Индивидуальный маршрут развития ребенка средняя группа
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение-детский сад№1 «Улыбка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей закрытого административного-территориального образования п. Солнечный Красноярского края
Индивидуальные образовательные маршруты детей
2 средней группы «Почемучка»
(4-5 лет)
2016
Пояснительная записка
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
На практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
Задачи по социально – личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуально-образовательный маршрут определяется:
государственным заказом;
потребностями и запросами родителей;
индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
возможностями ДОУ;
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
– для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
– для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении:
• Интеллектуального;
• Эмоционально-волевого;
• Деятельностного;
• Нравственно-духовного.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
• развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной , сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов – лепки, аппликации, рисования);
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
• Приемы арт – терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т.д.)
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребёнка
Фамилия, имя ребенка: М.
Возраст: 4 года 6 мес.
Группа: 2 средняя группа «Почемучка»
Трудности: Отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией.
Месяц Неделя | Режимные моменты | Дидактические игры, непрерывная образовательная деятельность | Совместная деятельность с педагогом | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь 1 неделя | Прогулка «Соберем букет из листьев» | Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» | Упражнение «Дождик». Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи | Закрепить дома упражнение «Дождик» |
2 неделя | Закрепить понятия «Времена года» | Игра «В огороде у козы Лизы». Расширение словарного запаса. (Тема «Овощи».) Дифференциация овощей и фруктов. | Пальчиковая гимнастика «У Лариски — две редиски» | Порекомендовать родителям перечень игр на закрепление понятия «Времена года» |
3 неделя | Ситуативный разговор об элементарных правилах поведения. | Игра «Четвертый лишний». Развитие зрительного внимания, дифференциация овощей и фруктов по месту произрастания, по форме, по цвету. | Упражнение «Ежик и барабан». Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи | |
4 неделя | Поручение: помоги собрать игрушки. | Упражнение «Бабочка и грибок». Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов: НА, С, В, ИЗ. | Пальчиковая игра «За ягодами» | Закрепление упражнения «Бабочка и грибок» |
Октябрь 1 неделя | Поручение: помоги найти игрушку. | Упражнение «Мячик». Работа над четкостью дикции. | Пальчиковая гимнастика «Игрушки» | Предложить нарисовать радугу (закрепление основных цветов) |
2 неделя | Предложить перед сном аккуратно повесить вещи на стульчике | Упражнение «Будь внимательным». Развитие слухового внимания, речевого слуха. Увеличение словарного запаса (тема «Одежда»). Развитие зрительного внимания. Дифференциация зимней и летней одежды. | Пальчиковая гимнастика «Аленка» | Повтор стихотворения, выученного в детском саду. |
3 неделя | Упражнение «Я умею чисто мыться» | «Что перепутал художник?». Развитие зрительного внимания. | Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас?» | Закрепление пальчиковой гимнастики |
4 неделя | После сна сложить и убрать на место дорожки «здоровья» | Упражнение «Котенок и кресло». Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению предлогов НА, С, В, ИЗ. | Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире» | Предложить поупражнять в употреблении предлогов НА, С, В, ИЗ. |
Ноябрь 1 неделя | Поручение: помоги донести до участка выносной материал. | Упражнение «Большой и маленький». Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Пальчиковая гимнастика «Помощники» | Попросить рассказать, чем ребенок занимался в ДОУ |
2 неделя | Поручение: набрать снег в ведерко, для опыта-эксперимента. | Игра «Вьюга». Развитие силы голоса. | Хороводная игра «Снежная баба». Координация слова с движением, развитие творческого воображения | Предложить сделать снеговика и рассказать про него. |
3 неделя | Предложить насыпать корм в кормушку на участке. | Игра «Давайте отгадаем». Обучение отгадыванию загадок по теме «Зимующие птицы» с опорой на предметные картинки | Пальчиковая гимнастика «Кормушка» | Предложить закрепить умение отгадывать загадки |
4 неделя | Предложить разложить материал к НОД (лепка) | Упражнение «Переставь цветок». Развитие слухового внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов НА, С, СО, В, ИЗ. | Хороводная игра «Воробей». Координация речи с движением, развитие подражательности | Закрепить употребление предлогов НА, С, СО, В, ИЗ. |
Предполагаемый результат
1. Развитие мелкой моторики рук.
