Индивидуальный маршрут обучения и воспитания ребенка с нарушением в развитии
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в психоречевом развитии,
в подготовительной группе МБДОУ «Детский сад «Тополек» с. Чапаево
1. Сведения о ребёнке
– Ф. И. ребёнка – Вася З.
– Дата рождения – 18.05.2011 г.
– Ребенок поступил в МБДОУ из семьи.
2. Социальная характеристика семьи.
– Мать – безработная, имеет среднее неполное образование.
– Отец – постоянного места работы не имеет
– Есть старшие сестра и брат – школьники
– Статус семьи – неблагополучная.
– Степень участия в воспитании: мало занимаются воспитанием ребенка.
– Характер взаимоотношений родителей с ребенком – попустительское отношение родителей к воспитанию.
– Условия проживания, условия быта – семья из четырех человек проживает в отдельной двухкомнатной квартире. У ребенка нет отдельной комнаты, хороших условий для полноценного развития нет.
3. Соматическое здоровье: группа здоровья II, частоболеющий простудными заболеваниями, имеет общее недоразвитие речи (3 уровня), дневной сон хороший, быстро засыпает; аппетит отличный.
4. Особенности моторной сферы: общая моторика в норме, отмечается недостаточность мелкой моторики: карандашом, ножницами владеет с напряжением, ведущая рука – правая.
5. Характеристика познавательной сферы ребенка:
– внимание – недостаточно устойчивое, преобладает непроизвольное внимание, недостаточная концентрация внимания на существенных признаках.
– восприятие – Зрительное и слуховое восприятие в норме, страдает восприятие пространственных отношений: имеет нечеткие представления о правой и левой руке, понятиях «спереди», «сзади»…
– память – недостаточно хорошее запоминание. Слуховая память развита хуже чем зрительная. Произвольная память слабая – учит долго, плохо запоминает, быстро забывает.
– мышление – Словесно-логическое мышление развито недостаточно. Операциями анализа и синтеза владеет слабо. Видит лишний предмет, но дает своеобразное обоснование. Не всегда верно может обосновать свои ответы. Выделяет существенные признаки только с помощью взрослого.
6. Личностные особенности ребенка
Особенности поведения: Обучаемость низкая. Не всегда понимает учебные задания, указания, инструкции педагога. Помощь принимает и активно использует, на замечания реагирует адекватно. К игрушкам проявляет избирательный интерес, в игре все предметы использует в соответствии с их функциональным назначением.
Имеющиеся знания: Уровень овладения общеобразовательной программой – низкий. Запас общих сведений об окружающем отстает от возрастной нормы. Сформированность навыков рисования – слабая. Сформированность элементарных математических представлений – знает счет до 20, но не соотносит число с количеством, не умеет сравнивать числа. Знает некоторые буквы. Временные и пространственные представления не сформированы.
Уровень адаптивного поведения: Активный, легко вступает в контакт. Навыки коммуникации, самообслуживания сформированы.
Характеристика речи ребенка: владеет развернутой фразовой речью с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Отношение к занятиям НОД: работает медленно, не доводит начатое дело до конца, требует помощи педагога, затруднения, возникающие в процессе деятельности, не стремится преодолеть, бросает работу.
7. Долгосрочная цель сопровождения:
Создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей, формирование устойчивого интереса ребенка к познавательной мыслительной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения.
8. Задачи:
– Разработать совместно с семьёй и педагогами план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии в соответствии с индивидуальными возможностями и требованиями образовательной программы МБДОУ.
9. Группа сопровождения
Родители: мама, папа.
Педагоги: старший воспитатель, воспитатель в группе, музыкальный руководитель, учитель-логопед.
10. Координатор: воспитатель Никулина Тамара Петровна.
11. Организация работы (примерный перечень содержания работы с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)
Получение образования (программа обучения) в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Тополек» с. Чапаево.
12. Срок реализации индивидуальной программы развития – 2017-2018 учебный год.
