Индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр по фгос
Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 87
Утверждаю
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87
________________К.Е.Некрасова
Приказ №_______
«_____» ______________ 2019 г.
Индивидуальный образовательный маршрут
Ф.И.О. ребенка: __________
Дата рождения: __________
Основания: Заключение ЦПМПК от __________
Заключение ЦПМПК: обучающийся с ОВЗ. Выявлены трудности, обусловленные нарушением познавательной деятельности и всех компонентов речи.
Рекомендации ЦПМПК: ЦПМПК рекомендует обучение по АОП дошкольного образования обучающихся с задержкой психического развития, с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Направления коррекционно – развивающей работы и психолого – педагогической помощи:
учитель – логопед: коррекция фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи, слоговой структуры слов, связной речи, формирование навыков звукового анализа и синтеза;
учитель – дефектолог: развитие познавательной деятельности, высших психических функций, формирование предпосылок к учебной деятельности;
педагог – психолог: развитие познавательной деятельности, произвольной регуляции деятельности, коммуникативных навыков.
Рекомендуемые условия обучения: дозирование эмоциональной и учебной нагрузки с учетом индивидуальных особенностей ребенка, реализация индивидуального подхода.
Индивидуальный образовательный маршрут составлен в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в соответствии с п. 6част1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013. № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, подпунктом 5.2.41 Положения о Министерства образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013г. № 446 (Собрания законодательства РФ, 2013, № 23, ст 2923; № 33, ст.4386; №37, ст 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесение в них изменений, утвержденных в постановлением Правительства Российской Федерации, 2013, № 33, ст.4377)
В ИОМ учитываются:
индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые образовательные потребности.
Цель ИОМ:
Создание условий, способствующих развитию личности ребенка, обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей.
Основные задачи коррекционного обучения:
– развитие понимания обращенной речи; обогащение и активизация словарного запаса; формирование простой фразы, навыков продуктивного взаимодействия;
– социализация ребенка в обществе, развитие коммуникативных навыков, формирование эмоционального интеллекта, развитие волевых качеств;
– помощь в освоении АОП.
Срок реализации ИОМ – 1 год
График посещения детского сада ребенком: понедельник – пятница – 8.00 – 18.00
Педагог-психолог
Направления работы
Диагностическая работа:
-диагностика уровня психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка (обследование аффективно-эмоциональной и социально-личностной сферы, сформированности коммуникативных и игровых навыков, уровня познавательной активности и моторного развития);
– повторные обследования ребенка в течение года (январь, май);
-коррекция индивидуальной программы работы с ребенком по результатам диагностических обследований.
Коррекционно-развивающая работа:
-проведение коррекционно-развивающих игровых занятий (подгрупповых, групповых и индивидуальных);
-решение проблем взаимодействия в диаде родитель-ребенок, обучение родителя эффективным техникам взаимодействия с ребенком.
Консультативная работа:
– проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома;
– проведение консультаций по запросу родителей, по вопросам личных психологических трудностей родителей;
– обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах.
Психопрофилактическая работа:
– оказание помощи ребенку и семье в период адаптации к условиям пребывания в детском саду;
– составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок ребенка;
– изучение медицинской документации на ребенка;
– создание адекватного представления родителей о диагнозе, возможностях ребенка и возможных способах коррекции нарушений;
-подбор литературы по проблемам развития и воспитания ребенка по запросу родителя и по необходимости.
Источник
Ф. И. ребенка: _____________________________________________________
Направление
Задачи
Содержание коррекционно-развивающей работы
Сроки проведения коррекционно-развивающей работы
Развитие восприятия (сенсорных эталонов)
Зрительное восприятие
Развивать восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый)
Развивать восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, шар, куб)
Развивать восприятие величины (большой-малый, длинный- короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий)
Слуховое восприятие
Развивать слуховое восприятие (молоточек и дудочка, колокольчик и свисток)
«Подбери по цвету»
«Найди такого же цвета»
«Подбери домик для игрушки»
«Собери букет»
«Покажи шарик красного цвета, синего
цвета…»
«Какого цвета колечко?»
«Назови цвет каждой из улиток»
«Найди такую же фигуру»
«Каждую фигуру на свое место»
«Коробка форм»
«Мебель для кукол»
«Покажи круг, квадрат…»
«Подбери предмет такой же формы»
«Что похоже на квадрат? круг?»
