Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка по вокалу

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка по вокалу thumbnail

Индивидуальный образовательный маршрут по вокалу

«Одарённый ребёнок»

Автор: Гарбузова Ирина Михайловна

Организация: ДОУ №15 «Аленький цветочек» г. Нерюнгри

Населенный пункт: Нерюнгринский район.

Музыка начинается с пения…

Курт Закс (немецкий музыковед)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе. 

Без музыки невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Она способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей. Кроме того, музыка развивает духовные силы ребенка, его творческую активность.

Музыкальная деятельность детей в детском саду – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом: о красоте природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах, мыслях.

Развитие музыкально одарённого ребёнка требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений.

Данный маршрут направлен на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Маршрут разработан с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией В.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.

ЦЕЛЬ МАРШРУТА:  Развитие одарённого ребёнка и его певческих способностей.

ЗАДАЧИ МАРШРУТА:

Воспитывать  интерес к вокальному искусству.

Научить ребёнка правильно и выразительно петь.

Учить петь естественным голосом, без напряжения. 

Развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса.

Развивать умение различать звуки по высоте.

Развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое  дыхание, артикуляцию.

Создать условия для развития личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта, развития эстетических чувств.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Ребёнок владеет навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх и вниз на октаву.

Эмоционально откликается на музыкальные произведения, понимает их, сформирован положительный настой к пению.

Основаны этические нормы на основе праздников и выступлений на конкурсах.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ МАРШРУТА:

Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;

Принцип деятельностного подхода;

Принцип последовательности;

Принцип системности;

Принцип интеграции;

Принцип развивающего обучения;

Принцип гуманизации;

Принцип сотрудничества;

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи;

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ С ОДАРЁННЫМ РЕБЁНКОМ.

Индивидуальный образовательный маршрут рассчитан на проведение работы с ребёнком  в возрасте 6 – 7  лет на 1 года обучения. Предполагается 36 занятий в год. Занятия проводятся с сентября по май,  один раз в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятия 20 – 30 минут.

Работа по обучению одарённого ребёнка пению проводится в форме:

Занятия – игра.

Результаты усвоения программы маршрута проверяем во время проведения:

Участия в конкурсах;

праздников и развлечений;

в самостоятельной деятельности;

Предусматривается взаимодействие с родителями, проводятся:

консультации, беседы.

СТРУКТУРА  ЗАНЯТИЯ

1. Распевание.

Работая над вокально-хоровыми навыками ребёнка необходимо предварительно «распевать» в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы – одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)

работа над вокальными и хоровыми навыками;

проверка знаний у ребёнка усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

споем песню с полузакрытым ртом;

слоговое пение («ля», «бом» и др.);

хорошо выговаривать согласные в конце слова;

произношение слов шепотом в ритме песни;

выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово.

настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);

задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;

обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;

пение без сопровождения;

зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

выразительный показ (рекомендуется аккапельно);

образные упражнения;

вопросы;

оценка качества исполнение песни.

ОСОБЕННОСТИ СЛУХА И ГОЛОСА ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ

У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.

В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка.      Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.

Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон  (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.

Прежде чем приступить к работе с одарённым ребёнком, необходимо выявить особенности певческого звучания ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую группу.

Для того чтобы научить ребёнка правильно петь: слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

Читайте также:  Психомоторное развитие ребенка 4 месяцев

игровой характер занятий и упражнений,

активная концертная деятельность ребёнка,

доступный и интересный песенный репертуар, который ребёнок будет с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях.

атрибуты для занятий ( музыкально – дидактические игры, пособия)

звуковоспроизводящая аппаратура (магнитофон, микрофон, флешки и СD-диски – с записями музыкального материала)

сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса одарённого ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Индивидуальный маршрут включает певческие навыки:

артикуляция,

слуховые навыки;

навыки эмоционально-выразительного исполнения;

певческое дыхание;

звукообразование;

навык выразительной дикции).

Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.

Навык артикуляции включает:

• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

• гласные «о», «е» – с целью выработки округленного красивого звучания;

• гласная «и» – с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

• «а», «е» – при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

К слуховым навыкам можно отнести:

• слуховой самоконтроль;

• слуховое внимание;

• дифференцирование качественной стороны певческого звука, различие правильного и неправильного пения;

• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни).

