Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз по зрению
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья в соответствии с его
I. Общие сведения
II. Специальные условия организации педагогического процесса _____________________ группа, _____ год обучения
Направления деятельности
Потребности ребенка
Построение образовательного процесса
– построение работы зрительного анализатора с чередованием работы других анализаторов
– соблюдение режима зрительных нагрузок
– дозировка работы со зрительной нагрузкой
– выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…)
– проведение гимнастики для пальцев и кистей рук в процессе деятельности художественно-эстетического цикла
Спец. организация рабочего поля и рабочего места ребенка
– посадка ребенка:
– рабочая поверхность:
– размер мебели в соответствии с ростом
Спец. организация рабочей позы ребенка
– рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища
– постоянный контроль за осанкой
Индивидуальные ритм и темп
деятельности
– щадящая зрительная нагрузка
– максимальная зрительная нагрузка
– зрительная гимнастика:
* упражнения для снятия зрительного напряжения (накрывание глаз ладонями; покачивание; моргание),
* упражнения для моторного аппарата глаза (на расстоянии 0,5 м от глаз ребенка держим игрушку на высоте глаз, затем игрушку передвигают справа налево и слева направо, предлагая ребенку делать максимальные движения глазами при неподвижной голове 2-3 мин),
* метка на стекле,
Специальные дозировки различных видов нагрузки
Зрительной
– зрительная нагрузка №
– характеристика учебно-наглядных пособий:
* цвет –
* размер –
* форма –
– время –
Физической
Формы работы с родителями
Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация)
Формы работы с ребенком
Групповые, подгрупповые, индивидуальные
Методы и прием
работы с ребенком
Основные методы – игровой и метод практических действий.
Коррекционные приемы: глазные, дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, динамические паузы, физкультминутки.
III. Индивидуальный образовательный маршрут: учебный план ______________________ группа, ______ год обучения
IV. Педагогическое сопровождение: ______________________ группа, ____ год обучения
Образовательные области
Проблемы
Основные задачи
Социально-коммуникативное развитие
– не сформированы (не усвоены) нормы и ценности, принятые в обществе;
– не сформированы моральные и нравственные ценности;
– имеет трудности в общении со взрослыми и сверстниками;
– не сформированы: самостоятельность, целенаправленность, саморегуляция собственных действий;
– не имеет представления и социальном и эмоциональном интеллекте: отзывчивость, сопереживание;
– отсутствует готовность к совместной деятельности со сверстниками;
– не сформировано уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей, взрослых;
– не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) навыки самообслуживания;
– не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) культурно-гигиенические навыки;
– отсутствуют установки к различным видам труда и творчества;
– не сформированы основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
– формирование (развитие, закрепление, обогащение) норм и ценностей, принятых в обществе;
– формирование (развитие, закрепление, обогащение) общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
– формирование (развитие, закрепление, обогащение) готовности ребенка к совместной деятельности;
– формирование (развитие, закрепление, обогащение) образа Я, принадлежности к семье к сообществу;
– формирование (развитие, закрепление) навыков самообслуживания;
– формирование (развитие, закрепление) культурно-гигиенических навыков;
– формирование (развитие, закрепление, обогащение) позитивных установок к труду и творчеству;
– формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о труде взрослых;
– формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
– отсутствует интерес, любознательность и познавательная мотивация;
– не сформированы познавательные действия;
– не развито воображение, творческая активность;
– отсутствуют (испытывает трудности) первичные представления о себе, других людях;
– отсутствуют (не до конца сформированы) представления об объектах окружающего мира,
– отсутствуют (не до конца сформированы) представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, количество, число, части и целое, пространство и время, причины и следствия);
– не умеет (присутствуют ошибки) считать до 5 (10);
– не знает (присутствуют ошибки) геометрические фигуры;
– не знает (путает) цвета;
– не умеет составлять и (или) решать задачи в одно действие;
– отсутствуют представления (испытывает трудности) о частях суток, о временах года, днях недели;
– испытывает трудности (присутствуют ошибки, путает) пространственные направления от себя, относительно себя, от предмета;
– отсутствуют (не до конца сформированы) представления о малой родине и Отчизне;
– отсутствуют (не до конца сформированы) представления о планете Земля как общем доме людей;
– отсутствуют (не до конца сформированы) представления о природных особенностях и явлениях;
– не умеет выделять характерные признаки и изменения природы по временам года.
