Индивидуальный маршрут развития ребенка составленный психологом
Индивидуальный образовательный
маршрут развития ребенка
2015-2016 учебный год
Воспитатель: Ерлыченко Г.Ю.
старшая группа
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка
ОБЩИЕ ДАННЫЕ:
Ф.И.О. ребенка | Кирилл К. |
Возраст | 5 лет |
Сведения о семье | Семья полная, 1 ребенок. |
Мать (ФИО, образование) | Екатерина Ивановна К., образование: высшее, возраст: 33 года |
Отец (ФИО, образование) | папы: ВикторРоманович К., образование: высшее, возраст: 35 лет |
Воспитатели (ФИО): | Ерлыченко Г.Ю. |
Анализ развития ребенка:
Раздел «Соматическое здоровье»: 2 группа здоровья; часто болеет; слабый аппетит, дневной сон в норме.
Раздел «Особенности моторной сферы»:
Общая моторика: норма, темп средний. Ведущая рука: левша.
Раздел «Характеристика познавательной сферы ребенка»:
Характеристика внимания: во время занятий не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться; постоянно отвлекается; не способен длительно сосредотачиваться на каком-либо деле старателен и аккуратен в выполнении заданий.
Характеристика памяти: медленно запоминает и быстро забывает, тяжело дается заучивание стихотворений, пересказывая содержание сказки, рассказа, привносит вымышленные заимствования (то чего нет в тексте), концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания, преобладающий вид памяти: зрительная.
Характеристика мышления: плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над и т.д.; не осуществляет простейшие классификации по образцу или слову по разным основаниям (кто, где живет? Кто летает, а кто бегает? и т.д.; слабо подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала; сформированность временных представлений в рамках программного материала (знание частей суток, дней недели, времен года, их последовательности, явлений природы (определение по картинке называние по признакам)
Сформированность навыков рисования: в норме.
Сформированность элементарных математических представлений:
Количество и счет: слабо дифференцирует понятия «один-много», не владеет количественным счетом в пределах программного материала, не знает элементы знаковой символики (, +, – ,=), не владеет составом числа первого десятка, не решает примеры в пределах программного материала.
Восприятие цвета: различает цвета, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету.
Восприятие формы: группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объемные), соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме.
Временные представления: слабо ориентируется во времени суток и последовательности названия дней недели.
Пространственные представления: пространственные представления не сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади), использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве.
Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, работает медленно и слабо принимает направляющую помощь; преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: переживает и нервничает, обращается к воспитателю.
Характеристика речи ребенка:
Звуковая сторона речи: в пределах возрастной нормы.
Словарь: норма.
Грамматический строй речи: сформирован.
Связная речь: требует дальнейшего развития; характер предложений (сложные), умеет отвечать на вопросы взрослых полной фразой, умеет строить предложения по демонстрации, пересказать сказку, рассказ, рассказать стихотворение; возможен диалога.
Характеристика деятельности:
Навыки самообслуживания: может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет убирать свои вещи и постель.
Игровая деятельность: есть интерес к игрушкам, любимые игры, понимает правила игры, выполняет их, редко вносит изменения в содержание игры
Конструктивная и графическая деятельность: умеет правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков
Основные трудности, отмечаемые в общении: трудностей нет; умеет поддерживать игру, но предпочитает быть в одиночестве.
Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, есть в наличие инициатива, уступчив, наблюдается пассивность в процессе общения с детьми; поведение: спокойное, адекватное ситуации; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям; склонность прийти на помощь, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание.
Особенности эмоционально-волевой сферы: преобладающее настроение: доброжелательный, спокоен, уравновешен.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута Кирилла К.:
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника и социально – личностного развития.
Задачи по социально – личностному развитию ребенка:
- Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка.
- Организовать единую систему работы педагогов, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию их ребенка.
- Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
- Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).
Методы, используемые в работе:
- Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания.
- Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций).
- Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения).
- Приемы арт – терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия).
- Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).
