Индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр в школе образец
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Журавушка»
РазработанноПМПк
МБДОУ №22 «Журавушка»
Протокол №_______
«___» ___________20___г.
Согласовано:
_________________________
«___» ______________20___г.
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ№22 «Журавушка»
____________ Н.П.Крупская
«___» _______________20___г.
Индивидуальный образовательный маршрут
Дима К.
на 2017 – 2018 уч. год
Пояснительная записка:
Ф. И. О: Дима К.
Дата рождения:
Возраст: 5 лет 4 месяцев
Группа: старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР «Солнышко»
Дата поступления в ДОУ:
Период сопровождения: с сентября 2017г.
Семья: полная, 2 детей
мама: Елена Сергеевна К.
папа:
Группа здоровья, перенесенные заболевания: II, тубинфицирование, кариес, ОРВИ.
По результатам ПМПК выявлены следующие особенности:
Общее недоразвитие речи (I- II)уровень с дизартрическим компонентом. Знания, умения и навыки сформированы недостаточно. Уровень психического развития не соответствует возрастной норме.
Городской ПМПК рекомендовал обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР.
Воспитатели: Игнатьева Л.В.
Воропаева Л.Б.
Специалисты:
Ф.И.О. Ковалевская Лариса Вячеславовна – учитель – логопед
Ф.И.О. Мацулевич Анастасия Эриковна – педагог – психолог
Краткая характеристика:
У ребенка очевидны проблемы в усвоении программы ДОУ. Общее недоразвитие речи (I-II) уровень с дизартрическим компонентом. Недостаточный активный и пассивный словарь. Есть нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слова, грамматического строя. Связной речь не сформирована. Низкий познавательный интерес к окружающему миру. Низкий уровень первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Уровень психического развития ниже возрастной нормы. Незрелость эмоционально-волевой сферы (плаксивость, быстрая утомляемость при выполнении заданий учебного плана). Не выделяет существенных признаков при обобщении предметов, затрудняется при сравнении. Знания умения и навыки сформированы недостаточно. Проявляется отставание в развитии общей и мелкой моторики. Неустойчивость при выполнении физических упражнений. Не регулирует силу нажима на карандаш, пластилин, затрудняется при пользовании ножницами. Навыки самообслуживания сформированы недостаточно. Снижен интерес к игре. Играет в одиночестве. Не доводит начатое дело до конца. Не умеет договариваться и самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.
Задачи:
1.Создание условий для пребывания ребёнка в группе компенсирующей направленности.
2.Развитие всех компонентов речевой системы.
3.Развитие и формирование познавательных процессов,
4.Развитие эмоционально-волевой сферы.
5.Развитие координации движений и мелкой моторики рук.
Содержание индивидуального образовательного маршрута
Образовательный компонент:
– Форма обучения очная, групповая, фронтальная.
– Работа в общем режиме.
– Индивидуальный подход во время образовательного процесса.
– Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.
– Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.
Индивидуальный учебный план:
Усиление образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
– развитии игровых умений и навыков;
– поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию диалогического общения в совместных играх и занятиях;
– присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
– формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
– становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Во второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий специалистов.
Образовательная нагрузка в неделю
Образовательная область «Физическое развитие»
Физическая культура
помещение
на улице
2 / 40 мин. (инструктор по физ. воспитанию)
1 / 20 мин.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формирование элементарных математических представлений
2 / 40 мин.
2 / 40 мин.
Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора
Образовательная область “Речевое развитие”
Развитие речи
2 / 40 мин. (учитель – логопед)
1 / 20 мин.
Чтение художественной литературы
Ежедневно
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование
2 / 40 мин.
Лепка
0,5 / 12,5 мин
Аппликация
0, 5 / 12,5 мин.
Музыка
2 / 40 мин.
Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.
Итого:
Индивидуальные занятия
Педагог – психолог
2/20 мин.
Учитель – логопед
2/20 мин.
Воспитатель
2/ 20 мин.
Музыкальный руководитель
Инструктор по физ. культуре
Коррекционный компонент:
Психолого – педагогическое сопровождение
(индивидуальный учебный план)
п/п
Специалист сопровождения
Основные направления
Режим и формы работы
Показатели динамики развития
Формы оценки результатов работы
Формы работы с родителями
1.
