Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз образец
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ
ФИО, год рождения ребёнка
Иван ,
Логопедическое заключение
ОНР 2 уровня с дизартрическим компонентом
Актуальная проблема
Недоразвитие речи, как системы, отсутствие большинства звуков в речи
Цель программы
Создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.
Задачи
Развитие мотивации речевого общения и понимания обращенной речи.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие мимики и эмоций.
Развитие артикуляционной моторики.
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
Развитие речевого подражания.
Коррекция звукопроизношения.
Развитие импрессивной речи.
Формирование первоначальных речевых навыков и слоговой структуры слова.
Пополнение пассивного и активного словаря.
Срок реализации
1 год
Содержание индивидуального образовательного маршрута
Образовательный компонент:
– Форма обучения очная, групповая.
– Работа в общем режиме.
– Индивидуальный подход во время образовательного процесса.
– Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.
– Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.
Индивидуальный учебный план:
Усиление образовательных областей: «Речевое развитие»,
и «Социально-коммуникативное развитие».
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» усилена в:
– развитии игровых умений и навыков;
– поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию
диалогического общения в совместных играх и занятиях;
– присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
– формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
– становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Во второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий специалистов.
Базовая образовательная область | Образовательная нагрузка в неделю |
Образовательная область «Физическое развитие» | |
Физическая культура помещение на улице | 2 / 40 мин. 1 / 20 мин. |
Образовательная область “Речевое развитие” | |
Развитие речи | 2 / 40 мин. (учитель – логопед) |
Чтение художественной литературы | Ежедневно |
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» | |
Рисование | 1 / 20 мин. |
Лепка | 0,5 / 10 мин |
Аппликация | 0, 5 / 10 мин. |
Прикладное творчество | 1/20 мин. |
Музыка | 2 / 40 мин. |
Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье. | |
Итого: | |
Индивидуальные занятия | |
Педагог – психолог | 2/15 мин. |
Учитель – логопед | 3/15 мин. |
Воспитатель | 2/ 15 мин. |
Содержание логопедической работы
1. Развитие мотивации речевого общения и понимания обращенной речи.
Показ предметов и частей тела.
Выполнение действий по инструкции логопеда.
Понимание грамматических категорий числа существительных и глаголов.
Понимание грамматических категорий рода глаголов прошедшего времени единственного числа.
Отгадывание предметов по описанию.
Выбор предметов для выполнения названных логопедом действий.
Определение причинно-следственных связей.
2. Развитие общей и мелкой моторики.
Логоритмические упражнения под музыку.
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.
3. Развитие мимики и эмоций.
Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.
4. Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания.
Артикуляционные упражнения для губ:
– вытягивание трубочкой;
-растягивание в ниточку, в улыбку;
-округление губ;
– вытягивание трубочкой с последующим дутьём;
-поднятие вверх верхней губы, опускание вниз нижней, оскал;
– крепкое сжатие;
– сосательные движения;
– вибрация.
Артикуляционные упражнения для языка:
– язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой;
– присасывание языка к верхним альвеолам;
– распластывание широкого языка и удержание его между зубами;
– движение вперёд-назад при открытом рте;
– попеременный захват языком то верхней, то нижней губы;
– движение языка по верхней губе с одновременным включением голоса;
– движение влево-вправо;
– движение вверх-вниз;
– язык расслаблен на дне ротовой полости, при одновременном открывании и закрывании рта;
– цоканье;
– присасывание языка к нёбу с последующим задуванием на кончик языка с издаванием шёпотного трр.
5. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
Узнавание неречевых звуков. Упражнение: «Что звучит?», «Чей голос звучит?».
Узнавание звука на фоне ряда звуков.
Узнавание звука на фоне ряда слогов.
Узнавание звуков на фоне слова.
Определение первого гласного звука в слове.
6. Развитие речевого подражания.
Вызывание звукоподражания по картинкам: утка крякает: кря-кря, часы тикают: тик-так, мышка пищит: пи-пи-пи и др.
7. Коррекция звукопроизношения.
Уточнение артикуляции звуков: [а], [о], [и], [ы], [м], [н], [т], [с’].
Постановка и автоматизация и согласных звуков: [в], [ф], [х], [к],[г], [ш], [ж], [щ], [ч], [ц].
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке сонорных звуков
8. Развитие импрессивной речи.
