Индивидуальный маршрут развития ребенка в детском саду с нарушением зрения

Цель:  выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья в соответствии с его

I. Общие сведения

II. Специальные условия организации педагогического процесса   _____________________ группа, _____ год обучения

Направления деятельности

Потребности ребенка

Построение образовательного процесса

– построение работы зрительного анализатора  с чередованием  работы других анализаторов

– соблюдение режима зрительных нагрузок

– дозировка работы со зрительной нагрузкой

– выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…)

– проведение гимнастики для пальцев и кистей рук в процессе деятельности художественно-эстетического цикла

Спец.  организация рабочего поля и рабочего места ребенка

– посадка ребенка:

– рабочая поверхность:

– размер мебели в соответствии с ростом

Спец. организация рабочей позы ребенка

– рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища

– постоянный контроль за осанкой

Индивидуальные ритм и темп

деятельности

–  щадящая зрительная нагрузка

–  максимальная зрительная нагрузка

– зрительная гимнастика:

* упражнения для снятия зрительного напряжения (накрывание глаз ладонями; покачивание; моргание),

* упражнения для моторного аппарата глаза (на расстоянии 0,5 м от глаз ребенка держим игрушку на высоте глаз, затем игрушку передвигают справа налево и слева направо, предлагая ребенку делать максимальные движения глазами при неподвижной голове 2-3 мин),

* метка на стекле,

Специальные дозировки различных видов нагрузки 

Зрительной

– зрительная нагрузка №

– характеристика учебно-наглядных пособий:

* цвет –

* размер –

* форма –

– время –

Физической

Формы работы с родителями

Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок,  общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация)

Формы работы с ребенком

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Методы и прием

работы с ребенком

Основные методы – игровой и метод практических действий.

Коррекционные приемы: глазные, дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, динамические паузы, физкультминутки.

III. Индивидуальный образовательный маршрут: учебный план   ______________________ группа, ______ год обучения

IV. Педагогическое сопровождение: ______________________ группа, ____ год обучения

Образовательные области

Проблемы

Основные задачи

Социально-коммуникативное развитие

– не сформированы (не усвоены) нормы и ценности, принятые в обществе;

– не сформированы моральные и нравственные ценности;

– имеет трудности в общении со взрослыми и сверстниками;

– не сформированы: самостоятельность, целенаправленность, саморегуляция собственных действий;

– не имеет представления и социальном и эмоциональном интеллекте: отзывчивость, сопереживание;

– отсутствует готовность к совместной деятельности со сверстниками;

– не сформировано уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей, взрослых;

– не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) навыки самообслуживания;

– не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) культурно-гигиенические навыки;

– отсутствуют установки к различным видам труда и творчества;

– не сформированы основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.

– формирование (развитие, закрепление, обогащение) норм и ценностей, принятых в обществе;

– формирование (развитие, закрепление, обогащение) общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

– формирование (развитие, закрепление, обогащение) готовности ребенка к совместной деятельности;

– формирование (развитие, закрепление, обогащение) образа Я, принадлежности к семье к сообществу;

– формирование (развитие, закрепление) навыков самообслуживания;

– формирование (развитие, закрепление) культурно-гигиенических навыков;

– формирование (развитие, закрепление, обогащение) позитивных установок к труду и творчеству;

– формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о труде взрослых;

– формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

– отсутствует интерес, любознательность и познавательная мотивация;

– не сформированы познавательные действия;

– не развито воображение, творческая активность;

– отсутствуют (испытывает трудности) первичные представления о себе, других людях;

– отсутствуют (не до конца сформированы) представления об объектах окружающего мира,

– отсутствуют (не до конца сформированы) представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, количество, число, части и целое, пространство и время, причины и следствия);

– не умеет (присутствуют ошибки) считать до 5 (10);

– не знает (присутствуют ошибки) геометрические фигуры;

– не знает (путает) цвета;

– не умеет составлять и (или) решать задачи в одно действие;

– отсутствуют представления (испытывает трудности) о частях суток, о временах года, днях недели;

– испытывает трудности (присутствуют ошибки, путает) пространственные направления от себя, относительно себя, от предмета;

– отсутствуют (не до конца сформированы) представления о малой родине и Отчизне;

– отсутствуют (не до конца сформированы) представления о планете Земля как общем доме людей;

– отсутствуют (не до конца сформированы) представления о природных особенностях и явлениях;

– не умеет выделять характерные признаки и изменения природы по временам года.

