Индивидуальный маршрут развития ребенка в начальной школе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 30
с углубленным изучением отдельных предметов»
Карта индивидуального образовательного маршрута учащегося 4 класса
«ФИО ученика»
Срок реализации 2018-2019 учебный год
Классный руководитель Воробьева Д.Р.
Данный ИОМ составлен для обучающегося 4 класса имеющего высокий уровень мотивации к обучению, но на фоне низкого уровня самооценки и большого пропуска уроков из-за слабого здоровья.
Цель: создание образовательной среды, стимулирующей познавательную деятельность учащегося, способствующей личностному развитию и самореализации..
Задачи: компенсация трудностей в обучении учащегося с пониженной самооценкой;
- дальнейшее успешное освоение программного материала;
- поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;
- углубить знания по окружающему миру, предоставить возможности для экспериментальной и исследовательской деятельности;
- обеспечить участие в олимпиадах и конкурсах по математике, русскому языку, окружающему миру;
- формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации личности.
Этапы реализации
этап | сроки | направления | результаты |
I .Диагностический Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. Задачи: – Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития, эмоционального состояния. | Сентябрь-октябрь | 1. Входная диагностика 2. исследования эмоционально-личностной сферы 3. диагностика межличностных отношений 4. диагностика психологического здоровья | Создание: «Интеллектуального портрета ученика», «Карты способностей и интересов» – банка творческих способностей ученика; – банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов; – рекомендаций по работе с учеником; – портфолио |
II. Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута | октябрь | 1.прогнозирование; 2.проектирование; 3.конструирование; | Создание: – индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения» – «Я составляю программу образовательной деятельности» – индивидуальный образовательный маршрут – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа – |
1).Разработка программы проектной деятельности второй половины дня | Выбор проектов, согласование расписания, целей, форм и способов деятельности, критериев оценки результата: кружки, проектная деятельность, экскурсии | ||
2).Разработка программы здоровьесбережения | 1. консультации со специалистами, значимыми взрослыми. 2. выбор форм и расписания спортивных занятий, определение спортивной нагрузки | составление программы здоровьесбережения; | |
3).Интеграция с другими специалистами | в течение года | 1. Индивидуальные консультации учащегося и его родителей 2. Организация участия учащегося в конкурсах, олимпиадах различного уровня 3. Организация различных типов занятий: экскурсии, практические работы, тренинги, мозговые штурмы, исследования 4.Создание системы стимулов и поощрений | Проведение школьных предметных олимпиад, конференций, творческих и исследовательских конкурсов |
III.Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника.Итоговая диагностика. Рефлексия и оценка | апрель-май | показ достижений, персональная выставка, презентация – портфолио достижений, бенефис, творческий отчет, концерт, участие в олимпиадах, международных конкурсах , тесты, зачётная работа |
Планируемый результат реализации программы
1. Воспитание личности
- здоровой духовно-нравственно и социально;
- способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности;
- владеющей средствами и способами исследовательского труда;
- способной осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;
- обладающей разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
- руководствующейся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающей и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
2. Успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном общим учебным планом.
3. Овладение навыками самостоятельной работы.
4. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке.
Круг методов и технологий образовательной деятельности
Качество личности | Характеристика качества личности | Методы и формы |
1.Любопытство – любознательность – познавательная потребность | Любопытство характерно для каждого ребенка младшего школьного возраста. Любознательность – признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Младшим школьникам в большей степени, чем старшеклассникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. | Исследовательская деятельность. Защита Проектов на детских научно-практических конференциях. Работа в группах, парах. |
2.Сверхчувствительность к проблеме | Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. | Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания. |
3.Склонность к задачам дивергентного типа | Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Оно характеризуется тем, что психологи называют беглостью восприятия (то есть способностью генерировать несколько идей), гибкостью (то есть способностью переходить на другую точку зрения) и оригинальностью (то есть способностью вырабатывать нетривиальные идеи). | Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) |
