Индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр таблица

Индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр таблица thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Журавушка»

РазработанноПМПк

МБДОУ №22 «Журавушка»

Протокол №_______

«___» ___________20___г.

Согласовано:

_________________________

«___» ______________20___г.

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ№22 «Журавушка»

____________ Н.П.Крупская

«___» _______________20___г.

Индивидуальный образовательный маршрут

Дима К.

на 2017 – 2018 уч. год

Пояснительная записка:

Ф. И. О: Дима К.

Дата рождения:

Возраст: 5 лет 4 месяцев

Группа: старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР «Солнышко»

Дата поступления в ДОУ:

Период сопровождения: с сентября 2017г.

Семья: полная, 2 детей

мама: Елена Сергеевна К.

папа:

Группа здоровья, перенесенные заболевания: II, тубинфицирование, кариес, ОРВИ.

По результатам ПМПК выявлены следующие особенности:

Общее недоразвитие речи (I- II)уровень с дизартрическим компонентом. Знания, умения и навыки сформированы недостаточно. Уровень психического развития не соответствует возрастной норме.

Городской ПМПК рекомендовал обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР.

Воспитатели: Игнатьева Л.В.

Воропаева Л.Б.

Специалисты:

Ф.И.О. Ковалевская Лариса Вячеславовна – учитель – логопед

Ф.И.О. Мацулевич Анастасия Эриковна – педагог – психолог

Краткая характеристика:

У ребенка очевидны проблемы в усвоении программы ДОУ. Общее недоразвитие речи (I-II) уровень с дизартрическим компонентом. Недостаточный активный и пассивный словарь. Есть нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слова, грамматического строя. Связной речь не сформирована. Низкий познавательный интерес к окружающему миру. Низкий уровень первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Уровень психического развития ниже возрастной нормы. Незрелость эмоционально-волевой сферы (плаксивость, быстрая утомляемость при выполнении заданий учебного плана). Не выделяет существенных признаков при обобщении предметов, затрудняется при сравнении. Знания умения и навыки сформированы недостаточно. Проявляется отставание в развитии общей и мелкой моторики. Неустойчивость при выполнении физических упражнений. Не регулирует силу нажима на карандаш, пластилин, затрудняется при пользовании ножницами. Навыки самообслуживания сформированы недостаточно. Снижен интерес к игре. Играет в одиночестве. Не доводит начатое  дело до конца. Не умеет договариваться и самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи:

1.Создание условий для пребывания ребёнка в группе компенсирующей направленности.

2.Развитие всех компонентов речевой системы.

3.Развитие и формирование познавательных процессов,

4.Развитие эмоционально-волевой сферы.

5.Развитие координации движений и мелкой моторики рук.

Содержание индивидуального образовательного маршрута

Образовательный компонент:

Форма обучения очная, групповая, фронтальная.

– Работа в общем режиме.

– Индивидуальный подход во время образовательного процесса.

– Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.

– Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

Индивидуальный учебный план:

Усиление образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:

– развитии игровых умений и навыков;

– поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию диалогического общения в совместных играх и занятиях;

– присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

– становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Во второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий специалистов.

Образовательная нагрузка в неделю

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическая культура

помещение

на улице

2 / 40 мин. (инструктор по физ. воспитанию)

1 / 20 мин.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

2 / 40 мин.

2 / 40 мин.

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора

Образовательная область “Речевое развитие”

Развитие речи

2 / 40 мин. (учитель – логопед)

1 / 20 мин.

Чтение художественной литературы

Ежедневно

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

2 / 40 мин.

Лепка

0,5 / 12,5 мин

Аппликация

0, 5 / 12,5 мин.

Музыка

2 / 40 мин.

Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.

Итого:

Индивидуальные занятия

Педагог – психолог

2/20 мин.

Учитель – логопед

2/20 мин.

Воспитатель

2/ 20 мин.

Музыкальный руководитель

Инструктор по физ. культуре

Коррекционный компонент:

Психолого – педагогическое сопровождение

(индивидуальный учебный план)

п/п

Специалист сопровождения

Основные направления

Режим и формы работы

Показатели динамики развития

Формы оценки результатов работы

Формы работы с родителями

1.

