Индивидуальный маршрут развития ребенка инвалида в детском саду образец

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 «Лесовичок»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Макар С.

с. Тасеево 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Диагноз психолго-медико-педагогической комиссии:

Имеет особенности в физическом и психическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендовано

Продолжить обучение и воспитание по адаптированной основной образовательной программе воспитания для детей с задержкой психомоторного и речевого развития.  Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Наблюдение у невролога, кардиолога, педиатра. Занятия с учителем-логопедом, с педагогом-психологом, дифектологом.

Воспитатели:

Ф.И.О. Абукова И.Г.

Ф.И.О. Иванова М.В.

Специалисты:

Ф.И.О. Пашкова Е.В. – учитель – логопед

Ф.И.О._____________________________________ – педагог – психолог

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Макар посещает МБДОУ № 9 «Лесовичок» с 2017 года. За период посещения ДОУ уже научился самостоятельно ходить, с каждым разом чувствует себя более уверенно. Макар является ребенком проявляющим интерес к игрушкам (машинки, кубики, рабочие инструменты)  и настольным дидактическим играм (вкладыши, прищепки,  матрешки и др.). С помощью взрослого проявляет активность в исследовании новых объектов.

Макар стал интересоваться детьми, радуется встречи с ним. Стал стремиться больше контактировать со взрослым и детьми. Речевые инструкции не всегда понимает, действует целенаправленно при наличии интереса к заданию. На групповых занятиях стал более усидчив, отмечаются существенные колебания концентрации внимания. Работоспособность неравномерная. Макар не так быстро устает. Макар самостоятельно не  может  обратиться за помощью к педагогу. Помощь педагога по мере необходимости не всегда принимает. В каждом конкретном случае педагог является  разъясняющей,  направляющей, стимулирующей стороной. Помощь ребенок использует продуктивно. У ребёнка  ослаблен контроль и регуляция деятельности. Макар  не понимает требований дисциплины, у него реже возникают  трудности в общении со сверстниками. Макар  может играть с детьми группы. Ребенок не всегда проявляет инициативу и заинтересованность в общении с педагогами и специалистами.

Отмечается отставание в речевом развитии. Не разговаривает. Обращённую речь понимает не в полном объёме. Общается при помощи некоторых звукосочетаний. Запас знаний и представлений об окружающем мире ограниченный, не соответствующий возрасту. Макара  привлекают настольно-печатные дидактические игры, машинки, кубики, рабочие инструменты. Графические навыки не сформированы. Интерес к продуктивным видам деятельности – рисованию, лепке, конструированию проявляет очень редко. Мелкая моторика развита недостаточно, ведущая рука – правая.

Навыки самообслуживания не сформированы. Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение адекватная. На замечания реагирует импульсивно. В целом легко возбудим. Родители принимают активное участие в воспитании и обучении ребёнка, интересуются динамикой его развития, консультируются с педагогическим составом, следуют рекомендациям специалистов.

Актуальный уровень  развития не соответствует возрастной норме.

Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи: 

1. Развитие всех компонентов речевой системы.

2. Развитие и формирование познавательных процессов.

3. Развитие эмоционально-волевой сферы.

4.Развитие общей мелкой моторики.

5. Развитие основных видов движения.

Содержание индивидуального образовательного маршрута

Образовательный компонент:

– Форма обучения очная, групповая.

– Работа в режиме 2 час в неделю.

– Индивидуальный подход во время образовательного процесса.

– Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.

– Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

Направления работы

• Познавательное развитие

Сенсорное воспитание:

– учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;

– учить дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойства предметов;

– учить различать свойства и качества предметов: мягкий – твердый, мокрый – сухой, большой – маленький, громкий – тихий;

– учить определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи);

– формировать поисковые способы ориентировки – пробы при решении игровых и практических задач;

– создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности – в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).

Развитие зрительного восприятия:

– учить выделять предмет из общего фона;

– учить соотносить игрушку с ее изображением;

– учить хватать большие предметы двумя руками, маленькие – одной рукой;

– учить складывать из двух частей разрезную предметную картинку.

