Индивидуальный маршрут развития ребенка с дцп в доу по фгос образец

Ф.И.О. ребенка

  • _________________________

Дата рождения

  • 19.09.2013

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях:

  • общеразвивающей группы (в условиях инклюзии);

Режим пребывания:

  • группа полного дня;

Сопровождение тьютора:

  • нет;

Заключение и рекомендации ПМПК

ТПМПК №2 г.Смоленск протокол № 653-23-18 от 11.10.2018

-двигательные нарушения средней степени

-дефицитарность зрительного анализатора

-общее недоразвитие речи 3 уровня

-стёртая дизартрия

-психические функции соответствуют невысокой возрастной норме

-чувствителен к реакции взрослого

-темп деятельности неравномерный

Рекомендации для реализации права на образование:

  • нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

Образовательная программа:

  • основная образовательная программа дошкольного образования с коррекционным разделом;

Конкретизация категории ОВЗ:

  • АОП ДО для детей с НОДА
  • АОП ДО для детей с ТНР

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие)

Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой , а также Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ПрАООП ДО для детей с НОДА

Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП

Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой, познавательной, двигательной деятельности, организации эмоционально-волевой сферы, коммуникативной, речемыслительной и компенсации нарушений в развитии.

Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой)

Материально-технические условия:

  • Предпочтительным является зонирование пространства групповой комнаты на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство групповой комнаты узнаваемым, а значит – безопасным и комфортным для ребенка с нарушением ОДА, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности.
  • Рабочее место должно обеспечивать комфортное и удобное положение ребенка в пространстве, создавать условие для полноценного восприятия и организации его активных действий. Это и комфортное освещение, и минимальное количество предметов в поле зрения, и специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности стола и др.

Специальное оборудование

Для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходим минифланелеграф с подборкой карточек, моделей по темам, разнообразные шнуровки по темам, рамки Монтессори, мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.

Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.

Режим пребывания ребенка в ОУ

  • Пять дней в неделю, полный день

Соматическое состояние

  • Третья группа здоровья

Рекомендации специалистов медицинского профиля

  • Отсутствуют

Противопоказания

  • Отсутствуют

Взаимодействие специалистов ОУ

  • Рекомендованы занятия с учителем-логопедом
  • Рекомендованы занятия с педагогом-психологом

Модуль 3.1 Комплексирование программ

3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):

  • Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

3.1.2. Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ:

  • АОП ДО для детей с НОДА

3.1.3. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:

  • Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева

3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:

  • Программа воспитания и обучения дошкольников с церебральным параличом / Сост. Н.В. Симонова. – М. 1987.
  • Данилова Л.А., Стока К., КАзицына Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе: Методические рекомендации для учителей и родителей. – СПб., 1997.

Модуль 3.2. Интерактивное сопровождение программ:

3.2.2. Интерактивное сопровождение образовательных областей

Интерактивное сопровождение на основе комплекса компьютерных игр и упражнений портала Мерсибо

3.2.2а. Образовательная область: Речевое развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы.

3

3

4

Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов.

3

4

4

Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

3

3

4

Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы.

4

4

4

Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок.

3

4

4

2 этап организации образовательной деятельности

Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы).

2

3

3

Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев. Умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением, объяснять образные выражения.

2

2

3

Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. Отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта».

3

3

3

Повторяет двустишья и простые потешки.

3

3

3

3 этап организации образовательной деятельности

Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами.

3

3

3

Выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры.

2

2

3

Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Пересказывает, составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания.

2

2

3

Осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем признакам. Демонстрирует навыки фонематического восприятия.

2

2

3

Владеет простыми формами фонематического анализа, осуществляет операции фонематического синтеза. Осуществляет слоговой анализ и синтез слов. Владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой.

2

3

3

3.2.2б. Образовательная область: Познавательное развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут.

3

3

3

Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя».

2

2

3

Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы.

3

4

4

Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выстраивает сериационный ряд.

3

3

3

2 этап организации образовательной деятельности

На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры.

3

4

4

Учится считать до 9 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет. Решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения.

3

3

3

Показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов и две-три плоскостных геометрических фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик), некоторые детали конструктора.

2

3

3

3 этап организации образовательной деятельности

Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер.

2

3

4

Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

3

3

4

Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира. Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования.

3

3

3

Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над.

2

3

3

3.2.2в. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации.

3

3

4

Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам.

2

2

3

Стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности.

2

2

3

Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует.

3

3

4

2 этап организации образовательной деятельности

Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку.

2

2

3

Имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор.

1

2

3

Появляется элементарный предметный рисунок. Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.).

3

3

3

3 этап организации образовательной деятельности

Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности.

3

3

3

С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.

2

3

3

Проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки. Подпевает при хоровом исполнении песен.

3

3

3

3.2.2г. Образовательная область: Физическое развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя).

2

3

3

Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования.

2

3

3

2 этап организации образовательной деятельности

Практически ориентируется и перемещается в пространстве.

3

3

4

Принимает активное участие в подвижных играх с правилами.

3

3

3

Достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений.

2

3

3

3 этап организации образовательной деятельности

Развита способность к пространственной организации движений; слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма.

