Индивидуальный маршрут развития ребенка в начальной школе пример
Индивидуальный образовательный маршрут
«Создание исследовательского проекта»
обучающегося 4 Б класса
Рамазанова Тимура Робертовича
на 2019-2020 учебный год
Пояснительная записка.
Индивидуальный образовательный маршрут реализуется с целью осуществления принципа индивидуального подхода по организации учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающегося, что позволяет создать оптимальные условия для реализации его потенциальных возможностей.
Нормативным-правовым основанием реализации индивидуального образовательного маршрута является:
– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
– Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» – 2020;
– Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
– Государственная программа «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2020 годы»;
– Программа «Развитие образование города Нижневартовска на 2015-2020 гг.»;
– Программа развития МБОУ «Средняя школа № 12 «Школа социализации и самоопределения обучающихся».
Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту основана на следующих принципах:
– преемственности рабочей учебной программы с программами внеурочной деятельности, дополнительного образования, научного общества учащихся, позволяющих реализовывать образовательные потребности обучающего в совместной деятельности с его родителями;
– развивающего и воспитывающего характера обучения, направленный на всестороннее развитие личности и индивидуальности ребенка;
– научности содержания и методов учебного процесса, отражающего взаимосвязь с современным научным знанием;
– систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта, деятельности;
– сознательности, творческой активности и самостоятельности обучающегося при руководстве учителя;
– связи обучения с жизнью;
– рационального сочетания индивидуальной и коллективной форм и способов деятельности обучающегося.
В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение обучающегося в выборе направления, темы, времени реализации проекта.
Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии(пути) движения обучающегося к поставленной цели и достижение планируемого результата.
Смысл включения ребенка в проектную деятельность состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности.
Цель: создать условия для творческой самореализации, приобщение к исследовательской деятельности в различных областях науки, техники, культуры обучающего ся 4бкласса Рамазанова Тимура
Задачи:
1. Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося.
2. Развивать навыки исследовательской деятельности обучающегося.
3. Совершенствовать интеллектуальный, творческий потенциал и лидерские качества обучающегося.
4. Формировать внутреннюю мотивацию обучающегося для достижения более высоких результатов в учебной и внеурочной деятельности.
5. Поддержка детской одаренности, стимулирование творческой активности обучающегося.
Индивидуальный образовательный маршрут на 2019-2020 учебный год.
№ п/п | Тематическое содержание | Часы | Цель | Способ выполнения | Предполагаемый результат |
1. | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | 1 | Формирование способности к саморефлексии, анализу | Беседа, анкетирование | Определен круг интересов обучающегося |
2. | Проблема. Решение проблемы | 2 | Научить видеть проблему, анализировать ситуацию | Работа с педагогом | Сформулирована проблема, требующая решения, сформировано понятие необходимости решения проблемы в ходе проектной деятельности |
3. | Тема проекта | 1 | Формулирование умений выбора темы. Развитие информационной компетенции | Самостоятельная работа по выбору темы, согласование с педагогом | Работа с информацией в различных источниках (словарях, справочниках, сети Интернет), сформулирована тема проекта |
4. | Актуальность темы проекта | 1 | Формирование умения находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе | Работа с педагогом | Определена и сформулирована актуальность проекта |
5. | Выработка гипотезы – предположения, определение объекта и предмета исследования | 2 | Формирование умений высказывать предположения о неизвестном, формулировать понятия | Работа с педагогом | Определены и сформулированы понятия «гипотеза», «объект», «предмет» |
6. | Цель, задачи проекта | 2 | Формировать умение проектировать цели, ставить и решать познавательные задачи в конкретной ситуации | Самостоятельная работа, консультация с педагогом | Сформулированы цели, задачи проекта по поведению исследования |
7. | Этапы работы над проектом, план реализации проекта | 2 | Формирование умений планирования достижения цели, поиска способа решения проблемы (способа действия) | Работа с педагогом | Изучен алгоритм работы над проектом, разработан план реализации проекта по проведению исследования, отобраны средства работы над проектом |
