Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка от 5 до 6 лет

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка от 5 до 6 лет thumbnail

Воспитатель: Короткова Ю.А.

       В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

         Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

          Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Трудности: Проблемы с коммуникацией. Коррекция речевого  развития.

Месяц

Неделя

Режимные моменты, цели, задачи ООД

Совместная деятельность

Взаимодействие с родителями

Ноябрь

1 неделя

Совершенствовать восприятие путем активного использования всех органов чувств.

Д/и «Что лежит в мешочке»

Развивать  ориентировку во времени, восприятие сезонных изменений, дней недели.

Д/И «Когда это бывает?», «Было – будет».

Д/и «Мыши и сыр»,

Д/И «Живая  неделя»,

Д/И «Назови пропущенное слово».

Консультация- практикум «Роль дидактической игры в семье и детском саду!»

2 неделя

Совершенствовать развитие пространственного восприятия, формировать умение правильно ориентироваться в местоположении предметов. Д/и «Правая – левая»

Поддерживать попытки самостоятельно

обследовать предметы, используя знакомые новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы. Д/и «Составь такую же фигуру»

Игра «Наоборот» (назвать противоположенное понятие)

Д/и «Найди и назови»

Консультация «Развитие пространственного восприятия».

3 неделя

Обогащать сенсорный и чувственный опыт, знакомя с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их

обследования. Закреплять полученные ранее навыки их обследования. Д/и «Разноцветные шары»

Д/и «Разноцветные обручи».

Игра «Собери колечки», «Сверни ленту».

Игра на внимание «Чего не хватает»

4 неделя

Развивать умение использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.); подбирать предметы по 1-2 качествам Д/и « Картинки-половинки»

Д/и «Свойства», «Расставь по порядку».

Декабрь

1 неделя

Продолжать развивать  тактильные ощущения. Д/И «Определи на ощупь», «Угадай овошь».

Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес.

Д/и «Найди пару»

Д/и « Раздели предметы на группы»

«Консультация «Развиваем логическое мышление»

2 неделя

Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Д/и «Свойства»

Расширять знания об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).

Д/и « Из чего сделано»

Пальчиковая игра «Транспорт»

Беседа «Значение пальчиковых игр для детей»

3 неделя

Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской

местности с опорой на картинки и на опыт в ходе беседы.

Опиши что изображено на картинке.

Составить зимнюю композицию дома

4 неделя

Продолжать расширять представления о профессиях, формировать представление о разделении профессий на мужские и женские. Игра «Кто больше назовет действий».

Д/И «Кем хочешь стать?»,  «Кому что нужно?», «Кто чем занимается».

Знакомство с профессией родителей, с профессиями работников детского сада и т.д.

Январь

1 неделя

Развивать  количественные представления. Д/И «Собери в корзину», «Покажи столько же», «Мои первые цифры».

Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств

(устойчивость, форма, величина). Д/и «Собери по образу».

Д,И «Найди пару», «Отсчитай столько же», «Сколько нас», «Путаница».

Читайте также:  Календарь скачков развития у ребенка

Конструирование «Построим дом»

Консультация «Математика – это интересно!»

2 неделя

Развивать умение анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга. Д/и «Мастерская форм».

Строит. игра  «Дом для Матрёшки»

Провести строительную игру «Постоим дом»

3 неделя

Развивать умение самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»). Д/и « Собери по образцу»

Самодиагностика, «Какой вы родитель?»

4 неделя

Предлагать сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала,

использовать детали разных цветов для создания и украшения достроек. Развивать представления об архитектурных формах. Строит. Игр «Башня»

Игр. упражнение «Построй ворота»

Игра «Мы построили свой дом, приходите, чай попьём!»

Февраль

1 неделя

Развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять признаки, классифицировать и группировать предметы по этим

признакам. Д/и «Найди пару», «Для чего нужен предмет», «Кто больше знает», «Что изменилось».

Д/и «Да – нет», «Похож – не похож»,

« Раздели предметы на группы».

Консультация «У меня игрушки есть, все их мне не перечесть»

2 неделя

Учить группировать предметы по материалу из которого они сделаны. Д/И «Подбери материал для названного предмета»

Помогать устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов. Д/и «Свойства»

Д/И «Определи место для предмета»,

Д/и « Из чего сделано»

3 неделя

Упражнять в счете до 9. Д/И «Покажи столько же».

Закрепить количественный состав чисел.  Д/и «Подумай и ответь» .

Д/И «Найди пару», «Отсчитай столько же», «Что прибавилось?» «Что убавилось».

