Индивидуальный маршрут развития ребенка со сложным дефектом

Индивидуальный маршрут развития ребенка со сложным дефектом thumbnail

Индивидуальный образовательный маршрут

в группе детей со сложной структурой дефекта

В детском саду компенсирующего вида, как правило, реализуется программа, направленная на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции и социальной адаптации, которая разрабатывается на основе Примерной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). Компенсирующий вид учреждения подразумевает адаптацию данной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, со сложными дефектами, ТНР или нарушениями зрения или слуха).

В структуре программы, используя нормативно-правовую базу РФ, реализуются такие нормативные документы, как ФГОС ДО (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17.10.2013г); Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. Письмо от 20.11.2014г №851, а также, примерные образовательные программы дошкольного образования, представленные на сайте ФИРО.

Так же, каждое учреждение руководствуется собственным локальным актом ДОУ «Положением О рабочей программе педагога ГБДОУ»

Современная система дошкольного образования определяет приоритетные задачи построения адекватной системы психолого – педагогического сопровождения, воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Главным является возможность выбрать индивидуального образовательного маршрута для каждого ребёнка вне зависимости от его физических и других возможностей.

Группу детей «со сложными дефектами», в которой я работаю, посещают разновозрастные дети (от 3-7 лет), с разными нарушениями развития, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи. Главным в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психофизических возможностей. В соответствии с рабочей программой, коррекционное направление работы является приоритетным. Все педагоги под руководством учителя-дефектолога занимаются коррекционно-развивающей работой. Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: детей, дефектолога, воспитателя и родителей.

Особенностью нашего детского сада является осуществление коррекционно-образовательной работы по следующим направлениям: познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, конструирование); речевое развитие; социально-коммуникативное развитие (игровая деятельность); физическое развитие (развитие общей и мелкой моторики).

Поэтому индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь развития ребенка, компенсации его трудностей в обучении и адаптации в социуме, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка.

В нашем детском саду процесс проектирования индивидуального образовательного маршрута начинается с заседания психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), организованного для осуществления сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии и/или состоянии декомпенсации.

Таким образом, Индивидуальный образовательный маршрут, является проектом оказания обучающимся психолого-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

В содержании ИОМ мы отмечаем динамику развития и эффективности рабочих программ, определяем формы организации коррекционных занятий (индивидуальные, подгрупповые, групповых); определяем состав детей для подгрупповой работы, для индивидуального сопровождения; определяем необходимость индивидуальной коррекции режимных моментов, назначение сопровождающих, особенности сопровождения ребенка для обеспечения охраны его жизни и здоровья, специфику использования реабилитационного оборудования, работы с тренажером Гросса и другие аспекты.

При возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, при отсутствии динамики и/или значительном регрессе в развитии ребенка, как и при положительной динамике и преодолении отклонений в развитии – мы отмечаем прогноз освоения программы группы, направление ребенка на внутренний ПМПк для конкретизации условий получения образования;

Универсального рецепта создания ИОМ не существует, т.к каждое учреждение в его создании ориентируется на контингент детей, родителей и педагогов, способных этот маршрут составить и реализовать.

Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, т. е. носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период дошкольного детства сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

Читайте также:  Развитие личности ребенка средствами музыкального искусства

ИОМ ребенка является путем создания условий, способствующих гармоничному развитию и социализации дошкольника, с учетом его актуальных возможностей и имеющихся ресурсов, для успешной реализации которого педагогам необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. Т.к. реализуя ИОМ важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.