Педагог -психолог
-Развитие познавательной деятельности и интереса к окружающему миру, через игры, упражнения и мероприятия.
-Развитие социально значимых умений.
-Развитие коммуникативных навыков.
– Развивать общие интеллектуальные умения ребенка: приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, исключения, абстрагирования.
-Работать над развитием произвольный функций контроля и планирования своих действий.
– Работать над развитием ориентировки в пространстве, относительно своего тела, формировать представление о взаимодействии внешних объектов и тела.
– Развивать мелкую моторику рук ребенка.
Индивидуальные занятия: понедельник, четверг
10.00 – 10.15ч.
Незначительная положительная динамика. Продолжать развивать: временные и пространственные представления; восприятие; память; внимание; речь; мышление (не доступны задания: выделение лишнего предмета и обобщение), моторику.
Примечание:низкий темп деятельности, повысился уровень заинтересованности. Ходит на занятия с удовольствием.
Обследование уровня психических познавательных процессов
Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,
анкетирование, изготовление
памяток, рекомендаций, стендов.
Учитель – логопед
1. Фонетическая сторона речи. Артикуляционная гимнастика. Постановка нарушенных звуков. Автоматизация поставленных звуков в словах; словосочетаниях; предложениях, скороговорках; стихотворных текстах; спонтанной речи Дифференциация с близкими по акустическим или артикуляторным признакам звуками. 2.Лексика. Расширение, уточнение и активизация словаря по тематическому плану. Расширение предикативного словаря. Расширение словаря признаков. Изучение антонимов, синонимов. Работа по употреблению сложных предлогов. 3. Грамматический строй речи. Образование глаголов – антонимов. Образование притяжательных прилагательн. Образование единственного и множествен числа существительных в Д.и Пр.падежах. Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных. Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных. Составление сложноподчиненных предложений. Анализ предложений без предлогов и с простыми предлогами, составление графических схем предложений. 4. Фонематическая сторона речи. Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать их, подбирать слова на заданный звук. Закрепление представлений о твердости – мягкости согласных. Выделение звука на фоне слова, выполнение звукового анализа и синтеза слов. Закреплять понятие звук, слог, предложение, гласный, согласный звуки. Ознакомление с буквами. 5. Связная речь. Составление рассказа – описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке. Составление рассказа на материале собственного опыта. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Пересказ сказок и простых текстов. Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок. 6. Профилактика дисграфии и дислексии. 7. Совершенствование слухового, зрительного и кинестетического контроля. 8. Медикаментозное лечение у невролога.
Индивидуальные занятия: вторник, пятница
11.00 – 11.20ч.
Незначительная положительная динамика в фонематическом восприятии. Продолжать развивать грамматический строй и связную речь. Положительная динамика в звукопроизношении. Поставлены и автоматизированы свистящие и шипящие звуки.
Обследование уровня речевого развития
Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,
анкетирование, изготовление
памяток, рекомендаций, стендов.
.
Логопедическое сопровождение
Коррекционно-образовательные технологии, программы:
– Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» под редакцией Н.В.Нищевой.
– Адаптированная основная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
– Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития речи у детей старшей логопедической группы.
– Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой
– Нетрадиционные приемы работы по развитию артикуляционной моторики В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко
Инновационные технологии, методы и средства:
ИКТ, элементы ТРИЗ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения
Сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность, приемы мнемотехники
Здоровьесберегающие технологии:
– динамические паузы,
– пальчиковая гимнастика,
– упражнения для глаз,
– дыхательная гимнастика,
– релаксационные паузы,
– психогимнастика,
– музыкотерапия,
-су-джок терапия,
– пальцевый массаж.
Формы контроля и учета достижений ребенка:
Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года.
Воспитательный компонент:
Консультации для родителей:
Социально – личностное развитие через сюжетно – ролевые игры («Дочки- матери», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Автобус», «Библиотека», «Строители»), театрализованные игры (драматизация сказок, потешек), дидактические игры («Сложи узор», «Логические пары», «Все о времени», «Собери картинку», «Хорошо-плохо», «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», «Логический поезд»).
Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками через
совместные игры: «Выбери друга», «Скажи ласково», «Садовники и цветы», «Доброе животное», «Волны». «Волшебники» и др.
Развивать толерантность у детей группы через взаимопомощь, беседы с детьми.
Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему через различные речевые средства.
Заключительный раздел
Ожидаемый результат для родителей: адаптирование ребенка к социуму, развитие речи и мелкой моторики рук, формирование готовности к обучению в школе.
Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму, освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ.
Заключение и рекомендации
Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.
Источник
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с задержкой психического развития
Ляховой Антонины Сергеевны
обучающейся 5 класса МОАУ «ООШ №26 г. Орска»
Общие сведения о ребёнке и семье
Ляхова Антонина Сергеевна 25.05.2005 г.р. проживает в полной семье, состоящей из 4 человек. Мать Ляхова Нина Николаевна домохозяйка, отец Ляхов Сергей Анатольевич индивидуальный предприниматель, младший брат Сергей Сергеевич обучается в общеобразовательной школе. Взаимоотношения в семье теплые, между членами дружеские, доверительные отношения. Все члены семьи заботливо относятся к девочке, заинтересованы в успешном развитии ребенка, внимательно слушают рекомендации специалистов, но не всегда их выполняют. Проживают в своем доме со всеми удобствами.
Заключение ПМПК: Средняя степень умственной отсталости
Рекомендации ПМПК: Создание адаптированной общеобразовательной программы
Учитель математики Семёнова Мария Андреевна.
Психолого-педагогическое сопровождение.
Психолог Бондаренко Анастасия Викторовна
Дефектолог Ершова Галина Александровна
Цель программы: оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающейся с ограниченными возможностями здоровья и её родителям (законным представителям);
Задачи на 2016 -2017 учебный год.
осуществление коррекции недостатков в умственном, физическом и психическом развитии обучающейся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ общего образования, дополнительных образовательных программ.
выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающейся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основных образовательных программ общего образования;
определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции в соответствии с индивидуальными особенностями Виктории, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической помощи обучающейся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей умственного, психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получение дополнительных образовательных коррекционных услуг;
формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;
развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников:
реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
оказание консультативной и методической помощи родителям.
формирование доступных математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
воспитание у обучающейся целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
Задачи предметной области «Математика»
Формирование представления о числах, составе числа, разрядах, обыкновенных и десятичных дробях;
Формирование представлений о простейших геометрических фигурах и их построении с помощью чертежных инструментов; измерении элементов геометрических фигур;
Формирование навыков выполнения арифметических действия с многозначными числами, числами, полученными при измерении, и десятичными дробями
Формирование умений решать простые и составные (2—3 действия) арифметические задачи.
Форма обучения:
урочная (продолжительность урока– 40 минут.)
внеурочная воспитательная деятельность
Обучающаяся по адаптированной программе занимается в общеобразовательном классе.
Учитывая уровень развития ребёнка, используется учебная программа по математике и УМК массовой общеобразовательной школы.
Рабочая программа реализуется в течение 1года.
Занятия проводятся 3 раза в неделю, 105 ч в год.
Оборудование рабочего места
Парта, стул, компьютер, учебники.
Консультативная работа включает:
индивидуальные беседы, занятия;
диагностика уровня развития с целью выработки стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка;
оказание помощи, направленной на содействие свободному и осознанному выбору будущей профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
Коррекционно-развивающее направление:
формирование у обучающейся навыка самостоятельного приобретения, переноса и применения знания (формировать доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления; развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения);
повышение уровня общего развития с нарушением интеллекта и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств;
формирование навыка коммуникации (развивать речь учащейся, обогащать ее математической терминологией);
формирование навыка рефлексии (вырабатывать навыки контроля и самоконтроля),
воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность,
Формы работы
личностно-ориентированное обучение;
дифференцированное обучение;
исследовательская деятельность на уроках математики как способ развития творческого потенциала личности;
дидактические игры.
График работы специалистов.
Психолог с 8.00 – 14.00 (по мере необходимости)
Дефектолог с 10.00 – 11.00 (ежедневно)
Организация освоения образовательной программы:
По окончании курса Математики в 5 класса должны быть сформированы следующие результаты:
1. Предметные:
владение базовым понятийным аппаратом (натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби, прямая, луч, отрезок, угол, рациональные числа, уравнение, площадь круга);
владение символьным языком математики;
владение навыками выполнения устных, письменных и инструментальных вычислений;
2. Метапредметные:
наличие представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни.
