Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу пример инвалида
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №9 «Лесовичок»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Макар С.
с. Тасеево 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Диагноз психолго-медико-педагогической комиссии:
Имеет особенности в физическом и психическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендовано
Продолжить обучение и воспитание по адаптированной основной образовательной программе воспитания для детей с задержкой психомоторного и речевого развития. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Наблюдение у невролога, кардиолога, педиатра. Занятия с учителем-логопедом, с педагогом-психологом, дифектологом.
Воспитатели:
Ф.И.О. Абукова И.Г.
Ф.И.О. Иванова М.В.
Специалисты:
Ф.И.О. Пашкова Е.В. – учитель – логопед
Ф.И.О._____________________________________ – педагог – психолог
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Макар посещает МБДОУ № 9 «Лесовичок» с 2017 года. За период посещения ДОУ уже научился самостоятельно ходить, с каждым разом чувствует себя более уверенно. Макар является ребенком проявляющим интерес к игрушкам (машинки, кубики, рабочие инструменты) и настольным дидактическим играм (вкладыши, прищепки, матрешки и др.). С помощью взрослого проявляет активность в исследовании новых объектов.
Макар стал интересоваться детьми, радуется встречи с ним. Стал стремиться больше контактировать со взрослым и детьми. Речевые инструкции не всегда понимает, действует целенаправленно при наличии интереса к заданию. На групповых занятиях стал более усидчив, отмечаются существенные колебания концентрации внимания. Работоспособность неравномерная. Макар не так быстро устает. Макар самостоятельно не может обратиться за помощью к педагогу. Помощь педагога по мере необходимости не всегда принимает. В каждом конкретном случае педагог является разъясняющей, направляющей, стимулирующей стороной. Помощь ребенок использует продуктивно. У ребёнка ослаблен контроль и регуляция деятельности. Макар не понимает требований дисциплины, у него реже возникают трудности в общении со сверстниками. Макар может играть с детьми группы. Ребенок не всегда проявляет инициативу и заинтересованность в общении с педагогами и специалистами.
Отмечается отставание в речевом развитии. Не разговаривает. Обращённую речь понимает не в полном объёме. Общается при помощи некоторых звукосочетаний. Запас знаний и представлений об окружающем мире ограниченный, не соответствующий возрасту. Макара привлекают настольно-печатные дидактические игры, машинки, кубики, рабочие инструменты. Графические навыки не сформированы. Интерес к продуктивным видам деятельности – рисованию, лепке, конструированию проявляет очень редко. Мелкая моторика развита недостаточно, ведущая рука – правая.
Навыки самообслуживания не сформированы. Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение адекватная. На замечания реагирует импульсивно. В целом легко возбудим. Родители принимают активное участие в воспитании и обучении ребёнка, интересуются динамикой его развития, консультируются с педагогическим составом, следуют рекомендациям специалистов.
Актуальный уровень развития не соответствует возрастной норме.
Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.
Задачи:
1. Развитие всех компонентов речевой системы.
2. Развитие и формирование познавательных процессов.
3. Развитие эмоционально-волевой сферы.
4.Развитие общей мелкой моторики.
5. Развитие основных видов движения.
Содержание индивидуального образовательного маршрута
Образовательный компонент:
– Форма обучения очная, групповая.
– Работа в режиме 2 час в неделю.
– Индивидуальный подход во время образовательного процесса.
– Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.
– Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.
Направления работы
• Познавательное развитие
Сенсорное воспитание:
– учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
– учить дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойства предметов;
– учить различать свойства и качества предметов: мягкий – твердый, мокрый – сухой, большой – маленький, громкий – тихий;
– учить определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи);
– формировать поисковые способы ориентировки – пробы при решении игровых и практических задач;
– создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности – в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).
Развитие зрительного восприятия:
– учить выделять предмет из общего фона;
– учить соотносить игрушку с ее изображением;
– учить хватать большие предметы двумя руками, маленькие – одной рукой;
– учить складывать из двух частей разрезную предметную картинку.
