Индивидуальный маршрут развития для ребенка с алалией

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 компенсирующего вида»

 660130, Красноярск, ул. Гусарова, 31                                                                                                  тел.246-47-79

Согласовано:                                                                                           Заведующий МБДОУ №322  

зам.зав.по ВМР _____Ивлева О.А                                                                          Мухаматгалеева К.А.

Согласовано:

ст.воспитатель_______ Агаева А.В.

Согласовано:

Законный представитель ребенка

Ф.И.О.____________________

Индивидуальный маршрут развития

 (Младшая группа)

Ф.И.О. ребенка

                                                                          Разработали:

Учитель-логопед: Зырянова Т.В.

Воспитатели: Шестакова Г.Н., Федосенко Е.В.

Учитель-дефектолог: Герасимова О.П.

Педагог-психолог: Иванова Т.Н.

Музыкальный руководитель: Белова С.Ф.

Инструктор по физической культуре:    Машенькина А.В.

Особенности ребенка

Ф.И.О.:

Дата рождения –06.01.2014

Заключение невролога – Наследственные нервно-мышечные заболевания, оливопонтоцеребелярная дистрофия, когнитивные расстройства на резедуально органическом фоне, сенсо-моторная алалия

Заключение учителя-логопеда  – ОНР Iур,, сенсо-моторная алалия

Ребенок посещает ДОУ с августа 2017 года.

Контакт устанавливает не сразу (со знакомыми людьми – легче), удерживает непродолжительное время.

Познавательный интерес – не проявляет.

Навыки имитации  не выражены. Вербальная имитация отсутствует.

Слова и звукоподражания не произносит. Речевую инструкцию не выполняет. Обращенную речь не понимает, на имя отзывается. Пирамидку собирает без учета величины.

Несформированность всех компонентов речи.

Мелкая моторика развита слабо – может самостоятельно черкать, рисует линию с помощью взрослого, наклеивает на лист кусочек, пытается  приклеить самостоятельно.  Может стучать палочкой по барабану. Столовыми приборами пользуется.

Любит слушать определенную музыку, хлопает в ладоши.

Навыки самостоятельности не развиты – необходима организующая, направляющая, обучающая помощь, порой массивная.

Во фронтальную образовательную деятельность не включается.  Навыки конструктивного взаимодействия сформированы недостаточно, в коммуникацию с детьми не вступает.

ЗУН не соответствуют возрасту.

Обучаемость затруднена. Необходимы все виды помощи, которые не всегда эффективны. Навыки самообслуживания недостаточны –в силу ОВЗ.

Игровая деятельность – предметно-манипулятивная.

Семья занимается ребенком  активно и целенаправленно.

Особенности группы

В группе 17 человек. Дети к девочке относятся доброжелательно, но в совместные игры не вовлекают.

Цель:

Развитие личности ребенка  (ФИО) в различных видах общения

и деятельности с учетом ее возрастных, индивидуальных психологических и

физиологических особенностей.

Задачи:

1. Стимулировать речевое развитие: учить понимать и реагировать на обращенную речь;

2. Формировать познавательный интерес к окружающему миру;

3. Развивать элементарные представления об окружающем;

4. Развитие умения подражать;

5. Развитие общей и мелкой моторики;

6. Развитие элементарных предметных ЗУН и интеллектуальных умений;

Содержание по предметным областям:

Область

Задача

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

Физическое развитие:

Развитие умения передвигаться самостоятельно, ходьбе на полной стопе и

бег по дорожке, по ограниченной поверхности (скамейке),

держать в руках большой и     маленький мяч, прыжкам на двух ногах, ползанье на четвереньках.

Расширились умения частично воспринимать инструкцию.Ходить по кругу без задания.

Деятельностные пробы.

Художественно-эстетическое развитие

Формирование умения  рисовать элементарные элементы, приклеивать, лепить простые предметы из пластилина.

Приклеивает, мажет клеем, лепит шар, колбаску из пластилина, рисует простые элементы с дозированной помощью взрослого по подражанию.

Деятельностные пробы, анализ продуктов деятельности

Речевое развитие

Минимизация речевого негативизма. Расширение степени понимания обращенной речи, стимуляция вербальной имитации, обучение умениям работать с картинным материалом, введение способов альтернативной коммуникации

Появилось не менее 2-3 новых инструкций, которые понимает.

Появление 2-3 имитационных вербальных актов

Показывает на карточке 2 действия.