4.Оригинальность мышления | Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а так же способность разрабатывать существующие идеи, что особенно ценится в художественном творчестве. | Работа по разработке новых идей или уже существующих. |
5.Высокая концентрация внимания | Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в задачу, во-вторых, — в возможности успешной настройки на восприятие информации, относящейся к выбранной цели даже при наличии помех. С концентрацией внимания связана и такая отличительная черта одаренных, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям | Сложные и сравнительно долговременные задания. |
6.Отличная память | Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко выражается в склонности к коллекционированию. | Задания на развитие памяти, внимания и мышления. |
7.Способность к оценке | Производное критического мышления. | Задание по анализу своей и чужой деятельности. |
8.Широта интересов. Самообразование. | Работа в библиотеке. Целенаправленная подготовка к самореализации в различных конкурсах (тьюторство, тренерство) | Индивидуальная подготовка к очным и заочным олимпиадам |
Индивидуальный образовательный план
1. КТО Я? КАКОЙ Я? (Мое представление о себе ) | ||
Дата рождения | ||
Любимое занятие в свободное время | ||
Мой любимый учебный предмет | ||
Мои учебные достижения | ||
Мои сильные стороны | ||
Мои слабые стороны | ||
Мои увлечения | ||
Чем отличаюсь от своих сверстников | ||
Что умею делать хорошо | ||
Сфера профессиональных интересов | ||
Сфера моих жизненных интересов (какое место хочу занять в обществе) | ||
Что мне в себе нравится Что мне в себе не нравится На кого хочу быть похожим (-ей) | ||
2. Мои цели и задачи | ||
2.1 Мои перспективные жизненные цели | ||
1) Кем хочу стать, какую получитьпрофессию | ||
2) Каким (-ой) хочу стать (перечисляются качества, которые бы хотел иметь ученик как член общества, как труженик, гражданин, семьянин) | ||
2.2 Ближайшие цели, задачи, что надо развивать в себе в первую очередь | ||
1) Что хочу узнать о себе (задачи на самопознание) | ||
2) Задачи в обучении | ||
– По каким предметам повысить свои достижения |
ПРИМЕРНЫЙ индивидуальный маршрут обучения (ВОЗМОЖНА корректировка)
на 2018-2019 учебный год
Учебный элемент | Тема направления занятий | ФИО учителя | Кол-во часов | Форма отчета | Подпись преподавателей |
УЭ 1 | 1. Действия с многозначными числами (сложение, вычитание) | 4 | тестирование | ||
УЭ УЭ 2 | 2.Деление многозначного числа на многозначное | 5 | Работа в парах, в группе | ||
УЭ 3 | 3.Умножение многозначного числа на многозначное | 4 | Проверочная работа | ||
ПГ УЭ 4 | 4. Действия с именованными числами | 3 | Олимпиада | ||
УЭ 5 | 5. Решение задач на движение | 4 | Самостоятельное задание по карточке | ||
УЭ 6 | 6. Решение уравнений | 4 | Проверочная работа | ||
Английский язык | |||||
УЭ 1 | 5.Употребление глаголов настоящего времени в английском языке. | 4 | Концерт-экспромт | ||
УЭ 2 | 6.Употребление глаголов прошедшего времени в английском языке | 4 | Кроссворд | ||
УЭ 3 УЭ 7 | 7.Составление тематического рассказа на английском языке по серии сюжетных картин | 4 | |||
Итого | 28 |
Кл. рук-ль: ______________/___________ /
Ученик: ________________/____________/
Родитель: _________________/___________/
Примерное расписание внеурочной деятельности учащегося на неделю
Дни недели | В школе (название кружка, время проведения | руководитель | Вне школы (название кружка, время проведения | Учреждение ФИО Руководителя |
Понедельник | Занимательная грамматика 13.20 – 14.00ч | |||
Вторник | РОБОТОТЕХНИКА 13.20 – 14.00ч | |||
Среда | Веселая математика 13.20 – 14.00ч | |||
Четверг | Спортивное оиентирование 13.20-14.00 – 1группа Проектная деятельность 13.20-14.00ч – 2 группа | |||
Пятница | Шахматы 13.20 – 14.00ч Спортивное ориентирование 14.20- 15.00ч | |||
Суббота |
Примерные вопросы для формирования навыков самоанализа:
- Какие цели я ставил перед собой в начале года?
- Какие действия я спланировал для достижения поставленных целей?
- Удалось ли мне реализовать задуманное?
- Чему научился? Что необходимо ещё сделать?
Мониторинг качества выполнения ИОМ
Критерии | Показатели | Конечный показатель прогрессивного развития |
Соответствие образовательным стандартам | Результаты итоговой и текущей аттестации. Успеваемость. Участие в интеллектуальных марафонах, предметных олимпиадах, конкурсах и т.п. | Результаты стабильные, или растут |
Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса | Динамика удовлетворенности учащихся, родителей. | Рост удовлетворенности |
Рост достижений | Динамика достижений ученика | Положительная динамика, ярко выражен рост личностных достижений (портфолио). |
Прогнозируемый результат | ||
Фактический результат | ||
Примечание |
Мониторинг осуществляется на уровне работы учителя-предметника.
Ключевые способы диагностики:
Контрольная деятельность зам. директора по УВР (в части планирования работы и реализации мероприятий), взаимооценка (экспертиза) деятельности учителей-предметников (каждый представляет и описывает результаты своей работы за год, педагоги-предметники, которые работают в классе, корректируют), самооценка деятельности учеником и учителем.
