Индивидуальный маршрут развития ребенка со сложным дефектом
Индивидуальный образовательный маршрут
в группе детей со сложной структурой дефекта
В детском саду компенсирующего вида, как правило, реализуется программа, направленная на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции и социальной адаптации, которая разрабатывается на основе Примерной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). Компенсирующий вид учреждения подразумевает адаптацию данной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, со сложными дефектами, ТНР или нарушениями зрения или слуха).
В структуре программы, используя нормативно-правовую базу РФ, реализуются такие нормативные документы, как ФГОС ДО (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17.10.2013г); Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. Письмо от 20.11.2014г №851, а также, примерные образовательные программы дошкольного образования, представленные на сайте ФИРО.
Так же, каждое учреждение руководствуется собственным локальным актом ДОУ «Положением О рабочей программе педагога ГБДОУ»
Современная система дошкольного образования определяет приоритетные задачи построения адекватной системы психолого – педагогического сопровождения, воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Главным является возможность выбрать индивидуального образовательного маршрута для каждого ребёнка вне зависимости от его физических и других возможностей.
Группу детей «со сложными дефектами», в которой я работаю, посещают разновозрастные дети (от 3-7 лет), с разными нарушениями развития, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи. Главным в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психофизических возможностей. В соответствии с рабочей программой, коррекционное направление работы является приоритетным. Все педагоги под руководством учителя-дефектолога занимаются коррекционно-развивающей работой. Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: детей, дефектолога, воспитателя и родителей.
Особенностью нашего детского сада является осуществление коррекционно-образовательной работы по следующим направлениям: познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, конструирование); речевое развитие; социально-коммуникативное развитие (игровая деятельность); физическое развитие (развитие общей и мелкой моторики).
Поэтому индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь развития ребенка, компенсации его трудностей в обучении и адаптации в социуме, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка.
В нашем детском саду процесс проектирования индивидуального образовательного маршрута начинается с заседания психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), организованного для осуществления сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии и/или состоянии декомпенсации.
Таким образом, Индивидуальный образовательный маршрут, является проектом оказания обучающимся психолого-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
В содержании ИОМ мы отмечаем динамику развития и эффективности рабочих программ, определяем формы организации коррекционных занятий (индивидуальные, подгрупповые, групповых); определяем состав детей для подгрупповой работы, для индивидуального сопровождения; определяем необходимость индивидуальной коррекции режимных моментов, назначение сопровождающих, особенности сопровождения ребенка для обеспечения охраны его жизни и здоровья, специфику использования реабилитационного оборудования, работы с тренажером Гросса и другие аспекты.
При возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, при отсутствии динамики и/или значительном регрессе в развитии ребенка, как и при положительной динамике и преодолении отклонений в развитии – мы отмечаем прогноз освоения программы группы, направление ребенка на внутренний ПМПк для конкретизации условий получения образования;
Универсального рецепта создания ИОМ не существует, т.к каждое учреждение в его создании ориентируется на контингент детей, родителей и педагогов, способных этот маршрут составить и реализовать.
Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, т. е. носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период дошкольного детства сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.
ИОМ ребенка является путем создания условий, способствующих гармоничному развитию и социализации дошкольника, с учетом его актуальных возможностей и имеющихся ресурсов, для успешной реализации которого педагогам необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. Т.к. реализуя ИОМ важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
Если вы — папа “особого” малыша
- Помните: вы необходимы семье. Без вас жизнь ребенка (детей) и жены значительно осложнится, а многие виды лечения и реабилитации больного крохи могут оказаться и вовсе недоступными. Не бросайте своих близких в беде — сейчас вы нужны им как никогда!
- Говорите с женой о своих чувствах. Не бойтесь рассказать ей о горе, страхе или чувстве вины, которые терзают вас. Станет легче, а разделенные переживания помогут вам с супругой почувствовать себя “одной командой”.
- Принимайте участие в уходе за ребенком, в его воспитании, в решении повседневных проблем. Возможно, поначалу вы будете чувствовать себя неловким и неумелым рядом с женой — это пройдет.
- Участвуйте в решении бытовых и организационных проблем, чтобы у супруги было время отдохнуть и восстановить силы. В конечном счете, это поможет и вам: доведенная до измождения переживаниями и трудностями женщина вряд ли сможет уделять время и внимание мужу.
- Не забывайте о том, что вы — муж и жена, а не только родители “особого” малыша. Вы по-прежнему любящие друг друга люди — и напоминать об этом супруге придется вам, поскольку у матерей есть склонность полностью погружаться в проблемы ребенка.
- Ищите тех, кто знает, каково вам приходится. При многих организациях, оказывающих помощь детям с особенностями развития, есть родительские клубы — туда ходят не только матери, но и отцы. Общение с другими папами “особых” малышей даст вам возможность разделить свои чувства с людьми, которые их наверняка поймут.
