Индивидуальный маршрут развития ребенка в школе 8 вида

Индивидуальный маршрут развития ребенка в школе 8 вида thumbnail

ВВЕДЕНИЕ.

Каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях и различиях. Возникновение их связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нём различные типологические особенности высшей нервной деятельности. К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления памяти, воображения, особен­ности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Индивидуальными особенностями обусловлено формирование всех качеств.

Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развития человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются воспитанники, с ограниченными возможностями здоровья.

Считается, что обучение не может быть успешным, если игнорируются индивидуальные особенности обучаемых, трудности, испытываемые каждым, различие в темпе и степени усвоения материала. Индивидуальный подход требует изучения сложного внутреннего мира обучаемых, анализа системы сложившихся отношений и тех многообразных условий, в котором происходит формирование личности.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей ученика происходят в ходе образовательного движения по индивидуальному маршруту.

В связи с этим я считаю, что тема «Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшнем этапе развития современной школы является актуальной!

Пояснительная записка

Индивидуальный образовательный маршрут составлен для ученика 6 класса Петросяна Миши, находящегося на индивидуальном обучении.

ИОМ включает в себя индивидуальную образовательную программу по предметам и коррекционно-развивающую индивидуальную программу.

Коррекционно-развивающая программа реализуется на каждом уроке через программный материал и рассчитана на весь срок обучения ученика с проведением ежегодной диагностики. Индивидуальная образовательная программа составляется ежегодно.

Целью данной программы является развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащегося с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, развитие познавательной активности адекватной структуре дефекта, развитие способности к посильным видам трудовых операций и трудовой деятельности, развитие речи.

В данной программе решаются следующие блоки задач: воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные и формирование общетрудовых умений.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии учащегося и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении учащегося, а также воспитания у него положительных личностных качеств.

Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у учащихся вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

Блок образовательных задач направлен на обучение ребёнка способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов (учебной, трудовой, игровой) деятельности, характерных для данного ученика.

Психолого-педагогическая характеристика ученика 6 класса Петросяна Миши

1.Внимание

Внимание не устойчивое, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость,не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

2.Память

Память механическая, кратковременная, лучше запоминает внешние, зрительно-воспринимаемые признаки, воспроизведения неточные, характерна эпизодическая забывчивость.

3.Зрительное восприятие

Нарушена обобщённость восприятия, замедленность, узость объёма восприятия, малая дифференцированность.

4.Мышление

Мышление конкретное, некритичное. При анализе предметов выделяет общие свойства предметов, затрудняется в установление причинно-следственных связей.

5.Развитие речи

Ребенок армянской национальности. Русская речь развита плохо: не всегда понимает объяснения учителя, прочитанные тексты, инструкции. Словарный запас беден, недостаточный уровень лексического запаса.

6.Мелкая моторика

Мелкая моторика нарушена из-за парализации рук.

7.Графические навыки

Графические навыки развиты слабо. Пишет плохо, буквы неровные, не делает соединения.

8.Эмоционально-волевая сфера

Эмоционально-волевая сфера незрелая, часто возникают перепады настроения.

9.Работоспособность

Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении урока.

10.Отношение к учебной деятельности

Учебная мотивация сформирована. Принимает направляющую помощь взрослого. Навыками самообслуживания и трудовыми навыками владеет слабо. 