– формирование (закрепление, обогащение) элементарных математических представлений в соответствии с возрастом;
– формирование (закрепление, обогащение) представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
– развитие познавательных интересов;
– формирование (расширение) опыта ориентировки в окружающем;
– развитие любознательности, познавательной мотивации;
– формирование (расширение) представлений о свойствах объектов (форма, цвет, размер, материал, звучание, причины, следствия);
– учить считать до 5 (10);
– учить составлять и решать задачи;
– развивать (закреплять) представления о частях суток, временах года, днях недели;
– развивать (корректировать, закреплять) навыки пространственного ориентирования от себя, относительно себя и от предмета;
– развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способность анализировать, сравнивать, выделять признаки и связи, делать обобщение;
-знакомство (закрепление, обогащение знаний) с предметным миром;
– знакомство (закрепление, обогащение знаний) с социальным миром, формирование целостной картины мира;
– формирование гражданской принадлежности;
– формирование представление о планете как общем доме людей;
– ознакомление (формирование, обогащение знаний) с природой и природными явлениями;
– учить (обогащать опыт) замечать изменения, наблюдать за природой в разные времена года;
– воспитание любви к природе и умение правильно вести себя в природе.
Речевое развитие
– не владеет (на стадии формирования) речью как средством общения и культуры;
– словарный запас ребенка не соответствует возрасту;
– нарушения компонентов устной речи: грамматический строй;
– не употребляет в речи синонимы, антонимы;
– не различает понятия «звук, слог, слово, предложение»;
– не сформированы диалогическая и монологическая формы речи;
– не умеет связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы, сказки;
– отсутствует интерес к слушанию произведения и (или) чтению;
– не может прочесть стихотворение наизусть;
– не сформированы (испытывает трудности) исполнительские навыки при чтении и драматизации.
– развивать понимание речи, инструкций;
– совершенствовать речь как средство общения;
– расширять (обогащать, активизировать) словарь ребенка;
– помогать (учить) ребенку посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом;
– развивать (обогащать, уточнять) представления о предметах, признаках и действиях;
– приучать ребенка слушать литературные произведения;
– уточнить (закрепить) артикуляцию звуков;
– развивать (уточнять, совершенствовать, упражнять) грамматический строй речи;
– обучить умению вести диалог;
– развивать (совершенствовать) связную речь;
– воспитывать умение слушать литературные произведения;
– учить читать наизусть потешки и стихи по возрасту;
– учить (совершенствовать умение) пересказывать отрывки, небольшие рассказы, сказки;
– формировать интерес к книгам;
– формировать (совершенствовать) исполнительские навыки при чтении, в драматизациях;
– учить различать (совершенствовать навыки) различать жанры произведений в соответствии с возрастом.
Художественно-эстетическое развитие
– отсутствует интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности;
– не сформированы (недостаточно сформированы) приемы правильного удержания в руке карандаша, кисточки;
– не сформированы умения (присутствуют трудности) изображать отдельные предметы, композиции;
– не умеет закрашивать (присутствует неаккуратность) рисунки карандашом, кистью;
– отсутствуют (недостаточно сформированы) представления о декоративном рисовании;
– отсутствуют (плохо развиты) приемы лепки;
– не сформированы (находятся на стадии формирования, испытывает трудности) умения правильно держать ножницы и пользоваться ими;
– отсутствуют (испытывает трудности) умение складывать бумагу в разных направлениях, создавать игрушки;
– не умеет (испытывает трудности) создавать фигуры людей, животных, птиц из природного материала;
– не имеет (путает) представления о деталях строительного материала;
– не сформированы (испытывает трудности) умения сооружать постройки по образцу и (или) по замыслу.
– развивать интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности;
– формировать (продолжать развивать) приемы правильно держать карандаш, кисточку;
– учить аккуратно закрашивать рисунки;
– формировать (обогащать) представления о декоративном рисовании;
– знакомить ребенка с различными изделиями народного творчества;
– развивать (закреплять) приемы лепки и использование стеки при работе с пластилином;
– учить правильно держать ножницы и пользоваться ими: резать по прямой, круглые и овальные формы путем скругления углов;
– учить составлять композиции;
– учить складывать бумагу в разных направлениях и создавать из нее игрушки;
– учить создавать игрушки из природного материала;
– формировать (закреплять) представления о деталях строительного материала;
– учить сооружать постройки по образцу, по замыслу, по схеме;
– обогащать опыт ребенка в конструкторско-модельной деятельности: строить самостоятельно, проявлять творчество, обыгрывать постройки.
