Индивидуальный маршрут одаренного ребенка по физическому развитию
Индивидуальная карта и маршрутное сопровождение ребёнка дошкольного возраста с признаками одарённости.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст самый благоприятный период для начала развития способностей. При этом необходимо понимать, что у ребенка развиваются только те способности, для которых имеются стимулы и условия. Создание благополучных условий необходимо для развития индивидуальности каждого. В связи с этим особое значение приобретает проблема понимания педагогом своих воспитанников и индивидуального подхода к каждому из них. В числе ярких индивидуальных отличий ребенка – способность и одаренность. Как правило, под способностями понимаются особенности ребенка, обеспечивающие высокие достижения в конкретном виде деятельности. Одаренность трактуется, как качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения действий.
В связи с этим в нашем ДОУ разработана программа «ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ», целью которой является создание и реализация модели выявления и развития задатков и способностей успешности каждого ребёнка в образовательном процессе.
Программа «ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ» физкультурно-спортивной направленности, составлена на основе «Основной общеобразовательной программы «СОЦВЕТИЕ» – МКДОУ «ЦРР – детский сад №3», с учётом примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Программа нацелена на максимальное раскрытие потенциальных возможностей детей, совершенствование системы выявления одаренных детей со среднего дошкольного возраста, оказания поддержки каждому ребенку, разработку индивидуальных карт развития с учетом физиологических и индивидуальных способностей, одаренности ребенка.
Программа представляет собой стройную гибкую систему, которая позволит научить ребенка чувствовать свое тело и владеть им, получая от этого удовольствие и радость. В программе предусматривается охрана жизни и укрепления здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактике негативных эмоций, воспитание положительных нравственно-волевых качеств, развитие творческого потенциала.
1.Целевой раздел
Фамилия, имя дата рождения – Степанова Есения – 5 лет.
Дошкольное образовательное учреждение – МКДОУ «ЦРР – детский сад №3»
Общие сведения о ребенке
Есения – девочка с ярко выраженными спортивными способностями.
Очень гибкая и пластичная, обладает врождённой гибкостью, любит музыку, артистична, быстро схватывает всё новое, обладает выносливостью, проявляет силу воли. Сохранение и раскрытие спортивного потенциала каждого ребенка представляется очень важной и актуальной задачей, поэтому для работы с Есенией был составлен индивидуальный образовательный маршрут.
Цель и задачи образовательной деятельности
Цель: создание оптимальных условий для развития и реализации спортивных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи:
– раскрыть спортивные способности;
совершенствовать и расширять систему дополнительного образования;
– вовлекать в конкурсы на различном уровне;
– создавать насыщенную предметно-развивающую спортивную среду
– повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в вопросах
поддержки и сопровождения одарённых детей.
2. Содержательный раздел
«Физическое развитие» – формирование физических умений и навыков, развитие физических качеств: гибкость, пластичность, подвижность суставно-связочного аппарата, выносливость, координация, чувство ритма, слуха, творческие способности.
Используемые технологии и методики.
1. Педагогический мониторинг.
– Определение «проблемных» и «успешных» зон развития – углублённое диагностическое обследование;
– Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребёнка;
– Подбор методик, определение методов и приёмов работы;
– Подбор индивидуальных заданий;
– Связь с родителями и педагогами;
– Корректировка задач, методов работы с ребёнком.
– Итоговая диагностика;
2. Формы работы с одаренными детьми:
– подгрупповые занятия,
– творческие задания;
– работа по индивидуальным маршрутам;
– участие в мероприятиях ДОУ, очных и заочных конкурсах.
3. Использование здоровье
сберегающих методик и технологий, направленных на обеспечение эмоционального благополучия и развития спортивных и физических умений и навыков:
– игровой стретчинг;
– партерная и ритмическая гимнастика;
– элементы художественной гимнастики и хореографии;
– степ – и фитбол – аэробика;
– дыхательная и суставная гимнастика.
Ожидаемые результаты.
Усовершенствована система дополнительного образования;
– результативное участие в конкурсах различных уровней;
– создана предметно-развивающая среда по физическому развитию;
– тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.
