Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка примеры
Индивидуальный маршрут. Одарённые дети.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка подготовительной группы Плужникову Анну с признаками одаренности в художественно-эстетическом развитии в МБДОУ БГО Детском саду №12
общеразвивающего вида
на 2018-2019 учебный год
Составила воспитатель:
Журавлёва Е.Е.
Фамилия, имя ребенка – Плужникова Анна.
Возраст – 6 лет
Вид одарённости – художественно – эстетический.
Склонности –рисование.
Форма работы – индивидуальная работа
Формы работы – индивидуальные и подгрупповые занятия
Участники сопровождения: педагоги и специалисты ДОО, родители ребенка.
Взаимодействие с соц. партнёрами (привлечение специалистов центров и учреждений
дополнительного образования) – сотрудничество с Борисоглебским Центром внешкольной работы.
Характеристика на Плужникову Анну – воспитанника подготовительной группы:
Развитие ребёнка соответствует норме. Девочка очень активна, любознательна. По наблюдениям, часто ставит перед собой сверхтрудные цели, проявляя упорство и настойчивость в достижении результата.
Девочка достаточно сложного и противоречивого характера, она очень ранима и не уверена в себе, часто нуждается в похвале и одобрении взрослых, ревностно относится, когда хвалят другого ребёнка. Она обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением, у девочки богатый словарный запас, ярко выраженная способность к словотворчеству и своеобразное чувство юмора. Она легко запоминает и с выражением читает стихи, пересказывает тексты, придумывает рассказы и сказки, передает содержание мультфильмов и кинофильмов.
Любимым занятием девочки является рисование. Девочка с удовольствием рисует животных. Очень нравится ей рисовать по содержанию литературных произведений и мультфильмов. Рисуя, она использует различные техники и материалы. Ещё привлекают её внимание абстрактные рисунки, перетекание цветовых пятен из одного в другое. Наблюдая за ней, можно сделать вывод, что она не столько рисует, сколько экспериментирует, ищет что- то новое.Рисование помогает девочке сочинять, воображать, рассказывать, самореализовываться в творчестве.
Ребенок воспитывается в полной семье. Родители систематически интересуются успехами дочери, оказывают необходимую помощь воспитателям. Атмосфера в семье дружелюбная, относится к родителям с большой любовью и уважением.
Цель:
Формирование у ребёнка успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности.
Задачи:
– Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей девочки и поддержки её сильных сторон личности.
– Развивать творческие способности ребёнка в изобразительной деятельности.
– Повысить самооценку, уверенность в себе.
– Развивать интерес к нетрадиционным методам рисования, кисточками разной толщины, акварелью, гуашью.
– Воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного».
Ожидаемый результат: в результате планомерной и систематической работы с ребенком, способности в художественно-эстетической сфере, закрепились навыки держать кисть правильно; повысился познавательный интерес к рисованию; активизировалась мыслительная деятельность ребенка, желание к самостоятельной работе, использованию различных техник рисования. Эти достижения помогут в дальнейшем выполнять рисунки в различных техниках, вырисовывая детали объектов, развитию познавательного интереса к изобразительному искусству.
Месяц | Используемые приемы: | Цель: | Применение детского творчества: |
Сентябрь | 1.«Любимая игрушка» 2.«Путешествие по радуге » 3.«Осенние листья». | 1. Помочь детям выбрать предмет рисования, используя наводящие вопросы ( что вам больше нравится рисовать?); развивать природные задатки у детей; поддерживать у них интерес к рисованию 2. Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами 3. Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. | Участие в конкурсе рисунков «Разноцветные капли» |
Октябрь | 1.«Что за чудо эти сказки» 2.«Как прекрасен этот мир». 3.«Невиданный зверь». 4.«Натюрморт» | 1. Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. 2. Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. 3. Рисование жёсткой кисточкой. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчеств. 4. Знакомство с жанрами живописи: натюрморт, рисование натюрмортов из овощей и фруктов, из предметов быта, рисование отдельных овощей и фруктов, предметов быта. | Участие в выставке-конкурсе рисунков «Дом о котором я мечтаю» |
Ноябрь | 1.«Милая мамочка» 2 . «Мир глазами детей» 3.«Зимняя улица», «Первый снег» | 1. Развивать художественное восприятие образа человека; совершенствовать умения ребёнка изображать портрет человека; дать понятие о симметричности лица и его частей, развивать чувство композиции, воспитывать любовь к маме. 2. Самостоятельно придумывать сюжет рисунка по заданной теме развивать воображение ребёнка, самостоятельность в работе. 3. Знакомство с жанрами живописи: акварельная живопись, рисование зимних пейзажей, передача холодной цветовой гаммы, передача формы деревьев, кустарников, неба и т. д. | Создание стенгазеты «День матери». |