2. Усовершенствование устной речи ребенка, умение правильно произносить слова.
3. Развитие коммуникативных навыков.
4. Повышение самооценки.
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребёнка
Фамилия, имя ребенка: Ю.
Возраст: 3 года 11 мес.
Группа: средняя группа «Почемучка»
Трудности: Отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией
Месяц Неделя | Режимные моменты | Дидактические игры, непрерывная образовательная деятельность | Совместная деятельность с педагогом | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь 1 неделя | Предложить найти на участке самый красивый листочек. | Упражнение «Осенние листочки». Развитие длительного плавного выдоха. Закрепление знания основных цветов, названий деревьев. | Игра с мячом «Лето или осень?». Закрепление знания признаков осени, дифференциация их от признаков лета. Воспитание ловкости. Работа над произношением двусложных слов. | Закрепление знания признаков осени. |
2 неделя | Поручение: Отложить для занятия все картинки по теме «Овощи» | Упражнение «Давайте отгадаем». Обучение отгадыванию загадок об овощах. | Игра «Урожай». Координация речи с движением, расширение глагольного словаря по теме «Овощи» | Порекомендовать родителям закрепить умение отгадывать загадки. |
3 неделя | Поручение: помоги собрать игрушки. | Упражнение «Наш сад». Развитие слухового внимания. Закрепление навыков счета в пределах четырех. | Пальчиковая гимнастика «Компот» | Закрепить навыки отсчета предметов в пределах четырех. |
4 неделя | Предложить перед сном аккуратно повесить вещи на стульчике. | Игра «Брать — не брать». Увеличение словарного запаса (тема «Ягоды»), дифференциация лесных и садовых ягод, развитие слухового внимания. | Игра «Ягодка-малинка». Координация речи с движением, развитие творческого воображения | Увеличение словарного запаса по теме «Ягоды» (дифференциация лесных и садовых ягод) |
Октябрь 1 неделя | Прогулка «Что изменилось на участке» | Упражнение «Один и два». Совершенствование грамматического строя речи, согласование числительных один и два с существительными — названиями игрушек. | Упражнение «Лошадка». Развитие творческого воображения | Упражнение для артикуляционного аппарата «Лошадка» |
2 неделя | Поручение: Наведи порядок в кукольном уголке. | Упражнение «Посмотри и назови». Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению имен существительных по теме «Одежда» в форме единственного и множественного числа. | Пальчиковая гимнастка «Гномики-прачки» | Закрепить пальчиковую гимнастку «Гномики-прачки» |
3 неделя | Закрепить умение правильно обуваться. | «Давайте отгадаем». Обучение отгадыванию загадок про обувь. | Диалог «Сапожник». Работа над общими речевыми навыками: интонационной выразительностью речи, четкостью дикции | Закрепить умение отгадывать загадки. |
4 неделя | Поручение: помочь накрыть на столы к обеду. | Игра «Будь внимательным». Развитие слухового внимания, речевого слуха. Расширение словарного запаса (тема «Мебель»). Развитие зрительного внимания. | Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире» | Закрепить пальчиковую гимнастику «Много мебели в квартире» |
Ноябрь 1 неделя | Поручение: помоги собирать игрушки после прогулки. | Упражнение «Чего не хватает?». Развитие зрительного внимания. Расширение словаря (тема «Посуда»). Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных в родительном падеже. | Игра «Посуда». Координация речи с движением, закрепление в речи относительных прилагательных | Предложить закрепить в речи относительные прилагательные. |
2 неделя | Ситуативный разговор «Во что хочешь играть?» | Игра «Давайте отгадаем». Обучение отгадыванию загадок по теме «Зима» | Пальчиковая гимнастика «Снежок» | Консультация для родителей «Адаптация ребенка в условиях детского сада» |
3 неделя | Предложить насыпать корм в кормушку на участке. | Упражнение «Кого не стало?». Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже. | Подвижная игра «Снегири». Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи | Предложить понаблюдать : кто прилетел в кормушку. |
4 неделя | Предложить опрыскать цветы в уголке природы. | Упражнение «Чего не хватает?». Развитие слухового внимания, речевого слуха. Расширение словарного запаса (тема «Комнатные растения»). Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных в родительному падеже, множественном числе. | Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять» | Предложить рассмотреть и рассказать какие растения есть дома. |
Предполагаемый результат
1. Развитие мелкой моторики рук.
