Индивидуальный маршрут развития ребенка инвалида в школе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 «Лесовичок»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Макар С.

с. Тасеево 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Диагноз психолго-медико-педагогической комиссии:

Имеет особенности в физическом и психическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендовано

Продолжить обучение и воспитание по адаптированной основной образовательной программе воспитания для детей с задержкой психомоторного и речевого развития.  Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Наблюдение у невролога, кардиолога, педиатра. Занятия с учителем-логопедом, с педагогом-психологом, дифектологом.

Воспитатели:

Ф.И.О. Абукова И.Г.

Ф.И.О. Иванова М.В.

Специалисты:

Ф.И.О. Пашкова Е.В. – учитель – логопед

Ф.И.О._____________________________________ – педагог – психолог

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Макар посещает МБДОУ № 9 «Лесовичок» с 2017 года. За период посещения ДОУ уже научился самостоятельно ходить, с каждым разом чувствует себя более уверенно. Макар является ребенком проявляющим интерес к игрушкам (машинки, кубики, рабочие инструменты)  и настольным дидактическим играм (вкладыши, прищепки,  матрешки и др.). С помощью взрослого проявляет активность в исследовании новых объектов.

Макар стал интересоваться детьми, радуется встречи с ним. Стал стремиться больше контактировать со взрослым и детьми. Речевые инструкции не всегда понимает, действует целенаправленно при наличии интереса к заданию. На групповых занятиях стал более усидчив, отмечаются существенные колебания концентрации внимания. Работоспособность неравномерная. Макар не так быстро устает. Макар самостоятельно не  может  обратиться за помощью к педагогу. Помощь педагога по мере необходимости не всегда принимает. В каждом конкретном случае педагог является  разъясняющей,  направляющей, стимулирующей стороной. Помощь ребенок использует продуктивно. У ребёнка  ослаблен контроль и регуляция деятельности. Макар  не понимает требований дисциплины, у него реже возникают  трудности в общении со сверстниками. Макар  может играть с детьми группы. Ребенок не всегда проявляет инициативу и заинтересованность в общении с педагогами и специалистами.

Отмечается отставание в речевом развитии. Не разговаривает. Обращённую речь понимает не в полном объёме. Общается при помощи некоторых звукосочетаний. Запас знаний и представлений об окружающем мире ограниченный, не соответствующий возрасту. Макара  привлекают настольно-печатные дидактические игры, машинки, кубики, рабочие инструменты. Графические навыки не сформированы. Интерес к продуктивным видам деятельности – рисованию, лепке, конструированию проявляет очень редко. Мелкая моторика развита недостаточно, ведущая рука – правая.

Навыки самообслуживания не сформированы. Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение адекватная. На замечания реагирует импульсивно. В целом легко возбудим. Родители принимают активное участие в воспитании и обучении ребёнка, интересуются динамикой его развития, консультируются с педагогическим составом, следуют рекомендациям специалистов.

Актуальный уровень  развития не соответствует возрастной норме.

Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи: 

1. Развитие всех компонентов речевой системы.

2. Развитие и формирование познавательных процессов.

3. Развитие эмоционально-волевой сферы.

4.Развитие общей мелкой моторики.

5. Развитие основных видов движения.

Содержание индивидуального образовательного маршрута

Образовательный компонент:

– Форма обучения очная, групповая.

– Работа в режиме 2 час в неделю.

– Индивидуальный подход во время образовательного процесса.

– Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.

– Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

Направления работы

• Познавательное развитие

Сенсорное воспитание:

– учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;

– учить дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойства предметов;

– учить различать свойства и качества предметов: мягкий – твердый, мокрый – сухой, большой – маленький, громкий – тихий;

– учить определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи);

– формировать поисковые способы ориентировки – пробы при решении игровых и практических задач;

– создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности – в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).

Развитие зрительного восприятия:

– учить выделять предмет из общего фона;

– учить соотносить игрушку с ее изображением;

– учить хватать большие предметы двумя руками, маленькие – одной рукой;

– учить складывать из двух частей разрезную предметную картинку.

Восприятие формы, величины, цвета:

– учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого;

– учить подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная);

– учить выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки;

– учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;

– учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый.

– учить воспринимать величину (большой, маленький).

– учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие — пальцами;

– знакомить  с названиями двух цветов: красный, желтый;

– учить различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого.

Развитие слухового восприятия и внимания:

– знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах;

– учить реагировать на слуховые раздражители;

– вырабатывать по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов.

Опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам:

– учить дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух);

– учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием;

– учить дифференцировать звукоподражания.