2

2

3

Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

3

3

3

3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП

Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится

Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка

Задачи

Методические приемы и используемые технологии

Нарушения мелкой моторики

ОО «Физическое развитие»

ОО «Речевое развитие»

  • Развитие сенсомоторной и зрительно-двигательной координации.
  • Игры с мелкими предметами в условиях семейного воспитания и обучения.
  • Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом.
  • Организация пальчиковой гимнастики вместе со сверстниками во время проведения индивидуальных и подгрупповых занятий воспитателем.
  • Индивидуальные занятия с воспитателем и логопедом по подготовке руки к письму.

Быстрая истощаемость

Все образовательные области

  • Формирование охранительного режима в режимных моментах и процессах группы.
  • Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий.
  • Создание условий для координации волевых усилий с другими детьми.
  • Охранительный режим.
  • Введение дополнительной физкультурной минутки.
  • Выполнение заданий в парах.
  • Снижение двигательной нагрузки по сравнению со сверстниками.

Нарушения внимания

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Физическое развитие»

  • Формирование познавательной активности и ориентировок «Что это? Что с ним можно делать?».
  • Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания.
  • Освоения опыта совместно-последовательных и совместно-распределенных форм образовательной деятельности со сверстниками.

Нарушения памяти

ОО «Речевое развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  • Расширение объема двигательной памяти.
  • Формирование взаимосвязи между процессами запоминания и воспроизведения речевого материала на основе движений и приемов мнемотехники.
  • Расширение объема слуховой, словесной, речевой памяти.
  • Расширение объема зрительной памяти.
  • Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции памяти портала Мерсибо.
  • Разучивание стихотворений с использованием движений обеих рук с воспитателем и родителями.

Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления

ОО «Познавательное развитие»

  • Формирование познавательной мотивации и интересов, развитие любознательности.
  • Развитие наглядно-действенного мышления.
  • Развитие наглядно-образного мышления.
  • Развитие образно-логического мышления.
  • Развитие элементов словесно-логического мышления..
  • Развитие элементов творческого мышления и воображения.
  • Моделирование проблемных ситуаций.
  • Использование дидактических игр, направленных на развитие мышления.
  • Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции мышления портала Мерсибо.
  • Освоение приемов анализа, обобщения, сравнения, аналогии, абстрагирования и др.

Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

  • Формирование умений рисовать, делать аппликативные поделки, лепить по образцу, по аналогии, изменяя образец.
  • Формирование конструктивных умений по образцу и по аналогии с действиями взрослого, умения ориентироваться на схему.
  • Совместное рисование в паре со взрослым, родителями.
  • Совместная аппликация в паре со взрослым, родителями.
  • Совместная лепка в паре со взрослым, с родителями.
  • Конструирование в паре со взрослым и сверстником.

3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)

Направление работы

Кол-во занятий в неделю

Количество занятий (часов) в год

Форма проведения

Ф.И.О. специалиста

Педагогическая помощь

  • 2 занятия в неделю
  • 72 занятия (учебных часов) в год
  • Индивидуальные занятия
  • Игровые досуги
  • Подгрупповые занятия
  • Групповые занятия

Коррекционно-педагогическая помощь

  • 2 занятия в неделю
  • 72 занятия (учебных часов) в год
  • Групповые занятия
  • Подгрупповые занятия
  • Индивидуально-совместные занятия (в паре)
  • Индивидуальные занятия
  • Игровые досуги

Психологическая помощь

  • 2 занятия в неделю
  • 72 занятия (учебных часов) в год

Логопедическая помощь

  • Индивидуальные занятия
  • Индивидуально-совместные занятия (в паре)
  • Подгрупповые занятия
  • Групповые занятия

Музыкальные занятия

  • 2 занятия в неделю
  • 72 занятия (учебных часов) в год
  • Музыкальные досуги
  • Совместная образовательная деятельность с родителями
  • Индивидуальные занятия
  • Подгрупповые занятия
  • Групповые занятия

Физкультурные занятия

  • 2 занятия в неделю
  • 72 занятия (учебных часов) в год
  • Групповые занятия
  • Физкультурные досуги
  • Индивидуальные занятия
  • Индивидуально-совместные занятия (в паре)

Задачи

Мероприятия

Срок проведения и ответственный

Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми

  • Родительские собрания
  • Индивидуальные консультации
  • Тематические встречи

В течение года

Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист

Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников

  • Организация совместных праздников и досугов
  • Совместная проектная деятельность

В течение года

Тьютор, педагог-психолог, методист

Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми

  • Родительские собрания
  • Индивидуальные консультации
  • Совместная проектная деятельность
  • Совместные поручения с детьми
  • Тематические встречи

В течение года

Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля

Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе

  • Индивидуальные занятия со специалистами
  • Тренинги по подготовке детей к общению и обучению в условиях школы

В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе

Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля

5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами

Освоение образовательных областей

Оценка родителями

Оценка воспитателями

Оценка специалистами коррекционного профиля

ОО «Физическое развитие»

4

2.8

2,8

ОО «Познавательное развитие»

4

2,7

3

ОО «Речевое развитие»

4

2,7

3

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

4

3

3

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

4

2.7

2,5

Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования

3

3

3

5.2. Итоговый контроль

“Согласовано”

Методист _________________________ ФИО

С результатами работы за год ознакомлен

Источник