Индивидуальный маршрут развития для ребенка младшей группы
Валентина Васильева
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка (вторая младшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад ___
г. ___
Индивидуальный образовательный маршрут
воспитанников второй младшей группы «___»
2017-2018 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут
развития воспитанников второй младшей группы «___» (возраст 3-4 года) на первое полугодие
___ учебного года
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
№ п/п Ф. И. О. ребенка Дата рождения Сведения о семье Группа здоровья Режим пребывания в ДОО
мать отец
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
(реализация индивидуального образовательного маршрута).
Актуальность: имеют низкий уровень освоения программы по образовательной области «Речевое развитие».
Цель: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Задачи:
развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон,речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.
развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.
использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.
развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.
развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.
Ф. И.воспитанников: ___
Направление работы Периодичность Проблемы, выявленные в ходе мониторинга Дидактические игры и упражнения
1. Чистоговорки, пальчиковые игры
2. Д/игры
3. Ситуативные беседы на обогащение активного словаря
4. Составление рассказов по картинке
5. Развитие фонематического слуха
6. Знакомство с книжной литературой (ролевые диалоги из сказок, повторение за взрослым знакомых строчек из стихов)
Ежедневно
Через день
Ежедневно
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю – Не реагирует на обращение ко всем детям в группе и понимает речь обращенную только к нему;
– На вопросы отвечает отдельным
словом, затрудняется в оформлении
мысли в предложение. В речи многие
слова заменяет жестами, использует
автономную речь (язык нянь);
– Отказывается от пересказа, не знает
наизусть ни одного стихотворения;
– Не проявляет инициативы в общении
со взрослыми и сверстниками;
не использует элементарные формы
вежливого речевого общения
– Быстро отвлекается при слушании
литературного текста, слабо запоминает
его содержание;Дидактические игры:
1. «Парные картинки»,
2. «Узнай предмет» (в цветном, силуэтном, контурном, пунктирном изображении; перечеркнутые, наложенные друг на друга предметы,
3.«Лабиринты»;
4.«Угадай, что звучит?»,
5.«Кто позвал?»,
6. конструирование предметов из палочек,
7. «Запомни, какой игрушки не стало?»,
8.«Запомни игрушки и найди их среди других»
9.«Что изменилось?»;
10. «Хлопни, как я»,
11. «Запомни и повтори» (слоговые цепочки: ма -ма, ма – му, ма – па, ма -пу, ма – му – ми,
12.«Запомни и повтори (2-3 слова,
13. «Что для чего нужно»
14. «Один – много»
15. «Отгадай о чем я рассказываю»
Ситуативные беседы и рассказы по картинке:
«Расскажи, что ты видишь?»,
«Опиши предмет»,
в соответствии с темой недели.
Сюжетно- ролевые игры и ситуации:
«Зайка, попляши», «Маша заболела», «В салоне красоты», «Водитель автобуса» и т. п.
№ Ф. И. ребенка Результаты индивидуальной работы
– не усвоено
– частично усвоено
– -усвоено октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Способы оценки успехов дошкольника: диагностика, тестовые задания.
Рекомендации для родителей:
Порекомендовать артикуляционную гимнастику, согласно возраста; перечень игр на развитие речи;
консультация «Правильная речь родителей и в семье, и вне дома»;
рекомендации по развитию мелкой моторики у детей;
беседа с родителями «Читаем детям».
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
(реализация индивидуального образовательного маршрута).
Актуальность: имеют низкий уровень освоения программы по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие».
Цель: развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Задачи:
способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии.
развивать эмоциональную отзывчивость, любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю,
помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и пр.).
постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду.
Ф. И.воспитанников: ___
Направление работы Периодичность Проблемы, выявленные в ходе мониторинга Дидактические игры и упражнения
Культура поведения,общения со взрослыми и сверстниками:
1. Ситуативные разговоры.
2. Дидактические игры-занятия.
3. Приобщение к труду, выполнение поручений.
4. Настольно – печатные игры.
5. Театрализованная деятельность.
Ежедневно
1 раз в неделю
Ежедневно
Ежедневно
1 раз в неделю – Ребенок проявляет недоверие к окружающим,
– Контакты со сверстниками
непродолжительны, ситуативны, игровые действия однообразны, преобладают индивидуальные кратковременные игры;
– Наблюдаются отдельные негативные реакции на просьбы взрослых: упрямство, капризы, немотивированные требования;
– Реагирует на эмоциональное состояние окружающих только по побуждению и показу взрослого;
– Настроение ребенка неустойчиво:
спокойное состояние чередуется с
плаксивостью, негативными проявлениями по отношению к сверстникам или взрослым; Ситуативные разговоры в течение дня об элементарных правилах поведения.
