Индивидуальный маршрут развития ребенка по художественному творчеству

Ирина Градова
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка (художественно-эстетическое развитие)

Индивидуальный маршрут педагогического сопровождения воспитанника

ФИО ребенка Анастасия Ш.

Дата рождения 05.02.201.

Дата начала индивидуального маршрута «»»»

Вид одаренности художественно-эстетическая

Характеристика ребёнка: Девочка хорошо развита всесторонне, активна, очень подвижна, самостоятельна, любит и умеет рисовать, придумывает свои интересные темы, выбирает разнообразные способы изображения, имеет внутренние предпосылки для высоких достижений в художественно-эстетическом развитии. Любимые темы в изобразительной деятельности: «Человек», «Растения», «Животные». Изображает различные сюжеты, хорошо прорисовывает человека, людей в движении. Старается передавать пропорции в изображении, рисунок размещает по всему листу. Адекватно реагирует на замечания взрослого, старается исправить ошибки. Наблюдая за ней, можно сделать вывод, что она не только рисует, но и экспериментирует, ищет что- то новое. Для неё характерна высокая чувствительность к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т. д. Часто проявляется познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях. Девочка во время разговора с воспитателем и взрослыми задает много вопросов, её вопросы более глубоки по содержанию и шире по тематике. В данное время начала заниматься в художественном кружке при Центре внешкольной работы и в танцевальном кружке.

Цель (ИОМ):

– способствовать развитию художественных навыков

– формировать у ребёнка успешность, креативность в разных видах поисково-продуктивной деятельности

Задачи:

развивать способности ребенка в области художественного творчества;

– постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха.

– повышение самооценки, уверенности в своих силах.

Реализация индивидуального маршрута: методы и приемы

1.Игровые: игры и упражнения на развитие воображения, фантазии, творческого мышления.

2.Практические: задания, с применением нетрадиционных техник изображения (в рисовании, лепке, аппликации).

3.Словесные: беседы с ребенком о жанрах, видах изобразительного искусства.

4. Технология сотрудничества с педагогом, со сверстником.

5. На занятиях используется метод творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.

Ожидаемый результат: сформированность художественных навыков ребенка, самореализация ребенка (активное участие в конкурсах детского художественного творчества, участие в кружках по изобразительной деятельности, оформление выставок творческих работ.

Форма работы с родителями: консультации, практикум, беседы.

Форма работы: цикл индивидуальных занятий по развитию познавательных, творческих способностей, работа с родителями, оформление индивидуального портфолио.

Реализация индивидуального маршрута

Технологии, методы и приемы

– беседа;

– наблюдение;

– рассматривание;

– игровые ситуации;

– нетрадиционная изобразительная деятельность;

– организация выставок;

– моделирование;

– дополнительные занятия в совместной деятельности;

Система работы

Дата Тема Задачи Работа с родителями

Сентябрь

«Незаконченные рисунки»

Выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных

способностей, активность процесса воображения.

Провести анкетирование

«Нарисуй картинку» методика П. Торренса

Выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных

способностей.

Ознакомить с результатами мониторинга

Диагностическое задание «Повторяющиеся фигуры»

Проверить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций,

оригинальность мышления.

Ознакомить с результатами мониторинга

«Радуга-дуга» – рисование по сырому.

Познакомить с возможностями акварельных красок. Учить рисовать по сырому. (Только что прошел дождь, по небу еще несутся тучи, но уже выглянуло солнце, и показалась радуга.)

Консультация для родителей «Талант требует заботы»

Октябрь

Тема «Наш добрый друг – художник круг».

Привить навыки «быстрого рисования» с использованием шаблона-заготовки развить зрительную наблюдательность и изобразительную фантазию. Чтение познавательной литературы.

Предложить дома использовать другой шаблон,например: квадрат

Тема «Говорящие рисунки»

Развитие восприятия, воображения, формирование умения представлять реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные

отличительные черты

Предложить превращать в знакомые предметы, поиск познавательного материала в

информационно-коммуникационной сети.