Образовательная область – «Физическое развитие»
Двигательные умения и навыки ребенка | |
Физическое развитие (в начале года) | Физическое развитие (в конце года) |
Внимательна, чётко выполняет указания инструктора, подражает взрослому | |
Строится в шеренгу, колонну, круг, на «точки» | |
Знакома с элементами дыхательной, силовой, партерной гимнастики | |
Умеет держать мяч перед собой, выполняет ОРУ с мячом, с обручем, с гимн.палкой | |
Знакома с разновидностями ходьбы, бега, прыжков. | |
Знает базовые шаги аэробики, степа | |
Обладает гибкостью, пластикой, выносливостью, силой волей |
Критерии оценивания:
+ выполняет самостоятельно; # выполняют с помощью педагога; — не выполняет.
Примерные сроки достижения результатов
Сентябрь
1. Подбор диагностических методик.
2. Изучение индивидуальных особенностей и интересов ребёнка.
3.Отслеживание эмоционального настроя ребенка в НОД.
4. Разработка ИОМ.
Октябрь
1. Работа по плану в подгруппе.
2. Упражнения общеразвив. воздействия (различные виды ходьбы, бега, построение);
3. Партерная гимнастика («лягушка», «колечко», «корзинка», «полумостик», «шпагат», «лодочка».
4. Участие в осенних утренниках в ДОУ.
Отслеживание эмоционального настроя ребенка во время занятий.
Ноябрь
1.Работа по плану в подгруппе.
2. Суставная гимнастика «Кулачки»; упр. для рук и плечевого пояса).
3. Партерная гимнастика (выпады, упр. для укрепления пресса, «прямой и боковой «шпагат», «лодочка», «ножницы», «ёжик»).
4. Стретчинг «собачка», «кошечка».
Учить согласовывать движения с музыкой.
Декабрь
1.Работа по плану в подгруппе.
2. Ритмическая гимнастика; базовые шаги аэробики;
степ-марш;
гимнастический шаг.
3. Силовая гимнастика (с гантелями);
4. Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой).
5. Участие в новогодних утренниках.
Январь
1. Работа по плану в подгруппе.
2. ОРУ с элементами художественной гимнастики,
танцевальный комплекс «Чунга – чанга!»
3. Стретчинг: «Самолёт», «Солнышко за горизонт».
4. Партерная гимнастика («уголок», «ножницы»,
«стульчик», «лужок»).
Февраль
1. Работа по плану в подгруппе.
2. Комплексы упр. на степах («степ-марш», «стопа»,
«хоп»
3. Танцевальный комплекс на степах «Девчонки, мальчишки – большие шалунишки!».
4.Стретчинг: «Цветок», «Качели».
5. Партерная гимнастика: «полумостик», «ёжик», растяжка.
Март
1. Работа по плану в подгруппе.
2. Комплексы упр. с мячом, обручем (элем. художественной гимнастики).
3. Знакомство и работа с большим «полотном» (упр. партерной гимнастики в парах, «цветок», «ласточка»)
4. Танцевальные композиции с элементы партерной гимнастики и большим «полотном»: «Первые цветы».
5. Выступление на 8 марта.
Апрель
1. Работа по плану в подгруппе.
2. Знакомство с фитболами, упр. на фитболе: «шпагат», «уголок», «корзиночка», «мостик», «берёзка».
3. Стретчинг: «Вафелька», «Медуза».
4. Дыхательные упр. по Стрельниковой.
Май
1.Работа по плану в подгруппе.
2.Знакомство с гимн. лентами – учить О.С., как правильно держать, подкидывать ленту; где она должна находиться во время упр.:
– О.С.: «Волна» (высокая и низкая), «Волчок», «Столбик», «Круги», «Восьмёрка» и «Подскок»;
3. Партерная гимнастика: «мостик», «ласточка», «лягушка», «шпагат».
4.Участие в концерте «День Победы»
5. Мониторинг эффективности работы.
В течение года
1. Посещение кружка «Юные таланты»».
2. Активное участие в праздниках и развлечениях ДОУ.
3. Индивидуальные консультации для родителей.