Индивудуальная коррекционно-развивающая программа

Направления коррекционно-развивающей работы

Содержание коррекционной работы на уроках

Ожидаемый результат

Развитие внимания

Заинтересовывать учащегося на каждом уроке, давать посильные задания, не требующие от него большого напряжения, часто не менять объекты внимания

Сфорирование устойчивости внимания

Развитие памяти

На каждом уроке работать над развитием памяти, учить приёмам запоминания и припоминания на практических примерах. При воспроизведении учебного материала не переутомлять нервную систему учащегося. Учитывать у ученика состояние охранительного торможения

Улучшение памяти

Развитие зрительного восприятия

Развивать обобщённость восприятия, давать ученику больше времени для восприятия учебного материала, учить избирательности восприятия на конкретном материале, активировать процесс восприятия и руководить им

Соотнести воспринимаемое качество с эталоном

Развитие мышления

Учить определять связи между частями предмета, анализировать предметы, сравнивать, выделять главное, учить устанавливать причинно-следственные связи, дослушивать инструкцию до конца.Учить критичности. Проводить коррекционные занятия по развитию мыслительных операций

Улучшение наглядно-образное и наглядно-действенное мышление

Развитие речи

На каждом уроке работать над развитием связной речи ученика, обогащать словарный запас, работать над понятийной и лексической стороной речи

Улучшение связной речи

Развитие мелкой моторики

На каждом уроке проводить пальчиковую гимнастику и массаж пальцев рук

Снижение усталости рук, развитие речи

Развитие графических навыков

Тренировать навыки письма, чистописания

Улучшение каллиграфии

Коррекция эмоционально-волевой сферы

Создавать устойчивый интерес к учебной деятельности, учитывать эмоциональное настроение учащегося на уроках, воспитывать волевые качества, не предъявлять непосильные требования к ученику, формирование способности переживать различные настроения

Усидчивость на занятиях

Повышение работоспособности

Создание оптимального режима обучение,чередование устных и письменных предметов,снижение нагрузки на занятиях, проведение динамических пауз

Повышение работоспособности

Источник

Муниципальное
бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа
VIII
вида»

Индивидуальный
образовательный маршрут воспитанника

  1. Ф.
    И. О. ребенка
    …………………..

  2. Дата
    рождения………………..
    .
    Класс
    6
    Программа
    VIII
    вида

  3. Организация
    коррекционно-развивающей работы,
    проведенной ранее:
    обучается
    в данной школе со второго полугодия 5
    класса (второй год).

  1. Особенности
    физического развития
    имеет
    статус «ребенок-инвалид»до июля
    2020года, состоит на «Д» учете у окулиста
    (сх.косоглазие), имеет подготовительную
    группу здоровья по физкультуре.

  1. Особенности
    психического развития

  1. Познавательная
    сфера: не усваивает программный материал
    по математике и трудовому обучению.
    Геометрический материал не усваивает.
    Испытывает трудности при разучивании
    новых упражнений, плохо ориентируется
    в пространстве. Предметы гуманитарного
    цикла девочка усваивает лучше: читает
    правильно, осознанно, целыми словами.
    Хорошо заучивает наизусть стихи.
    Самоконтроль низкий. Работоспособность
    и утомляемость средняя.

  2. Эмоционально-волевая
    сфера: не конфликтная, прислушивается
    к мнению учителя, не плаксива, может
    смеяться по минимальному поводу и без
    повода. Не может себя самостоятельно
    настроить на урок. Поручения и инструкции
    к действию от учителя выполняет.

  3. Поведенческая
    сфера: Очень низкая социальная
    ориентировка. Девочка забывает, где и
    что из вещей у неё находится.
    Не
    может самостоятельно следить за своим
    внешним видом, приводить в порядок
    прическу, соблюдать личную гигиену
    девушки. У девочки навязчивая привычка
    «из носа – в рот», и девочка этого не
    стесняется. Активно участвует в
    конкурсах.

  1. Инициатор
    индивидуального образовательного
    маршрута:

Читайте также:  Развитие ребенка 4 лет рисование

Администрация
образовательного учреждения (обоснование
– ИПР).

  1. Цель,
    задачи:
    социальная
    адаптация ребёнка с ОВЗ в обществе.

*
Формирование ЗУН по предметам с учётом
возможностей ребёнка;

*
коррекция ВПФ: развитие наглядно –
образного мышления и речи, формирование
зрительного и слухового восприятия,
тренировка процессов памяти.

