Индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр логопеда

Юлия Данченкова
Индивидуальный образовательный маршрут по логопедии для ребёнка с ЗПР

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития

Этапы работы Направления работы Кор­рекци­он­но-ре­чевые задачи Рекомендованные игры и задания

Подготовительный этап (октябрь)

Сенсорное развитие 1. Развивать органы чувств (слух, зрение,

обоняние, осязание, вкус).

2. Закрепить знание основных цветов иоттенков,форме и величине предметов,

обогатить представления о них.

1. Упражнения в узнавании, классификации,

сравнении, цвета, формы, величины предметов геометрич. фигур.

2. Использовать те­лес­но-ори­ен­ти­рован­ные

упражнения, гла­зод­ви­гатель­ные упражнения,

релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы пси­хогим­насти­ки.

Развитие психических функций

1. развивать все виды восприятия, учить

воспринимать и учитывать при сравнении

предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.

2. Со­вер­шенс­тво­вать, характер и

содержание способов обследования

предметов, способность обобщать.

3. Развивать все виды внимания, память,

стимулировать развитие творческого

воображения, исключать стереотипность мышления.

1.Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?»,

«Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай

шепот»1, «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком»,

«Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу»,

«Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный

мешочек», «Что в мешочке» и т. п

Развитие мелкой моторики

1. Развивать мелкую моторику рук и

со­вер­шенс­тво­вать графические навыки.

1. Обводка, закрашивание и штриховка по

трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).

2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

4. Печатание пройденных букв в тетради.

5. Использовать пальчиковую гимнастику по всем

лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.

6. Использование массажных упражнений.

7. Выкладывать изображения и буквы с помощью

спичек, верёвочки, природных материалов.

8. Использовать пальчиковую гимнастику, по всем

лексическим темам, ки­нези­оло­гичес­кие пальчиковые

упражнения («ку­лак-реб­ро-ла­донь» и пр.) и при

знакомстве с изучаемыми буквами.

9. Лепка, аппликация, рисование.

Развитие общих речевых навыков

1. Вырабатывать чёткие,

ко­ор­ди­ниро­ван­ные движения органов

речевого аппарата.

2. Формировать правильное речевое дыхание.

3. Работать над постановкой

диафрагмального дыхания.

4. Работать над мягкой атакой голоса.

Выработка у детей умения пользоваться

громким и тихим голосом.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Дыхательная гимнастика.

Основной этап Коррекция зву­коп­ро­из­но­шения

1. Разрабатывать речевой аппарат,

подготовка его к постановке звуков.

2. Сформировать правильное

произношение и первоначальное закрепление

неправильно произносимых звуков и

отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).

3. Ав­то­мати­зиро­вать звуки в слогах,

словах, предложениях, сло­восо­чета­ни­ях,

связной речи.

1. Проведение общей и специальной

артикуляционной гимнастики.

2. использовать элементы би­оэнер­гоплас­ти­ки

3. Постановка нарушенных звуков.

4. Автоматизация поставленных звуков.

Работа над слоговой

структурой слова

(индивидуально, на

материале правильно

произносимых данным

ребёнком звуков)

1. Учить говорить слова сложной

слоговой структуры сначало изолировано,

потом в сло­восо­чета­ни­ях, потом в

предложениях, соблюдая пос­ле­дова­тель­ность

и количество слогов, интонационно

правильно оформляя их.

2. Выполнять слоговой анализ и синтез

слов из одного, двух, трех слогов; подбирать

слова заданным количеством слогов.

1. Плавно переключаться со слога на слог.

2. Плавно произносить стечения согласных в рамках

одного слога.

3. «Наращивать» слова.

4. Произносить слова со стечением согласных.

5. Делить слова на слоги, подсчитывать слоги,

называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове.

Развитие

фонематического

слуха и навыков

языкового анализа и

синтеза, подготовка к

1. Развивать слуховое внимание на

материале неречевых звуков (звучащие

игрушки, хлопки).

2. Развивать слуховое внимание на

материале гласных звуков.

1. Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и],

[ы], [э],

2. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных

звуков (ау, уа и т. д.).

3. Выделение гласного в начале слова (Оля, в конце

обучению грамоте 3. Развивать слуховое внимание на

материале согласных звуков.

4. Знакомить с буквами.

