Индивидуальный маршрут речевого развития ребенка в школе

-Развитие речевой моторики.

-Развитие мелкой моторики.

-Коррекция звукопроизношения.

-Развитие фонематического восприятия.

-Развитие мотивации к речевому общению.

-Обогащение активного и пассивного словаря.

-Формирование навыка согласования слов.

-Развитие связной речи.

Коррекционная работа на логопедическом пункте осуществляется через индивидуальные и подгрупповые занятия. Количество и продолжительность индивидуальных занятий от 15 до 20 минут 2 раза в неделю. Подгрупповое 25 минут 1 раз в неделю.

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Лексические темы

«Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Перелётные птицы», «Игрушки»; «Осенняя одежда, обувь, головные уборы»

Артикуляционная гимнастика

«Бегемот», «Улыбка», «Трубочка», «Блинчик», «Иголочка», «Улыбка-трубочка», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Хомяк», «Киска сердится»

Дыхательная гимнастика

«Дует холодный ветер», «Сдуй листок», «Витаминка для фруктов»,«Шарик лопнул».

Пальчиковая гимнастика

«Пальчики здороваются», «Пальчики в лесу», «Ёжик»(с использованием суджок-шарика), «Капуста», Игры в сухом бассейне, штриховка фигур.

Фонематические процессы

-дифференциация неречевых звуков;

-воспроизведение слоговых рядов;

-подбор слов на заданный звук;

-выделение заданного звука из ряда других, из слогов, из слов;

-формировать умения выделять слова из предложения;

Работа над силой голоса (тихо, громко)

Грамматический строй речи

-образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;

-образование множественного числа существительных; согласование прилагательных с существительными в числе, роде;

-образование относительных прилагательных;

– составление фраз с предлогами «В», «НА», «ПОД» с опорой на графические схемы.

Связная речь

– развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;

-составление фраз по сюжетной картине, по серии сюжетных картин; по схемам;

– пересказы с опорой на картинку;

– заучивание стихов.

Звукопроизношение

Постановка звуков [с], [з]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;

II период (декабрь, январь, февраль)

Лексические темы:

«Посуда»; «Зима», « Новый год», «Зимующие птицы», «Мебель»,«Дикие животные», «Профессии», «Семья», «Праздник 23 февраля» 

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка-трубочка», «Почистим зубки», «Блинчик», «Кошка лакает молоко», «Чашка», «Маляр» «Лошадка».

Дыхательная гимнастика

«Шарик лопнул», Надуть и втянуть щеки – «Толстячок – худышка», «Сдуй снежинку»

Пальчиковая гимнастика

Игры в сухом бассейне, игры с конструктором, обводка фигур, «Кулак-ребро-ладонь», «Вот как пальчики шагают», «Вышли пальчики гулять»,

Фонематические процессы

– формировать умения выделять слова из предложения;

– формировать умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу;

– формировать умения различать слоги со сходными звуками;

– формировать умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно;

– закреплять навык определения позиции звука в слове;

– закреплять навык выделения первого звука в слове;

– закреплять навык определения последнего звука в слове;

Грамматический строй речи

– образование множественного числа существительных;

– согласование прилагательных с существительными в числе, роде, падеже;

– согласование числительных с существительными;

– согласование личных местоимений МОЙ (МОЯ, МОЕ) с существительными;

– составление фраз с предлогами «НАД», «ИЗ», «ЗА» с опорой на графическую схему.

Связная речь

– тветы на вопросы полным предложением

– закреплять навык построения предложений из 3-4 слов;

– обучение составлению короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов.

Звукопроизношение

Постановка звуков [ш], [л]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;

III период (март, апрель, май)

Лексические темы:

«Весна», «Праздник 8 марта», «Транспорт», «Домашние животные и птицы», «Профессии», «Космос», «Деревья», «Насекомые», «Цветы»

Артикуляционная гимнастика

«Чашечка», «Лошадка», «Индюк»,

«Качели», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Дятел».