– формирование (закрепление, обогащение) элементарных математических представлений в соответствии с возрастом;

 – формирование (закрепление, обогащение) представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

– развитие познавательных интересов;

– формирование (расширение) опыта ориентировки в окружающем;

– развитие любознательности, познавательной мотивации;

– формирование (расширение) представлений о свойствах объектов (форма, цвет, размер, материал, звучание, причины, следствия);

Читайте также:  Духовное развитие ребенка в школе

– учить считать до 5 (10);

– учить составлять и решать задачи;

– развивать (закреплять) представления о частях суток, временах года, днях недели;

– развивать (корректировать, закреплять) навыки пространственного ориентирования от себя, относительно себя и от предмета;

– развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способность анализировать, сравнивать, выделять признаки и связи, делать обобщение;

-знакомство (закрепление, обогащение знаний) с предметным миром;

– знакомство (закрепление, обогащение знаний) с социальным миром, формирование целостной картины мира;

– формирование гражданской принадлежности;

– формирование представление о планете как общем доме людей;

– ознакомление (формирование, обогащение знаний) с природой и природными явлениями;

– учить (обогащать опыт) замечать изменения, наблюдать за природой в разные времена года;

– воспитание любви к природе и умение правильно вести себя в природе.

Речевое развитие

– не владеет (на стадии формирования) речью как средством общения и культуры;

– словарный запас ребенка не соответствует возрасту;

– нарушения компонентов устной речи: грамматический строй;

– не употребляет в речи синонимы, антонимы;

– не различает понятия «звук, слог, слово, предложение»;

– не сформированы диалогическая и монологическая  формы речи;

– не умеет связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы, сказки;

– отсутствует интерес к слушанию произведения и (или) чтению;

– не может прочесть стихотворение наизусть;

– не сформированы (испытывает трудности) исполнительские навыки при чтении и драматизации.

– развивать понимание речи, инструкций;

– совершенствовать речь как средство общения;

– расширять (обогащать, активизировать) словарь ребенка;

– помогать (учить) ребенку посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом;

– развивать (обогащать, уточнять) представления о предметах, признаках и действиях;

– приучать ребенка слушать литературные произведения;

– уточнить (закрепить) артикуляцию звуков;

– развивать (уточнять, совершенствовать, упражнять) грамматический строй речи;

– обучить умению вести диалог;

– развивать (совершенствовать) связную речь;

– воспитывать умение слушать литературные произведения;

– учить читать наизусть потешки и стихи по возрасту;

– учить (совершенствовать умение) пересказывать отрывки, небольшие рассказы, сказки;

– формировать интерес к книгам;

– формировать (совершенствовать) исполнительские навыки при чтении, в драматизациях;

– учить различать (совершенствовать навыки) различать жанры произведений в соответствии  с возрастом.

Художественно-эстетическое развитие

– отсутствует интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности;

– не сформированы (недостаточно сформированы) приемы правильного удержания в руке карандаша, кисточки;

– не сформированы умения (присутствуют трудности) изображать отдельные предметы, композиции;

– не умеет закрашивать (присутствует неаккуратность) рисунки карандашом, кистью;

– отсутствуют (недостаточно сформированы) представления о декоративном рисовании;

– отсутствуют (плохо развиты) приемы лепки;

– не сформированы (находятся на стадии формирования, испытывает трудности) умения правильно держать ножницы и пользоваться ими;

– отсутствуют (испытывает трудности) умение складывать бумагу в разных направлениях, создавать игрушки;

– не умеет (испытывает трудности) создавать фигуры людей, животных, птиц из природного материала;

– не имеет (путает) представления о деталях строительного материала;

– не сформированы (испытывает трудности) умения сооружать постройки по образцу и (или) по замыслу.