Система тестов и проб, создание ситуаций применения в реальной жизни

 Познавательное развитие

Обучение умениям соотносить, конструировать по образцу, обучение навыкам элементарной классификации, формирование способа действий с учетом величины, умения собирать простые разрезные картинки из 2 частей.

Соотносит цвета, не менее 3 форм, раскладывает предметы на 2 группы

Строит постройку из 2-3 элементов по образцу

Собирает вкладыш из 3 частей.

Деятельностные пробы

Социально-коммуникативное

Формирование умения работать за столом не менее чем 15 минут, коммуницировать с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками.

Формирование элементарного самоконтроля, умения выполнить самостоятельно многократно отработанное действие.

Повторение игровых  действий по образцу, манипуляция игрушками. Формирование интереса к игровой деятельности.

Работает за столом не менее 15 минут, удерживает контакт.

На сенсорном материале может проверить себя при указании на ошибку

Элементарные попытки самостоятельной игры.

Деятельностные пробы, наблюдение

Система работы узких специалистов

  1. Педагог-психолог

области

проблема

пути решения

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

I.Развитие психических функций

II.Развитие коммуникативной деятельности

1.Восприятие недостаточно развито

2.Внимание недостаточно развито

3.Память недостаточно развита

4.Мышление недостаточно развито

5. Саморегуляция недостаточно развита

6.Мелкая моторика недостаточно развита

Взаимодействие с педагогами и детьми

-Развивать подражание действиям педагога;

-развивать умение понимать и выполнять односложные, простые инструкции педагога (“дай”, “покажи”);

-развивать звукоподражание животным, транспорту.

Слуховое восприятие:

– различение громких-тихих звуков.

– Развивать произвольность внимания, умения сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут;

– формировать умение работать за столом.

-Развивать произвольность внимания, умение сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут;

– формировать умение работать за столом.

-Развивать умение различать:

* основные цвета (красный, зеленый, желтый);

* цифры (до 3);

* сличать называние животных, игрушек с их картинками;

* находить большой-маленький предмет.

– Формировать понимание назначения предметов (одежда, посуда, мебель).

-Развивать умение выполнять самостоятельно многократно отработанное действие.

-Развивать умение раскрашивать изображение не заходя за его границы;

-развивать умение обводить контур предмета;

-развивать умение нанизывать бусы на веревочку (без указания на принцип сборки, с указанием принципа сборки).

-Развитие взаимодействия ребенка с педагогом;

– выполняет инструкции педагога;

– формирование умения организовывать игровую деятельность с психологом, по правилам, предложенным педагогом:

  • организация стереотипной игры;
  • организация сенсорных игр.

-Умеет подражать действиям педагога;

-понимает и выполняет односложные, простые инструкции;

-подражает звукам животных, транспорта.

– Различает громкие-тихие звуки.

-Сосредотачивает внимание на одном задании в течении 3 минут;

– ребенок работает за столом.

-Развивать произвольность внимания, умение сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут;

– формировать умение работать за столом.

-Развивать умение различать:

* основные цвета (красный, зеленый, желтый);

* цифры (до 3);

* сличать называние животных, игрушек с их картинками;

*находит большой-маленький предмет.

-Знает и применяет по назначению одежду, посуду, мебель (может одеть и покормить куклу и т.д.).

-Выполняет

 самостоятельно многократно отработанное действие.

-Раскрашивает изображение не заходя за его границы;

– обводит контур предмета;

– умеет нанизывать бусы

-Четко выполняет

 инструкции педагога;

– участвует в простой игровой деятельности со взрослым по правилам, предложенным педагогом.

Промежуточный мониторинг по блоку.

Наблюдение

Промежуточный мониторинг по блоку.

Промежуточный мониторинг.

Наблюдение.

Наблюдение.

Наблюдение.

  1. Учитель – дефектолог

Области

Проблема

Пути решения

Ожидае

мые результаты

Форма оценива

ния

Познание

Навыки коммуникации слабо развиты.

Обращённую речь не понимает, инструкции не выполняет, за столом практически не работает.

Уровень сформирован. сенсорных  эталонов не соотв. возр.норм-м.

Ориентировка в пространстве и времени затруднена.

Ручная умелость, графические навыки не сформированы.

Формирование навыков коммуникации по системе PECS. Развитие восприятия обращённой речи путём исп. метода визуального расписания, аудио-вокальных средств. Развитие восприятия цвета, формы, величины в соответствии с программными требованиями используя сенсорный уголок.

Формирование и развитие элементарных математических представлений.

Формирова-ние графических навыков и ручной умелости используя методику KUMON.

