Индивидуальный маршрут развития ребенка логопедической группы

Индивидуальный маршрут развития ребенка логопедической группы thumbnail

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка старшей возрастной группы

с диагнозом

общее недоразвитие речи

hello_html_m61002d95.jpg

Составила учитель-логопед ГБДОУ №112

Адмиралтейского района

Алфаидзе Виктория Харлампиевна.

Индивидуальная карта

Фамилия, имя, отчество ребенка: Сидоров Иван Иванович

Дата рождения 12.05.2011 г.р.

Дата поступления в речевую группу ГБДОУ №112: 01.09.2016

Поступил из общеразвивающей группы ГБДОУ №112.

Медицинские сведения.

Соматический статус: до года ветряная оспа, после года бронхит, частые ОРВИ, ангина.

Психологическая характеристика

Мышление: образное.
Внимание: рассеянное.

Восприятие: носит предметный характер, свойства предмета не отделяются от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. Ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие.

Воображение: репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов.

Память: лучше развита кратковременная память, чем долговременная, характерно длительное время для припоминания и быстрое забывание.

На более прочное запоминание оказывают влияние частота употребления слов и сложность их произношения. Требуется большая помощь со стороны взрослого.

Поведение: ребенок спокойный, умеет управлять своим поведением.

Психомоторное развитие: характерна общая моторная неловкость, плохая координация при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. Отмечается слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы и трудности в овладении работы с карандашом, столовыми приборами.

Педагогическая характеристика

Социально-коммуникативное развитие.

Легко вступает в контакт с взрослыми: легко.

Взаимодействия со сверстниками: экстраверт.

Постоянно направлен на общение, легко входит в контакт.

Умение попросить о помощи: способен попросить помочь ему, но в новой обстановке или в присутствии незнакомых людей может смущаться.

Регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилам: не всегда. Под влиянием большинства детей может вести себя, не учитывая норм поведения.

Физическое развитие.

Группа здоровья: 2-ая группа здоровья.

Уровень физической подготовки: средний.

Речевое развитие.

Артикуляционная моторика: нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка.

Состояние просодической стороны речи:снижена интонационная выразительность.Снижен объём речевого дыхания.

Состояниезвукопроизношения: полиморфное нарушение произношения: сигматизм свистящих, шипящих звуков, ламбдацизм, ротацизм. Нарушение чёткости, внятности.

Звукослоговая структура слов:затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов, и фраз, нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов.

Состояние фонематического восприятия. Недоразвитие фонематического восприятия.

Состояние импрессивной речи грамматические изменения слов:различает формы единственного и множественного числа существительных, и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов.  Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.

Состояние импрессивной речи, понимание фраз: возможно понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3 ступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, инверсии, сложных сравнений и инструкций, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.

Состояние экспрессивной речи:произвольная фраза простая, из 2-3 слов, грубо аграмматична. Спонтанная форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов; на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки.Диалогическая речь в основном развита.

Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок. Контекстная форма речи не сформирована или в зачаточном состоянии.Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Номинации неустойчивы. Пассивный словарь намного больше активного.

Состоянии грамматических процессов.

Словообразование: сформировано очень слабо: образует простые формы существительных множественного числа, глаголы совершенного вида, грубые ошибки образования существительных мн. числа родительного падежа (в косвенных падежах).

Словоизменение:значительные затруднения в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами.

Латерализацияправосторонняя.

Диагноз: ТНР, ОНР 2 уровень, стертая форма дизартрии.

Познавательное развитие: средний уровень.

Допускает ошибки в определении пространственного положения предметов, затрудняется в целостном восприятии предмета и особенно его изображения, трудности в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между предметами, проблемы в обучение математике: не может проанализировать содержание, установить зависимости и отношения между данными задачи, выбрать  арифметические операции, нарушено понимание условия и конечного вопроса арифметической задачи.

Художественно-эстетическое: не всегда правильно выполняет работы по лепке и аппликации; трудности в создании предметного схематического рисунка по образцу.
Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки. Проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства. Не умеет правильно держать карандаш, кисть

Читайте также:  Светлана козлова я человек программа социального развития ребенка

Неровно рисует прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные линии. Планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого. Узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. Музыкально-ритмические движения затруднены.