13. План психолого – педагогического сопровождения:
№ | Содержание работы | Форма работы | Сроки | Ответственные |
1 | Установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества. | Беседа и анкетирование родителей | Сентябрь | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель |
2 | Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание) | наблюдения, тесты, диагностики | Сентябрь Январь Май | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель учитель-логопед |
3 | Исследование эмоциональных процессов | наблюдения, тесты, диагностики | Сентябрь Декабрь Май | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель |
4 | Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний) | наблюдения, тесты, диагностики | Сентябрь Декабрь Май | воспитатель Никулина Т.П., учитель-логопед |
5 | Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками) | наблюдения, тесты, диагностики | Сентябрь Декабрь Май | воспитатель Никулина Т.П., учитель-логопед |
6 | Диагностика познавательного и речевого развития, социально – коммуникативного | наблюдения, тесты, диагностики | Сентябрь Декабрь Май | воспитатель Никулина Т.П. учитель-логопед |
7 | Информирование о результатах диагностических исследований | Сентябрь Декабрь Май | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель | |
8 | Взаимодействие с педагогами | Индивидуальные беседы Консультации | 1 раз в квартал | Старший воспитатель |
9 | Создание условий для психолого-педагогического сопровождения воспитанника | сентябрь | Администрация сада, педагоги | |
10 | Заполнение индивидуальной карты развития | 1 раз в месяц | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель | |
11 | Взаимодействие с семьёй. Психолого-педагогическое просвещение родителей | Консультации, беседы | 1 раз в месяц | воспитатель Никулина Т.П., учитель-логопед старший воспитатель |
12 | Поддержание интереса ребёнка, поощрение | постоянно | Родители, воспитатели | |
13 | Создание дома индивидуальных условий для развития. | сентябрь | Родители | |
14 | Индивидуальная работа с воспитанником по образовательным областям: – «Социально – коммуникативное развитие»; -«Познавательное развитие», «Речевое развитие»; | НОД, индивидуальные занятия, беседы | постоянно | Воспитатель, учитель-логопед |
15 | Перспективное планирование индивидуальной работы по разделам с учетом результатов в индивидуальной карте развития | Игры и упражнения | сентябрь | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель учитель-логопед |
16 | Развитие восприятия (сенсорных эталонов) | Игры и упражнения направленные на развитие пространственного восприятия, восприятия времени | Ежедневно | Воспитатель Никулина Т.П. Учитель-логопед Гуляева Я.А. |
17 | Развитие внимания | Игры и упражнения направленные на развитие объема внимания, концентрацию и устойчивость внимания | Ежедневно | Воспитатель Никулина Т.П. Учитель-логопед Гуляева Я.А. |
18 | Развитие памяти | Игры, упражнения для развития слуховой и зрительной памяти | Ежедневно | Воспитатель Никулина Т.П. Учитель-логопед Гуляева Я.А. |
19 | Развитие мышления | Задания направленные на развитие мыслительных операций: обобщения, анализ, синтез, сравнение | Ежедневно | Никулина Т.П. Учитель-логопед Гуляева Я.А. |
20 | Развитие речи | Логопедические занятия и занятия воспитателя: Формирование грамматических категорий, обогащение и активизация словаря, работа на слоговой структурой речи, развитие артикуляционной моторики, фонематического слуха, совершенствование грамматический строй речи, развитие связной речи. | 2 раза в неделю | Никулина Т.П. Учитель-логопед Гуляева Я.А. |
21 | Совместная деятельность с детьми и педагогами | Ежедневно | Воспитатели | |
22 | Совместная деятельность со своими родителями | Ежедневно | Родители | |
23 | Самостоятельная деятельность ребенка по интересам режимные моменты | Ежедневно | Воспитатели | |
24 | Оценка промежуточных результатов | Анкетирование, беседы | 1 раз в месяц | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель |
25 | Постановка дальнейших целей и задач | Сентябрь Декабрь Май | воспитатель Никулина Т.П., старший воспитатель учитель-логопед |
Настоящий индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения воспитанника подготовительной группы МБДОУ «Детский сад «Тополек» с.Чапаево» согласован с его родителями.
Источник
Структура индивидуально-образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработана рабочей группой педагогов МОУ «СОШ №5» г. Стрежевой, Томская область.
Руководитель группы: Исалиева Толганай Александровна, учитель начальных классов
Участники: Шамазова Фания Зайнулловна, учитель начальных классов
Сорочкина Виталина Валерьевна, учитель начальных классов
Былинко Лифуза Маликовна, учитель начальных классов
Ходырева Олеся Петровна, психолог.
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ
1. Пояснения
Дети с ограниченными возможностями – это дети, состояние здоровья которых препятствует развитию общеобразовательных программ вне определенных условий образования и обучения, т.е. дети с ограниченными возможностями или дети с временными или постоянными физическими ограничениями и / или умственным развитием. Эти дети учатся в общем образовании. Основная проблема неуспеваемости детей с ограниченными возможностями – это несоответствие интеллектуальной системы ребенка школьной системе. В соответствии с частью 1 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») установлено: «… Содержание образования и условия организации обучения и обучения студентов с ограниченными возможностями (далее -) определяют адаптированную образовательную программу, а для инвалидов также индивидуальную программу реабилитации инвалидов. предназначен для обучения в общеобразовательной школе.
