Индивидуальный маршрут речевого развития ребенка в школе
-Развитие речевой моторики.
-Развитие мелкой моторики.
-Коррекция звукопроизношения.
-Развитие фонематического восприятия.
-Развитие мотивации к речевому общению.
-Обогащение активного и пассивного словаря.
-Формирование навыка согласования слов.
-Развитие связной речи.
Коррекционная работа на логопедическом пункте осуществляется через индивидуальные и подгрупповые занятия. Количество и продолжительность индивидуальных занятий от 15 до 20 минут 2 раза в неделю. Подгрупповое 25 минут 1 раз в неделю.
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь). | |
Лексические темы | «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Перелётные птицы», «Игрушки»; «Осенняя одежда, обувь, головные уборы» |
Артикуляционная гимнастика | «Бегемот», «Улыбка», «Трубочка», «Блинчик», «Иголочка», «Улыбка-трубочка», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Хомяк», «Киска сердится» |
Дыхательная гимнастика | «Дует холодный ветер», «Сдуй листок», «Витаминка для фруктов»,«Шарик лопнул». |
Пальчиковая гимнастика | «Пальчики здороваются», «Пальчики в лесу», «Ёжик»(с использованием суджок-шарика), «Капуста», Игры в сухом бассейне, штриховка фигур. |
Фонематические процессы | -дифференциация неречевых звуков; -воспроизведение слоговых рядов; -подбор слов на заданный звук; -выделение заданного звука из ряда других, из слогов, из слов; -формировать умения выделять слова из предложения; Работа над силой голоса (тихо, громко) |
Грамматический строй речи | -образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; -образование множественного числа существительных; согласование прилагательных с существительными в числе, роде; -образование относительных прилагательных; – составление фраз с предлогами «В», «НА», «ПОД» с опорой на графические схемы. |
Связная речь | – развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами; -составление фраз по сюжетной картине, по серии сюжетных картин; по схемам; – пересказы с опорой на картинку; – заучивание стихов. |
Звукопроизношение | Постановка звуков [с], [з]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; |
II период (декабрь, январь, февраль) | |
Лексические темы: | «Посуда»; «Зима», « Новый год», «Зимующие птицы», «Мебель»,«Дикие животные», «Профессии», «Семья», «Праздник 23 февраля» |
Артикуляционная гимнастика | «Улыбка-трубочка», «Почистим зубки», «Блинчик», «Кошка лакает молоко», «Чашка», «Маляр» «Лошадка». |
Дыхательная гимнастика | «Шарик лопнул», Надуть и втянуть щеки – «Толстячок – худышка», «Сдуй снежинку» |
Пальчиковая гимнастика | Игры в сухом бассейне, игры с конструктором, обводка фигур, «Кулак-ребро-ладонь», «Вот как пальчики шагают», «Вышли пальчики гулять», |
Фонематические процессы | – формировать умения выделять слова из предложения; – формировать умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу; – формировать умения различать слоги со сходными звуками; – формировать умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно; – закреплять навык определения позиции звука в слове; – закреплять навык выделения первого звука в слове; – закреплять навык определения последнего звука в слове; |
Грамматический строй речи | – образование множественного числа существительных; – согласование прилагательных с существительными в числе, роде, падеже; – согласование числительных с существительными; – согласование личных местоимений МОЙ (МОЯ, МОЕ) с существительными; – составление фраз с предлогами «НАД», «ИЗ», «ЗА» с опорой на графическую схему. |
Связная речь | – тветы на вопросы полным предложением – закреплять навык построения предложений из 3-4 слов; – обучение составлению короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов. |
Звукопроизношение | Постановка звуков [ш], [л]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; |
III период (март, апрель, май) | |
Лексические темы: | «Весна», «Праздник 8 марта», «Транспорт», «Домашние животные и птицы», «Профессии», «Космос», «Деревья», «Насекомые», «Цветы» |
Артикуляционная гимнастика | «Чашечка», «Лошадка», «Индюк», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Дятел». |
Дыхательная гимнастика | «Футбол», «Сдуй бабочку», «Сдуй лягушку», «Ветерок» |
Пальчиковая гимнастика | Игры в сухом бассейне, игры с суджок-шариком, игры с конструктором, «Гости», «Замок». |
Фонематические процессы | – закреплять навык определения позиции звука в слове; – закреплять навык выделения первого и последнего звука в слове; – закреплять навык определения последовательности и количества звуков в слове; – закреплять навык подбора слов на заданное количество звуков; – Формировать умения выделять слова из предложения. |
Грамматический строй речи | – образование множественного числа существительных; – согласование числительных с существительными; – употребление существительных в косвенных падежах; -согласование прилагательных с существительными; |
Связная речь | – ответы на вопросы полным предложением; -закрепление навыка составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов. – составление фраз с предлогами «У», «С» с помощью графических схем. |
Звукопроизношение | Постановка звуков [ж], [р],[рь]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; |
Гомзяк О.С. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня. – М.: изд-во ГНОМ, 2013
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР
Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. Обучение связной речи детей 4-5 лет. Картинно-графические планы рассказов.
