Индивидуальный маршрут развития ребенка в начальной школе пример

Индивидуальный образовательный маршрут

«Создание исследовательского проекта»

обучающегося 4 Б класса

Рамазанова Тимура Робертовича

на 2019-2020 учебный год

Пояснительная записка.

Индивидуальный образовательный маршрут реализуется с целью осуществления принципа индивидуального подхода по организации учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающегося, что позволяет создать оптимальные условия для реализации его потенциальных возможностей.

Нормативным-правовым основанием реализации индивидуального образовательного маршрута является:

– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

– Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» – 2020;

– Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

– Государственная программа «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2020 годы»;

– Программа «Развитие образование города Нижневартовска на 2015-2020 гг.»;

– Программа развития МБОУ «Средняя школа № 12 «Школа социализации и самоопределения обучающихся».

Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту основана на следующих принципах:

– преемственности рабочей учебной программы с программами внеурочной деятельности, дополнительного образования, научного общества учащихся, позволяющих реализовывать образовательные потребности обучающего в совместной деятельности с его родителями;

– развивающего и воспитывающего характера обучения, направленный на всестороннее развитие личности и индивидуальности ребенка;

 – научности содержания и методов учебного процесса, отражающего взаимосвязь с современным научным знанием;

– систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта, деятельности;

– сознательности, творческой активности и самостоятельности обучающегося при руководстве учителя;

 – связи обучения с жизнью;

– рационального сочетания индивидуальной и коллективной форм и способов деятельности обучающегося.

В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение обучающегося в выборе направления, темы, времени реализации проекта.

Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии(пути) движения обучающегося к поставленной цели и достижение планируемого результата.

Смысл включения ребенка в проектную деятельность состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности.

Цель: создать условия для творческой самореализации, приобщение к исследовательской деятельности в различных областях науки, техники, культуры обучающего ся 4бкласса Рамазанова Тимура

Задачи:

1. Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося.

2. Развивать навыки исследовательской деятельности обучающегося.

3. Совершенствовать интеллектуальный, творческий потенциал и лидерские качества обучающегося.

4. Формировать внутреннюю мотивацию обучающегося для достижения более высоких результатов в учебной и внеурочной деятельности.

5. Поддержка детской одаренности, стимулирование творческой активности обучающегося.

Индивидуальный образовательный маршрут на 2019-2020 учебный год.

№ п/п

Тематическое содержание

Часы

Цель

Способ выполнения

Предполагаемый результат

1.

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения

1

Формирование   способности к саморефлексии, анализу

Беседа, анкетирование

Определен круг интересов обучающегося

2.

Проблема. Решение проблемы

2

Научить видеть проблему, анализировать ситуацию

Работа с педагогом

Сформулирована проблема, требующая решения, сформировано понятие необходимости решения проблемы в ходе проектной деятельности

3.

Тема проекта

1

Формулирование умений выбора темы. Развитие информационной компетенции

Самостоятельная работа по выбору темы, согласование с педагогом

Работа с информацией в различных источниках (словарях, справочниках, сети Интернет), сформулирована тема проекта

4.

Актуальность темы проекта

1

Формирование умения находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе

Работа с педагогом

Определена и сформулирована актуальность проекта

5.

Выработка гипотезы – предположения, определение объекта и предмета исследования

2

Формирование умений высказывать предположения о неизвестном, формулировать понятия

Работа с педагогом

Определены и сформулированы понятия «гипотеза», «объект», «предмет»

6.

Цель, задачи проекта

2

Формировать умение проектировать цели, ставить и решать познавательные задачи в конкретной ситуации

Самостоятельная работа, консультация с педагогом

Сформулированы цели, задачи проекта по поведению исследования

7.

Этапы работы над проектом, план реализации проекта

2

Формирование умений планирования достижения цели, поиска способа решения проблемы (способа действия)

Работа с педагогом

Изучен алгоритм работы над проектом, разработан план реализации проекта по проведению исследования, отобраны средства работы над проектом

8.

Сбор и обработка информации для проекта

2

Развитие умений интерпретировать и обобщать информацию, принимать решение, делать обоснованный выбор, отбирать нужную информацию и способы действий

Самостоятельное изучение, работа в группе, консультация с педагогом, родителями

Изучены методы сбора информации, собран и описан теоретический материал по теме исследования

9.