Восприятие формы, величины, цвета:

– учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого;

– учить подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная);

– учить выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки;

– учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;

– учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый.

– учить воспринимать величину (большой, маленький).

– учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие — пальцами;

– знакомить  с названиями двух цветов: красный, желтый;

– учить различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого.

Развитие слухового восприятия и внимания:

– знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах;

– учить реагировать на слуховые раздражители;

– вырабатывать по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов.

Опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам:

– учить дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух);

– учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием;

– учить дифференцировать звукоподражания.

Развитие тактильно-двигательного восприятия:

– учить воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб;

– учить воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух);

– учить выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову «дай» без предъявления образца;

Читайте также:  Ребенок после 1 года развитие занятия

– учить различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно.

– учить производить выбор по величине и форме по слову «дай» на ощупь.

Итоговые показатели по разделу:

– воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;

– различать свойства и качества предметов: мокрый – сухой, большой – маленький, сладкий – горький, горячий – холодный;

– воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой — маленький, горячий — холодный, кубик – шарик);

– сличать два основных цвета (красный, желтый);

– дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из двух);

– складывать разрезную картинку из двух частей;

– учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький — для маленькой);

– дифференцировать звукоподражания.

Ознакомление с окружающим:

– формирование  целостного восприятия представлений об окружающем мире;

– знакомить с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями, расширять представления о ближайшем окружении.

Итоговые показатели по разделу:

– иметь представления о богатстве и многообразии предметного мира (предметы и объекты ближайшего окружения);

– уметь ориентироваться в групповом помещении.  

Развитие психических функций

Развитие внимания:

– привлечение внимания ребенка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических потребностей;

– стимуляция непроизвольного внимания с использованием раздражителей разной модальности;

– развитие устойчивости непроизвольного внимания;

– формирование предпосылок для развития произвольного внимания; расширение объема внимания;

– развитие способности к переключению внимания.

Развитие памяти:

– развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов;

– расширение круга узнаваемых предметов;

– развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных представлений о предметах;

– развитие непроизвольной памяти;

– увеличение объема запоминаемого материала;

– совершенствование процессов запоминания и воспроизведения.

Формирование мышления:

– развивать у детей наглядно-действенное мышление;

– создавать предпосылки к развитию у детей наглядно-образного мышления;

– установление связей «восприятие – образ», «предмет – действие», «действие – его результат»;

– установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами;

– установление причинно-следственных связей.

Итоговые показатели по разделу:

– рассматривать последовательно 2-3 объекта и ясно их воспринимать;

– переключать свое внимание с одной игрушки на другую;

– находить парные предметы и картинки (2-3 пары);

– понимать и выполнять указания взрослого;

– освоить способы действий с предметами;

– воспроизводить действия взрослого путем подражания;

– узнавать знакомые предметы среди незнакомых.

Социально-эмоциональное развитие:

– формировать представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье;

– формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях;

– формировать общение «взрослый-ребенок», их сотрудничество;

– формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;

– формировать общение между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;

– формировать доступные средства общения;

– формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии и т. д.;

– обучать детей первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого);

– формировать интерес к игрушками, предметам и адекватным способам действия с ними;

– обучать детей выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации;

– привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям;

– развивать способность выражать свое настроение с помощью мимики.

Итоговые показатели по разделу:

– демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, принимать помощь взрослого;

– положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;

– выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения;

– адекватно вести себя в привычных ситуациях;

– выполнять по речевой инструкции 2-3 элементарных действия с игрушками.

Речевое развитие:

– формирование общения «взрослый-ребенок», которое продолжает работу, проводимую в семье;

– начало формирования общения между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;

– расширение объема понимания обращенной речи;

– формирование доступных средств общения;

– использование в общении вербальных и невербальных средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, использование простейших жестов и звуков;

– развитие правильных движений органов речи, что является хорошей базой для активизации звукопроизношения;

– активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития речи.  