Участие в выставке детского рисунка «Осенние фантазии»

Создание условий для формирования интереса к миру природы.

Содействие выявлению и развитию творческих способностей посредством

формирования эстетического вкуса, умения видеть красоту окружающего мира.

Предложить создать совместно с ребенком поделку на выставку.

«Осенний парк» – техникой монотипия

Познакомить с техникой монотипия: Дорогу и небо нарисуем в технике монотипии, сложив лист по горизонтали. А потом по небу поплывут облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.

Предложить родителям закрепить дома рисование с помощью техники монотипия

Ноябрь

«Нарисуй музыку» – задание – упражнение.

Развитие психических процессов, развитие мелкой моторики рук.

Консультация «Организация условий для совместной творческой деятельности»

Тема «Семейный альбом».

Подготовка к созданию семейного альбома о профессиях своих родных.

Развивать словесное творчество, учить передавать его в изображении; развивать воображение.

Беседа на тему «Реализация совместных познавательно-творческих проектов».

Участие в конкурсе рисунков «Моя мама».

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков

Совместные проекты исследовательской деятельности.

Буклет «Как развивать одаренность детей».Способствовать развитию творческого потенциала, сохранить веру в свои силы Просвещение родителей

Декабрь

«Заиндевелое дерево» – рисование восковыми мелками

Развитие фантазии, воображение: Стоит в зимнем лесу дерево — не шелохнется. (Рисуем дерево восковым мелком.) В утренние часы дерево окутано голубой дымкой (красим рисунок нежно-голубой краской, солнечным днем залито светом (красим рисунок желтой краской, а ночью погружено в таинственный полумрак (работаем фиолетовой краской).

Чтение познавательной литературы

Выставка рисунков,поделок «Зимняя сказка»

Развивать творческое воображение детей в процессе поиска и придумывания различных нетрадиционных техник при изготовлении поделок.

Предложить принять участие в выставке совместно с ребенком

Тема: «Композиция»

Развитие восприятия, воображения, формирование умения представлять

реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные отличительные черты.

Чтение познавательной литературы

«Жанры изобразительного искусства» – рассматривание альбома

Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства.

Экскурсия в школу искусств

Январь

Тема: «По мотивам любимых сказок».

Развитие восприятия, воображения.

Рассматривание работ известных художников-иллюстраторов

Диагностическое задание «Нарисуй какой хочешь узор»

Проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.

Ознакомить с результатами мониторинга

Творческое задание «Зимушка-Зима»

Учить создавать аллегорическое изображение зимы, передавать сказочный образ через ее наряд; закрепить умение изображать силуэт женщины в длинной шубе; учить изображать мех и хвою елки штрихами.

Консультация для родителей «Рисование и оттиск на стекле»– предложить родителям познакомить ребёнка с новой техникой рисования.

Игра: «Морозные узоры». Цветные ниточки

Развивать интерес к рисованию. (Возьмем нитки длиной 25-30 см, окрасим их в белый цвет, выложим, как захочется, на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем их друг к другу, разгладим. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой. Развернем лист — получили интересный узор.

Оформить выставку: «Морозные узоры» в группе

Февраль

Игра «Несуществующее животное» – ТРИЗ

Развитие фантазии, воображение.

Чтение познавательной литературы о ТРИЗ

Открытки к праздникам: 23 февраля, 8 марта-творческое задание.

Развивать склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.

Открытка – поздравление.

Творческое задание «Нарисуем портрет папы»

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков

Участие в конкурсе д/с

Март

Творческое задание «Нарисуем портрет мамы»

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков

Участие в конкурсе д/с

Творческое рассказывание по картине И. Левитана «Март»

Обучение умению чувствовать, понимать настроение картины подбирать эпитеты, сравнения и метафоры

Рассматривание репродукций картин известных художников

Участие в конкурсе рисунков «Моя мама»

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков

Совместные проекты исследовательской деятельности.