Восприятие формы, величины, цвета:
– учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого;
– учить подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная);
– учить выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки;
– учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;
– учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый.
– учить воспринимать величину (большой, маленький).
– учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие — пальцами;
– знакомить с названиями двух цветов: красный, желтый;
– учить различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого.
Развитие слухового восприятия и внимания:
– знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах;
– учить реагировать на слуховые раздражители;
– вырабатывать по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов.
Опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам:
– учить дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух);
– учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием;
– учить дифференцировать звукоподражания.
Развитие тактильно-двигательного восприятия:
– учить воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб;
– учить воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух);
– учить выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову «дай» без предъявления образца;
– учить различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно.
– учить производить выбор по величине и форме по слову «дай» на ощупь.
Итоговые показатели по разделу:
– воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;
– различать свойства и качества предметов: мокрый – сухой, большой – маленький, сладкий – горький, горячий – холодный;
– воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой — маленький, горячий — холодный, кубик – шарик);
– сличать два основных цвета (красный, желтый);
– дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из двух);
– складывать разрезную картинку из двух частей;
– учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький — для маленькой);
– дифференцировать звукоподражания.
Ознакомление с окружающим:
– формирование целостного восприятия представлений об окружающем мире;
– знакомить с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями, расширять представления о ближайшем окружении.
Итоговые показатели по разделу:
– иметь представления о богатстве и многообразии предметного мира (предметы и объекты ближайшего окружения);
– уметь ориентироваться в групповом помещении.
Развитие психических функций
Развитие внимания:
– привлечение внимания ребенка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических потребностей;
– стимуляция непроизвольного внимания с использованием раздражителей разной модальности;
– развитие устойчивости непроизвольного внимания;
– формирование предпосылок для развития произвольного внимания; расширение объема внимания;
– развитие способности к переключению внимания.
Развитие памяти:
– развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов;
– расширение круга узнаваемых предметов;
– развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных представлений о предметах;
– развитие непроизвольной памяти;
– увеличение объема запоминаемого материала;
– совершенствование процессов запоминания и воспроизведения.
Формирование мышления:
– развивать у детей наглядно-действенное мышление;
– создавать предпосылки к развитию у детей наглядно-образного мышления;
– установление связей «восприятие – образ», «предмет – действие», «действие – его результат»;
– установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами;
– установление причинно-следственных связей.
Итоговые показатели по разделу:
– рассматривать последовательно 2-3 объекта и ясно их воспринимать;
– переключать свое внимание с одной игрушки на другую;
– находить парные предметы и картинки (2-3 пары);
– понимать и выполнять указания взрослого;
– освоить способы действий с предметами;
– воспроизводить действия взрослого путем подражания;
– узнавать знакомые предметы среди незнакомых.
Социально-эмоциональное развитие:
– формировать представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье;
– формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях;
– формировать общение «взрослый-ребенок», их сотрудничество;
– формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;
– формировать общение между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;
– формировать доступные средства общения;
– формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии и т. д.;
– обучать детей первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого);
– формировать интерес к игрушками, предметам и адекватным способам действия с ними;
– обучать детей выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации;
– привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям;
– развивать способность выражать свое настроение с помощью мимики.
Итоговые показатели по разделу:
– демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, принимать помощь взрослого;
– положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;
– выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения;
– адекватно вести себя в привычных ситуациях;
– выполнять по речевой инструкции 2-3 элементарных действия с игрушками.
Речевое развитие:
– формирование общения «взрослый-ребенок», которое продолжает работу, проводимую в семье;
– начало формирования общения между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;
– расширение объема понимания обращенной речи;
– формирование доступных средств общения;
– использование в общении вербальных и невербальных средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, использование простейших жестов и звуков;
– развитие правильных движений органов речи, что является хорошей базой для активизации звукопроизношения;
– активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития речи.