Развитие импрессивной речи:

Развитие пассивного словаря:

Накопление словаря происходит в следующей последовательности:

– существительные (предъявление, знакомство, называние предмета, организация игры с предметом);

– глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и многократное обыгрывание действия, включение слова в быт);

– прилагательные (аналогичная методика);

– предложение (сложность предложения зависти от количества слов, влияющих на понимание (ключевые слова, несущие информацию).

Понимание связной речи:

Работа над пониманием связной речи ведется в следующей последовательности:

1. Изолированные действия

– демонстрируются и называются простые бытовые действия, включаются в бытовую игру детей;

– жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар песенок, потешек, что обеспечивает их многократное усвоение и повторение;

– демонстрация и называние этого же действия по картинке.

2. Цепочки действий: работа ведется в той же последовательности что и при освоении изолированных действий. Цепочки действий постепенно усложняются.

3. Работа над простой адаптивной сказкой:

– демонстрация, сопровождаемая простым текстом и ключевыми жестами;

– работа с книгой по той же сказке.

Читайте также:  Уровень актуального развития ребенка зона ближайшего развития

Развитие экспрессивной речи

Развитие активного словаря.

Накопление словаря происходит в следующей последовательности:

– называние по подражанию (использование предметной или сюжетной картинки с использованием слова, жеста, звукоподражания);

– ответы на вопросы с использованием подражания;

– самостоятельные ответы на вопросы (принимается любая форма ответа, обращается внимание на качество звукоподражания);

– спонтанное использование речевых средств (поощряется речь детей в виде звукоподражаний и слов, что способствует постепенной жестовой речи устной);

– появление фразы (возможно активное использование жестов при построении фразы);

Работа по вызыванию звуков

Побуждение ребенка к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:

– повторение за ребенком имеющихся у него звуков;

– поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звуков;

– побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста. В случае необходимости используется опора на тактильные ощущения;

– имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку и буквы;

– спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку;

– использование усвоенных звуков в речи;

– включение звуков в слоги и в слова.

Итоговые показатели по разделу:

– выполнять предметные действия со взрослыми и сверстниками;

– выполнять простейшие поручения и просьбы;

– пользоваться невербальными формами коммуникации;

– воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова, усеченные фразы на основе подражания (в зависимости от возможностей ребенка).

Моторное развитие:

– стимулировать двигательную активность;

– развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности;

– обогащать двигательный опыт;

– формировать положительное отношение к двигательным играм;

– развивать основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание);

– формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях;

– развивать ориентировку в пространстве;

– учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;

– учить воспроизводить по подражанию различные движения пальцами и кистями рук, прослеживая их взором;

– развивать умение сопровождать движения проговариванием коротких стихов и потешек;

– формировать умение выполнять серию движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу).

Итоговые показатели по разделу:

– выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;

– выполнять серию движений под музыку;

– выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки;

– производить движения пальцами одновременно с произнесением текста потешки или рифмованных историй;

– выполнять упражнения по самомассажу по показу взрослого;

– захватывать горох, фасоль, макароны большим и указательным пальцем в играх с «сухим бассейном»;

– играть с пирамидкой, снимать и нанизывать кольца на стержень.

Построение коррекционно-развивающей работы  обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению (амплификации) общего развития  имеет коррекционную направленность.

Работа специалистов включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь, в конце первого периода обучения (декабрь) и в конце второго периода обучения (май).

Особенностью данного маршрута является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание маршрута предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

1. Консультативно-рекомендательная.

2. Лекционно-просветительская.

3. Организация  детских утренников, праздников.

4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

5. Проведение практических тренинговых занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений).

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации.

Формы и режим занятий

Основная форма – индивидуальные занятия со специалистами, игры-занятия в группе сверстников.

Работа с ребенком строиться  с учетом следующих принципов:

• Опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития.

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

• Единство требований специалистов и в семьи.

• Коррекция и развитие с учетом интересов ребенка.

• Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала.

• Коррекционная направленность образовательного процесса.

Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.

