Индивидуальный маршрут развития слабослышащего ребенка

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР (для детей с нарушением слуха (слабослышащий ребенок) разработан в соответствии образовательной программы МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка» с учетом общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Рекомендациями ЦПМПК (центральной психолого –медико –педагогической комиссии).

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)

Срок реализации: 2018-2019 учебный год

Цель: – создание условий для развития ребенка с нарушением слуха, открывающими возможности для его позитивной социализации, личностного и творческого развития на основе сотрудничества со взрослыми и

сверстниками и, соответствующими возрасту, видами деятельности.

Задачи:

• оказание коррекционной помощи в овладении ребенком программного материала;

• психолого-педагогическое изучение ребенка с целью уточнения состояния слуха и интеллекта;

• обогащение общего развития ребенка с проблемами слуха;

• разработка ИОМ с учётом образовательных потребностей и способностей ребенка;

• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям ребенка;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка в том числе его эмоционального благополучия;

• обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.

Основные направления коррекционной работы

НаправленияСодержание работы
Развитие мелкой моторикиМозаика, конструирование, ручной труд, дидактические игры
Развитие артикуляционного аппаратаАртикуляционная гимнастика, упражнения с зеркалом, упражнения – подражания.
Слухо – зрительное восприятиеСюжетно –ролевые игры, чтение по табличкам, фонетическая ритмика, дидактическое упражнение «Звук и буква»
Обучение произношениюГолосовые упражнения, дыхательные упражнения, пополнение активного и пассивного словаря.
Развитие мышления, памяти, восприятия, внимания.Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Геометрические фигуры».
Рассматривание иллюстраций с последовательно развивающим сюжетом (например, «Репка»

Организованная образовательная деятельность

(в соответствии с планированием, по расписанию ООД),

включение коррекционных задач во время проведения ООД по продуктивной и конструктивной деятельности.

 

Календарно – тематическое планирование коррекционной работы

ПериодФормы работыЦель
Сентябрь, октябрь, ноябрьНастольно – печатная игра
Мозаика
Развитие мелкой моторики пальцев рук, умение подбирать цвета по подражанию педагога
 Игровое упражнение
Кто скорее свернет ленту
Развивать мелкую моторику пальцев рук, формировать точность движений
 Упражнения
«Шнуровки»
Развивать мелкую моторику пальцев рук, развития восприятия
 Конструирование. Мебель (диван)Учить ребенка делать постройку – предмет мебели. Уточнить представление об этом предмете, его назначении.
 Ручной труд
«Ежик»
Развивать желание заниматься ручным трудом, обучать ребенка действовать с различным природным материалом.
 Дидактическая игра
Переложи игрушки
Развивать движения кистей рук, развивать зрительное восприятие.
Декабрь, январь, февральДидактическая игра
Один и много
Учить отличать на слух однократные и многократные звучания
 Игровое упражнения на классификацию
«Что желтое, зеленое, синее, красное?
Учить различать цвета
 Игровое упражнение
«Палочки»
Учить схематически изображать различные предметы с помощью палочек разной величины
 Дидактические игры
Обведи контур фигуры, Раскрась фигуру
Уточнить знания ребенка о различных геометрических формах.
 Дыхательные упражнение
«Буря в стакане»
В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и через нее, следить, чтоб, не надувались щеки.
 
 Дидактическая игра
Найди маме деток
Учить подбирать детенышей животных к взрослым животным по описанию или методом подбора.
 Работа в рабочей тетради (прописи)Развитие мелкой моторики пальцев рук.
 Игровое упражнение
Сложи квадрат
Учить составлять целое из разных геометрических фигур
 Конструирование по замыслуРазвивать желание строить для кого – либо, украшая постройку, используя различные цветовые решения.
Март, апрель, майФонетическая ритмика 

Гласные звуки.

Звук «А». «Девочка плачет»

Ребенок вытягивает руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а..», он плавно разводит руки в стороны ладошками вверх.

Звук «О». «Зуб болит»

Ребенок соединяет опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», он плавно поднимает руки через стороны вверх и соединяет их в кольцо над головой.

Звук «У». «Паровозик гудит»

И.п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», ребенок давящим движением выпрямляет руки вперед и вниз.

