Индивидуальный маршрут развития ребенка в детском саду 1 младшая группа
МА ДОУ «Детский сад № 8 «Полянка»»
Индивидуальные образовательные маршруты детей
1 младшей группы .
Воспитатель: Филина С.А.
2018 –19учебный год
Пояснительная записка
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) :
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
Задачи по социально – личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуально-образовательный маршрут определяется:
государственным заказом;
потребностями и запросами родителей;
индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
возможностями ДОУ;
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
– для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
– для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которо относятся – лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;
• формирование представлений о пространстве, времени
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;
• Приемы арт – терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:
– принцип опоры на обучаемость ребенка,
– принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
– принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет “на стороне ребенка”. Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!
– принцип тесного взаимодействия и согласованности работы “команды” специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;
– принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
– принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
– принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута.
Фамилия, имя ребенка: _______________________________
Возраст: __________________
Трудности: Отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией.
Месяц Неделя | Режимные моменты | Дидактические игры, непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность с педагогом | Взаимодействие с родителями |
Январь 1 неделя | Поручение: Помочь воспитателю выбрать книгу для чтения | Работа с соленым тестом «Осьминожки» | Выход вместе с воспитателем в приемную и найти свой шкафчик | Пальчиковая гимнастика «Моя семья» |
2 неделя | Поручение :Самостоятельно найти свою обувь в приемной перед прогулкой. | Дид. Игра «Кто, как кричит»» | Помоги воспитателю посчитать детей и отметить, кто отсутствует | Порекомендовать родителям перечень игр на развитие речи |
3 неделя | Назови предметы, необходимые для НОД рисование. | Рисование ладошкой «Веселые осьминожки» | Пальчиковая игра «Прятки» | |
4 неделя | Самостоятельно подговиться ко сну и найти свою кроватку | Дид. Игра « Кто,как кричит» | Упражнение для артикуляционного аппарата «Пузырь лопнул», «Зайку приняли за волка» | Упражнение для артикуляционного аппарата «Пузырь лопнул» |
февраль 1 неделя | Прогулка «Что изменилось на участке» | Презентация о животных«Кто есть кто» | Упражнение «Покажи, как котенок молоко лакает» | Игра «В гости к нам». |
2 неделя | Сложить разбросанные игрушки по местам. | Разучивание стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол» с использование мимики лица и тела | Коммуникационная игра «Ласковое имя» | Повтор стихотворения, выученного в детском саду.. |
3 неделя | Декламирование стихотворения А. Барто « Наша Таня громко плачет» перед всей группой | Упр. Для губ «Иголочка» | Пальчиковая гимнастика «Капуста» | |
4 неделя | Навести порядок в уголке для рисования | Работа с наглядным материалом «Чего не хватает?» | Дид. Игра «Пуговицы и бантики | Игра на внимание «Чего не хватает?» |
Март 1 неделя | Учиться собирать игрушки на прогулке | Рисование пальчиком «Ласковое солнышко» | Дид. Игра на сенсорику «Чудесный мешочек» | Консультация для родителей «Адаптация ребенка в условиях детского сада» |
2 неделя | Пальчиковая гимнастика «Пальчики» | Артикуляционная гимнастика «Лягушка» | Консультация «Правильная речь родителей и в семье , и вне дома» | |
3 неделя | Экскурсия по детскому саду | Рисование «Цветы» (тампонирование) | Дид. Игра «Игрушки» | Рисуем вместе «Мама, папа, я- дружная семья» |
4 неделя | Правильно используем столовые приборы: учимся правильно держать ложку. | Дид. Игра «Професси», Артикуляционная гимнастика «Хоботок» | Пластилинография «Ласковое солнышко» |
Предполагаемый результат
1. Развитие мелкой моторики пальцев.
2. Усовершенствование устной речи ребенка, умение правильно произносить слова.
3. Развитие коммуникативных навыков.
4. Развитие сенсорного восприятия окружающего мир
Фамилия, имя ребенка: _________________________
Возраст: __________________
Трудности: ребенок болезненно и медленно адаптируется к внешней среде детского сада.