Развитие импрессивной речи:
Развитие пассивного словаря:
Накопление словаря происходит в следующей последовательности:
– существительные (предъявление, знакомство, называние предмета, организация игры с предметом);
– глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и многократное обыгрывание действия, включение слова в быт);
– прилагательные (аналогичная методика);
– предложение (сложность предложения зависти от количества слов, влияющих на понимание (ключевые слова, несущие информацию).
Понимание связной речи:
Работа над пониманием связной речи ведется в следующей последовательности:
1. Изолированные действия
– демонстрируются и называются простые бытовые действия, включаются в бытовую игру детей;
– жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар песенок, потешек, что обеспечивает их многократное усвоение и повторение;
– демонстрация и называние этого же действия по картинке.
2. Цепочки действий: работа ведется в той же последовательности что и при освоении изолированных действий. Цепочки действий постепенно усложняются.
3. Работа над простой адаптивной сказкой:
– демонстрация, сопровождаемая простым текстом и ключевыми жестами;
– работа с книгой по той же сказке.
Развитие экспрессивной речи
Развитие активного словаря.
Накопление словаря происходит в следующей последовательности:
– называние по подражанию (использование предметной или сюжетной картинки с использованием слова, жеста, звукоподражания);
– ответы на вопросы с использованием подражания;
– самостоятельные ответы на вопросы (принимается любая форма ответа, обращается внимание на качество звукоподражания);
– спонтанное использование речевых средств (поощряется речь детей в виде звукоподражаний и слов, что способствует постепенной жестовой речи устной);
– появление фразы (возможно активное использование жестов при построении фразы);
Работа по вызыванию звуков
Побуждение ребенка к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:
– повторение за ребенком имеющихся у него звуков;
– поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звуков;
– побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста. В случае необходимости используется опора на тактильные ощущения;
– имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку и буквы;
– спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку;
– использование усвоенных звуков в речи;
– включение звуков в слоги и в слова.
Итоговые показатели по разделу:
– выполнять предметные действия со взрослыми и сверстниками;
– выполнять простейшие поручения и просьбы;
– пользоваться невербальными формами коммуникации;
– воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова, усеченные фразы на основе подражания (в зависимости от возможностей ребенка).
Моторное развитие:
– стимулировать двигательную активность;
– развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности;
– обогащать двигательный опыт;
– формировать положительное отношение к двигательным играм;
– развивать основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание);
– формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях;
– развивать ориентировку в пространстве;
– учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;
– учить воспроизводить по подражанию различные движения пальцами и кистями рук, прослеживая их взором;
– развивать умение сопровождать движения проговариванием коротких стихов и потешек;
– формировать умение выполнять серию движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу).
Итоговые показатели по разделу:
– выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;
– выполнять серию движений под музыку;
– выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки;
– производить движения пальцами одновременно с произнесением текста потешки или рифмованных историй;
– выполнять упражнения по самомассажу по показу взрослого;
– захватывать горох, фасоль, макароны большим и указательным пальцем в играх с «сухим бассейном»;
– играть с пирамидкой, снимать и нанизывать кольца на стержень.
Построение коррекционно-развивающей работы обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению (амплификации) общего развития имеет коррекционную направленность.
Работа специалистов включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь, в конце первого периода обучения (декабрь) и в конце второго периода обучения (май).
Особенностью данного маршрута является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание маршрута предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:
1. Консультативно-рекомендательная.
2. Лекционно-просветительская.
3. Организация детских утренников, праздников.
4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
5. Проведение практических тренинговых занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений).
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации.
Формы и режим занятий
Основная форма – индивидуальные занятия со специалистами, игры-занятия в группе сверстников.
Работа с ребенком строиться с учетом следующих принципов:
• Опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
• Единство требований специалистов и в семьи.
• Коррекция и развитие с учетом интересов ребенка.
• Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала.
• Коррекционная направленность образовательного процесса.
Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.
