Индивидуальный маршрут развития ребенка с дизартрией

Индивидуальный маршрут развития ребенка с дизартрией thumbnail

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида

№24 «Солнышко» г. Верхний Уфалей.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ «___»____20 ___ г.

МПк МБДОУ Заведующий МБДОУ

____________ Иванова Т.А. «___»___________ 20 ___ г.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

воспитанника группы компенсирующей направленности

Ильи М. (первый год обучения).

Срок реализации: 1- период обучения (сентябрь-декабрь)

Пояснительная записка.

Общие сведения:

Ф.И. ребенка: Илья М. Дата рождения: 29.09.09 г

Заключение ПМПК: ОНР- III уровня, стёртая форма дизартрии.

Возраст (на момент обследования): 5 лет.

Дата обследования сентябрь 2014 г.

Дата составления ИПР сентябрь 2014 г.

Домашний адрес: ул. Гранильная 83.

Дата поступления в МБДОУ: октябрь 2010 г., поступил из семьи. Длительных перерывов в посещении детского сада не было.

Дата поступления ребенка в группу компенсирующей направленности: сентябрь 2014 г.

Сведения о родителях, условиях воспитания. Мать: М. Анастасия Сергеевна 1984 г. рождения. Место работы: ОАО «Уфалейникель», ОТК, пробоотборщик. Семья не полная, есть старшая сестра. Воспитанием ребенка занимаются мама и бабушки. Уделяется достаточно внимания воспитанию и обучению ребенка.

Анамнез: беременность без особенностей. Ребенок от первой беременности, первых преждевременных родов, на сроке 28 недель. Вес при рождении: 1400 г , рост 49 см. «Д» учет у невролога.

Психолого-педагогическая характеристика.

Илья моторно неловок, у него органичен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Мальчик неустойчиво стоит на одной ноге, не может попрыгать. Он часто болеет простудными заболеваниями, хорошо ест, спокойно спит.

Во время занятий не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться. Он с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Мальчик затрудняется в восприятии формы, цвета, величины, не понимает суть пространственных и временных отношений. Не всегда понимает смысл предлагаемых заданий. Илья медленно запоминает и быстро забывает учебный материал, тяжело дается заучивание стихотворений. Не всегда понимает содержание сказок, рассказов.

Илья плохо идет на контакт с детьми и незнакомыми взрослыми. Речь тихая, монотонная. Наблюдается нарушение звукопроизношения и просодики, как следствие страдает разборчивость, внятность, выразительность речи. Дыхание слабое. Лицо ребенка амимичное. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Так же наблюдается

тремор языка и содружественные движения языка, губ, челюсти. Фонематический слух, слоговая структура слов нарушены. Ребенок испытывает большие затруднения в словообразовании и словоизменении. Словарь скудный, не соответствует возрасту. На вопросы отвечает односложно, не всегда правильно согласует слова в предложении. Затрудняется в пересказе знакомой сказки. По картинкам не составляет рассказ даже по наводящим вопросам. Грамматический строй и связная речь не сформированы.

Илья способен самостоятельно умываться, есть, пить, пользоваться ложкой. Но не может обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки.

На занятиях по рисованию мальчик плохо держит карандаш, руки бывают напряжены. Заметна моторная неловкость рук как на занятиях по аппликации так и при работе с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов.

Илья проявляет интерес к игрушкам, любимые игрушки носит постоянно из дома. Часто играет один, но может поделиться своими игрушкам с другими детьми. Игра заключается в однообразном перебирании игрушек или предметов.

Ребенокпассивен в различных видах деятельности. Испытывает сильное чувство привязанности к матери. Адекватно реагирует на одобрение и порицание.

Индивидуальная коррекционно–развивающая программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года. Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – 3-е издание.-СПб.;Детство-Пресс, 2005. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. «Коррекция нарушений речи». / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В.Туманова, А.В. Лагутина. – 4- е изд. – М.: Просвещение, 2014, а так же с учетом требований СанПиН

Цель программы: проектирование индивидуальной коррекционно – развивающей программы с учетом выявленных особых образовательных потребностей ребенка.