Мотивация к различным видам деятельности: потребность во внимании, доброжелательном отношении, выражение эмоций. Формирование уверенности с развитием правильной речи, одобрение и положительная оценка со стороны педагога и сверстников.

Обучаемость: выраженная способность к усвоению новых знаний, умений, навыков.

Особенности общения: без особенностей.

Взаимоотношения и место в коллективе.

Нормальные, стабильно-устойчивые отношения со всеми детьми.

Увлечения и интересы: мультфильмы, сюжетные игры, конструкторы, любит кататься на самокате.

План индивидуального сопровождения ребенка в

2016 /2017 учебном году

Медицинское

Организация мероприятий по профилактике ОРВИ, нарушений осанки.

Оздоровительная и дыхательная гимнастика после сна.

Корригирующая ходьба по массажным дорожкам.

Занятия физкультурой в носках.

Психологическое

Развитие познавательной активности.

Развитие процессов мышления: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации.

Развитие эмоционально-волевой сферы, воспитание самоконтроля и самооценки.

Развитие навыков общения.

Логопедическое

Артикуляционная моторика. Общие артикуляционные упражнения для развития чётких двигательных кинестезий.

Упражнения для губ, для щек, для языка.

Элементы массажа и самомассажа.

Просодическая сторона речи.

Комплекс упражнений для развития силы голоса.

Игры на звукоподражание, игры- драматизации,

Для активизации резонаторных зон резонаторный массаж.

Звукопроизношение. Комплекс упражнений для постановки звуков «Ш», «Ж», автоматизация звука «Ш» , автоматизация звука «Ж», дифференциация шипящих звуков. Постановка зв. «Р-рь», автоматизация зв. «Р», «рь». Дифференциация звуков «Р-рь». Постановка звука «Л». Автоматизация звука, дифференциация звуков «Л-ль», «Р-Л», постановка звуков «С», «З». Автоматизация звука «С», «З». Дифференциация звуков «С-сь, З-зь, С_З, С_Ш, З_Ж»

Звукослоговая структура слов.Упражнять в различении на слух длинных и коротких слов.

Учить передавать ритмический рисунок слова.

Работать над 2-3-х сложными словами из открытых слогов. Игры по развитию звукослоговой структуры: «Прошагай слово» «Где спрятался звук?» «Игра с мячом»

Задания даются только на те звуки, которые у ребенка имеются в речи. По ходу автоматизации звуков, так же ведется работа над звукослоговой структурой слова.

Развитие фонематического восприятия.

Игры на определение места звука в слове, количества звуков в словах из 2-ух, 3-ех звуков. Подбор слов на заданный звук. Учить слышать заданный звук в ряду других звуков. Учить слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов.

Формирование в импрессивной речи навыков понимания грамматического изменения слов.

Обогащение речи за счет глаголов. По всем лексическим темам развивать понимание приставочных глаголов. Например: вяжет, перевязала, связала, завязала, навязала, подвязала.

Игры с различными предметами для понимания сложных форм предлогов: «Где спрятался?» «Новая квартира»

Формирование экспрессивной речи.Развивать диалогическую речь. Учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов. Учить составлять предложения из 2-3 слов. Учить повторять рассказы-описания, загадки-описания из 2-3 предложений. Заучивание стихов. Игры: «Придумай необычное существо»«Поиграем в Репку»

«Помоги Колобку» «Волшебные очки»

Формирование грамматических процессов.

Словообразование. Образование существительных мужского рода с суффиксом -щик-.

Образование притяжательных прилагательных при помощи суффикса –ин- (второе занятие по теме). Упражнять в образовании существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по лексическим темам.

Учить образовывать, объяснять и использовать в речи качественные и относительные прилагательные.

Словоизменение. Игра «Один – много». Учить образовывать существительные именительного падежа множественного числа. Игра «Что растет в лесу». Учить образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы.

Игра «У кого похожая картинка?».

Образование форм множественного числа существительных с окончанием на -ья.

Игра «Измени слово».

закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.

Игра «С какого дерева упал листок?».

Закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом С.

«Эрудит».

Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У.

Педагогическое

Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют:
Элементы психологической гимнастики на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим.
Специальные игры на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало»
Пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление.
Для развития социальных навыков у ребенка
Дидактические игры («Правда или нет»).
Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил.
Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова»,
Развитию бережного отношения к окружающему миру:
НОД по экологии и по ОБЖ;
чтение художественной литературы;
дидактические игры природоведческого содержания;
уход за растениями в уголке природы и на участке;

Читайте также:  Центр развития ребенка с овз

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №169 “Светлячок” общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей” города Чебоксары Чувашской Республики.