2. Усовершенствование устной речи ребенка, умение правильно произносить слова.
3. Развитие коммуникативных навыков.
4. Повышение самооценки.
Источник
«Детский сад № 22» г. Щекино
Индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка: Вани С..
Индивидуальный план работы на основе первичного обследования рассчитан на 7 месяцев.
Индивидуальный образовательный маршрут – документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги воспитателей, специалистов и родителей в организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Причины: ребенок отстает в физическом развитии , недостаточный уровень развития общей и мелкой моторики, координации движений, двигательной произвольности, зрительно-моторной координации, слабо развиты навыки самообслуживания, нет интереса к познавательной деятельности во время работы в коллективе, нуждается в индивидуальном подходе, имеются затруднения в правильном произношении звуков, мало активен в игре со сверстниками.
В непосредственной образовательной деятельности при фронтальной форме проведения медленно включается в работу, не всегда понимает словесное задание, слабо развиты навыки продуктивной деятельности.
Цель – купирование трудностей, сопровождающих образовательный процесс и развитие личностных особенностей воспитанника.
Задачи маршрута сопровождения.
• развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств ребенка;
• проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с воспитанником;
• оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
Имя ребенка:
Ваня С.
Возраст:
4 года
Группа:
Средняя «Б»
Воспитатель:
Задирака Л.В.
Месяц,
неделя
Режимные моменты
Дидактические игры, НОД
Совместная деятельность с педагогом
Взаимодействие с родителями
Октябрь,
1 неделя
Помогать товарищам собирать игрушки на прогулке.
Работа с пластилином «Колобок»
Помоги воспитателю посчитать детей и отметить, кто отсутствует.
Консультация «Лепим из пластилина дома»
2 неделя
Поручение: самостоятельно одеться на прогулку, правильно обуться
Д/и «Кто как кричит?»
Чтение сказки перед сном К.И. Чуковского «Телефон».
Порекомендовать родителям перечень игр на развитие речи.
3 неделя
Учить правильно мыть руки, пользоваться своим полотенцем.
Рисование ладошкой «Веселые осьминожки».
Пальчиковая игра «Заготавливаем капусту».
Впечатления от игры ребенка.
4 неделя
Самостоятельно подготовиться ко сну и надеть свою пижаму.
- Д/у «Пройди, не упади» – ходьба по наклонной дорожке
Упражнение для артикуляционного аппарата «Пузырь лопнул».
Интервью «У меня игрушки есть…».
Ноябрь,
1 неделя
Поручение: помоги приготовить материалы для занятия по ИЗО
Д/и «Подбери картинку» – сравнивать и группировать предметы по признакам.
Упражнение «Покажи, как котенок молоко лакает».
Самодиагностика «Какой вы родитель?»
2 неделя
Сложить разбросанные игрушки по местам.
Разучивание стихотворения В. Берестова «Бычок» с использование мимики лица и тела.
Коммуникационная игра «Кот по имени Щекот».
Повтор стихотворения, выученного в детском саду.
3 неделя
Навести порядок в уголке настольных игр
Упражнение для метания «Кольцеброс»
Игровой массаж «Котик Барсик умывался»
Домашнее задание: «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем…».
4 неделя
Правильно используем столовые приборы: учимся правильно держать ложку.
Д/и «Веселые человечки» – раскладывать желуди, каштаны, шишки по группам.
Игра «Передай колокольчик».
Беседа «Как помочь ребенку запомнить стихотворение»
Декабрь,
1 неделя
Учить самостоятельно одевать зимнюю одежду.
Рисование тычком сухой кистью «Снег, снежок».
Д/и «Чудесный мешочек»
Консультация для родителей «Как приучить ребенка к самостоятельности».
Месяц,
неделя
Режимные моменты
Дидактические игры, НОД
Совместная деятельность с педагогом
Взаимодействие с родителями
2 неделя
Назови предметы, необходимые для НОД рисование.
Считалочка для пальчиков.
Артикуляционная гимнастика «Лягушка»
Домашнее задание: нарядить елку, изготовить елку из бросового материала.
3 неделя
Речедвигательное упражнение «Веселая повторялка»
Настольная игра «Золушка» – разобрать крупу по отделениям.
