Индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр в школе образец

Индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр в школе образец thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Журавушка»

РазработанноПМПк

МБДОУ №22 «Журавушка»

Протокол №_______

«___» ___________20___г.

Согласовано:

_________________________

«___» ______________20___г.

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ№22 «Журавушка»

____________ Н.П.Крупская

«___» _______________20___г.

Индивидуальный образовательный маршрут

Дима К.

на 2017 – 2018 уч. год

Пояснительная записка:

Ф. И. О: Дима К.

Дата рождения:

Возраст: 5 лет 4 месяцев

Группа: старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР «Солнышко»

Дата поступления в ДОУ:

Период сопровождения: с сентября 2017г.

Семья: полная, 2 детей

мама: Елена Сергеевна К.

папа:

Группа здоровья, перенесенные заболевания: II, тубинфицирование, кариес, ОРВИ.

По результатам ПМПК выявлены следующие особенности:

Общее недоразвитие речи (I- II)уровень с дизартрическим компонентом. Знания, умения и навыки сформированы недостаточно. Уровень психического развития не соответствует возрастной норме.

Городской ПМПК рекомендовал обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР.

Воспитатели: Игнатьева Л.В.

Воропаева Л.Б.

Специалисты:

Ф.И.О. Ковалевская Лариса Вячеславовна – учитель – логопед

Ф.И.О. Мацулевич Анастасия Эриковна – педагог – психолог

Краткая характеристика:

У ребенка очевидны проблемы в усвоении программы ДОУ. Общее недоразвитие речи (I-II) уровень с дизартрическим компонентом. Недостаточный активный и пассивный словарь. Есть нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слова, грамматического строя. Связной речь не сформирована. Низкий познавательный интерес к окружающему миру. Низкий уровень первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Уровень психического развития ниже возрастной нормы. Незрелость эмоционально-волевой сферы (плаксивость, быстрая утомляемость при выполнении заданий учебного плана). Не выделяет существенных признаков при обобщении предметов, затрудняется при сравнении. Знания умения и навыки сформированы недостаточно. Проявляется отставание в развитии общей и мелкой моторики. Неустойчивость при выполнении физических упражнений. Не регулирует силу нажима на карандаш, пластилин, затрудняется при пользовании ножницами. Навыки самообслуживания сформированы недостаточно. Снижен интерес к игре. Играет в одиночестве. Не доводит начатое  дело до конца. Не умеет договариваться и самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи:

1.Создание условий для пребывания ребёнка в группе компенсирующей направленности.

2.Развитие всех компонентов речевой системы.

3.Развитие и формирование познавательных процессов,

4.Развитие эмоционально-волевой сферы.

5.Развитие координации движений и мелкой моторики рук.

Содержание индивидуального образовательного маршрута

Образовательный компонент:

Форма обучения очная, групповая, фронтальная.

– Работа в общем режиме.

– Индивидуальный подход во время образовательного процесса.

– Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.

– Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

Индивидуальный учебный план:

Усиление образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:

– развитии игровых умений и навыков;

– поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию диалогического общения в совместных играх и занятиях;

– присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

– становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Во второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий специалистов.

Образовательная нагрузка в неделю

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическая культура

помещение

на улице

2 / 40 мин. (инструктор по физ. воспитанию)

1 / 20 мин.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

2 / 40 мин.

2 / 40 мин.

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора

Образовательная область “Речевое развитие”

Развитие речи

2 / 40 мин. (учитель – логопед)

1 / 20 мин.

Чтение художественной литературы

Ежедневно

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

2 / 40 мин.

Лепка

0,5 / 12,5 мин

Аппликация

0, 5 / 12,5 мин.

Музыка

2 / 40 мин.

Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.

Итого:

Индивидуальные занятия

Педагог – психолог

2/20 мин.

Учитель – логопед

2/20 мин.

Воспитатель

2/ 20 мин.

Музыкальный руководитель

Инструктор по физ. культуре

Коррекционный компонент:

Психолого – педагогическое сопровождение

(индивидуальный учебный план)

п/п

Специалист сопровождения

Основные направления

Режим и формы работы

Показатели динамики развития

Формы оценки результатов работы

Формы работы с родителями

1.

Педагог -психолог

-Развитие познавательной деятельности и интереса к окружающему миру, через игры, упражнения и мероприятия.

-Развитие социально значимых умений.

-Развитие коммуникативных навыков.

– Развивать общие интеллектуальные умения ребенка: приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, исключения, абстрагирования.