Индивидуальная программа логопедического сопровождения

ФИО, год рождения ребёнка

Лебедева Юлиана Юрьевна, 15.09.2015 года рождения.

Принят на основании протокола № 255 ТПМПК от 12.03.2019 г.

Логопедическое заключение

Парциальное недоразвитие преимущественного вербального компонента деятельности (ОНР, I уровень речевого развития)

Актуальная проблема

Речь малопонятна. Нарушение всех групп звуков включая гласные и согласные раннего генеза (П,Б,Н,Т,Д,В,Ф)

Грубые нарушения слоговой структуры слова, почти неразборчиво произносит контур слова.

Грубые нарушения фонематического слуха.

Словарь отсутствует, в самостоятельной речи много звукоподражаний и лепетных слов.

Несформированность связной речи, предложения отсутствуют (ребенок просто мычит).

Грубые нарушения грамматического строя

Цель программы

Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.

Задачи

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие мимики и эмоций.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.

Развитие импрессивной речи.

Коррекция слоговой структуры слова.

Пополнение активного словаря.

Коррекция логического мышления и грамматического строя речи.

Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.

Развитие математических операций, обобщений, выделения «лишнего предмета».

Программа

Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. – I ступень.

Содержание работы

Моторика

Общая

Укрепление правильной осанки, развитие статистической выносливости, равновесия, координации движений, синхронизации взаимодействия между движениями и речью, точности выполнения основных движений.

Общая моторика + ориентация в пространстве: руки вверх, вниз, за спину; одновременно топать и хлопать, сначала прыгать, а потом – хлопать.

Имитация походки животных, птиц; прыжки на 2-х, на 1-й ноге.

Мелкая

Развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика

«Ладушки», «Сорока-белобока», «Рыбки», «Птички клюют зерно», «Коза», «Заяц», «Молоток», «Человечки», «Кольцо», «Ножницы», «Очки», «Стол», «Стул».

Упражнения в переключении с одной позы на другую:

«Кулак-ладонь», «Стол-стул», «Собери крошки со стола», «Бусы», «Мозаика», «Разложи крупу», «Закручиваем – откручиваем, застегиваем – расстегиваем замки, пуговицы, вкладыши», «Строим башню, дом, дорожку, машинку».

Артикуляционная

Подготовка артикуляторного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию.

Учить точно и в полном объеме выполнять артикуляционные упражнения для губ и языка:

улыбка, трубочка, лопатка, жало, качели, маятник, широко открыть рот.

Формирование движений мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек). Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.

2.Просодика: голосовые функции, темп речи, интонация, речевое дыхание

Формирование длительного речевого выдоха. Дутье в музыкальные игрушки, упражнения «Сдуй бабочку с цветка», «Забей мяч в ворота», « Подуй на перья» и др.

Отчетливое произношение звукосочетаний, звукоподражаний и слов.

Развитие умения произносить доступный речевой материал: шепотом – громко, ласково – сердито, низко – высоко.

3. Слуховое восприятие и фонематический слух.

Привлечение внимания ребенка к неречевым звукам, формирование сосредоточения на звуке, определение местонахождения источника звука.

Сравнение контрастных и близких по звучанию неречевых звуков.

Развитие слухового внимания при восприятии звуков различной громкости (громкий — тихий), высоты (высокий — низкий) с использованием звучащих игрушек, музыкальных инструментов, звукоподражаний.

Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко со сменой артикуляционных укладов.

4. Звукопроизношение.

Уточнять артикуляцию всех звуков.

гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы

согласных звуков: П (Б) М Т (Д) Й Н К Г Х,

Постановка и автоматизация всех нарушенных звуков

5. Слоговая структура слова.

Формирование звукослоговой структуры слов с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка разной слоговой структуры:

2-сложные с открытых повторяющимися слогами (мама, папа, баба, тата),

2-сложные с ударением на 1, 2 слоге (Катя, Ната, Оля, вата);

3-сложные (панама, канаты, кубики, кабина)

1 сложные слова (мак, сок, бак, дом, дым);

2-х сложные со стечением согласных (банка, кошка, мишка; сидит, ходит).

