Индивидуальный маршрут развития творческих способностей ребенка
Ольга Блинова
Индивидуальный образовательный маршрут развития творческих способностей
Индивидуальный образовательный маршрут развития творческих способностей обучающейся средней группы Киры М. на 2019- 2020 уч. г.
Фамилия, имя ребёнка: Кира М.
Дата рождения : 24.03.2015 г.
Возрастная категория: средняя группа.
Время индивидуальных занятий: вторник 16: 30 – 17:00.
Основная цель: создание в детском саду оптимальных условий для развития творческих способностей (художественное творчество) ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных психологичексих особенностей.
Задачи:
1. Создание условий для развития творческого потенциала ребенка.
2. Обогащение предметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала
3. Формирование осознанного интереса к художественной культуре.
4. Развитие творчества, речи, образного мышления, художественных способностей.
5. Развитие мелкой моторики.
Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя следующие направления:
– развитие умения изменять положение руки в зависимости от приемов рисования;
– знакомство с приемами нетрадиционных техник: пальцеграфия; рисование ладошками; тычкование твердой полусухой кистью; оттиск различными печатками – мятая бумага, вилка, ватными дисками, ватными палочками, природным материалом, поролоном, зубной щеткой, расческой; рисование мыльными пузырями; монотипия; рисование восковыми мелками в сочетании с акварелью и др. ;
– совершенствование умения использовать разнообразие цвета;
– формирование умения комбинировать разные способы изображения и изоматериала;
– обучение передаче строения предметов, соотнося их части по величине;
– развитие умения создавать несложные сюжетные композиции.
Методы и формы, используемые в работе:
– показ выполнения работы:
– наблюдение за работой взрослого, объяснение;
– метод поисковых ситуаций;
– творческие задания;
– самостоятельная художественная деятельность;
– экскурсии на природу;
– театрализованные игры и игры-драматизации;
– участие в выставках и конкурсах;
– игровые ситуации;
– консультации для родителей;
– совместное изготовление атрибутов для игр и занятий;
– игры и упражнение на развитие творческих навыков;
– пальчиковые игры и гимнастика для глаз;
– рассматривание иллюстраций, репродукций картин.
Психолого – педагогическое представление на Киру М. :
1. Общие сведения о ребёнке:
В ОУ поступила из семьи, посещает регулярно с 1.09.2017 г.
2. Характеристика семьи.
Семья полная. Родители владеют культурой воспитания ребёнка. Характер взаимодействия с ребёнком – сотрудничество (отношение взаимного уважения). Кира второй ребёнок в семье, есть старшая сестра.
3. Соматическое здоровье.
Группа здоровья – I ,болеет редко, аппетит и дневной сон хороший. Врождённых заболеваний нет. Развитие ребёнка идёт в соответствии с возрастными нормами. Общая и крупная моторика в норме. Ведущая рука – правая.
4. Знания по разделам программы.
Знание общих сведений об окружающем мире соответствует программным требованиям. Навыки лепки и рисования сформированы в соответствии с возрастом. Различает цвета, оттенки, группирует предметы по форме и цвету. Знает основные геометрические фигуры, имеет представление о форме. Дифференцирует понятия «один – много», владеет порядковым счётом в пределах 5, знает цифры от 1 до 5, соотносит цифру с соответствующим количеством предметов. Различает вопросы «Сколько?», «Который?», «Какой?». Ориентируется во времени, знает времена года, части суток. Легко воспринимает словесную инструкцию взрослого, стремится помогать педагогам. Словарный запас достаточно большой, грамматический строй речи не нарушен.
5. Характеристика деятельности.
Навыки самообслуживания сформированы. Умеет одеваться и раздеваться, приводить свои вещи в порядок, содержит свой шкафчик в чистоте. Во время еды занимает правильную позу, хорошо держит ложку, пользуется салфеткой, умеет пользоваться столовыми приборами. После сна складывает одеяло, убирает пижаму. В играх занимает лидирующие позиции, придумывает сюжет, доводит игру до конца, проявляет интерес к игрушкам.