При разработке индивидуального маршрута использую на следующие принципы:
– принцип опоры на обучаемость ребенка,
– принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития,
– принцип соблюдения интересов ребенка,
– принцип тесного взаимодействия и согласованности работы “команды” специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации),
– принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы,
– принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Организация индивидуального сопровождения ребенка Кирилла К.
Месяц | Направление | содержание |
сентябрь | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | «Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня. |
«Использование метода коллекционирования» содействует возникновению общения, совместных игр. | ||
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуация. | |
Коллективные работы по изобразительной деятельности. | ||
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т.п. | |
Развитие игровой деятельности | Побуждать включаться в совместные со взрослым и сверстниками игры, предлагать несложные сюжеты для игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов | |
октябрь | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Чтение художественной литературы; |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Продолжать формировать представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах) | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | «Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни. | |
Развитие игровой деятельности | В театрализованных и режиссерских играх разыгрывать ситуации по несложным сюжетам (из мультфильмов, сказок), используя игрушки, предметы и некоторые (1-2) средства выразительности – жесты, мимику, интонацию | |
Ноябрь | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Развивать эмоциональную отзывчивость – проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»; | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | «Сочинение творческих рассказов о себе», о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками. | |
Развитие игровой деятельности | Сюжетно-ролевые – игры | |
Декабрь | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Дидактические игры («Правда или нет»). |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Развивать эмоциональную отзывчивость – проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», | |
Развитие игровой деятельности | Развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»; | |
Февраль | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» – «щедрость» и др.) |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Подготовить методические рекомендации для родителей: «Использование песка и воды в коррекции эмоционально-волевой и социальной сферы детей среднего возраста», «Как играть с гиперактивными детьми» и другие. | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков. | |
Развитие игровой деятельности | Дидактические и подвижные коллективные игры | |
Март | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. («Как мы отдыхали на даче», «Как мы возводили снежный городок») |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Трудовая деятельность (различные виды труда). | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Игры драматизации. | |
Развитие игровой деятельности | Коллективные мероприятия (праздники, посадка лука в группе) | |
Апрель | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова» |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Учить распределять роли между партнерами по игре, отбирать необходимые для игры атрибуты, предметы, игрушки использовать их в соответствии с ролью. | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения» | |
Развитие игровой деятельности | Устанавливать положительные взаимоотношения в игре, считаться с интересами других детей, позитивно разрешать споры и конфликтные ситуации | |
Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Сочинение творческих рассказов о себе, о своей семье с последующим составлением книг и оформлением рисунками. | |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Коллективные мероприятия (изготовление поделок из природного и бросового материала). | |
Развитие игровой деятельности | Игра-тренинг «Через стекло», элементы сказко-терапии. | |
Май | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат») |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных понятия (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» – «щедрость» и др.) | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Специальные игры на общение «Секрет» | |
Развитие игровой деятельности | Совместные игры |
Источник
Татьяна Игошина
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанников ДОУ
1. Сведения о ребёнке
Ф. И. ребёнка ___
Шифр ___ Возрастная группа ___
Дата рождения ___
2. Социальная характеристика семьи.
Мать ___
Отец ___
Категория семьи – благополучная/неблагоп., полная/неполная, СПК, многодетная, одинокая мама, опекаемый ребенок.
Степень участия в воспитании: большую роль в воспитании ребёнка играет участие мамы. Мама проявляет чрезмерную опеку.
3. Запрос родителей / воспитателя/ педагога (нужное подчеркнуть)
4. Самотическое здоровье: группа здоровья I/II/III, частоболеющий/редко болеет, страдает энурезом и т. д.
5. Особенности моторной сферы: общая моторика в норме, ручная моторика в номе, ведущая рука – правая.
6. Характеристика познавательной сферы ребенка:
– внимание – преобладает непроизвольное внимание, переключение нормальное, маленький объем внимания.
– восприятие – раннее различение цветов и оттенков (с 2 лет) и формы (2 года, нарушенное вкусовое восприятие (выраженная избирательность к еде). Выраженный интерес к форме и цвету.