Если вы — папа “особого” малыша

  • Помните: вы необходимы семье. Без вас жизнь ребенка (детей) и жены значительно осложнится, а многие виды лечения и реабилитации больного крохи могут оказаться и вовсе недоступными. Не бросайте своих близких в беде — сейчас вы нужны им как никогда!
  • Говорите с женой о своих чувствах. Не бойтесь рассказать ей о горе, страхе или чувстве вины, которые терзают вас. Станет легче, а разделенные переживания помогут вам с супругой почувствовать себя “одной командой”.
  • Принимайте участие в уходе за ребенком, в его воспитании, в решении повседневных проблем. Возможно, поначалу вы будете чувствовать себя неловким и неумелым рядом с женой — это пройдет.
  • Участвуйте в решении бытовых и организационных проблем, чтобы у супруги было время отдохнуть и восстановить силы. В конечном счете, это поможет и вам: доведенная до измождения переживаниями и трудностями женщина вряд ли сможет уделять время и внимание мужу.
  • Не забывайте о том, что вы — муж и жена, а не только родители “особого” малыша. Вы по-прежнему любящие друг друга люди — и напоминать об этом супруге придется вам, поскольку у матерей есть склонность полностью погружаться в проблемы ребенка.
  • Ищите тех, кто знает, каково вам приходится. При многих организациях, оказывающих помощь детям с особенностями развития, есть родительские клубы — туда ходят не только матери, но и отцы. Общение с другими папами “особых” малышей даст вам возможность разделить свои чувства с людьми, которые их наверняка поймут.

Источник

Краткое описание документа:

        Рабочая  программа  по  развитию  детей  с  задержкой  психического развития (сложной  структуры  дефекта)   детей  5 – 7  лет  «Индивидуальный  маршрут»   разработана  в  соответствии  с  « Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  дошкольного образования». Рабочая  программа  по  развитию  детей  с  задержкой  психического развития подготовительной  группы  обеспечивает  разностороннее  развитие  детей  в  возрасте  от   5  до  7  лет  с  учетом  их  возрастных  и  индивидуальных  особенностей .

      Реализуемая   программа  строится  на  принципе  индивидуально-дифференцированного  похода  и  личностно-развивающего  характера  взаимодействия   педагога  с  детьми.

       Данная  программа  разработана  в  соответствии   со  следующими   нормативными  документами:

·         Конституция  РФ,  ст. 43,72;

·         Конвенция  о  правах   ребенка ( 1989г.);

·         Закон  РФ  «  Об  образовании»;

·         Типовое положение  ДОУ;

·         СанПин 2.4.1.3049-14;

·         Устав   ГБОУ  школа  № 1191 ДО

·         ФГОС   ДО

      Речь –  это важнейшее  средство человеческого общения, познания действительности, является  необходимым условием воспитания и обучения. Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

        Рабочая  программа  по  развитию  детей  с  задержкой  психического развития (сложной  структуры  дефекта)   детей  5 – 7  лет  «Индивидуальный  маршрут»   разработана  в  соответствии  с  « Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  дошкольного образования». Рабочая  программа  по  развитию  детей  с  задержкой  психического развития подготовительной  группы  обеспечивает  разностороннее  развитие  детей  в  возрасте  от   5  до  7  лет  с  учетом  их  возрастных  и  индивидуальных  особенностей .

      Реализуемая   программа  строится  на  принципе  индивидуально-дифференцированного  похода  и  личностно-развивающего  характера  взаимодействия   педагога  с  детьми.

       Данная  программа  разработана  в  соответствии   со  следующими   нормативными  документами:

Читайте также:  Рост и развитие ребенка в младшем школьном возрасте

·         Конституция  РФ,  ст. 43,72;

·         Конвенция  о  правах   ребенка ( 1989г.);

·         Закон  РФ  «  Об  образовании»;

·         Типовое положение  ДОУ;

·         СанПин 2.4.1.3049-14;

·         Устав   ГБОУ  школа  № 1191 ДО

·         ФГОС   ДО

      Речь –  это важнейшее  средство человеческого общения, познания действительности, является  необходимым условием воспитания и обучения. Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Источник

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в психоречевом развитии,

в подготовительной группе МБДОУ «Детский сад «Тополек» с. Чапаево

1. Сведения о ребёнке

– Ф. И. ребёнка – Вася З.

– Дата рождения – 18.05.2011 г.

– Ребенок поступил в МБДОУ из семьи.

2. Социальная характеристика семьи.

– Мать – безработная, имеет среднее неполное образование.