Он достигается:

• выразительностью мимики лица;

• выражением глаз;

• выразительностью движения и жестов;

• тембровой окраской голоса:

• динамическими оттенками и особенностью фразировки;

• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению,  осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

• не очень сильно прикусить кончик языка;

• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

• постукивая пальцами сделать массаж лица;

• делать нижней челюстью круговые движения вперед – вправо – назад – влево – вперед;

• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 раза.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН РАБОТЫ

индивидуального образовательного маршрута по вокалу

«Одарённый ребёнок»

Перспективный план работы с детьми  6 – 7 лет

 № п/п

ТЕМА

Количество занятий

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Всего

1.

2.

 3.

  4.

5. 

7.

8.

Беседа о музыке, о музыкальных инструментах.

Знакомство с симфоническим

оркестром.

 Понятие о высоких и низких звуках.

 Знакомство с нотным станом.

Песенно-игровое творчество.

Разучивание песен.

Контрольные занятия.

2

2

2

2

2

 7

1

2

2

2

2

10

4

2

4

4

4

17

1

                                                   Итого:

18

18

      36

СОДЕРЖАНИЕ МАРШРУТА.

Беседа о музыке, о музыкальных инструментах. Различать музыкальные инструменты по тембру. Дать детям понятие, что такое вокальная и инструментальная музыка, о выразительных средствах ее передачи. Используется беседа, рассматривание музыкальных инструментов.

Знакомство с симфоническим оркестром. Прослушивание аудиокассеты с записями музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Понятие о высоких и низких звуках. Нетрадиционное занятие «Путешествие в сказочную страну».

Песенно-игровое творчество. Музыкально-дидактические игры.

Музыкальный репертуар:

«Смелый пилот» – муз. Е. Тиличеевой

«Василек» – рус. нар. мелодия.

«Во поле береза стояла» – рус. нар. песня.

«Во саду ли в огороде» – рус. нар. песня.

«Дождик – озорник» – муз. Н. Зарецкой.

«Урожай собирай» – муз. А. Филиппенко.

«Пестрый колпачок» – муз. Г. Струве.

«Старинная французская песенка» – муз. П.И. Чайковского.

«Детская песенка» – муз. Ноффата.

«Вечер настал» – муз. У. Гаджибекова.

Разучивание песен. Поэтапное разучивание: 1-й этап – восприятие, разучивание; 2-й этап – осваивание навыков звукообразования; 3-й этап – повторение песни.

Музыкальный репертуар:

«Осенняя песенка» – муз. Д. Васильев – Буглай.

«Песенка о гамме» – муз. Г. Струве

«Колыбельная медведицы» – муз. Е. Крылатова.

«Пестрый колпачок» – муз. Г. Струве.

«Гусята» –  англ. нар. песня.

«Во кузнеце» – рус. нар. песня.

«Слон и скрипочка» – муз. О. Юдахиной.

«Песня о России» – муз. Г. Струве.

«Наследие России» – муз. И. Гомоновой.

«Песенка про жирафа» – муз. Ю. Чичкова.

«Сонная песенка» – муз. Р. Паулса.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Ребёнок имеет опыт восприятия песен разного характера, проявляет устойчивый интерес к вокальному искусству. Поёт естественным голосом, протяжно. Умеет правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонирует. Различает звуки по высоте, слышит движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводит и передаёт ритмический рисунок. Умеет контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Может петь без музыкального сопровождения. Внятно произносит слова, понимая их смысл, правильно пропевает гласные в словах и правильно произносит окончания слов. Может петь без помощи руководителя. Проявляет активность в песенном творчестве; поёт не отставая, и не опережая фонограммы.

Читайте также:  Центр развития ребенка балаково официальный сайт

Контрольное занятия будет проводиться в виде беседы.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен.

Фланелеграф –  при разучивании песен, при знакомстве детей с низкими и высокими звуками.

Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над песней.

Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней.

Комплекс точечного массажа используется для профилактики расстройств голоса и заболеваний верхних дыхательных путей.

Программы, сценарии концертов.

Сборники песен, попевок.

Магнитофон, флешка, CD-диски –  фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.

Ноутбук – презентации   для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», Санкт – Петербург, 2010.

 Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.

Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 1985г.

Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.

 Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.

 Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г.