Индивидуальная траектория обучения – это документ, отражающий специфические условия максимальной реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе на заданном образовательном уровне. Индивидуальная образовательный маршрут – это разнообразная образовательная программа, которая дает ребенку возможность освоить образовательную программу, педагогически поддерживая его самоопределение и самореализацию.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными навыками и возможностями обучающегося (степенью подготовки к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Основная цель – создание гуманной образовательной среды в школе с целью социальной и личностной реабилитации детей с ограниченными возможностями и их последующей интеграции в современное социально-экономическое и культурно-нравственное пространство.
ИОМ предлагает решение основных задач:
– создать условия для реализации учебной программы;
-организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с различными формами нарушений развития;
– укрепление и поддержание здоровья обучающихся на основе образовательного процесса;
– создание благоприятного психологического и образовательного климата для реализации индивидуальных навыков с ограниченными возможностями;
-расширение материальной базы школы и вспомогательных ресурсов для организации обучения детей с ограниченными возможностями.
Ожидаемые конечные результаты:
Обеспечение базового уровня образования для учащихся с ограниченными возможностями.
– реализовано на первом образовательном этапе – 4-5 лет:
– второй этап – общее базовое образование – 5 лет.
2. Принципы разработки и реализации
Принцип гуманизации – заключается в реализации личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.
Принцип индивидуального подхода подразумевает необходимость определения индивидуальной цели обучения и воспитания, подбор содержания, выбор форм и методов обучения для каждого ребенка с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, образовательных возможностей и условий. .
Принцип системности – обеспечивает единство обучения, диагностики, коррекции и развития учащимся с ОВЗ, то есть системный подход к анализу особенностей их развития и исправлению нарушений, а также комплексный многоуровневый подход к решению проблемы;
Принцип комплексного подхода – предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения корректирующего компонента в рабочий учебный план, ориентированный на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащихся.
Принцип преемственности – гарантирует непрерывность педагогической помощи с ограниченными возможностями здоровья до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса при реализации ИОМ предполагает постоянное сотрудничество преподавателей, психолога, администрации образовательных учреждений, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения по ИОМ.
Принцип приоритета самостоятельных форм учебной деятельности – предполагает максимальную активность и самостоятельность обучающегося в процессе обучения.
3. Условия реализации
Организационные условия
Индивидуально образовательный маршрут предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическое обеспечение включает:
– оптимальный режим учебных нагрузок;
– коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса;
– учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
– соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
– использование современных педагогических технологий;
– оздоровительный и охранительный режим;
– укрепление физического и психического здоровья;
– профилактику физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся;
– соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
– участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов:
– педагог-психолог;
– социальный педагог;
– учителя- предметники;
– классный руководитель;
– медсестра.
Медсестра контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.2821-10.
Педагог – психолог проводит диагностику эмоциональной сферы, эстетических и познавательных потребностей и оказывает помощь ребенку и родителям (законным представителям) в решении сложных социально-эмоциональных проблем.
Совместно с социальным педагогом, педагогом – психологом и медсестрой комплексное психолого-педагогическое и медико-социального сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет классный руководитель и учителя – предметники.
4. Программно-методическое обеспечение:
-УМК и рабочие программы по учебным предметам;
– диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога
– цифровые образовательные ресурсы.
5. Информационное обеспечение
– создание информационной образовательной среды для дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
– создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
6. Содержание рабочих программ по учебным предметам
Рабочие программы для учащихся с ОВЗ составляются на основе примерных программ по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и ФГОС. Программы определяют цели и задачи изучения предмета, возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. Количество часов, отведенное на изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального учебного плана.
7. Педагогические технологии, формы и методы обучения
и воспитания детей с ОВЗ
1. Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:
– систематический характер обучения;
– логически правильное изучение учебного материала;
и оптимизировать затраты ресурсов при обучении.
2. Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того, индивидуальный подход к ребенку.
3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.
В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.
4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.
5. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к решению учебных и жизненных задач.
6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.
8. Аттестация учащихся
Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:
– текущей и промежуточной аттестации в соответствии с локальными нормативными акта
– государственной (итоговой аттестации) в соответствие с нормативными документами по проведению ОГЭ и ЕГЭ.
9. Ожидаемые результаты внедрения ИОМ:
– уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;
– формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей с ОВЗ;
– включение в систему коррекционной работы школы взаимодействия с другими организациями;
– повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.