Театральная деятельность: разыгрывание ситуаций.
Решение проблемных ситуаций.
Беседы об отношении человека к своей профессии, домашним обязанности по картинкам, отображающим взаимоотношения людей.Вопросы: Кто изображен? Что делает мама? Мама любит своего сыночка? Как ты это узнал?
Дидактические игры-занятия, сюжетно-дидактические игры («Магазин игрушек», «Магазин посуды» и т. д.», игры-имитации, игры-этюды.
Беседы на этапе замысла игры (о сюжете, ролях, действиях, игровых атрибутах).Вопросы: Во что хочешь играть? Кто кем будет? Что будете делать? Как будете друг другу помогать? Что тебе понадобиться для игры?
Включение в сюжет игры экстремальных ситуаций (авария, пожар, требующих проявления нравственных черт личности.
Побуждение детей к самооценке в игре (Каким ты был папой)
Приобщение к труду, задания на выполнение поручений.
Д/и «Трик-трак», Настольно – печатные дидактические игры на раскрытие трудовых процессов.
Театральная деятельность на развитие эмоционального отклика на переживания персонажей сказок, мультфильмов, спектаклей.
Самообслуживание.
1. Ситуации общения.
2. Чтение художественных произведений и фольклорных форм.
3. Дидактические упражнения.
4. Рассматривание и беседы по картинам.
5. Игра – экспериментирование.
Ежедневно
Ежедневно
2 раза в неделю
Ежедневно
2 раза в неделю – Ребенок не проявляет интереса к труду взрослых, не понимает связи между целью и результатом труда; затрудняется назвать трудовые действия, материал из которого сделан предмет, его назначение.
– Нейтрально относится к результатам труда взрослых, не проявляет желания участвовать в трудовых действиях.
– Стремление к самостоятельности в самообслуживании не выражено,
ожидает постоянной помощи взрослого, даже в освоенных действиях, не обращаетвнимание на свой внешний вид: грязные руки, испачканное платье и пр.Игровая ситуация: «Как мама учила зайку кушать». «Как петушок разбудил утром детей», «Научи куклу Катю умываться».
Чтение разучивание потешек: «Наша Маша маленькая», «Дождик, дождик кап-кап-кап», «Водичка, водичка», организация сюжетных игр по ним.
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу с прогулки».
Дидактическое упражнение «Как мы моем ручки»; «Самый аккуратный»; «Собираемся гулять»
Рассматривание и беседа «Дети моют руки»; «На кухне»; «Собираемся на прогулку»
Игры эксперименты с водой.
№ Ф. И. ребенка Результаты индивидуальной работы
– не усвоено
– частично усвоено
– -усвоено октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
1.
2.
3.
4.
Способы оценки успехов дошкольника: диагностика, тестовые задания.
Рекомендации для родителей:
подготовить консультации по данным проблемам. Посоветовать предоставлять больше самостоятельности при одевании и раздевании, а так же развешивать одежду в шкафчике правильно и следить, чтобы и дома они одевались в правильной последовательности. Выучить имена и фамилии членов семьи и повторять их регулярно;
консультация «Трудовое воспитание в семье», «Развитие навыков безопасного поведения», «Как снять напряжение после детского сада?».
порекомендовать перечень игр ко дню рождения и не только…; игр для развития общения и коммуникативных навыков.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
(реализация индивидуального образовательного маршрута).
Актуальность: имеют низкий уровень освоения программы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной).
Задачи:
развивать у детей интерес к участию в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, желание рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно.
развивать умения создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым, раскрывать его в работе, используя освоенные способы создания изображения, формы, элементарную композицию.
создавать условия для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов и развивать мелкую моторику и умения использовать инструменты.
побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов.
Ф. И.воспитанников: ___
Направление работы Периодичность Проблемы, выявленные в ходе мониторинга Дидактические игры и упражнения
Творческие действия в художественной деятельности по образцу:
1. Упражнения на освоения различных способов рисования и лепки.
2. Дидактические игры – задания.
3. Свободное рисование и лепка по образцу.