– Отец – постоянного места работы не имеет

– Есть старшие сестра и брат – школьники

– Статус семьи – неблагополучная.

– Степень участия в воспитании: мало занимаются воспитанием ребенка.

– Характер взаимоотношений родителей с ребенком – попустительское отношение родителей к воспитанию.

– Условия проживания, условия быта – семья из четырех человек проживает в отдельной двухкомнатной квартире. У ребенка нет отдельной комнаты, хороших условий для полноценного развития нет.

3. Соматическое здоровье: группа здоровья II, частоболеющий простудными заболеваниями, имеет общее недоразвитие речи (3 уровня), дневной сон хороший, быстро засыпает; аппетит отличный.

4. Особенности моторной сферы: общая моторика в норме, отмечается недостаточность мелкой моторики: карандашом, ножницами владеет с напряжением, ведущая рука – правая.

5. Характеристика познавательной сферы ребенка:

– внимание – недостаточно устойчивое, преобладает непроизвольное внимание, недостаточная концентрация внимания на существенных признаках.

– восприятие – Зрительное и слуховое восприятие в норме, страдает восприятие пространственных отношений: имеет нечеткие представления о правой и левой руке, понятиях «спереди», «сзади»…

– память – недостаточно хорошее запоминание. Слуховая память развита хуже чем зрительная. Произвольная память слабая – учит долго, плохо запоминает, быстро забывает.

– мышление – Словесно-логическое мышление развито недостаточно. Операциями анализа и синтеза владеет слабо. Видит лишний предмет, но дает своеобразное обоснование. Не всегда верно может обосновать свои ответы. Выделяет существенные признаки только с помощью взрослого.

6. Личностные особенности ребенка

Особенности поведения: Обучаемость низкая. Не всегда понимает учебные задания, указания, инструкции педагога. Помощь принимает и активно использует, на замечания реагирует адекватно. К игрушкам проявляет избирательный интерес, в игре все предметы использует в соответствии с их  функциональным назначением.

Имеющиеся знания: Уровень овладения общеобразовательной программой – низкий. Запас общих сведений об окружающем отстает от возрастной нормы. Сформированность навыков рисования – слабая. Сформированность элементарных математических представлений – знает счет до 20, но не соотносит число с количеством, не умеет сравнивать числа. Знает некоторые буквы. Временные и пространственные  представления не сформированы.

Уровень адаптивного поведения: Активный, легко вступает в контакт. Навыки коммуникации, самообслуживания сформированы.

Характеристика речи ребенка: владеет развернутой фразовой речью с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Отношение к занятиям НОД: работает медленно, не доводит начатое дело до конца, требует помощи педагога,  затруднения, возникающие в процессе деятельности, не стремится преодолеть, бросает работу.

7. Долгосрочная цель сопровождения:

Создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей, формирование устойчивого интереса ребенка к познавательной мыслительной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения.

8. Задачи:

– Разработать совместно с семьёй и педагогами план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии в соответствии с индивидуальными возможностями и требованиями образовательной программы МБДОУ.

Читайте также:  Статья выготского проблема культурного развития ребенка

9. Группа сопровождения

Родители: мама, папа.

Педагоги: старший воспитатель, воспитатель в группе, музыкальный руководитель, учитель-логопед.

10. Координатор: воспитатель Никулина Тамара Петровна.

11. Организация работы (примерный перечень содержания работы с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)

Получение образования (программа обучения) в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Тополек» с. Чапаево.

12. Срок реализации индивидуальной программы развития – 2017-2018 учебный год.

13. План психолого – педагогического сопровождения:

Содержание работы

Форма работы

Сроки

Ответственные

1

Установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.