Узнавание признаков предметов по картинкам.
Исключение лишнего предмета.
9. Формирование первоначальных речевых навыков и слоговой структуры слова.
Формирование умения произносить слоги: ау, уа, ам-ам, му-му, мяу-мяу, га-га, ко-ко, пи-пи, мэ-мэ, бе-бе, ку-ку, уф-уф, кря-кря, ква-ква, ку-ка-ре-ку, ду-ду, бум-бум, би-би, динь-динь, тук-тук, ах, ох, ух, эх, но-но, тпр, буль-буль, куп-куп, бай-бай, кач-кач, тик-так, топ-топ, прыг-скок, пиф-паф, тра-та-та, ля-ля, ла-ла, на, дай, я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, да, нет.
Формирование умения произносить двусложные слова с прямыми открытыми слогами.
Формирование умения произносить односложные слова.
Сроки динамического контроля
Динамические показатели
Ожидание родителей: формирование готовности к обучению к школе.
Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму; освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ; овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Заключение и рекомендации
Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.
Источник
Диагностическая карта физического развития.
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ.
Физического развития.
Направление.
Задачи.
Содержание коррекционно –развивающей работы.
Развитие общих движений.
Учить бегать по ровной дорожке, ходить по гимнастической скамейке, спрыгивать с небольшой высоты, ловить мяч двумя руками, катать мячи по полу.
1. Инструктор по физической культуре показывает подвижные игры, создавая условия к их подражанию и выполнению упражнений: «Насетка и цыплята», «Огуречик», «Пузырь», «Мышки в кладовой», «Мой веселый звонкий мяч», «Где спрятался мышонок», «Докати мяч», «Лови мяч».
2. Обратить внимание на правильность выполнения.
3. Попробовать сделать ребенку упражнение самому. Если не получается, то подкорректировать эти элементы.
Формирование навыков самообслуживания.
Владение простейшими навыками во время еды, умывание.
1.Чтение потешек и стихотворений: «Водичка, водичка» Э Мошковская, «Нос умойся» Э Мошковская, «Мыльные пузыри» Э. Фарджен, «Хлюп – хлюп» С. Капутикян.
2. Игровые приемы с показом: «Научи котенка умываться», «Наш Коля кушает».
Умение самостоятельно одеваться и раздеваться.
Умение самостоятельно убирать игрушки на место.
Игры: «Оденем Машу на прогулку», «Я одеваюсь сам», «Так привыкли мы к порядку», «Опасно – безопасно».
Сроки динамического контроля.
Динамические показатели один раз в полугодие.
Январь.
Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная.
Особенности физического развития: часто болеющий ребёнок, после выздоровления долго адаптируется, речевое развитие скачкообразное.
Причины отрицательной или нулевой динамики: нет
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Корректировка программы:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май.
Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная.
Особенности физического развития: часто болеющий ребёнок, после выздоровления долго адаптируется, речевое развитие скачкообразное.
Причины отрицательной или нулевой динамики: нет
__________________________________________________________
Корректировка программы:
__________________________________________________________
Диагностическая карта художественно – эстетического развития.
Направления.
20___- 20___
Начало года.
Ребенок и музыка.
Восприятие музыкальных произведений.
Ребёнок слушает простые мелодии песен, не пытаясь им подражать («Песенка про кошечку», «петушок» и т.д.).
Развитие вокальных навыков.
Не поет, так как не разговаривает, иногда выкрикивает звуки подражания (писк).
Музыкально – ритмические движения.
Умеет ходить, бегать и прыгать на одной и двух ногах. Пространственное мышление не развито. Умеет только качаться из стороны в сторону. Из танцевальных элементов может делать пружинку, «Ай – ду».
Самостоятельная музыкально-певческая деятельность.
Не поет и не подражает голосу взрослых.
Развитие тембральных навыков.
Любит извлекать звуки на настольном пианино, а также нравятся различные шумы, извлекаемые на музыкальных инструментах, таких как бубенцы, маракасы, металлофон, ложки. Он самостоятельно подходит, берет любой понравившийся инструмент и пытается извлечь звуки. Это занятие ему очень нравится.
Способность к театрально – музыкальному и игровому творчеству.
Не развито. Не включатся в игру, ребёнок просто наблюдает за всем со стороны, постоянно отвлекается.
Изобразительное искусство и художественная деятельность
Лепка.
