Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка пмпк
Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад №»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ
психолого-педагогического сопровождения ребенка
из общеразвивающей группы
в рамках ПМПк
Ф.И.О. ребенка ____________________________
Группа ___________
Цель: обеспечение необходимой психолого-педагогической помощи детям 3-4 лет с проблемами в развитии из общеразвивающих групп в рамках ПМПК.
Дети с проблемами в развитии, прошедшие обследование в рамках ПМПк, будут с нового учебного года получать специализированную помощь в группах компенсирующей направленности, в то время как на данный момент таковая им не оказывается. С этой целью была создана адаптированная образовательная программа (АОП) и составлен индивидуальный маршрут для сокращения временного разрыва между переходом в другую группу и своевременной и срочной коррекции обнаруженных проблем.
Задачи:
сформировать начальные навыки взаимодействия в организованной среде;
развивать внимание;
снять напряжение, излишнюю тревожность;
повысить уверенность в себе;
повысить качество крупной моторики.
Реализация АОП в рамках индивидуального маршрута состоит из следующих этапов:
Диагностика психического развития.
Проведение комплекса коррекционно-развивающих занятий.
Консультирование родителей.
Заключительная диагностика психического развития. Выводы об эффективности реализации АОП.
Общие сведения о ребенке и семье
Дата рождения: _____________
Домашний адрес: _______________________________________________________________
Дата поступления в МБДОУ: ____________________________________________
Данные о матери: ______________________________________________________________________
Медицинский диагноз: __________________________________________
Оценка нервно-психического здоровья: _____________________________________________________
Результаты диагностики психического развития
Дата |
Перечень используемых методик |
Вывод по результатам диагностики |
Рекомендации |
Наблюдение в ходе обследования |
Внимание |
Память |
Мышление |
Приоритетные направления коррекционно-развивающей помощи
Снижение тревожности
Формирование активности.
Формирование самостоятельности внимания, умения сосредотачиваться на выполняемой деятельности длительное время.
Развитие мышления: умение осуществлять зрительный синтез, различать предметы по форме и цвету.
Становление самостоятельности: приведение в порядок рабочего места, умение выполнять определенные действия без контроля и помощи взрослого.
Понимание речевой инструкции.
Умение организовать себя во время занятий.
Формирование основных алгоритмов продуктивного взаимодействия в организованной среде.
Улучшение координации движений – развитие мелкой и крупной моторики.
Появление первых признаков речевой активности.
План коррекционно-развивающей работы
Планируемая дата занятия | Содержание деятельности | Цель | Реальная дата проведения занятия. Примечания. |
15-28 февраля | Диагностика психического развития. | Выявление проблем, выделение приоритетных коррекционно-развивающих задач на период психолого-педагогического сопровождения по АОП. | |
04.03 | «Пляшут малыши» | Снятие эмоционального напряжения. Создание благоприятного настроения для дальнейшей работы. Обучение ритмичным движениям, умению слушать простую мелодию. | |
«Кто внимательный?» | Формирование умения правильно воспринимать словесную инструкцию, развитие остроты слуха. | ||
«Какой мяч больше?» | Формирование восприятия величины предметов. | ||
06.03 | «Идем по мостику» | Обучение ребенка правильной ходьбе, умения ориентироваться на местности. | |
«Коршун» | Снижение гиперактивности. | ||
«Сделай, что я скажу» | Формирование умения понимать инструкции взрослого, выполнять соответствующие движения. | ||
11.03 | «Перешагни через веревочку» | Развитие координации движений, ловкости, формирование навыка преодоления препятствий. | |
«Самолет летит по небу» | Снижение гиперактивности. Развитие слухового внимания. | ||
«Часы тикают» | Развитие голосового аппарата. | ||
13.03 | «Собираем шарики» | Развитие умения правильно различать цвет, форму. Укрепление мышц тела. | |
«Давайте познакомимся» | Развитие коммуникативных навыков. | ||
«Кап-кап-кап» | Развитие голосового аппарата. | ||
18.03 | «Дорожка препятствий» | Тренировка разносторонней координации движений. Формирование самостоятельности и быстроты команды. | |
«Какой это формы» | Развитие восприятия формы. | ||
«Собери картинку» | Развитие зрительного синтеза, мелкой моторики». | ||
«Ладонь в ладонь» | Развитие коммуникативных навыков, опыт взаимодействия в парах. | ||