-Работать над развитием произвольный функций контроля и планирования своих действий.

– Работать над развитием ориентировки в пространстве, относительно своего тела, формировать представление о взаимодействии внешних объектов и тела.

– Развивать мелкую моторику рук ребенка.

Индивидуальные занятия: понедельник, четверг

10.00 – 10.15ч.

Незначительная положительная динамика. Продолжать развивать: временные и пространственные представления; восприятие; память; внимание; речь; мышление (не доступны задания: выделение лишнего предмета и обобщение), моторику.

Примечание:низкий темп деятельности, повысился уровень заинтересованности. Ходит на занятия с удовольствием.

Обследование уровня психических познавательных процессов

Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,

анкетирование, изготовление

памяток, рекомендаций, стендов.

    Учитель – логопед

    1. Фонетическая сторона речи. Артикуляционная гимнастика. Постановка нарушенных звуков. Автоматизация поставленных звуков в словах; словосочетаниях; предложениях, скороговорках; стихотворных текстах; спонтанной речи Дифференциация с близкими по акустическим или артикуляторным признакам звуками. 2.Лексика. Расширение, уточнение и активизация словаря по тематическому плану. Расширение предикативного словаря. Расширение словаря признаков. Изучение антонимов, синонимов. Работа по употреблению сложных предлогов. 3. Грамматический строй речи. Образование глаголов – антонимов. Образование притяжательных прилагательн. Образование единственного и множествен числа существительных в Д.и Пр.падежах. Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных. Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных. Составление сложноподчиненных предложений. Анализ предложений без предлогов и с простыми предлогами, составление графических схем предложений. 4. Фонематическая сторона речи. Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать их, подбирать слова на заданный звук. Закрепление представлений о твердости – мягкости согласных. Выделение звука на фоне слова, выполнение звукового анализа и синтеза слов. Закреплять понятие звук, слог, предложение, гласный, согласный звуки. Ознакомление с буквами. 5. Связная речь. Составление рассказа – описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке. Составление рассказа на материале собственного опыта. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Пересказ сказок и простых текстов. Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок. 6. Профилактика дисграфии и дислексии. 7. Совершенствование слухового, зрительного и кинестетического контроля. 8. Медикаментозное лечение у невролога.

    Индивидуальные занятия: вторник, пятница

    11.00 – 11.20ч.

    Незначительная положительная динамика в фонематическом восприятии. Продолжать развивать грамматический строй и связную речь. Положительная динамика в звукопроизношении. Поставлены и автоматизированы свистящие и шипящие звуки.

    Обследование уровня речевого развития

    Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,

    анкетирование, изготовление

    памяток, рекомендаций, стендов.

    .

    Логопедическое сопровождение

    • Коррекционно-образовательные технологии, программы:

    – Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» под редакцией Н.В.Нищевой.

    – Адаптированная основная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

    – Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития речи у детей старшей логопедической группы.

    – Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой

    – Нетрадиционные приемы работы по развитию артикуляционной моторики В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко

    • Инновационные технологии, методы и средства:

    ИКТ, элементы ТРИЗ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения

    Сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность, приемы мнемотехники

    • Здоровьесберегающие технологии:

    – динамические паузы,

    – пальчиковая гимнастика,

    – упражнения для глаз,

    – дыхательная гимнастика,

    – релаксационные паузы,

    – психогимнастика,

    – музыкотерапия,

    -су-джок терапия,

    – пальцевый массаж.

    • Формы контроля и учета достижений ребенка:

    Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года.

    Воспитательный компонент:

    Консультации для родителей:

    Социально – личностное развитие через сюжетно – ролевые игры («Дочки- матери», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Автобус», «Библиотека», «Строители»), театрализованные игры (драматизация сказок, потешек), дидактические игры («Сложи узор», «Логические пары», «Все о времени», «Собери картинку», «Хорошо-плохо», «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», «Логический поезд»).

    Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками через

    совместные игры: «Выбери друга», «Скажи ласково», «Садовники и цветы», «Доброе животное», «Волны». «Волшебники» и др.

    Развивать толерантность у детей группы через взаимопомощь, беседы с детьми.

    Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему через различные речевые средства.

    Заключительный раздел

    Ожидаемый результат для родителей: адаптирование ребенка к социуму, развитие речи и мелкой моторики рук, формирование готовности к обучению в школе.

    Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму, освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ.

    Заключение и рекомендации

    Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.