Физическое развитие
– не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о здоровом образе жизни;
– не различает и (или) не называет (испытывает трудности) органы чувств, части тела;
– отсутствует потребность (находится на стадии формирования) в соблюдении навыков гигиены, опрятности;
– не знаком(а) с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»
– не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на человека и влияние на здоровье;
– присутствуют нескоординированные движения, двигательная неловкость.
– формировать (развивать) представления о здоровом образе жизни;
– учить называть, различать органы чувств и части тела;
– развивать (закреплять) потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности;
– познакомить (закрепить) с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»;
– формировать (развивать, закреплять) представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на здоровье человека;
– развивать основные виды движения: ходьба, бег, подскоки, прыжки, бросание мяча, ловля и отбивание мяча.
V. МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙ
Источник
Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ (нарушение зрения)
В свете сегодняшнего инклюзивного пространства в образовательных организациях очень актуален вопрос написания индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ, ребёнка-инвалида. Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, который отражает специальные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.Однако дело этот нелёгкое и очень объёмное.
Среди нарушений зрения особое место занимают слепота и слабовидение, требующие специфических методов обучения и иной системы кодирования информации, способной быть воспринятой этой категорией детей. Именно эти дети требуют особенно тщательно проработанных направлений и методов коррекции.
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с тяжелыми нарушениями зрения, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на медико – психолого – педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей).
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута – это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
Задачи по социально – личностному развитию ребенка с нарушением зрения:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка с ОВЗ;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
• развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов – лепки, аппликации, рисования);
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
При разработке индивидуального маршрута дошкольника с ОВЗ,
мы опираемся на следующие принципы:
• Принцип опоры на обучаемость ребенка.
• Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка.
• Принцип соблюдения интересов ребенка. Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
• Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации).
• Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
• Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
• Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Особенности работы специалистов по созданию индивидуального маршрута ребенка
1 этап – Выбор: Коллегиальное решение для работы по построению индивидуального маршрута развития;
2 этап. Наблюдение:
• Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;
•Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;
• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;
• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;
3 этап. Диагностика:
• Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование)
• Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития
• Подбор методик, определение методов и приемов работы.
4 этап. Работа:
• Подбор индивидуальных заданий
• Связь с родителями и педагогами
• Домашние задания
5 этап. Контроль:
• Итоговая диагностика
• Представление работ ребенка на мероприятиях ДОУ
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
• Приемы арт – терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
Предполагаемый результат:
• развитие социальной компетентности;
• развитие коммуникативных навыков;
• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);
• развитие чувства самоценности;
• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных
траекторий развития детей С ОВЗ, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Индивидуальная тифлопедагогическая карта развития ребенка (Образец )
Ф.И. ребенка Дата рождения 07.09.2013( Младшая группа)
Диагноз Слабовидящий ОИ, врожденная патология, сложный миапический астигматизм ОИ,горизонтальный нистагм, ЧАЗН ОИ.F 88.
Сходящее косоглазие – поражение зрительной и глазодвигательной систем, вызывающие периодическое или постоянное отклонение глазного яблока. Глаз косит в сторону носа.
При сходящем косоглазии рекомендуются упражнения: смотреть вверх и вдаль, рассматривание картин вести на подставках.
План индивидуальной работы на 2014 – 2015 уч. год
Октябрь
I неделя. Продолжать формировать представления ребенка о себе (представления о схеме своего тела и своем внешнем виде). Учить ребенка выполнять группировку предметов по одному признаку (по форме). Учить различать предметы по величине (большой – маленький).
II неделя. Учить ребенка выделять части тела и лица; показывать и называть по просьбе взрослого расположение частей тела и лица, их функции. Продолжать учить ребенка выполнять группировку предметов по одному признаку (по форме). Закреплять умение ребенка различать предметы по величине (большой – маленький).
III неделя. Учить ребенка узнавать себя в зеркале и на фотографиях; формировать осознанное зрительное восприятие своей внешности и способов сравнения себя с другими. Развивать зрительное, слуховое и тактильно-двигательное восприятие. Учить соотносить игрушки с их изображением на картинке.
IV неделя. Формировать представления ребенка о своей семье, о взаимоотношениях в ней и способах их проявления к близким людям. Развивать зрительное, слуховое и тактильно-двигательное восприятие. Учить ребенка выделять парные картинки (грибы, куклы, елочки, пирамидки, домики).
Литература
1.Брусянина Е. Ю. Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья в свете требований СФГОС [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 179-182.
2.Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер, 2002.
3.Целитан С.В. Выстраивание индивидуального образовательного маршрута, как педагогическая поддержка личностного самоопределения воспитанника. Интернет-ресурсы.
Источник