Создание продукта проекта

2

Овладение средствами и практическими способами воплощения собственных замыслов

Самостоятельная практическая работа, консультация с педагогом, родителями

Создан и описан продукт проекта

10.

Отбор информации для публичной презентации проекта

1

Формирование умений обобщать, анализировать, отбирать необходимую информацию, формирование информационной компетентности

Самостоятельная практическая работа, консультация с педагогом, родителями

Подготовлен текст защиты проекта, слайдовая презентация

11.

Публичная презентация проекта

1

Формирование умений публичной презентации результатов своей деятельности, формирование умений рекламировать продукт проекта и свои достижения

Индивидуальная публичная защита проекта

Проект представлен в классе, на школьной научно-практической конференции «Шаг в науку», городском фестивале ученических проектов «Грани познания». Проект получил публичное одобрение

Итого часов

17

Читайте также:  Задержка психоречевого развития у ребенка инвалидность

Работа по индивидуальному образовательному маршруту способствовала развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающейся, позволила Рамазанову Тимуру достичь отличных успехов в учебной деятельности-награждена похвальной грамотой за отличные успехи в учёбе. В 2019-2020 учебном году Тимур  создал  исследовательский проект по окружающему миру «Храмы мира», и занял  1 место на школьной научно-практической конференции «Шаг в науку».

        У Рамазанова Тимура определены по результатам диагностики психолога:

– высокие учебные способности;

– высокий уровень мотивации к учению;

– низкий уровень тревожности.

        По результатам педагогической диагностики учителя Рамазанов Тимур имеет:

– высокие учебные способности;

– в классе позицию «лидер»;

– высокую мотивацию к учебным достижениям;

        Тимур характеризуется как ответственный ученик, быстро включается в учебную деятельность, способна выполнять дело до его логичного завершения.

В 2019-2030 учебном году Рамазанов Тимур достиг  высоких результатов в учебной и внеурочной деятельности:

Учебный

год

Мероприятие

класс

Уровень

участия

Результаты

2019 2020

Международный предметный чемпионат по русскому языку и языкознанию

4 класс

муниципальный

1 место  по школе

2019 2020

Научно-практическая конференции «Шаг в науку»

4 класс

школьный

1 место

2018 2019

Олимпиада по окружающему миру

3 класс

школьный

1 место

2018 2019

Олимпиада по окружающему миру

3 класс

муниципальный

участие

2018 2019

Международная математическая конкурс-игра «Кенгуру»

3 класс

международный

1 место в школе

Используемая литература:

1. Абатурова В.В.  О системе работы с одаренными школьниками в России / В. В. Абатурова // Профильная школа. – 2010. – № 3. – С. 10-13.

2. Азаров Ю.   Сверхзадача и развитие таланта / Ю. Азаров // Воспитание школьников. – 2004. – № 1. – С. 45.3.  

3.  Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований / Ю. Азаров // Воспитание школьников. – 2009. – № 1. – С. 25-30

4.     Бабушкина О.В. Использование открытых образовательных технологий в рамках реализации программы “Одаренные дети” / О. В. Бабушкина // Завуч. – 2010. – № 8. – С. 11

5. Лазарев В.С. Рекомендации для учителей по формированию практических и познавательных умений учащихся в проектной деятельности / В.С. Лазарев. –  Сургут, РИО СурГПУ, 2014. – 40 с.

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя  школа № 30

с углубленным изучением отдельных предметов»

Карта индивидуального образовательного маршрута  учащегося 4 класса

«ФИО ученика»

Срок реализации 2018-2019 учебный год

Классный руководитель Воробьева Д.Р.

Данный ИОМ составлен для обучающегося 4 класса имеющего высокий уровень мотивации к обучению, но на фоне низкого уровня самооценки и большого пропуска уроков из-за слабого здоровья.

Цель: создание образовательной среды, стимулирующей познавательную деятельность учащегося, способствующей личностному развитию и самореализации..

Задачи: компенсация трудностей в обучении учащегося с пониженной самооценкой;

  • дальнейшее успешное освоение программного материала;
  • поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;
  • углубить знания по окружающему миру, предоставить возможности для экспериментальной и исследовательской деятельности;
  • обеспечить участие в олимпиадах и конкурсах по математике, русскому языку, окружающему миру;
  • формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации личности.
Читайте также:  Двухлетний ребенок отстает в развитии

Этапы реализации

этап

сроки

направления

результаты

I .Диагностический

Цель –

углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Задачи: – Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития, эмоционального состояния.