Источник
Краткое описание документа:
Рабочая программа по развитию детей с задержкой психического развития (сложной структуры дефекта) детей 5 – 7 лет «Индивидуальный маршрут» разработана в соответствии с « Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Рабочая программа по развитию детей с задержкой психического развития подготовительной группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей .
Реализуемая программа строится на принципе индивидуально-дифференцированного похода и личностно-развивающего характера взаимодействия педагога с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
· Конституция РФ, ст. 43,72;
· Конвенция о правах ребенка ( 1989г.);
· Закон РФ « Об образовании»;
· Типовое положение ДОУ;
· СанПин 2.4.1.3049-14;
· Устав ГБОУ школа № 1191 ДО
· ФГОС ДО
Речь – это важнейшее средство человеческого общения, познания действительности, является необходимым условием воспитания и обучения. Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Рабочая программа по развитию детей с задержкой психического развития (сложной структуры дефекта) детей 5 – 7 лет «Индивидуальный маршрут» разработана в соответствии с « Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Рабочая программа по развитию детей с задержкой психического развития подготовительной группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей .
Реализуемая программа строится на принципе индивидуально-дифференцированного похода и личностно-развивающего характера взаимодействия педагога с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
· Конституция РФ, ст. 43,72;
· Конвенция о правах ребенка ( 1989г.);
· Закон РФ « Об образовании»;
· Типовое положение ДОУ;
· СанПин 2.4.1.3049-14;
· Устав ГБОУ школа № 1191 ДО
· ФГОС ДО
Речь – это важнейшее средство человеческого общения, познания действительности, является необходимым условием воспитания и обучения. Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Источник
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в психоречевом развитии,
в подготовительной группе МБДОУ «Детский сад «Тополек» с. Чапаево
1. Сведения о ребёнке
– Ф. И. ребёнка – Вася З.
– Дата рождения – 18.05.2011 г.
– Ребенок поступил в МБДОУ из семьи.
2. Социальная характеристика семьи.
– Мать – безработная, имеет среднее неполное образование.
– Отец – постоянного места работы не имеет
– Есть старшие сестра и брат – школьники
– Статус семьи – неблагополучная.
– Степень участия в воспитании: мало занимаются воспитанием ребенка.
– Характер взаимоотношений родителей с ребенком – попустительское отношение родителей к воспитанию.
– Условия проживания, условия быта – семья из четырех человек проживает в отдельной двухкомнатной квартире. У ребенка нет отдельной комнаты, хороших условий для полноценного развития нет.
3. Соматическое здоровье: группа здоровья II, частоболеющий простудными заболеваниями, имеет общее недоразвитие речи (3 уровня), дневной сон хороший, быстро засыпает; аппетит отличный.
4. Особенности моторной сферы: общая моторика в норме, отмечается недостаточность мелкой моторики: карандашом, ножницами владеет с напряжением, ведущая рука – правая.
5. Характеристика познавательной сферы ребенка:
– внимание – недостаточно устойчивое, преобладает непроизвольное внимание, недостаточная концентрация внимания на существенных признаках.
– восприятие – Зрительное и слуховое восприятие в норме, страдает восприятие пространственных отношений: имеет нечеткие представления о правой и левой руке, понятиях «спереди», «сзади»…
– память – недостаточно хорошее запоминание. Слуховая память развита хуже чем зрительная. Произвольная память слабая – учит долго, плохо запоминает, быстро забывает.
– мышление – Словесно-логическое мышление развито недостаточно. Операциями анализа и синтеза владеет слабо. Видит лишний предмет, но дает своеобразное обоснование. Не всегда верно может обосновать свои ответы. Выделяет существенные признаки только с помощью взрослого.
6. Личностные особенности ребенка
Особенности поведения: Обучаемость низкая. Не всегда понимает учебные задания, указания, инструкции педагога. Помощь принимает и активно использует, на замечания реагирует адекватно. К игрушкам проявляет избирательный интерес, в игре все предметы использует в соответствии с их функциональным назначением.
Имеющиеся знания: Уровень овладения общеобразовательной программой – низкий. Запас общих сведений об окружающем отстает от возрастной нормы. Сформированность навыков рисования – слабая. Сформированность элементарных математических представлений – знает счет до 20, но не соотносит число с количеством, не умеет сравнивать числа. Знает некоторые буквы. Временные и пространственные представления не сформированы.
Уровень адаптивного поведения: Активный, легко вступает в контакт. Навыки коммуникации, самообслуживания сформированы.
Характеристика речи ребенка: владеет развернутой фразовой речью с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Отношение к занятиям НОД: работает медленно, не доводит начатое дело до конца, требует помощи педагога, затруднения, возникающие в процессе деятельности, не стремится преодолеть, бросает работу.