Педагог -психолог

-Развитие познавательной деятельности и интереса к окружающему миру, через игры, упражнения и мероприятия.

-Развитие социально значимых умений.

-Развитие коммуникативных навыков.

– Развивать общие интеллектуальные умения ребенка: приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, исключения, абстрагирования.

-Работать над развитием произвольный функций контроля и планирования своих действий.

– Работать над развитием ориентировки в пространстве, относительно своего тела, формировать представление о взаимодействии внешних объектов и тела.

– Развивать мелкую моторику рук ребенка.

Индивидуальные занятия: понедельник, четверг

10.00 – 10.15ч.

Незначительная положительная динамика. Продолжать развивать: временные и пространственные представления; восприятие; память; внимание; речь; мышление (не доступны задания: выделение лишнего предмета и обобщение), моторику.

Примечание:низкий темп деятельности, повысился уровень заинтересованности. Ходит на занятия с удовольствием.

Обследование уровня психических познавательных процессов

Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,

анкетирование, изготовление

памяток, рекомендаций, стендов.

    Учитель – логопед

    1. Фонетическая сторона речи. Артикуляционная гимнастика. Постановка нарушенных звуков. Автоматизация поставленных звуков в словах; словосочетаниях; предложениях, скороговорках; стихотворных текстах; спонтанной речи Дифференциация с близкими по акустическим или артикуляторным признакам звуками. 2.Лексика. Расширение, уточнение и активизация словаря по тематическому плану. Расширение предикативного словаря. Расширение словаря признаков. Изучение антонимов, синонимов. Работа по употреблению сложных предлогов. 3. Грамматический строй речи. Образование глаголов – антонимов. Образование притяжательных прилагательн. Образование единственного и множествен числа существительных в Д.и Пр.падежах. Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных. Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных. Составление сложноподчиненных предложений. Анализ предложений без предлогов и с простыми предлогами, составление графических схем предложений. 4. Фонематическая сторона речи. Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать их, подбирать слова на заданный звук. Закрепление представлений о твердости – мягкости согласных. Выделение звука на фоне слова, выполнение звукового анализа и синтеза слов. Закреплять понятие звук, слог, предложение, гласный, согласный звуки. Ознакомление с буквами. 5. Связная речь. Составление рассказа – описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке. Составление рассказа на материале собственного опыта. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Пересказ сказок и простых текстов. Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок. 6. Профилактика дисграфии и дислексии. 7. Совершенствование слухового, зрительного и кинестетического контроля. 8. Медикаментозное лечение у невролога.

    Индивидуальные занятия: вторник, пятница

    11.00 – 11.20ч.

    Незначительная положительная динамика в фонематическом восприятии. Продолжать развивать грамматический строй и связную речь. Положительная динамика в звукопроизношении. Поставлены и автоматизированы свистящие и шипящие звуки.

    Обследование уровня речевого развития

    Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,

    анкетирование, изготовление

    памяток, рекомендаций, стендов.

    .

    Логопедическое сопровождение

    • Коррекционно-образовательные технологии, программы:

    – Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» под редакцией Н.В.Нищевой.

    – Адаптированная основная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

    – Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития речи у детей старшей логопедической группы.

    – Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой

    – Нетрадиционные приемы работы по развитию артикуляционной моторики В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко

    • Инновационные технологии, методы и средства:

    ИКТ, элементы ТРИЗ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения

    Сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность, приемы мнемотехники

    • Здоровьесберегающие технологии:

    – динамические паузы,

    – пальчиковая гимнастика,

    – упражнения для глаз,

    – дыхательная гимнастика,

    – релаксационные паузы,

    – психогимнастика,

    – музыкотерапия,

    -су-джок терапия,

    – пальцевый массаж.

    • Формы контроля и учета достижений ребенка:

    Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года.

    Воспитательный компонент:

    Консультации для родителей:

    Социально – личностное развитие через сюжетно – ролевые игры («Дочки- матери», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Автобус», «Библиотека», «Строители»), театрализованные игры (драматизация сказок, потешек), дидактические игры («Сложи узор», «Логические пары», «Все о времени», «Собери картинку», «Хорошо-плохо», «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», «Логический поезд»).

    Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками через

    совместные игры: «Выбери друга», «Скажи ласково», «Садовники и цветы», «Доброе животное», «Волны». «Волшебники» и др.

    Развивать толерантность у детей группы через взаимопомощь, беседы с детьми.

    Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему через различные речевые средства.

    Заключительный раздел

    Ожидаемый результат для родителей: адаптирование ребенка к социуму, развитие речи и мелкой моторики рук, формирование готовности к обучению в школе.

    Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму, освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ.

    Заключение и рекомендации

    Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.

    Источник

    Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 87

    Утверждаю

    Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87

    ________________К.Е.Некрасова

    Приказ №_______

                                                                                                                                                                                            «_____» ______________  2019 г.

    Индивидуальный образовательный маршрут

    Ф.И.О. ребенка:  __________

     Дата рождения: __________

    Основания: Заключение ЦПМПК от __________

    Заключение ЦПМПК: обучающийся с ОВЗ. Выявлены трудности, обусловленные нарушением познавательной деятельности и всех компонентов речи.

    Рекомендации ЦПМПК: ЦПМПК рекомендует обучение по АОП дошкольного образования обучающихся с задержкой психического развития,  с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

    Направления коррекционно – развивающей работы и психолого – педагогической помощи:

    учитель – логопед: коррекция фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи, слоговой структуры слов, связной речи, формирование навыков звукового анализа и синтеза;

    учитель – дефектолог: развитие познавательной деятельности, высших психических функций, формирование предпосылок к учебной деятельности;

    педагог – психолог: развитие познавательной деятельности, произвольной регуляции деятельности,  коммуникативных навыков.

    Рекомендуемые условия обучения: дозирование эмоциональной и учебной нагрузки  с учетом индивидуальных особенностей ребенка, реализация индивидуального подхода.

    Индивидуальный образовательный маршрут составлен в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в соответствии с п. 6част1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013. № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, подпунктом 5.2.41 Положения о Министерства образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013г. № 446 (Собрания законодательства РФ, 2013, № 23, ст 2923;  № 33, ст.4386; №37, ст 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов  и внесение в них изменений, утвержденных в  постановлением Правительства Российской Федерации, 2013, № 33, ст.4377)

    В ИОМ учитываются:

    индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие  особые образовательные потребности.

    Цель ИОМ:  

    Создание условий, способствующих развитию личности ребенка, обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей.

    Основные задачи коррекционного обучения:

    – развитие понимания обращенной речи;  обогащение и активизация словарного запаса; формирование простой фразы, навыков продуктивного взаимодействия;

    – социализация ребенка в обществе,  развитие коммуникативных навыков, формирование эмоционального интеллекта,  развитие волевых качеств;

    – помощь в освоении АОП.

    Срок реализации ИОМ –  1 год

    График посещения детского сада ребенком:  понедельник – пятница – 8.00 – 18.00 

    Педагог-психолог

    Направления работы

    Диагностическая работа:

    -диагностика уровня психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка (обследование аффективно-эмоциональной и социально-личностной сферы, сформированности коммуникативных и игровых навыков, уровня познавательной активности и моторного развития);

    – повторные обследования ребенка в течение года (январь, май);

    -коррекция индивидуальной программы работы с ребенком по результатам диагностических обследований.

    Коррекционно-развивающая работа:

    -проведение коррекционно-развивающих игровых занятий (подгрупповых, групповых и индивидуальных);

    -решение проблем взаимодействия в диаде родитель-ребенок, обучение родителя эффективным техникам взаимодействия с ребенком.

    Консультативная работа:

    – проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома;

    – проведение консультаций по запросу родителей, по вопросам личных психологических трудностей родителей;

    – обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах.

    Психопрофилактическая работа:

    – оказание помощи ребенку и семье в период адаптации к условиям пребывания в детском саду;

    – составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок ребенка;

    – изучение медицинской документации на ребенка;

    – создание адекватного представления родителей о диагнозе, возможностях ребенка и возможных способах коррекции нарушений;

    -подбор литературы по проблемам развития и воспитания ребенка по запросу родителя и по необходимости.

