Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз в доу музыка

Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз в доу музыка thumbnail

Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка с ОВЗ с ТНР

Образовательная область «Художествеен-эстетическое развитие», раздел «Музыкальная деятельность»

Фамилия, имя ребенка: Артем Р.

Старшая группа компенсирующей направленности

Диагноз: Парциальная несформированность ВПФ смешанного типа. ОНР. Дизартрия

Периодичность занятий:1раз в неделю

Длительность: 20-25 минут

Срок реализации: 1 год

Музыкальный руководитель: Куевда Е.Ю,

Цель маршрута: помочь ребенку с ТНР активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности.

Задачи:

1. Создание благоприятное образовательное пространство в ДОУ и семье с достаточной степенью свободы музицирования.

2. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру.

3. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы педагога в соответствии с программным содержанием, воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.

4. Анализировать достижения ребенка в контексте реализации целевых

ориентиров, заявленных ФГОС

5. Реализовать индивидуальный образовательный маршрут по музыкальному развитию и образованию ребенка.

6. Повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи, а также психолого-педагогическую компетенцию родителей, других взрослых в вопросах поддержки и сопровождения детей.

В современных условиях педагогам ДО отводится немаловажная роль в коррекции и развитии детей дошкольного возраста. Необходимым условием реализации ФГОС ДО становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, при котором большую роль играет формирование тесного сотрудничества всех его участников.

Согласно ФГОС ДО образовательные области являются взаимодополняющими, поэтому участие музыкального руководителя предусматривается в той или иной мере при реализации каждой из них.

Принципы построения маршрута:

1. Принцип системности опирается на повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения.

2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

3. Принцип комплексности предполагает, что устранение нарушений должно носить психолого-педагогический характер, т.е.

опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей.

4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных и музыкальных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие, а так же имеет место интегрированный и личностно-ориентированный подходы.

Индивидуальный образовательный маршрут даст ребенку возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития его способностей, обеспечит тесную связь с другими специалистами и семьей.

Развитие музыкальных способностей проходит в рамках индивидуальной работы во взаимодействии со всеми специалистами: воспитателями, психологом, учителем – логопедом.

Средствами обучения являются: музыкально-дидактические игры; вокальные упражнения, театрализованные игры, логоритмика, психогимнастика; репертуар, подобранный в соответствии с физическими и психическими особенностями детей; элементы костюмов; фортепиано; музыкальный центр; шумовые инструменты; CD диски, мультимедийная установка.

Подбор технологического инструментария осуществляется с учетом доступности и художественной выразительности. Технологический инструментарий подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках индивидуальных занятий. В течении года может изменяться, дополняться, варьироваться.

Важную роль играет взаимодействие с родителями дошкольника. Только в тесном сотрудничестве с семьѐй, при создании благоприятного микроклимата во взаимоотношениях музыкального руководителя и родителей можно достичь желаемой цели в развитии дошкольников.

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ТНР максимально позволяет построить работу для его музыкального и творческого развития.

Индивидуальная карта музыкального развития ребенка

Направления коррекционной работы

Технологический инструментарий

Прогнозируемый результата

Не соответствует возрасту развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, чувства музыкального ритма. музыкальной памяти, певческих навыков. Не развито умение координировать движения с музыкой и речью. Ориентироваться в пространстве.

Доброжелательный, отзывчивый. Проявляет интерес к музыкальной деятельности. Ситуация успеха вызывает у ребенка положительные эмоции.

Развитие музыкально-сенсорных способностей:

– эмоциональной отзывчивости на музыку, умения вырахать эмоции мимикой и жестами;

-Развитие чувства музыкального ритма, слухового внимания, певческих навыков, памяти:

-развитие умения координировать движения с музыкой и речью. Ориентироваться в пространстве

«Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» Н.В. Нищева,

«Новые логопедические распевки» Н.В. Нищева, «Музыкальные пальчиковые игры»

Н.В.Нищева, Логопедические распевки Т.С. Овчинникова,

«Логоритмика в детском саду М.Ю. Картушина,

«Ритмическая мозайка» А.И. Буренина, «Психогимнастика» М.И. Чистякова.

Повысится уровень развития ребенка. Появится умение умение эмоционально откликаться на музыку разного характера, повысится уровент развития музыкально-сенсорных способностей, появится умение координировать движения с музыкой и речью, ориентироваться в пространстве.