Декабрь | 1.Зимняя сказка. « Дерево в инее» 2.«Зимние развлечения» 3. «Дед и баба вылепили Снегурочку» | 1. Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя «манную» краску. Закреплять навык работы кистью, умение изображать «голое» дерево с помощью ватной палочки. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество. Воспитывать чувство красоты, желание помочь – украсить дерево. 2. Учить придумывать сюжет рисунка по заданной теме, придумывая небольшое четверостишие к рисунку, развивать творческое мышление, продолжать обучать рисованию людей в движении (лепим снеговика, катание с горки, игра в «снежки» и др.), воспитывать интерес к творческим занятиям, взаимопомощь. 3. Учить изображать эпизод из знакомой сказки, придавать выразительность образу Снегурочки через подбор красок. | Рисование восковыми мелками елочных игрушек, гирлянд для украшения групповой комнаты. |
Январь | 1.«Рождественские чудеса» 2.«Поёт зима, аукает!» | 1. Учить передавать в рисунке образы сказочных героев, продолжать обучать умению создавать сюжет, помочь применять умения смешивания красок для получения нужного оттенка, закреплять умение ровно накладывать гуашь на изображение с наименьшим количеством воды, развивать творческое воображение, воспитывать интерес и любовь к народным праздникам. 2. Учить с помощью выбранных детьми материалов и техник передавать сказочную картину зимы, отражая характерные её особенности ,закреплять умение рисовать человека в движении, воспитывать любовь к природе | Привлечение к созданию декораций к кукольному спектаклю по мотивам сказки «12 месяцев» |
Февраль | 1.«Волшебные узоры» 2.«Снеговик» 3.«Наши защитники» 4..«Дворец снежной Королевы » | 1. Учить создавать сказочные узоры с помощью гуаши, путём смешивания красок разных цветов, развивать творческое воображение, воспитывать аккуратность в работе, усидчивость. 2. Учить изображать снеговика из округлых форм с помощью трафарета и губковых тампонов, дополнять рисунок деталями из природного, бросового материала, дорисовками ватной палочкой. Закреплять навык аккуратной работы губкой, гуашью. Развивать образное мышление, воображение, внимание, точность движений, моторику рук. 3. Закреплять умение создавать рисунки по мотивам литературных произведений, передавать в рисунке образы солдат, лётчиков, моряков, развивать воображение, воспитывать уважение к защитникам Родины. 4. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитательная: вызывать положительный отклик, желание помочь сказочному персонажу | Повторное возвращение к своим работам и совершенствование их, украшая узором, прорисовывая детали. |
Март | 1.«Разноцветные рыбки». 2.«Подарок маме» 3. «Аленький цветочек» 4.«Жар – птица» | 1. Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность. 2. Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. 3. Учить графически изображать цветы, одинаковые по форме, но разные по тону, вызывать эмоциональный отклик, желание изображать сказочный образ. 4. Учить рисовать сказочную птицу с помощью ладони и гуаши. Закреплять умение пользоваться гуашью, кистью, салфеткой. Развивать моторику рук, образное мышление, аккуратность, внимание. Обогащать словарь словами, обозначающими оттенки красного цвета. Воспитывать творчество, радость игр с красками, чувство красоты. | Участие в выставке рисунков «8 марта- мамин день» |
Апрель | 1.«Звездное небо» 2.Граттаж Космический коллаж . 3.«Какого цвета весна » 4.«Волшебный замок» | 1. Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. 2. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. 3. Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая красок. 4. Учить рисовать постройки графическими материалами. | Привление к оформлению спальни для куклы Маши (рисование ковров на стену; паласа на пол; красивых салфеток на стол). Предоставить разные варианты с правом выбора технике воплощений. |
Май | 1..«Вишня в цвету» 2.«Разноцветные бабочки ». 3.«Я – художник» | 1. Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. 2. Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло, кулак – маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. 3. Развивать чувство композиции и ритма. Выявить уровень усвоения навыков и умений детей, полученных в результате проведённых образовательных ситуаций. | Участие в выставке детских рисунков с использованием нетрадиционных методик. |
Источник
Карта индивидуального маршрута ребёнка.
Девочка хорошо развита всесторонне, активна, очень подвижна, самостоятельна, любит и умеет рисовать, придумывает свои интересные темы, выбирает разнообразные способы изображения. Любимые темы в изобразительной деятельности: «Человек», «Животные». Изображает различные сюжеты, хорошо прорисовывает человека, людей в движении. Старается передавать пропорции в изображении, рисунок размещает по всему листу, соблюдая пропорции. Адекватно реагирует на замечания взрослого, старается исправить ошибки. В данное время начала заниматься в художественной школе и в школе танцев.
1.Развитие изобразительных способностей.
3.Повышение самооценки, уверенности в своих силах.
Высокая загруженность.