7. Долгосрочная цель сопровождения:
Создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей, формирование устойчивого интереса ребенка к познавательной мыслительной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения.
8. Задачи:
– Разработать совместно с семьёй и педагогами план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии в соответствии с индивидуальными возможностями и требованиями образовательной программы МБДОУ.
9. Группа сопровождения
Родители: мама, папа.
Педагоги: старший воспитатель, воспитатель в группе, музыкальный руководитель, учитель-логопед.
10. Координатор: воспитатель Никулина Тамара Петровна.
11. Организация работы (примерный перечень содержания работы с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)
Получение образования (программа обучения) в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Тополек» с. Чапаево.
12. Срок реализации индивидуальной программы развития – 2017-2018 учебный год.
13. План психолого – педагогического сопровождения:
№ | Содержание работы | Форма работы | Сроки | Ответственные |
1 | Установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества. | Беседа и анкетирование родителей | Сентябрь | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель |
2 | Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание) | наблюдения, тесты, диагностики | Сентябрь Январь Май | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель учитель-логопед |
3 | Исследование эмоциональных процессов | наблюдения, тесты, диагностики | Сентябрь Декабрь Май | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель |
4 | Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний) | наблюдения, тесты, диагностики | Сентябрь Декабрь Май | воспитатель Никулина Т.П., учитель-логопед |
5 | Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками) | наблюдения, тесты, диагностики | Сентябрь Декабрь Май | воспитатель Никулина Т.П., учитель-логопед |
6 | Диагностика познавательного и речевого развития, социально – коммуникативного | наблюдения, тесты, диагностики | Сентябрь Декабрь Май | воспитатель Никулина Т.П. учитель-логопед |
7 | Информирование о результатах диагностических исследований | Сентябрь Декабрь Май | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель | |
8 | Взаимодействие с педагогами | Индивидуальные беседы Консультации | 1 раз в квартал | Старший воспитатель |
9 | Создание условий для психолого-педагогического сопровождения воспитанника | сентябрь | Администрация сада, педагоги | |
10 | Заполнение индивидуальной карты развития | 1 раз в месяц | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель | |
11 | Взаимодействие с семьёй. Психолого-педагогическое просвещение родителей | Консультации, беседы | 1 раз в месяц | воспитатель Никулина Т.П., учитель-логопед старший воспитатель |
12 | Поддержание интереса ребёнка, поощрение | постоянно | Родители, воспитатели | |
13 | Создание дома индивидуальных условий для развития. | сентябрь | Родители | |
14 | Индивидуальная работа с воспитанником по образовательным областям: – «Социально – коммуникативное развитие»; -«Познавательное развитие», «Речевое развитие»; | НОД, индивидуальные занятия, беседы | постоянно | Воспитатель, учитель-логопед |
15 | Перспективное планирование индивидуальной работы по разделам с учетом результатов в индивидуальной карте развития | Игры и упражнения | сентябрь | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель учитель-логопед |
16 | Развитие восприятия (сенсорных эталонов) | Игры и упражнения направленные на развитие пространственного восприятия, восприятия времени | Ежедневно | Воспитатель Никулина Т.П. Учитель-логопед Гуляева Я.А. |
17 | Развитие внимания | Игры и упражнения направленные на развитие объема внимания, концентрацию и устойчивость внимания | Ежедневно | Воспитатель Никулина Т.П. Учитель-логопед Гуляева Я.А. |
18 | Развитие памяти | Игры, упражнения для развития слуховой и зрительной памяти | Ежедневно | Воспитатель Никулина Т.П. Учитель-логопед Гуляева Я.А. |
19 | Развитие мышления | Задания направленные на развитие мыслительных операций: обобщения, анализ, синтез, сравнение | Ежедневно | Никулина Т.П. Учитель-логопед Гуляева Я.А. |
20 | Развитие речи | Логопедические занятия и занятия воспитателя: Формирование грамматических категорий, обогащение и активизация словаря, работа на слоговой структурой речи, развитие артикуляционной моторики, фонематического слуха, совершенствование грамматический строй речи, развитие связной речи. | 2 раза в неделю | Никулина Т.П. Учитель-логопед Гуляева Я.А. |
21 | Совместная деятельность с детьми и педагогами | Ежедневно | Воспитатели | |
22 | Совместная деятельность со своими родителями | Ежедневно | Родители | |
23 | Самостоятельная деятельность ребенка по интересам режимные моменты | Ежедневно | Воспитатели | |
24 | Оценка промежуточных результатов | Анкетирование, беседы | 1 раз в месяц | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель |
25 | Постановка дальнейших целей и задач | Сентябрь Декабрь Май | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель учитель-логопед |
Настоящий индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения воспитанника подготовительной группы МБДОУ «Детский сад «Тополек» с.Чапаево» согласован с его родителями.
Источник