8. | Сбор и обработка информации для проекта | 2 | Развитие умений интерпретировать и обобщать информацию, принимать решение, делать обоснованный выбор, отбирать нужную информацию и способы действий | Самостоятельное изучение, работа в группе, консультация с педагогом, родителями | Изучены методы сбора информации, собран и описан теоретический материал по теме исследования |
9. | Создание продукта проекта | 2 | Овладение средствами и практическими способами воплощения собственных замыслов | Самостоятельная практическая работа, консультация с педагогом, родителями | Создан и описан продукт проекта |
10. | Отбор информации для публичной презентации проекта | 1 | Формирование умений обобщать, анализировать, отбирать необходимую информацию, формирование информационной компетентности | Самостоятельная практическая работа, консультация с педагогом, родителями | Подготовлен текст защиты проекта, слайдовая презентация |
11. | Публичная презентация проекта | 1 | Формирование умений публичной презентации результатов своей деятельности, формирование умений рекламировать продукт проекта и свои достижения | Индивидуальная публичная защита проекта | Проект представлен в классе, на школьной научно-практической конференции «Шаг в науку», городском фестивале ученических проектов «Грани познания». Проект получил публичное одобрение |
Итого часов | 17 |
Работа по индивидуальному образовательному маршруту способствовала развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающейся, позволила Рамазанову Тимуру достичь отличных успехов в учебной деятельности-награждена похвальной грамотой за отличные успехи в учёбе. В 2019-2020 учебном году Тимур создал исследовательский проект по окружающему миру «Храмы мира», и занял 1 место на школьной научно-практической конференции «Шаг в науку».
У Рамазанова Тимура определены по результатам диагностики психолога:
– высокие учебные способности;
– высокий уровень мотивации к учению;
– низкий уровень тревожности.
По результатам педагогической диагностики учителя Рамазанов Тимур имеет:
– высокие учебные способности;
– в классе позицию «лидер»;
– высокую мотивацию к учебным достижениям;
Тимур характеризуется как ответственный ученик, быстро включается в учебную деятельность, способна выполнять дело до его логичного завершения.
В 2019-2030 учебном году Рамазанов Тимур достиг высоких результатов в учебной и внеурочной деятельности:
Учебный год | Мероприятие | класс | Уровень участия | Результаты |
2019 2020 | Международный предметный чемпионат по русскому языку и языкознанию | 4 класс | муниципальный | 1 место по школе |
2019 2020 | Научно-практическая конференции «Шаг в науку» | 4 класс | школьный | 1 место |
2018 2019 | Олимпиада по окружающему миру | 3 класс | школьный | 1 место |
2018 2019 | Олимпиада по окружающему миру | 3 класс | муниципальный | участие |
2018 2019 | Международная математическая конкурс-игра «Кенгуру» | 3 класс | международный | 1 место в школе |
Используемая литература:
1. Абатурова В.В. О системе работы с одаренными школьниками в России / В. В. Абатурова // Профильная школа. – 2010. – № 3. – С. 10-13.
2. Азаров Ю. Сверхзадача и развитие таланта / Ю. Азаров // Воспитание школьников. – 2004. – № 1. – С. 45.3.
3. Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований / Ю. Азаров // Воспитание школьников. – 2009. – № 1. – С. 25-30
4. Бабушкина О.В. Использование открытых образовательных технологий в рамках реализации программы “Одаренные дети” / О. В. Бабушкина // Завуч. – 2010. – № 8. – С. 11
5. Лазарев В.С. Рекомендации для учителей по формированию практических и познавательных умений учащихся в проектной деятельности / В.С. Лазарев. – Сургут, РИО СурГПУ, 2014. – 40 с.
Источник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 30
с углубленным изучением отдельных предметов»
Карта индивидуального образовательного маршрута учащегося 4 класса
«ФИО ученика»
Срок реализации 2018-2019 учебный год
Классный руководитель Воробьева Д.Р.
Данный ИОМ составлен для обучающегося 4 класса имеющего высокий уровень мотивации к обучению, но на фоне низкого уровня самооценки и большого пропуска уроков из-за слабого здоровья.
Цель: создание образовательной среды, стимулирующей познавательную деятельность учащегося, способствующей личностному развитию и самореализации..
Задачи: компенсация трудностей в обучении учащегося с пониженной самооценкой;
- дальнейшее успешное освоение программного материала;
- поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;
- углубить знания по окружающему миру, предоставить возможности для экспериментальной и исследовательской деятельности;
- обеспечить участие в олимпиадах и конкурсах по математике, русскому языку, окружающему миру;
- формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации личности.