– развивать интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности;

– формировать (продолжать развивать) приемы правильно держать карандаш, кисточку;

– учить аккуратно закрашивать рисунки;

– формировать (обогащать) представления о декоративном рисовании;

– знакомить ребенка с различными изделиями народного творчества;

– развивать (закреплять) приемы лепки и использование стеки при работе с пластилином;

– учить правильно держать ножницы и пользоваться ими: резать по прямой, круглые и овальные формы путем скругления углов;

– учить составлять композиции;

– учить складывать бумагу в разных направлениях и создавать из нее игрушки;

– учить создавать игрушки из природного материала;

– формировать (закреплять) представления о деталях строительного материала;

– учить сооружать постройки по образцу, по замыслу, по схеме;

– обогащать опыт ребенка в конструкторско-модельной деятельности: строить самостоятельно, проявлять творчество, обыгрывать постройки.

Физическое развитие

– не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о здоровом образе жизни;

– не различает и (или) не называет (испытывает трудности) органы чувств, части тела;

– отсутствует потребность (находится на стадии формирования) в соблюдении навыков гигиены, опрятности;

– не знаком(а)  с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»

– не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на человека и влияние на здоровье;

– присутствуют нескоординированные движения, двигательная неловкость.

– формировать (развивать) представления о здоровом образе жизни;

– учить называть, различать органы чувств и части тела;

– развивать (закреплять) потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности;

– познакомить (закрепить) с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»;

– формировать (развивать, закреплять) представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на здоровье человека;

– развивать основные виды движения: ходьба, бег, подскоки, прыжки, бросание мяча, ловля и отбивание мяча.

V. МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙ

Источник

Цель:  выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья в соответствии с его

Читайте также:  Как происходит развитие ребенка в 12 лет

1. Общие сведения

2. Специальные условия организации педагогического процесса   _____________________ группа, _____ год обучения

Направления деятельности

Потребности ребенка

Построение образовательного процесса

– построение работы зрительного анализатора  с чередованием  работы других анализаторов

– соблюдение режима зрительных нагрузок

– дозировка работы со зрительной нагрузкой

– выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…)

– проведение гимнастики для пальцев и кистей рук в процессе деятельности художественно-эстетического цикла

Спец.  организация рабочего поля и рабочего места ребенка

– посадка ребенка:

– рабочая поверхность:

– размер мебели в соответствии с ростом

Спец. организация рабочей позы ребенка

– рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища

– постоянный контроль за осанкой

Индивидуальные ритм и темп

деятельности

–  щадящая зрительная нагрузка

–  максимальная зрительная нагрузка

– зрительная гимнастика:

* упражнения для снятия зрительного напряжения (накрывание глаз ладонями; покачивание; моргание),

* упражнения для моторного аппарата глаза (на расстоянии 0,5 м от глаз ребенка держим игрушку на высоте глаз, затем игрушку передвигают справа налево и слева направо, предлагая ребенку делать максимальные движения глазами при неподвижной голове 2-3 мин),

* метка на стекле,

Специальные дозировки различных видов нагрузки 

Зрительной

– зрительная нагрузка №

– характеристика учебно-наглядных пособий:

* цвет –

* размер –

* форма –

– время –

Физической

Формы работы с родителями

Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок,  общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация)

Формы работы с ребенком

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Методы и прием

работы с ребенком

Основные методы – игровой и метод практических действий.

Коррекционные приемы: глазные, дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, динамические паузы, физкультминутки.