Срок реализации индивидуального образовательного маршрута 1 год

Подпись родителей (законных представителей) ________________

Источник

-Формировать потребность  эмоционально-личностного контакта со  взрослым.

-Формировать интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым.

-Обучать первичным способам усвоения общественного опыта.

-Создавать условия для накопления разнообразных эмоциональных впечатлений

-Откликаться на своё имя, фамилию.

III.ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

– Развивать основные виды движений и двигательные навыки.

-Совершенствовать и развивать тонкую ручную моторику.

-Развивать зрительно двигательную координацию.

– Учить внимательно смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит.

– Учить выполнять движения и действия по подражанию взрослому.

– Учить тихо входить в спортивный зал и строиться в шеренгу по опорному знаку — стенке, веревке, ленте, палке. Учить детей ходить стайкой за воспитателем.

– Учить ходить друг за другом, держась за веревку рукой.

-Учить ходить по дорожке и следам.

-Учить переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе и обратно.

– Воспитывать  интерес к участию в подвижных играх.

– Учить спрыгивать с высоты (с гимнастической доски высотой 10-15 см).

– Учить ползать по ковровой дорожке, доске, наклонной доске, залезать на горку с поддержкой взрослого и самостоятельно спускаться с нее.

-Учить проползать под веревкой, под скамейкой.

– Учить удерживаться на перекладине с помощью взрослого.

IV. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Формирование мышления

– Создавать предпосылки к развитию наглядно-действенного мышления.

-Формировать целенаправленную предметно-орудийную деятельность в процессе выполнения практического и игрового задания.

-Формировать обобщенные представления о вспомогательных средствах и предметах-орудиях фиксированного назначения.

-Формировать способы ориентировки в условиях проблемно-практической задачи и способы ее решения.

– Учить пользоваться методом проб как основным методом решения проблемно-практических задач.

Ознакомление с природой

-Обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления.

-Воспитывать умение правильно вести себя в быту с объектами живой и неживой природы.

Читайте также:  Козырева л м говорю красиво и правильно развитие речи у ребенка

V. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обучение игре

-Учить наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям.

– Учить  обыгрывать игрушки.

– Воспитывать интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий взрослым.

– Воспитывать эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке.

-Воспитывать интерес к подвижным играм.

– Учить  играть рядом, не мешая друг другу.

Изобразительная деятельность

Лепка

-Учить проявлять эмоции при работе с пластичными материалами (глина, тесто, пластилин).

– Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка, совершать действия по подражанию и по показу.

– Учить раскатывать тесто (глину, пластилин) между ладонями прямыми и круговыми движениями.

– Закреплять положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и ее результатам.

Аппликация

-Воспитывать интерес к выполнению аппликаций.

-Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка.

Рисование

– Воспитывать интерес к выполнению изображений различными средствами –  красками, мелками.

– Учить правильно сидеть за столом при рисовании.

– Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка при рисовании.

-Учить способам обследования предмета перед рисованием (обведение по контуру).

– Закреплять положительное эмоциональное отношение детей к самой деятельности и ее результатам.

Конструирование

– Формировать положительное отношение и интерес к процессу конструирования, играм со строительным материалом.

– Знакомить с различным материалом для конструирования, учить приемам использования его для выполнения простейших построек.

– Учить совместно со взрослым и самостоятельно выполнять простейшие постройки, играть с ними по подражанию действиям педагога.

– Формировать  способы усвоения общественного опыта: действовать по подражанию, указательному жесту, показу и слову.

Трудовое воспитание

Воспитание культурно-гигиенических
навыков

– Учить обращаться к педагогам за помощью.

– Формировать опрятность.

– Учить пользоваться туалетом, выходить из туалета чистыми, одетыми.

– Учить мыть руки после пользования туалетом и перед едой.

– Формировать навык аккуратной еды — пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом.

– Учить пользоваться носовым платком.

-Формировать навык раздевания и одевания, ухода за одеждой.

– Учить оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и без него.

VI. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Ознакомление с художественной литературой

– Формировать эмоциональное восприятие литературных произведений и интерес к ним.

