Индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр 1 класс
Дефициты и ресурсы ребенка с ЗПР
Задержкой психического развития считается замедленный темп развития психики ребенка. Причины ЗПР кроются в нейродинамической недостаточности, особенностях конституции, хронических соматических заболеваниях, неблагополучии семьи. Следствием становятся следующие дефициты развития:
незрелость ЦНС: слабость процессов торможения и возбуждения, отставание в формировании систем межанализаторных связей;
истощаемость психических функций;
отставание в развитии психомоторных функций;
низкая интеллектуальная продуктивность;
недостаточный объем, обобщенность, предметность и целостность восприятия;
низкая прочность запоминания;
неумение применять дополнительные средства запоминания;
эмоциональная неустойчивость;
низкий уровень произвольности познавательных процессов и поведения;
недоразвите речи: задержка формирования, ограниченность словарного запаса, аграмматизмы, затруднения в построении связных высказываний, трудность понимания значения слов;
инертность мыслительной деятельности;
длительный период приема и переработки информации;
нарушения пространственной ориентировки;
стремление избегать трудности;
отсутствие самоконтроля.
Наряду с перечисленными недостатками эти дети обладают хорошей базой внутренних ресурсов, которую способен реализовать индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР:
- способность пользоваться оказанной помощью;
способность осмысленно воспринимать сюжет услышанного литературного произведения;
способность понимать условие простой задачи;
способность группировать объекты и устанавливать причинно-следственные закономерности;
способность разбираться в учебном материале и выполнять задание, руководствуясь его образцом и целью;
активность в поисках средств, облегчающих выполнение заданий;
заинтересованность в чтении книг и умение логично и скрупулезно пересказывать прочитанное;
способность проявлять глубокие эмоции по поводу прочитанного;
интерес театральному и изобразительному искусству;
стремление к творческому самовыражению;
любовь к фантазиями и вытеснение ими неприятных жизненных ситуаций.
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребенка с ЗПР
Поступившего в ДОУ ребенка с ЗПР всесторонне изучают все специалисты, а затем составляется «Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения». Для этого используются «Диагностические карты индивидуального развития ребенка».
Диагностические карты индивидуального развития ребенка. Вторая младшая группа
Опираясь на данные карты, коллектив ДОУ составляет «Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут» воспитанника на весь период его пребывания в детском саду. Цель индивидуального маршрута ребенка-дошкольника с ЗПР — обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования, развивая у воспитанника функциональный базис для формирования универсальных учебных действий
Индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР определяет:
1. Стратегическую цель развития: заложить основы знаний об окружающем мире, сформировать речь, дать самые простые базовые представления о математике, всесторонне развить психические процессы.
2. Принципы прохождения маршрута. Наиболее важные из них
● принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений.
В его основе лежат взаимосвязанные действия всех специалистов ДОУ и родителей. Психолог формирует у ребенка навыки анализа и синтеза, сравнения и классификации, логопед использует их при постановке речи, воспитатель и родители закрепляют в «социальных» ситуациях.
● принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования
Все действия педагогов предупреждают и корректируют нарушения с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма, используя современные специальные ТСО, ИКТ, особую организацию обучения.
Свой «Индивидуальный коррекционный маршрут дошкольника с ЗПР» составляет каждый специалист ДОУ. Познакомимся с ним на примере работы логопеда.
Индивидуальный логопедический маршрут дошкольника с ЗПР
Индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ по развитию речи ставит цель: совершенствовать его речевые возможности, учитывая все специфические особенности. Рассмотрим раздел логопедического маршрута «Связная речь (монологическая и диалогическая речь)» для ребенка ЗПР старшей группы (5-6 лет).