*
корректировка программы по ПТО –
психологическая коррекция мотивации
к труду.

  1. Сроки
    2014
    -2015 учебный год.

  2. Формы
    взаимодействия с родителями:

  • Индивидуальные
    беседы и консультации: О
    необходимости обучения по индивидуальной
    программе по математике и ПТО; о
    необходимости формирования
    социально-бытовых навыков в семье и об
    особенностях воспитания ребенка-
    инвалида.

  • Открытые
    занятия;

  • Совместные
    занятия родителей и ребенка: Выполнение
    домашнего задания. Закрепление полученных
    знаний на уроках СБО в домашней
    обстановке.

  • Лабораторная
    работа с родителями;

  • Тематические
    родительские собрания: «Родителям
    о наказании детей»

  • Тренинги;

  • Другое
    _______________________________________________________

  1. Формы работы родителя с ребенком

№ п/п

Содержание

Сроки

1.

Ориентировка
во дворе дома

2014-2015
учебный год

2.

Формирование
гигиенических умений и навыков

2014-2015
учебный год

3.

Развитие
умения занять себя в отсутствии
взрослых

дома

2014-2015
учебный год

4

Умение
выполнять покупки в магазине

2014-2015
учебный год

  1. Круг
    специалистов

Специалист

Содержание

Сроки
/ результат

Педагог
– психолог

Учитель
– логопед

Занятия
по коррекции нарушений

письма
и чтения путём:


развития фонематических процессов;


развития навыков языкового анализа
и синтеза;


уточнения и расширения лексического
словаря;


развития грамматического строя речи;


развития связной речи, коммуникативных
навыков общения;


развития моторных функций.

2014-2015
учебный год

С
с сентября 2014г. года по май

2015г.

групповые

занятия
2 раза

в
неделю:

среда,
пятница.

26.12.2014г.-

динамика

положительная.

27.04.2015г.-

динамика

положительная.

Учитель-
дефектолог

Индивидуально
– коррекционные занятия по

развитию
ВПФ.

Коррекции
познавательной деятельности.

2014-2015
учебный год

Индивидуальная
форма работы дала положительные
результаты. Восполнение пробелов в
ЗУН – по математике имеет положительный
результат. Научилась решать задачи
на движение, освоила табличное умножение
и деление.

Учитель
ПТО («швейное дело»)


развитие ориентировочной и планирующей
деятельности;


развитие мелкой моторики, координации
движений;

-формирование
эмоционально-волевых качеств и
положительной мотивации к труду.


умение переносить рабочие приемы в
новые условия труда.

2014-2015
учебный год

Справилась
с программным материалом за 5 класс,
ликвидирована задолжность за 5 класс
на оценку «удовлетворительно».
Самостоятельные и практические работы
выполнила на «3».Небольшая положительная
динамика по всем показателям и критериям
коррекционно-развивающей деятельности.

-Ориентировочная
и планирующая деятельность на среднем
уровне;


мелкая моторика и координация движений
на среднем уровне;


умение переносить рабочие приемы в
новые условия труда на низком уровне

Учитель
математики


развитие учебных навыков;
– формирование элементарных
математических представлений, навыков
чтения, с учётом психофизиологических
особенностей обучающегося;

уточнение
и обогащениепредставлений
о себе и окружающем мире;
развитие
пространственно-временных представлений;
– повышение
уровня общего и речевого развития;-
формирование нравственных качеств;
– охранительный
режим жизнедеятельности.

Положительная
динамика. С контрольными работами за
5 класс справилась на «4» и «3». С
контрольными работами за 6 класс
справилась на «3».

Педагог
дополнительного

образования

Элементарные
навыки работы на ПК.

(«Смайлик»);

Знание
необходимых правил дорожного движения

«Дорожная
азбука»

Развитие
мелкой моторики рук («Творчество»)

2014-2015
учебный год

-Положительная
динамика при пользовании ПК

-Результаты
тестирования по ПДД: «средний уровень».