Пластилин разминает, но не лепит простейшие формы.
Рисование.
Карандаш держит, рисует неопределенные образы.
Аппликация.
Аппликативных навыков не имеет.
Конструирование.
Интереса к конструированию не проявляет.
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ.
Музыкального развития.
Направление.
Задачи.
Содержание коррекционно – развивающей работы.
Ребенок и музыка.
Музыкально – ритмические движения.
Знакомство с элементом ай – да (качание на двух ногах из стороны в сторону), познакомить с элементами поскока.
1. Педагог показывает, как прыгать на одной ноге. Просит попрыгать самостоятельно. Если не получается, то помогает, придерживая его за руку.
2. Упражнение «Цапля» Показать ребенку, как нужно «тянуть» носочек и поднимает ногу. Обратить внимание на спину, она должна быть прямая. Попробовать сделать ребенку упражнение самому. Если не получается, то подкорректировать эти элементы.
Тренировка восприятия пространства.
Ребенку, с детьми предложить сделать круг.
Восприятие музыкальных произведений.
Развитие слухового внимания и восприятия.
Предложить дидактические игры и прослушать музыкальные произведения, направленные на ознакомление со звуками окружающей действительности, а также формирование навыка дифференцированно реагировать на различные слуховые раздражители, вырабатывая разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов.
Развитие речевого слуха.
Развитие у детей внимание к словам, произнесенным взрослыми, учить их прислушиваться к звукам человеческого голоса, выполнять все, что просит педагог.
Развитие вокальных навыков.
Усвоение песенных навыков.
Предложить упражнения, направленные на подражании звукам взрослого.
Песенное творчество.
Продолжать стимулировать и развивать песенные импровизации у ребенка.
Развитие тембральных навыков.
Развитие оттенков голоса и тембрального слуха
1. Учить различать звуки по высоте в октаве. Формировать звуковысотный слух.
2. Предложить дидактические игры, направленные на развитие тембрального слуха.
Способность к театрально – музыкальному и игровому творчеству.
Участие в играх.
Играть вместе с ребенком в игры «Кошки – мышки», «Белые гуси».
Изобразительное искусство и художественная деятельность.
Лепка.
Научить выполнять простейшие формы из пластилина.
В игровых ситуациях и упражнениях создавать простейшие формы (шар, круг, цилиндр «Колбаска»).
Рисование.
Развивать умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна.
В форме игры рисовать: «Разноцветный листопад», «Дождик», «Снежинки кружатся», «Разноцветные цветы на полянке», «Ягодки на ветке».
Аппликация
Познакомить со свойствами бумаги.
Игры – эксперименты: «Бумага легкая, тонкая, красивая, цветная, легко рвется».
Конструирование.
Развивать умение различать и использовать в постройке строительные детали.
Игровые и практические ситуации: «Тропинка к дому», «Гараж для машины», «Низкие и высоки дома», «горки».
Сроки динамического контроля.
Динамические показатели один раз в полугодие.
Январь.
Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная.
Особенности музыкального развития: часто болеющий ребёнок, после выздоровления долго адаптируется, речевое развитие скачкообразное.
Причины отрицательной или нулевой динамики: нет
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Корректировка программы:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май .
Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная.
Особенности музыкального развития: часто болеющий ребёнок, после выздоровления долго адаптируется, речевое развитие скачкообразное.
Причины отрицательной или нулевой динамики: нет
__________________________________________________________
Корректировка программы:
__________________________________________________________
Диагностическая карта познавательного развития ребенка с ОВЗ.
Направления.
20___- 20___
Начало года.
Ребенок открывает мир природы.
Неживая природа.
Ребенок не имеет представления об явлениях неживой природы.
Дикие, домашние животные.
Не видит различия между животными, кроме собаки и кошки.
Человек.
Различает части тела: глаза, уши, нос. Нет понятия, что человек дышит, двигается, питается, растет.
Растения.
Не понимает различия между деревьями, кустарниками и травянистыми растениями, нет представление, что растения живое (растет, цветет, питается).
Первые шаги в математику.
Сенсорное развитие.
Не выделяет предметы по величине, не соотносит цвет с предметом, не умет складывать пирамидку, разрезную картинку, не различает предметы по форме, не ориентируется в пространстве.
Освоение правил безопасного поведения.
Дом.
Со слов бабушки, ребенок ориентируется и знает, «что хорошо, что плохо, что можно делать, что нельзя».