Сформированы основные навыки коммуникации, навыки работы за столом.

Узнаёт, соотносит основные цвета, плоскостные   фигуры в соответствии с возрастными требованиями, предметы по величине.

Владеет количественными представлениями. Графические навыки улучшились.

Заполнение диагностического  протокола, открытое занятие, анализ продуктов деятельности.

  1. Инструктор по физ.воспитанию

области

проблема

пути решения

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

Физическое развитие

Не может самостоятельно выполнять упражнения.

Выполнять задания совместно с педагогом.

Такой способ способствует формированию умения выполнять задания  по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).

  1. Музыкальный руководитель

Музыкаль

ный руководи

тель

(музыкаль

ные способно-сти)

В музыкальной деятельности участие не принимает.

Приобщить к участию в играх и плясках, в подпевании, в муз.-ритм. играх, игре на детских муз. инструментах.

Достижение эмоциональной устойчивости, в процессе муз. деятельности.

Возникновение эмоционального отклика на музыку. при помощи зрительной опоры.

Включение ребенка в совместное подпевание со взрослым.

Выполнение простых муз.-ритм. движений совместно со взрослыми движений с предметами.

Итоговые мероприятия, развлечения досуги, наблюдение в течении года.

5. Учитель-логопед

Области

Проблема

Пути решения

Ожидаемые результаты

Форма

 оценивания

Речевое развитие

Навыки коммуникации слабо развиты.

Обращённую речь не понимает, инструкции не выполняет, за столом практически не работает.

Артикуляционная и мелкая моторика не развиты. Речь отсутствует.

Формирование навыков коммуникации по системе PECS. Развитие восприятия обращённой речи путём использования метода визуального расписания. Обучение выполнению коротких простых инструкций.

Обучение активной речевой подражательности.

Формирование артикуляционной моторики: учить выполнять статические и динамические упражнения.

Развитие мелкой моторики.

Сформированы основные навыки коммуникации, навыки работы за столом.

Артикуляционные упражнения выполняет. Появились звукоподражания и лепетные слова.

Графические навыки улучшились.

Заполнение диагностического  протокола, анализ продуктов деятельности.

Виды деятельности, через которые идет реализация:

  • игровая деятельность;
  • двигательная активность,
  • предметно-манипулятивная деятельность;
  • самообслуживание;
  • действия на основе образца, конструирование;
  • музыкальная;
  • изобразительная;

За счет чего достигаем результатов?

  • обучение работе по образцу и навыкам имитации от простого к более сложному;
  • многократное повторение;
  • стимулирование активности речи;
  • игровая деятельность;
  • развитие через искусство;
  • метод от простого к сложному;

Условия реализации индивидуального маршрута

1.Режим посещения – полный день;

2. Сопровождение узких специалистов:

  • Логопеда
  • Дефектолога
  • Психолога
  • Врача-невролога

Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме.

График индивидуальных занятий

Специалист

График

дефектолог

Инд. и подгрупп. зан. 2 раза/нед.

психолог

Четверг 9.45-10.00

музыка

Индивидуальная поддержка на музыкальных занятиях по расписанию ДОУ.

физкультура

Индивидуальная поддержка на физкультурных занятиях по расписанию ДОУ.

логопед

Групповое занятие – вт 9.25, подгрупповое – пт 9.00, 9.25 , индивидуально 3 раза в неделю

3. Индивидуальный подход на групповых занятиях

– адаптация содержания по  типу упрощения;

-активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале;

-чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка;

-при  проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи ребенка;

-планируя проектную деятельность в рамках общей темы ставить индивидуальные задачи для ребенка;

-многократное повторение материала;

-частая смена видов деятельности;

-умеренный темп;

-визуальная поддержка инструкций.

Организация пространства

Параметр

исполнение

Ресурс для исполнения

ответственный

Организация пространства

Построение комфортной среды: место в группе, организация места, освещение и уровень шума

Музыка, шум без ограничений.

Детский сад

 специалисты,

   воспитатель

Изменение в помещении

Наличие уголка уединения (семейный альбом, любимые игрушки, картинки – настроение)

Детский сад

Воспитатель

Материалы для нормализации тонуса

Картотеки физминуток, пальчиковых игр, дыхательных упражнений, игры для релаксации,  музыкальные диски, комплексы упражнений.

Детский сад

 Воспитатель, логопед

Визуальная поддержка

Использовние картинок, реальных предметов, схем наглядного моделирования. Визуальное расписание.

