Индивидуальный маршрут обучения и воспитания ребенка с нарушением в развитии

Индивидуальный маршрут обучения и воспитания ребенка с нарушением в развитии thumbnail

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в психоречевом развитии,

в подготовительной группе МБДОУ «Детский сад «Тополек» с. Чапаево

1. Сведения о ребёнке

– Ф. И. ребёнка – Вася З.

– Дата рождения – 18.05.2011 г.

– Ребенок поступил в МБДОУ из семьи.

2. Социальная характеристика семьи.

– Мать – безработная, имеет среднее неполное образование.

– Отец – постоянного места работы не имеет

– Есть старшие сестра и брат – школьники

– Статус семьи – неблагополучная.

– Степень участия в воспитании: мало занимаются воспитанием ребенка.

– Характер взаимоотношений родителей с ребенком – попустительское отношение родителей к воспитанию.

– Условия проживания, условия быта – семья из четырех человек проживает в отдельной двухкомнатной квартире. У ребенка нет отдельной комнаты, хороших условий для полноценного развития нет.

3. Соматическое здоровье: группа здоровья II, частоболеющий простудными заболеваниями, имеет общее недоразвитие речи (3 уровня), дневной сон хороший, быстро засыпает; аппетит отличный.

4. Особенности моторной сферы: общая моторика в норме, отмечается недостаточность мелкой моторики: карандашом, ножницами владеет с напряжением, ведущая рука – правая.

5. Характеристика познавательной сферы ребенка:

– внимание – недостаточно устойчивое, преобладает непроизвольное внимание, недостаточная концентрация внимания на существенных признаках.

– восприятие – Зрительное и слуховое восприятие в норме, страдает восприятие пространственных отношений: имеет нечеткие представления о правой и левой руке, понятиях «спереди», «сзади»…

– память – недостаточно хорошее запоминание. Слуховая память развита хуже чем зрительная. Произвольная память слабая – учит долго, плохо запоминает, быстро забывает.

– мышление – Словесно-логическое мышление развито недостаточно. Операциями анализа и синтеза владеет слабо. Видит лишний предмет, но дает своеобразное обоснование. Не всегда верно может обосновать свои ответы. Выделяет существенные признаки только с помощью взрослого.

6. Личностные особенности ребенка

Особенности поведения: Обучаемость низкая. Не всегда понимает учебные задания, указания, инструкции педагога. Помощь принимает и активно использует, на замечания реагирует адекватно. К игрушкам проявляет избирательный интерес, в игре все предметы использует в соответствии с их  функциональным назначением.

Имеющиеся знания: Уровень овладения общеобразовательной программой – низкий. Запас общих сведений об окружающем отстает от возрастной нормы. Сформированность навыков рисования – слабая. Сформированность элементарных математических представлений – знает счет до 20, но не соотносит число с количеством, не умеет сравнивать числа. Знает некоторые буквы. Временные и пространственные  представления не сформированы.

Уровень адаптивного поведения: Активный, легко вступает в контакт. Навыки коммуникации, самообслуживания сформированы.

Характеристика речи ребенка: владеет развернутой фразовой речью с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Отношение к занятиям НОД: работает медленно, не доводит начатое дело до конца, требует помощи педагога,  затруднения, возникающие в процессе деятельности, не стремится преодолеть, бросает работу.

7. Долгосрочная цель сопровождения:

Создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей, формирование устойчивого интереса ребенка к познавательной мыслительной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения.

8. Задачи:

– Разработать совместно с семьёй и педагогами план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии в соответствии с индивидуальными возможностями и требованиями образовательной программы МБДОУ.

9. Группа сопровождения

Родители: мама, папа.

Педагоги: старший воспитатель, воспитатель в группе, музыкальный руководитель, учитель-логопед.

10. Координатор: воспитатель Никулина Тамара Петровна.

11. Организация работы (примерный перечень содержания работы с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)

Получение образования (программа обучения) в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Тополек» с. Чапаево.

12. Срок реализации индивидуальной программы развития – 2017-2018 учебный год.

13. План психолого – педагогического сопровождения:

Содержание работы

Форма работы

Сроки

Ответственные

1

Установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.