– Развивать умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание.

– Вырабатывать умение слушать рассказы или тексты вместе с группой сверстников.

– Учить выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек, сказок.

– Вызывать эмоциональный отклик на ритм, музыкальность
народных произведений, стихов и песенок.

– Учить узнавать при многократном чтении и рассказывании литературные произведения и их героев.

– Стимулировать ребенка повторять отдельные слова .

– Учить рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений .

Формирование эмоционально-личностного контакта

«Поставь стул», «Возьми чашку», «Принеси игрушку», «Брось в корзину» и т.д.

Зрительный контакт: «Подойди ко мне…», «Посмотри на меня», рассматривание фотографий  

Сюрпризные моменты, новые игрушки, ежемесячные выходы за пределы дошкольного учреждения, наблюдения за жизнью и трудом  людей.

 Подвижные игры выполняются по подражанию действиям воспитателя, носят бессюжетный характер: «Лошадки», «Котята», «Зайчики прыгают», «Догони мяч», «Прокати мяч», «Курочки и петушки», «Птички полетели», «Маленькая змейка», «Проползи через палатку», «Побежим по дорожке», «Пройдем по камушкам», «Передай по кругу», «Спустись с горки», «Беги — ловлю!», «Поезд», «Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках», «Догоню, догоню» и др.

Часть игр выполняется на метание: «Попади в ворота», «Покачай грушу», «Целься — пли!», «Кольцеброс».

Создание условий для развития н.-д. мышления.

  Целенаправленные действия с предметами: «Поймай воздушный шарик», «Кати мячик», «Перевези кубики», «Покатай зайчика» и т. д.

Выполнение предметно игровых действий.

Проблемно-практические задачи

«Достань игрушку!», «»Покатай мишку!», «Построй забор вокруг дома!», «Достань тележку!» и т.д

«Сделай, как я», «Что изменилось», «Посмотри и расставь, как я»,

«Что это такое», «»Строим дома», «Собери целое».

Узнавать яблоко, грушу, помидор, огурец.

Вода, дождь. Снег, лёд

Формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной речевой инструкции: «Принеси игрушку», «Поставь стул», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Отнеси в мойку», «Иди в туалет», «Иди в раздевалку», «Спрячь в карман», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик»

Мячики», «Помидор», «Шарики»

«Яблоко», «Яблоки для ежика», «Угощение для куклы»

«Испечем печенье»

Соотносить аппликацию с реальными объектами

Обведи и назови», «Обведи и покрути», «Обведи и дорисуй», «Обведи и оживи» и др., «Обведи – в сказку попади» (теневой театр, на фланелеграфе), «Обведи – театр покажи» (настольный театр картинок),       

Игры: «Вот наши ручки, вот наши ножки», «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Водичка, водичка, умой мое личико…», «Катя, Катя маленька…», «Где же ваши ручки, где же ваши ножки?», «Бежали наши ножки, бежали по дорожке», «Вот глазки!», «Ротик — ам, ам» и т. д.

Малые формы детского фольклора. Колыбельные песенки, прибаутки, народные сказки, присказки, стихи: «Ладушки», «Наша Маша маленькая…», «Солнышко-ведрышко!», «Услыхала уточка…», «Ветерок-ветерок…», «Идет коза рогатая…», «Киска», «Скок-поскок», «Как у нашего кота…», «Аи, дуду», «Котик серенький», «Водичка-водичка…», «Гуси вы, гуси», «На зеленом на лужку…», «Петушок, золотой гребешок», «Топ-топ», «Поехали-поехали».

Народные сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и др.

Авторские стихи, потешки, присказки: А. Барто. «Мишка», «Бычок», «Кто как кричит», «Птичка», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Самолет»; В. Берестов. «Про машину»; Е. Благинина. «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри», «Сорока – белобока»; Т. Волгина. «Паровоз»; М. Клокова. «Мой конь»; А. Бродский. «Солнечные зайчики»; О. Высотская. «На санках», «Холодно», «Весело, весело» и др.

Источник