    Источник

    Алена Уклеина
    Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка, имеющего задержку психического развития

    Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка, имеющего задержку психического развития

    Возраст 5 лет

    По итогам мониторинга у ребенка очень слабо развитывсе познавательные процессы: слуховое восприятие, внимание, слуховая и долговременная память, мышление. Недостаточно сформированы все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм).Слабо сформированы элементарные математические представления: счет до 5; временные понятия и ориентировка в пространстве.

    Индивидуальные занятия по развитию познавательных интересов, интеллектуального развития детей,через решение следующих задач:

    • сенсорного развития;

    • свободного общения с взрослыми и детьми;

    развитие всех компонентов устной речи детей;

    • формировать целостную картину мира, расширение кругозора;

    • формировать элементарные математические представления;

    • учить слушать и слышать учебную задачу, выполнять одну и двух ступенчатую инструкцию, переносить полученный опыт в другие условия;

    • формировать опыт самоконтроля.

    • Учить играть в дидактические и сюжетно-ролевые игры. Учить ставить игровую задачу, распределять роли, разворачивать сюжет игры, договариваться между собой, вести ролевую беседу, выполнять правила игры.

    Формы и условия работы с ребенком:

    – игровые сеансы в структурном подразделении Лекотека;

    индивидуальные коррекционные занятия с педагогом – психологом и учителем-логопедом;

    – гостевые визиты во время проведения игрового сеанса детей из группы дошкольного учреждения;

    – установление контакта со взрослым (специалистом) в рамках игрового сеанса в структурном подразделении Лекотека;

    – включение матери в рамках игрового сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком;

    – обучение матери способам взаимодействия с ребенком.

    Первый период обучения: середина сентября, октябрь, ноябрь.

    Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром.

    Цели.

    1. Расширять кругозор ребенка по теме «Осень»: труд взрослых осенью, овощи, фрукты, подготовка диких животных и птиц к зиме, подготовка природы к зиме.

    2.Обогащение предметного словаря существительных по темам этого периода: овощи и фрукты, деревья, грибы, ягоды, сад, огород, человек, предметы за уходом тела, посуда, продукты питания.

    3. Расширить словарь прилагательных и глаголов.

    4. Образование существительных множественного числа от единственного.

    5. Практическое употребление притяжательных прилагательных и местоимений мой, моя, моё в составе простого предложения.

    6. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

    7. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

    Ребенок – смотрит. Дети – смотрят.

    8. Составление рассказа-описания по плану.

    Содержание работы.

    • Игра «Угадай, когда это бывает?».

    • Игра «Времена года» (Лото). Игра «Времена года» (разрезные картинки)

    • Игра «Какой, какая, какие?»

    • Игра «Что он делает?»

    • Лото «Овощи и фрукты». Домино «Овощи»

    • Игра «Один – много» с мячом.

    • Игра «Назови ласково» с мячом.

    • Игра «Жадина» – моя машина, мой самовар, мое мороженное.

    • Игра «Какой, какая, какие»

    •Составление рассказа – описания по схеме или по плану: Моя любимая игрушка, моя любимая еда, рассказ о посуде и другие.

    Сенсорное развитие.

    Цели.

    1. Зрительное восприятие формы.Закреплять форму предметов: круг и квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

    2. Зрительное восприятие цвета. Закреплять название цвета красный и синий, желтый, зеленый, находить их в окружающей обстановке.

    3. Зрительное соотнесение размера.Учить пользоваться в речи словами: «большой», «поменьше», «побольше», «маленький», «одинаковые по размеру».Учить пользоваться в речи словами: «высокий», «низкий», «повыше», «пониже», «одинаковые по высоте».

    Содержание работы.

    • Составление бус из геометрических фигур одинакового цвета,чередуя их: круг, квадрат, треугольник, овал, круг …

    • Составление бус из геометрических фигур разного цвета.

    • Составь бусы, меняя размер фигур от большого к маленькому или от маленького к большому.