В образовательном учреждении созданы комфортные и доступные среды в обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:
– способствующей качественному и доступному образованию;
– предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития;
– обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.
Источники информации: ресурсы интернета и закон об образовании
СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
1.ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
-наименование учреждения
-согласование с родителями
-гриф утверждения руководителем
-назначение программы
-адресность программы
-срок реализации
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка
-цель и задачи
-примерные программы
3.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (расписание урочной и внеурочной деятельности)
4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
БЛОК 1 Общие сведения
-данные о родителях (законных представителях)
-заключение и рекомендации ПМПК
-рекомендации специалистов сопровождения
БЛОК 2 Сведения об усвоении образовательной программы
БЛОК 3 Организация коррекционно-развивающей работы
БЛОК 4 Социализация
5.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ РЕАЛИЗАЦИИ ИОМ (Результаты реализации ИОМ)
6. РЕКОМЕНДАЦИИ
1.Титульный лист
«наименование учреждения»
СОГЛАСОВАНО Родитель (законный представитель) ______________/ ___________/ «___» ______________20__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ « » ____________/ _____________ / Приказ № от «__ »____________ 20___г. |
Индивидуальный образовательный маршрут
обучающегося
____________________________________________________________________
Срок реализации: 4года
Адресность программы:
ИОМ для ребенка ОВЗ
20___-20___ учебный год
2.Пояснительная записка
Ф.И.О. ребенка: Возраст: | |
Школа: Класс: | |
Ф.И.О. родителей: мать | |
Ф.И.О. основного учителя: | |
Группа (особые потребности): | |
Заключение ПМПК: | |
Ф.И.О. специалистов сопровождения:(Приложение к ИОМ) Учитель-логопед: Педагог-психолог: Социальный педагог: | |
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося | |
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка на 2020-2021 уч. год | |
Общие задачи на период реализации ИОП (2020-2021 уч. год) | |
Режим пребывания ребенка в ОО | |
Примерные программы |
3.Индивидуальный учебный план
4.Содержание программы
Блок 1 Общие сведения
Данные о родителях (законных представителях) | Сведения о семье: полная или неполная, состав семьи, адрес проживания, контакты. Есть ли поддержка со стороны других родственников; есть ли у ребенка няня или постоянный сопровождающий. Данная информация важна для понимания необходимости и объема помощи семье ребенка с ОВЗ, а так же для определения режима пребывания ребенка в школе. |
Взаимодействие с семьей | |
Направления взаимодействия | |
Содержание работы | |
Заключение и рекомендации ПМПК | |
Рекомендации специалистов сопровождения |
Блок 2 Сведения об усвоении образовательной программы
Для 2-4 классов итоги успеваемости в виде оценочной таблицы.
Предметы | 1чет | Анализ | 2чет | Анализ | 3чет | Анализ | 4чет | Анализ | Год | Анализ | Промеж. | анализ | ВПР | итог | Анализ |
Русский язык | |||||||||||||||
Математика | |||||||||||||||
Литературное чтение | |||||||||||||||
Окружающий мир | |||||||||||||||
Музыка | |||||||||||||||
ИЗО | |||||||||||||||
Технология |
Сведения об усвоение образовательной программы (для 1класса: результативность – оценка достижения планируемых результатов во всех таблицах указывается одним из трех числовых значений соответственно:
0 – планируемые результаты не достигнуты
1 – достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику
2 – достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику)
Предмет (образовательная область) | Требования стандарта: планируемые предметные результаты на текущий период обучения | Конкретные задачи для ребенка на период | Показатели достижений на конец года | Результативность | Формы оценки индивидуальных достижений, результатов учебной деятельности |
Математика | |||||
Литературное чтение | |||||
Русский язык |
Блок 3 Организация коррекционно-развивающей работы
№ | Наименование | Долгосрочные цели (на учебный год) | Результативность |
1 | Русский язык | ||
2 | Литературное чтение | ||
3 | Математика | ||
4 | Окружающий мир | ||
5 | Музыка | ||
6 | Технология | ||
7 | Изобразительное искусство |
Блок 4 Социализация
Направления деятельности | Конкретные задачи на период | Ответственные | Формы деятельности | Показатели достижения на конец года | Результативность | Формы оценки достижения |
5.Результаты реализации ИОМ
Результат | Цели на будущее | |
Учебная деятельность | ||
Внеурочная деятельность | ||
Коррекционная деятельность | ||
Социализация |
6.Рекомендации:
Учителям:
Родителям:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает обеспечить условия для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто нуждается в специальных условиях обучения – ограниченные возможности здоровья. Одна из форм сопровождения таких детей – индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).
Источник