 Радынова О.П. Слушаем музыку. М. Просвещение, 1990г.

 Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. Просвещение, 1984г.

 Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. Санкт – Петербург. Лань, 1999г.

 Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально – развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г. 

Источник

1. Пояснительная записка

Цель программы – воспитание осознанного, творческого отношения к музыке и вокальному искусству, приобретение устойчивых вокальных навыков в сочетании с элементами исполнительского мастерства, освоение разнообразного жанрового репертуара.

Основные задачи:

  • воспитать у учащегося интерес к вокальному  искусству;
  • научить учащегося самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять голосом  вокальные произведения из репертуарного списка;
  • обучить  различным видам вокальной техники;
  • развить вокально-интонационные возможности певческого аппарата;
  • дать основы вокально-теоретических знаний;
  • развить основные музыкальные способности (гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальную память, мышление, воображение, восприятие и т. д.);
  • научить читать с листа вокальные произведения.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является личностно-ориентированный подход к обучающимся и включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой, а также

применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами) и  использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность.

Преподаватель и обучающийся на уроке – равноправные участники учебно – творческого процесса, что не исключает ведущей роли преподавателя, который умело направляет его к самостоятельному открытию необходимого знания, тем самым, определяя для себя перспективу творческого роста.

Формы и методы работы

В основу программы положен комплексный метод преподавания. Педагог совмещает обучение вокальному исполнительству  с разъяснением основ вокальной методики и теории обучения.

Возрастной состав влечёт за собой определённую специфику в подборе педагогом репертуара с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Для достижения поставленных задач используются следующие группы методов:

1. наглядно-слуховые;

2. наглядно-зрительные;

3. практические.

Дополнительными формами обучения являются:

– посещение концертных залов;

– прослушивание аудиозаписей с выступлениями профессиональных вокалистов и просмотр видеозаписей;

– самостоятельные концертные выступления.

 Формы и режим занятий:

  • индивидуальные занятия – урок 45 минут;
  • репетиции в период подготовки к публичным выступлениям;
  • прослушивание к концертам, конкурсам.

 Занятия проходят в соответствии с учебно-тематическим планом.

    Воспитательные задачи, стоящие перед преподавателем, также как и методы его работы с обучающимися, реализуются в основном на уроке, проводимом в форме индивидуального занятия с учеником 2 раза в неделю по 45 минут.

  Важно при осуществлении программы руководствоваться требованиями к организации учебного процесса:

  • чётко определять объём знаний и навыков, обязательных для овладения репертуаром;
  • наиболее продуктивно использовать время уроков;
  • в развитии обучающегося ставить дальнюю цель, которая и будет определять стратегию и тактику развития, учитывать репертуарный план.

Ожидаемые результаты.

 В результате занятий по предмету «вокал» дети должны: 

  • понимать выразительность, изобразительность и музыкальность интонации;
  • понимать конкретные художественные задачи при изучении и при исполнении вокального произведения;
  • знать нужные приёмы правильного дыхания и фразировки  для реализации поставленных технических и вокально-исполнительских задач;
  • уметь передавать настроение музыки и его изменение посредством различных штрихов и звуковедения (звукоизвлечения);
  • уметь исполнять различные по жанру и по форме вокальные  произведения;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

В основе учебно-педагогической работы данной программы лежит система воспитания детского и подросткового певческого голоса и слуха в благоприятной среде, способствующей правильному функционированию, развитию и сохранению здорового голосового аппарата учащихся.

Контроль и учет успеваемости.

Разностороннее музыкальное развитие учащихся может быть достигнуто лишь в том случае, если важнейшим аспектам учебно-воспитательной работы будет уделено должное внимание не только в процессе повседневных занятий, но и при оценке успеваемости учащегося.

Успеваемость учащегося в вокальном исполнительстве учитывается на  контрольных уроках, академических концертах, переводных экзаменах, а также на открытых занятиях, конкурсах, фестивалях.

Способы определения результативности ожидаемого совпадают с основными формами отчёта, которые могут быть разнообразными:

  • контрольный урок;
  • зачёт;
  • контрольное прослушивание;
  • академический концерт;
  • итоговая аттестация;
  • сольные выступления обучающихся, в рамках шефских концертов, концертов для родителей, на музыкальных фестивалях, конкурсах, праздниках, классных вечерах и собраниях;
  • урок в присутствии родителей, преподавателей, администрации;
  • музыкально – творческие уроки;
  • тематические уроки.