Беседа и анкетирование родителей

Сентябрь

воспитатель Никулина Т.П.,

старший воспитатель

2

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание)

наблюдения, тесты, диагностики

Сентябрь

Январь

Май

воспитатель Никулина Т.П.,

старший воспитатель

учитель-логопед

3

Исследование эмоциональных процессов

наблюдения, тесты, диагностики

Сентябрь

Декабрь

Май

воспитатель Никулина Т.П.,

старший воспитатель

4

Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)

наблюдения, тесты, диагностики

Сентябрь

Декабрь

Май

воспитатель Никулина Т.П.,

учитель-логопед

5

Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)

наблюдения, тесты, диагностики

Сентябрь

Декабрь

Май

воспитатель Никулина Т.П.,

учитель-логопед

6

Диагностика познавательного и речевого развития, социально – коммуникативного

наблюдения, тесты, диагностики

Сентябрь

Декабрь

Май

воспитатель Никулина Т.П.

учитель-логопед

7

Информирование о результатах диагностических исследований

Сентябрь

Декабрь

Май

воспитатель Никулина Т.П.,

старший воспитатель

8

Взаимодействие с педагогами

Индивидуальные беседы

Консультации

1 раз в квартал

Старший воспитатель

9

Создание условий для психолого-педагогического сопровождения воспитанника

сентябрь

Администрация сада, педагоги

10

Заполнение индивидуальной карты развития

1 раз в месяц

воспитатель Никулина Т.П.,

старший воспитатель

11

Взаимодействие с семьёй. Психолого-педагогическое просвещение родителей

Консультации, беседы

1 раз в месяц

воспитатель Никулина Т.П.,

учитель-логопед

старший воспитатель

12

Поддержание интереса ребёнка, поощрение

постоянно

Родители, воспитатели

13

Создание дома индивидуальных условий для развития.

сентябрь

Родители

14

Индивидуальная работа с воспитанником по

образовательным областям:

– «Социально – коммуникативное развитие»;

-«Познавательное развитие», «Речевое развитие»;

НОД, индивидуальные занятия, беседы

постоянно

Воспитатель, учитель-логопед

15

Перспективное планирование индивидуальной работы по разделам с учетом результатов в индивидуальной карте развития

Игры и упражнения

сентябрь

воспитатель Никулина Т.П.,

старший воспитатель

учитель-логопед

16

Развитие восприятия (сенсорных эталонов)

 Игры и упражнения направленные на развитие пространственного восприятия, восприятия  времени

Ежедневно

Воспитатель Никулина Т.П.

Учитель-логопед Гуляева Я.А.

17

Развитие внимания

Игры и упражнения направленные на развитие объема внимания, концентрацию и устойчивость внимания

Ежедневно

Воспитатель Никулина Т.П.

Учитель-логопед Гуляева Я.А.

18

Развитие памяти

Игры, упражнения для развития слуховой и зрительной памяти

Ежедневно

Воспитатель Никулина Т.П.

Учитель-логопед Гуляева Я.А.

19

Развитие мышления

Задания направленные на развитие мыслительных операций: обобщения, анализ, синтез, сравнение

Ежедневно

Никулина Т.П.

Учитель-логопед Гуляева Я.А.

20

Развитие речи

Логопедические занятия и занятия воспитателя: Формирование грамматических категорий, обогащение и активизация словаря, работа на слоговой структурой речи, развитие артикуляционной моторики, фонематического слуха, совершенствование грамматический строй речи, развитие связной речи.

2 раза в неделю

Никулина Т.П.

Учитель-логопед Гуляева Я.А.

21

Совместная деятельность с детьми и педагогами

Ежедневно

Воспитатели

22

Совместная деятельность со своими родителями

Ежедневно

Родители

23

Самостоятельная деятельность ребенка по интересам режимные моменты

Ежедневно

Воспитатели

24

Оценка промежуточных результатов

Анкетирование, беседы

1 раз в месяц

воспитатель Никулина Т.П.,

старший воспитатель

25

Постановка дальнейших

целей и задач

Сентябрь

Декабрь

Май

воспитатель Никулина Т.П.,

старший воспитатель

учитель-логопед

Читайте также:  Развитие и воспитание культуры ребенка презентация

Настоящий индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения воспитанника подготовительной группы МБДОУ «Детский сад «Тополек» с.Чапаево» согласован с его родителями.

Источник

Структура индивидуально-образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Разработана рабочей группой педагогов  МОУ «СОШ №5» г. Стрежевой, Томская область.