3. Индивидуальный образовательный маршрут: учебный план   ______________________ группа, ______ год обучения

4. Педагогическое сопровождение: ______________________ группа, ____ год обучения

Образовательные области

Проблемы

Основные задачи

Социально-коммуникативное развитие

– не сформированы (не усвоены) нормы и ценности, принятые в обществе;

– не сформированы моральные и нравственные ценности;

– имеет трудности в общении со взрослыми и сверстниками;

– не сформированы: самостоятельность, целенаправленность, саморегуляция собственных действий;

– не имеет представления и социальном и эмоциональном интеллекте: отзывчивость, сопереживание;

– отсутствует готовность к совместной деятельности со сверстниками;

– не сформировано уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей, взрослых;

– не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) навыки самообслуживания;

– не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) культурно-гигиенические навыки;

– отсутствуют установки к различным видам труда и творчества;

– не сформированы основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.

– формирование (развитие, закрепление, обогащение) норм и ценностей, принятых в обществе;

– формирование (развитие, закрепление, обогащение) общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

– формирование (развитие, закрепление, обогащение) готовности ребенка к совместной деятельности;

– формирование (развитие, закрепление, обогащение) образа Я, принадлежности к семье к сообществу;

– формирование (развитие, закрепление) навыков самообслуживания;

– формирование (развитие, закрепление) культурно-гигиенических навыков;

– формирование (развитие, закрепление, обогащение) позитивных установок к труду и творчеству;

– формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о труде взрослых;

– формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

– отсутствует интерес, любознательность и познавательная мотивация;

– не сформированы познавательные действия;

– не развито воображение, творческая активность;

– отсутствуют (испытывает трудности) первичные представления о себе, других людях;

– отсутствуют (не до конца сформированы) представления об объектах окружающего мира,

– отсутствуют (не до конца сформированы) представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, количество, число, части и целое, пространство и время, причины и следствия);

– не умеет (присутствуют ошибки) считать до 5 (10);

– не знает (присутствуют ошибки) геометрические фигуры;

– не знает (путает) цвета;

– не умеет составлять и (или) решать задачи в одно действие;

– отсутствуют представления (испытывает трудности) о частях суток, о временах года, днях недели;

– испытывает трудности (присутствуют ошибки, путает) пространственные направления от себя, относительно себя, от предмета;

– отсутствуют (не до конца сформированы) представления о малой родине и Отчизне;

– отсутствуют (не до конца сформированы) представления о планете Земля как общем доме людей;

– отсутствуют (не до конца сформированы) представления о природных особенностях и явлениях;

– не умеет выделять характерные признаки и изменения природы по временам года.

– формирование (закрепление, обогащение) элементарных математических представлений в соответствии с возрастом;

 – формирование (закрепление, обогащение) представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

– развитие познавательных интересов;

– формирование (расширение) опыта ориентировки в окружающем;

– развитие любознательности, познавательной мотивации;

– формирование (расширение) представлений о свойствах объектов (форма, цвет, размер, материал, звучание, причины, следствия);

Читайте также:  Все для развития ребенка 4 лет

– учить считать до 5 (10);

– учить составлять и решать задачи;

– развивать (закреплять) представления о частях суток, временах года, днях недели;

– развивать (корректировать, закреплять) навыки пространственного ориентирования от себя, относительно себя и от предмета;

– развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способность анализировать, сравнивать, выделять признаки и связи, делать обобщение;

-знакомство (закрепление, обогащение знаний) с предметным миром;

– знакомство (закрепление, обогащение знаний) с социальным миром, формирование целостной картины мира;

– формирование гражданской принадлежности;

– формирование представление о планете как общем доме людей;

– ознакомление (формирование, обогащение знаний) с природой и природными явлениями;

– учить (обогащать опыт) замечать изменения, наблюдать за природой в разные времена года;

– воспитание любви к природе и умение правильно вести себя в природе.