Детский сад.
Нет представления о правилах поведения в детском саду, но режимные моменты выполняет по инструкции, но чувствует себя не комфортно.
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ.
Познавательного развития.
Срок реализации: 20___- 20___.
Направление.
Задачи.
Содержание коррекционно –развивающей работы.
Ребенок открывает мир природы.
Неживая природа.
Знакомить ребенка с явлениями природы
(зима, снег идет, холодно, весна, тепло).
Наблюдения, выявление сенсорных признаков природы, игры-экспериментирования с песком, водой, камешками.
Игры: «Найди листок, какой покажу», «Кто во что одет?», «Сложи картинку», «Овощи, фрукты», «Течет, течет водичка».
Дикие, домашние животные
Формировать представления о домашних и диких животных, их частях тела. Знакомить с названиями детенышей животных, с названием некоторых птиц.
Обыгрывание ситуации «Кто, как кричит?»
Игры: «Животные и их детеныши»,
«Маленькие –большие», «Сложи картинку».
Игры имитации с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театра.
Чтение русских народных сказок.
Человек.
Учить показывать картинки с изображением людей и частей тела.
Рассматривание картинок.
Показ картинки и сопровождения движения.
Игры: «Сделай, как я», «Повтори за мной».
Игры на развитие общей моторики.
Растения.
Обращать внимание ребенка на явления живой природы.
Наблюдения в природе.
Рассматривование иллюстраций.
Игры «С какого дерева листок» «Овощи, фрукты», «Найди о чем расскажу».
Первые шаги в математику.
Сенсорное развитие.
Учить различать количество «Один, много», соотносить количество предметов с количеством пальцев на руке, учить находить заданное количество однородных предметов в окружающей обстановке.
Игры: «Найди такой же», «Сложи квадрат», «Рамки-вкладыши», «Одна игрушка, много игрушек», складывание пирамидок, мозаик.
Освоение правил безопасного поведения.
Дом.
Формировать представления о семье, близких.
Рассматривания иллюстраций.
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Детский сад.
Формировать представления о правилах поведения в детском саду, учить ориентироваться в группе.
Систематическое посещение детского сада, соблюдение режима дня, наблюдение за детьми, вовлечение ребенка в игру детей.
Сроки динамического контроля.
Динамические показатели один раз в полугодие.
Январь.
Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная.
Особенности познавательного развития: часто болеющий ребёнок, после выздоровления долго адаптируется, речевое развитие скачкообразное.
Причины отрицательной или нулевой динамики: нет
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Корректировка программы:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май.
Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная.
Особенности познавательного развития: часто болеющий ребёнок, после выздоровления долго адаптируется, речевое развитие скачкообразное.
Причины отрицательной или нулевой динамики: нет
__________________________________________________________
Корректировка программы:
__________________________________________________________
ребенка с ОВЗ.
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ.
Социально – коммуникативного развития.
Направление.
Задачи.
Содержание коррекционно –развивающей работы.
Ребенок входит в мир социальных отношений.
Отношения с взрослыми и сверстниками.
Учить общаться со сверстниками, укреплять прочные, эмоциональные контакты с близкими взрослыми.
Игровые ситуации.
Наблюдения за действиями и отношениями взрослых с детьми.
Вовлечение в сюжетно-ролевые игры.
Инсценировки с игрушками, демонстрирующие образцы правильного поведения в детском саду.
Семья.
Побуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей и развивать доброжелательные отношения к близким людям.
Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях.
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дом».
Труд взрослых.
Помочь ребенку освоить первые представления о конкретных видах хозяйственно – бытового труда.
Наблюдение за трудом взрослых.
Игровые ситуации «Оденем куклу на прогулку».
Экскурсия по детскому саду, с целью наблюдения за трудом взрослых.
В игре ребенок развивается, познает мир.
Сюжетно-ролевые игры.
Развивать игровой опыт, вызвать интерес к игре.
Наблюдение за играющими детьми.
Рассматривание атрибутов к играм.
Дидактические игры.
Развивать умение различать сенсорные признаки в предметах, и их изображения (цвет, размер, форма).
Учить объединять предметы в группы по 2-3 признака.
Лото, кубики, мозаики, разрезные картинки.
Театрализованные игры.
Вызвать интерес к просмотру театрализованным представлениям.
Рассматривание инсценировок театра.