20.03 | «Все дальше и выше» | Развитие ловкости. | |
«Круг, квадрат» | Умение различать форму предметов. | ||
25.03 | «Ладушки» | Развитие мелких движений кисти. | |
«Диназаврики» | Снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов. | ||
27.03 | «Во дворе» | Развитие речевого слуха, способности к звукопродражанию. | |
«Лови-лови!» | Снятие эмоционального напряжения | ||
1.04 | «Поедем вместе» | Знакомство с животными, развитие правильного звукопроизношения. | |
«Детское лото» | Умение находить сходство. Развитие внимания к окружающим. | ||
«Зайки и слоники» | Повышение самооценки. | ||
3.04 | «Побродим по лужам» | Расширение словарного запаса, развитие игровых навыков. | |
«Шарик лопнул» | Снятие излишнего напряжения. | ||
«Матрешка» | Умение устанавливать очередность. | ||
8.04 | «Как цапля» | Развитие игровых навыков, координация движений, расширение словарного запаса. | |
«Флажок» | Преодоление двигательного автоматизма, регулирование поведения. | ||
10.04 | «Помоги художнику» | Развитие мышления, восприятия. | |
«Передай мяч» | Снижение двигательной активности. | ||
«Разрезанные картинки» | Умение соединять части в целое. | ||
15.04 | «Будь внимателен» | Развитие активного внимания. Стимулирование внимания. | |
«Рисуем движения» | Релаксация, развитие координации. | ||
17.04 | «Слушай хлопок» | Развитие активного внимания. Стимулирование внимания. | |
«Смотри на руки» | Успокоение и релаксация возбужденных детей. | ||
22.04 | «Карлики и великаны» | Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Совершенствование быстроты реакции. | |
«Чего не стало?» | Развитие памяти. | ||
24.04 | «Корректурные задания» (в картинках) | Развитие концентрации внимания. | |
«Нарисуй на листе» | Умение ориентироваться на листе бумаги. | ||
29.04 | «Путаница» | Сплочение группы. Умение действовать сообща. | |
«Убери картинки» | Развитие внимания. | ||
1.05 | «Послушный мячик» | Сплочение группы. Умение действовать сообща. | |
«Найди предмет» | Развитие активного внимания. | ||
6.05 | «Подари движение» | Создание положительного эмоционального настроя . | |
«Наблюдательность» | Развитие активного внимания. | ||
«Кто внимательный?» | Формирование умения правильно воспринимать словесную инструкцию. | ||
8.05 | «Найди картинку» | Развитие памяти. | |
«Детское лото» | Развитие навыков совместной игры. | ||
13.05 | «Закрась фигуры» | Развитие внимания. Развитие мелкой моторики. | |
«Лови-лови!» | Снятие эмоционального напряжения | ||
15.05 | «Посмотри и найди» | Развитие умения произвольно сосредотачивать и удерживать внимание. | |
«Раскраска» | Умение действовать по инструкции. | ||
20.05 | «Детское лото» | Развитие умения действовать в команде. | |
«Рисуем движения» | Релаксация, развитие координации. | ||
22.05 | «Скучно, скучно так сидеть» | Тренировка саморганизации. | |
«Помоги художнику» | Развитие мышления, восприятия. | ||
27.05 | «Повторяй за мной» | Повышение уверенности в себе. | |
«Побродим по лужам» | Расширение словарного запаса, развитие игровых навыков. | ||
29.05 | «Мои эмоции» | Умение чувствовать эмоции окружающих. | |
«Раскраска» | Умение действовать по инструкции. | ||
«Где находится?» | Формирование пространственных отношений на бумаге. |
План работы с родителями
Месяц | Содержание работы | Цель | Дата проведения консультации. Примечания. |
Март | Диагностика детско-родительских отношений. Консультация «Как правильно выстроить воспитательный процесс». | Изучение стиля воспитания. Формирование правильного подхода в отношениях с ребенком. Появление оптимизма в решении возникших проблем, веры в себя. | |
Апрель | Диагностика детско-родительских отношений. Консультация «Кризис 3-х лет». | Отслеживание динамики изменений в воспитании. Своевременная коррекция при необходимости. | |
Май | Подведение итогов. Консультация «Игры с ребенком» | Контроль детско-родительских отношений. Подготовка к летнему периоду и переходу в другую группу. |
Источник
Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения.
Ф.И. ребенка: __________________________________________
Месяцы
Направление
работы
Содержание
(игры, упражнения)
Примечание
развитие психологической базы речи:
1. Развитие пространственных ориентировок (в пространстве, на листе бумаги;
2. Коррекция зрительных восприятий (точности;
объема, скорости, наблюдательности;
3. Формирование зрительного восприятия:
– слухового неречевого гнозиса;
– понимание, принятого на слух материала;
– скорости обработки информации;
– правильного восприятия;
4. Коррекция внимания:
– увеличение объема, внимания, длительности сосредоточения.