6. Импрессивная речь

Расширение объема импрессивной и экспрессивной речи и уточнение предметного (существительные), предикативного (глаголы) и адъективного (прилагательные) компонентов словаря.

Формирование потребности в речевом общении.

Понимание слов, обозначающих:

предметы

действия

признаки

Понимание вопросов: Где? Куда? Что? Кому? Откуда? Для кого?

Понимание инструкций:

одноступенчатых

двухступенчатых

трехступенчатых

Понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Различение количества предметов (много – мало – один)

Различение величины (большой – маленький),

Различение вкуса (сладкий – соленый),

Пространственное расположение предметов,

Грамматические формы единственного и множественного числа некоторых существительных и глаголов).

Узнавать предметы по их назначению. (Чем будешь чистить зубы, кушать, рисовать?),

Узнавать предмет по описанию (с опорой на игрушки),

Переключаться с одного действия на другое по словесной просьбе (без предмета, потом с предметом: иди – стой, беги – прыгай, ложись – садись; возьми мяч, подними его вверх, опусти вниз, положи на место).

Различать утвердительные и отрицательные приказания: иди – не ходи, возьми – не бери кубик, беги – не беги, дай – не давай обруч.

Различать, единственное и множ.число существительных: «Возьми шар-шары, гриб – грибы (II скл.), «Покажи, где дом – дома, лист – листья.»)

Экспрессивная речь

7.Лексика.

Формирование активного словаря:

существительных;

глаголов.

Учить выделять и называть части предметов.

8. Грамматический строй

речи.

Словоизменение ед. и мн. число существительных;

Словообразование уменьшительно-ласкательной формы существительных;

Употребление глаголов в повелительном наклонении («Прикажи»);

Согласование («Мой, моя, мое»).

9. Связная речь.

Развитие связной речи.

Учить отвечать на поставленные вопросы:

однословным предложением (да, нет);

простым двусоставным предложением;

простым распространенным предложением.

Учить заканчивать фразу нужным словом, составлять предложения по картинке.

10. Высшие психические функции.

Развитие процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.

Развитие всех видов восприятия:

зрительного: «Парные картинки», «Узнай предмет» (в цветном, силуэтном, контурном, пунктирном изображении; перечеркнутые, наложенные друг на друга предметы), «Лабиринты»;

слухового: «Угадай, что звучит?», «Кто позвал?», «Где звучит?»

тактильного: конструирование предметов из палочек, «Зашей коврик», «Чудесный мешочек»;

развитие памяти и внимания:

зрительной и зрительного: «Запомни, какой игрушки не стало?», «Кто появился?», «Запомни игрушки и найди их среди других», «Что изменилось?»;

слуховой и слухового: «Хлопни, как я», «Чей молоток стучит (лиса I – II; заяц II ), «Запомни и повтори» (слоговые цепочки: ма -ма, ма – му, ма – па, ма -пу, ма – му – ми), «Запомни и повтори (2-3 слова),

развитие конструктивной зрительной памяти: «Запомни и выложи»

развитие мышления: «Почтовый ящик», «Доска Сегена», пирамидка; «Составь целое» (картинки, кубики),

«Разложи по цвету (форме), «Что едим, что надеваем», «Выбери только красные кружки (белые, черные)»,

«Большой – маленький (кубики, матрешки)», «Сложи матрешку», (кубик в кубик), «Покажи, где один – много»; «много – мало».

Сроки динамического контроля

Динамические показатели

Январь 2021 г.

Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная

Особенности речевого развития ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Причины отрицательной или нулевой динамики ___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________

Корректировка программы __________________________________________________________________________________

Май 2021 г.

Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная

Особенности речевого развития ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Причины отрицательной или нулевой динамики ___________________________________________________________________________________

Читайте также:  Детские сады центры развития ребенка москвы

1. Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. – 2009. – №1. – С.116-121.

2.Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. – 2008. – №6. – С. 47-54.

3. Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк  Башмаков]. –  (Электронный ресурс). – https://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm

4. Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. – 2009. – №4. – С.58-63.

5. Будинкова, В.С. Индивидуальные учебные планы профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений/ В.С. Будинкова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. – №4. – С.63-68.

6. Гавриленко, С.С. Индивидуально-образовательный маршрут: [алгебра и начала анализа]/ С.С. Гавриленко// Математика в школе. – 2007. – №3. – С.51-56.

Источник