Показ настольного, пальчикового
Бибабо театра.
Сроки динамического контроля.
Динамические показатели один раз в полугодие.
Январь.
Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная.
Особенности социально – коммуникативного развития: часто болеющий ребёнок, после выздоровления долго адаптируется, речевое развитие скачкообразное.
Причины отрицательной или нулевой динамики: нет
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Корректировка программы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май.
Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная.
Особенности социально – коммуникативного развития: часто болеющий ребёнок, после выздоровления долго адаптируется, речевое развитие скачкообразное.
Причины отрицательной или нулевой динамики: нет
________________________________________________________
Корректировка программы:
________________________________________________________
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ.
Речевого развития.
Направление.
Задачи.
Содержание коррекционно –развивающей работы.
Развитие понимания речи.
-Учить ребенка находить предметы, игрушки.
-Учить по инструкции узнавать и правильно показывать предметы игрушки.
-Учить показывать части тела.
-Учить понимать слова обобщающего значения.
-Учить показывать и выполнять действия, связанные с окружающем миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.
Игры: «Найди собачку» «Покажи, где у куклы глазки, ротик и т.д.».
Узнавание предметов по описанию «Чудесный мешочек».
Исключение лишнего предмета, игры: «4-й лишний», «Найди пару»,
«Ассоциации».
Выполнение 3-х действий по одной инструкции.
Развитие активной подражательной речевой деятельности.
Учить подражанию:
-Голосам животных.
-Звукам окружающего мира.
-Звукам музыкальных инструментов.
Игровые ситуации «Как кричит петух, кошка и т.д.».
Показ настольного театра «Колобок», «Курочка Ряба», «Зайкина избушка».
Игра на музыкальных инструментах (дудочка, металлофон, нетрадиционные инструменты).
Прослушивание аудиозаписи
(звуки живой и неживой природы).
Развитие импрессивной речи.
-Развитие понимания значения пространственных наречий.
-Учить выполнять 3-хдействий по одной инструкции.
-Учить понимать сравнительные конструкции.
-Учить запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2-3 игрушки).
«Покажи, где матрешка».
«Продолжи ряд».
«Веселые картинки».
«4 лишний».
«Найди пару».
«Ассоциации».
Развитие мелкой и общей моторики.
Развивать координацию движений.
Логоритмические упражнения под музыку.
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.
Игры на развитие мелкой моторики (с прищепками, со шнуровкой, с крупой и т.д.).
Развитие артикуляционной моторики, просодии.
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
Дыхательная гимнастика «Сдуй бабочку с цветка», «Забей мяч в ворота», « Фокус»
Артикуляционные упражнения для губ:
-вытягивание трубочкой: уууууу.
-растягивание в ниточку.
-округление губ: ооооо.
-крепкое сжатие.
-вибрация.
Артикуляционные упражнения для языка:
«Заборчик-трубочка».
«Лопатка».
«Лошадка».
«Вкусное варенье».
«Часики».
«Качели».
«Маляр».
Развитие лексико – грамматического строя речи.
-Учить классифицировать предметы.
-Работать над расширением словаря признаков, слов – действий.
-Учить называть (показывать) слова антонимы.
-Учить называть (показывать) слова
Синонимы.
-Учить называть (показывать) родственные слова.
-Учить устанавливать причинно-следственных конструкций.
«Подбери предмет к действию».
«Подбери признак к предмету».
«Кто где живёт?».
«Чей хвост (глаз, ухо)».
«Чья мама?».
Развитие связной речи.
-Учить отвечать на вопросы односложными предложениями.
-Учить составлять и произносить простые предложения.
-Стимулировать потребность в высказывание своих мыслей».
«Ты мне я тебе».
«Повтори за мной».
«Составление предложения картинками».
«Чего хочется».
Сроки динамического контроля.
Динамические показатели один раз в полугодие.
Январь.
Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная.
Особенности речевого развития: часто болеющий ребёнок, после выздоровления долго адаптируется, речевое развитие скачкообразное.
Причины отрицательной или нулевой динамики: нет
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Корректировка программы:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май.
Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная.
Особенности речевого развития: часто болеющий ребёнок, после выздоровления долго адаптируется, речевое развитие скачкообразное.
Причины отрицательной или нулевой динамики: нет
__________________________________________________________
Корректировка программы:
__________________________________________________________
Источник