Формы взаимодействия ребенка, педагогов и родителей

Содержание деятельности

Сроки

Формы работы

Диагностика уровня

музыкального развития

Сентябрь

Выявление уровня развития, проблем в развитии. Составление ИОМ, консультации для педагогов и родителей

Занятия по образовательной

области «Художественно -эстетическое развитие, раздел «Музыкальная деятельность»

В течение года

Участие в праздниках, развлечения, театрализованных представлениях, концертах.

Советы, рекомендации педагогам родителям.

Коррекционно-развивающая работа

В течении года

Занятия: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные по музыкальному, коммуникативному, речевому, познавательному. творческому развитию.

Работа с педагогами

В течение года

Консультации, семинары о музыкальном развитии, возрастных особенностях, ребенка с ТНР, элементами логоритмики, Рекомендации по итогам мониторинга.

Участие в мероприятиях ДОУ

В течении года

Выступления совместно с педагогом, родителем или детьми группы. Консультация для родителей «Вместе –все получится»

Совместная деятельность с

родителями

В течение года

Индивидуальные и групповые консультации. Совместные праздники, развлечения.

Диагностика уровня

музыкального развития

Май

Выявление положительной динамики в развитии ребенка. анализ изменений, рекомендации.

Содержание коррекционной – развивающей работы.

Октябрь

23.10

30.10

Развивать умение петь протяжно, плавно, правильно брать дыхание

Развивать умение выражать эмоции;

Формировать умение координировать движения с музыкой и речью, развивать чувство ритма;

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Голосовые упражнения: «Музыкальное здравствуйте», «Добрый день», «Музыкальная голосилка»;

Музыкальное упражнение «Осень»;

Танец «Весело идем»;

Музыкально-ритмическая композиция «Все мы делим пополам»;

Упражнение Танцует медведь».

Ноябрь

13.11.

20.11

27.11

Развивать умения петь протяжно, работать над iegato;

Развивать умение выражать эмоции;

Развивать слуховое внимание, мелкой моторики, чувство ритма;

Развивать умение координировать движения с музыкой и речью, память, внимание, быстроту реакции;

Развивать чувство ритма, умение передавать эмоции мимикой и жестами;

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Голосовые упражнения:Здравствуйте», Добрый день»;

Логопедическая распевка «Колыбельная», «Заяц»;

Песня «Часы»

Музыкально-дидактическая игра «Кто как идет»

Музыкальная игра «Замри»;

Музыкально-ритмическая композиция «Антошка»;

Двигательные упражнения:»Зайки», «Волк», «Медвежата».

Декабрь

04.12

11.12

18.12

Развивать певческие навыки, чувств ритма;

Развивать мелкую и общую моторику;

Развивать слуховое внимание. восприятие, силу голоса;

Развивать внимани , память, ловкость, быстроту реакции;

Развивать умение координировать движение с музыкой и речью;

Развивать умение передавать эмоции, выражать эмоции мимикой и жестами;

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Песенки-распевки: «Хей, хей, привет», «Едет воз»;

Упражнение: Тихо, громко, очень громко», «Воробьи – воробьишки»;

Пальчиковая игра «Снежок»;

Музыкально-речевая игра «Снегири»;

Игра с мячом;

Театрализованная игра «Мимика»;

Музыкально-ритмическая композиция «Лошадки»

Январь

15.01

27.01

Развитие умения петь протяжно, мягким звуком с разной динамикой;

Развитие слухового внимания, восприятия силы звуков;

Развитие мелкой моторики;

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

Развитие умения координировать движения с музыкой и речью;

Развитие умения ориентироваться в пространстве, чувства ловкости, быстроты реакции.

Голосовые упражнения: «Здравствуй зимушка-зима», «Едет воз»;

Музыкальная скороговорка;

Упражнение «Тихо-громко-очень громко», «Зайцы и лиса»;

Игра с мячом;

Музыкальная игра «Буги-вуги»

Февраль

05.02

19.02

26.02

Развитие певческих навыков, чувства ритма;

Развитие умения выражать эмоции мимикой и жестами;

Развитие общей моторики, умения координировать движения с музыкой и речью;

Развитие умения ориентироваться в пространстве.

Музыкальное упражнение «Здравствуйте»;

Вокальное упражнение№ 1, 2 (логопедические распевки);

Музыкально-речевая игра «Снегири»;

Музыкально-ритмическая игра «Лошадки»

Театрализованная игра «Мимика»

Музыкальная игра «Буги-вуги»

Март

05.03

19.03

26.03

Развивать певческие навыки, чувство ритма;

Развивать мелкоу моторику;

Развивать умение передавать образ мимикой и жестами, выражать удовольствие;

Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движения;

Развивать умение координировать движения с музыкой и речью, внимание, творческое воображение, выразительность движений;

Развитие общей моторики, умения ориентироваться в пространстве.