Т.Ю. Бардышева. Игры с пальчиками.
Н.В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.
Л.А. Комарова. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
Л.А. Комарова. Автоматизация звука З в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
Л.А. Комарова. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
Л.А. Комарова. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
Л.А. Комарова. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
Источник
Ф.И. ребенка: ___________
Обращённую речь понимает.
Полиморфное нарушение звукопроизношения – межзубный сигматизм (С, С᾿, З, З᾿, Ц), ротацизм (Р, Р᾿).
Слоговая структура сложных слов нарушена (перестановка, пропуск слогов).
Фонематический слух нарушен. Не может повторить ряд оппозиционных слогов близких по звучанию как простых, так и сложных по артикуляции.
Фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог. Не может определить последовательность и количество звуков в слове. Не способна придумать слово на заданный звук.
Словарный запас беден. В речи много аграмматизмов. Допускает множество ошибок в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных).
Связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Составляет рассказ из 2-ух, 3-х предложений по наводящим вопросам. В рассказе присутствуют аграмматизмы.
Этапы работы
Направления работы
Коррекционно-речевые задачи
Рекомендованные игры и задания
Подготовительный этап
(октябрь)
Сенсорное развитие
- Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).
- Закрепить знание основных цветов и оттенков,форме и величине предметов, обогатить представления о них.
- Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов, геометрических фигур.
- Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.
Развитие психических функций
- Развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
- Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.
- Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.
- Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот», «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т. п
Развитие мелкой моторики
- Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки.
- Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).
- Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
- Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
- Печатание пройденных букв в тетради.
- Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.
- Использование массажных упражнений.
- Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.
- Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами.
- Лепка, аппликация, рисование.
Развитие общих речевых навыков
- Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.
- Формировать правильное речевое дыхание.
- Работать над постановкой диафрагмального дыхания.
- Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
- Артикуляционная гимнастика.
- Дыхательная гимнастика.
Основной этап
Коррекция звукопроизношения
- Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков.
- Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).
- Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи.
- Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики.
- использовать элементы биоэнергопластики
- Постановка свистящих звуков.
- Автоматизация свистящих звуков.
- Постановка Р,Р᾿.
- Автоматизация Р,Р᾿.
Работа над слоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков)
- Учить говорить слова сложной слоговой структуры сначало изолировано, потом в словосочетаниях, потом в предложениях, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационно правильно оформляя их.
- Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов.
- Плавно переключаться со слога на слог.
- Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога.
- «Наращивать» слова.
- Произносить слова со стечением согласных.
- Делить слова на слоги, подсчитывать слоги, называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове.
Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте
- Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
- Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков.
- Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков.
- Знакомить с буквами.
- Формировать умение осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.
- Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э],
- Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа, оуа и др.).
- Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.).
- Подбор слов на гласные звуки.
- Знакомство с согласными звуками. Совершенствование умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова.
- Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».
- Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина).
- Определение последовательности звуков в слоге, слове.
- Определение количества звуков в слоге, слове.
- Определение ударнозо слога, звука в слове.
- Составление звуко-слоговой схемы слов.
- Выкладывание слогов, слов из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.
- Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.
- Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.
- Читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.
- Закрепление знания известных детям правил правописания.
- Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.
Развитие словаря
- Расширять, уточненять и активизировть словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
- Упражнять в словоизменении.
- Упражнять в словообразовании.
- Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами
- Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
- Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением.
- Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.
- Дальнейшее овладение приставочными глаголами .
- Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами.
- Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.
Совершенствование грамматического строя речи
- Формировать грамматические категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам)
- Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.
- Формировать навыки грамматически правильного составления предложений.
- Формировать навыки анализа предложений и составления графических схем предложений.
1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки, гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).
2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).
- Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).
- Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).
5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка).
- Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит).
- Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут).
- Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
- Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.
- Согласование числительных два и пять с существительными.
- Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
- Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.)
- Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее) и навыка составления графических схем предложений.
Развитие связной речи
1. Составлять простые распространённые предложения.
2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам.
4. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
- Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
- Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
- Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
- Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.
5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно
составленному плану.
Источник
Индивидуальный маршрут коррекционной логопедической работы
Ф.И. ребенка _________________________________________дата рожд._____________
на 2019 – 2020 уч. год
Развитие и коррекция речевых функций
Направление
Цели/задачи
Период
Развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем)
– Звонкие – глухие согласные;
– Свистящие – шипящие;
– Аффрикаты и их компоненты;
– Согласные звуки [Р-Л];
– Гласные звуки: [О-У]; буквы О-У; Ё-Ю;
– Гласные звуки [О-А]
Сентябрь-май
Развитие языкового анализа и синтеза
– Развитие навыков анализа и синтеза текста;
– Развитие навыков анализа и синтеза предложений;
– Развитие навыков слогового анализа и синтеза;
– Развитие звукового анализа и синтеза
Сентябрь-май
Развитие словарного запаса и практического умения пользоваться им.
