Индивидуальный маршрут развития ребенка с дцп в доу по фгос образец
Ф.И.О. ребенка
- _________________________
Дата рождения
- 19.09.2013
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях:
- общеразвивающей группы (в условиях инклюзии);
Режим пребывания:
- группа полного дня;
Сопровождение тьютора:
- нет;
Заключение и рекомендации ПМПК | ТПМПК №2 г.Смоленск протокол № 653-23-18 от 11.10.2018-двигательные нарушения средней степени-дефицитарность зрительного анализатора-общее недоразвитие речи 3 уровня-стёртая дизартрия-психические функции соответствуют невысокой возрастной норме-чувствителен к реакции взрослого-темп деятельности неравномерныйРекомендации для реализации права на образование:
Образовательная программа:
Конкретизация категории ОВЗ:
|
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) | Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой , а также Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ПрАООП ДО для детей с НОДА |
Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП | Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой, познавательной, двигательной деятельности, организации эмоционально-волевой сферы, коммуникативной, речемыслительной и компенсации нарушений в развитии. |
Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой)
Материально-технические условия:
- Предпочтительным является зонирование пространства групповой комнаты на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство групповой комнаты узнаваемым, а значит – безопасным и комфортным для ребенка с нарушением ОДА, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности.
- Рабочее место должно обеспечивать комфортное и удобное положение ребенка в пространстве, создавать условие для полноценного восприятия и организации его активных действий. Это и комфортное освещение, и минимальное количество предметов в поле зрения, и специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности стола и др.
Специальное оборудование
Для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходим минифланелеграф с подборкой карточек, моделей по темам, разнообразные шнуровки по темам, рамки Монтессори, мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.
Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Режим пребывания ребенка в ОУ |
|
Соматическое состояние |
|
Рекомендации специалистов медицинского профиля |
|
Противопоказания |
|
Взаимодействие специалистов ОУ |
|
Модуль 3.1 Комплексирование программ
3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):
- Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
3.1.2. Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ:
- АОП ДО для детей с НОДА
3.1.3. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:
- Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева
3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:
- Программа воспитания и обучения дошкольников с церебральным параличом / Сост. Н.В. Симонова. – М. 1987.
- Данилова Л.А., Стока К., КАзицына Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе: Методические рекомендации для учителей и родителей. – СПб., 1997.
Модуль 3.2. Интерактивное сопровождение программ:
3.2.2. Интерактивное сопровождение образовательных областей
Интерактивное сопровождение на основе комплекса компьютерных игр и упражнений портала Мерсибо
3.2.2а. Образовательная область: Речевое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
1 этап организации образовательной деятельности | |||
Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы. | 3 | 3 | 4 |
Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. | 3 | 4 | 4 |
Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке. | 3 | 3 | 4 |
Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. | 4 | 4 | 4 |
Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок. | 3 | 4 | 4 |
2 этап организации образовательной деятельности | |||
Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). | 2 | 3 | 3 |
Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев. Умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением, объяснять образные выражения. | 2 | 2 | 3 |
Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. Отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта». | 3 | 3 | 3 |
Повторяет двустишья и простые потешки. | 3 | 3 | 3 |
3 этап организации образовательной деятельности | |||
Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами. | 3 | 3 | 3 |
Выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры. | 2 | 2 | 3 |
Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Пересказывает, составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания. | 2 | 2 | 3 |
Осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем признакам. Демонстрирует навыки фонематического восприятия. | 2 | 2 | 3 |
Владеет простыми формами фонематического анализа, осуществляет операции фонематического синтеза. Осуществляет слоговой анализ и синтез слов. Владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой. | 2 | 3 | 3 |
3.2.2б. Образовательная область: Познавательное развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
1 этап организации образовательной деятельности | |||
Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут. | 3 | 3 | 3 |
Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя». | 2 | 2 | 3 |
Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы. | 3 | 4 | 4 |
Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выстраивает сериационный ряд. | 3 | 3 | 3 |
2 этап организации образовательной деятельности | |||
На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры. | 3 | 4 | 4 |
Учится считать до 9 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет. Решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения. | 3 | 3 | 3 |
Показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов и две-три плоскостных геометрических фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик), некоторые детали конструктора. | 2 | 3 | 3 |
3 этап организации образовательной деятельности | |||
Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер. | 2 | 3 | 4 |
Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь). | 3 | 3 | 4 |
Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира. Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования. | 3 | 3 | 3 |
Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над. | 2 | 3 | 3 |
3.2.2в. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
1 этап организации образовательной деятельности | |||
Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации. | 3 | 3 | 4 |
Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. | 2 | 2 | 3 |
Стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности. | 2 | 2 | 3 |
Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. | 3 | 3 | 4 |
2 этап организации образовательной деятельности | |||
Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. | 2 | 2 | 3 |
Имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор. | 1 | 2 | 3 |
Появляется элементарный предметный рисунок. Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.). | 3 | 3 | 3 |
3 этап организации образовательной деятельности | |||
Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности. | 3 | 3 | 3 |
С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. | 2 | 3 | 3 |
Проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки. Подпевает при хоровом исполнении песен. | 3 | 3 | 3 |
3.2.2г. Образовательная область: Физическое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
1 этап организации образовательной деятельности | |||
Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя). | 2 | 3 | 3 |
Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования. | 2 | 3 | 3 |
2 этап организации образовательной деятельности | |||
Практически ориентируется и перемещается в пространстве. | 3 | 3 | 4 |
Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. | 3 | 3 | 3 |
Достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений. | 2 | 3 | 3 |
3 этап организации образовательной деятельности | |||
Развита способность к пространственной организации движений; слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма. | 2 | 2 | 3 |
Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). | 3 | 3 | 3 |
3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится | Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка | Задачи | Методические приемы и используемые технологии |
Нарушения мелкой моторики | ОО «Физическое развитие» ОО «Речевое развитие» |
|
|
Быстрая истощаемость | Все образовательные области |
|
|
Нарушения внимания | ОО «Познавательное развитие» ОО «Физическое развитие» |
| |
Нарушения памяти | ОО «Речевое развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие» |
|
|
Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления | ОО «Познавательное развитие» |
|
|
Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования | ОО «Художественно-эстетическое развитие» |
|
|
3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)
Направление работы | Кол-во занятий в неделю | Количество занятий (часов) в год | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь |
|
|
| |
Коррекционно-педагогическая помощь |
|
|
| |
Психологическая помощь |
|
| ||
Логопедическая помощь |
| |||
Музыкальные занятия |
|
|
| |
Физкультурные занятия |
|
|
|
Задачи | Мероприятия | Срок проведения и ответственный |
Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми |
| В течение года Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист |
Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников |
| В течение года Тьютор, педагог-психолог, методист |
Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми |
| В течение года Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля |
Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе |
| В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля |
5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами
Освоение образовательных областей | Оценка родителями | Оценка воспитателями | Оценка специалистами коррекционного профиля |
ОО «Физическое развитие» | 4 | 2.8 | 2,8 |
ОО «Познавательное развитие» | 4 | 2,7 | 3 |
ОО «Речевое развитие» | 4 | 2,7 | 3 |
ОО «Социально-коммуникативное развитие» | 4 | 3 | 3 |
ОО «Художественно-эстетическое развитие» | 4 | 2.7 | 2,5 |
Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования | 3 | 3 | 3 |
5.2. Итоговый контроль
“Согласовано”
Методист _________________________ ФИО
С результатами работы за год ознакомлен
Источник