-Положительная
динамика

Социальный
педагог

Формирование
культуры поведения в социуме

Положительная
динамика

  1. Оценка
    результатов: «швейное дело»:
    незначительная
    положительная динамика.

  2. Рекомендации

  1. Для
    родителей: толерантное отношение к
    ребенку и создание положительного
    психологического микроклимата в семье.

  2. Для
    педагогов
    __________________________________________________________

  3. Для узких специалистов
    : учитель-логопед – продолжить работу
    по коррекции нарушений письма и чтения.

Зам. директора. по
УВР:

Учитель
ПТО:

Учитель
математики:

Учитель
– дефектолог:

Учитель
– логопед:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Комплексный подход к определению

индивидуального образовательного маршрута детей с нарушениями интеллекта на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида.

(из опыта работы учителя Н.К.Русских)

          Эпиграфом к своей работы я взяла замечательные слова, замечательного учёного, педагога, дефектолога Л.С. Выготского:

«Мы не навязываем детям знаний, не навязываем и работ.

Мы основываемся на проявившемся у ребенка интересе,

расширяем, углубляем этот интерес и от него ведем

ребенка дальше к смежным областям знаний…»

          Эти слова не утратили свой актуальности и сегодня. 2013-2014 учебный год запустил в действие  новый Закон об образовании, который определяет целую веху развития и изменения практической педагогики. В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития.  Сегодня школа ориентирована  на признание для общества равной ценности всех учеников. А  различия между учениками рассматриваются как ресурсы, способствующие  образовательному процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать. Это обстоятельство касается и учеников с ограниченными возможностями здоровья, в частности,  детей с той или иной степенью умственной отсталости.  Сегодня мы говорим не только об  учёте индивидуальных особенностей, но и об определении индивидуального образовательного маршрута для таких учащихся – как основного условия успешности рёбёнка в образовательном процессе.  

   Что же такое «индивидуальный образовательный маршрут»? Из всех возможных определений этого понятия я выбрала для себя следующее:

Читайте также:  Ш бюллер психическому развитию ребенка

«Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации». На мой взгляд, это определение наиболее чётко показывает способ осуществления индивидуализации в условиях новой парадигмы, которая относится в первую очередь к деятельности ученика.

     В такой реальности одним  из ключевых  требований к педагогу, наряду со знанием предметных методик, является   владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация, анализ результатов). Это поможет перестройке методической работы учителя в  обеспечении личностно-ориентированного обучения.

Получается определённый алгоритм:

«Если у меня ТАКИЕ ученики,

                                                     ТАКИЕ цели,

                                                     ТАКИЕ ресурсы,

   то имеет смысл делать ТАК…»

    В своём опыте работы я могу выделить два основных  направления в планировании  индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ):

1 Нормативное: ИОМ  в рамках освоения образовательной  программы по математике.

2.Управленческое:  ИОМ на основе изучения индивидуальных стилей учебной деятельности (по методическим рекомендациям Галеевой Н.Л., Гостимской Г.Ю.  «Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе» и рекомендациях психологов).

1. Нормативное: ИОМ  в рамках освоения образовательной  программы по математике.

Для того чтобы планомерно управлять учебными действиями ученика, учителю необходимы знания об индивидуальных особенностях ученика. Такие знания позволят не только увидеть стартовые возможности школьника, но и грамотно выстроить индивидуальный образовательный маршрут каждого ученика или группы детей со сходными проблемами в обучении.

Интегральная характеристика познавательной сферы ученика:

На схеме обучаемость будет выглядеть как площадь замкнутой фигуры АБВГДЕЖ.

Можно показать, что такая схема «работает» и в динамике: если будет расти показатель по любому из  выделенных параметров то общая площадь фигуры будет увеличиваться. В переводе на язык дидактики: « Если развивается и растёт любой из параметров личностной сферы  ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей – его обучаемость».

