Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с овз по развитию речи
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ
ФИО, год рождения ребёнка
Иван ,
Логопедическое заключение
ОНР 2 уровня с дизартрическим компонентом
Актуальная проблема
Недоразвитие речи, как системы, отсутствие большинства звуков в речи
Цель программы
Создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.
Задачи
Развитие мотивации речевого общения и понимания обращенной речи.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие мимики и эмоций.
Развитие артикуляционной моторики.
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
Развитие речевого подражания.
Коррекция звукопроизношения.
Развитие импрессивной речи.
Формирование первоначальных речевых навыков и слоговой структуры слова.
Пополнение пассивного и активного словаря.
Срок реализации
1 год
Содержание индивидуального образовательного маршрута
Образовательный компонент:
– Форма обучения очная, групповая.
– Работа в общем режиме.
– Индивидуальный подход во время образовательного процесса.
– Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.
– Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.
Индивидуальный учебный план:
Усиление образовательных областей: «Речевое развитие»,
и «Социально-коммуникативное развитие».
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» усилена в:
– развитии игровых умений и навыков;
– поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию
диалогического общения в совместных играх и занятиях;
– присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
– формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
– становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Во второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий специалистов.
Базовая образовательная область | Образовательная нагрузка в неделю |
Образовательная область «Физическое развитие» | |
Физическая культура помещение на улице | 2 / 40 мин. 1 / 20 мин. |
Образовательная область “Речевое развитие” | |
Развитие речи | 2 / 40 мин. (учитель – логопед) |
Чтение художественной литературы | Ежедневно |
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» | |
Рисование | 1 / 20 мин. |
Лепка | 0,5 / 10 мин |
Аппликация | 0, 5 / 10 мин. |
Прикладное творчество | 1/20 мин. |
Музыка | 2 / 40 мин. |
Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье. | |
Итого: | |
Индивидуальные занятия | |
Педагог – психолог | 2/15 мин. |
Учитель – логопед | 3/15 мин. |
Воспитатель | 2/ 15 мин. |
Содержание логопедической работы
1. Развитие мотивации речевого общения и понимания обращенной речи.
Показ предметов и частей тела.
Выполнение действий по инструкции логопеда.
Понимание грамматических категорий числа существительных и глаголов.
Понимание грамматических категорий рода глаголов прошедшего времени единственного числа.
Отгадывание предметов по описанию.
Выбор предметов для выполнения названных логопедом действий.
Определение причинно-следственных связей.
2. Развитие общей и мелкой моторики.
Логоритмические упражнения под музыку.
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.
3. Развитие мимики и эмоций.
Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.
4. Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания.
Артикуляционные упражнения для губ:
– вытягивание трубочкой;
-растягивание в ниточку, в улыбку;
-округление губ;
– вытягивание трубочкой с последующим дутьём;
-поднятие вверх верхней губы, опускание вниз нижней, оскал;
– крепкое сжатие;
– сосательные движения;
– вибрация.
Артикуляционные упражнения для языка:
– язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой;
– присасывание языка к верхним альвеолам;
– распластывание широкого языка и удержание его между зубами;
– движение вперёд-назад при открытом рте;
– попеременный захват языком то верхней, то нижней губы;
– движение языка по верхней губе с одновременным включением голоса;
– движение влево-вправо;
– движение вверх-вниз;
– язык расслаблен на дне ротовой полости, при одновременном открывании и закрывании рта;
– цоканье;
– присасывание языка к нёбу с последующим задуванием на кончик языка с издаванием шёпотного трр.
5. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
Узнавание неречевых звуков. Упражнение: «Что звучит?», «Чей голос звучит?».
Узнавание звука на фоне ряда звуков.
Узнавание звука на фоне ряда слогов.
Узнавание звуков на фоне слова.
Определение первого гласного звука в слове.
6. Развитие речевого подражания.
Вызывание звукоподражания по картинкам: утка крякает: кря-кря, часы тикают: тик-так, мышка пищит: пи-пи-пи и др.
7. Коррекция звукопроизношения.
Уточнение артикуляции звуков: [а], [о], [и], [ы], [м], [н], [т], [с’].