Речевое развитие

– не владеет (на стадии формирования) речью как средством общения и культуры;

– словарный запас ребенка не соответствует возрасту;

– нарушения компонентов устной речи: грамматический строй;

– не употребляет в речи синонимы, антонимы;

– не различает понятия «звук, слог, слово, предложение»;

– не сформированы диалогическая и монологическая  формы речи;

– не умеет связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы, сказки;

– отсутствует интерес к слушанию произведения и (или) чтению;

– не может прочесть стихотворение наизусть;

– не сформированы (испытывает трудности) исполнительские навыки при чтении и драматизации.

– развивать понимание речи, инструкций;

– совершенствовать речь как средство общения;

– расширять (обогащать, активизировать) словарь ребенка;

– помогать (учить) ребенку посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом;

– развивать (обогащать, уточнять) представления о предметах, признаках и действиях;

– приучать ребенка слушать литературные произведения;

– уточнить (закрепить) артикуляцию звуков;

– развивать (уточнять, совершенствовать, упражнять) грамматический строй речи;

– обучить умению вести диалог;

– развивать (совершенствовать) связную речь;

– воспитывать умение слушать литературные произведения;

– учить читать наизусть потешки и стихи по возрасту;

– учить (совершенствовать умение) пересказывать отрывки, небольшие рассказы, сказки;

– формировать интерес к книгам;

– формировать (совершенствовать) исполнительские навыки при чтении, в драматизациях;

– учить различать (совершенствовать навыки) различать жанры произведений в соответствии  с возрастом.

Художественно-эстетическое развитие

– отсутствует интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности;

– не сформированы (недостаточно сформированы) приемы правильного удержания в руке карандаша, кисточки;

– не сформированы умения (присутствуют трудности) изображать отдельные предметы, композиции;

– не умеет закрашивать (присутствует неаккуратность) рисунки карандашом, кистью;

– отсутствуют (недостаточно сформированы) представления о декоративном рисовании;

– отсутствуют (плохо развиты) приемы лепки;

– не сформированы (находятся на стадии формирования, испытывает трудности) умения правильно держать ножницы и пользоваться ими;

– отсутствуют (испытывает трудности) умение складывать бумагу в разных направлениях, создавать игрушки;

– не умеет (испытывает трудности) создавать фигуры людей, животных, птиц из природного материала;

– не имеет (путает) представления о деталях строительного материала;

– не сформированы (испытывает трудности) умения сооружать постройки по образцу и (или) по замыслу.

– развивать интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности;

– формировать (продолжать развивать) приемы правильно держать карандаш, кисточку;

– учить аккуратно закрашивать рисунки;

– формировать (обогащать) представления о декоративном рисовании;

– знакомить ребенка с различными изделиями народного творчества;

– развивать (закреплять) приемы лепки и использование стеки при работе с пластилином;

– учить правильно держать ножницы и пользоваться ими: резать по прямой, круглые и овальные формы путем скругления углов;

– учить составлять композиции;

– учить складывать бумагу в разных направлениях и создавать из нее игрушки;

– учить создавать игрушки из природного материала;

– формировать (закреплять) представления о деталях строительного материала;

– учить сооружать постройки по образцу, по замыслу, по схеме;

– обогащать опыт ребенка в конструкторско-модельной деятельности: строить самостоятельно, проявлять творчество, обыгрывать постройки.

Физическое развитие

– не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о здоровом образе жизни;

– не различает и (или) не называет (испытывает трудности) органы чувств, части тела;

– отсутствует потребность (находится на стадии формирования) в соблюдении навыков гигиены, опрятности;

– не знаком(а)  с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»

– не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на человека и влияние на здоровье;

– присутствуют нескоординированные движения, двигательная неловкость.

– формировать (развивать) представления о здоровом образе жизни;

– учить называть, различать органы чувств и части тела;

– развивать (закреплять) потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности;

– познакомить (закрепить) с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»;

– формировать (развивать, закреплять) представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на здоровье человека;

– развивать основные виды движения: ходьба, бег, подскоки, прыжки, бросание мяча, ловля и отбивание мяча.

5. МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙ

Источник