Беседа и анкетирование родителей

Сентябрь

воспитатель Никулина Т.П.,

старший воспитатель

2

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание)

наблюдения, тесты, диагностики

Сентябрь

Январь

Май

воспитатель Никулина Т.П.,

старший воспитатель

учитель-логопед

3

Исследование эмоциональных процессов

наблюдения, тесты, диагностики

Сентябрь

Декабрь

Май

воспитатель Никулина Т.П.,

старший воспитатель

4

Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)

наблюдения, тесты, диагностики

Сентябрь

Декабрь

Май

воспитатель Никулина Т.П.,

учитель-логопед

5

Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)

наблюдения, тесты, диагностики

Сентябрь

Декабрь

Май

воспитатель Никулина Т.П.,

учитель-логопед

6

Диагностика познавательного и речевого развития, социально – коммуникативного

наблюдения, тесты, диагностики

Сентябрь

Декабрь

Май

воспитатель Никулина Т.П.

учитель-логопед

7

Информирование о результатах диагностических исследований

Сентябрь

Декабрь

Май

воспитатель Никулина Т.П.,

старший воспитатель

8

Взаимодействие с педагогами

Индивидуальные беседы

Консультации

1 раз в квартал

Старший воспитатель

9

Создание условий для психолого-педагогического сопровождения воспитанника

сентябрь

Администрация сада, педагоги

10

Заполнение индивидуальной карты развития

1 раз в месяц

воспитатель Никулина Т.П.,

старший воспитатель

11

Взаимодействие с семьёй. Психолого-педагогическое просвещение родителей

Консультации, беседы

1 раз в месяц

воспитатель Никулина Т.П.,

учитель-логопед

старший воспитатель

12

Поддержание интереса ребёнка, поощрение

постоянно

Родители, воспитатели

13

Создание дома индивидуальных условий для развития.

сентябрь

Родители

14

Индивидуальная работа с воспитанником по

образовательным областям:

– «Социально – коммуникативное развитие»;

-«Познавательное развитие», «Речевое развитие»;

НОД, индивидуальные занятия, беседы

постоянно

Воспитатель, учитель-логопед

15

Перспективное планирование индивидуальной работы по разделам с учетом результатов в индивидуальной карте развития

Игры и упражнения

сентябрь

воспитатель Никулина Т.П.,

старший воспитатель

учитель-логопед

16

Развитие восприятия (сенсорных эталонов)

 Игры и упражнения направленные на развитие пространственного восприятия, восприятия  времени

Ежедневно

Воспитатель Никулина Т.П.

Учитель-логопед Гуляева Я.А.

17

Развитие внимания

Игры и упражнения направленные на развитие объема внимания, концентрацию и устойчивость внимания

Ежедневно

Воспитатель Никулина Т.П.

Учитель-логопед Гуляева Я.А.

18

Развитие памяти

Игры, упражнения для развития слуховой и зрительной памяти

Ежедневно

Воспитатель Никулина Т.П.

Учитель-логопед Гуляева Я.А.

19

Развитие мышления

Задания направленные на развитие мыслительных операций: обобщения, анализ, синтез, сравнение

Ежедневно

Никулина Т.П.

Учитель-логопед Гуляева Я.А.

20

Развитие речи

Логопедические занятия и занятия воспитателя: Формирование грамматических категорий, обогащение и активизация словаря, работа на слоговой структурой речи, развитие артикуляционной моторики, фонематического слуха, совершенствование грамматический строй речи, развитие связной речи.

2 раза в неделю

Никулина Т.П.

Учитель-логопед Гуляева Я.А.

21

Совместная деятельность с детьми и педагогами

Ежедневно

Воспитатели

22

Совместная деятельность со своими родителями

Ежедневно

Родители

23

Самостоятельная деятельность ребенка по интересам режимные моменты

Ежедневно

Воспитатели

24

Оценка промежуточных результатов

Анкетирование, беседы

1 раз в месяц

воспитатель Никулина Т.П.,

старший воспитатель

25

Постановка дальнейших

целей и задач

Сентябрь

Декабрь

Май

воспитатель Никулина Т.П.,

старший воспитатель

учитель-логопед

Настоящий индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения воспитанника подготовительной группы МБДОУ «Детский сад «Тополек» с.Чапаево» согласован с его родителями.

Источник