5. Формировать умение осознанно читать

слоги, слова, предложения, тексты с

изученными буквами.

слова (пила, в середине односложных слов (шар, бык,

стол и т. п.).

4. Подбор слов на гласные звуки.

5. Знакомство с согласными звуками.

Со­вер­шенс­тво­вание умения выделять звук из ряда звуков,

на фоне слога, слова.

6.Знакомство с понятиями: «гласный звук» и

«согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый

согласный звук» и «мягкий согласный звук».

7. Выделение изучаемых согласных звуков из слова

(начало, конец, середина).

8. Определение пос­ле­дова­тель­нос­ти звуков в слоге,

слове.

9. Определение количества звуков в слоге, слове.

10. Определение ударнозо слога, звука в слове.

11. Составление звуко-слоговой схемы слов.

12. Выкладывание слогов, слов из букв, чтение

прямых и обратных слогов с изученными буквами.

13. Со­вер­шенс­тво­вание умения «печатать» буквы,

слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

14. Закрепление умения выкладывать буквы из

палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из

пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами

или «зашумленные» буквы; различать правильно и

неправильно «напечатанные» буквы.

15. Читать слоги, слова, предложения, тексты с

изученными буквами.

16. Закрепление знания известных детям правил

правописания.

17. Формирование умения решать кроссворды,

разгадывать ребусы, читать изографы.

Развитие словаря 1. Расширять, уточненять и

активизировть словарь на основе

систематизации и обобщения знаний об

Читайте также:  Карта наблюдения за ребенком по физическому развитию

окружающем в рамках изучаемых

лексических тем.

1. Пополнение активного словаря

су­щес­тви­тель­ны­ми с уменьшительными и

увеличительными суффиксами

2. Обогащение экспрессивной речи сложными

словами, неизменяемыми словами, сло­вами-ан­то­нима­ми

3. Упражнять в сло­во­об­ра­зова­нии.

и сло­вами-си­нони­мами.

3. Расширение представления о переносном

значении и активизация в речи слов с переносным

значением.

4. Обогащение экспрессивной речи прилагательными

с уменьшительными суффиксами, относительными и

притяжательными при­лага­тель­ны­ми.

5. Дальнейшее овладение приставочными глаголами.

6. Практическое овладение всеми простыми

предлогами и сложными предлогами.

7. Обогащение экспрессивной речи за счет имен

числительных, местоименных форм, наречий,

причастий.

Со­вер­шенс­тво­вание

грамматического

строя речи

1. Формировать грамматические

категории имён су­щес­тви­тель­ных,

прилагательных, глаголов, местоимений,

числительных, наречий (по лексическим

темам)

2. Формировать навыки правильного

согласования имён су­щес­тви­тель­ных,

прилагательных, глаголов, местоимений,

числительных, наречий.

3. Формировать навыки грамматически

правильного составления предложений.

4. Формировать навыки анализа

предложений и составления графических схем

предложений.

1. Со­вер­шенс­тво­вание умения образовывать и

употреблять имена существительные единственного и

множественного числа в именительном падеже по всем

изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки,

гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).

2. Закрепление умения образовывать и употреблять

имена существительные единственного и

множественного числа в косвенных падежах как в

беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с

предлогами по всем изучаемым лексическим темам

(дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по

конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам,

жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о

белках).

3. Со­вер­шенс­тво­вание умения образовывать и

использовать имена существительные и имена

прилагательные с уменьшительными суффиксами по

всем изучаемым лексическим темам (листочек,

картошечка, пальтишко; кругленький).

4. Формирование умения образовывать и

использовать имена существительные с

увеличительными суффиксами (медведище, головища) и

суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).

5. Закрепление умения согласовывать

прилагательные и числительные с су­щес­тви­тель­ны­ми в

роде, числе и падеже; подбирать однородные

определения к существительным (косой заяц, голубая

стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная,

стремительная ласточка).

6. Закрепление умения образовывать и использовать

возвратные глаголы, глаголы в разных временных

формах (собираться, притаиться; улетает, улетел,

улетит).

7. Согласование глаголов с су­щес­тви­тель­ны­ми

единственного и множественного числа (яблоко растёт,

яблоки растут).

8. Согласование существительных с

прилагательными в роде, числе, падеже.

9. Согласование существительных с

притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.