6. Основные трудности, отмечаемые в обучении.
Отсутствуют.
7. Личностные особенности.
Кире присущи адекватность эмоциональных реакций, активность в различных видах деятельности, наличие инициативы, уступчивость в процессе общения со взрослыми и детьми. Настроение чаще весёлое, поведение спокойное. Девочка добрая, общительная, понимает словесную инструкцию взрослого. Она всегда аккуратна. Адекватно реагирует по поощрение и порицание. В коллективе занимает позицию лидера, дети хотят с ней дружить.
8. Дополнительные особенности развития ребёнка.
Ярко проявляются творческие способности. Кира любит раскрашивать, рисовать. В рисунках проявляет фантазию, творческих подход к каждому заданию. Всегда участвует в выставках совместных с родителями работ. Проявляет интерес к нетрадиционным техникам рисования.
Содержание работы.
1. Организация эмоционального благополучия ребёнка.
1.1. «Утро радостных встреч». Дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются.
• Индивидуальные беседы на интересующие детей темы или, так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывает интересные истории из своей жизни ;
• Метод коллекционирования. Создаёт общение, способствует возникновению совместных игр ;
• Предметно – развивающая среда в группе (центр уединения, центр театра и музыки, оборудование для самостоятельных режиссёрских и ролевый игр, копилки личных вещей) создаёт положительный эмоциональный настрой детей и комфортное пребывание в группе.
1.2. Для развития положительного отношения ребёнка к окружающим людям систематически проводятся:
• дидактические игры, направленные на развитие толерантного отношения к людям («Мы все жители России», «Подбери картинку», «Найди костюм», «Поиски добрых слов» т. д.);
• разучивание потешек разных народов страны;
• коллективные мероприятия (праздники, вечера развлечений, изготовление атрибутов для них);
• разбор проблемных ситуаций.
1.3. Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют:
• Элементы психологической гимнастики на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим.
• Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т. п.
• Пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление.
• Игры драматизации.
• Театрализованные игры.
• Просмотр спектаклей,
• Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.
2. Индивидуальная работа по развитию художественных способностей Киры М.
1 Развитие умения изменять положение руки в зависимости от приемов рисования. Учить ребёнка правильно держать карандаш, кисть, фломастер: тремя пальцами, не очень близко к заточенному концу или ворсу, не сжимая их сильно пальцами. ; правильно и аккуратно использовать все материалы при рисовании (учить набирать краску на кисть, обмакивая ее в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю, слегка коснувшись ворсом кисти края баночки, чтобы капля не упала на бумагу и не испортила рисунок). Рисование округлых и прямоугольных форм, линий. Показ приёмов рисования. Использование игр «Штриховка», «Проведи линию», «Соедини предметы», «Нарисуй дорожку».
Самомассаж. Пальчиковая гимнастика.
2 Знакомство с приемами нетрадиционных техник. Развивать творческие способности, средствами нетрадиционного рисования. Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. Овладение элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности. Рисование в нетрадиционных техниках: пальцеграфия; рисование ладошками; тычкование твердой полусухой кистью; оттиск различными печатками – мятая бумага, вилка, ватными дисками, ватными палочками, природным материалом, поролоном, зубной щеткой, расческой; рисование мыльными пузырями; монотипия; рисование восковыми мелками в сочетании с акварелью и др.
3 Совершенствование умения использовать разнообразие цвета.
Учить рассуждать, анализировать, устанавливать причинно-следственные отношения простейших явлений; активизировать знания об основных цветах; научить смешивать основные краски для получения из них дополнительных; развивать чувство прекрасного, которое приходит к ребенку через цвет;
доставить эмоциональную радость от процесса смешивания красок на листе бумаги; формировать адекватное цветовое восприятие мира. Учить передавать с помощью цвета характер создаваемого образа, отражая своё отношение, эмоционально-эстетическое состояние. Д/и «Что не так?», «Украсим платочек», «Найди такой же», «Четвёртый лишний», «Волшебные краски», «Сложи радугу», «Цветик – семицветик», «Составь узор», «Мозаика» и т. д.