Развитие тактильно-двигательного восприятия:

– учить воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб;

– учить воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух);

– учить выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову «дай» без предъявления образца;

– учить различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно.

– учить производить выбор по величине и форме по слову «дай» на ощупь.

Итоговые показатели по разделу:

– воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;

– различать свойства и качества предметов: мокрый – сухой, большой – маленький, сладкий – горький, горячий – холодный;

– воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой — маленький, горячий — холодный, кубик – шарик);

– сличать два основных цвета (красный, желтый);

– дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из двух);

– складывать разрезную картинку из двух частей;

– учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький — для маленькой);

– дифференцировать звукоподражания.

Ознакомление с окружающим:

– формирование  целостного восприятия представлений об окружающем мире;

– знакомить с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями, расширять представления о ближайшем окружении.

Итоговые показатели по разделу:

– иметь представления о богатстве и многообразии предметного мира (предметы и объекты ближайшего окружения);

– уметь ориентироваться в групповом помещении.  

Развитие психических функций

Развитие внимания:

– привлечение внимания ребенка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических потребностей;

– стимуляция непроизвольного внимания с использованием раздражителей разной модальности;

– развитие устойчивости непроизвольного внимания;

– формирование предпосылок для развития произвольного внимания; расширение объема внимания;

– развитие способности к переключению внимания.

Развитие памяти:

– развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов;

– расширение круга узнаваемых предметов;

– развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных представлений о предметах;

– развитие непроизвольной памяти;

– увеличение объема запоминаемого материала;

– совершенствование процессов запоминания и воспроизведения.

Формирование мышления:

– развивать у детей наглядно-действенное мышление;

– создавать предпосылки к развитию у детей наглядно-образного мышления;

– установление связей «восприятие – образ», «предмет – действие», «действие – его результат»;

– установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами;

– установление причинно-следственных связей.

Итоговые показатели по разделу:

– рассматривать последовательно 2-3 объекта и ясно их воспринимать;

– переключать свое внимание с одной игрушки на другую;

– находить парные предметы и картинки (2-3 пары);

– понимать и выполнять указания взрослого;

– освоить способы действий с предметами;

– воспроизводить действия взрослого путем подражания;

– узнавать знакомые предметы среди незнакомых.

Социально-эмоциональное развитие:

– формировать представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье;

– формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях;

– формировать общение «взрослый-ребенок», их сотрудничество;

– формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;

– формировать общение между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;

– формировать доступные средства общения;

– формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии и т. д.;

– обучать детей первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого);

– формировать интерес к игрушками, предметам и адекватным способам действия с ними;

– обучать детей выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации;

– привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям;

– развивать способность выражать свое настроение с помощью мимики.

Итоговые показатели по разделу:

– демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, принимать помощь взрослого;

– положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;

– выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения;

– адекватно вести себя в привычных ситуациях;

– выполнять по речевой инструкции 2-3 элементарных действия с игрушками.

Речевое развитие:

– формирование общения «взрослый-ребенок», которое продолжает работу, проводимую в семье;

– начало формирования общения между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;

– расширение объема понимания обращенной речи;

– формирование доступных средств общения;

– использование в общении вербальных и невербальных средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, использование простейших жестов и звуков;

– развитие правильных движений органов речи, что является хорошей базой для активизации звукопроизношения;

– активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития речи.  

Развитие импрессивной речи:

Развитие пассивного словаря:

Накопление словаря происходит в следующей последовательности:

– существительные (предъявление, знакомство, называние предмета, организация игры с предметом);

– глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и многократное обыгрывание действия, включение слова в быт);

– прилагательные (аналогичная методика);

– предложение (сложность предложения зависти от количества слов, влияющих на понимание (ключевые слова, несущие информацию).

Понимание связной речи:

Работа над пониманием связной речи ведется в следующей последовательности:

1. Изолированные действия

– демонстрируются и называются простые бытовые действия, включаются в бытовую игру детей;

– жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар песенок, потешек, что обеспечивает их многократное усвоение и повторение;

– демонстрация и называние этого же действия по картинке.

2. Цепочки действий: работа ведется в той же последовательности что и при освоении изолированных действий. Цепочки действий постепенно усложняются.

3. Работа над простой адаптивной сказкой:

– демонстрация, сопровождаемая простым текстом и ключевыми жестами;

– работа с книгой по той же сказке.

Развитие экспрессивной речи

Развитие активного словаря.