10. Согласование числительных два и пять с

су­щес­тви­тель­ны­ми.

11. Со­вер­шенс­тво­вание навыков составления

простых предложений по вопросам, по демонстрации

действия, по картине; распространения простых

предложений однородными членами.

12. Со­вер­шенс­тво­вание навыков составления и

использования слож­но­сочи­нен­ных предложений и

слож­но­под­чи­нен­ных предложений с придаточными

времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда

закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому

что лепили снеговика.)

13. Закрепление навыков анализа простых

рас­простра­нен­ных предложений без предлогов и с

простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее)

и навыка составления графических схем предложений.

Развитие связной

речи

1. Составлять простые рас­простра­нён­ные

предложения.

2. Обучать задавать вопросы и отвечать на

1. Формирование желания рассказывать о

собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не

только познавательного интереса, но и познавательного

вопросы полным ответом.

3. Обучать составлению описательных

рассказов по лексическим темам.

4. Работать над диалогической речью (с

использованием литературных

произведений).

5. Обучать пересказу небольших рассказов и

сказок (дословный и свободный пересказ).

общения.

2. Со­вер­шенс­тво­вание навыков ведения диалога,

умения задавать вопросы, отвечать на них полно и

кратко.

3. Закреплять умение составлять описательные

рассказы и за­гад­ки-опи­сания о предметах и объектах

по заданному плану и самостоятельно составленному

плану.

4. Со­вер­шенс­тво­вание навыка пересказа сказок и

небольших рассказов по заданному или коллективно

составленному плану. Обучение пересказу с

изменением времени действия и лица рассказчика.

5. Со­вер­шенс­тво­вание навыка составления

рассказов по серии картин и по картине по заданному

или коллективно

составленному плану.

Источник

Индивидуальный маршрут коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР по развитию познавательных  способностей за 2017-2018 год. Возраст 5-6 лет.

По итогам мониторинга у ребенка очень слабо развиты все познавательные процессы: слуховое восприятие, внимание, слуховая и долговременная память, мышление. Недостаточно сформированы все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм). Слабо сформированы элементарные математические представления: счет до 5; временные понятия и ориентировка в пространстве.

Индивидуальные занятия по развитию познавательных интересов, интеллектуального развития детей, через решение следующих задач:• сенсорного развития;

• свободного общения с взрослыми и детьми;

• развитие всех компонентов устной речи детей;

• формировать целостную картину мира, расширение кругозора;

• формировать элементарные математические представления;

• учить слушать и слышать учебную задачу, выполнять одну и двух ступенчатую инструкцию, переносить полученный опыт в другие условия;

• формировать опыт самоконтроля.

• Учить играть в дидактические и сюжетно-ролевые игры. Учить ставить игровую задачу, распределять роли, разворачивать сюжет игры, договариваться между собой, вести ролевую беседу, выполнять правила игры.

Первый период обучения: середина сентября, октябрь, ноябрь.

Читайте также:  Моральное развитие ребенка колберг лоуренс

Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром.

Цели.

1. Расширять кругозор ребенка по теме «Осень»: труд взрослых осенью, овощи, фрукты, подготовка диких животных и птиц к зиме, подготовка природы к зиме.

2. Обогащение предметного словаря существительных по темам этого периода: овощи и фрукты, деревья, грибы, ягоды, сад, огород, человек, предметы за уходом тела, посуда, продукты питания.

3. Расширить словарь прилагательных и глаголов.

4. Образование существительных множественного числа от единственного.

5. Практическое употребление притяжательных прилагательных и местоимений мой, моя, моё в составе простого предложения.

6. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

7. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Ребенок – смотрит. Дети – смотрят.

8. Составление рассказа-описания по плану.

Содержание работы.

• Игра «Угадай, когда это бывает?».

• Игра «Времена года» (Лото). Игра «Времена года» (разрезные картинки)

• Игра «Какой, какая, какие?»

• Игра «Что он делает?»

• Лото «Овощи и фрукты». Домино «Овощи»

• Игра «Один – много» с мячом.

• Игра «Назови ласково» с мячом.

• Игра «Жадина» – моя машина, мой самовар, мое мороженное.

• Игра «Какой, какая, какие»

• Составление рассказа – описания по схеме или по плану: Моя любимая игрушка, моя любимая еда, рассказ о посуде и другие.