2 раза в неделю
Ежедневно
Ежедневно – Не проявляет активности и
эмоционального отклика при
восприятии произведений искусства;
– Не испытывает желания рисовать, лепить, конструировать;
– Неохотно участвует в создании
совместных со взрослым творческих работ. Упражнения на рисование предметов различной формы, печатании печатками;
– украшение предметов простым узором (полоска из точек,
-использование рисование пальчиком.
Дидактические игры «Что стало не так?», «Украсим платок», «Найди такой же».
Рисование ковров на стену; паласа на пол; красивых салфеток на стол, применяя право выбора техники воплощений;
Использование лепки в режимных моментах; привлечение к изготовлению предметов из пластилина, теста для общих игр «Магазин», «Аптека», «Кафе», «Накормим животных».
Создание подарков, используя пластилинографию.
№ Ф. И. ребенка Результаты индивидуальной работы
– не усвоено
– частично усвоено
– -усвоено октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Способы оценки успехов дошкольника: диагностика, тестовые задания.
Рекомендации для родителей:
консультация «Нетрадиционные техники рисования».
привлечь родителей к участию во всех творческих конкурсах.
порекомендовать игр по развитию мелкой моторики рук.
Предоставить рекомендации по развитию продуктивной деятельности детей дома (рисование, лепка, аппликация).
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
(реализация индивидуального образовательного маршрута).
Актуальность: имеют низкий уровень освоения программы по образовательной области «Познавательное развитие».
Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы.
Задачи:
поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами,
развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального, способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур);
формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре- экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах деятельности).
обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.
развивать представления детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего вида, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.
Ф. И.воспитанников: ___
Направление работы Периодичность Проблемы, выявленные в ходе
мониторинга Дидактические игры и упражнения
Любознательность и интерес к предметно-практической деятельности. Представление о сенсорных эталонах.
1. Игры на различение основных цветов и геометрических фигур.
2. Упражнения на усвоение пространственных понятий.
3. Д/и на видоизменение фигур.
4. Конструктивные игры.
5. Игры на развитие логического мышления.
6. Ситуативные беседы о малой Родине, Отечестве.
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
2 раза в неделю
Ежедневно
1 раз в неделю – Малоактивен в игре -экспериментировании, использовании игр и игровых материалов, обследовании, наблюдении.
– Не учитывает сенсорные признаки
предметов в практической
деятельности,
-Небрежно обращаетсяс предметами и объектами окружающего мира: ломает, бросает, срывает растения.
– Не проявляет речевую активность.
– Не проявляет интерес к людям и к их действиям.
– Затрудняется в различении людей по полу, возрасту как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.Игры и упражнения на различение и правильное называние основных цветов и геометрических фигур :
«Цветное лото»,
«Геометрическое лото»,
«Оденем кукол»,
«За покупками в магазин»,
«Составь букет»,
«Найди пару».
Упражнения на усвоение пространственных понятий :
«Где, что находится?»,
«Куда спряталась игрушка»,
«Найди такую же картинку» .
Д/и на видоизменение фигур:
«Танграм»,
«Геометрическая мозаика».
Конструирование по образцу воспитателя:
«Домики», «Заборчик», «Дорожка», «Построй такую же».
Моделировать из «Конструктора» заданную ракету, затем придумать свои модели.
Дидактические игры на развитиелогического мышления:
«Лото-животные».
«Когда это бывает?»,
«Помоги малышам»,
«Предметы и контуры»,
«Волшебная мозаика».
«Подбери картинку»,
«Волшебный коврик»,
«Дополни узор».
«Что хорошо, что плохо»,
«Отгадай о ком говорится»,
«Чудесный мешочек»,
Развитие произвольной моторики пальцев рук.
1. Пальчиковые игры.
Ежедневно Игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами и потешками
1. «Ладушки»,
2. «Сорока-белобока»,
3. «Рыбки»,
4. «Птички клюют зерно»,
5. «Коза»,
6. «Заяц»,
7. «Молоток»,
8. «Человечки»,
9. «Кольцо»,
10.«Ножницы»,
11. «Очки»,
12. «Стол»,
13. «Стул».
Упражнения в переключении с одной позы на другую:
1. «Кулак-ладонь»,
2. «Стол-стул»,
3. «Собери крошки со стола»,
4. «Бусы»,
5. «Мозаика»,
6. «Разложи крупу»,
7. «Закручиваем – откручиваем, застегиваем – расстегиваем замки, пуговицы, вкладыши»,
8. «Строим башню, дом, дорожку, машинку».