Накопление словаря происходит в следующей последовательности:

– называние по подражанию (использование предметной или сюжетной картинки с использованием слова, жеста, звукоподражания);

– ответы на вопросы с использованием подражания;

– самостоятельные ответы на вопросы (принимается любая форма ответа, обращается внимание на качество звукоподражания);

– спонтанное использование речевых средств (поощряется речь детей в виде звукоподражаний и слов, что способствует постепенной жестовой речи устной);

– появление фразы (возможно активное использование жестов при построении фразы);

Работа по вызыванию звуков

Побуждение ребенка к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:

– повторение за ребенком имеющихся у него звуков;

– поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звуков;

– побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста. В случае необходимости используется опора на тактильные ощущения;

– имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку и буквы;

– спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку;

– использование усвоенных звуков в речи;

– включение звуков в слоги и в слова.

Итоговые показатели по разделу:

– выполнять предметные действия со взрослыми и сверстниками;

– выполнять простейшие поручения и просьбы;

– пользоваться невербальными формами коммуникации;

– воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова, усеченные фразы на основе подражания (в зависимости от возможностей ребенка).

Моторное развитие:

– стимулировать двигательную активность;

– развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности;

– обогащать двигательный опыт;

– формировать положительное отношение к двигательным играм;

– развивать основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание);

– формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях;

– развивать ориентировку в пространстве;

– учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;

– учить воспроизводить по подражанию различные движения пальцами и кистями рук, прослеживая их взором;

– развивать умение сопровождать движения проговариванием коротких стихов и потешек;

– формировать умение выполнять серию движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу).

Итоговые показатели по разделу:

– выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;

– выполнять серию движений под музыку;

– выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки;

– производить движения пальцами одновременно с произнесением текста потешки или рифмованных историй;

– выполнять упражнения по самомассажу по показу взрослого;

– захватывать горох, фасоль, макароны большим и указательным пальцем в играх с «сухим бассейном»;

– играть с пирамидкой, снимать и нанизывать кольца на стержень.

Построение коррекционно-развивающей работы  обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению (амплификации) общего развития  имеет коррекционную направленность.

Работа специалистов включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь, в конце первого периода обучения (декабрь) и в конце второго периода обучения (май).

Особенностью данного маршрута является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание маршрута предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

1. Консультативно-рекомендательная.

2. Лекционно-просветительская.

3. Организация  детских утренников, праздников.

4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

5. Проведение практических тренинговых занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений).

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации.

Формы и режим занятий

Основная форма – индивидуальные занятия со специалистами, игры-занятия в группе сверстников.

Работа с ребенком строиться  с учетом следующих принципов:

• Опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития.

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

• Единство требований специалистов и в семьи.

• Коррекция и развитие с учетом интересов ребенка.

• Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала.

• Коррекционная направленность образовательного процесса.

Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.

Срок реализации индивидуального образовательного маршрута 1 год

Подпись родителей (законных представителей) ________________

Источник

Приложение к адаптированной основной образовательной программе

                                                                                                                    образования обучающихся с умственной отсталостью    

                 (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)        

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа №1

суглублённым изучением отдельных предметов»

Индивидуальный образовательный маршрут

обучающегося 3 класса для детей с ОВЗ

________________

_________________

_________________

Срок реализации: 2018-2019 учебный год

Назначение

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ (интеллектуальным нарушением) создан для решения проблемы  образования данного ребенка. Он позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальногообразовательного маршрута ребенка с ОВЗ. Он направлен на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит в классе для детей с лёгкой умственной отсталостью.

Цель: создание системы комплексной помощи обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальным нарушением) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.

Задачи:

1) способствовать сенсомоторному развитию и развитию познавательных процессов;

2) развивать эмоционально-волевую сферу ребёнка;

3) развивать устную и письменную речь обучающегося;

4)способствовать повышению  педагогической грамотности  родителей;

5) социализировать обучающегося в обществе.

  • Содержание индивидуального образовательного маршрута определяют следующие принципы:
  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).

Направления работы.

Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают его основное содержание:

включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Адресат данной программы: ______________________________________ 

Дата рождения – _____________________________________

Ребенок

Выписка из заключения ПМПК: Рекомендуется обучение по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования, разработанной с ориентировкой на содержание Пр. 1599, 9.1 в 1 классе с соблюдением требований к комплексному психолого-медико-педагогическому сопровождению.

Рекомендованы занятия:с учителем – дефектологом, учителем – логопедом, педагогом – психологом.

В 2018 – 2019 учебном году Данил обучается в 3 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) по АОП для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.

Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения

Этап

Содержание

Сроки

Ответственные

1этап

Диагностичес-кий

-установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

– диагностика особенностей развития ребенка;

– составление социального паспорта класса

сентябрь 2018 г. – октябрь 2018 г.