Педагоги: воспитатели, руководители кружков, педагог ИЗО, педагог центра доп.образования музея Крылова.
Воспитатель: Райцева Т.В.
Месяц
Используемые приемы:
Цель:
Применение детского творчества:
Взаимодействие с родителями
Сентябрь
«Радуга-дуга» – рисование по сырому.
Игра: «Наш добрый друг – художник круг».
Познакомить с возможностями акварельных красок. Учить рисовать по сырому. (Только что прошел дождь, по небу еще несутся тучи, но уже выглянуло солнце, и показалась радуга.)
Привить навыки «быстрого рисования» с использованием шаблона- заготовки развить зрительную наблюдательность и изобразительную фантазию.
Работа в альбоме творчества.
Привлечь к показу другим детям, как из одного схематического изображения можно получить много рисунков.
Провести анкетирование
Предложить дома использовать другой шаблон, например: квадрат
Октябрь
«Осенний парк» – техникой монотипия
«Нарисуй музыку» – Задание – упражнение.
Познакомить с техникой монотипия: Дорогу и небо нарисуем в технике монотипии, сложив лист по горизонтали. А потом по небу поплывут облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.
Развитие психических процессов, развитие мелкой моторики рук.
Художественная деятельность, творческие игры
Предложить родителям закрепить дома рисование с помощью техники монотипия
Консультация «Организация условий для совместной творческой деятельности»
Ноябрь
«Заиндевелое дерево» – рисование восковыми мелками
«Жанры изобразительного искусства» – рассматривание альбома
Развитие фантазии, воображение:
Стоит в зимнем лесу дерево — не шелохнется. (Рисуем дерево восковым мелком.) В утренние часы дерево окутано голубой дымкой (красим рисунок нежно-голубой краской), солнечным днем залито светом (красим рисунок желтой краской), а ночью погружено в таинственный полумрак (работаем фиолетовой краской).
Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства.
Работа в альбоме творчества.
Изобразительная грамота.
Экскурсия в художественный музей
Декабрь
Творческое задание «Зимушка-Зима»
Участие в конкурсах на сайте «Изумрудный город»
Учить создавать аллегорическое изображение зимы, передавать сказочный образ через ее наряд; закрепить умение изображать силуэт женщины в длинной шубе; учить изображать мех и хвою елки штрихами.
Способствовать развитию творческого потенциала, сохранить веру в свои силы
Для выставки работ на тему «Зима»
Конкурс
Оформить рисунок в рамку
Январь
Игра : «Морозные узоры». Цветные ниточки
Развивать интерес к рисованию. (Возьмем нитки длиной 25-30 см, окрасим их в белый цвет, выложим, как захочется, на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем их друг к другу, разгладим. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой. Развернем лист — получили интересный узор.
Привлечь к показу другим детям технику работы цветной нитью.
Оформить выставку: «Морозные узоры» в группе
Консультация для родителей «Рисование и оттиск на стекле»- предложить родителям познакомить ребёнка с новой техникой рисования.
Февраль
Игра «Несуществующее животное» – ТРИЗ
Открытки к праздникам: 23 февраля, 8 марта-
Творческое задание.
Развитие фантазии, воображение.
Развивать склонность к эксперементи-рованию с художественными материалами и инструментами.
Игровая деятельность.
Работа в альбоме творчества.
Художественная деятельность
Открытка – поздравление.
Март
Творческое задание «Нарисуем портрет мамы»
Творческое рассказывание по картине И. Левитана «Март»
Обучение умению чувствовать, понимать настроение картины подбирать эпитеты, сравнения и метафоры
Участие в конкурсе д/с
Апрель
«Полет в космос». – Техника граттаж
Проектная
«Корабли будущего»
Познакомить с техникой граттаж (процарапывание воскового слоя, покрытого сверху краской.) Развитие представления о композиции.
Творческая мастерская.
Оформление «Гравюры» к Выставке «Юный
художник».
Май
«И плывут по небу облака» – рисование на сырой бумаге
Участие в выставке детского рисунка в музее Крылова.
Формирование представлений об образно-выразительных средствах. (Рисуем
облака по сырой бумаге. Затем обсуждаем, на что же похожи облака на рисунках).
Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.
Привлечь детей к обсуждению
Выставка
Посещение выставки
Источник
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад г.Покачи
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка старшей группы с признаками одаренности в интеллектуальном развитии
Ученик умственно воспитывается лишь тогда, когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию.
В. А. Сухомлинский
Цель разработки индивидуального маршрута: создание условий для математического развития ребенка, проявляющего интерес к математическим операциям, цифрам. На математическом материале повысить качество выполняемых заданий по инструкции, освоить выполнение упражнений с опорой на алгоритм.
Фамилия, имя ребенка: Р.М.
