Индивидуальный маршрут развития ребенка инвалида в школе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №9 «Лесовичок»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Макар С.
с. Тасеево 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Диагноз психолго-медико-педагогической комиссии:
Имеет особенности в физическом и психическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендовано
Продолжить обучение и воспитание по адаптированной основной образовательной программе воспитания для детей с задержкой психомоторного и речевого развития. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Наблюдение у невролога, кардиолога, педиатра. Занятия с учителем-логопедом, с педагогом-психологом, дифектологом.
Воспитатели:
Ф.И.О. Абукова И.Г.
Ф.И.О. Иванова М.В.
Специалисты:
Ф.И.О. Пашкова Е.В. – учитель – логопед
Ф.И.О._____________________________________ – педагог – психолог
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Макар посещает МБДОУ № 9 «Лесовичок» с 2017 года. За период посещения ДОУ уже научился самостоятельно ходить, с каждым разом чувствует себя более уверенно. Макар является ребенком проявляющим интерес к игрушкам (машинки, кубики, рабочие инструменты) и настольным дидактическим играм (вкладыши, прищепки, матрешки и др.). С помощью взрослого проявляет активность в исследовании новых объектов.
Макар стал интересоваться детьми, радуется встречи с ним. Стал стремиться больше контактировать со взрослым и детьми. Речевые инструкции не всегда понимает, действует целенаправленно при наличии интереса к заданию. На групповых занятиях стал более усидчив, отмечаются существенные колебания концентрации внимания. Работоспособность неравномерная. Макар не так быстро устает. Макар самостоятельно не может обратиться за помощью к педагогу. Помощь педагога по мере необходимости не всегда принимает. В каждом конкретном случае педагог является разъясняющей, направляющей, стимулирующей стороной. Помощь ребенок использует продуктивно. У ребёнка ослаблен контроль и регуляция деятельности. Макар не понимает требований дисциплины, у него реже возникают трудности в общении со сверстниками. Макар может играть с детьми группы. Ребенок не всегда проявляет инициативу и заинтересованность в общении с педагогами и специалистами.
Отмечается отставание в речевом развитии. Не разговаривает. Обращённую речь понимает не в полном объёме. Общается при помощи некоторых звукосочетаний. Запас знаний и представлений об окружающем мире ограниченный, не соответствующий возрасту. Макара привлекают настольно-печатные дидактические игры, машинки, кубики, рабочие инструменты. Графические навыки не сформированы. Интерес к продуктивным видам деятельности – рисованию, лепке, конструированию проявляет очень редко. Мелкая моторика развита недостаточно, ведущая рука – правая.
Навыки самообслуживания не сформированы. Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение адекватная. На замечания реагирует импульсивно. В целом легко возбудим. Родители принимают активное участие в воспитании и обучении ребёнка, интересуются динамикой его развития, консультируются с педагогическим составом, следуют рекомендациям специалистов.
Актуальный уровень развития не соответствует возрастной норме.
Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.
Задачи:
1. Развитие всех компонентов речевой системы.
2. Развитие и формирование познавательных процессов.
3. Развитие эмоционально-волевой сферы.
4.Развитие общей мелкой моторики.
5. Развитие основных видов движения.
Содержание индивидуального образовательного маршрута
Образовательный компонент:
– Форма обучения очная, групповая.
– Работа в режиме 2 час в неделю.
– Индивидуальный подход во время образовательного процесса.
– Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.
– Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.
Направления работы
• Познавательное развитие
Сенсорное воспитание:
– учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
– учить дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойства предметов;
– учить различать свойства и качества предметов: мягкий – твердый, мокрый – сухой, большой – маленький, громкий – тихий;
– учить определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи);
– формировать поисковые способы ориентировки – пробы при решении игровых и практических задач;
– создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности – в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).
Развитие зрительного восприятия:
– учить выделять предмет из общего фона;
– учить соотносить игрушку с ее изображением;
– учить хватать большие предметы двумя руками, маленькие – одной рукой;
– учить складывать из двух частей разрезную предметную картинку.
Восприятие формы, величины, цвета:
– учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого;
– учить подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная);
– учить выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки;
– учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;
– учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый.
– учить воспринимать величину (большой, маленький).
– учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие — пальцами;
– знакомить с названиями двух цветов: красный, желтый;
– учить различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого.
Развитие слухового восприятия и внимания:
– знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах;
– учить реагировать на слуховые раздражители;
– вырабатывать по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов.
Опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам:
– учить дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух);
– учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием;
– учить дифференцировать звукоподражания.