Учитель,

социальный педагог, учитель-логопед,

учитель-дефектолог, педагог – психолог,

педагог-организатор  по работе с детьми с ОВЗ

2 этап

Реализации программы

-оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждение);

-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

– коррекционно-развивающие занятия;

 -проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

-разработка рекомендаций педагогам и родителям.

ноябрь 2018 г.-апрель 2019 г.

Учитель,

социальный педагог, учитель-логопед,

учитель-дефектолог, педагог – психолог

3 этап

Анализа и коррекции

-проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

– мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).

май 2019 г.

Учитель,

социальный педагог, учитель-логопед,

учитель-дефектолог, педагог – психолог

Организационно-педагогические условия реализации  индивидуального образовательного маршрута:

– Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений;

– Использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии.

– Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;

– Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2018 г.), итоговая диагностика (май 2019г.), заседание ПМПк (итоговое).

Материально-технические и программно-методические условия: мебель для занятий (стол, стул), канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы, материально-техническое обеспечение по программе «Доступная среда».

Кадровое обеспечение:

Учитель начальных классов, учитель-дефектолог, учитель-логопед,  социальный педагог, педагог-психолог, педагог организатор по работе с детьми с ОВЗ.

Механизмы реализации индивидуального образовательного маршрута. Основной механизм реализации индивидуального образовательного маршрута – оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Режим занятий: психолого-педагогическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 1 сентября 2018 г. по 30 мая 2019 г.

Периодичность занятий: учитель-дефектолог – 3 раза в неделю, учитель-логопед – 3 раза в неделю. Педагог-психолог – 2 раза в неделю. Длительность занятий –  30 – 40 минут. Занятия не проводятся в каникулярное время.

Критерии оценки эффективности:

– усвоение  учебной программы для обучающихся с умственной отсталостью;

– положительная динамика в развитии устной и письменной речи;

– повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

– овладение пространственно-ориентировочными навыками;

– удовлетворённость родителей психолого-педагогическим сопровождением ребёнка;

– социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции.

Ожидаемый  результат:

1) положительная динамика сенсомоторного развития и познавательных процессов;

2) положительная динамика в эмоционально-волевой сфере;

3) положительная динамика в развитии устной и письменной речи;

4) сформированность педагогической грамотности  родителей;

5) повышение уровня социализации обучающегося в обществе.

        Перспективное планирование курса коррекционно-развивающих занятий

учителя-дефектолога

Сроки

Коли-чество

занятий

Содержание

деятельности

Направления работы.

Примеры используемых методик и упражнений.

1.

Сентябрь

3

Входная диагностика

– уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

– уровня сформированности  математических представлений.

«10 слов», «10 картинок»

«4-й лишний»,

«Последовательные

картинки», обобщающие понятия, стимульный материал по общей осведомлённости, матрицы Равена.

2.

Сентябрь

6

– Развития математических представлений.

– Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

– Развитие моторики и графомоторных навыков.

Ориентировка в числовом ряду до 20. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать простые задачи.

Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс.

Выполнение заданий предложенных в рабочей тетради К. В. Шевелева «Графические диктанты».

3.

Октябрь

12

– Развития математических представлений.

– Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

– Развитие моторики и графомоторных навыков.

Ориентировка в числовом ряду до 20. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать простые задачи.

Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс.

Выполнение заданий предложенных в рабочей тетради К. В. Шевелева «Графические диктанты».

4.

Ноябрь

12

– Развития математических представлений.

– Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

– Развитие моторики и графомоторных навыков.

– Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Ориентировка в числовом ряду до 25. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать задачи на разностное сравнение.

Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс.

Выполнение заданий предложенных в рабочей тетради К. В. Шевелева «Графические диктанты».

– Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий).

5.

Декабрь

12

– Развития математических представлений.

– Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

– Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Ориентировка в числовом ряду до 25. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать задачи на разностное сравнение.

Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс.

Составление сериационных рядов из 4 – 5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание  предмета по его отдельным частям. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора.

Динамика развития обучающегося за 1 полугодие:

6.

Январь

9

– Развития математических представлений.

– Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

– Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Ориентировка в числовом ряду до 30. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать составные задачи.

Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс.

Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей  (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4 – 5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

7.

Февраль

12

– Развития математических представлений.

– Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

– Развитие зрительного восприятия.

Ориентировка в числовом ряду до 30. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать составные задачи.

Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс.

Развитие зрительного восприятия и памяти. Работа с картинками на основе тренажёров для развития зрительного восприятия и памяти.

8.

Март

9

– Развития математических представлений.

– Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

– Восприятие пространства.

Ориентировка в числовом ряду до 35. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать составные задачи.

Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс.

Ориент