Звук «Э». «Мальчик кричит»

И.п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», ребенок плавно сгибает руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч.

Звук «И». «Иголочка»

И.п.: руки согнуты в локтях, произнося «и-и-и» в улыбке, от уголков губ «тянем улыбку» указательными пальцами, разводя руки.

Звук «Ы». «Медвежонок рычит»

И.п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», ребенок с усилением отводит в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).

Звук «Ы». произносится сердито.

Согласные звуки:

Звук «С». «Чайник свистит»

Губы растянуты в улыбке. Ребенок тянет «с-с-с-с», руки согнуты в локтях, попеременно поднимает вверх и опускаем вниз.

Звук «З». «Комарики летят»

Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «з-з-з…», ребенок имитирует полёт комаров.

Звук «Ц». «Мальчик просит не шуметь»

Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «Ц», ребенок подносит указательный палец к губам, как бы призывая к тишине.

Звук «Х». «Греем ручки»

Подносим обе ладошки ко рту и дышим на звук «х-х-х» .

Звук «Ш». «Змейка ползёт»

Губы вытягиваем вперёд. Произнося «ш-ш-ш…», быстро трут ладошки друг о друга.

Звук «Ж». «Жучок летит»

И.п.: руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «Ж-ж-ж…», ребенок совершает быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяет движение с разжатыми пальцами.

Звук «Щ». «Мячик спускает воздух»

И.п.: руки согнуты на уровне груди, локти внизу, ладони от себя. Коротко и многократно произнося звук «Щ», ребенок ритмично двигает руками вперёд – назад.

Звук «Ч». «Девочка просит не шуметь»

На звук «ч-ч-ч» подносим указательный палец к губам, имитируя тишину.

Звук «Л». «Пароход гудит»

Закусив кончик языка ребенок гудит как пароход «л-л-л», при этом покачиваясь вправо – влево.

Читайте также:  Коррекция в развитии личности ребенка

Звук «Р». «Собачка рычит»

И.п.: произнося «р-р-р-…», ребенок делает вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие, напряженные.

Звук «Д». «Пулемёт»

Губы растянуты в улыбке. Ребенок быстро произносит «д-д-д», при этом руки сжаты в кулачки и быстро, поочерёдно отталкиваем каждый кулачок от себя.

Звук «Т». «Молоточек»

Губы растянуты в улыбке. Ребенок произносит «т-т-т», при этом ударяя кулак о кулак, как будто забивают гвозди.

Звук «М». «Коровка»

Ребенок произносит «м-м м-муу», при этом изображая коровку (рога)

Звук «Н». «Лошадки»

Погоняем лошадку «н- н- ноо» и поскакали «щёлкаем язычком»

Звук «Б». «Барабан»

Ребенок произносит «б-б-б» при этом указательные пальцы работают как «барабанные палочки»

Звук «П». «Лопнул шарик»

Ребенок произносит «п-п-п», при этом работают кисти рук ( из кулачков выпрямляем пальчики)

Звук «В». «Вьюга»

Ребенок произносит «в-в-в», при этом выполняя волнообразные движения руками.

Звук «Ф». «Задуваем свечку»

Ребенок дует на ладошки на звук «ф-ф-ф».

Звук «К». «Пистолет»

Ребенок произносит «к-к-к», при этом руками показывает пистолет.

Звук «Г». «Гусята»

Ходьба на месте, гогочем как гусята «га-га-га».

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений показывает что:

• У ребенка активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

• Улучшается фонематический слух;

• Нормализуется речевое дыхание;

• Формируется умение изменять силу и высоту голоса;

• Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;

• Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

Предложите ребенку закрыть глаза и послушать тишину. Конечно, полной тишины вокруг вас не будет, а будут разные звуки: тиканье часов, хлопанье двери, разговоры, сигнал машины с улицы и крики ребятишек на площадке. Когда ребенок откроет глаза, спросить его, что за звуки он услышал в тишине. Расскажите о тех звуках, которые удалось услышать вам. Можно играть в эту игру в группе, на детской площадке, — каждый раз вы услышите разные звуки.

«Слушаем тишину»

«Скажи, что ты слышишь? »

Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)

«Узнай по звуку».

Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.