Сенсорное развитие.

Цели.

1. Зрительное восприятие формы. Закреплять форму предметов: круг и квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

2. Зрительное восприятие цвета. Закреплять название цвета красный и синий, желтый, зеленый, находить их в окружающей обстановке.

3. Зрительное соотнесение размера. Учить пользоваться в речи словами: «большой», «поменьше», «побольше», «маленький», «одинаковые по размеру». Учить пользоваться в речи словами: «высокий», «низкий», «повыше», «пониже», «одинаковые по высоте».

Содержание работы.

• Составление бус из геометрических фигур одинакового цвета, чередуя их: круг, квадрат, треугольник, овал, круг …

• Составление бус из геометрических фигур разного цвета.

• Составь бусы, меняя размер фигур от большого к маленькому или от маленького к большому.

• Игра «Цвет, форма»

• Игра «Разноцветное лото», лото «Цвет»

• Игра «Разложи овощи (фрукты, ягоды) по цвету»

• Игра «Назови красные (зеленые, желтые, синие) предметы»

• Игра «Разложи предметы (овощи, ягоды. фрукты) по форме.

• Игры: «Разложи фигуры по форме»; «Найди предметы круглой (квадратной) формы.

• Игры: «Найди в группе красные (синие) предметы».

• Д/и «Блоки Дьенеша»: разложи по цвету; построй такой же предмет как на рисунке.

• Настольная игра – тренажер «Лабиринт геометрических фигур»

• Настольная игра – тренажер «Геометрические фигуры на столбиках»

Психические процессы.

Цели.

1. Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.

Содержание работы.

• Игры: «Чего не бывает?» (картинки «Времена года»).

• Игры «Чем похожи?», «Что изменилось?»

• Игра «Чего не стало?»

• Игра «Сравни два предмета»

• Игра «Кубики» (из 6- 9.)

• Игра «Разрезные картинки» (разрезанные по вертикали, по горизонтали и по диагонали на 4-6 частей)

• Учим и выполняем пальчиковую гимнастику по лексическим темам.

• Учить загадки, приметы, стихотворение к осеннему празднику «Осень»

• Выкладывание цифр, букв, геометрических фигур из палочек, камешек, фасоли, гороха, ниток.

• Обводка по трафаретам предметов по лексическим темам.

• Работа в тетради в клетку: штриховка, рисование узора по точкам, обводить клеточки и писать палочки, рисование геометрических фигур по клеточкам.

• Настольная игра «Лабиринт геометрических фигур»

• Настольная игра «Геометрические фигуры на столбиках»

Формирование мышления

Цель.

1. Продолжать учить группировать предметы: по цвету (красные, синие, зеленые, желтые). По форме – (круглые, овальные, треугольные)

2. Учить заканчивать по смыслу предложения.

3. Закреплять обобщающие слова по темам.

4. Учить пользоваться предметами целевого назначения.

5. Учить составлять и угадывать описательные загадки.

Содержание работы.

• Игра «Сгруппируй предметы по цвету»

• Игра «Сгруппируй предметы по форме»

• Игра «Сгруппируй предметы по размеру»

• Игра «Закончи предложение» –

Я пил молоко из … (чашки);

Я взял зонт, потому что … (идет дождь).

• Игра «Четвертый лишний»

• Игра «Что художник перепутал»

• Отгадай загадку.

• Игра «Назови одним словом»

• Игра «Продолжи – это посуда -… ; это овощи – … ; это ягоды…».

• Настольная игра «Лото – магазин»

• Игра «Подбери предметы необходимые осенью».

• Компьютерная игра «Логика и внимание»

Формирование элементарных математических представлений.

Цель.

1. Учить находить один, несколько, мало и много предметов; использовать их в речи.

2. Учить согласовывать числительное «один» и наречия «много», «мало», «несколько» с существительными в роде, числе и падеже.

3. Учим соотносить число с количеством предметов и с цифрами в пределах 5.

4. Упражняем в счете в пределах 5, используя разные анализаторы.

5. учим пересчитывать пальцы на одной и другой руке, используя пальчиковую гимнастику.

6. Закрепляем цвет, форму и размер предметов.

7. Пространственная ориентировка на столе.

Читайте также:  Тест диагностики эмоционального развития ребенка и его нарушений тесты

8. Временная ориентировка (утро – завтрак, день – обед, вечер – ужин).