Срок реализации индивидуального образовательного маршрута 1 год
Подпись родителей (законных представителей) ________________
Источник
-Формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.
-Формировать интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым.
-Обучать первичным способам усвоения общественного опыта.
-Создавать условия для накопления разнообразных эмоциональных впечатлений
-Откликаться на своё имя, фамилию.
III.ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
– Развивать основные виды движений и двигательные навыки.
-Совершенствовать и развивать тонкую ручную моторику.
-Развивать зрительно двигательную координацию.
– Учить внимательно смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит.
– Учить выполнять движения и действия по подражанию взрослому.
– Учить тихо входить в спортивный зал и строиться в шеренгу по опорному знаку — стенке, веревке, ленте, палке. Учить детей ходить стайкой за воспитателем.
– Учить ходить друг за другом, держась за веревку рукой.
-Учить ходить по дорожке и следам.
-Учить переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе и обратно.
– Воспитывать интерес к участию в подвижных играх.
– Учить спрыгивать с высоты (с гимнастической доски высотой 10-15 см).
– Учить ползать по ковровой дорожке, доске, наклонной доске, залезать на горку с поддержкой взрослого и самостоятельно спускаться с нее.
-Учить проползать под веревкой, под скамейкой.
– Учить удерживаться на перекладине с помощью взрослого.
IV. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Формирование мышления
– Создавать предпосылки к развитию наглядно-действенного мышления.
-Формировать целенаправленную предметно-орудийную деятельность в процессе выполнения практического и игрового задания.
-Формировать обобщенные представления о вспомогательных средствах и предметах-орудиях фиксированного назначения.
-Формировать способы ориентировки в условиях проблемно-практической задачи и способы ее решения.
– Учить пользоваться методом проб как основным методом решения проблемно-практических задач.
Ознакомление с природой
-Обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления.
-Воспитывать умение правильно вести себя в быту с объектами живой и неживой природы.
V. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обучение игре
-Учить наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям.
– Учить обыгрывать игрушки.
– Воспитывать интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий взрослым.
– Воспитывать эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке.
-Воспитывать интерес к подвижным играм.
– Учить играть рядом, не мешая друг другу.
Изобразительная деятельность
Лепка
-Учить проявлять эмоции при работе с пластичными материалами (глина, тесто, пластилин).
– Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка, совершать действия по подражанию и по показу.
– Учить раскатывать тесто (глину, пластилин) между ладонями прямыми и круговыми движениями.
– Закреплять положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и ее результатам.
Аппликация
-Воспитывать интерес к выполнению аппликаций.
-Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка.
Рисование
– Воспитывать интерес к выполнению изображений различными средствами – красками, мелками.
– Учить правильно сидеть за столом при рисовании.
– Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка при рисовании.
-Учить способам обследования предмета перед рисованием (обведение по контуру).
– Закреплять положительное эмоциональное отношение детей к самой деятельности и ее результатам.
Конструирование
– Формировать положительное отношение и интерес к процессу конструирования, играм со строительным материалом.
– Знакомить с различным материалом для конструирования, учить приемам использования его для выполнения простейших построек.
– Учить совместно со взрослым и самостоятельно выполнять простейшие постройки, играть с ними по подражанию действиям педагога.
– Формировать способы усвоения общественного опыта: действовать по подражанию, указательному жесту, показу и слову.
Трудовое воспитание
Воспитание культурно-гигиенических
навыков
– Учить обращаться к педагогам за помощью.
– Формировать опрятность.
– Учить пользоваться туалетом, выходить из туалета чистыми, одетыми.
– Учить мыть руки после пользования туалетом и перед едой.
– Формировать навык аккуратной еды — пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом.
– Учить пользоваться носовым платком.
-Формировать навык раздевания и одевания, ухода за одеждой.
– Учить оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и без него.
VI. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Ознакомление с художественной литературой
– Формировать эмоциональное восприятие литературных произведений и интерес к ним.
– Развивать умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание.