Распевки: «Добрый день», «Ручеек»:

Вокальное упражнение № 3 (логопедически распевки);

Музыкальная скороговорка;

Музыкально-речевое упражнение: «Звери»:

Музыкальная игра: «Туки-тук»;

Музыкально-речевая игра «Снегири»;

Музыкально-ритмическая игра «Лошадки»;

Пальчиковая игра «Ловкие ручки»;

Этюд «Прочитай письмо»;

Мимическое упражнение «Вкусное варенье»

Музыкально-ритмическое упражнение «Мы ногами топ-топ-топ».

Апрель

02.04

09.04

16.04

23.04

30.04

Развивать певческие навыки, звуковысотный слух, чувство ритма;

Развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление:

Развивать умение выражать эмоции в мимике, пантомиме, напористость, уверенность в себе;

Развивать общую моторику, воображение, умение ориентироваться в пространстве;

Развивать умение координировать движения с музыкой и речью.

Распевки: «Добрый день», «Ручеек»:

Музыкальное упражнение «Кукушка»;

Музыкально-речевая игра «Туки- тук»;

Музыкально-речевые упражнения: «Веснянка», «Дождик, «Уж как шла лиса», «Кап-кап-кап»;

Музыкально-ритмические упражнения:

«Молоточки», «Мы сейчас пойдем направо»;

Игра с мячом.

Фактические результаты педагогической коррекции: Наметилась положительная динамика в развитии умения эмоционально откликаться на музыку разного характера, повысился уровень развития музыкально-сенсорных способностей. Умение координировать движения с музыкой и речью и ориентировка в пространстве развиты недостаточно.

Рекомендации по продолжению или завершению коррекционно-развивающей работы по итогам мониторинга (конец года): продолжить коррекционно-развивающую работу с учетом достигнутых результатов в следующем учебном году.

В результате систематической, целенаправленной работы музыкальная деятельность позволяет частично компенсировать недостатки в развитии детей с ОВЗ с ТНР, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, влияет на их эмоционально -личностную сферу, которая во многом определяет психофизиологическое состояние ребенка, формирует его мировоззрение, способствует его успешной социализации в дальнейшей жизни.

Список литературы прилагается.

Источник

Лариса Степанова
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с проблемами в музыкальном развитии

Пояснительная записка

Сегодняшняя действительность требует от человека активности и успешности. Хорошо понимая, что задатки будущего закладываются уже в детстве, взрослые стремятся приобщить своих детей к занятиям, которые развивают не только способности, но и активность, самостоятельность, коммуникабельность.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах в жизни. Содержание Основной общеобразовательной программы, по которой работает наш детский сад, направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Приоритетное направление нашей работы с детьми – познавательно-речевое развитие. Но также большое внимание уделяем художественно-эстетическому развитию детей, используем индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогаем создать условия для развития личности, и основываемся на знании индивидуальных особенностей дошкольника. В ходе диагностики мы выделяем группы детей с недостаточным развитием и способные дети. На каждую группу детей ведется индивидуальная документация – диагностическая карта. Диагностическое обследование проводится два раза в год (согласно годового плана): сентябрь-октябрь и апрель-май. Для детей, показавших низкие результаты, проводится дополнительная диагностика в январе. Используется 3-х уровневая оценка (высокий уровень-3, средний -2, низкий уровень-1, которая позволяет качественно определить уровень развития каждого ребенка, отследить динамику индивидуального развития. Подсчет ведется по 3-х бальной системе. Ребенок обследуется как со стороны родителей, так и со стороны музыкального руководителя: заполняются анкеты с целью выявления проблем в развитии музыкальных способностей. Для проведения диагностики по развитию музыкальныхспособностей детей используются методики обследования: наблюдение, беседа, экспертная оценка, задания и другие методы, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. По материалам диагностики составляется индивидуальный план работы с ребенком.

Психолого-педагогический портрет ребенка

Анкетные данные

Имя: Илья

Возраст: 6 лет

Проблема в развитии

Обследование Ильи показало, что мальчик мало интересуется музыкой, испытывает трудности при пении и выполнении музыкально-ритмических движений. Илья не может определить жанр прослушанного произведения и инструмент, на котором оно исполняется, характер музыкального произведения. Ребенок не владеет игрой на детских музыкальных инструментах, не проявляет себя в творческой, танцевальной и музыкально-игровой импровизации. Илья очень замкнутый мальчик, не проявляет творческой активности.

Рекомендации.