Чтение стихотворений, сказок. Рассматривание иллюстраций и картин. Наблюдения в природе. Самостоятельная деятельность. Рисование на занятиях и индивидуальная работа.
4 Формирование умения комбинировать разные способы изображения и изоматериала. Развитие умения создавать несложные сюжетные композиции.
Помочь познать окружающую действительность, развить наблюдательность, творческую активность. Развивать способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках. Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и сюжетных картин. Знакомство с различными материалами для творчества, показ воспитателя, самостоятельная деятельность. Наблюдения. Д/и «Составь картину», «Разрезные картины», «Что лишнее?», «Чего не хватает?», «Ближе – дальше» и т. д.
5 Обучение передаче строения предметов, соотнося их части по величине.
Учить сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними. Продолжать знакомить с композиционными закономерностями: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия (асимметрия, ритм, динамика (статика, композиционный центр. Д/и «Какой больше?», «Сравни по величине?», «Зайки и морковки», «Посади мишек на скамейки» т. д.
Наблюдение за предметами в естественной обстановке. Рисование по замыслу. Рисование с натуры.
6 Работа с родителями. Побуждать родителей уделять внимание художественному развитию ребёнка, ознакомление родителей с разнообразием нетрадиционных техник рисования. Мастер – классы для родителей. Индивидуальные консультации, беседы. Папка- передвижка «Нетрадиционные техники рисования». Совместное участие в выставках и конкурсах.
7 Итоговая диагностика Тестирование в игровой форме. Методики «Незаконченный рисунок», «Дорисовывание», «Повторяющиеся фигуры».
Ребёнок должен уметь:
1. Изменять положение руки в зависимости от приемов рисования.
2. Владеть приемами нетрадиционных техник: пальцеграфия; рисование ладошками; тычкование твердой полусухой кистью; оттиск различными печатками – мятая бумага, вилка, ватными дисками, ватными палочками, природным материалом, поролоном, зубной щеткой, расческой; рисование с мокрым эффектом; рисование мыльными пузырями; монотипия; рисование восковыми мелками в сочетании с акварелью.
3. Использовать разнообразие цвета.
4. Комбинировать разные способы изображения и изоматериала.
5. Передавать строение предметов, соотнося их части по величине.
6. Создавать несложные сюжетные композиции.
Ребёнок должен знать:
1. Цвета и их оттенки.
2. Способы рисования нетрадиционными техниками.
3. Свойства акварели, гуаши, отличия.
Предполагаемые результат:
1. Развиты художественные способности, интерес к нетрадиционным методам рисования.
2. Реализован творческий потенциал воспитанника.
3. Повышен уровень самооценки ребенка.
Источник
Индивидуальный маршрут. Одарённые дети.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка подготовительной группы Плужникову Анну с признаками одаренности в художественно-эстетическом развитии в МБДОУ БГО Детском саду №12
общеразвивающего вида
на 2018-2019 учебный год
Составила воспитатель:
Журавлёва Е.Е.
Фамилия, имя ребенка – Плужникова Анна.
Возраст – 6 лет
Вид одарённости – художественно – эстетический.
Склонности –рисование.
Форма работы – индивидуальная работа
Формы работы – индивидуальные и подгрупповые занятия
Участники сопровождения: педагоги и специалисты ДОО, родители ребенка.
Взаимодействие с соц. партнёрами (привлечение специалистов центров и учреждений
дополнительного образования) – сотрудничество с Борисоглебским Центром внешкольной работы.
Характеристика на Плужникову Анну – воспитанника подготовительной группы:
Развитие ребёнка соответствует норме. Девочка очень активна, любознательна. По наблюдениям, часто ставит перед собой сверхтрудные цели, проявляя упорство и настойчивость в достижении результата.