Систематическая диагностика удовлетворенности родителей и школьника количеством и качеством проводимых занятий.
Учитель: ___________________________
Ученик: ____________________________
Родители (законные представители): _______________________________
Источник
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
младшего школьника МБОУ «Гимназия №127»
как средство реализации требований ФГОС НОО
Социально-педагогическая суть модернизации школы – обеспечение наибольшей направленности и вариативности образования, его индивидуализации. Одна из задач, стоящих перед нами – при массовости образования сделать его индивидуальным. Сегодня попытаемся познакомить вас с опытом гимназии, выстроившей индивидуализированный образовательный процесс.
Хотелось бы отметить, что существуют отличия между индивидуализацией обучения и индивидуальным подходом, который в советской школе перешел на дифференцированный подход в обучении.
Существует три мифа об индивидуализации (с которыми Вы можете познакомиться на слайде):
1.Индивидуализация – это к разным детям свой способ, подход, учитывающий их особенности.
2.Индивидуализация – это индивидуальная работа.
3.Индивидуализация – это индивидуализм или эгоизм.
Обратите внимание на слайд- индивидуальный подход – учитель преподносит содержание каждому ребёнку. Принципиальным отличием от индивидуального подхода является то, что индивидуализация – процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок (а в начальной школе + родитель). Индивидуализация в образовательном процессе в начальной школе – это построение индивидуальных образовательных программ во внеурочной деятельности.
При индивидуализации обучения образовательный процесс направлен на успех. Успех ученика в деятельности – это проявление идивидуальных возможностей и способностей.
Отсюда, цель – формирование индивидуальных траекторий развития на основе аналитико-диагностического подхода с учётом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.
Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика. Изучение и поддержка индивидуальной образовательной траектории – основная ценность личностно-ориентированной школы, где все дети равны по возможностям и различны по способностям (И.С. Якиманская).
Существующее понятие «индивидуальная образовательная траектория» предполагает несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).
Опираясь на направления, школьное методическое объединение учителей начальных классов гимназии определило следующие задачи индивидуализации образовательного процесса:
1. Разработать индивидуальные образовательные маршруты.
2.Обеспечить индивидуализацию образовательного процесса путём использования новых образовательных технологий.
3. Создать условия, обеспечивающие учащемуся позиции субъекта выбора содержания.
4. Обеспечить содержательную и методическую преемственность начальной школы- среднего звена.
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса.
Предлагаем следующие этапы разработки индивидуального образовательного маршрута учащегося начальной школы:
- диагностика;
- проектирование ИОМ (осмысление);
- организация;
- реализация ИОМ;
- оценка и коррекция ИОМ.
На этапе диагностики – что может предложить Гимназия, а что -внешкольные учреждения ( при организации внеурочной деятельности младших школьников гимназией используются возможности городских учреждений дополнительного образования детей, что включено в индивидуальные образовательные маршруты). Определяются направления деятельности. Сегодня познакомлю Вас с разработкой ИОМ на примере общеинтеллектуального направления.
Что можем предложить – помощь в презентации своих достижений.
Направления | Что может предложить Гимназия | Внешкольные учреждения | Выход, презентация, мониторинг |
1 класс | |||
Общеинтеллектуальное направление | Шахматы “Интеллектуальные витаминки” Английский язык “Умники и умницы” | ДТДиМ Интернет-кружок в МетаШколе | Школьный уровень: Предметные недели; интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, праздники, марафоны. Театрализованные постановки на английском языке. Всероссийский, международный уровень: ЭМУ-Эрудит; ЭМУ-Специалист; «Познание и творчество»; МетаШкола: конкурсы, олимпиады. |
2 класс | |||
Общеинтеллектуальное направление | Шахматы «В мире математической мысли» Английский язык «Умники и умницы» ИГЗ по математике, русскому языку | ДТДиМ (“Краеведение”) – на базе гимназии Интернет-кружок в МетаШколе | Школьный уровень: Предметные недели; интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, турниры, праздники, марафоны. Театрализованные постановки на английском языке. Всероссийский, международный уровень: ЭМУ-Эрудит; ЭМУ-Специалист; «Познание и творчество»; «Кенгуру»; «Русский медвежонок»; МетаШкола: конкурсы, олимпиады. |
3 класс | |||