Возраст:6 лет
Вид одарённости : интеллектуальная.
Склонности: заинтересованность в математических играх с геометрическими фигурами, цифрами.
Участники сопровождения: педагоги и специалисты ДОО, родители ребенка.
Цель работы: развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей.
Характеристика на Р.М. – воспитанницы старшей группы:
Мальчик в группе со сверстниками очень общительна, доброжелательна, проявляет инициативу. Охотно контактирует со взрослыми. Содержание игровой деятельности разнообразно, умеет пойти на компромисс, уступить, вежлива. Обладает достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. С удовольствием слушает чтение произведений, запоминает стихи. Развитие пространственных представлений ребенка достигло достаточного уровня. В конструктивной деятельности проводит анализ пространственных ситуаций. У воспитанника развита мелкая моторика. С удовольствием занимается физкультурой. Физически хорошо развита, ловка в движениях. Речь ребенка внятная, использует все части речи, активно использует синонимы и антонимы. Словарный запас достаточно расширен.
Внимание у воспитанницы устойчиво и произвольно. Может заниматься в течение 20-25 минут вместе. Она хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках. Может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Сопоставляет между собой по величине большое количество предметов. Складывает и вычитает числа в пределах 10. Хорошо считает устно и быстро решает примеры. Воспитанник проявляет высокие навыки в работе по ориентированию в пространстве, на листе бумаги. Очень уверенно чувствует себя в работе с геометрическими фигурами. Высокая способность к анализу и синтезу, что помогает ей в работе с заданиями на логику.
Ребенок воспитывается в полной семье. Родители систематически интересуются успехами сына, оказывают необходимую помощь воспитателям. Атмосфера в семье дружелюбная, относиться к родителям и младшему брату с большой любовью.
Ожидаемый результат: в результате работы с ребёнком по индивидуальному маршруту у него повышается уровень математических знаний и умений. К концу года ребёнок должен уметь:
Индивидуальный подход в данной работе с поддержкой родителей, даёт высокие результаты, положительно влияет на его развитие.
Месяц
Используемые приемы:
Цель:
Применение детского творчества:
Сентябрь
- Цвет, форма
- Формирование представлений о символическом изображении предметов.
- Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности.
- Развитие речи, включение в активный словарь терминов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». Игра: «Концовка».
Октябрь
- Пространственные представления
- Игра: « Весёлые человечки».
- Счет до 10.
- Развивать представления : «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи.
- Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение.
- Формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 10(Используем кубики Никитина).
Ноябрь
- Интеллектуальные кубики Б. П. Никитина « От простого к, сложному».
- Развитие внимания, воображения.( Использовать мозаику из пуговиц).
- Круг, квадрат, прямоугольник.
- Игра помогает дошкольникам овладеть графической грамотностью, понимать схему, чертёж, план, карту.
- Развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику.
- Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы.
Декабрь
- Блоки Дьенеша.
- Графические умения.
- Счет.
- Развитие способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке, умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами.
- Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда.
- Развивать умения ориентироваться на лисе в клеточку (графический диктант).
- Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи.
Январь
- Задачи на смекалку.
- Пирамида, цилиндр.
- Зрительно – мыслительный анализ.
- Повторить с ребёнком порядковый и обратный счёт; упражнять в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7,3
- Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.
- Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. Графический диктант: « Котёнок».
- Учить ребёнка осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления д, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». Игра: « Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников.
Создание копилки пословиц и поговорок, где есть цифры.
Февраль
- Блоки Дьенеша.
- Способы измерения.
- Игры – путешествие во времени.
- Развитие умения анализировать форму предметов
развитие умения сравнивать по их свойствам
развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции).
- Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.
- Закрепить знания детей о днях недели. Игра: « Что сначала, что потом».
Март
- Счет в пределах 10. Состав чисел от 1 до 10.
- Классификация.
- Классификация.
- Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10. Продолжать учить штриховки цифр Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов.
- Упражнять в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей.Игра: « Сколько всего».
- Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, тём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Игры: «Каких фигур недостаёт?», « Игра с одним (двумя, тремя) обручем». Развитие внимания, мышления, воображения
Апрель
- Формирование навыков сложения и вычитания.
- Формирование навыков сложения и вычитания.
- Символы.
- Закрепление состава числа первого десятка. Игры: Диспетчер и контролер», « Распредели числа в домики», « Угадай-ка». Развитие логического мышления, речи, внимания.
- Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. Игра: « Бегущие цифры».
- Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер).Закрепить представление о составе чисел 8-10, умении ориентироваться в числовом ряду.
Май
- Игры – путешествия во времени.
- Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.
- Служат для закрепления знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года, названий месяцев. Игра: « Что сначала, что потом».
- Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
-Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур ;
-Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;
-Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;
-Закрепить умения отгадывать математическую загадку;
Источник