План работы с родителями на 2017 -18гг учебный год
№ п/п | Содержание деятельности | Срок исполнения | Ответственный исполнитель |
1 | Индивидуальные консультации «Физическое воспитание ребёнка в ДОУ и семье» | Сентябрь | Инструктор по физкультуре |
2 | Оформление наглядно-информационных материалов для одарённых детей по программе «Юные таланты». | Сентябрь | Инструктор по физкультуре |
3 | Проведение практических занятий для обучения родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях в соответствии с программой «Юные таланты» | В течение года | Инструктор по физкультуре |
4 | Групповые собрания «Роль родителей в развитии одарённости ребёнка»» | Октябрь | Зав. по метод.работе, инструктор |
5 | Участие в осенних утренниках (танцевальные композиции) | Ноябрь | Инструктор по физкультуре |
6 | Мастер-класс для родителей (партерная гимнастика и базовые шаги аэробики) | Ноябрь | Инструктор по физкультуре |
7 | Участие в совместных мероприятиях, посвященных Дню матери | Ноябрь | Инструктор по физкультуре |
8 | Оформление наглядно-информационных материалов «Правильное дыхание – основа здоровья!» | Декабрь | Инструктор по физкультуре |
9 | Индивидуальные беседы по результатам коррекционно-педагогической работы с детьми | Январь | Воспитатели |
10 | Оформление наглядно-информационных материалов «Делайте зарядку, будете в порядке!» | Январь | Инструктор по физкультуре |
11 | Групповые собрания «Социальное партнерство семьи и ДОУ как необходимое условие социализации дошкольника» | Январь | Ст. воспитатель |
12 | Оформление наглядно-информационных материалов «Закаляйтесь зимой!»» | Январь | Ст.воспитатель и инструктор |
13 | Групповая консультация «Осанка – стройная спина!» | Февраль | Инструктор по физкультуре |
14 | Участие в празднике «День защитников Отечества!» (выступления групп поддержки – чарлидинга) | Февраль | Инструктор по физкультуре |
15 | Мастер-класс для пап (спортивные упр. с элементами акробатики) | Инструктор по физкультуре | |
16 | Участие в совместных мероприятиях, посвященных 8 марта (танцевальные композиции) | Март | Инструктор по ф Инструктор по физкультуре изкультуре |
17 | Мастер-класс для родителей (стретчинг и чарлидинг – основы) | Апрель | Инструктор по физкультуре |
18 | Участие в совместных мероприятиях: «Проводы русской зимы», «Весну встречаем!» (танцевальные композиции) | Апрель | Инструктор по физкультуре |
19 | Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг ДОУ» | Апрель | Воспитатели |
20 | Групповые собрания – «Итоги работы за учебный год» | Май | Зав. по методической работе, инструктор |
Образовательная область «Физическое развитие»
Двигательные умения и навыки ребенка | |
Физическое развитие (в начале года) | Физическое развитие (в конце года) |
Внимательна, чётко выполняет указания инструктора, подражает взрослому | |
Строится в шеренгу, колонну, круг, на «точки» | |
Знакома с элементами дыхательной, силовой, партерной гимнастики | |
Умеет держать мяч перед собой, выполняет ОРУ с мячом, с обручем, с гимн.палкой | |
Знакома с разновидностями ходьбы, бега, прыжков. | |
Знает базовые шаги аэробики, степа | |
Обладает гибкостью, пластикой, выносливостью, силой волей |
Критерии оценивания:
+ выполняет самостоятельно; # выполняют с помощью педагога; — не выполняет.
3. Организационный раздел
Индивидуальный учебный план (на неделю)
Вид деятельности | Количество занятий в неделю | Примечание |
Групповые занятия с инструктором по ф/ка | 2 | Понедельник, среда |
Индивидуальные занятия с инструктором по ф/ка (младшие) | 1 | Вторник |
Индивидуальные занятия с инструктором по ф/ка (старшие) | 1 | Пятница |
Индивидуальные задания на занятиях по ф/ка с инструктором | Ежедневно |
Условия для развития ребенка
Предполагают создание специальной группы, состоящей из 4 детей разного возраста: все дети имеют психомоторную одарённость в области физического развития и спортивного танца.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы
Развивающая среда в зале построена с учетом требований ФГОС дошкольного образования и адаптированной образовательной программы ДОУ.
Предметно-пространственная среда во всех группах безопасна: мебель и крупное игровое оборудование закреплены, не имеют дефектов, их расстановка в группе рациональна.
Доступность среды обусловлена возрастными и индивидуально особенностями детей. Спортивное оборудование, атрибуты, инвентарь находятся в свободном доступе. Среда полифункциональна и трансформируема. В группе предусмотрено зонирование для всех видов деятельности, наполняемость центров соответствует возрастным потребностям детей.
Для организации разных видов двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур в группе организован спортивный центр, в котором имеются предметы физкультурного и спортивно-игрового оборудования и инвентаря, позволяющего более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребенка, стимулировать самостоятельную двигательную активность. Пособия для закаливающих процедур представлены разнообразными массажерами и т.п.
Все помещения группы оформлены эстетично и педагогически целесообразно. В дизайне использованы фотографии спортивной тематики, буклеты, папки передвижки с консулитациями для родителей.