«Матрешки» (разбери и собери)
«Разбери пуговки» ( по величине)
«Расставь всех матрешек по росту»
«Строим лесенку» (палочки Кьюзера)
«Угадай, что звучит?»
ноябрь – январь
февраль
март – май
май
ноябрь – декабрь
январь
январь – май
апрель – май
ноябрь – декабрь
январь
март – апрель
май
декабрь – май
Развитие восприятия (сенсорных эталонов)
Тактильное восприятие
Развивать тактильное восприятие
Пространственное восприятие
Развивать восприятие пространства (высоко – низко, далеко – близко)
Пространство времени
Развивать пространство времени
«Чудесный мешочек»
«Найди кубик, шарик…»
«Мячик – далеко, а машинка… – близко»
«Кукла – высоко, а мишка…- низко»
«Что где расположено?»
«Скажи, где кубик», «Что где расположено»
«Назови части суток по картинкам»
ноябрь – март
март – май
апрель – май
май
Развитие внимания
Развивать объем внимания
Развивать концентрацию внимания
Развивать устойчивость внимания
«Рассмотри картинки, назови картинки по памяти»
«Парные картинки»
«Найди отличия»
«Найди такую же»
«Найди на картинке всех котят, все чашки», «Раскрась все грибочки»
«Найди на рисунке те предметы, которые стоят на полочке»
«Проведи Ушастика к друзьям» (лабиринт)
«Помогите ежику найти дорожку до грибочков» (лабиринт)
май
февраль
апрель-май
апрель
март-май
май
Развитие памяти
Развивать слуховую
память (4 слова, 3-4 звука)
Развивать зрительную память (4-5 предметов)
«Запомни слова»
«Запомни звуки»
«Послушай и запомни, кто что делает?»
«Что пропало?»
«Угадай, чего не стало?»
«Что изменилось?»
март-апрель
май
март
апрель
май
Развитие мышления
Развивать обобщение/конкретизация
Развивать анализ
Развивать синтез
Развивать сравнение
Развивать систематизацию
«Чей домик?»
«Покажи овощи…фрукты…грибы»
«Назови одним словом»
«Чего не хватает у каждого предмета»
«Что лишнее?»
«Четвертый лишний»
«Покажи все красные предметы, все круглые предметы, все мячи»
«Разрезные картинки»
«Собери картинку» (посуда)
«Кубики с картинками 4 – 6 кубиков»
«Найди отличия»
«Подбери заплатки к коврикам»
«Пустой квадрат»
ноябрь – январь
март
май
февраль
апрель – май
май
декабрь
январь – февраль
февраль – апрель
апрель – май
май
Развитие воображения
Развивать репродуктивное воображение
«Дорисуй картинку»
«На что похожи эти фигурки»
«Что держит в руках каждый из детей»
январь – февраль
март
апрель
Развитие речи
Импрессивная речь
Развивать лексические категории
– понимание конкретных существительных
– понимание обобщающих слов
– понимание действий
– понимание поручений (по речевой инструкции)
Развивать грамматические категории
– понимание форм ед. и мн. числа
существительных
– понимание форм ед. и мн. числа глаголов
«Покажи у мишки голову, лапы.уши…»
«Покажи стул, стол, окно, голову, руку…»
«Возьми стул, куклу…»
«Назови, что покажу»
«Покажи на картинках:
Игрушки
Посуду
Одежду
Животных
«Покажи на картинках, где зайчонок рисует, идет, сидит, играет»
«Принеси мне мишку»
«Принеси большой мяч»
«Найди и принеси зайчонка»
«Покажи где на картинках кот – коты, мяч – мячи, дом – дома, кукла – куклы»
«Покажи на картинках, где стоит дом и стоят дома, летит птица – летят птицы»
ноябрь- январь
март – май
ноябрь
январь
февраль – март
март
Ноябрь
декабрь – январь
февраль
Развитие речи
– понимание падежных конструкций
– понимание существительных в уменьшительно-ласкательной форме
– понимание предложений (по содержанию знакомых сказок)
Развивать артикуляционную моторику
Слоговая структура
Развивать слоговую структуру слова
Фонематический слух
– развитие оппозиционных звуков
«Покажи, что стоит на полке, на столе, на шкафу»
«Покажи, что стоит в стаканчике, в шкафу…»
«Покажи на картинках мяч – мячик, куклу – куколку, медведя – медвежонка»
«Покажи на картинке, где бабушка и дедушка плачет»
«Покажи как курочка деда и бабушку успокаивала»
Артикуляционная гимнастика
Упражнения:
«Улыбка»
«Хоботок»
«Лопатка»
«Иголка»
«Качели»
«Маятник»
«Лошадка»
«Повтори за мной» (дом, кот, дуб, бык, вата, Дима, Тома, вагоны, бананы)
«Как плачет кукла» (а-а-а)
«Покажи доктору горлышко и скажи а-а-а»
«Вот гудит паровоз у-у-у»