Задачи:

  1. создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;

  2. обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;

  3. коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;

  4. стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 113 курск

Выявление и использование потенциальных возможностей ребенка;

Создание специальных условий образования;

Отбор содержания и своеобразие программного материала;

Использование методов и приёмов воспитания, адекватных потребностям ребенка; Изменение темпов и сроков обучения;

Специфическую организацию занятий, индивидуальные занятия.

Индивидуально-дифференцированный подход в процессе занятий

Логопедическое сопровождение Ильи М. Речевой диагноз:ОНР – 3 уровень, стертая форма дизартрии.

п/п

Направление коррекционно-развивающей работы

Основные пути их решения

Взаимодействие с педагогами, родителями

Ожидаемые достижения ребенка

Реальные достиженя ребенка

1

2

3

4

5

6

с 01.09. 14 по 14.09.14 г обследование

1.

2.

3.

4.

Преодоление сенсорных нарушений

Нормализация мышечного тонуса

Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентации

Развитие произвольной моторики пальцев рук

Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия: «Запомни – покажи», «Кого (чего) не стало?», «Собери картинку» и т.д.

Стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, через самомассаж лица, языка (приемы: поглаживания, пощипывания, разминание, вибрация).

Выработка статической и динамической организации движений, функций пространственных координат через подвижные игры с текстом «Заинька», «Совушка» и др.

Развитие динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук – массаж, пальчиковая гимнастика.

Воспитатели, родители: игры и игровые упражнения с участием детей и использованием игрушек: «Кто спрятался?», «Что не так?», «Кто тебя позвал?» и т. д

Родители, воспитатели: выполнение массажа сопровождая простыми рифмовками по заданию логопеда

Воспитатели: физминутки с речевым текстом, подвижные игры с текстом «Заинька», «Совушка» и др.

Воспитатели: пальчиковая гимнастика, игры со шнуровкой, мелким конструктором; изодеятельность.

Родители: пальчиковая гимнастика, обводка и штриховка в альбоме по лексическим темам.

Наблюдается улучшение психических процессов

Самостоятельно выполняет массаж

Движения более координированные. Уверенно показывает: правая – левая сторона, впереди – сзади.

Уверенно показывает упражнения: «Коза» – «Зайчик», «Кулак» – «Ладошка».

5.

6.

7.

8.

9

10.

11.

12.

Развитие моторики речевого аппарата.

Увеличение объема дыхания и его нормализации

Работа над голосом.

Работа над произношением.

Формирование функций фонематического слуха

Формирование

ритмико-слоговой структуры слова

Развитие лексико-грамматической стороны речи

Формирование

диалогической и

монологической

речи

Развитие статической и динамической организации движений артикуляционного, аппарата с подключением кинестетических ощущений ребенка.

а) Выработка диафрагмального дыхания: по подражанию, в различных положениях (лёжа, сидя, стоя)

б) выработка длительного плавного выдоха через рот: без речевого сопровождения (с использованием разнообразных дидактических пособий: «паровозик», «фокус», «китёнок»;

с речевым сопровождением: пение гласных на выдохе, произнесение сочетаний 2, 3 гласных и т.д.)

Отработка основных акустических характеристик голоса (сила: прямой счет с увеличением голоса и обратно, высота: оООо, тембр: упр: «Великан и гномик»).

Уточнение, автоматизация, дифференциация звуков из группы свистящих.

Постановка нарушенных звуков [ш], [ж], [ч], [щ], [ль], [л], [р], [рь] – способ постановки смешанный.

Автоматизация и дифференциация данных звуков с подключением тактильно-кинестетической стимуляции: отработка слогов, слов, предложений совместно с пальцевыми движениями с прищепками, су-джок шариками, резиновыми и пластмассовыми шариками с игольчатой поверхностью.

Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков.

Развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

: словесные игры «Назови первый (последний) звук в слове», «Звуковое домино», «Цепочка слов» «Поезд», «Составь слово».

Преодоление нарушений слоговой структуры слов на невербальном материале: воспроизведение различных ритмических рисунков: «Похлопай, как я», «Повтори-не ошибись», «Музыканты»

Преодоление нарушений слоговой структуры на вербальном материале: на уровне гласных звуков; на уровне слогов; слов.

Уточнение и расширение пассивного и активного словаря ребенка, через изучение лексических тем, знакомство с различными способами словообразования.

Улучшение речевой коммуникации и социальной адаптации.

Учить составлять предложения по вопросу, картинке.

Составление простых рассказов о последовательно воспроизводимых действиях, по следам выполненной серии действий.

Воспитатели: развитие артикуляционной моторики во время проведения логопедических минуток (выполнение аналогичных упражнений).

Родители: организация домашних занятий по рекомендациям логопеда через индивидуальную тетрадь; семинар – практикум «Веселый язычок».

Музыкальный руководитель: артикуляционная гимнастика во время развития певческих навыков.

Воспитатели, музыкальный руководитель: упражнения «Шарик», «Пузырь»

Воспитатели, родители: игровые упражнения с использованием ватных шариков: «Сдуй снежинку», «забей гол», «Кто дальше»

музыкальный руководитель: игра на дудочках, губных гармошках,

Воспитатели, музыкальный руководитель, родители: пропевание различных песенок на базе гласных звуков.

Воспитатели, родители: закрепление голосовых навыков в сюжетно – ролевых играх, при пересказывании сказок, разучивании стихов.

Читайте также:  Центр развития ребенка до 1 года на ленинском проспекте

музыкальный руководитель,: кукольный театр.

Воспитатели: индивидуальная работа по заданию логопеда, контроль за звукопроизношением в спонтанной речи.

Родители: по рекомендациям логопеда (через индивидуальную тетрадь, картотеку заданий) проводят домашние занятия, способствующие устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении; контроль за звукопроизношением в домашних условиях.

Воспитатели, родители: игровые упражнения: «Угадай, что звенит», «Угадай звук», «Что ты услышал?», «Найди такой же»

Воспитатели: игровые упражнения: «Покажи нужную картинку», «Отправь паровозик»

Музыкальный руководитель: формирование общей координации движений под ритмическую музыку.

Воспитатели: игровые упражнения по заданию логопеда.

Воспитатели: отработка звукосочетаний, слогов, слоговых рядов, слов по заданию логопеда.

Воспитатели: с помощью наблюдений, бесед, чтение художественной литературы способствовать накопление знаний и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

Родители: выполнение индивидуальных заданий логопеда по лексическим темам.

Воспитатели: создание ситуаций общения, через сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации путем осторожного и постоянного расширения круга общения.

Воспитатели, родители: чтение сказок, беседа по вопросам игровое упражнение «Телефон»

Без напряжения выполняет: артикуляционную гимнастику.

Наблюдается увеличение силы, длительности выдыхаемой струи

Свободная голосоподача, снятие голосовой зажатости.

Улучшение общего звучания речи.

Способен на слух выделить первый и последний согласный звук в слове, анализирует простые слоги, типа: АМ, МУ.

Наблюдается улучшение слоговой структуры двух, трех сложных слов со стечением согласных.

Увеличение активного словаря,

Проявляет инициативу при общении с детьми и взрослыми, с небольшой помощью рассказывает об увиденном, услышанном.

Учитель-логопед: Захарова Н.В.