Месяц Неделя | Режимные моменты | Дидактические игры, непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность с педагогом | Взаимодействие с родителями |
Январь 1 неделя Прием детей сопровождается музыкой: А. Вивальди, «Времена года» | Самостоятельное знакомство с группой. Подготовка к дневному сну сопровождается сказкой Б. Алмазова Сказка на ночь 5, 6 | Дид. Игра «Иди ко мне». Пальчиковая игра «Кто в кулачке». | Упражнение «Давай познакомимся» | Консультация «Дружная семейка» |
2 неделя Прием детей сопровождается музыкой: Г. Гендель, Сонаты для клавира | Самостоятельное знакомство с г руппой. Подготовка к дневному сну сопровождается сказкой Б. Алмазова Сказка на ночь 7, 8 | Подвижная игра «Мяч в кругу». Игра «У Ляли в гостях». | .Игра «Сороконожка». | Консультация «А вот и я!» |
3 неделя Прием детей сопровождается музыкой: Э. Григ, «Утро» | .Знакомство на прогулке со своим участком. Чтение сказки перед сном К.И. Чуковского «Мойдодыр» | Игры «Ляля заболела», «Носик». | Подвижная игра «Парвоз» | . Консультация «Я играю целый день, мне играть совсем не лень». |
4 неделя Прием детей сопровождается музыкой: К. Дебюсси, «Маленькая сюита» | Самостоятельно подговиться ко сну. | Игры «Хоровод», «Выдувание мыльных пузырей». | Игра «Соберем игрушки». | Консультация «У меня игрушки есть, все их мне не перечесть». |
Февраль 1 неделя | Прогулка «Что изменилось на участке», чтение сказки перед сном К.И. Чуковского «Телефон». | Игры «Волшебные превращения», «Ходим — бегаем — танцуем». | Игра «Передай колокольчик». | Самодиагностика, «Какой вы родитель?» |
2 неделя Прием детей сопровождается музыкой: В. А. Моцарт, «Маленькая ночная серенада | Учимся мыть правильно руки после прогулки и перед едой. Сложить разбросанные игрушки по местам. | Игры «”Летящий” ребенок», «”Пропавший” малыш», «Пальчики». | Коммуникационная игра «Ласковое имя». | Домашнее задание: «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем…». |
3 неделя Прием детей сопровождается музыкой: В. А. Моцарт, «Маленькая ночная серенада | Подготовка к дневному сну сопровождается сказкой Б. Алмазова «Глупый бельчонок» 2 | Игры «Дождик», «Украсим Ляле бант». | Подвижная игра «Мы топаем ногами» | Домашнее задание: «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем…». |
4 неделя Прием детей сопровождается музыкой: В. А. Моцарт, Маленькая ночная сер. | Навести порядок в уголке для настольных игр | Игры «Кто как поет?», «Погремушка». | Игры «Ладошки», «Колыбельная». | Консультация для родителей «Адаптация ребенка в условиях детского сада» |
Март 1 неделя Прием детей сопровождается музыкой: К. Дебюсси, «Маленькая сюита» | Развивать навыки складывания игрушек перед обедом и сном | Рисование пальчиком «Ласковое солнышко», игра «Вместе с Мишкой» | Занятие с петушком и собачкой («Как ходит и поет петушок?Как бегает и лает собачка?») | Домашнее задание: составить осеннюю композицию дома. |
2 неделя Прием детей сопровождается музыкой: К. Дебюсси, «Маленькая сюита» | Дид. игра«Кто в гости к нам пришел?» | Игра «Кукла Катя поет и пляшет». | Игра «Приходите в гости к нам» | |
3 неделя Прием детей сопровождается музыкой: К. Дебюсси, «Маленькая сюита» | Прививаем навыки одевания после сна. | Дид. Игра «Катание куклы на машине» | Дид.игра «Одеваем куклу Катю после сна», Беседа о играх и любимых игрушках. Дети показывают какие у них есть игрушки. | Домашнее задание «Приглашаем друзей- одногруппников в гости» |
4 неделя | Готовимся к занятию по лепке. Помогаем воспитателю разложить материалы на столы. | Дид. Игра «Укладывание куклы спать» | Рисование карандашами «Солнышко и дождик». Проигрывание эмоций счастья и радости Ритуал прощания | Итоговая карта адаптации. |
Предполагаемые результаты:
- Безболезненная адаптация детей к условиям ДОУ
- Снижение заболеваемости детей во время адаптационного периода
- Повышение психического, физического уровня детей
- Формирование более тесного сотрудничества между родителями и ДОУ (участие в делах группы)
Фамилия, имя ребенка: _________________________
Возраст:______________________
Трудности: Отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией.