Дыхательная гимнастика

«Футбол», «Сдуй бабочку», «Сдуй лягушку», «Ветерок»

Пальчиковая гимнастика

Игры в сухом бассейне, игры с суджок-шариком, игры с конструктором, «Гости», «Замок».

Фонематические процессы

– закреплять навык определения позиции звука в слове;

– закреплять навык выделения первого и последнего звука в слове;

– закреплять навык определения последовательности и количества звуков в слове;

– закреплять навык подбора слов на заданное количество звуков;

– Формировать умения выделять слова из предложения.

Грамматический строй речи

– образование множественного числа существительных;

– согласование числительных с существительными;

– употребление существительных в косвенных падежах;

-согласование прилагательных с существительными;

Связная речь

– ответы на вопросы полным предложением;

-закрепление навыка составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов.

– составление фраз с предлогами «У», «С» с помощью графических схем.

Звукопроизношение

Постановка звуков [ж], [р],[рь]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;

Гомзяк О.С. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня. – М.: изд-во ГНОМ, 2013

Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР

Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. Обучение связной речи детей 4-5 лет. Картинно-графические планы рассказов.

Т.Ю. Бардышева. Игры с пальчиками.

Н.В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.

Л.А. Комарова. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.

Л.А. Комарова. Автоматизация звука З в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.

Л.А. Комарова. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.

Л.А. Комарова. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.

Л.А. Комарова. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.

Источник

Ф.И. ребенка: ___________

Обращённую речь понимает.

Полиморфное нарушение звукопроизношения – межзубный сигматизм (С, С᾿, З, З᾿, Ц), ротацизм (Р, Р᾿).

Читайте также:  Фильм о развитие ребенка до года смотреть

Слоговая структура сложных слов нарушена (перестановка, пропуск слогов).

Фонематический слух нарушен. Не может повторить ряд оппозиционных слогов близких по звучанию как простых, так и сложных по артикуляции.

Фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог. Не может определить последовательность и количество звуков в слове. Не способна придумать слово на заданный звук.

Словарный запас беден. В речи много аграмматизмов. Допускает множество ошибок в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных).

Связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Составляет рассказ из 2-ух, 3-х предложений по наводящим вопросам. В рассказе присутствуют аграмматизмы.

Этапы работы

Направления работы

Коррекционно-речевые задачи

Рекомендованные игры и задания

Подготовительный  этап

(октябрь)

Сенсорное развитие

  1. Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).
  2. Закрепить знание основных цветов и оттенков,форме и величине предметов, обогатить представления о них.
  1. Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов,  геометрических фигур.
  2. Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.

Развитие психических функций

  1. Развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
  2. Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.
  3. Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.
  1. Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот», «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т. п

Развитие мелкой моторики

  1. Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки.
  1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).
  2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
  3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
  4. Печатание пройденных букв в тетради.
  5. Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.
  6. Использование массажных упражнений.
  7. Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.
  8. Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами.
  9.  Лепка, аппликация, рисование.

Развитие общих речевых навыков

  1. Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.
  2. Формировать правильное речевое дыхание.
  3. Работать над постановкой диафрагмального дыхания.
  4. Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Дыхательная гимнастика.

Основной этап

Коррекция звукопроизношения

  1. Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков.
  2. Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).
  3. Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи.
  1. Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики.
  2. использовать элементы биоэнергопластики
  3. Постановка свистящих звуков.
  4. Автоматизация свистящих звуков.
  5. Постановка Р,Р᾿.
  6. Автоматизация Р,Р᾿.

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков)

  1. Учить говорить слова сложной слоговой структуры сначало изолировано, потом в словосочетаниях, потом в предложениях, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационно правильно оформляя их.
  2. Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов.
  1. Плавно переключаться со слога на слог.
  2. Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога.
  3. «Наращивать» слова.
  4. Произносить слова со стечением согласных.
  5. Делить слова на слоги, подсчитывать слоги, называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове.

Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте

  1. Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
  2. Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков.
  3. Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков.
  4. Знакомить с буквами.
  5. Формировать умение осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.
  1. Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э],  
  2. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа, оуа и др.).
  3. Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.).
  4. Подбор слов на гласные звуки.
  5. Знакомство с согласными звуками. Совершенствование умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова.
  6. Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».
  7. Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина).
  8. Определение последовательности звуков в слоге, слове.
  9. Определение количества звуков в слоге, слове.
  10. Определение ударнозо слога, звука в слове.
  11. Составление звуко-слоговой схемы слов.
  12. Выкладывание слогов, слов из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.
  13. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.
  14. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.
  15. Читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.
  16. Закрепление знания известных детям правил правописания.
  17. Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.
Читайте также:  Диагностика развития мышления ребенка 5 лет

Развитие словаря

  1. Расширять, уточненять и активизировть словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
  2. Упражнять в словоизменении.
  3. Упражнять в словообразовании.
  1. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами 
  2. Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
  3. Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением.
  4. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.
  5. Дальнейшее овладение приставочными глаголами .
  6. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами.
  7. Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.

Совершенствование грамматического строя речи

  1. Формировать  грамматические  категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам)
  2. Формировать  навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.
  3. Формировать  навыки грамматически правильного составления предложений.
  4. Формировать  навыки анализа предложений и составления графических схем предложений.

1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки, гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).

2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).

  1. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).
  2. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).

5.        Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка).

  1. Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит).
  2.  Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут).
  3. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
  4. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.
  5.  Согласование числительных два и пять с существительными.
  6. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
  7. Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.)
  8. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее) и навыка составления графических схем предложений.

Развитие связной речи

1. Составлять простые распространённые предложения.

2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам.

4. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

  1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
  2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
  3. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
  4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

5.        Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно
составленному плану.

Источник

                        Индивидуальный маршрут коррекционной логопедической работы

Ф.И. ребенка _________________________________________дата рожд._____________

на 2019 – 2020 уч. год

Развитие и коррекция речевых функций

Направление

Цели/задачи

Период

Развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем)

– Звонкие – глухие согласные;

– Свистящие – шипящие;

– Аффрикаты и их компоненты;

– Согласные звуки [Р-Л];

– Гласные звуки: [О-У]; буквы О-У; Ё-Ю;

– Гласные звуки [О-А]

Сентябрь-май

Развитие языкового анализа и синтеза

– Развитие навыков анализа и синтеза текста;

– Развитие навыков анализа и синтеза предложений;

– Развитие навыков слогового анализа и синтеза;

– Развитие звукового анализа и синтеза

Сентябрь-май

Развитие словарного запаса и практического умения пользоваться им.

1. Обогащение номинативной номинативной лексики и накопление слов внутри тематических групп;

2. Накопление глагольного словаря

3. Накопление словаря признаков:

а) качественных прилагательных (форма, вкус и другие свойства предмета);

б) прилагательных (времена суток, места, материал);

в) прилагательных с эмоционально-оттеночным значением;

– Использование синонимов, антонимов, омонимов.

– Введение в речь служебных частей речи: предлоги, союзы, междометия.

Сентябрь-май

Развитие грамматического строя речи

1. Развитие навыков словоизменения и словообразования существительных

а) дифференциация ед. и мн. числа существительных в им. падеже;

б) образование мн. числа существительных;

в) употребление несклоняемых имен существительных;

Читайте также:  Развивающие методики раннего развития ребенка

г) образование падежных форм существительных ед. и мн. числа;

д) образование предложно-падежных конструкций;

е) образование существительных наиболее продуктивными способами;

ж) образование сложных существительных сложением основ.

2. Развитие навыков словоизменения и словообразования прилагательных:

а) согласование прилагательных и существительных в ед. и мн. числе;

б) согласование прилагательных и существительных в роде;

в) согласование прилагательных и существительных в падеже;

г) образование качественных прилагательных;

д) образование относительных прилагательных;

е) образование сравнительной степени прилагательных.