– работа над улучшением продуктивности внимания;
Штриховки
Продолжи строчку
Дорисуй узор
Угадай что звучит
Узнай по голосу
Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем.
Что сначала, что потом
Будь внимательным
Найди отличия
Угадай, чего не стало (что с чем поменялось местами)
Четвёртый лишний Цель игры: устанавливать сходство и различие предметов
по существенным признакам, закрепление слов – обобщений
Собери квадрат
«Логико – малыш»
Общая, мелкая и артикуляционная моторика
1. Точно и в полном объеме выполнять основные артикуляционные упражнения (объем движений, переключаемость и удержание в заданной позе) для губ и языка (улыбка, трубочка, лопатка, жало, качели, маятник, широко открыть рот).
2. Иметь правильный длительный речевой выдох.
3. Отчетливо произносить слова и фразы с разной высотой, громкостью и интонацией.
1.Работа над общими речевыми навыками
1. Дыхательная гимнастика
2. Упражнения и игры на выработку воздушной струи
3. Интонационной выразительностью речи
2.. Артикуляционная гимнастика.
1. Выделение нарушения в строении артикуляционного аппарата органического характера и направления к соответствующим специалистам (в случае необходимости);
2. Формирование определенных укладов посредством артикуляционной гимнастики, массажа и других приемов;
3. Общая артикуляционная гимнастика
4. Артикуляционная гимнастика для постановки звуков
3. Развитие пальцевой моторики.
1. Пальчиковые игры игимнастики
2. Массаж (шариками суд-жок, «Ёжики», карандашами, массажные коврики)
Звуковая культура речи
1. Постановка и автоматизация звуков:
- свистящие;
- шипящие;
- аффрикаты;
- соноры;
- глухие и звонкие согласные;
- взрывные;
– фрикативные;
2. Учить правильно и отчетливо произносить все звуки родного языка
3. Уметь различать на слух и в произношении:
• твердые и мягкие,
• глухие и звонкие согласные
• свистящие
• шипящие,
• сонорные звуки.
4. Учить различать на слух отчетливо произносить часто смешиваемые звуки: С-Ш; З-Ж; Ш-Ж; Р-Л.
Игры на выделение звука из слова на слух:
«Утки и окуни» Цель игры: учить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные.
«Дружные звуки» Цель игры: учить узнавать звуки, произносимые с утрированной интонацией.
«Сколько слов со звуком …?» Цель игры: учить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.
«Угадай, какой звук играет с тобой в прятки» Цель игры: учить определять на слух, какой звук слышится в тексте.
Игры на выделение звуков из слова по представлению:
«Кто найдет двадцать предметов, названия которых содержат звук С?» Цель игры: закрепление умения выделять заданный звук в слове.
«Кто быстрее?», «Различи звуки» (аналогичные игры с другими парами звуков) Цель игры: учить различать звуки С и Ш в словах.
Игры на определения первого звука в слове:
Лото «Назови картинку и найди первый звук» Цель игры: учить находить первый звук в слове.
«Составь слово по первым звукам» Цель игры: определение первого звука в словах.
«Найди сбежавший звук» Цель игры: определение первого звука в словах.
Игры на выделение первого и последнего звука из слова:
«Замкни цепочку» Цель игры: определение первого и последнего звука в словах.
«Поезд» Цель игры: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.
«Доскажи звук» Цель игры: научить выделять в слове последний звук по представлению.
Игры на определения места звука в слове (начало, середина, конец):
«Найди фишке место» Цель игры: научить определять место заданного звука в слове.
«Подбери картинку к схеме» Цель игры: научить определять место звука в слове.
«Собери по три» Цель игры: закрепление умения находить заданного звука в слове.
Игры на самостоятельный подбор слов с заданными звуками:
«Дежурный звук» Цель игры: обучать подбирать слова с заданным звуком.
«Не разорви цепочку» Цель игры: закрепление умения подбирать слова по последнему звуку заданного слова.
Словесные игры:
«Испорченный телефон» Цель игры: развитие слухового внимания.
«Скажи слово с нужным звуком» Цель игры: развитие фонематического слуха.
Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез
1. Уметь делить слова на слоги.
2. Выделять слова с заданным звуком из фразы, стихотворения. 3. Различать гласные – согласные звуки, твердые – мягкие
4. Называть 1-й, последний звук; определять место звука в слове (начало, середина, конец).