Постановка и автоматизация и согласных звуков: [в], [ф], [х], [к],[г], [ш], [ж], [щ], [ч], [ц].
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке сонорных звуков
8. Развитие импрессивной речи.
Узнавание признаков предметов по картинкам.
Исключение лишнего предмета.
9. Формирование первоначальных речевых навыков и слоговой структуры слова.
Формирование умения произносить слоги: ау, уа, ам-ам, му-му, мяу-мяу, га-га, ко-ко, пи-пи, мэ-мэ, бе-бе, ку-ку, уф-уф, кря-кря, ква-ква, ку-ка-ре-ку, ду-ду, бум-бум, би-би, динь-динь, тук-тук, ах, ох, ух, эх, но-но, тпр, буль-буль, куп-куп, бай-бай, кач-кач, тик-так, топ-топ, прыг-скок, пиф-паф, тра-та-та, ля-ля, ла-ла, на, дай, я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, да, нет.
Формирование умения произносить двусложные слова с прямыми открытыми слогами.
Формирование умения произносить односложные слова.
Сроки динамического контроля
Динамические показатели
Ожидание родителей: формирование готовности к обучению к школе.
Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму; освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ; овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Заключение и рекомендации
Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.
Источник
Дата заполнения: сентябрь 2016 г.
1. Общие данные
Ф.И.О. ребёнка Тарасов Никита
Дополнительная информация: У Никиты беден словарный запас, плохо сформирована связная речь. Он испытывает трудности при составлении рассказа, допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказывании, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощь взрослого, часто повторяет рассказы сверстников. 2. Организационная часть ИОМ
Цель: развивать речь , обогащать словарный запас, учить пересказывать литературные произведения, пользоваться прямой и косвенной речью, придумывать сюжетные рассказы по картине, из личного опыта. Средства развития: игра
Планируемый результат: повысить уровень усвоения программы по речевому развитию.
Ответственный за результат (ФИО воспитателя) :___________________________________________________________________________
2. Содержательная часть ИОМ
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Дата
Раздел основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Формы работы
Основные задачи коррекционно – развивающей работы
Взаимодействие с родителями
Динамика за месяц (положительная, отрицательная, нет динамики, волнообразная)
21.09
Р
Составление рассказа по картине “Дети гуляют в осеннем парке”
Учить составлять описательный рассказ по картине с помощью вопросов воспитателя, придумывать название картины. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков с , ц, учить дифференцировать их в речи, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуком с разной силой голоса и в разном темпе.
Упражнение “Закончи предложение”
22.09
Р
Заучивание чистоговорок
Формировать правильное звукопроизношение , развивать и совершенствовать речевой слух.
Повторить чистоговорки
28.09
Р
Дид.игра “Скажи по – другому”
Учить подбирать синонимы к словам; делить двусложные слова на слоги.
Упражнение “Подбери слово по смыслу”
05.10
Р
Составление рассказа об овощах
Учить составлять описательный рассказ с помощью вопросов воспитателя.
Упражнение “Назови звук”
06.10
Р
Игровая ситуация “Найди картинки на заданный звук”
Учить выделять гласный в начале слова, в конце слова, в середине. Развивать слуховое внимание на материале гласного звука.
Задание “Учимся писать букву А по точкам”
12.10
Р
Игра “Опиши предмет, а мы отгадаем”
Закреплять умение составлять загадки – описания о предметах или объектах по заданному плану
Составить книгу загадок
13.10
Р
Игра “Подбери слова по смыслу”
Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений.
Продолжать работу по формированию интереса к книге
19.10
Р
Дид.игра “Телеграф”
Учить определять количество слогов в словах
Игра “Назови слово”
20.10
Р
Дид.упражнение “Скажи какой?”
Дид.упражнение “Скажи наоборот”
Учить составлять простые распространённые предложения; сравнивать предметы по материалу, назначению, употребляя названия качеств.
Активизировать употребление в речи слов – антонимов
Придумывание сказки по мотивам произведения К.И.Чуковского “Мойдодыр”
26.10
Р
Работа с разрезной азбукой
Составление и чтение слогов АУ, УА
Игра на закрепление звуков А,У “Скажи имена, в которых есть звуки А,У?”