3. Личностные:
умение ясно и точно излагать свои мысли; планировать и доводить работу до конца.
Содержание учебного предмета
«Натуральные числа»,
формирование понятия числового выражения, буквенного выражения и его числового значения. Закрепляет и развивает навыки сложения, вычитания, умножения и деления натуральных чисел. Продолжает формирование представлений о прямой, отрезке, ломанной, луче, прямоугольнике. Формирует умение сравнивать отрезки, находить длины отрезков, составлять формулы по условию задачи.
«Обыкновенные дроби»
формирование представлений об обыкновенных дробях, правильных дробях, о неправильных дробях, о смешанных числах, о круге и окружности, о их радиусах и диаметрах.
«Геометрические фигуры»
формирование представлений о развернутом угле, о биссектрисе угла, о геометрической фигуре треугольник, о расстоянии между двумя точками.
«Десятичные дроби»
формирует представление о десятичной дроби, о степени числа, о проценте. Формирование умений чтения и записи десятичных дробей, перевода величин в другие единицы измерения, пользоваться микрокалькулятором. Обучающаяся овладевает навыками умножения, деления, сложения и вычитания десятичных дробей, решение примеров на все арифметические действия, решение задач на проценты.
«Геометрические тела»
формирует представление о прямоугольном параллелепипеде, о площади поверхности, об объеме, о нахождения объема прямоугольного параллелепипеда.
В результате изучения предметной области обучающаяся
должна достичь следующих результатов развития:
В направлении личностного развития:
умение записывать ход решения по образцу;
умение приводить примеры математических фактов;
умение выполнять пошаговый контроль, взаимоконтроль результата учебной математической деятельности;
способность сопереживать радость, удовольствие от верно решенной задачи;
В метапредметном направлении:
1) умение подбирать примеры из жизни в соответствии с математической задачей;
2) умение находить в указанных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
3) понимание сущности алгоритма, умение действовать по готовому алгоритму;
4) умение принимать готовую цель на уровне учебной задачи;
5) умение принимать готовый план деятельности, направленной на решение задач исследовательского характера;
В предметном направлении:
1) представление об основных изучаемых понятиях: число (натуральное и дробное), геометрическая фигура (плоская и объемная), уравнение;
2) умение работать с математическим текстом, различать основную и дополнительную информацию, выделять видовые отличия группе предметов (понятий);
3) первоначальное овладение символьным языком алгебры (запись законов арифметических действий), приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений;
4) умение работать с простейшими формулами;
5) умение использовать название и смысл геометрических фигур для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений (изображение плоских и простейших пространственных фигур от руки, с помощью линейки и циркуля), развитие глазомера;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, находить периметр любой плоской фигуры, площадь квадрата и прямоугольника, объем куба и прямоугольного параллелепипеда;
Оценка успешности освоения предмета Математика, проявляется в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Формы организации учебной деятельности и контроля
Формы занятий:
вводный урок;
урок закрепления знаний, умений, навыков;
комбинированный урок;
повторительно-обобщающий урок;
урок с использованием ИКТ;
контрольный урок.
Формы работы на уроке: индивидуальные, парные.
Методы обучения:
практический,
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
контроль.
Технологии:
дифференцированное обучение,
обучение с применением ИКТ.
Критерии оценки:
Формы и виды контроля
1.тест
2.индивидуальная работа у доски
3.самостоятельная работа на 10-15 минут
4.индивидуальная работа по карточкам
5.математический диктант
6.самоконтроль
7.устный опрос
8.контрольная работа на весь урок
Все виды письменных контрольно-оценочных работ оцениваются следующим образом:
Оценка
Критерии оценки
«5»
за работу, в которой выполнено свыше 65% заданий
«4»
за работу, в которой выполнено от 50 до 65% заданий
«3»
за работу, в которой выполнено от 35% до 50% заданий
«2»
за работу, в которой выполнено меньше 35% заданий
Устно (по карточкам)
«5» – правильные ответы на все вопросы.
«4» – на основной вопрос ответ верный, но на дополнительные не ответил или допустил ошибку.
«3» – затруднился, дал не полный ответ, отвечал на дополнительные вопросы.
«2» – не знает ответ и на дополнительные вопросы отвечает с трудом.
Источник