Участие в конкурсе рисунков «Мир глазами детей»

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков

Участие в муниципальном конкурсе

Апрель

«Полет в космос». – техника граттаж

Познакомить с техникой граттаж (процарапывание воскового слоя, покрытого сверху краской.) Развитие представления о композиции

Оформление гравюры к выставке «Космические зарисовки».

Проектная деятельность «Корабли будущего»

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков

Совместные проекты исследовательской деятельности.

Участие в выставке детского рисунка в Центре внешкольной работы

Способствовать созданию ситуации успеха, развитие творческих навыков

Посещение выставки

«Зоопарк» – рисование с использованием разнообразных нетрадиционных техник

Познакомить с техниками рисования гофркартоном, ватными дисками, набрызгом, по клейстеру Развитие представления о композиции.

Оформление выставки «Эти забавные животные».

Май

«И плывут по небу облака» – рисование на сырой бумаге

Формирование представлений об образно-выразительных средствах. (Рисуем облака по сырой бумаге. Затем обсуждаем, на что же похожи облака на рисунках).

Прогулки, наблюдения

Творческое задание «Скоро лето»

Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.

Рассматривание картин известных художников, прогулки, наблюдения

«Нарисуй картинку» методика П. Торренса

Выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных способностей.

Ознакомить с результатами мониторинга

«Незаконченные рисунки»

Выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных

способностей, активность процесса воображения.

Ознакомить с результатами мониторинга

Диагностическое задание «Повторяющиеся фигуры»

Проверить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций,

оригинальность мышления.

Ознакомить с результатами мониторинга

Целевые ориентиры:

по итогам работы – запланированные практические задачи привели к ожидаемому результату:

1. Участие в творческих конкурсах;

2. Использование ребенком нетрадиционных техник изображения в рисовании, лепке, аппликации;

3. Повышение познавательного интереса к рисованию, лепке, аппликации;

4. Желание к самостоятельной работе.

Рекомендации:

родителям рекомендуется в будущем записать ребенка в художественную школу. В дальнейшем предполагается продолжить индивидуальную работу по развитию художественных способностей ребенка.

Источник

Представленный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающегося в системе дополнительного образования.Одарённые дошкольники испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала, поэтому для них я  разрабатываю и реализую индивидуальные «маршруты» педагогического сопровождения способных воспитанников.

Важно отметить, что целью дополнительного образования детей – является создание условий для жизненного, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, что способствует развитию детской одаренности.

Пояснительная записка.

 Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования в целом. Самым благоприятным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. 

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.

Цель индивидуального маршрута: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности.

Задачи: Создание условий для развития творческого потенциала ребенка.

Обогащение предметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала.

Формирование осознанного интереса к художественной культуре.

Развитие творчества, речи, образного мышления, художественных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка

в художественном творчестве.

Аннотация: Структура индивидуального маршрута на одарённого ребёнка. Взаимодействие с семьёй и педагогами.

Автор: Шестакова Галина Николаевна

Место работы: МБДОУ детский сад № 3

Должность: Воспитатель первой квалификационной категорией.

1. Сведения о ребёнке

Ф.И.О. ребёнка Корсакова Варя

Эссе на ребёнка (Краткая характеристика ребёнка)

Развитие ребёнка соответствует норме. Девочка очень активна, любознательна. По наблюдениям, часто ставит перед собой цели, проявляя упорство и настойчивость в достижении результата. Варя уверена в себе. Она обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением, у девочки богатый словарный запас, ярко выраженная способность к

словотворчеству и своеобразное чувство юмора. Она легко запоминает и с выражением читает стихи, пересказывает тексты, придумывает рассказы и сказки. Любимым занятием девочки является изобразительное искусство.

Она с удовольствием создает живописные образы, передаёт яркие эмоциональные состояния используя цветовые тона и их свойства в своих рисунках. Очень нравится ей передавать в рисунке события и характер по содержанию литературных произведений и мультфильмов. Сформировались навыки и умения собственной творческой, декоративной и конструктивной деятельности, что помогает девочке сочинять, воображать, рассказывать, самореализовываться в творчестве.

