Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка по математике

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка по математике thumbnail

МОБУ ООШ С. СЕМИОЗЁРКА

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОБУ ООШ с. Семиозёрка

_________ Е.В.Трофимова

Приказ № ______ от __________

hello_html_m1a615db1.png

обучающейся 6 класса

Черных Надежды по математике

на 2017/18 уч.год

hello_html_d1c82fb.png

Учитель: Шепова Вера Михайловна

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательная программа, предназначенная для дополнительного образования через внеурочную деятельность ученицы 6 класса по математике Черных Надежды, направленная на развитие её индивидуальных способностей и преодоление трудностей в обучении математике. При возникновении трудностей в обучении Надежды по математике вступает в силу педагогическая поддержка. Таким образом, педагогическая поддержкавыступает как необходимый элемент образовательной деятельности.

Индивидуальный образовательный маршрут – целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогами педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося.

Девочка воспитывается в полной благополучной и многодетной семье, в которой родители заинтересованы в успехах своих детей и должное внимание уделяют созданию условий для их дальнейшего развития.

В течение всех лет обучения в школе Надежда хорошо успевала. У неё хорошо развита память, мышление. По результатам мониторинга участия Надежды в математических дистанционных конкурсах и олимпиадах в 2016/17 учебном году была победителем и призером. Её успеваемость выше среднего результата по классу. Все эти данные дают основание для составления более углубленной программы по изучению математики для индивидуального развития. По окончанию прохождения индивидуального образовательного маршрута в 2017/18 учебном году обучающаяся достигнет следующих целей:

  • высокий уровень освоения учебного предмета;

  • добьётся высоких результатов в олимпиадах различного уровня по предмету

  • подготовиться к участию в муниципальном этапе ВОШ в 7 классе.

Этому будут способствовать реализация следующих задач:

        1. Формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и жизни в социуме.

        2. Формирование комплекса УУД: принятие и постановка учебных целей и задач, планирование деятельности, поиск необходимых средств и способов реализации поставленных задач, контроль, оценка и коррекция деятельности.

        3. Воспитание личностных качеств (самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие) учащихся средствами углубленного изучения математики.

Роль родителей в индивидуальном образовательном маршруте:

  1. Создание условий для выполнении ребёнком дополнительных заданий.

  2. Финансовые расходы на дистанционные Всероссийские олимпиады.

  3. Тесное сотрудничество с учителем, педагогом- психологом.

  4. Определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком.

Психолого- педагогическое сопровождение.

Работа психолога.

  • Отслеживание уровня развития творческого потенциала личности по методикам Векслера, Равена.

  • Экспресс- диагностика интеллектуального состояния первоклассников МЭДИС.

  • Психологический тренинг выявления одаренности Бабаевой Ю.Д.

Формы организации образовательной деятельности

Занятия предполагается вести один раз в неделю продолжительностью 1 час в рамках курса «Олимпиадная математика», а также индивидуальные консультации по потребности.

Возможные формы занятий: беседа, наблюдение, практическое занятие, рассуждение, исследование, проект.

Формы подведения итогов и контроля

Для текущего и промежуточного контроля знаний по итогам изучения каждой темы проводятся: тестирование, анкетирование. Контроль знаний, умений, навыков также может проводиться и в занимательной форме: кроссворды, лото, ребусы, загадки.

Итоговый контроль приобретённых практических умений и навыков осуществляется по качеству и индивидуальности стиля выполнения работ, по результатам участия в творческих конкурсах, НПК, дистанционных, заочных олимпиадах.

Ожидаемые результаты:

  • расширение границ образовательного процесса;

  • высокий уровень обученности и личностного развития;

  • сформированность навыков проектной деятельности, самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий;

  • результативное участие в конкурсных мероприятиях различного уровня.

Содержание ИОМ разработано на основе следующих принципов:

  • Регулярность – еженедельно;

  • Параллельности – обеспечение связи содержания учебного материала курса с программным учебным материалом;

  • Систематичности – постепенное нарастание трудности предлагаемых заданий;

  • Доступности – материал соответствует возрастным интеллектуальным возможностям учащихся конкретного класса;

  • Самостоятельности – выполнение работы при первом ее предъявлении осуществляется учащимися самостоятельно;

  • Самоконтроля – осуществление проверки решения учащимися по предоставленному в рабочей тетради алгоритму;

  • Развития – составление дополнительного материала с целью расширения общего кругозора детей, обогащения опыта применения математики к решению практических проблем.