Задачи | Методы | Содержание работы |
Развить диалогическую речь | Свободная беседа о самом себе, семье, друзьях, играх | Попросить ребенка нарисовать то, что любит рисовать и затем ответить на вопросы по рисунку: «Что ты нарисовал?» «Почему ты это нарисовал?» «Как бы ты назвал свой рисунок?» |
Сформировать речевую инициативу и самостоятельность | Игра «Зоологический музей» | Предложить ребенку самостоятельно рассмотреть картинки с животными, самостоятельно придумать и задать познавательные вопросы; затем ответить на вопросы взрослого, чем бы он мог помочь животным |
Сформировать умение говорить от лица другого персонажа | «Игровой диалог» | Попросить ребенка самостоятельно придумать диалог между одушевленными и неодушевленными предметами |
Сформировать умение вести диалог и соблюдать принятые нормы поведения | Игра «Телефонный разговор» | Озвучить ребенку список правил этикета телефонного разговора и попросить от лица двух игрушек озвучить их телефонный разговор |
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ
Используя стратегический «Индивидуальный маршрут развития дошкольника с ЗПР», педагоги ДОУ ежегодно составляют подробную программу обучения ребенка, или «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР». Его тактические шаги соответствуют рекомендациям ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного образования с ЗПР и включают:
●социально-коммуникативное развитие
●познавательное развитие
●речевое развитие
●художественно-эстетическое развитие
●физическое развитие
●сенсорное развитие
●познание окружающего мира.
Педагоги ДОУ определяют задачи и содержание работы с ребенком по «Индивидуальному образовательному маршруту» в соответствии с АООП ДО для детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР
Рассмотрим раздел «Физическое развитие», направление «Коррекция и развитие психомоторных функций» для воспитанника с ЗПР средней группы
Задачи | Метод | Содержание |
Развить мелкую моторику | Упражнение «Катание карандаша» | Ребенок катает в руке круглые карандаши и карандаши с гранями |
Игра «Сосулька». Самостоятельный контроль за мышцами на основе контрастных ощущений. | Попросить ребенка представить, что он держит зимой в руках холодную сосульку: — мышцы напряжены; попросить ребенка представить , что он держит весной в руках сосульку -мышцы расслаблены. | |
Оптимизировать речевую моторику | Различные виды массажа рук. Самомассаж рук с использованием массажных мячиков. | Попросить ребенка представить, что в руках у него ниточка. |
Дыхательное упражнение «Растягивание ниточки». | Произносить по очереди гласные и согласные звуки. Просить ребенка их повторять с условием. На гласный звук он раздвигает руки и растягивает «ниточку», на согласный звук он сводит руки и сжимает «ниточку». | |
Восстановить вестибулярно-моторный аппарат | Упражнения «Прыжки» | Попросить ребенка выполнить 5 раз группу прыжков: прыжок назад — пальцы рук сжать, прыжок вперед — пальцы рук разжать. Попросить ребенка выполнить 3 прыжка с одновременным продвижением вперед на одной ноге и хлопком рук. |
Индивидуальный маршрут ребенка с ЗПР в школе
Выпускники ДОУ, имеющие диагноз ЗПР, перед поступлением в школу проходят ППМК. При подтверждении нарушений инклюзивные школы организуют специальное комплексное сопровождение, цель которого — возместить дефициты развития познавательной сферы, откорректировать личностные специфические особенности, обучить самостоятельной деятельности, контролируя этот процесс, наладить тесное сотрудничество с семьей ребенка. В системе сопровождения важное место отводится работе школьного психолога. Он работает со школьником ЗПР по «Индивидуальному маршруту психологической коррекции». Цель маршрута — в первую очередь обеспечить ребенку адаптивность, обучить самостоятельно сознательно удерживать равновесие в отношениях с самим собой и новым школьным окружением, а затем, регулируя происходящие в головном мозге процессы активности и торможения, развить произвольность поведения и осознанность каждого учебного шага своего подопечного.
Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР
Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР — это его собственный поход за знаниями, «путь героя», преодолевающего на своем пути множество трудностей, к заслуженной награде, которой в перспективе станет аттестат зрелости и возможность получить интересную, востребованную, высокооплачиваемую профессию. Школьный консилиумом, учитывая предложения ППМК и запросы семьи ребенка, на основании ФОГС и АООП НОО 7.1 или 7.2 разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут для детей с ЗПР с учетом всех особых образовательных потребностей. Этим потребностям соответствуют базовые учебники для здоровых школьников и специальные приложения, иллюстративные наглядные дидактические материалы, рабочие тетради, как печатные, так и электронные, для варианта обучения в течение 4-х лет по программе 7.1.