“Поставь по порядку”

Показать ребенку музыкальные инструменты, которые в ходе игры он

должен будет узнать по звучанию. Поиграйте на каждом из них на глазах у ребенка. Скажите: “Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит”. Предложите ребенку поиграть на игрушечных музыкальных инструментах. Расскажите ему о правилах игры: “Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая музыкальная игрушка звучала. Какая игрушка звучала первой, какая последней”.

“Коробочка гремит”

Предложите ребенку послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщите услышанное: “Коробочки гремят”. Поставьте все коробочки на стол в один ряд.

Предложите ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят.

Попросите найти две одинаково звучащие коробочки.

«Найди звук»

Вам понадобится самостоятельно звучащий предмет – игрушка, будильник или, в крайнем случае, телефон. Спрячьте его в укромном месте, и попросите его найти. Ребенку постарше можно завязать глаза и звенеть колокольчиком или бубном.

«Найди игрушку».

Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.

«Извлекаем звуки из всего»

Покажите ребенку, что ложкой, карандашом или палкой можно извлекать звуки изо всех окружающих предметов: стены, стола, шкафа, тарелки и так далее. Разные предметы будут давать разные звуки: громкий и тихий, звонкий и глухой. Если взять металлическую, деревянную и пластиковую ложки, то из одного и того же предмета получатся разные звуки.

«Капельки»

Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.

Взрослый объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Взрослый показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

Перспективное планирование работы с родителями

Сентябрь

ТемаФормы работы
«Научите меня говорить»
«Мастерская добрых дел, ручная умелость»
«Наглядность»
Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей» ( знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию мелкой моторики
Консультация: «Значение мелкой моторики рук для всестороннего развития детей ( поделки из природного материала «Дары осени»)
Уголок для родителей.
Оформление папки «Мелкая моторика»
.

Октябрь

ТемаФормы работы
«Мастерская добрых дел»
«Наглядность»
Консультация – практикум «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературой.
Дополнение в папку «Мелкая моторика»

Ноябрь

ТемаФормы работы
«Школа здоровья»
«Наглядность»
Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви»
Папка – передвижка «Комплекс упражнений для глаз»

Декабрь

ТемаФормы работы
«Игра – это серьезно»Консультация «Семейный Новый год»
«Наглядность»«Создание папки «НЕ Болей –ка»

Январь

ТемаФормы работы
Мастерская добрых дел; ручная умелостьПрактическая работа «Кормушка своими руками» (дома с папой)
«Наглядность»Дополнение в папку «Не – Болейка»

Февраль

ТемаФормы работы
«Игра – это серьезно»«Играем с папой» (консультация)
Папка – передвижка «Игры для здоровья»

Март

ТемаФормы работы
«Научите меня говорить правильно»
«Мастерская добрых дел»
Беседа «Речевое развитие в общении со сверстниками»
Практическая работа «Коврик для мамы» (изготовление коврика с использованием пластилина)
Читайте также:  Центры раннего развития ребенка по районам

Апрель

ТемаФормы работы
«Родительский университет»
«Наглядность»
Беседа: «Наказание – в чем его смысл?» (о методах воспитания)
Выставка детских книг, дидактических пособий

Май

ТемаФормы работы
«Игра – это серьезно»
«Наглядность»
Консультация: «Движение это – жизнь» (подвижные игры)
Папка – передвижка «Все о здоровье» (подвижные игры).

Литература

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Гербова В.В., ФГОС Развитие речи в детском саду. (6 -7 лет). Подготовительная к школегруппа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Головчиц Л. А. «Дидактические игры для детей с нарушением слуха». –М.: ООО УМУЦ ГРАФ ПРЕСС, 2003

Пфафенродт А, Н. «Фонетическая ритмика» -М.: Владос, 1996

.

Источник

ИОМ ПР дошкольника представляет собой индивидуальные характеристики личности ребенка, характеристику осваиваемых ребенком единиц воспитания и образования в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и продукт коррекционно-преобразовательной деятельности ребенка. ИОМ ПР предоставит детям дошкольного возраста возможность развиваться с учётом проблем в развитии и индивидуальных особенностей, развития заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьей.

Цель: создание оптимальных условий для коррекции (компенсации) проблем в развитии ребенка, систематизация способов включения в музыкальную образовательно-развивающую деятельность для осуществления полноценного развития воспитанника и реализации его потенциальных возможностей.  