Читайте также:  Особенности развития личности ребенка в школьном возрасте

Методическое обеспечение

При реализации программы обучения по индивидуальному образовательному маршруту используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: практические методы, методы проблемного обучения, проектный, метод информационной поддержки. Использование разнообразных форм и методов обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес к учебному процессу.

Собран необходимый комплект учебных пособий дл углубленного изучения математики, образцы олимпиадных заданий, учебные пособия «За страницами учебника».

Для успешной реализации ИОМ разработаны и применяются следующий состав УМК и материально-техническое обеспечение:

  • иллюстративный и демонстрационный материал по различным темам.

  • раздаточный материал:

  • материалы для проверки освоения программы:

  1. М.В.Дубова, С.В. Маслова «Олимпиадная математика: факультативный курс. 5 класс: методическое пособие для учителя. – М.: Издательство РОСТ, 2016 год.

  2. М.В.Дубова, С.В. Маслова Олимпиадная математика: решаем сами: Рабочая тетрадь для 5 класса, часть 1 и часть 2 – М.: Издательство РОСТ, 2016 год.

  3. М.В.Дубова, С.В. Маслова Олимпиадная математика: проверяем сами: Рабочая тетрадь для 5 класса, часть 1 и часть 2 – М.: Издательство РОСТ, 2016 год.

  4. М.В.Дубова, С.В. Маслова Олимпиадная математика: смекалистые задачи: Рабочая тетрадь для 5 класса – М.: Издательство РОСТ, 2016 год.

  5. Соколова Т.Н. Математика. 4-6 класс: Задачи и примеры повышенной сложности: Тесты/Рабочая тетрадь. – М.: Издательство РОСТ, 2010 год.

  6. Сайты:

https://russian-kenguru.ru/konkursy/kenguru,

https://infourok.ru/konkurs,

https://mega-talant.com

https://.ru/blic/

https://metaschool.ru/pub/konkurs/math/konkurs.php?studioId=786

https://pokori-olimp.ru

https://joy-olympic.ru/contests/1

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Основанием для выделения требований к уровню подготовки выступает образовательная программа 5-6 классов, а также курса олимпиадной математики на 2017/18 уч.год.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе занятий;

Геометрические задачи

Задачи на распознавание геометрических фигур

Задачи на поиск взаимопроникающих фигур

Задачи с геометрическими телами

Задачи на ориентацию на плоскости и в пространстве

Задачи на разбиение и разрезание геометрических фигур

Задачи на построение узоров

Задачи на поиск закономерностей

Задачи на поиск числовой закономерности

Задачи на поиск геометрической закономерности

Логические задачи

Логические задачи, решаемые с помощью графа

Логические задачи, решаемые с помощью таблицы

Комбинаторные задачи

Комбинаторные задачи, решаемые перебором вариантов

Комбинаторные задачи, решаемые с помощью графа

Комбинаторные задачи, решаемые с помощью графа-дерева

Числовые задачи

Числовые ребусы с записью в строку

Числовые ребусы с записью в столбик

Задачи на особенности построения натурального ряда чисел

Задачи на состав числа

Задачи на сообразительность

Задачи – шутки

Задачи – рассуждения

Задачи с величинами

Задачи на временные отрезки

Задачи на нахождение периметра и площади

Задачи на уравнивание и переливание (пересыпание)

Дивергентные задачи

Дивергентные нумерационные задачи

Дивергентные задачи на арифметические действия

Дивергентные геометрические задачи

Задачи на последовательность действий

Арифметические задачи на последовательность действий

Алгебраические задачи на последовательность действий

Задачи, решаемые с помощью схем

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий данным видом деятельности:

  1. Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту.

  2. Воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения.

  3. Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем.

  4. Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.

  5. Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

Система отслеживания и оценивания результатов:

Учет знаний и умений осуществляется через:

  1. Журнал учета посещаемости курса «Олимпиадная математика».

  2. Схема самоанализа, по индивидуальному образовательному маршруту на начало года и на конец года

  1. Какие цели я поставила перед собой в начале учебного года? (Что я хотела?)

  2. Какие действия я спланировала для достижения цели? (Что я должна сделать?)