27.10
Р
Рассказывание из личного опыта “Как я ходил на праздник города”
Закреплять представление о родном городе; учить составлять последовательный рассказ об увиденном.
Составление простых предложений на тему: “День рожденья города”
02.11
Р
Игра “Кто внимательнее?”
Развивать фонематический слух, формировать умение слышать в словах звук О.
Печатание букв А, У, О в тетрадях – прописях
03.11
Р
Дид.игра “Письмо”
Учить образовывать названия детёнышей животных в именительном и родительном падежах мн.ч. Учить составлять сложноподчинённые предложения.
Игра “Какой звук спрятался?”
09.11
Р
Пересказ сказки А.Суконцева “Как ёжик шубку менял”
Закрепить умение пересказывать рассказ без пропусков и повторений, передавать эмоциональное состояние героев.
Продолжать работу по формированию интереса к книгам о животных.
10.11
Р
Работа по разрезной азбуке
Учить анализировать, составлять из разрезной азбуки и чтение слогов и слов.
Игра “Мамина сумка”
16.11
Р
Дид.игра “Учимся говорить правильно”
Учить произносить фразу с разной интонацией; упражнять в произнесение чистоговорок и скороговорок на звуки С,Ц,Ш,Щ в разном темпе и с разной силой голоса
Игра на закрепление умений подбирать слова, сходные по звучанию “Подбери рифму”
17.11
Р
Работа по разрезной азбуке
Учить сливать звуки в слоги и читать
Совершенствовать умение выкладывать буквы из палочек, кубиков, шнурочка, лепить из пластилина.
23.11
Р
Задание “Где спрятался звук?”
Определение последовательности звуков в слоге. Учить различать понятия “гласный звук” и “согласный звук”, “звук”, и “буква”.
Чтение слоговой таблицы.
24.11
Р
Сюжетно – ролевая игра “Мы с мамой пришли в магазин”
Учить задавать вопросы и отвечать на них полным ответом. Продолжать работать над диалогической речью.
Составление рассказа из личного опыта по плану “Домашнее животное в нашей семье”.
30.11
Р
Игра “С кочки на кочку”
Учить составлять прямые и обратные слоги из букв разрезной азбуки , составлять трёхбуквенные слова.
Игра “Живые слоги”.
01.12
Р
Игра “Весёлые поезда”
Учить различать на слух звуки З, Ж, подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух в связной речи; произносить изолированные звуки З, Ж с разной силой голоса и в разном темпе.
Игра на образование форм Р.п., мн.ч. “Чего не стало?”
07.12
Р
Игра “Хоровод зверей”
Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами.
Печатание букв в тетрадях.
08.12
Р
Рассказывание из личного опыта “Игры зимой”
Учить составлять связный короткий рассказ о впечатлениях из личного опыта. Формировать желание рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях, Развитие познавательного общения.
Задание “Расскажи маме о своём рисунке”
14.12
Р
Графическая игра “Полубуковка”
Учить распознавать и запоминать форму букв
Печатание пройденных букв в тетрадях..
15.12
Р
Составление рассказа по картине “Зима”
Учить составлять короткий рассказ по картине, используя предложенный план. При описании указывая время и место действия. Учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным.
Упражнение “Кто больше назовёт “зимних” слов со звуками С, Ш?
21.12
Р
Игра “Кто, кто в теремочке живёт?”
Учить составлять и читать слова, состоящие из прямых слогов.
Чтение слоговой таблицы.
22.12
Р
Дид.упражнение “Закончи предложение”
Закрепить употребление в речи несклоняемых существительных.
Задание “Найди предмет по описанию”
28.12
Р
Рассматривание серии сюжетных картинок “Новогодний праздник”
Учить составлять связный, последовательный рассказ, используя план, предложенный воспитателем.
Чтение зимних стихов и сказок.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Журавлик»
УТВЕРЖДАЮ
от «____» « _________»20___г.