№ Ф. И. ребенка Результаты индивидуальной работы
– не усвоено
– частично усвоено
– -усвоено октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
1.
2.
3.
4.
5.
Способы оценки успехов дошкольника: диагностика, тестовые задания.
Рекомендации для родителей:
консультация «Играя – обучаюсь».
привлечь родителей к участию в образовательном процессе (посещение НОД, участие в проектной деятельности).
рекомендации для родителей по тематическим неделям.
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 «Дельфиненок»
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) – это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
– для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
– для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которо относятся – лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
– принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
– принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет “на стороне ребенка”. Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!
– принцип тесного взаимодействия и согласованности работы “команды” специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;
– принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
– принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
– принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Образовательные
области, содержание
образовательной
деятельности
Задачи
Формы, приемы
и методы работы
Подбор дидактических упражнений
Результативность
работы
1
2
3
4
5
Социально-коммуникативное развитие
Развитие игровой деятельности; развитие сюжетно-ролевой игры; участие в дидактических, театрализованных играх; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формирование гендерной, семейной и гражданственной принадлежности к мировому сообществу (образ «Я», семья, детский сад, родная страна); развитие трудовой деятельности (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе); формирование представлений о труде взрослых, его роли в общественной жизни и жизни каждого человека; формирование основ безопасной жизнедеятельности;
правила безопасности дорожного движения; формирование предпосылок экологического сознания
1. Формировать навыки организованного поведения, представления о том, что «хорошо», «плохо».
2. Формировать отрицательное отношение к грубости, жадности. Формировать умение играть не ссорясь, помогать друг другу.
3. Формировать навыки вежливого общения (здороваться, прощаться, обращаться с просьбой и т.д.)
4. Формировать внимательное отношение к родителям, близким людям. Учить не перебивать взрослого, уметь ждать, если взрослый занят.
5. Формировать элементарные представления о себе (гендерной принадлежности и т.д.), о себе в прошлом и прошедших изменениях.
6. Формировать представления о семье и ее членах, называть их имена.
7. Формировать положительное отношение к детскому саду. Ориентироваться в помещениях и игровых участках детского сада
8. Формировать простейшие навыки во время приема пищи..
9. Формировать умение самостоятельно одеваться, соблюдая последовательность.
10. Формировать желание участвовать в посильном труде при помощи взрослого.
11. Формировать интерес к труду взрослых, знать несколько профессий, их трудовые действия и результаты труда.
12. Формировать элементарные правила безопасного поведения в природе.
13. Формировать первичное представление о дороге, транспорте, улице. Познакомить с некоторыми видами транспорта.
14. Формировать понятия «можно-нельзя», «опасно». Формировать представления о правилах безопасного поведения.
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживания и элементарного бытового труда, конструирования, изобразительной, музыкальной, двигательной.
1.Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
2.Самостоятельная деятельность ребенка.
3.Взаимодействие с семьей по реализации поставленных коррекционных, образовательных, воспитательных задач.
В процессе формирования навыков самообслуживания, культурно гигиенических навыков в различных видах труда.
Трудовые поручения.
Игра-упражнение «Опасные предметы».
Беседы о хорошем и плохом поведении, об основах безопасности, о правилах дорожного движения.
Чтение стихотворений о специальных машинах.
Дидактические игры «Разговор по телефону», «Сто бед», «Мы – спасатели», «Убери на место»,
«Опасности вокруг нас»,
«Если малыш поранился»,
«О чем говорит светофор»,
«Врачи – наши помощники».
Познавательное развитие
Сенсорное развитие;
– развитие познавательно- исследовательской (конструктивной) деятельности, продуктивной деятельности;
– формирование элементарных математических представлений (величина, количество, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени);
– формирование целостной картины мира, расширение кругозора (предметное и социальное окружение, ознакомление с природой)
1. Формировать умение называть знакомые предметы, объяснять их назначение, выделять признаки и называть их (цвет, форма, материал).
2. Формировать умение ориентироваться в помещении детского сада.
3. Формировать умение называть свой город (поселок, село).
4. Формировать умение группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.).
5. Формировать умение составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
6. Формировать умение находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
7. Формировать умение определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше-меньше, столько же.
8. Формировать умение различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую формы.
9. Формировать умение понимать смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, на, над-под, верхняя-нижняя (полоска).
10. Формировать умение понимать смысл слов: утро, вечер, день, ночь.
11. Формировать умение знать, называть и правильно использовать детали строительного материала
12. Формировать умение располагать кирпичики, пластины вертикально.