    В основе планирования ИОМ в рамках освоения образовательной программы по математике в специальных коррекционных классах VIII вида лежит классическая классификация по системе Певзнер М.С. Эта классификация  предусматривается и в новом проекте ФГОС для коррекционных школ.

    Практическое использование данной классификации в моей работе нашло отражение в организации обучения по технологии разноуровневой дифференциации. Разведение программного материала по уровням усвоения  заложено в рабочих программах и тематическом планировании.

В практической деятельности  это выглядит так:

ПРИМЕР:

6  класс

2  тема по программе:          Преобразование обыкновенных дробей –  11 часов.

Учащиеся должны уметь: 

1 группа  

–  читать, записывать, составлять, сравнивать обыкновенные дроби и смешанные числа;    

–  преобразовывать обыкновенные дроби: сокращать дроби, заменять неправильную дробь смешанным числом, записывать обыкновенную дробь в более мелких долях;

–  зрительно анализировать дробь и самостоятельно выбирать способ ее преобразования.  

2 группа

–  читать, записывать, сравнивать обыкновенные дроби и смешанные числа;  

–  преобразовывать обыкновенные дроби по изучаемым алгоритмам;      

–  выбирать способ преобразования по опорной таблице.  

3 группа  

–  читать, записывать, сравнивать по числителю обыкновенные дроби, сравнивать смешанные числа по целой части;

–  преобразовывать обыкновенные   дроби под контролем учителя.  

3 тема по программе:    Решение задач на нахождение одной или нескольких частей от      числа     –  9     часов.    

Учащиеся должны уметь: 

1 группа  

–  самостоятельно находить одну или несколько частей предмета, числа в практических заданиях.

2 группа

–  находить одну или несколько частей предмета, числа;

–  пользоваться опорной схемой;

– находить область  применения правила в практических заданиях.  

3 группа

–  находить одну часть числа (в случаях с небольшими числами);  

–  записывать пример для нахождения нескольких частей числа.

        В приведённом примере видно, что работа 2 группы – это базовый уровень. Детей 2 группы у нас большинство. В последние годы значительно увеличилось число детей  3 группы и появились дети 4 группы (невыраженная степень имбецильности или грубые нарушения интеллекта).

    Именно с  такими  детьми работать сложнее всего. Их необходимо включать в учебную деятельность на уроке на индивидуальном  уровне, по индивидуальному образовательному маршруту.  Раньше считалось, что  такие дети необучаемы. В свете современных подходов такие дети тоже  имеют право на получение образования. А это уже инклюзивное решение проблемы  в системе коррекционного образования.

     Технологическим средством реализации индивидуального образовательного маршрута является индивидуальная образовательная программа.

    Для детей  с грубыми нарушениями интеллекта (IV группа) мною  разработана специальная образовательная программа – «Обучение детей с грубыми нарушениями интеллекта (IV группа) основам математических знаний в коррекционной школе VIII вида».

       Моя программа прошла процедуру добровольной сертификации на установление соответствия  методическим, педагогическим, эргономическим требованиям в сфере общего образования,  имеет сертификат соответствия.

     В  программе учтены  специальные  требования:

–   обеспечение реализации права учащегося и его законных представителей на выбор темпа достижения личностно-значимого результата;

– направления деятельности (базовый компонент содержания выполняет функцию формирующего механизма самообразования и самореализации ученика через комплекс основных видов деятельности);

– возможность адаптации программы к меняющимся запросам;

– наличие «индивидуальной и коррекционно-развивающей составляющей», целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающих успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности ученика;

– ориентация учебно-воспитательного процесса на продуктивность, коррекцию и развитие индивидуальных особенностей учащихся.

    Таким образом, я могу сделать вывод, что программа соответствует  принципам инклюзивного образования, что актуально в современных условиях.