Домашнее задание «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем…»

4 неделя

Формировать понимание количественного и порядкового  значения числа. Д/и «Кто за кем?»,

«Покажи столько же».

Пальчиковая гимнастика «Шла ворона через поле».

Д/И «Мои первые цифры»,

«Не ошибись».

Игра «Что ты видишь – посчитай!»

Март

1 неделя

Знакомить с дикими и домашними животными. Д/и « Чей малыш?», «Где живет?», «Чем питается?»,

«Как зовут маму, папу детеныша?»

Расширять представления о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря, океаны и т.д; о пользе воды в жизни человека, животных и растений.

Просмотр презентаций, иллюстраций к данной теме.

Пальчиковая гимнастика «Кто, где живет»

Д/и «Найди пару»

Консультация «Правильная речь родителей в семье, и вне дома»

2 неделя

Расширять представления о некоторых насекомых, рассматривание и описание картинок насекомых.

Формировать умение замечать сезонные изменения в природе, определять характер погоды.

Вопросы и обсуждения по данной теме. Д/И «Какие осадки ты знаешь», «Назови время года».

Подв. игра «Цветы и пчёлы»

Д/И «Какой бывает погода?»

Совместная поделка «Пчёлка Майя»

3 неделя

Продолжать знакомить с фруктами овощами, с грибами, с ягодами. Пальчиковая гимнастика «Корзина с грибами»

Рассматривание и описание по картинкам.  Показ презентации «Ягоды».

Артикуляционные гимнастики.

Д/и «Подбери картинку»

Совместный рисунок «Грибы».

4 неделя

Закреплять знания о травянистых и комнатных растениях, их названиях. Формировать желание помогать взрослым по уходу за растениями, рассказать о профессиях. связанных с уходом за комнатными растениями.

   Д/и « Похожи – не похожи» . Просмотр картинок, презентации, рисование цветов.

Коррекция по образовательным областям.

Наблюдение  за  комнатными  растениями  в  группе, в оранжерее.

Наблюдение  за  комнатными  растениями  дома.

Апрель

1 неделя

Учить узнавать и называть некоторые виды деревьев. Леса и луга нашей родины.

  Д/и «Дай название», «Чем лес отличается от луга?», «Какую пользу приносит растительный мир».

Пальчиковая гимнастика «Деревья».

 Чтение Н. Калинина «В лесу»

Семейная прогулка в лес.

Совместная деятельность с родителями: Пальчиковая гимнастика «Деревья».

2 неделя

 Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных,

растений (воздух, вода, питание ). Наст. игра «Кто, что ест?».

Артикуляционные гимнастики.

Эксперименты с водой (льется, переливается, нагревается, охлаждается)

Советы родителям «Учим детей рассказывать»

3 неделя

Развивать умение замечать изменения в природе, побуждать чувство радости. Умение видеть красоту, любоваться окружающей природой. Д/И «Кто быстрее найдет дерево», Д/и «Найди пару».

Наблюдение на прогулке за изменениям в живой и не живой природе.

Читайте также:  Проблемы развития ребенка в семье

Совместное рисование «Цветут сады».

4 неделя

Обогащать, расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности.

Сл. игра «Скажи наоборот», «Можно ли так сказать?», « Как сказать лучше?», « Кто скажет по – другому?».

Словесная игра на прогулке «Назови что видишь?»

Чтение книги К.Чуковского «Федорино Горе»

Май

1 неделя

Знакомить с параметрами величины протяженных предметов (длина, ширина, высота, толщина)

и способами сравнения объектов по величине в процессе практической деятельности с наглядным материалом (путем наложения и приложения). Обозначать, словом результаты своих действий. Д/и: «Сделай лесенку», «Что длиннее».

Д/и « Что бывает такой формы?»

Консультация для родителей «Вечерние игры»

2 неделя

Обогащать имеющиеся представления о количественных отношениях: сравнить две группы предметов и рассказать о результатах сравнения Д/и « Найди похожее».

Артикуляционные гимнастики.

Д/и « Что бывает по пять?»

Пальчиковая игра «Пять весёлых братьев»

3 неделя

Обогащать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и их свойствах (углы, стороны). Классифицировать предметы по заданному признаку (по форме, цвету, количеству, назначению)

Д/и « Что бывает такой формы?», «Назови красные, зеленые…овощи», « На какую форму похож предмет?»

Д/и «Кто первый назовет»

Игра «Подбери по величине»

4 неделя

Закрепить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Развивать элементарные пространственные ориентировки ( вперед- назад, вверх- вниз, далеко – близко). Способствовать пониманию пространственных характеристик. Д/и «На, над, под, за, возле».