Источник

Наталья Кротенко
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с дизартрией и алалией

Комитет образования и науки города Новокузнецка муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15» (ул. Жасминная, дом № 29, г. Новокузнецк Кемеровской области, 654028,тел. 39-14-11, ОКПО 37710452, ОГРН 1124253001641, ИНН / КПП 4253006219 / 425301001, E-mail: detskijsad-15@yandex.ru

Утверждаю

Заведующая ___Е. В. Вороненко

Приказ № ___ от “___” ___ 20__г

Индивидуальный образовательный маршрут

Разработчик: Кротенко Наталья Сергеевна

учитель- логопед

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

на Диану Г., 14.05.2013 г. р.

Поступила в старшую логопедическую группу в возрасте 5 лет 4 мес. с заключением ТПМПК Дизартрия средней степени Синдром алалии ОНР (I уровень). Низкий уровень сформированности регуляторной сферы и познавательных процессов (№ 1052от 23.05.17)

Обращенную речь девочка понимает в полном объеме.

Моторика. Состояние общей моторики без особенностей, уровень развития мелкой моторики недостаточен, ведущая правая рука, при выполнениее упражнений на динамическую организацию движений («Колечки», «Звенья») наблюдаются неточности.

Артикуляционный аппарат строение без аномалий. Страдает объем, точность выполняемых движеий. Звукопроизношение. Отмечается полиморфное нарушение звукопроизношения

Звуко-слоговая структура. Умеет воспроизводить слова 1-3–го типов, в более сложных конструкциях – затруднения.

Фонематическое восприятие. Грубо нарушена дифференциация парных звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих звуков.

Грамматический строй. Не способна изменять по числам имена существительные с окончаниями –А, -Ы по инструкции без изменения основы слова (глаз – глаза, нос – носы). Наблюдаются аграмматизмы в согласовании прилагательного с существительным (например: красный кукла, существительного с числительным 1,2,5 (например: 5 дома)

Словарный запас. Словарь ограничен пределами обихода. В речи преобладают имена существительные, реже глаголы. Девочка не знает обобщающие слова.

Связная речь. Наблюдается отстование в развитие связной речи, при ответах на вопросы пользуется простыми словами, пересказа нет.

Логопедичекое заключение: Дизартрия средней степени, ОНР II уровень.

Направления коррекционно – развивающей работы Задачи коррекционно – развивающей деятельности Методы, приемы, способы Дидактические игры, упражнения, задания Форма оценки результатов работы

октябрь ноябрь декабрь

Моторика Упражнять в поочереднодном показывании, поднимании и перебиранием пальцев рук, поочередно правой и левой рукой, совместно обоими. Показ,

Повтор сопряженно,

Отраженно.

Кинизионогические упражнения типа «Колечко»

Игры типа

«Этот пальчик»

Артикуляционный аппарат Вырабатывать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционого апарата (точность движений, их плавность)

Выработка широкой, теплой, слабой рассеяной струи по направлению к передней части языка Выполнение упр. по подражанию взрослого,

• по образцу,

• по словесной инструкции.

Удержание позы на счет.

«Лопаточка»

«Иголочка»

«Чистим широким язычком нижние зубки»

«Чашечка»,

«Вкусное варенье»,

«Чистим широким язычком верхние зубки»

«Сдуй снежинку с носика»

Звукопроизношение. Формировать у ребенка правильного звучания нарушенного звуков С, Ш

Читайте также:  Физическое развитие ребенка подготовительной группы

Использование двигательно – кинестетического метода, по подражанию.

На индивидуальных занятиях концентрический метод (использование базовых звуков для постановки других). «Повтори»

«Бусы»

«Найди звук»

«Найди букву»

Д. и. «Лото»

Звуко-слоговая структура Формирование умения воспроизводить слова 4-6 го типов Многократное повторение,

Повтор слов (сопряженно, отраженно). Игры типа «Повтори»

Фонематическое восприятие Формирование умения выделять заданный звук в начале слова (б-п, д-т)

Коментирование,

Проговаривание,

Ответы на вопросы. «Отбери картинку на заданный звук»

Игры типа «Какой звук спрятался»

Грамматический строй Упражнять в изменении существительных по числам,

в согласовании прилагательного с существительным, существительного с числительным Показ образца,

Коментирование,

Проговаривание,

Договаривание.