Общеинтеллектуальное направление | Шахматы «В мире математической мысли» ИГЗ по математике, русскому языку Лего-конструирование НОУ (Научное общество учащихся) | ДТДиМ (“Краеведение”) – на базе гимназии Интернет-кружок в МетаШколе | Школьный уровень: День Науки (19.11.); предметные недели; интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, турниры, праздники, марафоны. Театрализованные постановки на английском языке. Муниципальный уровень: Соревнования по Лего-конструированию. Научно-исследовательские конференции, выставки. Всероссийский, международный уровень: ЭМУ-Эрудит; ЭМУ-Специалист; «Познание и творчество»; «Кенгуру»; «Русский медвежонок»; МетаШкола: конкурсы, олимпиады; «Золотое Руно». |
4 класс | |||
Общеинтеллектуальное направление | «Английский язык» «Информатика и ИКТ» «В мире математической мысли» «Занимательная грамматика» НОУ (научное общество учащихся) Лего-конструирование Поэтический кружок. Занятия психолога. | ДТДиМ: “Краеведение” – на базе гимназии; «Что? Где? Когда?» – на базе гимназии. Интернет-кружок в МетаШколе | Школьный уровень: День Науки (19.11.); предметные недели; интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, турниры, праздники, марафоны. Театрализованные постановки на английском языке. Муниципальный уровень: Соревнования по Лего-конструированию. Научно-исследовательские конференции, выставки. Соревнования ЧГК. Публикации. Региональный уровень Научно-исследовательские конференции, выставки. Соревнования ЧГК. Всероссийский, международный уровень: ЭМУ-Эрудит; ЭМУ-Специалист; «Познание и творчество»; «Кенгуру»; «Русский медвежонок»; МетаШкола: конкурсы, олимпиады; «Бульдог». Публикации. |
На этапах проектирования и осмысления – учитываются потребности участников образовательного процесса (ребёнка и его родителей), определяются виды и формы занятий, а так же планируется участие в презентациях своих работ.
Направления | Потребности участников образовательного процесса | Что может предложить Гимназия | Кол-во желающих | Внешкольные учреждения | Кол-во занимающихся, желающих | Презентация, мониторинг | Участники |
На этапе ОРГАНИЗАЦИИ определяем количество занимающихся по каждому направлению, педагогов, количество групп, часов, какие договоры необходимо заключить, с какими специалистами работать, определяем сроки участия, презентаций, мониторинга.
Кол-во занимающихся по каждому направлению | Что может предложить Гимназия | Педагоги | Кол-во групп | Кол-во часов | Внешкольные учреждения (договоры) | Специалисты | Кол-во групп | Кол-во часов | Сроки презентаций, мониторинга |
Таким образом, мы выстраиваем у каждого ребёнка индивидуальный образовательный маршрут (в начальной школе средствами внеурочной деятельности).
Разработка индивидуального образовательного маршрута учащегося
Этапы | Примечание, уточнения | |
Диагностика, анализ | Результаты диагностик. Портфолио учащегося | Сформированы УУД. Достижения. |
Проектирование | Виды деятельности. Программы. Участие в конкурсах, олимпиадах различных уровней по интересам учащегося. | Потребности. Планируемый результат. |
Организация | Учебный план. Расписание занятий. Сроки участия в конкурсах, олимпиадах различных уровней по интересам учащегося. | На год. На месяц. На неделю. В течение года. |
Мониторинг | Оценка реализации ИОМ. Коррекция ИОМ. | Достижения. |
Разработка индивидуальный образовательного маршрута учащегося 2 класса
Этапы | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Диагностика, анализ | Результаты диагностик. Портфолио учащегося | Сформированы УУД. Достижения. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Проектирование | “В мире математической мысли” Шахматы Английский язык Интернет-кружок в МетаШколе Участие в Интернет-олимпиадах, ЭМУ, “Кенгуру”, школьных конкурсах, интеллектуальных играх, турнирах. | Потребности – интеллектуальное направление. Планируемый результат: участие, призовые места. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Организация | Учебный план. Расписание занятий. Сроки участия в конкурсах, олимпиадах различных уровней по интересам учащегося. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Мониторинг Коррекция | Оценка реализации ИОМ | Достижения. Формирование Портфолио. |
Слайд Портфолио.
Таким образом, у каждого учащегося начальной школы гимназии выстраивается ИОМ, что является важной составляющей для развития способностей (одарённости) ребёнка. В начале семинара перед вами уже презентовали свои работы учащиеся начальных классов, на стендовой выставке отражены все направления деятельности наших ребят.
Сегодня на нашем семинаре учителя и педагоги познакомят Вас с разными видами деятельности младших гимназистов. Вы посетите и будете участниками урока-драматизации на английском языке, занятия “В мире математической мысли”, интеллектуальной игры по русскому языку “Грамматическая пирамида”. Все вопросы просим фиксировать на обратной стороне программы. Мы с удовольствием ответим на них на третьей части нашего семинара – на круглом столе “Свободный микрофон”.
Одна из новых дополнительных образовательных программ, апробируемых в нашем учреждении – “Интеллектуальные витаминки”. Слово предоставляется Елене Викторовне Сёмкиной.
Источник