Для преодоления проблем к ребенку требуется индивидуальный подход. Ведущим направлением в работе является развитие музыкально-творческой активности в образовательной деятельности и в свободное время, потребности к восприятию музыки.

Цель и задачи.

На основе выводов и рекомендаций, полученных при анализе ситуации развития ребенка, считаем, что целью является формирование у ребенка интереса к музыке, творческой активности в разных видах музыкальной деятельности.

Чтобы осуществить эту цель,поставили следующие задачи:

• Вызывать интерес к разным видам музыкальной деятельности.

Развивать и совершенствовать музыкальные способности.

• Формировать культуру слушания музыки.

• Формировать певческие и музыкально-ритмические умения и навыки.

• Вовлекать родителей в образовательный процесс и установить с ними сотрудничество.

Материально-техническое обеспечение:

• Наглядно-дидактические пособия;

• Аудиотека;

• Альбом, иллюстрации;

Музыкальные дидактические игры;

Музыкальные подвижные игры;

• Детские музыкальные инструменты.

Ожидаемые результаты:

Ребенок:

• Проявляет интерес к музыке

• Владеет навыками слушания музыки

• Владеет певческими и музыкально-ритмическими умениями и навыками

• Проявляет творческую активность в разных видах музыкальной деятельности

Родители активно участвуют в образовательном процессе.

Для дальнейшей работы с мальчиком составлен план индивидуальной коррекционной работы совместно с воспитателями, подобраны доступные упражнения для развития музыкальных способностей, организована деятельность для закрепления навыков и умений в самостоятельной деятельности.

Месяц Основные направления в работе, игры, упражнения с ребенком Взаимодействие с семьей Участники

Сентябрь Развитие тембрового и динамического восприятия.

М/игры: «Угадай, на чем играю?», «Тихо-громко», «Музыкальный магазин».

Игра на детских музыкальных инструментах: ложки, бубен, колокольчик, металлофон. Консультация «Как создать условия для музыкального воспитания в семье»

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Октябрь Формирование навыков культуры слушания музыки.

Слушание произведений из детского альбома П. И.Чайковского: «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла» и др. Беседа «Музыкален ли ваш ребенок».

Подбор аудиотеки по теме «Детский альбом П. И. Чайковского» Музыкальный руководитель, воспитатели, логопед, родители.

Ноябрь Обогащение музыкальных впечатлений путем восприятия разных жанров музыки. Советы как научить ребенка слушать классическую музыку и высказывать своё мнение о ней. Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Декабрь Работа над звуковысотным восприятием.

Д/игры: «Мама и детки», «Птица и птенчики», «Кто в домике живет» Подбор музыкальных игр по развитию звуковысотного восприятия Музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Январь Развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания):

«Яблоко»;

«Восстанови рисунок»;

– Запомни и нарисуй»;

«Соедини фигуры»;

«Дорисуй по клеткам»;

– «Составь предмет из фигур. Рекомендации «Особенности психических процессов»

Игры на закрепление психических процессов:

«Чего не достает»;

«Что лишнее»;

«Найди различия»;

«Парные предметы». Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Февраль Совершенствование музыкально-ритмических движений:

развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки;

– передавать музыкальный образ в играх и танцах.

– выразительно выполнять движения танцев, игр. Советы «Музыкальные подвижные игра и их использование в домашних условиях» Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Март Развитиеи совершенствование ритмического слуха:

«Ритмическая мозаика»

«Подними нужный символ»

«Раз, два, три, за мною повтори»

– Игра на одной пластине металлофона.

Консультация «Особенности ритмического восприятия у детей»

Игры с ребенком на развитие ритмического слуха:

«Сыграй и повтори»

«Запомни, повтори»

«Морзянка»

«Музыкальные брусочки». Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Апрель Развитиепевческих умений и навыков:

– чисто интонировать мелодию;

– четко проговаривать слова песни;

– правильно брать певческое дыхание

-петь коллективно и индивидуально. Беседа «Развитие певческих умений и навыков»

Вместе с ребенком петь песни, импровизировать их. Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Май Побуждение к элементарному музыкальному творчеству:

– Выполнение дыхательной гимнастики;

– Использование знакомых плясовых движений в импровизации;

-Выразительная передача музыкальных образов в игре;

– Песенное творчество.

– Придумывание мелодий на металлофоне. Памятка «Приемы развития музыкального творчества у дошкольников»

Игры на развитиетворческих способностей:

«Придумай и покажи»;

«Нарисуй музыку»;

«Выхожу я поплясать»;

«Музыкальная лесенка». Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Источник