Игры типы «Один – много»,

«Какой, какая»

«Сколько»,

«Сосчитай»

Словарный запас Расширение и активизация словарного запаса: накопление колличественного словаря через тематическое ознакомление с окружающем миром с учетом основных частей речи Многократное повторение,

Повтор слов (сопряженно, отраженно,

Коментирование,

Проговаривание,

Договаривание. Игры типа «У кого что?»,

«Что у вас?»

«Назови общим словом»

Связная речь Формировать умения отвечать на вопросы распространенным предложениям Коментирование,

Поговаривание,

Ответы на вопросы.

Игры типа «Какая, какой»

«Повтори»

«Что запомнил?»

Условные обозначения оценки результатов работы:

0- не выполняет

1 – выполнить без помощи не может

2- вылоняет, с незначительной помощью

3 – выполняет самостоятельно

Источник

Тип дизонтогенеза

(отклоняющего развития)

Коррекционные задачи

Специалист

Используемые программы.

Режим занятий

Куда направлен

Тяжёлые речевые нарушения

  • Алалия
  • Ринолалия
  • Дизартрия

Адаптация к образовательной программе

воспитатель

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

Фронтальные занятия с индивидуальной поддержкой логопеда

Алалия

Развитие всех сторон речи:

  • Формирование коммуникативных способностей
  • Развитие понимания речи
  • Развитие внимания и слухового восприятия
  • Развитие активной подражательной речевой деятельности
  • Развитие лексико-грамматических средств языка
  • Развитие произносительной стороны речи
  • Развитие самостоятельной фразовой речи

логопед

Ковшиков В.А. «Экспрессивная алалия и методы её преодоления»

Кузьмина Н.И. «Воспитание речи у детей с моторной алалией»

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление общего недоразвития речи»

Индивидуальная образовательная деятельность и в группах

Дизартрия

  • Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов (гимнастика и массаж)
  • Коррекция дыхания и голоса
  • Развитие слухового восприятия и звукового анализа, формирование просодического компонента речи
  • Формирование первичных коммуникативных произносительных навыков

логопед

Архипова Е.Ф.

«Логопедическая работа с детьми раннего возраста»

Смирнова И.А. «Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР»

Лопатина Л.В. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами».

Индивидуальная образовательная деятельность и в группах

Ринолалия

  • Нормализация деятельности артикуляционного аппарата
  • Формирование артикуляции звуков
  • Устранение назального оттенка голоса
  • Дифференциация звуков с целью предупреждения нарушения звукового анализа
  • Нормализация просодической стороны речи

Автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении

логопед

Ермакова И.И. «Коррекция речи и голоса у детей и подростков»

Соломатина Г.Н. «Устранение открытой ринолалии у детей. Методы обследования и коррекции»

Индивидуальная образовательная деятельность и в группах

Адаптация в среде сверстников (образовательная область, социализация)

воспитатель

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

В рамках фронтальной работы в группе

Адаптация в среде сверстников (образовательная область, социализация)

психолог

Забрамная С.Д. «От диагностики к развитию».

Консультирование воспитателя с опорой на социометрию.

Включение ребёнка в общую деятельность на занятия по основной программе

Музыкальный работник, воспитатель по физической культуре

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»(в соответствии с программой более раннего возраста) под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

Фронтальная образовательная деятельность

Развивать компенсаторный механизм становления психики и деятельности ребёнка с ОВЗ

дефектолог

«Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста под ред. Серебряковой Н.В.

Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».

Индивидуальная образовательная деятельность или в миниподгруппах

Расширение практического опыта детей, объём их знаний и представлений об окружающем мире, формирование целенаправленных предметных действий.

дефектолог

Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».

Индивидуальная образовательная деятельность или в миниподгруппах

Источник