1. Создать благоприятное индивидуальное образовательно-развивающее  пространство в ДОО и семье для коррекции (компенсации) проблем развития ребенка посредством музицирования и учетом ФГОС ДО.

 2. Реализовать индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут ребенка с использованием музыкального искусства.

  3. Осуществлять постоянный мониторинг уровня развития ребенка в период реализации ИОМ ПР для сравнения, анализа и сопровождения коррекции нарушений и отклонений в развитии.

Формы взаимодействия с ребенком участников образовательного процесса (педагогов, родителей, ребенка)

Этапы работы

Форма представления результатов

Сроки реализации

1

Проведение диагностики уровня развития музыкальности

Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности

Сентябрь 2015

2

 Работа над развитием голоса:

– развитием диапазона голоса;

– развитие дыхания;

– работа над чувством ритма

Расширение диапазона от с1-а 2;

Увеличение продолжительности дыхания;

Развитие чувства ритма;

Освоение музыкально-слуховых представлений

Сентябрь 2015-май 2016

3

Разучивание песни «Осенние дорожки»:

Овладение элементами вокального интонирования

Сентябрь-октябрь 2015

4.

Работа над развитием голоса:

– работа над певческой дикцией и артикуляцией;

– работа над  чувством ритма

Развитие дикции и артикуляции, необходимых при пении;

Развитие чувства ритма

Сентябрь 2015-май 2016

5.

Работа над коммуникативной компетенцией с помощью речевых и неречевых средств: мимики и пластики движений

Развитие коммуникативной компетенции

Октябрь-ноябрь 2015

6.

Разучивание песни «Тяв-тяв». Музыка К. Иванова.

Овладение навыками исполнения песни

Ноябрь 2015

7.

Развитие движений в пространстве помещения: маршировка, прыжки, поскоки и т.д.

Формирование сценической культуры

Ноябрь –декабрь 2015

8.

Разучивание песни «Котенок и щенок». Муз. Львова-Компанейца

Овладение навыком исполнения нон легато

Декабрь 2015 – январь 2016

9.

Участие в коллективных формах выступления на новогоднем  концерте

 Развитие уверенности во время выступления  на сцене

Декабрь 2015 – январь 2016

10.

Иллюстрирование явлений окружающего мира посредством музицирования

Использование шумовых инструментов для иллюстрации различных явлений природы

Январь-февраль 2016

11.

Творческая мастерская: семейный оркестр (с участием семьи)

Создание шумовых инструментов в мастерской музыкальной гостиной

Март 2016

12.

Индивидуальная работа над разучиванием  песен

Работа над чистой интонацией, дыханием

Апрель 2016

13.

Разучивание песни «Мы на луг ходили». Музыка В. Красева. Слова М.Пляцковского

Освоение умения петь в ансамбле с детьми

Апрель 2016

14.

Разучивание песни «Солнышко». Музыка и слова Л. Старченко

Работа над чистотой интонирования мелодии

Май-июнь 2016

15.

Контрольная диагностика уровня развития музыкальных способностей

Корректировка ИОМ ПР с учетом результатов мониторинга общего развития ребенка

Май 2016

16.

Проектирование дальнейшего развития дошкольника посредством музыки

Создание образовательного маршрута на 2016-2017 год

Июнь 2016

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР-детский сад № 102»

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

г.Новокузнецк

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР-детский сад № 102»

Индивидуальный образовательный маршрут

ФИО ребенка______________________________________________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________________________________________________

    Фамилия имя отчество мамы, возраст, образование_______________________________________________________________

    Фамилия имя отчество папы, возраст, образование_______________________________________________________________

    Дата начала ИОМ___________________________________________________________________________________________

    Причина постановки на учет: стойкое неусвоение ООП ДОУ в связи с болезнью______________________________________

    Возраст на начало коррекционно-развивающей работы: 4 года______________________________________________________

    Цель (ИОМ): открытие новых перспектив в усвоении ОПП ДОУ, обогащение ребенка как личности; помощь в адаптации к  коллективу детей, развитие в ребенке удивлений от своих возможностей; поощрение и стимулирование индивидуальных_____ возможностей ребенка; вовлечение родителей в творческий процесс.___________________________________________________