Развитие тактильно-двигательного восприятия:
– учить воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб;
– учить воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух);
– учить выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову «дай» без предъявления образца;
– учить различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно.
– учить производить выбор по величине и форме по слову «дай» на ощупь.
Итоговые показатели по разделу:
– воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;
– различать свойства и качества предметов: мокрый – сухой, большой – маленький, сладкий – горький, горячий – холодный;
– воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой — маленький, горячий — холодный, кубик – шарик);
– сличать два основных цвета (красный, желтый);
– дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из двух);
– складывать разрезную картинку из двух частей;
– учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький — для маленькой);
– дифференцировать звукоподражания.
Ознакомление с окружающим:
– формирование целостного восприятия представлений об окружающем мире;
– знакомить с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями, расширять представления о ближайшем окружении.
Итоговые показатели по разделу:
– иметь представления о богатстве и многообразии предметного мира (предметы и объекты ближайшего окружения);
– уметь ориентироваться в групповом помещении.
Развитие психических функций
Развитие внимания:
– привлечение внимания ребенка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических потребностей;
– стимуляция непроизвольного внимания с использованием раздражителей разной модальности;
– развитие устойчивости непроизвольного внимания;
– формирование предпосылок для развития произвольного внимания; расширение объема внимания;
– развитие способности к переключению внимания.
Развитие памяти:
– развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов;
– расширение круга узнаваемых предметов;
– развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных представлений о предметах;
– развитие непроизвольной памяти;
– увеличение объема запоминаемого материала;
– совершенствование процессов запоминания и воспроизведения.
Формирование мышления:
– развивать у детей наглядно-действенное мышление;
– создавать предпосылки к развитию у детей наглядно-образного мышления;
– установление связей «восприятие – образ», «предмет – действие», «действие – его результат»;
– установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами;
– установление причинно-следственных связей.
Итоговые показатели по разделу:
– рассматривать последовательно 2-3 объекта и ясно их воспринимать;
– переключать свое внимание с одной игрушки на другую;
– находить парные предметы и картинки (2-3 пары);
– понимать и выполнять указания взрослого;
– освоить способы действий с предметами;
– воспроизводить действия взрослого путем подражания;
– узнавать знакомые предметы среди незнакомых.
Социально-эмоциональное развитие:
– формировать представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье;
– формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях;
– формировать общение «взрослый-ребенок», их сотрудничество;
– формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;
– формировать общение между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;
– формировать доступные средства общения;
– формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии и т. д.;
– обучать детей первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого);
– формировать интерес к игрушками, предметам и адекватным способам действия с ними;
– обучать детей выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации;
– привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям;
– развивать способность выражать свое настроение с помощью мимики.
Итоговые показатели по разделу:
– демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, принимать помощь взрослого;
– положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;
– выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения;
– адекватно вести себя в привычных ситуациях;
– выполнять по речевой инструкции 2-3 элементарных действия с игрушками.
Речевое развитие:
– формирование общения «взрослый-ребенок», которое продолжает работу, проводимую в семье;
– начало формирования общения между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;
– расширение объема понимания обращенной речи;
– формирование доступных средств общения;
– использование в общении вербальных и невербальных средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, использование простейших жестов и звуков;
– развитие правильных движений органов речи, что является хорошей базой для активизации звукопроизношения;
– активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития речи.
Развитие импрессивной речи:
Развитие пассивного словаря:
Накопление словаря происходит в следующей последовательности:
– существительные (предъявление, знакомство, называние предмета, организация игры с предметом);
– глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и многократное обыгрывание действия, включение слова в быт);
– прилагательные (аналогичная методика);
– предложение (сложность предложения зависти от количества слов, влияющих на понимание (ключевые слова, несущие информацию).
Понимание связной речи:
Работа над пониманием связной речи ведется в следующей последовательности:
1. Изолированные действия
– демонстрируются и называются простые бытовые действия, включаются в бытовую игру детей;
– жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар песенок, потешек, что обеспечивает их многократное усвоение и повторение;
– демонстрация и называние этого же действия по картинке.
2. Цепочки действий: работа ведется в той же последовательности что и при освоении изолированных действий. Цепочки действий постепенно усложняются.
3. Работа над простой адаптивной сказкой:
– демонстрация, сопровождаемая простым текстом и ключевыми жестами;
– работа с книгой по той же сказке.
Развитие экспрессивной речи
Развитие активного словаря.