Руководитель группы: Исалиева Толганай Александровна, учитель начальных классов

Участники: Шамазова Фания Зайнулловна, учитель начальных классов

Сорочкина Виталина Валерьевна, учитель начальных классов

Былинко Лифуза Маликовна, учитель начальных классов

Ходырева Олеся Петровна, психолог.

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ

1. Пояснения

Дети с ограниченными возможностями  – это дети, состояние здоровья которых препятствует развитию общеобразовательных программ вне определенных условий образования и обучения, т.е. дети с ограниченными возможностями или дети с временными или постоянными физическими ограничениями и / или умственным развитием. Эти дети учатся в общем образовании. Основная проблема неуспеваемости детей с ограниченными возможностями – это несоответствие интеллектуальной системы ребенка школьной системе. В соответствии с частью 1 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») установлено: «… Содержание образования и условия организации обучения и обучения студентов с ограниченными возможностями (далее -) определяют адаптированную образовательную программу, а для инвалидов также индивидуальную программу реабилитации инвалидов. предназначен для обучения в общеобразовательной школе.

Индивидуальная траектория обучения – это документ, отражающий специфические условия максимальной реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе на заданном образовательном уровне. Индивидуальная образовательный маршрут  – это разнообразная образовательная программа, которая дает ребенку возможность освоить образовательную программу, педагогически поддерживая его самоопределение и самореализацию.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными навыками и возможностями обучающегося (степенью подготовки к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Основная цель – создание гуманной образовательной среды в школе с целью социальной и личностной реабилитации детей с ограниченными возможностями и их последующей интеграции в современное социально-экономическое и культурно-нравственное пространство.

ИОМ  предлагает решение основных задач:

– создать условия для реализации учебной программы;

-организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с различными формами нарушений развития;

– укрепление и поддержание здоровья обучающихся на основе образовательного процесса;

– создание благоприятного психологического и образовательного климата для реализации индивидуальных навыков с ограниченными возможностями;

-расширение материальной базы школы и вспомогательных ресурсов для организации обучения детей с ограниченными возможностями.

Ожидаемые конечные результаты:

Обеспечение базового уровня образования для учащихся с ограниченными возможностями.

– реализовано на первом образовательном этапе – 4-5 лет:

– второй этап – общее базовое образование – 5 лет.

2. Принципы разработки и реализации

Принцип гуманизации – заключается в реализации личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.

Принцип индивидуального подхода подразумевает необходимость определения индивидуальной цели обучения и воспитания, подбор содержания, выбор форм и методов обучения для каждого ребенка с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, образовательных возможностей и условий. .

Принцип системности – обеспечивает единство обучения, диагностики, коррекции и развития учащимся с ОВЗ, то есть системный подход к анализу особенностей их развития и исправлению нарушений, а также комплексный многоуровневый подход к решению проблемы;

Читайте также:  Роль взрослого в психическом развитии умственно отсталого ребенка

Принцип комплексного подхода – предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения корректирующего компонента в рабочий учебный план, ориентированный на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащихся.

Принцип преемственности – гарантирует непрерывность педагогической помощи с ограниченными возможностями здоровья до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.

Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса при реализации ИОМ предполагает постоянное сотрудничество преподавателей, психолога, администрации образовательных учреждений, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения по ИОМ.

Принцип приоритета самостоятельных форм учебной деятельности – предполагает максимальную активность и самостоятельность обучающегося  в процессе обучения.

3.  Условия реализации

Организационные условия

Индивидуально образовательный маршрут  предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическое обеспечение включает:

– оптимальный режим учебных нагрузок;

– коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса;

– учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

– соблюдение комфортного психоэмоционального режима;

– использование современных педагогических технологий;

– оздоровительный и охранительный режим;

– укрепление физического и психического здоровья;

– профилактику физических, умственных и психологических перегрузок

обучающихся;

– соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;

– участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов:

– педагог-психолог;

– социальный педагог;

– учителя- предметники;

– классный руководитель;

– медсестра.

Медсестра контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.2821-10.

Педагог – психолог проводит диагностику эмоциональной сферы, эстетических и познавательных потребностей и оказывает помощь ребенку и родителям (законным представителям) в решении сложных социально-эмоциональных проблем.

Совместно с социальным педагогом, педагогом – психологом и медсестрой комплексное психолого-педагогическое и медико-социального сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет классный руководитель и учителя – предметники.