Для внутреннего пользования в студии разработана пятибалльная система оценок успеваемости учащихся. Без оценки невозможно корректировать развитие деятельности как процесса. Учебная деятельность нуждается в оценке её субъектов – преподавателя и обучающегося. Критерии оценки зависят от целей, стоящих перед участниками деятельности. При оценке важно выделять то положительное, что показано обучающимся в процессе учебной деятельности, в содержании его работы. Во всех случаях основным критерием оценки является грамотное и осмысленное исполнение произведения.

5 баллов:

  • самостоятельный слуховой контроль певческого дыхания и звуковедения;
  • умение осмыслить и донести форму, образное содержание произведения;
  • художественное воспроизведение музыкального материала.
Читайте также:  Развитие вашего ребенка по месяцам

4 балла:

  • стабильное исполнение;
  • выполнение вокальных, интонационных и ритмических задач в произведениях программы, но с небольшими помарками – не совсем чистое интонирование сложных скачков, недостаточно правильное использование дыхания.

3 балла:

  • неуверенное вокальное исполнение, ритмически и  интонационно  неустойчивое;
  • интонационно невыразительное, без динамических оттенков;
  • с текстовыми помарками.

2 балла:

  • неспособность исполнить текст от начала до конца без ошибок;
  • неумение справиться с основными требованиями прочтения и исполнения нотного текста;
  • не владение вокальными приёмами исполнения.

Условия реализации программы

  • Основная форма обучения – индивидуальные занятия, проводятся два раза в неделю по 45 минут. Программа будет реализована при совместном сотрудничестве педагога, родителей и обучающегося.

Материально-технические условия

Для успешной реализации учебного процесса необходимы следующие условия:

  • Наличие репетиционного зала (кабинет, сцена);
  • Фортепиано, музыкальный центр, компьютер;
  • Электроаппаратура.

Методический материал.

Для успешной реализации учебного процесса необходимы следующие условия:

  • Нотный материал;
  • Дидактические материалы;
  • Записи фонограмм в режиме «+» и «-» ;
  • Записи аудио, видео формат CD, MP3.

2. Учебно – тематический план

Занятия по данной программе дополнительного образования детей по предмету «вокал» в вокально-театральной студии «Пять плюс» проводятся в тесном сочетании с занятиями по вокальному ансамблю, сольфеджио, музыкальной литературе, а также по предметам «Орф-оркестр», «Мастерство актера», «Ритмика», а также как   синтез теоретических знаний и сольной исполнительской практики с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Все темы учебно-тематического плана, связанные с вокальным исполнительством, отрабатываются на практике на каждом уроке.                                                                                                                      

                                                                      II ступень

2-й год обучения.

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА, МОДУЛЯ

ЧАСЫ

ФОРМА ОТЧЕТА/

ДЕМОНСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

СРОКИ

1.

Введение, владение своим голосовым аппаратом, использование певческих навыков:

  • певческая установка;
  • атака звука;
  • артикуляция и дикция.

3

2.

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков.

6

3.

Вокальные навыки:

  • воспитание внутреннего слуха;
  • чистота интонирования;
  • фразировка;
  • пение a cappella;
  • расширение диапазона голоса;
  • выявление индивидуальных красок голоса.

9

4.

Вокально – хоровая работа:

  • формирование гласных;
  • четкое произнесение согласных;
  • развитие и укрепление певческого дыхания.

 10

5.

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения:

  • народная песня;
  • классика;
  • современные произведения;
  • эстрадная песня.

5

6.

Развитие и закрепление навыка двухголосного пения.

5

7.

Работа над собственной манерой вокального исполнения.

7

8.

Нотная грамота.

4

9.

Сценическое искусство.

3

10.

Сценическая хореография:

  • использование элементов ритмики, сценической культуры;
  • движения под музыку;
  • постановка танцевальных движений, театральные постановки.

7

11.

Вокально- хоровые навыки в сочетании с хореографическими постановками:

  • сочетание вокала и сценической хореографии (постановка номера);
  • работа с микрофоном в движении.

7

12.

Концертная деятельность

6

  • Участие в концертно-конкурсных мероприятиях.