Коммуникационная игра «Ласковое имя».
Консультация «Правильная речь родителей в семье и вне дома»
4 неделя
Беседа «Подарки от Деда Мороза».
Аппликация «Кто в гости к нам пришел?»
Артикуляционная гимнастика «Хоботок».
Памятка для родителей «Как провести праздничные дни»
Январь,
1 неделя
Экскурсия по детскому саду.
Д/и «Назови профессию».
Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Рисуем вместе «Мама, папа, я – дружная семья».
2 неделя
Подвижная игра «Мы топаем ногами».
Игровой массаж «Ежата» (с массажным мячом)
Артикуляционная гимнастика «Бегемотик», «Качели».
Беседа с родителями «Режим ребенка в детском саду и дома».
3 неделя
Разучивание скороболтушки «Вилкой мы едим сосиски, макароны и редиску»
С/р игра «Больница».
Игры с прищепками «Колючки для ежа», «Ветки на елке».
Консультация «Как читать книжки вместе»
Февраль,
1 неделя
Спонтанный танец «Потанцуем вместе с другом» – снятие мышечного напряжения.
Игры «Назови фигуру»,«Выложи медведя из геометрических фигур».
Чтение сказки перед сном С. Маршака «Глупый мышонок ».
Порекомендовать родителям перечень логопедических игр.
2 неделя
Беседа «Чем занимается папа дома. С папой я люблю…».
Упражнение«Застегни одежду» (на пуговицы, липучку, молнии).
«Попади в корзину» – метание мяча.
Домашнее задание: приготовить с мамой подарок для папы.
3 неделя
Готовимся к занятию по лепке: помогаем воспитателю разложить материалы на столы.
Раскрашиваем вместе с другом «Летят самолеты».
Артикуляционная гимнастика «Блины» «Вкусное варенье».
Памятка для родителей «Безопасность детей дома и на улице».
4 неделя
«Давай вместе споем!» (разученные ранее песни)
Упражнение «Помоги развесить одежду» (прищепки).
Пальчиковая гимнастика «Повторялки»
Домашнее задание: приготовить с папой подарок для мамы.
Март,
1 неделя
Упражнение «Не боимся мы воды».
Д/у «Опиши любимую игрушку».
Пластилинография «Цветочек для мамы».
Беседа «Воспитываем добротой».
Месяц,
неделя
Режимные моменты
Дидактические игры, НОД
Совместная деятельность с педагогом
Взаимодействие с родителями
2 неделя
Правильно пользуемся носовым платком.
Д/и «Скажи одним словом»
Упражнение «Собери бусы для мамы».
Консультация «Настольные игры для дома».
3 неделя
Научи товарища играть в игру «Найди контур».
Лепка «Ласковое солнышко».
Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Змея»
Учим дома скороговорки.
4 неделя
Игра «Поздоровайся по-разному».
Д/и «Фигуры из палочек».
Пальчиковая гимнастика с шестигранным карандашом «Наши ручки».
Беседа с родителями «Авитаминоз. Витамины весны».
Апрель,
1 неделя
Упражнение «Проведи героя по дорожке».
Игра «Приглашение в гости». Создание и решение проблемных ситуаций.
Совместное творчество (в паре с воспитателем договориться и раскрасить картинку).
Создание речевого альбома «Копилка
слов и звуков».
2 неделя
Самостоятельно ухаживать за одеждой, устранять непорядок в своем внешнем виде.
Д/и «Повтори за мной».
Драматизация сказки «Теремок».
Вместе убираем на участке.
3 неделя
Упражнение «Позови товарища».
С/р игра «Путешествие в лес».
Игры «Волшебные превращения», «Ходим — бегаем — танцуем».
Консультация «Советы логопеда».
4 неделя
Учиться собирать игрушки на прогулке.
Рисование «Цветы» (тампонирование).
Пальчиковая гимнастика «Цветы».
Анкетирование «Успехи ребенка».
1. Повышение физического, психического уровня ребенка.
2. Развитие мелкомоторных движений, пространственной координации.
3. Усовершенствование устной речи ребенка, умение правильно произносить слова.
4. Развитие навыков продуктивного взаимодействия с детьми и взрослыми.
5. Развитие сенсорного восприятия окружающего мира.
6. Формирование более тесного сотрудничества между родителями и ДОУ.
Источник