– Вырабатывать умение слушать рассказы или тексты вместе с группой сверстников.
– Учить выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек, сказок.
– Вызывать эмоциональный отклик на ритм, музыкальность
народных произведений, стихов и песенок.
– Учить узнавать при многократном чтении и рассказывании литературные произведения и их героев.
– Стимулировать ребенка повторять отдельные слова .
– Учить рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений .
Формирование эмоционально-личностного контакта
«Поставь стул», «Возьми чашку», «Принеси игрушку», «Брось в корзину» и т.д.
Зрительный контакт: «Подойди ко мне…», «Посмотри на меня», рассматривание фотографий
Сюрпризные моменты, новые игрушки, ежемесячные выходы за пределы дошкольного учреждения, наблюдения за жизнью и трудом людей.
Подвижные игры выполняются по подражанию действиям воспитателя, носят бессюжетный характер: «Лошадки», «Котята», «Зайчики прыгают», «Догони мяч», «Прокати мяч», «Курочки и петушки», «Птички полетели», «Маленькая змейка», «Проползи через палатку», «Побежим по дорожке», «Пройдем по камушкам», «Передай по кругу», «Спустись с горки», «Беги — ловлю!», «Поезд», «Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках», «Догоню, догоню» и др.
Часть игр выполняется на метание: «Попади в ворота», «Покачай грушу», «Целься — пли!», «Кольцеброс».
Создание условий для развития н.-д. мышления.
Целенаправленные действия с предметами: «Поймай воздушный шарик», «Кати мячик», «Перевези кубики», «Покатай зайчика» и т. д.
Выполнение предметно игровых действий.
Проблемно-практические задачи
«Достань игрушку!», «»Покатай мишку!», «Построй забор вокруг дома!», «Достань тележку!» и т.д
«Сделай, как я», «Что изменилось», «Посмотри и расставь, как я»,
«Что это такое», «»Строим дома», «Собери целое».
Узнавать яблоко, грушу, помидор, огурец.
Вода, дождь. Снег, лёд
Формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной речевой инструкции: «Принеси игрушку», «Поставь стул», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Отнеси в мойку», «Иди в туалет», «Иди в раздевалку», «Спрячь в карман», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик»
Мячики», «Помидор», «Шарики»
«Яблоко», «Яблоки для ежика», «Угощение для куклы»
«Испечем печенье»
Соотносить аппликацию с реальными объектами
Обведи и назови», «Обведи и покрути», «Обведи и дорисуй», «Обведи и оживи» и др., «Обведи – в сказку попади» (теневой театр, на фланелеграфе), «Обведи – театр покажи» (настольный театр картинок),
Игры: «Вот наши ручки, вот наши ножки», «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Водичка, водичка, умой мое личико…», «Катя, Катя маленька…», «Где же ваши ручки, где же ваши ножки?», «Бежали наши ножки, бежали по дорожке», «Вот глазки!», «Ротик — ам, ам» и т. д.
Малые формы детского фольклора. Колыбельные песенки, прибаутки, народные сказки, присказки, стихи: «Ладушки», «Наша Маша маленькая…», «Солнышко-ведрышко!», «Услыхала уточка…», «Ветерок-ветерок…», «Идет коза рогатая…», «Киска», «Скок-поскок», «Как у нашего кота…», «Аи, дуду», «Котик серенький», «Водичка-водичка…», «Гуси вы, гуси», «На зеленом на лужку…», «Петушок, золотой гребешок», «Топ-топ», «Поехали-поехали».
Народные сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и др.
Авторские стихи, потешки, присказки: А. Барто. «Мишка», «Бычок», «Кто как кричит», «Птичка», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Самолет»; В. Берестов. «Про машину»; Е. Благинина. «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри», «Сорока – белобока»; Т. Волгина. «Паровоз»; М. Клокова. «Мой конь»; А. Бродский. «Солнечные зайчики»; О. Высотская. «На санках», «Холодно», «Весело, весело» и др.
Источник