  3. Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделала для достижения цели?)

  4. Какова эффективность моих действий? (Чему научилась? Что необходимо еще сделать?)

  1. Лист учета выполненных заданий.

  2. Мониторинг усвоения требований к знаниям и умениям, сформулированных в требованиях к уровню подготовки.

Читайте также:  Новым в развитии ребенка младшего школьного возраста

Тип задач

Отметка об усвоении (1/0)

Примечание

  1. Проверку работ в специальной заведенной тетради.

  2. Лист индивидуальных достижений за учебный год по форме

Мероприятие

Дата

Уровень

Результат

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Самостоятельная работа/занятие

Содержание

Количество часов

Дата

1

Самостоятельная работа №1 /Занятие 1

Задачи на особенности построения натурального ряда чисел, рассуждение, проекции куба, дивергентный знаковый ребус с записью в строку, дивергентная задача, решаемая перебором вариантов.

2

2

Самостоятельная работа №2 /Занятие 2

Задачи на рассуждение, особенности построения натурального ряда чисел, последовательность действий, поиск взаимопроникающих фигур; логическая задача, решаемая с помощью графа.

2

3

Самостоятельная работа №3 /Занятие 3

Задачи на рассуждение, особенности построения натурального ряда чисел, рациональность вычисления, рассуждение, проекции куба, уравнение; логическая задача, решаемая с помощью таблицы.

2

4

Самостоятельная работа №4 /Занятие 4

Задачи на ориентацию на плоскости и в пространстве, последовательность действий, доказательство, разбиение; числовой ребус с записью в столбик; логическая задача, решаемая с помощью таблицы.

2

Первый тур общешкольной олимпиады

5

Самостоятельная работа №5/Занятие 5

Задачи на особенности построения натурального ряда чисел, движение, разбиение, проекции куба, с геометрическими телами; числовой ребус с записью в строку.

2

6

Самостоятельная работа №6 /Занятие 6

Задачи на составление уравнения, ориентацию на плоскости и в пространстве, рассуждение, последовательность действий, разрезание; знаковый ребус с записью в строку.

2

7

Самостоятельная работа №7 /Занятие 7

Задачи на решение уравнения, особенности построения натурального ряда чисел, рассуждение, состав числа, поиск взаимопроникающих фигур, дивергентная задача на распределение, комбинаторная задача, решаемая перебором вариантов.

2

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

8

Самостоятельная работа №8 /Занятие 8

Задачи на разрезание, временные отрезки, переливание, ориентация на плоскости, комбинаторная задача, решаемая перебором вариантов; логическая задача, решаемая с помощью таблицы.

2

Второй тур общешкольной олимпиады

9

Самостоятельная работа №9 /Занятие 9

Задачи на решение уравнения, последовательность действий, состав числа, разрезание, переливание, рассуждение.

2

10

Самостоятельная работа №10 /Занятие 10

Задачи на ориентацию в пространстве, преобразование выражений, движение, последовательность действий, нахождение периметра, особенности построения натурального ряда чисел, составление уравнения.

2

11

Самостоятельная работа №11 /Занятие 11

Задачи на особенности построения натурального ряда чисел, последовательность действий, рациональность вычислений, поиск взаимопроникающих фигур, рассуждение, движение, знаковый ребус с записью в строку.

2

12

Самостоятельная работа №12 /Занятие 12

Задачи на особенности построения натурального ряда чисел, решение уравнения, рассуждение, последовательность действий, числовой ребус с записью в столбик, задача, решаемая с помощью схемы.

2

13

Самостоятельная работа №13 /Занятие 13

Задачи на рассуждение, нумерацию, последовательность действий, градусную меру угла, числовой ребус с записью в столбик; задача решаемая с помощью схемы; комбинаторная задача, решаемая перебором вариантов.

2

Третий тур общешкольной олимпиады

14

Самостоятельная работа №14 /Занятие 14

Задачи на особенности построения натурального ряда чисел, взаимосвязь между компонентами действий, последовательность действий, рассуждение, ориентация на плоскости; задача, решаемая с помощью схемы.

2

15

Самостоятельная работа №15 /Занятие 15

Задача на рассуждение, последовательность действий, нумерацию, разрезание; знаковый ребус с записью в строку, задача, решаемая с помощью схемы.