Методическое обеспечение ИОМ:
- Методическая литература;
- Диагностические карты;
- Методические разработки (картотека спортивных и подвижных игр, упражнений игрового стретчинга; комплексы упражнений фитбол – и степ – аэробики, ритмической, силовой и партерной гимнастики; комплексы упражнений чарлидинга, комплексы с элементами спортивной, художественной гимнастики и акробатических упражнений; конспекты занятий, подборка танцевальных композиций);
- Перспективный план работы, в соответствии с реализуемой Рабочей программой по образовательной области «Физическое развитие» и программой по работе с одарёнными детьми «Юные таланты»;
- Аудиозаписи и видеоматериалы;
- Спортивный инвентарь, физкультурное оборудование, различные атрибуты и костюмы для танцев.
Источник
Предварительный просмотр:
Индивидуальный маршрут
для Лапышева Дениса по направлению физическая культура
МБДОУ ЦРР №7
Актуальность:
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций.
Цель:
создание психолого-педагогических условий для личностного развития и самореализации одаренной личности в процессе обучения, расширение возможности реализации ее физических и интеллектуальных способностей .
Задачи:
создать условия для полноценного физического и психического здоровья; воспитывать потребности в физическом совершенствовании;
способствовать ориентации педагогического процесса на развитие физических индивидуальных способностей и компетенций ;
развивать физические качества и интеллектуальных способностей;
привлекать к систематическим занятиям физическими упражнениями и активному участию в спортивных мероприятиях различных уровней.
Предполагаемый результат:
Высокий уровень двигательной активности на физкультурных занятиях и в СДД.
Систематические и осознанные занятия физической культурой.
Высокие результаты физической подготовленности ,сформировавшееся ценностное отношение к своему здоровью и физической культуре.
Количество занятий в неделю: 1 Студия для одарённых детей « Спортландия»
Учебный план:
№ п/п | Дата, время | Тема занятия, количество часов | Используемые технологии, формы и методы | Возможность работы с другими специалистами |
1 | ОФП 6 | Л.В. Яковлева парциальная программа по физическому воспитанию для детей дошкольного возраста «Старт» | ||
2 | Гибкость 2 | Л.В. Яковлева парциальная программа по физическому воспитанию для детей дошкольного возраста «Старт» | ||
3 | Быстрота 4 | Л.В. Яковлева парциальная программа по физическому воспитанию для детей дошкольного возраста «Старт» | ||
4 | Ловкость 4 | Л.В. Яковлева парциальная программа по физическому воспитанию для детей дошкольного возраста «Старт» | ||
5 | Прыгучесть 4 | Л.В. Яковлева парциальная программа по физическому воспитанию для детей дошкольного возраста «Старт» | ||
6 | Сила 6 | Л.В. Яковлева парциальная программа по физическому воспитанию для детей дошкольного возраста «Старт» | ||
7 | Выносливость 4 | Л.В. Яковлева парциальная программа по физическому воспитанию для детей дошкольного возраста «Старт» | ||
8 | Теоретическая подготовка в ходе занития | |||
Итого: 30 |
Реализация индивидуального маршрута:
Дата, время | № п/п | Тема занятия | Содержание занятия Цель | Результат занятия |
Октябрь | 1 | ОФП | Комплекс ОРУ с утяжелителем | Частично |
2 | Выносливость | Развивать способность к продолжительной работе, умеренной интенсивности организма. Учебно-тренировочное занятие | Частично | |
3 | Ловкость | Развивать умения владения телом. Совершенствовать умение манипулировать предметами в различных двигательных заданиях. Развивать точность движений. Способствовать развитию импровизационных способностей. | Частично | |
4 | Сила | Способствовать гармоничному укреплению всех мышечных групп двигательного аппарата детей. Учебно-тренировочное занятие | Частично | |
Ноябрь | 5 | ОФП | Комплекс ОРУ с эспандером пружинным | В полном объёме |
6 | Выносливость | Развивать способность к продолжительной работе, умеренной интенсивности организма. Учебно-тренировочное занятие | В полном объёме | |
7 | Ловкость | Развивать умения владения телом. Развивать точность движений. Учебно-тренировочное занятие | В полном объёме | |
8 | Гибкость | Способствовать развитию гибкости, подвижности суставов. Учебно-тренировочное занятие | В полном объёме | |