Сентябрь-октябрь

1. Входная диагностика

2. исследования эмоционально-личностной сферы

3. диагностика межличностных отношений

4. диагностика психологического здоровья

Создание:

«Интеллектуального портрета ученика»,

«Карты способностей и интересов»

– банка творческих способностей ученика;

– банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

– рекомендаций по работе с учеником;

– портфолио

II. Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута

октябрь

1.прогнозирование;

2.проектирование;

3.конструирование;

Создание:

– индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»

– «Я составляю программу образовательной деятельности»

– индивидуальный образовательный маршрут – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа

1).Разработка программы проектной деятельности второй половины дня

Выбор проектов, согласование расписания, целей, форм и способов деятельности, критериев оценки результата: кружки, проектная деятельность, экскурсии

2).Разработка программы здоровьесбережения

1. консультации со специалистами, значимыми взрослыми.

2. выбор форм и расписания спортивных занятий, определение спортивной нагрузки

составление программы здоровьесбережения;

3).Интеграция с другими специалистами

в течение

года

1. Индивидуальные консультации учащегося и его родителей

2. Организация участия учащегося в конкурсах, олимпиадах различного уровня

3. Организация различных типов занятий: экскурсии, практические работы, тренинги, мозговые штурмы, исследования

4.Создание системы стимулов и поощрений

Проведение школьных предметных олимпиад, конференций, творческих и исследовательских конкурсов

III.Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника.Итоговая диагностика. Рефлексия и оценка

апрель-май

показ достижений, персональная выставка, презентация – портфолио достижений, бенефис, творческий отчет, концерт, участие в олимпиадах, международных конкурсах , тесты, зачётная работа

Планируемый результат реализации программы

  1. Воспитание личности

  • здоровой духовно-нравственно и социально;
  • способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности;
  • владеющей средствами и способами исследовательского труда;
  • способной осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;
  • обладающей разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
  • руководствующейся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающей и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

2. Успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном общим учебным планом.

3. Овладение навыками самостоятельной работы.

4. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке.

Круг методов и технологий образовательной деятельности

Качество личности

 Характеристика качества личности

 Методы и формы

1.Любопытство – любознательность – познавательная потребность

Любопытство характерно для каждого ребенка младшего школьного возраста. Любознательность – признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Младшим школьникам в большей степени, чем старшеклассникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.

Исследовательская деятельность. Защита

Проектов на детских научно-практических конференциях. Работа в группах, парах.

2.Сверхчувствительность к проблеме

Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.

Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания.

3.Склонность к задачам дивергентного типа

Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Оно характеризуется тем, что психологи называют беглостью восприятия (то есть способностью генерировать несколько идей), гибкостью (то есть способностью переходить на другую точку зрения) и оригинальностью (то есть способностью вырабатывать нетривиальные идеи).

Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

4.Оригинальность мышления

Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а так же способность разрабатывать существующие идеи, что особенно ценится в художественном творчестве.

Работа по разработке новых идей или уже существующих.

5.Высокая концентрация внимания

Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в задачу, во-вторых, — в возможности успешной настройки на восприятие информации, относящейся к выбранной цели даже при наличии помех. С концентрацией внимания

связана и такая отличительная черта одаренных, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям

Сложные и сравнительно долговременные задания.

6.Отличная память

Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко выражается в склонности к коллекционированию.

Задания на развитие памяти, внимания и мышления.

7.Способность к оценке

Производное критического мышления.

Задание по анализу своей и чужой деятельности.

8.Широта интересов. Самообразование.