2. Долгосрочная цель сопровождения 

Создание условий для самовыражения и самореализации одаренного ребенка посредством овладения навыками и знаниями в художественном творчестве.

Задачи:

1.      Разработать совместно с семьёй план сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей девочки и поддержки её сильных сторон личности.

2.      Развивать творческие способности ребёнка в художественной деятельности.

      3.    Повысить самооценку, уверенность в себе.

3. Группа сопровождения Родители

Педагоги: воспитатель в группе.

4.Ожидаемые результаты индивидуального образовательного маршрута

1.владеет глубокими знаниями, умениями и навыками в области рисунка, живописи, композиции;

2.привит интерес обучающегося  к освоению новых техник  и видов изобразительного искусства;

3. разрабатывает авторские эскизы для своих работ и создает собственные проекты;

4. осуществлен образовательный процесс в соответствии с познавательными потребностями; 

5. развито образное мышление посредством создания художественных образов.

План  педагогического сопровождения

Содержание работы

Форма работы

Сроки

Ответственные

Диагностика художественно- эстетического развития

Наблюдения

Тесты

Сентябрь

Май

Воспитатель

Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей.

Создание дома индивидуальных условий для творчества

Беседа

По мере необходимости

Воспитатель

Посещение выставок в городском музее, художественном музее г. Хабаровска.

Выставка

По мере необходимости

Воспитатель

Родители

Создание творческих проектов

«Зимушка – зима»

«Мир из моего окна»

Совместная деятельность

Декабрь

Апрель

Воспитатель

Родители

Консультирование на тему «Нетрадиционные техники рисования».

«Игры и упражнения для развития творческих способностей».

«Создание творческих проектов»

Индивидуальные беседы.

Консультации

1 раз в квартал

Воспитатель

Художественно – изобразительная деятельность

Изобразительная грамота:

«Жанры изобразительного искусства»

«Художники Хабаровского края»

Беседы, просмотр презентаций

      Октябрь

Ноябрь

Февраль

Воспитатель

Творческие задания:

«Теплый – холодный»

«Воображаемое животное»

«Нарисуй свет, музыку»

«Ожившие предметы»

Игры, упражнения

1 раз в месяц

Воспитатель

Дополнительное образование

ДЮЦ «Изо студия»

2 раза в месяц

Родители

Взаимодействие с социальными партнерами

Посещение выставок, открытых мероприятий, музей.

Экскурсии, беседы

1 раз в квартал

Воспитатель

Оценка промежуточных результатов:

Содержание работы

Критерии оценки

Индивидуальная диагностика

Результаты диагностики

Работа воспитателя

Создание предметно – пространственной среды для развития творческих способностей ребенка.

Пополнение портфолио

Взаимодействие с семьей.

Работа родителей.

Создание портфолио

Художественно – изобразительная деятельность.

Участие в конкурсах.

Победитель конкурса

Взаимодействие с социальными партнерами

Посещение выставок и открытых мероприятий

Срок реализации индивидуальной программы: 2018 -2019 учебный год.

Список литературы:

1. Кузьменко В.У. Индивидуализация учебно-воспитательной работы с одаренными детьми дошкольного возраста / В. У. Кузьменко 

// Соврем. дет.сад. – 2012. – № 5. – С. 41-48. – Библиогр.: с. 48. – Целевой выпуск: Дошкол. образование в Украине.

2. Щербакова М.  Виды художественной одаренности детей : из опыта занятий по худож. росписи ткани / М. Щербакова  // Искусство в шк. – 2012. – № 4. – С. 42-45.

3. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. –  СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.

4. Двинянинова А.Г. Советы родителям одаренных детей / А. Г. Двинянинова 

// Практика адм. работы в шк. – 2012. – № 1. – С. 69.

/data/files/y1562393953.docx (Индивидуальный маршрут)    

Источник