Декабрь | 9 | ОФП | Комплекс ОРУ с утяжелителем | В полном объёме |
10 | Быстрота | Способствовать развитию быстроты. Повышать уровень функционального состояния организма. Учебно-тренировочное занятие | В полном объёме | |
11 | Прыгучесть | Укрепление мышечно-связочного аппарата. Совершенствовать согласованность движений. Учебно-тренировочное занятие | В полном объёме | |
12 | Сила | Способствовать гармоничному укреплению всех мышечных групп двигательного аппарата детей. Учебно-тренировочное занятие | В полном объёме | |
Январь | 13 | Выносливость | Развивать способность к продолжительной работе, умеренной интенсивности организма. Учебно-тренировочное занятие | В полном объёме |
14 | Быстрота | Способствовать развитию быстроты. Повышать уровень функционального состояния организма. Учебно-тренировочное занятие | В полном объёме | |
Февраль | 15 | ОФП | Комплекс ОРУ с эспандером пружинным | В полном объёме |
16 | Быстрота | Способствовать развитию быстроты. Повышать уровень функционального состояния организма. Учебно-тренировочное занятие | В полном объёме | |
17 | Прыгучесть | Укрепление мышечно-связочного аппарата. Совершенствовать согласованность движений. Учебно-тренировочное занятие | В полном объёме | |
18 | Сила | Способствовать гармоничному укреплению всех мышечных групп двигательного аппарата детей. Учебно-тренировочное занятие | В полном объёме | |
Март | 19 | ОФП | Комплекс ОРУ с утяжелителем | В полном объёме |
20 | Сила | Способствовать гармоничному укреплению всех мышечных групп двигательного аппарата . Учебно-тренировочное занятие | ||
21 | Гибкость | Способствовать развитию гибкости, подвижности суставов. Учебно-тренировочное занятие | В полном объёме | |
22 | Прыгучесть | Укрепление мышечно-связочного аппарата. Совершенствовать согласованность движений. Учебно-тренировочное занятие | В полном объёме | |
Апрель | 23 | ОФП | Комплекс ОРУ с эспандером пружинным | В полном объёме |
24 | Выносливость | Развивать способность к продолжительной работе, умеренной интенсивности организма. Учебно-тренировочное занятие | В полном объёме | |
25 | Координация | Развивать умения владения телом. Развивать точность движений. Учебно-тренировочное занятие | В полном объёме | |
26 | Сила | Способствовать гармоничному укреплению всех мышечных групп двигательного аппарата . Учебно-тренировочное занятие | В полном объёме | |
Май | 27 | Быстрота | Способствовать развитию быстроты. Повышать уровень функционального состояния организма. Учебно-тренировочное занятие | В полном объёме |
28 | Прыгучесть | Укрепление мышечно-связочного аппарата. Совершенствовать согласованность движений. Учебно-тренировочное занятие | В полном объёме | |
29 | Сила | Способствовать гармоничному укреплению всех мышечных групп двигательного аппарата . Учебно-тренировочное занятие | В полном объёме | |
30 | Ловкость | Развивать умения владения телом. Развивать точность движений. Учебно-тренировочное занятие | В полном объёме |
Формы подведения итогов
№П/П | Форма подведения итогов | Сроки | Ответственный |
1. | Участие в турнире по мини- футболу ОО | Октябрь | Инструктор по физкультуре |
2. | « А ,ну-ка, мальчики!» ОО | Февраль | Инструктор по физкультуре |
3. | Акция « Я выбираю спорт!» ГО | Декабрь | Инструктор по физкультуре |
4. | « Детское многоборье» ГО | Февраль | Инструктор по физкультуре |
5. | Участие в праздниках и соревнованиях младших групп в качества судейской коллегии | В течении года | Инструктор по физкультуре |
6. | « Малышиада» ГО | Апрель | Инструктор по физкультуре |
7. | Участие в турнире по мини- футболу ГО | Май | Инструктор по физкультуре |
8. | Участие в Международном интернет-конкурсе « Орлёнок» | Май | Инструктор по физкультуре |
Способы оценки успехов воспитанника:
Участие в спортивных и музыкальных праздниках, выступления на концертах перед другими детьми, родителями, педагогами.
Участие в соревнованиях ( призовые места) , акциях и конкурсах разного уровня.
Рекомендации по работе с родителями:
Стимулирование двигательной активности ребенка совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; пополнение спортивного уголка новым инвентарём. Участие в праздниках всей семьёй в качестве участников и болельщиков.
Привлечение к совместным занятиям, просмотрам телепередач и беседам.
Источник