Детский сад

воспитатель, логопед

Организация оптимального временного режима

Время пребывания –полный день. Дозированное сочетание групповых и индивидуальных форм.

Присутствие на общих занятиях, музыка и физкультура –сколько способен воспринимать.

Чередование отдыха и работы.

Детский сад

воспитатель, дефектолог, специалисты

Срок реализации ИМР- 8 месяцев до 31 мая 2018г.

Работа  с родителями

Целевая группа

Задачи

Формы

Работа с родителями (ФИО ребенка) со стороны воспитателей

Работа с родителями Шабардиной Кристины со стороны логопеда

•изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения,   развития девочки, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

•знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании (Ф.И. ребенка);

•информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения (Ф.И. ребенка) и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

•создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с ребенком;

•привлечение семьи (Ф.И. ребенка) к участию в совместных с педагогами мероприятиях;

•поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для его удовлетворения в семье.

•привлечение родителей к выполнению индивидуальной домашней работы по развитию речи, направленной на понимания обращенной речи, формирование звукопроизношения, накопления словарного запаса, активности речи, развитию фонематических процессов и минимизации речевого негативизма.

•акцентирование внимания родителей на индивидуальные успехи ребенка, его динамику развития речи.

Совместная работа по простраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях.

Консультирование родителей по «Режиму дня дошкольников», адаптация в детском саду, правила поведения в детском саду.

Анкетирование родителей по ПДД, ОБЖ, ЗОЖ. Выставки сезонных поделок, участие в конкурсах на уровне ДОУ, района, города. Консультирование
«Возрастные особенности детей 3-4 года жизни» Консультирование «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников». Индивидуальные беседы, мастер – классы по развитию познавательной деятельности, по развитию мелкой моторики рук. Наглядная информация, плакаты, памятки. Формирование культурно-гигиенических навыков. Изготовление дидактических игр для развития познавательной и речевой активности.

•консультации, мастер-классы, беседы.

•        Тренинг «Артикуляционная гимнастика»

•        Консультация «Развитие фонематического слуха как важный фактор развития речи»  

• консультации по результатам промежуточного обследования ребенка с анализом прошлых данных.

Работа с детьми группы

– Приобщение детей группы к помощи и поддержке (Ф.И. ребенка) в совместной  деятельности в игровой форме, в творческой деятельности;

– Формирование коммуникативных навыков в общении с (Ф.И. ребенка) ;

– Объяснение детям  особенностей поведения ребенка;

Организация оценки индивидуального развития ребенка:

Система оценки достижений развития осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за ребенком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ним, а также в рамках диагностики специалистов. Диагностика проводится через:

  • Наблюдение за игровой деятельностью, предметно-манипулятивной деятельностью;
  • Беседы по познавательному развитию;
  • Анализ продуктов деятельности;
  • Анализ карт развития (заполнения протоколов и анализ предыдущих показателей);
  • Использование специализированных диагностических комплексов;
  • Деятельностные пробы (справляется ли ребенок с образовательной программой).
  • Наблюдение за активностью речи во время самостоятельной игровой деятельности и в игре с другими детьми.

Оценка становления основных (ключевых)  характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития, протокол, представление)

Источник

разделы

содержание

I период

Динамика

II период

Динамика

III период

Динамика

Импрессивная

 речь

  1. Формирование потребности в речевом общении.
  2. Понимание слов, обозначающих:
  1. предметы
  2. действия
  3. признаки
  1. Понимание и выполнение инструкций :
  1. одноступенчатых
  2. двухступенчатых
  3. трехступенчатых
  1. Понимание вопросов: Где? Куда? Что? Кому? Откуда? Для кого?
  2. Понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
  3. Различение количества предметов (много – мало – один)
  4. Различение величины (большой – маленький),
  5. Грамматические формы ед. и мн. числа существительных и глаголов).
  6. Узнавать предметы по их назначению. (Чем будешь чистить зубы, кушать, рисовать?),
  7. Узнавать предмет по описанию  (с опорой на игрушки).

Экспрессивная речь

Словарь

  1. Вызывание
  • аморфных слов
  • звукоподражаний
  1. Формирование активного словаря:
  • Существительные:
  1. логические группы
  2. части предметов
  • Глаголы

Граммат. строй речи

  1. Словоизменение ед. и мн. число существительных;
  2. Словообразование уменьшительно-ласкательной формы существительных
  3. Употребление глаголов в повелительном наклонении («Прикажи»)
  4. Согласование («Мой, моя, мое»).