Месяц Неделя | Режимные моменты | Дидактические игры, непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность с педагогом | Взаимодействие с родителями |
Апрель 1 неделя | Прогулка «Что изменилось на улице с приходом осени» | Презентация о животных«Кто есть кто» | Упражнение «Покажи, как котенок молоко лакает» | Игра «В гости к нам». |
2 неделя | Сложить разбросанные игрушки по местам. | Дид. Игра «Кто, как кричит»» | Выход вместе с воспитателем в приемную и найти свой шкафчик | Пальчиковая гимнастика «Моя семья» |
3 неделя | Декламирование стихотворения А. Барто « Бычок» перед всей группой | Дид. Игра « Кто,как кричит» | Пальчиковая игра «Прятки» | |
4 неделя | Самостоятельно подговиться ко сну и найти свою кроватку | Рисование ладошкой «Веселые осьминожки» | Упражнение для артикуляционного аппарата «Пузырь лопнул», «Зайку приняли за волка» | Упражнение для артикуляционного аппарата «Пузырь лопнул» |
Май 1 неделя | Поручение: Помочь воспитателю выбрать книгу для чтения | Работа с пластилином «Осьминожки» | Помоги воспитателю посчитать детей и отметить, кто отсутствует | Порекомендовать родителям перечень игр на развитие речи |
2 неделя | Поручение: Самостоятельно найти свою обувь в приемной перед прогулкой. | Разучивание стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол» с использование мимики лица и тела | Коммуникационная игра «Ласковое имя» | Повтор стихотворения, выученного в детском саду.. |
3 неделя | Назови предметы, необходимые для НОД рисование. | Упр. Для губ «Иголочка» | Пальчиковая гимнастика «Капуста» | |
4 неделя | Навести порядок в уголке для рисования | Работа с наглядным материалом «Чего не хватает?» | Дид. Игра «Пуговицы и бантики | Игра на внимание «Чего не хватает?» |
Предполагаемый результат
1. Развитие мелкой моторики пальцев.
2. Усовершенствование устной речи ребенка, умение правильно произносить слова.
3. Развитие коммуникативных навыков.
4. Развитие сенсорного восприятия окружающего мир
Источник
Ольга Ударцева
Индивидуальный образовательный маршрут для детей первой младшей группы
№п/п Фамилия, имя ребенка Основные направления развивающей, коррекционной работы Цели, задачи развивающей коррекционной работы Методы и средства развивающей коррекцион-ной работы Основное содержание развивающей, коррекцион-ной работы Прогнозиру-емый результат
1. Васильев Дима Познание. Коммуникация. Чтение худ. литературы.
Развивать интерес к окружающему миру в процессе игр с игрушками. Развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной. Учить использовать все части речи, отвечать на вопросы взрослого. Формировать интерес к книгам и рассказам, учить слушать, следить за развитие событий, сопереживать героям произведений. Дидактичес-кие игры и упражнения, игровые ситуации, занятия, показ, пересказ.
Д. И. на формирование ЭМП «вверх-вниз», «Найди такую же игрушку» «Подбери по цвету такую же»,упражнения по развитию звуковой культуры речи»: «Тук-тук», «В лесу»; рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок из серии «Домашние животные», чтение и инсценирование сказок «Репка», «Колобок» Имеет элементарные представле-ния об окружающем мире; о цвете, величине и форме. Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы, при повторном чтении прогаваривает слова, небольшие фразы, сопереживает любимым героям.
2. Ударцев Глеб Чтение худ. литературы.