Этапы реализации
этап | сроки | направления | результаты |
I .Диагностический Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. Задачи: – Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития, эмоционального состояния. | Сентябрь-октябрь | 1. Входная диагностика 2. исследования эмоционально-личностной сферы 3. диагностика межличностных отношений 4. диагностика психологического здоровья | Создание: «Интеллектуального портрета ученика», «Карты способностей и интересов» – банка творческих способностей ученика; – банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов; – рекомендаций по работе с учеником; – портфолио |
II. Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута | октябрь | 1.прогнозирование; 2.проектирование; 3.конструирование; | Создание: – индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения» – «Я составляю программу образовательной деятельности» – индивидуальный образовательный маршрут – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа – |
1).Разработка программы проектной деятельности второй половины дня | Выбор проектов, согласование расписания, целей, форм и способов деятельности, критериев оценки результата: кружки, проектная деятельность, экскурсии | ||
2).Разработка программы здоровьесбережения | 1. консультации со специалистами, значимыми взрослыми. 2. выбор форм и расписания спортивных занятий, определение спортивной нагрузки | составление программы здоровьесбережения; | |
3).Интеграция с другими специалистами | в течение года | 1. Индивидуальные консультации учащегося и его родителей 2. Организация участия учащегося в конкурсах, олимпиадах различного уровня 3. Организация различных типов занятий: экскурсии, практические работы, тренинги, мозговые штурмы, исследования 4.Создание системы стимулов и поощрений | Проведение школьных предметных олимпиад, конференций, творческих и исследовательских конкурсов |
III.Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника.Итоговая диагностика. Рефлексия и оценка | апрель-май | показ достижений, персональная выставка, презентация – портфолио достижений, бенефис, творческий отчет, концерт, участие в олимпиадах, международных конкурсах , тесты, зачётная работа |
Планируемый результат реализации программы
1. Воспитание личности
- здоровой духовно-нравственно и социально;
- способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности;
- владеющей средствами и способами исследовательского труда;
- способной осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;
- обладающей разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
- руководствующейся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающей и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
2. Успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном общим учебным планом.
3. Овладение навыками самостоятельной работы.
4. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке.
Круг методов и технологий образовательной деятельности
Качество личности | Характеристика качества личности | Методы и формы |
1.Любопытство – любознательность – познавательная потребность | Любопытство характерно для каждого ребенка младшего школьного возраста. Любознательность – признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Младшим школьникам в большей степени, чем старшеклассникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. | Исследовательская деятельность. Защита Проектов на детских научно-практических конференциях. Работа в группах, парах. |
2.Сверхчувствительность к проблеме | Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. | Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания. |
3.Склонность к задачам дивергентного типа | Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Оно характеризуется тем, что психологи называют беглостью восприятия (то есть способностью генерировать несколько идей), гибкостью (то есть способностью переходить на другую точку зрения) и оригинальностью (то есть способностью вырабатывать нетривиальные идеи). | Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) |
4.Оригинальность мышления | Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а так же способность разрабатывать существующие идеи, что особенно ценится в художественном творчестве. | Работа по разработке новых идей или уже существующих. |
5.Высокая концентрация внимания | Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в задачу, во-вторых, — в возможности успешной настройки на восприятие информации, относящейся к выбранной цели даже при наличии помех. С концентрацией внимания связана и такая отличительная черта одаренных, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям | Сложные и сравнительно долговременные задания. |