   Задачи: выявить особые образовательные потребности ребенка; осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребенку; способствовать усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей; оказать методическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья._____________________________________________________________________________________________________

Количество занятий в неделю: 5 занятий_________________________________________________________________________

Форма проведения: занятие, игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения,  индивидуальная работа.____

Ожидаемый результат:________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Форма работы с родителями:  консультации, практикум, собеседование, обмен опытом._________________________________

Родитель ______________________________________________________________________________________________

Диагностика развития ребенка

Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

Физическое развитие                    

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Соматическое развитие

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевое развитие

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности развития познавательных процессов

Память_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внимание____________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Восприятие___________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мышление___________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Виды, причины трудностей (педагогическая симптоматика)

Виды трудностей (педагогическая симптоматика)

Причины трудностей

Содержание коррекционной работы

(деятельность воспитателя)

Личностные:

Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие

Несформированность представлений о себе, образе Я.

Воспитатель. Беседы на тему: «Что мы умеем, чему мы научимся». Выставки достижений детей. Оформление группового уголка «Звезда недели». Игры: «Люблю — не люблю»; «Кем я стану»; «Ласковое имя»

 Беседы о реальных и возможных достижениях детей. Игры: «Я умею»; «Отгадай, кто какой»; «Мое будущее»; «Если бы я был звездой». Рисование на темы: «Рисуем имя»; «Мой смешной портрет»; «Ладошка достижений»; «Цветок качеств»

 Ролевые игры. Использование пословиц и поговорок (чтение и беседы, заучивание). Игры: «Договори предложение»; «На кого я похож». Игровой массаж «Что? Где?

Тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях или отсутствие самокритичности

Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка. Исключение соревновательных моментов (для тревожного ребенка). Психогимнастика. Ролевые игры. Игры (при отсутствии самокритичности): «Угадай, что нравится маме (друзьям)»  Упражнение «Я не могу — я могу — я сумею». Психогимнастика. Игры: «Давай поговорим»; «Волшебные очки»; «Путешествие по картине».Тематическое рисование с учетом трудности ребенка. Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний). Использование междометий с различной интонацией («ай», «ой», «ух»). Интонационное выделение. Игра «Попроси игрушку».

Нарушение нравственных норм и правил поведения.

Несформированность представлений о моральных качествах и этических требованиях. Отсутствие внешних норм, ограничений

Оформление уголка «Наши добрые дела». Чтение литературных произведений, беседы на этические темы. Игра «Приглашение в гости».  Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе»; «Как поступить». Игры: «Круг добра»; «Кто подарил добрые слова»; «Колечко дружелюбия». Упражнение «Мусорное ведро».   Азбука вежливых фраз (составление предложений). Игры: «Поздоровайся по-разному»; «Поблагодари по-разному»

Коммуникативные:

Трудности во взаимодействии со взрослыми  

Неадекватная самооценка

 Создание ситуации успеха. Привлечение детей в качестве помощника взрослого, роль консультантов. Разработка системы пошагового поощрения детей (фишки, баллы и др.)  Использование невербальных рефлексивных методик. Проигрывание проблемных ситуаций. Игры: «Ласковые лапки»; «Повтори за мной»; «Волшебные очки». С. Черный «Храбрецы». 

Снижен уровень владения самостоятельными коммуникативными действиями организационными, перцептивными, оперативными

 Обучение умению работать по алгоритму. Введение правила-схемы по коммуникативной деятельности (словесной, наглядной). Игры: «Повтори задание»; «Скажи по-другому». Работа с инструментами (символами)  

Игры и театрализация сказок (с диалогами). Упражнения: «Угадай, что чувствует взрослый»; «Угадай, что понравится взрослому». Совместное творчество (в паре со взрослым договориться и нарисовать картинку).  

 Работа в паре со взрослым. Игры: «Я — слово, ты мне — слово»; «Исправь ошибку»; «Составь предложение или перевертыши». Включение ребенка в деятельность.