Продолжать формировать интерес к книгам и рассказам, учить слушать, следить за развитие событий, сопереживать героям произведений. Обогащать и активизировать словарь; учить добавлять слова, заканчивать фразы. Игровые ситуации, занятия, показ, пересказ.
Чтение потешек, сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, сюжетных картинок, Проявляет эмоциональ-ную отзывчивость на доступное возрасту литературно-художественное произведе-ние; с интересом рассматривает иллюстрации, может рассказать об изображен-ном.
Кривошеин Эдик Социализация.
Познание.
Коммуникация.
Чтение худ. литературы.
Развивать интерес к окружающему миру в процессе игр с игрушками. Учить соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, доброжелательно относиться к деятельности сверстника, проявлять сочувствие к человеку.
Развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной. Учить использовать все части речи, отвечать на вопросы взрослого. Формировать интерес к книгам и рассказам, учить слушать, следить за развитием событий, сопереживать героям произведений. Дидактичес-кие игры упражнения, игровые ситуации, занятия, показ, пересказ. Д. И. на формирование ЭМП, по развитию речи, «Кто что делает?» «Подбери перышко», «Высоко-низко», «Отгадай и назови», «Какой?», «Найди такую же картинку»;игровые ситуации : «стройка»«Подбери одежду», «Напечем пирожков», «Выходили утята на лужок», «Коза рогатая»; театрализованные игры;игры-опыты с водой: «Узнаем,какая вода», «Тонет или плавает»;игры-инсценировки: «стоит в поле теремок»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком»;
рассматривание иллюстраций в книгах Проявляет интерес к окружающему миру, соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, доброжелательно относится к сверстникам и их деятельности, проявляет сочувствие; имеет элементарные представления о цвете, величине и форме; Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы, при повторном чтении прогаваривает слова, небольшие фразы, сопереживает любимым героям. Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы, при повторном чтении прогаваривает слова, небольшие фразы, сопереживает любимым
Вараксин Семен Социализ.
Чтение худ. литературы.
Воспитывать доброжелательное отношение к деятельности сверстника, проявлять сочувствие к человеку, адекватно реагировать на эмоциональное состояние взрослых и детей.
Учить отвечать на вопросы взрослого. Формировать интерес к книгам и рассказам, учить слушать, следить за развитие событий, сопереживать героям произведений. Дидактичес-кие игры и упражнения, игровые ситуации, показ, пересказ. Д. И. «Плакать не надо», «Поручения», «Две руки», «По тропинке», «Перешагни через палку», «Поезд»,игровые ситуации: «Водичка-умой мое личико», «Котик простудился»,игры-инсценировки: «стоит в поле теремок»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком»;
рассматривание иллюстраций в книгах ; чтение и рассказывание любимых сказок
Казакова Вика Чтение худ. литер.
Учить испоьзовать речь в общении со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли словесно. Формировать интерес к книгам и рассказам, учить слушать, повторять за педагогом слова и строки знакомых стихов, следить за развитие событий, сопереживать героям произведений. Дидактичес-кие игры и упражнения, игровые ситуации, показ, пересказ.Чтение русских народных потешек: «Солнышко, ведрышко…», «Бежала лесочком лиса с кузовочком…», «Ладушки, ладушки…», чтение сказок «Маша и медведь», «Лис и мышонок» В. Бианки, сказка А. Барто «Девочка-ревушка», Свободно общается со сверстниками и взрослыми, игровые действия сопровождает речью. Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы, при повторном чтении прогаваривает слова, небольшие фразы, сопереживает любимым героям.
Сизенцева Арина Коммуникация. Чтение худ. литер Формировать интерес к книгам и рассказам,, учить слушать, повторять за педагогом слова и строки знакомых стихов, следить за развитие событий, учить слушать, сопереживать героям произведений, Инсценирование сказок, игровые ситуации, показ, пересказ. Рассматривание картины «Возле большого пня», «Новый год у ворот», чтение рассказа Л. Н. Толстого «Был у Пети и Миши конь», Я Тайц «Поезд», рассказывание р. н. с «Репка», Маша и медведь», разучивание стихотворений А. Барто, Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы, при повторном чтении прогаваривает слова, небольшие фразы, сопереживает любимым героям.
Источник