2

16

Самостоятельная работа №16 /Занятие 16

Задачи на рассуждение, временные отрезки, составление числового ребуса с записью в столбик; знаковый ребус с записью в строку, логическая задача, решаемая с помощью графа.

2

17

Самостоятельная работа №17 /Занятие 17

Задачи на особенности построения натурального ряда чисел, взвешивание, состав числа, ориентацию на плоскости, последовательность действий, нахождение площади, логическая задача, решаемая с помощью графа, числовой ребус с записью в столбик.

2

Итоговая общешкольная олимпиада.

Участие в летней математической площадке

Способы реализации ИОМ:

  1. Групповое занятие с учащимися 5-7 классов на ЭК «Олимпиадная математики.

  2. Индивидуальное занятие с учителем по разбору заданий, выполненных самостоятельно.

  3. Самостоятельное изучение и выполнение заданий по заданию учителя. Для сопровождения деятельности обучающегося педагог проводит консультации в процессе выполнения заданий.

  4. Практика. Это вид деятельности, обеспечивающий выработку навыков самостоятельной творческой работы.

График занятий

Форма занятий

Групповая работа

Читайте также:  Что можно давать ребенку для развития речи

время

Самостоятельная работа

Индивидуальные занятия

Индивидуальные консультации

Вторник

15.00 – 16.00

Понедельник, четверг

Среда – 19.00

По необходимости

8

Источник

Индивидуальный образовательный маршрут работы с одаренными детьми

по математике.

«Ученик умственно воспитывается лишь тогда, когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости», – писал В. А. Сухомлинский.

 Создать условия для развития дарования, превращения ребёнка в человека с состоявшейся творческой судьбой поможет работа с одаренными детьми.

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие являются одним из важнейших аспектов деятельности школы. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Для того, чтобы ученик начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение олимпиадных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве.

Список учащихся. (2 – 3 классы)

Петелин Александр – 2 класс

Жигулина Ульяна – 2 класс

Рамазанова Махаббат – 3 класс

Цели:

организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации

 создание оптимальных благоприятных условий для развития интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей;

воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими возможностями для самореализации.

обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей

воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной обществом.

Задачи:

– формирование у учащихся устойчивого интереса к математике;

– выявление и развитие математических способностей;

– овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

– интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;

– формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

– подготовка к сознательному усвоению систематического курса алгебра и геометрия;

– формирование навыков перевода различных задач на язык математики.

Календарно – тематическое планирование

Наименование темы

Количество часов

Дата проведения

Задачи «Ловушки»

1

сентябрь

Задачи, решаемые алгебраическим способом

1

сентябрь

Задачи на деление и умножение

1

октябрь

Задачи на упорядочение множеств

1

октябрь

Задачи на соотношение

1

ноябрь

Задачи на совместную работу

1

ноябрь

Логические задачи

1

декабрь

Задачи на нахождение части от числа и числа по его части

1

декабрь

Задачи на движение по воде

1

январь

Задачи на «движение вдогонку»

1

январь

Задачи на делимость

1

февраль

Решение заданий международного конкурса «Кенгуру»

1

февраль

Задачи на движение навстречу и в противоположных направлениях

1

март

Олимпиадные задачи

1

март

Задачи с использованием геометрических фигур

1

апрель

Комбинаторные задачи

1

апрель

Задачи на инвариант

1

май

Зачет

1

май

Всего

18

Ожидаемые результаты.

Формирование интереса к творческому процессу

Умение логически рассуждать при решении задач

Умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач

Успешное выступление на олимпиадах

Удовлетворенность своей деятельностью.

Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым есть способности.

Адаптация к социуму в настоящем времени и в будущем.

Повышение уровня владения обще предметными и социальными компетенциями.

Формы контроля.

Индивидуальное домашнее задание, консультация, мини-олимпиада

Используемая литература :

1.Интернет ресурсы

2.Л.П.Попова Сборник практических задач по математике

 3.Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике

4.Тонких А.П., Кравцова Т.П. Логические игры и задачи на уроках математики

5.Узорова О.В. 3000 задач и примеров по математике

 6.Русанов В.Н. Математические олимпиады школьников.

7.Бурменская Г.В. Одаренные дети.

8.Гильбух Ю.З. Внимание: Одаренные дети

Источник