«Как кричит лошадка?» (и-и-и)
Как плачет малыш?» (уа)
«Плачет котенок – мяу»
«Как коровушка мычит?» (му)
«Полаем, как собачка» (ав)
«Как мышки пищат?» (пи-пи-пи)
«Как курочка зовет цыпляток?» (ко-ко-ко)
«Гуси, гуси- га-га-га»
январь – февраль
март
ноябрь – май
ежедневно
ноябрь – май
март – май
ноябрь – март
Развитие речи
– развитие дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении
– развитие дифференциации оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении
Лексика
– развивать номинативный словарь
– развивать предикативный словарь
(стоит, сидит, играет, рисует)
– развивать атрибутивный словарь
-антонимы
– предлоги
Грамматический строй речи
– ед. и мн. число существительных
– ед. и мн. число глаголов
– развивать умение согласовывать прилагательные с существительными
– развивать умение согласовывать местоимения с существительными
«Покажи картинки: кот – кит»
«Покажи картинки: бак – мак, миска – киска»
«Назови словом части тела, предмета» (по картинкам)
«Назови предметы одним словом» (по картинкам)
«Назови, кто это?» (дом. животные)
«Скажи, кто что делает» (по картинкам)
«Рассмотри и расскажи, что делает мама»
«Расскажи, что ты видишь на картинках»
«Назови, какого цвета»
«Назови, какой формы»
«Сравни рисунки, скажи наоборот» (большой – маленький, сладкий – кислый)
«Скажи, где находиться» (в, на)
«Скажи, что это» (столы, петухи, сумки, дома)
«Скажи, что делают» (Рыбки плавают. Петухи плавают. Мальчики играют.)
«Назови по картинкам» (Синий шар, красная чашка, синяя лопатка, красный мяч)
«Расскажи, чья это вещь»
март
апрель
ноябрь- январь
февраль-март
март
март – апрель
март
апрель – май
май
апрель
февраль – март
март – апрель
май
май
Развитие речи
Словообразование
– развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Связная речь
– развивать умение составлять предложения по отдельным ситуативным картинкам
– развивать умение пересказывать текст знакомой сказки. рассказа
«Большой стол – маленький…»
«У кошки – котенок, у лисы – ….»
«Назови животных и их детенышей»
«Расскажи, что ты видишь на картинке»
«Продолжи предложения»
«Ответь на вопрос по картинкам»
«Расскажи сказку по картинкам»
апрель – май
январь – апрель
май
май
Развитие тонкой моторики рук
Развивать тонкую моторику
–
Пальчиковые игры
Самомассаж пальцев и кистей рук
«Пластилинография»
«Собираем бусы»
«Собери картинку» (игры с прищепками)
«Нарисуй пятнышки на жирафе»
«Нарисуй для коровушки много травки»
«Дорисуй котятам усы»
«Нарисуй ежику иголки»
«Помоги Гномикам нарисовать узоры»
ежедневно
ноябрь-декабрь
январь-март
февраль – март
апрель
май
При составлении индивидуального маршрута сопровождения ребенка с ЗПР младшего дошкольного возраста пользовалась следующими источниками:
Источник
В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Организация воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития регламентирована рядом нормативных документов: Законом об образовании от 10.07.1992 3 3266 – 1; Письмом Правительства РФ от 29.06.99 № 129/23 – 16.
Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной , мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.
В эти условия входят:
- определённые организационные формы обучения;
- определённая система коррекционно-развивающего обучения (КРО);
- содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий;
- индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;
- специальная подготовка педагогических кадров.
Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями признаётся многими учёными. Он помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе. Структура индивидуальной программы для конкретного ребёнка включает в себя:
- комплексную диагностику;
- индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;
- характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.
Материализацией индивидуальной программы сопровождения ребёнка с ЗПР является специальная индивидуальная карта сопровождения развития и обучения, в которой отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку.