Слоговая

Структура

  1. Звукосочетания (ау, уа, эх, ам, ой, ай)
  2. Слова разной слоговой структуры:
  1. 2-сложные с открытыми повторяющимися слогами (мама, папа, баба, тата),
  2.  2-сложные с ударением на 1, 2 слоге (Катя, вата, кофе, пени, кони, дети);
  3. 3-сложные (панама, канаты, кубики, кабина)
  4. 1 сложные слова (мак, сок, бак, дом, дым);
  5. 2-х сложные с разными типами слогов (петух, диван, банан);
  6. 2-х сложные со стечением согласных (банка, кошка, мишка; сидит, ходит).

Связная речь

  1. Уметь отвечать на поставленные вопросы
  1. однословным предложением (да, нет)
  2. простым двусоставным предложением
  3. простым распространенным предложением.
  1. Учить заканчивать фразу нужным словом
  2. Составлять предложения по картинке.

Общая и мелкая моторика

1. Имитация походки животных, птиц;

    прыжки на 2-х ногах, на 1-й ноге.

2. Общая моторика + ориентация в пространстве: руки вверх, вниз, за спину;

одновременно топать и хлопать, сначала прыгать, а потом – хлопать.

3. Мелкая моторика:

  1. «Ладушки»,
  2. «Сорока – белобока»,
  3. «Рыбки»,
  4. «Птички клюют зерно»,
  5. «Коза»,
  6. «Заяц»,
  7. «Молоток»,
  8. «Человечки»,
  9. «Кольцо»,
  10. «Ножницы»,
  11. «Очки»,
  12. «Стол»,
  13. «Стул».

4. Упражнения в переключении с одной позы на другую:  

  1. «Кулак-ладонь»,
  2. «Стол-стул»,
  3. «Собери крошки со стола»,
  4. «Бусы»,
  5. «Мозаика»,
  6. «Разложи крупу»,
  7. «Закручиваем – откручиваем, застегиваем – расстегиваем замки, пуговицы, вкладыши»,
  8. «Строим башню, дом, дорожку, машинку».

Артикуляционная моторика

Точно и в полном объеме выполнять артикуляционные упражнения для губ и языка

  1. широко открыть рот,
  2. улыбка,
  3. трубочка,
  4. лопатка,
  5. жало,
  6. качели,
  7. маятник

Просодическая сторона  речи

  1. Формировать длительный речевой выдох.
  2. Отчетливое произношение звукосочетаний, звукоподражаний и слов.
  3. Уметь произносить доступный речевой материал:
  • шепотом – громко,
  •  ласково – сердито,
  • низко – высоко. 

Звукопроизношение

  1. Вызывать правильное произношение

 гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы;

согласных звуков: П (Б)  М  Т (Д) Й Н  К  Г  Х

  1. Закреплять правильное произношение

гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы

согласных звуков: П (Б)  М  Т (Д) Й Н  К  Г  Х

Психологическая база речи

1. развитие всех видов восприятия:

1.1. зрительного

  1. «Парные картинки»,
  2. «Узнай предмет» (в цветном, силуэтном, контурном, пунктирном изображении; перечеркнутые, наложенные друг на друга предметы),

1.2. слухового  

  1. «Угадай, что звучит?»,
  2. «Кто позвал?»,
  3. «Где звучит?»

1.3. тактильного 

  1. конструирование предметов из палочек:
  • по образцу
  • по памяти
  1. «Зашей коврик»,
  2. «Чудесный мешочек»;

2. развитие  памяти и внимания:

2.1. зрительной и зрительного:

  1. «Запомни, какой игрушки не стало?»,
  2. «Кто появился?»,  
  3. «Запомни игрушки и найди их среди других»
  4. «Что изменилось?»;

2.2. слуховой и слухового:

  1. «Хлопни, как я»,
  2. «Чей молоток стучит (лиса I – II; заяц II ),
  3. «Запомни и повтори» (слоговые цепочки: ма -ма, ма – му, ма – па, ма -пу, ма – му – ми),
  4. «Запомни и повтори (2-3 слова),

3. развитие мышления:

  1. «Почтовый ящик»,
  2. «Доска Сегена»,
  3. пирамидка;
  4. «Составь целое» (картинки, кубики)
  • 2 части
  • 3 части
  • 4 части
  1. «Что едим, что надеваем»,
  2. «Большой – маленький (кубики, матрешки)
  3. Сложи матрешку, (кубик в кубик).
  4. Покажи, где один – много; «много – мало».

Источник