    • Игра «Цвет, форма»

    • Игра «Разноцветное лото», лото «Цвет»

    • Игра «Разложи овощи (фрукты, ягоды) по цвету»

    • Игра «Назови красные (зеленые, желтые, синие) предметы»

    • Игра «Разложи предметы (овощи, ягоды. фрукты) по форме.

    •Игры: «Разложи фигуры по форме»; «Найди предметы круглой (квадратной) формы.

    •Игры: «Найди в группе красные (синие) предметы».

    • Д/и «Блоки Дьенеша»: разложи по цвету; построй такой же предмет как на рисунке.

    Психические процессы.

    Цели.

    1. Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.

    Содержание работы.

    •Игры: «Чего не бывает?» (картинки «Времена года»).

    • Игры «Чем похожи?», «Что изменилось?»

    • Игра «Чего не стало?»

    • Игра «Сравни два предмета»

    • Игра «Кубики» (из 6- 9.)

    • Игра «Разрезные картинки» (разрезанные по вертикали, по горизонтали и по диагонали на 4-6 частей)

    • Учим и выполняем пальчиковую гимнастику по лексическим темам.

    • Учить загадки, приметы, стихотворение к осеннему празднику «Осень»

    • Выкладывание цифр, букв, геометрических фигур из палочек, камешек, фасоли, гороха, ниток.

    • Обводка по трафаретам предметов по лексическим темам.

    •Работа в тетради в клетку: штриховка, рисование узора по точкам, обводить клеточки и писать палочки, рисование геометрических фигур по клеточкам.

    Формирование мышления

    Цель.

    1.Продолжать учить группировать предметы: по цвету (красные, синие, зеленые, желтые). По форме – (круглые, овальные, треугольные)

    2. Учить заканчивать по смыслу предложения.

    3. Закреплять обобщающие слова по темам.

    4. Учить пользоваться предметами целевого назначения.

    5. Учить составлять и угадывать описательные загадки.

    Содержание работы.

    • Игра «Сгруппируй предметы по цвету»

    • Игра «Сгруппируй предметы по форме»

    • Игра «Сгруппируй предметы по размеру»

    • Игра «Закончи предложение»

    Я пил молоко из … (чашки);

    Я взял зонт, потому что … (идет дождь).

    • Игра «Четвертый лишний»

    • Игра «Что художник перепутал»

    • Отгадай загадку.

    • Игра «Назови одним словом»

    • Игра «Продолжи – это посуда -… ; это овощи – … ; это ягоды…».

    • Настольная игра «Лото – магазин»

    • Игра «Подбери предметы необходимые осенью».

    Формирование элементарных математических представлений.

    Цель.

    1. Учить находить один, несколько, мало и много предметов; использовать их в речи.

    2. Учить согласовывать числительное «один» и наречия «много», «мало», «несколько» с существительными в роде, числе и падеже.

    3. Учим соотносить число с количеством предметов и с цифрами в пределах 5.

    4. Упражняем в счете в пределах 5, используя разные анализаторы.

    5. учим пересчитывать пальцы на одной и другой руке, используя пальчиковую гимнастику.

    6. Закрепляем цвет, форму и размер предметов.

    7. Пространственная ориентировка на столе.

    8. Временная ориентировка (утро – завтрак, день – обед, вечер – ужин) .

    Содержание работы.

    • Игра «Один и много»

    • Игра «Найди в комнате много одинаковых предметов»

    • Игра «Принеси несколько предметов»

    • Игра «Покажи, каких мало предметов»

    • Игра «Блоки Дьенеша»

    • С/Игра «Магазин»

    • Игра «Найди карточки с одним (до 5) предметом»

    • Д/У «Расставь цифры по порядку на числовую прямую» (до 5)

    • Игра «Найди все цифры (1 2, 3, 4, 5)

    • Игра «Найди столько предметов, сколько показывает данная цифра»

    «Чудесный мешочек» (с цифрами до 5, геометрическими фигурами и мелким раздаточным материалом). Узнать на ощупь цифру, геометрическую фигуру, отсчитать столько предметов, сколько показывает цифра.

    Источник