    Программа хорошо зарекомендовала себя в работе с группой детей, имеющих сходные проблемы в обучении. В практической деятельности часто встречаются случаи, когда требуется индивидуальная образовательная программа для конкретного ученика (синдром Дауна, аутизм, грубые нарушения интеллектуального развития). В этих случаях ИОМ строится строго на основании и рекомендациях специалистов ПМПК. Программный материал в этом случае имеет значительный коррекционно-развивающий, компенсирующий потенциал.

Читайте также:  Развитие ребенка в материнской утробе

      Кроме основных (нормативных) ИОМ в практике постоянно присутствуют МИНИ-ИОМы. Я получаю информацию об уровне обученности и развития ученика на каждом уроке. При проверке и анализе результатов самостоятельных, контрольных, тестовых работ, методом педагогического наблюдения.

  Так или иначе, эта информация анализируется. И, соответственно, намечается индивидуальный образовательный  маршрут для конкретного ребёнка на определённый небольшой промежуток деятельности. Проводится работа над ошибками, обобщающие уроки, уроки – смотры знаний, дополнительные занятия, индивидуальное консультирование. Цель здесь одна – обеспечить ученику педагогическую поддержку в его развитии и становлении его личности, коррекцию недостатков развития. Я использую диагностические таблицы и составляю план работы по коррекции выявленных недостатков.

Индивидуальная карта учёта результатов обучения

ФИ ученика  

Класс                                                             Учебный год

    Сроки     диагностики

Элемент стандарта

       1 четверть

2 четверть

Итоги

выводы

Входная

Срез

к/работа

к/работа

наблюден

итоговая

к/работа

к/работа

наблюден

итоговая

наблюден

итоговая

итоговая

срез

наблюдение

к/ работа

тест

С /работа

к/работа

итоговая

1

Владение матем терминологией

2

Навыки устного счёта

  • Умножение
  • Деление
  • Сложение
  • Вычитание

3

Решение уравнений

  • Выбор правила
  • Способ проверки

4

Сравнение чисел

  • Целых
  • Дробных
  • Чисел, ППИ

5

Решение задач

  • Анализ условия
  • Планирование хода решения
  • Выбор действия
  • Формулировка вопросов и ответов
  • Общая оценка решения

6

Вычислительные навыки

  • Умножение
  • Деление
  • Сложение
  • Вычитание

7

Действия с числами,ППИ

  • Преобразование
  • Арифмет действия

8

Действия с дробями

  • Преобразование
  • Арифметические действия

ПЛАН РАБОТЫ   УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ  ПО КОРРЕКЦИИ    ЗУН   И  ЛИКВИДАЦИИ  ИМЕЮЩИХСЯ ПРОБЕЛОВ

ФИ ученика,

нуждающегося

в коррекции

Элементы стандарта, которые

 необходимо корректировать

 или сформировать

Формы работы

(по каждому из элементов

стандарта)

Общие выводы и заключение

     Такой подход к планированию индивидуального образовательного маршрута характерен, в основном, для детей базового уровня (2 группа).

     В моей практике встречаются дети, легко усваивающие основной программный материал, имеющие более сохранные познавательные процессы. Для них ИОМ включает в себя блок заданий повышенного уровня сложности, проектные задачи, несложные проекты тематического исследовательского характера, логические задачи, задания, требующие умения работать с информацией. ИОМ для таких детей отличается и формами организации учебной деятельности, выбором технологий и методов обучения. Главная задача  индивидуализации в работе с такими детьми – компенсация имеющихся дефектов развития, возможное приближение к норме.

      Главным в работе по определению индивидуальных образовательных маршрутов является  учёт  личностных ресурсов детей на основе рекомендаций ПМПК и педагогического наблюдения. Получается алгоритм деятельности, который включает в себя следующие действия:

1. Анализ рекомендаций ПМПК на каждого ребёнка.

2.Определение групп детей со сходными рекомендациями .

3.Составление индивидуального маршрута развития.

4.Распределение обучающихся по группам внутри  класса.