№_______
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Мазепа Алина (старшая группа)
2017 – 2018 учебный год
Составила:
Учитель-логопед
Куколева Ю.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Диагноз психолго-медико-педагогической комиссии
Коллегиальное заключение ТПМПК от 16.09.2016г. №367
Мазепа Алина 09.12.2011г.
Нарушение социального взаимодействия .Хроническое психоорганическое заболевание. Специфическое нарушение речи.
Общее недоразвитие речи (I). Знания, умения и навыки сформированы ниже возрастной нормы – (таким образом, Мазепа Алина является ребенком с ОВЗ в соответствии со ст.2 п.16 ФЗ от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании РФ»)
Рекомендовано
Обучение и воспитание по адаптированной общеобразовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Рекомендованы занятия с учителем-логопедом.
Специалист:
Ф.И .О. Куколева Юлия Владимировна – учитель – логопед
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
У ребенка очевидны проблемы в усвоении программы ДОУ. Общее недоразвитие речи.
Обращенную речь не понимает.
Нарушения звукопроизношения .
Словарный запас ниже возрастного уровня
Фонематические функции не сформированы.
Проявляется отставание в развитии общей и мелкой моторики. Навыки самообслуживания не сформированы.
Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.
Задачи:
1. Развитие всех компонентов речевой системы
2. Развитие и формирование познавательных процессов
3. Развитие эмоционально-волевой сферы.
4.Развитие общей мелкой моторики.
Логопедическое сопровождение
Коррекционно-образовательные технологии, программы:
– Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» под редакцией Н.В.Нищевой.
– Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития (для ТНР)
– Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой
– Нетрадиционные приемы работы по развитию артикуляционной моторики В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко
Инновационные технологии, методы и средства:
ИКТ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы
Сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность
Здоровьесберегающие технологии:
– динамические паузы,
– разминку для пальцев,
– упражнения для глаз,
– дыхательная гимнастика,
– релаксационные паузы,
– психогимнастика,
– музыкотерапию,
– пальцевый массаж.
Формы контроля и учета достижений ребенка:
Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года
1.
Учитель – логопед
1. Стимуляция речевой и психической активности.
2. Развитие эмоционального общения со взрослым. Экспрессия педагога на каждом из этапов занятия с безречевым ребёнком способствует развитию подражательности и эмоционально настраивает детей на речевосприятие и речепроизводство.
3. Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников и речевому подражанию — эхолалии.
4.Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков.
5.Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.
6.Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.
7.Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.
8.Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.
6.Работа над развитием мелкой моторики.
7.Совершенствование слухового, зрительного и кинестетического контроля.
Реализация задач логопедической работы с происходит в процессе использования следующих средств:
Игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции;
Игр и упражнений, регулирующих мышечный тонус , позволяющих корректировать поведение , воздействовать на эмоционально-личностную сферу;
Самостоятельной игровой деятельности;
Игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех уровнях (от мотивационно-побудительного до исполнительного);
Индивидуальные занятия: понедельник, среда, пятница.
Консультации, беседы, мастер-классы, семинары-практикумы.
Анкетирование, проведение родительских собраний, изготовление
памяток, стендов, выпуск брошюр.
Оформление информации на сайте ДОУ и сайте училеля-логопеда.
Заключительный раздел
Ожидание родителей: адаптация ребенка в социуме ДОУ
Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму; установлен эмоциональный контакт с ребенком;
активизация речевой деятельности; формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;
развитие речи в обучающей ситуации;
дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом .
освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ
Заключение и рекомендации
Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Раздел программы | Работа с ребенком | Работа с родителями /консультации |
Развитие ручной моторики | Массаж пальцев и кистей рук мячиком-ежиком, точечный массаж | Информация на стенде «Массаж и игровые упражнения для развития мелкой моторики» Закрепление и выполнение дома массажа пальцев и кистей рук |
развитие хватания: учить захватывать предмет, действуя целенаправленно – правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывать в действиях форму, величину предмета (маленькие предметы хватать одной рукой, большие – двумя руками), учить хватать предметы по-разному – кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами; | Брошюра «Игры для развития хватательных движений» Выполнение дома игр на развитие хватательных движений: сортировка мелких предметов, пересыпание сыпучих предметов, шнуровка, нанизывание бус на нить. | |
развитие соотносящих действий: учить использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.); | Брошюра «Игры для развития соотносящих движений» Выполнение дома игр на развитие соотносящих движений: разбор и складывание пирамидки, матрешки, рамок-вкладышей с учетом величины | |
подражание движениям рук: научить подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий; | Информация на стенде «Пальчиковые кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики» Выполнение дома игр на развитие движений кистей и пальцев рук: пальчиковая гимнастика по лексическим темам, кинезиологические упражнения, шнуровка, застегивание пуговиц, молний, закручивание лент, пробок на бутылки, выкладывание фигур из мозаики, счетных палочек | |
развитие движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными. | ||
развитие графических навыков: учить правильно держать карандаш; проводить прямые, ломанные линии определенной длины в указанном направлении сначала пальцем, затем карандашом; проведение линий по контуру, обозначенному точками; обведение по контуру предметов: по точкам, пунктирным линиям, с помощью трафарета и шаблона; штриховка фигур с указанным наклоном и в указанном направлении; дорисовывание недостающих частей предметов; дорисовывание узоров из различных элементов на листе в клетку; раскрашивание предметов и сюжетных рисунков. | Информация на стенде «Развитие графических навыков» Выполнение дома упражнений на развитие графических навыков. | |
Развитие речи а) Развитие импрессивной стороны речи | Формировать невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру по общению. Давать возможность тактильно почувствовать голосовые реакции взрослых. Развивать понимание инструкций. Научить быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое: с предметом, без предмета. Учить выполнять совместные действия по речевой инструкции со взрослым, Учить понимать действия, изображенные на картинке. | Информация на стенде «Как общаться с ребенком?», «Игры для развития понимания речи» Выполнение дома упражнений и дидактических игр на развитие у ребенка импрессивной стороны речи |
б)Развитие экспрессивной стороны речи | Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, фонематического слуха Побуждать к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками – учить воспроизводить звукоподражания. | Брошюра «Развитие речи ребенка», «Развитие неречевого слуха», «Работа над звукоподражаниями», «Развитие словаря ребенка» и пр. |
Сенсорное развитие а) зрительное восприятие | Сличение основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый) – такой, не такой, зрительное соотнесение, закрепление представлений о цвете в слове. Сличение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) – такой, не такой, зрительное соотнесение фигур, закрепление представлений о форме в слове. Сличение величин (“такой – не такой”), затем большой – маленький и только потом используются понятия, обозначающие конкретную величину (высокий – низки, длинный – короткий и т.д.) Развитие ориентировки в пространстве (в схеме собственного тела) | Информация на стенде «Сенсорное развитие ребенка с нарушением в развитии» Консультации на тему «Как научить ребенка различать цвета? |
б)слуховое восприятие | Различать неречевые и речевые звуки, голоса близких и друзей, звуки, издаваемые домашними животными и птицами; Различать звуки, издаваемые на различных музыкальных инструментах; Определять близкое и далекое звучание музыкального инструмента; Определять направления в пространстве по звуку без зрительного сопровождения; Воспроизводить, отхлопывая в ладоши, простейшие ритмы; Усвоить понятия «громко—тихо», «высоко—низко», «быстро-медленно». | |
в)тактильное восприятие | ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми, с закрытыми глазами; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.); нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов); | |
Социальное развитие а) Развитие навыков самообслуживания б) Развитие коммуникативных навыков | а) Совместно с воспитателями и родителями формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания: самостоятельно снимать, одевать одежду, обувь; посещать туалетную комнату; мыть руки мылом, вытирать салфеткой руки, рот; убирать игрушки на место. б)Развивать коммуникативные навыки: учить адекватно вести себя в знакомой ситуации, выражать словом свои основные потребности и желания; здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании; благодарить за услугу; участвовать в коллективной деятельности со сверстниками (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной). | Информация на стенде «Социальное развитие ребенка с нарушением в развитии» Учить ребенка самостоятельно снимать, одевать одежду, вытирать руки, убирать игрушки, помогать накрывать на стол и пр. |
Источник