Девочка достаточно сложного и противоречивого характера, она очень ранима и не уверена в себе, часто нуждается в похвале и одобрении взрослых, ревностно относится, когда хвалят другого ребёнка. Она обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением, у девочки богатый словарный запас, ярко выраженная способность к словотворчеству и своеобразное чувство юмора. Она легко запоминает и с выражением читает стихи, пересказывает тексты, придумывает рассказы и сказки, передает содержание мультфильмов и кинофильмов.
Любимым занятием девочки является рисование. Девочка с удовольствием рисует животных. Очень нравится ей рисовать по содержанию литературных произведений и мультфильмов. Рисуя, она использует различные техники и материалы. Ещё привлекают её внимание абстрактные рисунки, перетекание цветовых пятен из одного в другое. Наблюдая за ней, можно сделать вывод, что она не столько рисует, сколько экспериментирует, ищет что- то новое.Рисование помогает девочке сочинять, воображать, рассказывать, самореализовываться в творчестве.
Ребенок воспитывается в полной семье. Родители систематически интересуются успехами дочери, оказывают необходимую помощь воспитателям. Атмосфера в семье дружелюбная, относится к родителям с большой любовью и уважением.
Цель:
Формирование у ребёнка успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности.
Задачи:
– Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей девочки и поддержки её сильных сторон личности.
– Развивать творческие способности ребёнка в изобразительной деятельности.
– Повысить самооценку, уверенность в себе.
– Развивать интерес к нетрадиционным методам рисования, кисточками разной толщины, акварелью, гуашью.
– Воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного».
Ожидаемый результат: в результате планомерной и систематической работы с ребенком, способности в художественно-эстетической сфере, закрепились навыки держать кисть правильно; повысился познавательный интерес к рисованию; активизировалась мыслительная деятельность ребенка, желание к самостоятельной работе, использованию различных техник рисования. Эти достижения помогут в дальнейшем выполнять рисунки в различных техниках, вырисовывая детали объектов, развитию познавательного интереса к изобразительному искусству.
Месяц | Используемые приемы: | Цель: | Применение детского творчества: |
Сентябрь | 1.«Любимая игрушка» 2.«Путешествие по радуге » 3.«Осенние листья». | 1. Помочь детям выбрать предмет рисования, используя наводящие вопросы ( что вам больше нравится рисовать?); развивать природные задатки у детей; поддерживать у них интерес к рисованию 2. Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами 3. Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. | Участие в конкурсе рисунков «Разноцветные капли» |
Октябрь | 1.«Что за чудо эти сказки» 2.«Как прекрасен этот мир». 3.«Невиданный зверь». 4.«Натюрморт» | 1. Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. 2. Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. 3. Рисование жёсткой кисточкой. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчеств. 4. Знакомство с жанрами живописи: натюрморт, рисование натюрмортов из овощей и фруктов, из предметов быта, рисование отдельных овощей и фруктов, предметов быта. | Участие в выставке-конкурсе рисунков «Дом о котором я мечтаю» |
Ноябрь | 1.«Милая мамочка» 2 . «Мир глазами детей» 3.«Зимняя улица», «Первый снег» | 1. Развивать художественное восприятие образа человека; совершенствовать умения ребёнка изображать портрет человека; дать понятие о симметричности лица и его частей, развивать чувство композиции, воспитывать любовь к маме. 2. Самостоятельно придумывать сюжет рисунка по заданной теме развивать воображение ребёнка, самостоятельность в работе. 3. Знакомство с жанрами живописи: акварельная живопись, рисование зимних пейзажей, передача холодной цветовой гаммы, передача формы деревьев, кустарников, неба и т. д. | Создание стенгазеты «День матери». |