13. Формировать умение изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
1 .Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживания и элементарного бытового труда, конструирования, изобразительной, музыкальной, двигательной.
2.Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
3. Самостоятельная деятельность ребенка.
4. Взаимодействие с семьей по реализации поставленных коррекционных, образовательных, воспитательных задач.
Дидактические игры ФЦКМ:
«Из чего сделано?»
«Хорошо у нас в саду»
«Чудесный мешочек»
«Где это можно купить»
«Кто в домике живет?»
«Узнай по описанию»
«Какое время года?»
«Назови одним словом»
«Мой родной город
«На что похоже»
«Где растет?»
«Съедобное-несъедобное»
ФЭМП
«Найди предмет»
«Длинное-короткое»
«Справа как слева» «Подбери фигуру»
«Какие бывают фигуры»
«Соберем бусы»
«Наш день»
«Малина для медвежат»
«Жучки на листиках»
«Украсим коврик»
«Домики для медвежат»
Конструирование
«Горка», Дорожки», «Мебель», «Ворота», «Домик», «Заборы», «Мост для машин».
Речевое развитие
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи (формирование словаря, грамматического строя речи, связная речь)
1. Проводить пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением (пальчики поздоровались, надуваем воздушный шарик и т. д.;
2. Организовать работу с мелким сыпучим материалом – чечевицей, фасолью, горохом, орехами (перекладывание крупы в различные емкости, выкладывать их по заданной линии и т. д.);
3. Делать артикуляционный массаж лица (пальцами, щетками);
4.Обогощать словарный запас. Формировать умение участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
5. Формировать умение рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.
6. Формировать умение называть произведение с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.
7. Формировать умение читать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживания и элементарного бытового труда, конструирования, изобразительной, музыкальной, двигательной.
1.Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
2.Самостоятельная дея- тельность ребенка.
3. Взаимодействие с семьей по реализации поставленных коррекционных, образовательных, воспитательных задач.
Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика.
Игры на развитие мелкой моторики (с крупой, водой, песком, мелкими предметами).
Составление сообщений об игровых умениях: составление рассказов по серии созданных картинок и фотографий на темы ролевых, театрализованных игр.
Заучивание стихотворений, потешек, считалок.
Чтение художественной литературы.
«Чего не стало?», «Кто живет во дворе?», «Накроем стол к чаю», «Назови часть целого», «Кто больше знает вежливых слов», «Кто где живет?», «Из чего сделано?», «Назови ласково», «Большое-маленькое», «Один-много», «Куда спряталась мышка?», , «Догадайся, что звучит», «Громко-тихо», «Ловим звук», «Хорошо-плохо», «Что напутал Буратино?»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование; лепка; аппликация; развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству; слушание; пение; музыкально ритмические движения; развитие танцевально-игрового творчества; игра на детских музыкальных инструментах.
1.Учить изображать отдельные предметы, простые по композиции и содержанию сюжеты.
2.Формировать умение подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.
3. Формировать умение правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.
4. Формировать умение отделять от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
5. Формировать умение лепить различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
6. Формировать умение создавать изображения предметов из готовых фигур.
7. Формировать умение украшать заготовки из бумаги разной формы.
8. Формировать умение подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.
9. Формировать умение слушать музыкальные произведения до конца, узнавать знакомые песни.
10. Формировать умение выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами.
11. Формировать умение различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и т.д.)
.Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживания и элементарного бытового труда, конструирования, изобразительной, музыкальной, двигательной.
2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
1.Самостоятельная деятельность ребенка.
2.Взаимодействие с семьей по реализации поставленных коррекционных, образовательных, воспитательных задач.-
Слушание детских песен из мультфильмов. Цикл детских песен П. И. Чайковского «Мой садик», игра – упражнение «Сыграй как я», «Угадай, что звучит?», Сильный и слабый дождик», «Прохлопай как я», «Угадай-ка», «Покажи как играют на дудочке».
Дидактическая игра «Подбери по цвету»,. «Разрезные картинки», « Воздушные шары ». «Спрячь мышку ». «Подбери чашки к блюдцам». Цветные корзинки». Разложи и сосчитай матрешек ». «Клубочки». « Собери картинку ». Раскраски.
Лепка: «Разноцветные мелки», «Бублики», «Колобок», Крендельки», «Пряники», «Лепешки, большие и маленькие», «Погремушка», «Пирамидка».
Аппликация: «Большие и маленькие мячи», «Шар