3. Развитие навыков словоизменения и словообразования глаголов:

а) согласование глаголов и существительных в числе;

б) согласование глаголов прошедшего и существительных в роде;

в) изменение глаголов по времени;

г) изменение глаголов по лицам в настоящем и будущем времени;

д) дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида;

е) дифференциация возвратных и невозвратных глаголов;

ж) образование глаголов приставочным способом.

Сентябрь-май

2. Развитие и коррекция переработки зрительной информации

Идентификация (опознание) изображений

1.Опознание черно-белых схематических изображений с реальными предметами;

2.Выделение значимых признаков букв

3.Оречевление воспринимаемой зрительной информации;

Сентябрь-ноябрь

Перцептивное моделирование – воссоздание целостного образа из частей

1.Воссоздание образов знакомых предметов:

а) складывание изображений их симметричных частей;

б) составление целого из 3 – 20 частей.

2.Воссоздание из элементов печатных и рукописных букв:

   О о,  Н н,  Х х,  Ж ж;

   А, Д д, Л л, Ш ш, М м;

   З.з, С с, К к, э э, Ю ю, Е е;

   Б б, Г г, Я.я, У у, И и, Ч ч, Щ щ, Ц ц.

Ноябрь- май

Опознание «зашумленных изображений»

1.Назвать изображенные на картинках предметы.

2.Найти и назвать буквы.

3.Прочитать слова

Декабрь-январь

  1. Развитие и коррекция переработки полимодальной информации

Развитие зрительно-пространственных функций

1.Уточнение представлений детей о схеме собственного тела.

2. Развитие ориентировки в окружающем пространстве.

3. Развитие ориентировки на плоскости листа.

4.Развитие ориентировки в пространственных признаках изображений и букв.

Январь-Май

Развитие квазипространственных функций

Работа над обратимыми предложными конструкциями.

Январь-май

Развитие зрительно-моторной координации

1.Выработка совместных движений взора и руки в направлениях сверху вниз, слева направо, против часовой стрелки.                                                                                                                2. Формирование умения «удерживать» строку при письме.                        3. Формирование устойчивого стереотипа написания буквы.

  1. Развитие и коррекция серийной организации движений

Развитие и коррекция серийной организации движений

Выработка у детей способности программировать и выполнять серии плавно сменяющихся движений руки, необходимых для письма.

Сентябрь-Декабрь

Развитие и коррекция программирования, регуляции и контроля деятельности

1.Выработка у детей способности программировать написание сходных кинем и переключение с одного движения на другое.

2.Работа по дифференциации кинетически сходных букв.

  1. Развитие и коррекция программирования, регуляции и контроля деятельности

Развитие функций программирования, регуляции и контроля деятельности

1.Игры на внимание.                                                                                          2.Логические игры.                                                                            3. Игры на развитие сукцессивных функций (задания на установление порядка действий, событий, понимание их логики).

Январь-Май

  1. Формирование фонологической компетенции (слоговой структуры слова)

Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов)

Февраль-Май

Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова

Работа над двухсложными и трёхсложными словами без стечения согласных.

Формирование умения произносить 3-х сложные слова со стечением согласных сопряжено.

Формирование умения произносить 4-х сложные слова со стечением согласных сопряжен, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам.

Упражнения в произношении слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний и предложений.

  1. Коррекция звукопроизношения

Развитие артикуляционной моторики

Формирование фонологической компетенции

(Звукопроизношение)

– чистое произношение гласных и наиболее чётких согласных звуков: [б[], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в], [ф],  и их мягких вариантов.

– свистящих: [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]

– шипящих  [Ш], [Ж], [Щ], [Ч];

– соноры: [Л], [Ль], [Р], [Рь].

Продолжить автоматизацию звуков поставленных звуков в предложениях, в контекстной и спонтанной речи.

Совершенствовать дикцию.

Работать над произношением всех поставленных ранее звуков

Январь-май

Дата ______________                                     Учитель-логопед:____________                 

Источник