Организация обучения основывается на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития. Поэтому построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты: учитель – логопед, учитель – дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию. Причём каждый специалист ставит свой собственный диагноз, иными словами, он ищет место приложения своего професссионального мастерства по отношению к каждому ребёнку. Одну из проблем специалист выделяет более чётко, другие в это время решаются в фоновом режиме, но постоянно их подразумевает, соизмеряя с ними свои действия и полученные результаты.Таким образом, постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество.
Все этапы диагностики, отражаются в «индивидуальной карте развития ребёнка». Структура этой карты включает в себя следующие разделы (приложение № 1):
- общие сведения о ребёнке.
- анамнестические данные
- данные обследования специалистов
- логопедическое и психолого-педагогическое обследование, которое включает:
- внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица).
- исследование движений и действий (состояние опорно двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев, динамический праксис, предметные действия, готовность руки к овладению письмом).
- состояние познавательной деятельности (пространственные представления, временные представления, тактильный предметный гнозис, мышление (матрица фигур, классификация картинок «Что к чему?», «Почини коврик», счёт).
Изучение каждого процесса происходит с помощью нескольких методик и оцениваются по 4 – бальной системе:
- низкий уровень – 1 балл,
- средний – 2 балла,
- выше среднего – 3 балла,
- высокий уровень – 4 балла.
Одним из вариантов, способствующих реализации особых образовательных потребностей, является «индивидуальный образовательный маршрут» дошкольника (приложение № 3).
В основе построения индивидуального образорвательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени, носит пролонгированный характер (весь период воспитания и обучения в группе).
Принципы построения индивидуального образовательного маршрута:
- Ступенчатая диагностика.
- Индивидуальный подбор педагогических технологий.
- Систематический контроль и корректировка.
- Наблюдение.
- Пошаговая фиксация.
В настоящее время в России распространена система подготовки к школе детей с задержкой психического развития под общей редакцией С.Г. Шевченко, которая позволяет решать задачи своевремменной активной помощи детям дошкольного возраста с ЗПР. Данная система ориентирована на общее развитие детей (познавательной деятельности, нравственных и эстетических возможностей), на целостный подход к ребёнку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира, на достижение хороших результатов на основе учёта индивидуальных возможностей детей. Этапы коррекционно-развивающего процесса отражаются в «индивидуальном коррекционно-развивающем маршруте».
Цель работы по построению индивидуального коррекционно-развивающего маршрута для конретного ребёнка
- повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения,
- индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков,
- социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи.
- коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи,
- направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.
Вся коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальных занятий не дожно иметь формальный характер, механическое «натаскивание» в каком то одном навыке. Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно-развивающего маршрута, в соответствии с программой подготовки к школе детей с ЗПР С.Г. Шевченко, в рамках каждой задачиопределяют собственные направления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка:
- сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;
- освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
- освоение продуктивных видов деятельности (контруирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка;
- накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
- уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
- формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
- развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
- формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности;
- формирование элементов учебной деятельности;
- формирование адекватных эмоционально – волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.
Динамика коррекционно – развивающего процесса отражается в листе контроля динамики (приложение № 4). Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание, музыкальное развитие, физическое развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.
Данный документ также включает в себя рекомендации, заключение об эффективности коррекционно – развивающей работы за данный промежуток времени и учебный год. Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды: положительная динамика: высокий уровень; положительная динамика: выше среднего уровень; относительно – положительная динамика: средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика. Динамика развития зависит от выраженности нарушения, объёма нарушений (их локальности или тотальности), причин нарушений. Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой; обучаемость в процессе диагностического оследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности. Анализ полученных результатов динамики отражается в сводной таблице (приложение № 5).
Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе. Такой подход к индивидуальному воспитанию и обучению открывает широкие возможности и положительный результат при условии профессиональной подготовки кадров и заинтересованности в результате процесса помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Литература:
- Горбачёва Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого – педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития.// Дошкольная педагогика/май/2008
- Лаврова Г.Н. «Психолого – педагогические разработки индивидуальных коррекционно – развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения. Челябинск 2003
- Лаврова Г.Н., Рычкова Л.С. Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2 – 7 – летнего возраста. Челябинск 2000
- Мустаева Л.Г. Коррекционно – педагогические и социально – психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития. Москва 2005
- Стребелева Е.А. Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с интелектуалльным нарушением// Дефектология № 5, 2002
- Швченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития Москва 2007.
Источник