    Источник

    Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с задержкой психического развития

    Ляховой Антонины Сергеевны

    обучающейся 5 класса МОАУ «ООШ №26 г. Орска»

    Общие сведения о ребёнке и семье

    Ляхова Антонина Сергеевна 25.05.2005 г.р. проживает в полной семье, состоящей из 4 человек. Мать Ляхова Нина Николаевна домохозяйка, отец Ляхов Сергей Анатольевич индивидуальный предприниматель, младший брат Сергей Сергеевич обучается в общеобразовательной школе. Взаимоотношения в семье теплые, между членами дружеские, доверительные отношения. Все члены семьи заботливо относятся к девочке, заинтересованы в успешном развитии ребенка, внимательно слушают рекомендации специалистов, но не всегда их выполняют. Проживают в своем доме со всеми удобствами.

    Заключение ПМПК: Средняя степень умственной отсталости

    Рекомендации ПМПК: Создание адаптированной общеобразовательной программы

    Учитель математики Семёнова Мария Андреевна.

    Психолого-педагогическое сопровождение.

    Психолог Бондаренко Анастасия Викторовна

    Дефектолог Ершова Галина Александровна

    Цель программы: оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающейся с ограниченными возможностями здоровья и её родителям (законным представителям);

    Задачи на 2016 -2017 учебный год.

    осуществление коррекции недостатков в умственном, физическом и психическом развитии обучающейся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ общего образования, дополнительных образовательных программ.

    выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающейся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основных образовательных программ общего образования;

    определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции в соответствии с индивидуальными особенностями Виктории, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

    осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической помощи обучающейся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей умственного, психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

    обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получение дополнительных образовательных коррекционных услуг;

    формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;

    расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;

    развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников:

    реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

    оказание консультативной и методической помощи родителям.

    формирование доступных математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;

    воспитание у обучающейся целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.

    Задачи предметной области «Математика»

      Формирование представления  о числах, составе числа, разрядах, обыкновенных и десятичных дробях;

    Формирование представлений о простейших геометрических фигурах и их построении с помощью чертежных инструментов; измерении элементов геометрических фигур;
                Формирование навыков выполнения арифметических действия с многозначными числами, числами, полученными при измерении, и десятичными дробями

    Формирование умений решать простые и составные (2—3 действия) арифметические задачи.

    Форма обучения:

    урочная (продолжительность урока– 40 минут.)

    внеурочная воспитательная деятельность

    Обучающаяся по адаптированной программе занимается в общеобразовательном классе.

    Учитывая уровень развития ребёнка, используется учебная программа по математике и УМК массовой общеобразовательной школы.

    Рабочая программа реализуется в течение 1года.

    Занятия проводятся 3 раза в неделю, 105 ч в год.

    Оборудование рабочего места

    Парта, стул, компьютер, учебники.

    Консультативная работа включает:

    индивидуальные беседы, занятия;

    диагностика уровня развития с целью выработки стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка;

    оказание помощи, направленной на содействие свободному и осознанному выбору будущей профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

    Коррекционно-развивающее направление:

    1. формирование у обучающейся навыка самостоятельного приобретения, переноса и применения знания (формировать доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления; развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения);

    2. повышение уровня общего развития с нарушением интеллекта и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств;

    3. формирование навыка коммуникации (развивать речь учащейся, обогащать ее математической терминологией);

    4. формирование навыка рефлексии (вырабатывать навыки контроля и самоконтроля),

    5. воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность,

    Формы работы

    • личностно-ориентированное обучение;

    • дифференцированное обучение;

    • исследовательская деятельность на уроках математики как способ развития творческого потенциала личности;

    • дидактические игры.

    График работы специалистов.

    Психолог с 8.00 – 14.00 (по мере необходимости)

    Дефектолог с 10.00 – 11.00 (ежедневно)

    Организация освоения образовательной программы:

    По окончании курса Математики в 5 класса должны быть сформированы следующие результаты:

    1. Предметные:

    • владение базовым понятийным аппаратом (натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби, прямая, луч, отрезок, угол, рациональные числа, уравнение, площадь круга);

    • владение символьным языком математики;

    • владение навыками выполнения устных, письменных и инструментальных вычислений;

    2. Метапредметные:

    • наличие представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки;

    • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни.

    3. Личностные:

    • умение ясно и точно излагать свои мысли; планировать и доводить работу до конца.