6.Отличная память | Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко выражается в склонности к коллекционированию. | Задания на развитие памяти, внимания и мышления. |
7.Способность к оценке | Производное критического мышления. | Задание по анализу своей и чужой деятельности. |
8.Широта интересов. Самообразование. | Работа в библиотеке. Целенаправленная подготовка к самореализации в различных конкурсах (тьюторство, тренерство) | Индивидуальная подготовка к очным и заочным олимпиадам |
Индивидуальный образовательный план
1. КТО Я? КАКОЙ Я? (Мое представление о себе ) | ||
Дата рождения | ||
Любимое занятие в свободное время | ||
Мой любимый учебный предмет | ||
Мои учебные достижения | ||
Мои сильные стороны | ||
Мои слабые стороны | ||
Мои увлечения | ||
Чем отличаюсь от своих сверстников | ||
Что умею делать хорошо | ||
Сфера профессиональных интересов | ||
Сфера моих жизненных интересов (какое место хочу занять в обществе) | ||
Что мне в себе нравится Что мне в себе не нравится На кого хочу быть похожим (-ей) | ||
2. Мои цели и задачи | ||
2.1 Мои перспективные жизненные цели | ||
1) Кем хочу стать, какую получитьпрофессию | ||
2) Каким (-ой) хочу стать (перечисляются качества, которые бы хотел иметь ученик как член общества, как труженик, гражданин, семьянин) | ||
2.2 Ближайшие цели, задачи, что надо развивать в себе в первую очередь | ||
1) Что хочу узнать о себе (задачи на самопознание) | ||
2) Задачи в обучении | ||
– По каким предметам повысить свои достижения |
ПРИМЕРНЫЙ индивидуальный маршрут обучения (ВОЗМОЖНА корректировка)
на 2018-2019 учебный год
Учебный элемент | Тема направления занятий | ФИО учителя | Кол-во часов | Форма отчета | Подпись преподавателей |
УЭ 1 | 1. Действия с многозначными числами (сложение, вычитание) | 4 | тестирование | ||
УЭ УЭ 2 | 2.Деление многозначного числа на многозначное | 5 | Работа в парах, в группе | ||
УЭ 3 | 3.Умножение многозначного числа на многозначное | 4 | Проверочная работа | ||
ПГ УЭ 4 | 4. Действия с именованными числами | 3 | Олимпиада | ||
УЭ 5 | 5. Решение задач на движение | 4 | Самостоятельное задание по карточке | ||
УЭ 6 | 6. Решение уравнений | 4 | Проверочная работа | ||
Английский язык | |||||
УЭ 1 | 5.Употребление глаголов настоящего времени в английском языке. | 4 | Концерт-экспромт | ||
УЭ 2 | 6.Употребление глаголов прошедшего времени в английском языке | 4 | Кроссворд | ||
УЭ 3 УЭ 7 | 7.Составление тематического рассказа на английском языке по серии сюжетных картин | 4 | |||
Итого | 28 |
Кл. рук-ль: ______________/___________ /
Ученик: ________________/____________/
Родитель: _________________/___________/
Примерное расписание внеурочной деятельности учащегося на неделю
Дни недели | В школе (название кружка, время проведения | руководитель | Вне школы (название кружка, время проведения | Учреждение ФИО Руководителя |
Понедельник | Занимательная грамматика 13.20 – 14.00ч | |||
Вторник | РОБОТОТЕХНИКА 13.20 – 14.00ч | |||
Среда | Веселая математика 13.20 – 14.00ч | |||
Четверг | Спортивное оиентирование 13.20-14.00 – 1группа Проектная деятельность 13.20-14.00ч – 2 группа | |||
Пятница | Шахматы 13.20 – 14.00ч Спортивное ориентирование 14.20- 15.00ч | |||
Суббота |
Примерные вопросы для формирования навыков самоанализа:
- Какие цели я ставил перед собой в начале года?
- Какие действия я спланировал для достижения поставленных целей?
- Удалось ли мне реализовать задуманное?
- Чему научился? Что необходимо ещё сделать?
Мониторинг качества выполнения ИОМ
Критерии | Показатели | Конечный показатель прогрессивного развития |
Соответствие образовательным стандартам | Результаты итоговой и текущей аттестации. Успеваемость. Участие в интеллектуальных марафонах, предметных олимпиадах, конкурсах и т.п. | Результаты стабильные, или растут |
Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса | Динамика удовлетворенности учащихся, родителей. | Рост удовлетворенности |
Рост достижений | Динамика достижений ученика | Положительная динамика, ярко выражен рост личностных достижений (портфолио). |
Прогнозируемый результат | ||
Фактический результат | ||
Примечание |
Мониторинг осуществляется на уровне работы учителя-предметника.
Ключевые способы диагностики:
Контрольная деятельность зам. директора по УВР (в части планирования работы и реализации мероприятий), взаимооценка (экспертиза) деятельности учителей-предметников (каждый представляет и описывает результаты своей работы за год, педагоги-предметники, которые работают в классе, корректируют), самооценка деятельности учеником и учителем.
Систематическая диагностика удовлетворенности родителей и школьника количеством и качеством проводимых занятий.
Учитель: ___________________________
Ученик: ____________________________
Родители (законные представители): _______________________________
Источник