на детской площадке, — каждый раз вы услышите разные звуки.

«Слушаем тишину»

«Скажи, что ты слышишь? »

Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте лекция

«Узнай по звуку».

Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.

“Поставь по порядку”

Показать ребенку музыкальные инструменты, которые в ходе игры он

должен будет узнать по звучанию. Поиграйте на каждом из них на глазах у ребенка. Скажите: “Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит”. Предложите ребенку поиграть на игрушечных музыкальных инструментах. Расскажите ему о правилах игры: “Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая музыкальная игрушка звучала. Какая игрушка звучала первой, какая последней”.

“Коробочка гремит”

Предложите ребенку послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщите услышанное: “Коробочки гремят”. Поставьте все коробочки на стол в один ряд.

Предложите ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят.

Попросите найти две одинаково звучащие коробочки.

«Найди звук»

Вам понадобится самостоятельно звучащий предмет – игрушка, будильник или, в крайнем случае, телефон. Спрячьте его в укромном месте, и попросите его найти. Ребенку постарше можно завязать глаза и звенеть колокольчиком или бубном.

«Найди игрушку».

Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.

«Извлекаем звуки из всего»

Покажите ребенку, что ложкой, карандашом или палкой можно извлекать звуки изо всех окружающих предметов: стены, стола, шкафа, тарелки и так далее. Разные предметы будут давать разные звуки: громкий и тихий, звонкий и глухой. Если взять металлическую, деревянную и пластиковую ложки, то из одного и того же предмета получатся разные звуки.

«Капельки»

Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.

Взрослый объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Взрослый показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

Перспективное планирование работы с родителями

Сентябрь

ТемаФормы работы
«Научите меня говорить»
«Мастерская добрых дел, ручная умелость»
«Наглядность»
Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей» ( знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию мелкой моторики
Консультация: «Значение мелкой моторики рук для всестороннего развития детей ( поделки из природного материала «Дары осени»)
Уголок для родителей.
Оформление папки «Мелкая моторика»
.

Октябрь

ТемаФормы работы
«Мастерская добрых дел»
«Наглядность»
Консультация – практикум «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературой.
Дополнение в папку «Мелкая моторика»

Ноябрь

ТемаФормы работы
«Школа здоровья»
«Наглядность»
Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви»
Папка – передвижка «Комплекс упражнений для глаз»

Декабрь

ТемаФормы работы
«Игра – это серьезно»Консультация «Семейный Новый год»
«Наглядность»«Создание папки «НЕ Болей –ка»

Январь

ТемаФормы работы
Мастерская добрых дел; ручная умелостьПрактическая работа «Кормушка своими руками» (дома с папой)
«Наглядность»Дополнение в папку «Не – Болейка»

Февраль

ТемаФормы работы
«Игра – это серьезно»«Играем с папой» (консультация)
Папка – передвижка «Игры для здоровья»

Март

ТемаФормы работы
«Научите меня говорить правильно»
«Мастерская добрых дел»
Беседа «Речевое развитие в общении со сверстниками»
Практическая работа «Коврик для мамы» (изготовление коврика с использованием пластилина)

Апрель

ТемаФормы работы
«Родительский университет»
«Наглядность»
Беседа: «Наказание – в чем его смысл?» (о методах воспитания)
Выставка детских книг, дидактических пособий

Май

ТемаФормы работы
«Игра – это серьезно»
«Наглядность»
Консультация: «Движение это – жизнь» (подвижные игры)
Папка – передвижка «Все о здоровье» (подвижные игры).

Литература

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Гербова В.В., ФГОС Развитие речи в детском саду. (6 -7 лет). Подготовительная к школегруппа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Головчиц Л. А. «Дидактические игры для детей с нарушением слуха». –М.: ООО УМУЦ ГРАФ ПРЕСС, 2003

Пфафенродт А, Н. «Фонетическая ритмика» -М.: Владос, 1996

.

Источник