Слабо развиты навыки владения речевыми средствами коммуникации

 Беседы на темы: «Мы здороваемся»; «Как обратиться с просьбой»; «Что делать, если ты потерялся?» . Создание проблемных ситуаций с тремя вариантами ответов (ребенок должен выбрать один). Игры: «Интервью»;. Игры по методу телефонного разговора: «Позвони маме»; «Позвони в магазин».

 Диалоги по лексическим темам. Усвоение речевых образцов во взаимодействии со взрослым, смена ролей.

Трудности во взаимодействии со сверстниками

Неадекватная самооценка

 Трудовые поручения в парах (тройках, команде). Разработка системы поощрений «Самая дружная пара». Ролевые игры. «Комплименты другу». Игры и хороводы с диалогами

 Игры на формирование адекватной самооценки: «Горячий стул»; «Я сильный, умный, смелый»; «Я могу, хочу, умею». «Скульпторы»;

Организация взаимопроверки выполнения заданий. Упражнение «Похвали за…».  «Нарисуйте в паре с …», «Сложи слово вместе с …» Игры на обогащение словаря

Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами. Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками  

Недостаточное развитие мыслительных операций

Воспитатель. Игры и упражнения на развитие мышления: «Летает – не летает»; «Я знаю пять…»; «Хитрые вопросы». Психолог. «Четвертый лишний»; «Доскажи словечко»; «Скажи наоборот».Игра «Назови сходство и различие двух предметов». Логопед. «Придумай загадку»; «Закончи предложение». «Расшифруй карту»   Примечание. Задания, направленные на поиск элементов рисунков, сравнение предметов, анализ картин

Несформированность звукопроизношения, лексического запаса, грамматического строя речи

Работа по автоматизации звуков. Психогимнастика, эмоциональный настрой, повышение уверенности, снятие тревожности. Игра «Сочиняем историю по кругу» в паре с ребенком или педагогом. Логоритмика. Игра «Закончи предложение». Игра «Скажи по-другому».

Несформированность процессов произвольного внимания

Игры с правилами типа «Да и нет не говори, черное с белым не дари» — для всех, но на разном материале. Игры на внимание (см. раздел «Произвольное внимание»).  

Игры: «Дай задание взрослому» (продолжи узор; графический диктант; поиск с ориентированием — найти игрушку). Задания, направленные на поиск, выделение информации, сравнение объектов по заданным основаниям.

игры на развитие пространственнной ориентации

Слабо развиты навыки владения паралингвистическими средствами – мимикой, жестами, интонацией

«Расскажи» стихи руками. Игра «Попугай». Театрализация, этюды.  

Психогимнастика на выражение эмоционального состояния. Игры с зеркалом. Игра «Скажи по-разному».  

 Игры на интонацию. Игры на выделение одного слова голосом

Неумение находить способы разрешения конфликтов

Несформированность социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека

Чтение художественной литературы. Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением. Обыгрывание проблемных ситуаций.  

 Игры: «Встань на его место»; «Волшебные очки»; «Ты похож на…»; «Спина к спине». Тренинг эмоций с использованием фраз: «Иди сюда»; «Не мешай мне» (учить произносить фразы с разной интонацией: грубо, ласково, обидно и т. д.)

 Упражнение на установление причинноследственных связей — закончить фразу: «С ребенком никто не хотел играть, потому что…». Упражнение «Два друга». Примечание. Оказание помощи героям интриги.

Неадекватная самооценка

Разбор конфликтных ситуаций. Игра «Хорошо-плохо».   Обучение детей конструктивным способам разрешения конфликтов.   Разбор проблемных ситуаций по серии сюжетных картинок.

Деятельность хаотична, непродуманная, неконтролируемая

Несформированность умения осознать конкретные познавательные цели

Рефлексия деятельности. Игры с конструктором, мозаикой. Все виды лото, домино. Упражнение «Чем похожи и непохожи?» «Пары картинок», «Пары слов» Игровой прием «Вспомни и назови», «Узнай, что мы загадали?».

Неумение находить средства и способы для достижения целей в процессе деятельности.

Игра «Из каких мы сказок?», Игра «Времена года», Игры со строительным материалом (по образцу, схеме). Игровой прием «Поручения».

Неумение осуществлять контроль и оценивать результаты деятельности

Игра «Квартет», Игра «Найди дорожку», «Лото», игра с паль

Читайте также:  Динамика развития детей в домах ребенка