Накопление словаря происходит в следующей последовательности:
– называние по подражанию (использование предметной или сюжетной картинки с использованием слова, жеста, звукоподражания);
– ответы на вопросы с использованием подражания;
– самостоятельные ответы на вопросы (принимается любая форма ответа, обращается внимание на качество звукоподражания);
– спонтанное использование речевых средств (поощряется речь детей в виде звукоподражаний и слов, что способствует постепенной жестовой речи устной);
– появление фразы (возможно активное использование жестов при построении фразы);
Работа по вызыванию звуков
Побуждение ребенка к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:
– повторение за ребенком имеющихся у него звуков;
– поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звуков;
– побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста. В случае необходимости используется опора на тактильные ощущения;
– имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку и буквы;
– спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку;
– использование усвоенных звуков в речи;
– включение звуков в слоги и в слова.
Итоговые показатели по разделу:
– выполнять предметные действия со взрослыми и сверстниками;
– выполнять простейшие поручения и просьбы;
– пользоваться невербальными формами коммуникации;
– воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова, усеченные фразы на основе подражания (в зависимости от возможностей ребенка).
Моторное развитие:
– стимулировать двигательную активность;
– развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности;
– обогащать двигательный опыт;
– формировать положительное отношение к двигательным играм;
– развивать основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание);
– формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях;
– развивать ориентировку в пространстве;
– учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;
– учить воспроизводить по подражанию различные движения пальцами и кистями рук, прослеживая их взором;
– развивать умение сопровождать движения проговариванием коротких стихов и потешек;
– формировать умение выполнять серию движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу).
Итоговые показатели по разделу:
– выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;
– выполнять серию движений под музыку;
– выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки;
– производить движения пальцами одновременно с произнесением текста потешки или рифмованных историй;
– выполнять упражнения по самомассажу по показу взрослого;
– захватывать горох, фасоль, макароны большим и указательным пальцем в играх с «сухим бассейном»;
– играть с пирамидкой, снимать и нанизывать кольца на стержень.
Построение коррекционно-развивающей работы обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению (амплификации) общего развития имеет коррекционную направленность.
Работа специалистов включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь, в конце первого периода обучения (декабрь) и в конце второго периода обучения (май).
Особенностью данного маршрута является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание маршрута предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:
1. Консультативно-рекомендательная.
2. Лекционно-просветительская.
3. Организация детских утренников, праздников.
4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
5. Проведение практических тренинговых занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений).
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации.
Формы и режим занятий
Основная форма – индивидуальные занятия со специалистами, игры-занятия в группе сверстников.
Работа с ребенком строиться с учетом следующих принципов:
• Опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
• Единство требований специалистов и в семьи.
• Коррекция и развитие с учетом интересов ребенка.
• Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала.
• Коррекционная направленность образовательного процесса.
Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.
Срок реализации индивидуального образовательного маршрута 1 год
Подпись родителей (законных представителей) ________________
Источник
Приложение к адаптированной основной образовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа №1
суглублённым изучением отдельных предметов»
Индивидуальный образовательный маршрут
обучающегося 3 класса для детей с ОВЗ
________________
_________________
_________________
Срок реализации: 2018-2019 учебный год
Назначение
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ (интеллектуальным нарушением) создан для решения проблемы образования данного ребенка. Он позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальногообразовательного маршрута ребенка с ОВЗ. Он направлен на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит в классе для детей с лёгкой умственной отсталостью.
Цель: создание системы комплексной помощи обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальным нарушением) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.
Задачи:
1) способствовать сенсомоторному развитию и развитию познавательных процессов;
2) развивать эмоционально-волевую сферу ребёнка;
3) развивать устную и письменную речь обучающегося;
4)способствовать повышению педагогической грамотности родителей;
5) социализировать обучающегося в обществе.
- Содержание индивидуального образовательного маршрута определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).
Направления работы.
Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают его основное содержание:
включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Адресат данной программы: ______________________________________
Дата рождения – _____________________________________
Ребенок
Выписка из заключения ПМПК: Рекомендуется обучение по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования, разработанной с ориентировкой на содержание Пр. 1599, 9.1 в 1 классе с соблюдением требований к комплексному психолого-медико-педагогическому сопровождению.
Рекомендованы занятия:с учителем – дефектологом, учителем – логопедом, педагогом – психологом.
В 2018 – 2019 учебном году Данил обучается в 3 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) по АОП для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.
Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения
Этап | Содержание | Сроки | Ответственные |
1этап Диагностичес-кий | -установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка; – диагностика особенностей развития ребенка; – составление социального паспорта класса | сентябрь 2018 г. – октябрь 2018 г. | Учитель, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог – психолог, педагог-организатор по работе с детьми с ОВЗ |
2 этап Реализации программы | -оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждение); -просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком; – коррекционно-развивающие занятия; -проведение совместных мероприятий с родителями и детьми; -разработка рекомендаций педагогам и родителям. | ноябрь 2018 г.-апрель 2019 г. | Учитель, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог – психолог |
3 этап Анализа и коррекции | -проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы; -анализ эффективности процесса и результатов сопровождения; – мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги). | май 2019 г. | Учитель, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог – психолог |
Организационно-педагогические условия реализации индивидуального образовательного маршрута:
– Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений;
– Использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии.
– Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;
– Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2018 г.), итоговая диагностика (май 2019г.), заседание ПМПк (итоговое).
Материально-технические и программно-методические условия: мебель для занятий (стол, стул), канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы, материально-техническое обеспечение по программе «Доступная среда».
Кадровое обеспечение:
Учитель начальных классов, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, педагог-психолог, педагог организатор по работе с детьми с ОВЗ.
Механизмы реализации индивидуального образовательного маршрута. Основной механизм реализации индивидуального образовательного маршрута – оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Режим занятий: психолого-педагогическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 1 сентября 2018 г. по 30 мая 2019 г.
Периодичность занятий: учитель-дефектолог – 3 раза в неделю, учитель-логопед – 3 раза в неделю. Педагог-психолог – 2 раза в неделю. Длительность занятий – 30 – 40 минут. Занятия не проводятся в каникулярное время.
Критерии оценки эффективности:
– усвоение учебной программы для обучающихся с умственной отсталостью;
– положительная динамика в развитии устной и письменной речи;
– повышение уровня произвольной регуляции эмоций;
– овладение пространственно-ориентировочными навыками;
– удовлетворённость родителей психолого-педагогическим сопровождением ребёнка;
– социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции.
Ожидаемый результат:
1) положительная динамика сенсомоторного развития и познавательных процессов;
2) положительная динамика в эмоционально-волевой сфере;
3) положительная динамика в развитии устной и письменной речи;
4) сформированность педагогической грамотности родителей;
5) повышение уровня социализации обучающегося в обществе.
Перспективное планирование курса коррекционно-развивающих занятий
учителя-дефектолога
№ | Сроки | Коли-чество занятий | Содержание деятельности | Направления работы. Примеры используемых методик и упражнений. |
1. | Сентябрь | 3 | Входная диагностика – уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления) – уровня сформированности математических представлений. | «10 слов», «10 картинок» «4-й лишний», «Последовательные картинки», обобщающие понятия, стимульный материал по общей осведомлённости, матрицы Равена. |
2. | Сентябрь | 6 | – Развития математических представлений. – Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. – Развитие моторики и графомоторных навыков. | Ориентировка в числовом ряду до 20. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать простые задачи. Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс. Выполнение заданий предложенных в рабочей тетради К. В. Шевелева «Графические диктанты». |
3. | Октябрь | 12 | – Развития математических представлений. – Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. – Развитие моторики и графомоторных навыков. | Ориентировка в числовом ряду до 20. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать простые задачи. Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс. Выполнение заданий предложенных в рабочей тетради К. В. Шевелева «Графические диктанты». |
4. | Ноябрь | 12 | – Развития математических представлений. – Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. – Развитие моторики и графомоторных навыков. – Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | Ориентировка в числовом ряду до 25. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать задачи на разностное сравнение. Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс. Выполнение заданий предложенных в рабочей тетради К. В. Шевелева «Графические диктанты». – Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). |
5. | Декабрь | 12 | – Развития математических представлений. – Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. – Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. | Ориентировка в числовом ряду до 25. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать задачи на разностное сравнение. Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс. Составление сериационных рядов из 4 – 5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. |
Динамика развития обучающегося за 1 полугодие: | ||||
6. | Январь | 9 | – Развития математических представлений. – Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. – Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. | Ориентировка в числовом ряду до 30. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать составные задачи. Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4 – 5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали). |
7. | Февраль | 12 | – Развития математических представлений. – Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. – Развитие зрительного восприятия. | Ориентировка в числовом ряду до 30. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать составные задачи. Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс. Развитие зрительного восприятия и памяти. Работа с картинками на основе тренажёров для развития зрительного восприятия и памяти. |
8. | Март | 9 | – Развития математических представлений. – Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. – Восприятие пространства. | Ориентировка в числовом ряду до 35. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать составные задачи. Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс. Ориент |