Работа в библиотеке. Целенаправленная подготовка к самореализации в различных конкурсах (тьюторство, тренерство)

Индивидуальная подготовка к очным и заочным олимпиадам

Читайте также:  Протокол обследования и развития ребенка

Индивидуальный образовательный план

1. КТО Я? КАКОЙ Я? (Мое представление о себе )

Дата рождения

Любимое занятие в свободное

время

Мой любимый учебный предмет

Мои учебные достижения

Мои сильные стороны

Мои слабые стороны

Мои увлечения

Чем отличаюсь от своих сверстников

Что умею делать хорошо

Сфера профессиональных  интересов

Сфера моих жизненных интересов (какое место хочу занять в

обществе)

Что мне в себе нравится

Что мне в себе не нравится

На кого хочу быть похожим (-ей)

2. Мои цели и задачи

2.1 Мои перспективные жизненные цели

1) Кем хочу стать, какую получитьпрофессию

2) Каким (-ой) хочу стать (перечисляются качества, которые

бы хотел иметь ученик как член общества, как труженик,

гражданин, семьянин)

2.2 Ближайшие цели, задачи, что надо развивать в себе в первую очередь

1) Что хочу узнать о себе (задачи

на самопознание)

2) Задачи в обучении

– По каким предметам повысить

свои достижения

ПРИМЕРНЫЙ индивидуальный  маршрут обучения (ВОЗМОЖНА корректировка)

на 2018-2019 учебный год

Учебный

элемент

Тема направления занятий

ФИО учителя

Кол-во

часов

Форма

отчета

Подпись

преподавателей

УЭ 1

1. Действия с многозначными числами (сложение, вычитание)

4

тестирование

УЭ

УЭ 2

2.Деление многозначного числа на многозначное

5

Работа в парах, в группе

УЭ 3

3.Умножение многозначного числа на многозначное

4

Проверочная работа

ПГ

УЭ 4

4. Действия с именованными числами

3

Олимпиада

УЭ 5

5. Решение задач на движение

4

Самостоятельное задание по карточке

УЭ 6

6. Решение уравнений

4

Проверочная работа

Английский язык

УЭ 1

5.Употребление глаголов настоящего времени в английском языке.

4

Концерт-экспромт

УЭ 2

6.Употребление глаголов прошедшего времени в английском языке

4

Кроссворд

УЭ 3

УЭ 7

7.Составление тематического рассказа на английском языке по серии сюжетных картин

4

Итого

28

Кл. рук-ль: ______________/___________ /

Ученик: ________________/____________/

Родитель: _________________/___________/

Примерное расписание внеурочной деятельности учащегося  на неделю

Дни недели

В школе

(название кружка, время проведения

руководитель

Вне школы

(название кружка, время проведения

Учреждение

ФИО Руководителя

Понедельник

Занимательная  грамматика

13.20 – 14.00ч

Вторник

РОБОТОТЕХНИКА

13.20 – 14.00ч

Среда

Веселая   математика

13.20 – 14.00ч

Четверг

Спортивное оиентирование 13.20-14.00 – 1группа

Проектная деятельность

13.20-14.00ч – 2 группа

Пятница

Шахматы

13.20 – 14.00ч

Спортивное ориентирование

14.20- 15.00ч

Суббота

Примерные вопросы для формирования навыков самоанализа:

  1. Какие цели я ставил перед собой в начале года?
  2. Какие действия я спланировал для достижения поставленных целей?
  3. Удалось ли мне реализовать задуманное?
  4. Чему научился? Что необходимо ещё сделать?

Мониторинг качества выполнения ИОМ

Критерии

Показатели

Конечный показатель прогрессивного развития

Соответствие образовательным стандартам

Результаты итоговой и текущей аттестации.

Успеваемость.

Участие в интеллектуальных марафонах, предметных олимпиадах, конкурсах и т.п.

Результаты стабильные, или растут

Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса

Динамика удовлетворенности учащихся, родителей.

Рост удовлетворенности

Рост достижений

Динамика достижений ученика

Положительная динамика, ярко выражен рост личностных достижений (портфолио).

Прогнозируемый результат

Фактический результат

Примечание

Мониторинг осуществляется на уровне работы учителя-предметника.

Ключевые способы диагностики:

Контрольная деятельность зам. директора по УВР (в части планирования работы и реализации мероприятий), взаимооценка (экспертиза) деятельности учителей-предметников (каждый представляет и описывает результаты своей работы за год, педагоги-предметники, которые работают в классе, корректируют), самооценка деятельности учеником и учителем.

Систематическая диагностика удовлетворенности родителей и школьника количеством и качеством проводимых занятий.

Учитель: ___________________________

Ученик: ____________________________

Родители (законные представители): _______________________________

Источник