- Т. Н. Ситникова. Математика. 1 класс.
- С. С. Минаева, Л.О. Рослова, Л. И. Федорова, В.А. Булычева Математика. 1 класс. Часть1.
- Т. Н. Максимова. Литературное чтение.1 класс.
- И. Ф. Яценко. Обучение грамоте. 1 класс.
- Сборник интернативных тестов по русскому языку. Интерактивный тренжер
Маршрут ребенка с ЗПР по программ 5-летнего обучения 7.2. требует к базовым учебникам добавить специальные электронные программные приложения
Пример. Индивидуальный образовательный маршрут 1 класс, ЗПР
I Организационный компонент
1. Пояснительная записка с информацией о ЗПР по ФОГС.
2. Перечень использованных нормативных документов.
3. Цель «Индивидуального образовательного маршрута». Образовательный маршрут ребенка с ЗПР в 1-м классе должен обеспечить продвижение школьника в освоении учебных предметов и развить способность обучаться не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с педагогом и одноклассниками.
4. Цели учителя.
● Обеспечить ребенку освоение адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, корректируя недостатки его физического и психического развития
● Своевременно выявлять трудности прохождения образовательного маршрута и гибко его редактировать.
5. Задачи, которые ставит перед учителем индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР, изложены в «АООП НОО для ЗПР» вариант 7.1
Самые важные из них:
● Создать темп учебной работы, соответствующий возможностям ученика и скорости формирование у него обобщенных знаний
● Создать охранительный педагогический режим
● Использовать здоровьесберегающие технологии
● Развить общеинтеллектуальные умения
● Сформировать основы социальных компетениций и умение ими целенаправленно и осознанно пользоваться
● Поощрять и стимулировать работу ребенка, используя только качественную оценку
6. Психолого-педагогическая характеристика на ученика 1 класса. Указывается диагноз, главные проблемы обучения и уровень знаний по основным учебным предметам.
II Недельный индивидуальный план с количеством часов на каждый предмет
Заполняется в соответствии с выбранным видом АООП НОО для ЗПР. 7.1 или 7.2
III Образовательный компонент индивидуального маршрута
1. Пояснительная записка с анализом соответствия выбранной программы индивидуальным особенностям ребенка
2. Планируемые результаты освоения учеником АООП НОО ЗПР, 1 класс.
● Описать по каждому учебному предмету (АООП НООО ЗПР 7.1) , например, по математике, результаты к концу учебного года:
— чему ребенок научится
Называть числа от 1 до 20 и проговаривать их последовательность. Оперировать словами «сложение», «вычитание». Определять разрядный состав чисел от 11 до 20. Сравнивать группы предметов , составляя из них пары. Определять длину отрезка.
— чему будет учиться:
Решать примеры, имеющие 1-2 действия. Решать простые задачи на сложение и вычитание в педелах 20-ти. Узнавать геометрические фигуры. Работать с математической таблицей из двух строк.
— механизм определения уровня знаний и умений:
Тесты, контрольные и проверочные работы.
IV Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
«Математика».
Универсальные познавательные действия.
● Развитие навыка работы с информацией: умение с помощью учителя отличать новое от известного; умение ориентироваться в учебнике.
● Развитие исследовательских способностей: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, полученные на уроке знания и свой жизненный опыт; умение осознанно взаимодействовать с информацией, делая собственные выводы о работе класса
● Развитие способностей классифицировать и обобщать: умение сравнивать и группировать числа, числовые выражения, равенства и неравенства, плоские геометрические фигуры.
Т.Н. Максимова. Математика. 1 класс.
Начиная проходить свой индивидуальный маршрут в ДОУ и продолжая учебное «путешествие» в школе, ребенок с ЗПР имеет все шансы успешно освоить вариант АООП НОО. И тогда первым достижением «особого» школьника может стать решение ППМК считать его здоровым ребенком, не нуждающемся в особых образовательных условиях.