Декабрь | 1.Зимняя сказка. « Дерево в инее» 2.«Зимние развлечения» 3. «Дед и баба вылепили Снегурочку» | 1. Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя «манную» краску. Закреплять навык работы кистью, умение изображать «голое» дерево с помощью ватной палочки. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество. Воспитывать чувство красоты, желание помочь – украсить дерево. 2. Учить придумывать сюжет рисунка по заданной теме, придумывая небольшое четверостишие к рисунку, развивать творческое мышление, продолжать обучать рисованию людей в движении (лепим снеговика, катание с горки, игра в «снежки» и др.), воспитывать интерес к творческим занятиям, взаимопомощь. 3. Учить изображать эпизод из знакомой сказки, придавать выразительность образу Снегурочки через подбор красок. | Рисование восковыми мелками елочных игрушек, гирлянд для украшения групповой комнаты. |
Январь | 1.«Рождественские чудеса» 2.«Поёт зима, аукает!» | 1. Учить передавать в рисунке образы сказочных героев, продолжать обучать умению создавать сюжет, помочь применять умения смешивания красок для получения нужного оттенка, закреплять умение ровно накладывать гуашь на изображение с наименьшим количеством воды, развивать творческое воображение, воспитывать интерес и любовь к народным праздникам. 2. Учить с помощью выбранных детьми материалов и техник передавать сказочную картину зимы, отражая характерные её особенности ,закреплять умение рисовать человека в движении, воспитывать любовь к природе | Привлечение к созданию декораций к кукольному спектаклю по мотивам сказки «12 месяцев» |
Февраль | 1.«Волшебные узоры» 2.«Снеговик» 3.«Наши защитники» 4..«Дворец снежной Королевы » | 1. Учить создавать сказочные узоры с помощью гуаши, путём смешивания красок разных цветов, развивать творческое воображение, воспитывать аккуратность в работе, усидчивость. 2. Учить изображать снеговика из округлых форм с помощью трафарета и губковых тампонов, дополнять рисунок деталями из природного, бросового материала, дорисовками ватной палочкой. Закреплять навык аккуратной работы губкой, гуашью. Развивать образное мышление, воображение, внимание, точность движений, моторику рук. 3. Закреплять умение создавать рисунки по мотивам литературных произведений, передавать в рисунке образы солдат, лётчиков, моряков, развивать воображение, воспитывать уважение к защитникам Родины. 4. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитательная: вызывать положительный отклик, желание помочь сказочному персонажу | Повторное возвращение к своим работам и совершенствование их, украшая узором, прорисовывая детали. |
Март | 1.«Разноцветные рыбки». 2.«Подарок маме» 3. «Аленький цветочек» 4.«Жар – птица» | 1. Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность. 2. Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. 3. Учить графически изображать цветы, одинаковые по форме, но разные по тону, вызывать эмоциональный отклик, желание изображать сказочный образ. 4. Учить рисовать сказочную птицу с помощью ладони и гуаши. Закреплять умение пользоваться гуашью, кистью, салфеткой. Развивать моторику рук, образное мышление, аккуратность, внимание. Обогащать словарь словами, обозначающими оттенки красного цвета. Воспитывать творчество, радость игр с красками, чувство красоты. | Участие в выставке рисунков «8 марта- мамин день» |
Апрель | 1.«Звездное небо» 2.Граттаж Космический коллаж . 3.«Какого цвета весна » 4.«Волшебный замок» | 1. Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. 2. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. 3. Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая красок. 4. Учить рисовать постройки графическими материалами. | Привление к оформлению спальни для куклы Маши (рисование ковров на стену; паласа на пол; красивых салфеток на стол). Предоставить разные варианты с правом выбора технике воплощений. |
Май | 1..«Вишня в цвету» 2.«Разноцветные бабочки ». 3.«Я – художник» | 1. Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. 2. Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло, кулак – маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. 3. Развивать чувство композиции и ритма. Выявить уровень усвоения навыков и умений детей, полученных в результате проведённых образовательных ситуаций. | Участие в выставке детских рисунков с использованием нетрадиционных методик. |
Источник