Содержание работы.

• Игра «Один и много»

• Игра «Найди в комнате много одинаковых предметов»

• Игра «Принеси несколько предметов»

• Игра «Покажи, каких мало предметов»

• Игра «Блоки Дьенеша»

• С/Игра «Магазин»

• Игра «Найди карточки с одним (до 5) предметом»

• Д/У «Расставь цифры по порядку на числовую прямую» (до 5)

• Игра «Найди все цифры 1(2,3,4,5)

• Игра «Найди столько предметов, сколько показывает данная цифра»

• «Чудесный мешочек» (с цифрами до 5, геометрическими фигурами и мелким раздаточным материалом). Узнать на ощупь цифру, геометрическую фигуру, отсчитать столько предметов, сколько показывает цифра.

Источник

Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 87

Утверждаю

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87

________________К.Е.Некрасова

Приказ №_______

                                                                                                                                                                                        «_____» ______________  2019 г.

Индивидуальный образовательный маршрут

Ф.И.О. ребенка:  __________

 Дата рождения: __________

Основания: Заключение ЦПМПК от __________

Заключение ЦПМПК: обучающийся с ОВЗ. Выявлены трудности, обусловленные нарушением познавательной деятельности и всех компонентов речи.

Рекомендации ЦПМПК: ЦПМПК рекомендует обучение по АОП дошкольного образования обучающихся с задержкой психического развития,  с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Направления коррекционно – развивающей работы и психолого – педагогической помощи:

учитель – логопед: коррекция фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи, слоговой структуры слов, связной речи, формирование навыков звукового анализа и синтеза;

учитель – дефектолог: развитие познавательной деятельности, высших психических функций, формирование предпосылок к учебной деятельности;

педагог – психолог: развитие познавательной деятельности, произвольной регуляции деятельности,  коммуникативных навыков.

Рекомендуемые условия обучения: дозирование эмоциональной и учебной нагрузки  с учетом индивидуальных особенностей ребенка, реализация индивидуального подхода.

Индивидуальный образовательный маршрут составлен в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в соответствии с п. 6част1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013. № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, подпунктом 5.2.41 Положения о Министерства образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013г. № 446 (Собрания законодательства РФ, 2013, № 23, ст 2923;  № 33, ст.4386; №37, ст 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов  и внесение в них изменений, утвержденных в  постановлением Правительства Российской Федерации, 2013, № 33, ст.4377)

В ИОМ учитываются:

индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие  особые образовательные потребности.

Цель ИОМ:  

Создание условий, способствующих развитию личности ребенка, обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей.

Основные задачи коррекционного обучения:

– развитие понимания обращенной речи;  обогащение и активизация словарного запаса; формирование простой фразы, навыков продуктивного взаимодействия;

– социализация ребенка в обществе,  развитие коммуникативных навыков, формирование эмоционального интеллекта,  развитие волевых качеств;

– помощь в освоении АОП.

Срок реализации ИОМ –  1 год

График посещения детского сада ребенком:  понедельник – пятница – 8.00 – 18.00 

Педагог-психолог

Направления работы

Диагностическая работа:

-диагностика уровня психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка (обследование аффективно-эмоциональной и социально-личностной сферы, сформированности коммуникативных и игровых навыков, уровня познавательной активности и моторного развития);

– повторные обследования ребенка в течение года (январь, май);

-коррекция индивидуальной программы работы с ребенком по результатам диагностических обследований.

Коррекционно-развивающая работа:

-проведение коррекционно-развивающих игровых занятий (подгрупповых, групповых и индивидуальных);

-решение проблем взаимодействия в диаде родитель-ребенок, обучение родителя эффективным техникам взаимодействия с ребенком.

Консультативная работа:

– проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома;

– проведение консультаций по запросу родителей, по вопросам личных психологических трудностей родителей;

– обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах.

Психопрофилактическая работа:

– оказание помощи ребенку и семье в период адаптации к условиям пребывания в детском саду;

– составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок ребенка;

– изучение медицинской документации на ребенка;

– создание адекватного представления родителей о диагнозе, возможностях ребенка и возможных способах коррекции нарушений;

-подбор литературы по проблемам развития и воспитания ребенка по запросу родителя и по необходимости.

Источник