В результате прохождения программы учащийся должен знать:

  • правильное применение певческой установки;
  • правильное формирование гласных, а затем выравнивание их звучности, четко произнося согласные;
  • использование активной артикуляции;
  • работу над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;
  • элементарное представление о строении голосового аппарата, о работе резонаторов и  гигиене голоса;
  • знать, что певческий голос надо беречь.

В результате прохождения программы учащийся должен уметь:

  • пользоваться мягкой атакой как постоянным приемом звукообразования;
  • выработать ощущения округленности, близости звука, его высокой вокальной позиции;
  • чувствовать движение мелодии и кульминацию в исполняемых произведениях;
  • без напряжения, легким, звонким, напевным звуков исполнять песни разного характера и содержания;
  • стремиться выполнить простейшие исполнительские задачи.

Примерный репертуарный список

Методы вокального воспитания школьников опираются лишь частично на практику обучения взрослых, так как имеют свою специфику, и, прежде всего, возрастную.

 У детей младшего школьного возраста сила голоса невелика, индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. Это обстоятельство привносит значительные трудности в подборе репертуара, и в то же время подчеркивает ту ответственность и то внимание, с которыми нужно подходить к работе по постепенному расширению диапазона звучания.

II ступень

Сольные произведения

Русские нар. песни “В низенькой светелке”, “По небу, по синему”, “Я на камушке сижу”, “Меж крутых бережков”

Латышская нар. песня “Ярче розы я девчонка”, “Куда летишь, ястреб?”

Эстонская нар. песня “Синичку ветер убаюкал”

Грузинская нар. песня “Родина наша”

Финские нар. песни “Финский лес”, “Веселый пастушок”

Шведская нар. песня “К ручью пошла девчонка”

Датская нар. песня “Жаворонок”

Английская нар. песня “Старый король”

Американская нар. песня “Домик над рекой”

Семенов В. “Птичий концерт”

Глинка М. “Жаворонок”, “Что красотка молодая”, “Венецианская ночь”

Гурилев А. “Домик-крошечка”, “Вьется ласточка сизокрылая”, “Улетела пташечка”, “Сарафанчик”

Варламов А. “Звездочка ясная”, “Красный сарафан”, “Белеет парус одинокий”, “Ты не пой, соловей”, “Вдоль по улице метелица метет”

Верстовский А. “Два ворона”

Даргомыжский А. “Лезгинская песня”

Булахов П. “Колокольчики мои”

Кюи Ц.   Детские песни: “Майский день”, “Зима”

Чайковский П. “Весна”, “Осень”, “Детская песенка”

Бах И. С. “Нам день приносит свет зари”, “Жизнь хороша!”

Моцарт В. А. “Тоска по весне”, “Детские игры”, “Жил-был на свете мальчик”, “Приход весны”, “Довольство жизнью”

Векерлен Ж. Менуэт Экзоде, “Приди поскорее весна”

Шуберт Ф. “Дикая роза”, “Колыбельная”

Шуман Р. “Песочный человечек”, “Мотылек”, “Небывалая страна”, “Совенок”

Брамс И. “Колыбельная”, “Спящая царевна”, “Неаполитанская колыбельная” в обр. Мельо

Александров А. “Веселые чижи”

Кабалевский Д. “Мельник, мальчик и осел”

Дунаевский И. “Спой нам, ветер”, “Скворцы прилетели”, “Песенка про капитана”

Пахмутова А. “Беловежская пуща”

Брусиловский Е. “Две ласточки” 

Блантер М. “Колыбельная”

Гаврилин В. “Мама”

Левина 3. “Тик-так”, “Посмотри-ка, мама!”, “Куколка”, “Весна прискакала”, “Веселая песенка”

Хромушин О. “Что такое лужа?”, “Искры костра”

Струве Г. “Музыка”

Леви Н. “В Пушкинском парке”

Музыкальные спектакли

Абрамов А. “Ворона и канарейка”

Бертрам А. “Требуется волк”

Бодренков С. “Лиса и волк”

Дьяченко В. “Заячья избушка”

Екимовский В. “Сказка про Бабу-Ягу, ее сына Цыпу, Царевну-Матвевну и сундук с вениками”

Иорданский М. “Как попугай Лори стал разноцветным”

Калистратов В. “Репка”

Усович «Пряничный король»

Чайковский Б. “Кот в сапогах”

Источник