    Содержание учебного предмета

    1. «Натуральные числа»,

    формирование понятия числового выражения, буквенного выражения и его числового значения. Закрепляет и развивает навыки сложения, вычитания, умножения и деления натуральных чисел. Продолжает формирование представлений о прямой, отрезке, ломанной, луче, прямоугольнике. Формирует умение сравнивать отрезки, находить длины отрезков, составлять формулы по условию задачи.

    1. «Обыкновенные дроби»

    формирование представлений об обыкновенных дробях, правильных дробях, о неправильных дробях, о смешанных числах, о круге и окружности, о их радиусах и диаметрах.

    1. «Геометрические фигуры»

    формирование представлений о развернутом угле, о биссектрисе угла, о геометрической фигуре треугольник, о расстоянии между двумя точками.

    1. «Десятичные дроби»

    формирует представление о десятичной дроби, о степени числа, о проценте. Формирование умений чтения и записи десятичных дробей, перевода величин в другие единицы измерения, пользоваться микрокалькулятором. Обучающаяся овладевает навыками умножения, деления, сложения и вычитания десятичных дробей, решение примеров на все арифметические действия, решение задач на проценты.

    1. «Геометрические тела»

    формирует представление о прямоугольном параллелепипеде, о площади поверхности, об объеме, о нахождения объема прямоугольного параллелепипеда.

    В результате изучения предметной области обучающаяся

    должна достичь следующих результатов развития:

    В направлении личностного развития:

    1. умение записывать ход решения по образцу;

    2. умение приводить примеры математических фактов;

    3. умение выполнять пошаговый контроль, взаимоконтроль результата учебной математической деятельности;

    4. способность сопереживать радость, удовольствие от верно решенной задачи;

    В метапредметном направлении:

    1) умение подбирать примеры из жизни в соответствии с математической задачей;

    2) умение находить в указанных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;

    3) понимание сущности алгоритма, умение действовать по готовому алгоритму;

    4) умение принимать готовую цель на уровне учебной задачи;

    5) умение принимать готовый план деятельности, направленной на решение задач исследовательского характера;

    В предметном направлении:

    1) представление об основных изучаемых понятиях: число (натуральное и дробное), геометрическая фигура (плоская и объемная), уравнение;

    2) умение работать с математическим текстом, различать основную и дополнительную информацию, выделять видовые отличия группе предметов (понятий);

    3) первоначальное овладение символьным языком алгебры (запись законов арифметических действий), приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений;

    4) умение работать с простейшими формулами;

    5) умение использовать название и смысл геометрических фигур для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений (изображение плоских и простейших пространственных фигур от руки, с помощью линейки и циркуля), развитие глазомера;

    6) умение измерять длины отрезков, величины углов, находить периметр любой плоской фигуры, площадь квадрата и прямоугольника, объем куба и прямоугольного параллелепипеда;

    Оценка успешности освоения предмета Математика, проявляется в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

    Формы организации учебной деятельности и контроля

    Формы занятий:

    • вводный урок;

    • урок закрепления знаний, умений, навыков;

    • комбинированный урок;

    • повторительно-обобщающий урок;

    • урок с использованием ИКТ;

    • контрольный урок.

    Формы работы на уроке: индивидуальные, парные.

    Методы обучения:

    • практический,

    • объяснительно-иллюстративный,

    • репродуктивный,

    • контроль.

    Технологии:

    • дифференцированное обучение,

    • обучение с применением ИКТ.

    Критерии оценки:

    Формы и виды контроля

    1.тест

    2.индивидуальная работа у доски

    3.самостоятельная работа на 10-15 минут

    4.индивидуальная работа по карточкам

    5.математический диктант

    6.самоконтроль

    7.устный опрос

    8.контрольная работа на весь урок

    Все виды письменных контрольно-оценочных работ оцениваются следующим образом:

    Оценка

    Критерии оценки

    «5»

    за работу, в которой выполнено свыше 65% заданий

    «4»

    за работу, в которой выполнено от 50 до 65% заданий

    «3»

    за работу, в которой выполнено от 35% до 50% заданий

    «2»

    за работу, в которой выполнено меньше 35% заданий

    Устно (по карточкам)

    • «5» – правильные ответы на все вопросы.

    • «4» – на основной вопрос ответ верный, но на дополнительные не ответил или допустил ошибку.

    • «3» – затруднился, дал не полный ответ, отвечал на дополнительные вопросы.

    • «2» – не знает ответ и на дополнительные вопросы отвечает с трудом.

    Источник