Источник
п/п
Основные направления логокоррекционной работы
Виды занятий
1
Развитие артикуляционной моторики:
— артикуляционные упражнения;
— самомассаж языка, губ
– Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;
– Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;
– Учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
– Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ.
– Развивать мышечную силу и подвижность губ.
– Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность.
– Способствовать растяжке подъязычной связки.
– Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.
– Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений.
– Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Учить удерживать язык распластанным, широким.
– Способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка.
– Вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе.
– Учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.
Индивидуальные
2
Формирование правильного звукопроизношения:
ч, щ ш, ж л, ль
Индивидуальные
3
Развитие фонематических процессов
– Дифференциация неречевых звуков.
– Формирование умения воспроизводить слоговые ряды.
– Формирование умения подбирать слова на заданный звук.
– Формирование умения выделять слова из предложения.
– Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу.
-Формирование умения различать слоги со сходными звуками.
– Формирование умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно.
– Закрепление навыка определения позиции звука в слове.
– Закрепление навыка выделения первого звука в слове.
– Закрепление навыка определения последнего звука в слове.
– Закрепление навыка определения последовательности и количества звуков в слове.
– Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков.
– Закрепление навыка подбора слов на заданное количество слогов.
– Формирование умения выделять предложения из текста.
– Формирование умения выделять слова из предложения.
Индивидуальные, групповые
4
Уточнение, обогащение словаря по темам:
– человек, части тела
– овощи
– фрукты
– грибы;
– деревья
– одежда, обувь, головные уборы
– семья
– посуда,
– продукты питания
– мой город
– дом, мебель
– животные (дикие, домашние, севера и жарких стран)
– детеныши животных и птиц
– птицы (перелетные, зимующие, домашние)
– транспорт, правила дорожного движения
– профессии
– времена года
– Формирование глагольного словаря: активное усвоение инфинитива,
вопросительного и повелительного наклонения глаголов.
– Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.
– Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо, плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.).
– Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, родственных слов.
– Уточнение слов, обозначающих временные понятия (части суток, дни недели, времена года)
– Совершенствовать умение подбирать и употреблять в речи слова-синонимы, антонимы.
Групповые
5
Работа над слоговой структурой
– Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов)
– Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова
– Работа над двухсложными словами без стечения согласных
– Работа над трёхсложными словами без стечения согласных
– Повторение за взрослым и заучивание чистоговорок
– Формирование умения произносить 3-4х сложные слова со стечением согласных сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам.
– Упражнения в произношении слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний и предложений
Индивидуальные
6
Совершенствование грамматического строя речи:
– развитие понимания устной речи
– употребление имен существительных в косвенных падежах единственного числа;
– согласование имен числительных с именами существительными;
– согласование сущ с прилагательными в роде, числе и падеже.
– образование относительных и притяжательных прилагательных
– согласование сущ с притяжательными местоимениями
– образование сущ во множественном числе
– образование антонимов
– образование уменьшительно-ласкательных форм
– практическое усвоение образования глаголов с помощью
приставок (приставочные глаголы)
– изменение форм глагола
– употребление в речи предлогов
-распространение предложений путем введения однородных членов
– употребление в речи несклоняемых существительных
Индивидуальные, групповые
7
Развитие связной речи:
– Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.
– Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по серии сюжетных картин , по сюжетной картине, по моделям, схемам
– Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов.
– закрепление навыка составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов –описаний, пересказов
Групповые, индивидуальные
8
Совершенствование психологической базы речи:
– расширение объема зрительной и слуховой памяти;
– развитие вербального мышления
– развитие логического мышления
– Игры и упражнения на совершенствования словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам)
– Игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?»
– Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок
Групповые, индивидуальные
9
Развитие мелкой моторики.
– Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений ).
– Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений).
– Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно.
– Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений.(пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.).
– Формирование графо-моторных навыков.
– Формирование различного вида захвата.
Индивидуальные
Знания, умения и навыки, полученные ребенком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, профильными специалистами и родителями.
Источник