– память – хорошо развитая, преобладает зрительная память. Непроизвольное запоминание. Сохранение информации длительное. Воспроизводит неполно, непоследовательно. Ассоциативная, опосредованная память неразвита.
– мышление – соотносит предметы с их функциональным значением. Обобщение по функциональным признакам отсутствует. Операцию сравнения не производит, сравнивает только по наводящим вопросам. Выстраивает сюжетный ряд из 3-х картинок с помощью взрослого. Понимание сюжетов со скрытым смыслом, метафор отсутствует. Самостоятельно не улавливает причинно-следственные связи, логического объяснения не дает. Наглядно-действенное мышление. Обращается за помощью, принимает помощь и совместные действия со взрослым. Слабость регуляции произвольной деятельности, недостаточная целенаправленность, несформированность функции самоконтроля.
7 Личностные особенности ребенка
Особенности поведения: игровая деятельность стереотипная, совместная игра со сверстниками отсутствует, нарушения коммуникативного поведения. Самоагрессия, агрессия как форма реагирования на требование. Не понимает эмоциональное состояние другого человека.
Имеющиеся знания: уровень восприятия информации – низкий. В тоже время отмечается, что ребенок имеет определенный объем знаний по образовательным областям: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Уровень адаптивного поведения: Отсутствуют навыки социализации. Навыки коммуникации сформированы частично.
8. Долгосрочная цель сопровождения
Формирование устойчивого интереса ребенка к познавательной мыслительной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения.
9. Задачи:
– Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей
Егора К. и его развития в соответствии с требованиями образовательной Программы ДОУ.
10. Группа сопровождения
Родители: ___
Воспитатель___
Другие ___
11. Координатор (Ф. И. О)
Педагог-психолог Игошина Татьяна Сергеевна
12. План психолого – педагогического сопровождения:
Содержание работы Форма работы Сроки Ожидаемые результаты
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика: Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание) Наблюдения
Тесты
Методики
Сентябрь – декабрь Выявили проблемы в развитии личности ребенка и их причины
Исследование эмоциональных процессов
Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)
Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)
Диагностика познавательного и речевого развития, социально – коммуникативного
Взаимодействие с педагогами
Консультирование педагогов на темы:
-«Игры и упражнения на развитие интеллектуальных способностей»
-«Создание условий для социально – коммуникативного развития младших дошкольников»
– «Системность речевых игр и упражнений в режимных моментах для детей младшего дошкольного возраста»
Беседы
Консультации
Круглый стол
1 раз в квартал
Информирование о результатах диагностических исследований
Повышаем уровень педагогической компетентности по решению данной проблемы
Создаем условия для психолого-педагогического сопровождения ребенка
Взаимодействие с семьёй
«Как развивать успешность ребенка»
«Словесные формы позитивной оценки действий ребёнка» Беседы
Консультации (по мере необходимости)
Круглый стол
Совместные занятия с ребенком 1 раз в месяц Психолого-педагогическое просвещение родителей
Создание дома индивидуальных условий для интеллектуального развития
Поддержание интереса ребёнка, поощрение
Индивидуальная работа с воспитанником
– «Социально – коммуникативное развитие»;
– «Познавательное развитие»;
– «Речевое развитие».
Игры и упражнения
Беседы
Задания Октябрь –
Апрель
Способствовали социально-коммуникативному, познавательному и речевому развитию через цикл мероприятий, игр и упражнений
Развитие позитивной самоидентификации
Закрепление знаний, умений и навыков
Оценка промежуточных результатов Методики
Тесты
Опросы Декабрь Постановка
дальнейших
целей и задач
Объективное отслеживание уровня интеллектуального развития ребенка
Исходящая диагностика Методики
Тесты
Опросы Апрель Трудности преодолены, развитие ребенка соответствует возрастным и психологическим нормам
13. Рекомендации воспитателю___
14. Рекомендации инструктору по физ. культуре ___
15. Рекомендации родителям ___
16. Критерии оценки:
В начале цикла занятий ___
В середине цикла занятий ___
Критерии оценки эффективности проведенной работы ___
Источник