Д/И» Назови часть суток?»

Д/и  на прогулке «Что, где?»

Спросите у ребенка «Какой день недели сегодня?».

Консультация «Как отвечать на детские вопросы?»

1. Развитие мелкой моторики пальцев.

2. Развитие и усовершенствование устной речи ребенка, умение правильно произносить слова.

3. Развитие коммуникативных навыков.

4. Развитие сенсорного восприятия окружающего мира.

Источник

Краткое описание документа:

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) :

Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

Задачи по социально – личностному развитию ребенка:

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

государственным заказом;

потребностями и запросами родителей;

индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;

возможностями ДОУ;

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

– для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

– для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

-для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

• развитие общей и мелкой моторики;

• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которо относятся – лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.

• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;

• формирование представлений о пространстве, времени

Методы, используемые в работе:

• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;

• Приемы арт – терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;

• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

Читайте также:  Психофизическое развитие ребенка с нарушением интеллекта

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

– принцип опоры на обучаемость ребенка,

– принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

– принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет “на стороне ребенка”. Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!

– принцип тесного взаимодействия и согласованности работы “команды” специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;

– принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.

– принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.

– принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Источник

Юлия Шевченко
Индивидуальный маршрут на развитие интелектуальных способностей детей 5–6 лет

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА НА ПОЛУГОДИЕ 2016 ГОДА

Фамилия, имя, отчество ___Найчукова Алиса, Габразитова Катя, Кучинская Вероника, Бакурова Ирина___ ___

Возраст __5 лет___

Группа старшая № 1___

Задачи коррекционной работы

Направление

коррекционной

работы

специалисты Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие

воспитатель

1. Развитие умения поддерживать свое внимание в течении определенного времени в процессе организованной и самостоятельной деятельности.

2. развитиеумения устанавливать технологическую цепочку создания некоторых предметов: хлеб, стол, книга, платье. 1. Обогащение речи тематическими группами слов; активизация в речи новых слов. Развитие умений создавать замысел в продуктивной деятельности, реализовывать его, отбирая выразительные и изобразительные средства в соответствии с замыслом

УЧЕТ ВИДОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ

Виды коррекционной помощи Образовате –

льные области Формы, методы и цели коррекционной работы

Сентябрь октябрь ноябрь декабрь Январь февраль

посещение группы

индивидуальная работа с воспитателем ПОЗНАВАТЕЛЬ

НЫЕ

РЕЧЕВЫЕ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕС

КАЯ 1. Игра «Будь внимателен!»

Цель игры: Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

2. Игра «Ассоциации»

Цель игры:

Научить разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета.

3. Игра “Чьи покупки?”

Цель игры: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря

1. Игра «Мама потерялась»

Цель игры:

Умение правильно согласовывать слова в предложении в род. падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий «Дикие животные» «Домашние животные».

2. Игра «Назови одним словом»

Цель игры:

развивать способность к обобщению и абстрактному мышлению, называются группы слов, объединенных по общему признаку, а ребенок называет все одним словом. 1. Игра «Слушаем и рисуем»

Цель игры:

Развивать слуховую память и внимание.

2. Игра «Найди отличия»

Цель игры:

Сравнивая карточки нужно найти указанное количество отличий в знаках.

3. Игра «Что лишнее?»

Цель игры:

Научить объединять серию картинок в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т. д.) 1. Д/игра «Отгадывание загадок»

Цель игры:

Учить детей отгадывать описательные загадки на различные тематики (растительный, животный мир, явления природы, овощи и фрукты и т. д.)

2. Игра «Корректор»

Цель игры:

тренировка и концентрация внимания, умение его переключать и распределять.

3. Игра Скажи наоборот”

Цель: расширение словаря антонимов. 1. игра «Верю – не верю»

Цель игры:

научить ребенка рассуждать, анализировать и определять где правда, а где нет.

2. Игра

«Выкладывание узора из мозайки», «Выкладывание из счетных палочек фигур»

Цель игры:

Развивать внимание, мышление, зрительно-двигательную

координацию.

3. Игра “Кто кого обгонит?

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

1. Игра

«Обведи рисунок»,«Нарисуй по точкам», «Нарисуй по клеточка»

Цель игры:

развивать зрительно-двигательную

координацию, воображение, внимание.

2. Игра “Подбери словечко”

Цель игры: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существитель

ным.

3. Игра «Незнайкины ошибки”

Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Результаты коррекционной работы:___

___

Воспитатели: Шевченко Ю. С

Миколюк Л. А

Источник