1. Обогащение номинативной номинативной лексики и накопление слов внутри тематических групп;
2. Накопление глагольного словаря
3. Накопление словаря признаков:
а) качественных прилагательных (форма, вкус и другие свойства предмета);
б) прилагательных (времена суток, места, материал);
в) прилагательных с эмоционально-оттеночным значением;
– Использование синонимов, антонимов, омонимов.
– Введение в речь служебных частей речи: предлоги, союзы, междометия.
Сентябрь-май
Развитие грамматического строя речи
1. Развитие навыков словоизменения и словообразования существительных
а) дифференциация ед. и мн. числа существительных в им. падеже;
б) образование мн. числа существительных;
в) употребление несклоняемых имен существительных;
г) образование падежных форм существительных ед. и мн. числа;
д) образование предложно-падежных конструкций;
е) образование существительных наиболее продуктивными способами;
ж) образование сложных существительных сложением основ.
2. Развитие навыков словоизменения и словообразования прилагательных:
а) согласование прилагательных и существительных в ед. и мн. числе;
б) согласование прилагательных и существительных в роде;
в) согласование прилагательных и существительных в падеже;
г) образование качественных прилагательных;
д) образование относительных прилагательных;
е) образование сравнительной степени прилагательных.
3. Развитие навыков словоизменения и словообразования глаголов:
а) согласование глаголов и существительных в числе;
б) согласование глаголов прошедшего и существительных в роде;
в) изменение глаголов по времени;
г) изменение глаголов по лицам в настоящем и будущем времени;
д) дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида;
е) дифференциация возвратных и невозвратных глаголов;
ж) образование глаголов приставочным способом.
Сентябрь-май
2. Развитие и коррекция переработки зрительной информации
Идентификация (опознание) изображений
1.Опознание черно-белых схематических изображений с реальными предметами;
2.Выделение значимых признаков букв
3.Оречевление воспринимаемой зрительной информации;
Сентябрь-ноябрь
Перцептивное моделирование – воссоздание целостного образа из частей
1.Воссоздание образов знакомых предметов:
а) складывание изображений их симметричных частей;
б) составление целого из 3 – 20 частей.
2.Воссоздание из элементов печатных и рукописных букв:
О о, Н н, Х х, Ж ж;
А, Д д, Л л, Ш ш, М м;
З.з, С с, К к, э э, Ю ю, Е е;
Б б, Г г, Я.я, У у, И и, Ч ч, Щ щ, Ц ц.
Ноябрь- май
Опознание «зашумленных изображений»
1.Назвать изображенные на картинках предметы.
2.Найти и назвать буквы.
3.Прочитать слова
Декабрь-январь
- Развитие и коррекция переработки полимодальной информации
Развитие зрительно-пространственных функций
1.Уточнение представлений детей о схеме собственного тела.
2. Развитие ориентировки в окружающем пространстве.
3. Развитие ориентировки на плоскости листа.
4.Развитие ориентировки в пространственных признаках изображений и букв.
Январь-Май
Развитие квазипространственных функций
Работа над обратимыми предложными конструкциями.
Январь-май
Развитие зрительно-моторной координации
1.Выработка совместных движений взора и руки в направлениях сверху вниз, слева направо, против часовой стрелки. 2. Формирование умения «удерживать» строку при письме. 3. Формирование устойчивого стереотипа написания буквы.
- Развитие и коррекция серийной организации движений
Развитие и коррекция серийной организации движений
Выработка у детей способности программировать и выполнять серии плавно сменяющихся движений руки, необходимых для письма.
Сентябрь-Декабрь
Развитие и коррекция программирования, регуляции и контроля деятельности
1.Выработка у детей способности программировать написание сходных кинем и переключение с одного движения на другое.
2.Работа по дифференциации кинетически сходных букв.
- Развитие и коррекция программирования, регуляции и контроля деятельности
Развитие функций программирования, регуляции и контроля деятельности
1.Игры на внимание. 2.Логические игры. 3. Игры на развитие сукцессивных функций (задания на установление порядка действий, событий, понимание их логики).
Январь-Май
- Формирование фонологической компетенции (слоговой структуры слова)
Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов)
Февраль-Май
Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова
Работа над двухсложными и трёхсложными словами без стечения согласных.
Формирование умения произносить 3-х сложные слова со стечением согласных сопряжено.
Формирование умения произносить 4-х сложные слова со стечением согласных сопряжен, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам.
Упражнения в произношении слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний и предложений.
- Коррекция звукопроизношения
Развитие артикуляционной моторики
Формирование фонологической компетенции
(Звукопроизношение)
– чистое произношение гласных и наиболее чётких согласных звуков: [б[], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в], [ф], и их мягких вариантов.
– свистящих: [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]
– шипящих [Ш], [Ж], [Щ], [Ч];
– соноры: [Л], [Ль], [Р], [Рь].
Продолжить автоматизацию звуков поставленных звуков в предложениях, в контекстной и спонтанной речи.
Совершенствовать дикцию.
Работать над произношением всех поставленных ранее звуков
Январь-май
Дата ______________ Учитель-логопед:____________
Источник