5. Формировать умения производить звуковой анализ слов:
- устанавливать последовательность
звуков в слове;
- давать качественную
характеристику;
- выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова.
6. Учить вычленять предложение из речевого потока, анализировать его
словесный состав (2-3 слова).
Игры на усвоение полного звукового анализа:
«Где спрятался звук» Цель игры: учить устанавливать точное место гласного звука в слове.
«Каждому звуку свою комнату» Цель игры: учить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему.
«Сколько комнат в квартире?» Цель игры: учить определять количество звуков в словах без опоры на готовую схему.
«Длинные и короткие слова» Цель игры: учить определять с помощью вспомогательных средств количество звуков в словах.
«Строители» Цель игры: учить определять количество звуков в словах воспринимаемых на слух.
«Новоселье у зверей» Цель игры: учить определять количество звуков в словах произнесенных вслух самим ребенком.
«Кого позовут в гости» Цель игры: учить определять количество звуков в словах.
«Кто куда поселится» Цель игры: учить определять количество звуков по представлению.
«Телеграфисты» Цель игры: обучение звуковому синтезу слов.
«Поймай звук» Цель игры: обучать называть звук в слове по его пространственной характеристике.
Игры на формирование навыков слогового анализа слов:
«Слоговая цепочка» Цель игры: учить выделять в словах первый и последний слоги.
«Разгадай ребус» Цель игры: учить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.
«Из слогов – предложение» Цель игры: учить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них предложения.
Грамматический строй речи
1. Учить согласовывать в предложении:
• существительные с числительными.
• существительные с прилагательными.
2. Учить употреблять существительные в Им.п. и Род. п. ед.ч. и мн.ч. и в других косвенных падежах.
3. Употреблять глаголы в настоящем, прошедшем времени ед. и мн.ч.
4. Учить пользоваться несклоняемыми существительными
(кино, пальто, кофе)
5. Учить образовывать
• однокоренные слова
- слова разными способами (сахарница, хлебница, солонка, учитель, строитель)
6. Образовать существительные с помощью суффиксов (онок, енок, ок, чик и т.д.).
7. Образовывать:
• относительные;
• притяжательные прилагательные;
8. Образовывать глаголы с помощью приставок (за, у, вы, при, по, в, на).
9. Употреблять предложно-падежные конструкции (к, от, по, с, из)
«Доскажи словечко» Цель игры: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.
«Кого я вижу, что я вижу» Цель игры: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных.
«Что я видел и чего не стало?» Цель игры: различение в речи форм винительного и родительного падежей неодушевленных существительных.
«Объясните, почему…» Цель игры: учить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью.
«Зачем нам эти вещи» Цель игры: учить использовать в речи сложноподчиненные предложения цели.
«Подбери признак»,
«Один – много»,
«Назови ласково».
«Сравни и назови по образцу»
Связная речь
1. Учить составлять предложение по образцу:
- простые
- сложные
2. Учить детей:
- передавать диалогическую речь
- излагать содержание близко к тексту:
- последовательно и полно пересказывать известные произведения:
3. Учить составлять:
- рассказы о предмете, игрушке
- по сюжетной картине
- по набору картин
- письма (товарищу, воспитателю)
- рассказы из личного опыта
4.Употреблять простые распространенные предложения, сложносочиненные (союзы -и, -а) и сложноподчиненные предложения (союз -потому что).
- 5. Распространять предложения второстепенными, однородными членами.
«Фотограф» Цель игры: учить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.
«Как ты узнал?» Цель игры: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.
«А я бы…» Цель игры: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.
Игры для развития умения соблюдать правильную логическую последовательность в рассказе:
«Найди картинке место» Цель игры: учить соблюдать последовательность хода действия.
«Исправь ошибку» Цель игры: учить устанавливать правильную последовательность действия.
«Какая картинка не нужна?» Цель игры: учить находить лишние для данного рассказа детали.
«Составь два рассказа» Цель игры: учить различать сюжеты разных рассказов.
«Нарисуй сказку» Цель игры: учить составлять рисуночный план к тексту, использовать его при рассказывании.
Словесные игры:
«Отгадай-ка!» Цель игры: упражнение в описании предметов по представлению.
«Магазин игрушек» Цель игры: совершенствование умения описывать предмет, находя его существенные признаки.
«Закончи предложение» Цель игры: воспитание умения понимать причинные связи между явлениями.
«Дополни предложение» Цель игры: развитие речевой активности.
Источник