5.Планирование  индивидуальных и групповых коррекционных занятий в рамках урока и внеурочной деятельности.

6. Корректировка   ИОМ.  

      Второе направление деятельности в планировании ИОМ – это  правильное, грамотное использование ресурсов личности ребёнка или определение ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИСУД)  ученика. Это соответствует принципу природосообразности учебного процесса, новой парадигме нашего образования. Хороший рабочий материал я нашла в методических  рекомендациях Галеевой Н.Л., Гостимской Г.Ю.  «Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе» (М.: 5зазнания, 2008) и  в практических  рекомендациях психологов. Данные разработки подходят и для  умственно-отсталых детей.

     Определение индивидуального стиля учебной деятельности ученика даёт возможность  использовать  этот ресурс в интересах самого ученика. А для меня, как учителя, расширяет возможность творческого подхода в планировании деятельности, снимает эмоциональное напряжение на уроке, сглаживает уровень негативизма у учащихся, снижает факторы личного  эмоционального выгорания. Практические ситуации на уроке не раз доказали, что учёт в планировании деятельности  индивидуальных психологических особенностей ребёнка даёт только положительные эффекты.

   Составляющие ИСУД ученика:

1.  Модальность (аудиал, визуал, кинестетик)
2. Функциональное доминирование полушарий мозга – доминирует левое полушарие или правое полушарие.

 3. Особенности развития познавательных процессов.

4. Особенности темперамента.

     Индивидуальные стили учебной деятельности  можно определить по предлагаемым  диагностикам. Но, для учителя-стажиста, не хуже работает метод педагогического наблюдения. Главное – иметь определённый уровень знаний по психологии и желание использовать это в своей работе. Зная особенности восприятия, мыслительных процессов, особенности обработки поступающей информации, уровень внимания ребёнка можно наиболее рационально выбрать формы и приёмы обучения, способы подачи учебного материала, организовать учебную деятельность в наиболее приемлемом для ученика формате. Как показывает мой опыт, все эти подходы очень трудно совместить в традиционной классно-урочной организации учебного процесса.        

      Приходится сталкиваться с непониманием администрации школы, почему дети находятся в постоянном перемещении по классу во время урока, выполняют разные задания, по -разному оцениваются, а учитель находится как бы не в руководящей роли учебного процесса. Но это далеко не так. Я не отрицаю классических схем в организации урока, подаче учебного материала. Всё это я активно и, по возможности, творчески применяю в своей работе. На мой взгляд, современный учитель должен быть не просто урокодателем.    Труд современного педагога должен сочетать в себе  дополнительные профессиональные умения, управленческие технологии,  хорошее знание основ психологии, понимание проблем ребёнка и учёт его личностных ресурсов. Всем нам необходима мобильность в поиске оптимальных форм, методов, технологий деятельности, умение  переучиваться и перестраиваться  под современные требования и насущные  проблемы. Смелость в принятии решений, активность,   целеустремлённость в достижении  запланированных целей и результатов.  А ещё личная  профессиональная и человеческая позиция взаимодействия  в системе «учитель + ученик».

       В своей работе  я  стараюсь сочетать  традиционное и инновационное, использую новые знания, стремлюсь  развивать профессиональные компетенции  и достичь высокого уровня профессионализма.

        А ещё я хочу,   «чтоб наши ребятишки, девчонки и мальчишки выросли хорошими людьми». И это во многом зависит от меня.

Информационные ресурсы:

  • https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/formirovanie-sotsialnykh-navykov-na-osnove-proektirovaniya 
  • https://worldteacher.ru/1418-245.html 
  • https://www.ug.ru/archive/36019
  • https://festival.1september.ru/articles/580552/ 
  • Галеева Н.Л, Гостимская Е.С., Сто приёмов учебного успеха ученика  на уроках в начальной школе.; М.: 5зазнания, 2008.
  • Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. – М., “Педагогический поиск”, 2002.

Источник