4.  Программно-методическое обеспечение:

-УМК и рабочие программы по учебным предметам;

– диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога

– цифровые образовательные ресурсы.

5.  Информационное обеспечение

– создание информационной образовательной среды для дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

– создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

6.  Содержание рабочих программ по учебным предметам

Рабочие программы для учащихся с ОВЗ составляются на основе примерных программ по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и ФГОС. Программы определяют цели и задачи изучения предмета, возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. Количество часов, отведенное на изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального учебного плана.

7.  Педагогические технологии, формы и методы обучения

и воспитания детей с ОВЗ

1. Технологии современного традиционного обучения.

Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:

– систематический характер обучения;

– логически правильное изучение учебного материала;

и оптимизировать затраты ресурсов при обучении.

2. Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того, индивидуальный подход к ребенку.

3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.

В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.

4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.

5. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к решению учебных и жизненных задач.

Читайте также:  Фактор играющий определяющую роль в развитии ребенка

6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.

8. Аттестация учащихся

Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:

– текущей и промежуточной аттестации в соответствии с локальными нормативными акта

– государственной (итоговой аттестации) в соответствие с нормативными документами по проведению ОГЭ и ЕГЭ.

9. Ожидаемые результаты внедрения ИОМ:

– уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;

– формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей с ОВЗ;

– включение в систему коррекционной работы школы взаимодействия с другими организациями;

– повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.

В образовательном учреждении созданы комфортные и доступные среды в обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:

– способствующей качественному и доступному образованию;

– предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития;

– обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.

Источники информации: ресурсы интернета и закон об образовании

СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

1.ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

-наименование учреждения

-согласование с родителями

-гриф утверждения руководителем

-назначение программы

-адресность программы

-срок реализации

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

-краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка

-цель и задачи

-примерные программы

3.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (расписание урочной и внеурочной деятельности)

4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

БЛОК 1 Общие сведения

-данные о родителях (законных представителях)

-заключение и рекомендации ПМПК

-рекомендации специалистов сопровождения

БЛОК 2 Сведения об усвоении образовательной программы

БЛОК 3 Организация коррекционно-развивающей работы

БЛОК 4 Социализация

5.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ   РЕАЛИЗАЦИИ ИОМ (Результаты реализации ИОМ)

6. РЕКОМЕНДАЦИИ

1.Титульный лист

«наименование учреждения»

СОГЛАСОВАНО

Родитель (законный представитель)

______________/ ___________/

«___» ______________20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «  »

____________/ _____________ /

Приказ №

от «__ »____________   20___г.

Индивидуальный образовательный маршрут

 обучающегося

____________________________________________________________________

Срок реализации: 4года

Адресность программы:

 ИОМ для ребенка ОВЗ

20___-20___ учебный год

2.Пояснительная записка

Ф.И.О. ребенка:                                   Возраст:

Школа:   Класс:

Ф.И.О. родителей: мать

Ф.И.О. основного учителя:

Группа (особые потребности):

Заключение ПМПК:

Ф.И.О. специалистов сопровождения:(Приложение к ИОМ)

Учитель-логопед:

Педагог-психолог:

Социальный педагог:

Психолого-педагогическая характеристика

обучающегося

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка на 2020-2021 уч. год

Общие задачи на период реализации

ИОП (2020-2021                  уч. год)

Режим пребывания ребенка в ОО

Примерные программы

3.Индивидуальный учебный план

Индивидуальный маршрут обучения и воспитания ребенка с нарушением в развитии

4.Содержание программы

Блок 1 Общие сведения

Данные о родителях (законных представителях)

Сведения о семье: полная или неполная, состав семьи, адрес проживания, контакты.

Есть ли поддержка со стороны других родственников; есть

ли у ребенка няня или постоянный сопровождающий. Данная информация важна для понимания необходимости и объема помощи семье ребенка с ОВЗ, а так же для определения режима пребывания ребенка в школе.

Взаимодействие с семьей

Направления взаимодействия

Содержание работы

Заключение и рекомендации ПМПК

Рекомендации специалистов сопровождения

Блок 2 Сведения об усвоении образовательной программы

Для 2-4 классов итоги успеваемости в виде оценочной таблицы.

Предметы

1чет

Анализ

2чет

Анализ

3чет

Анализ

4чет

Анализ

Год

Анализ

Промеж.

анализ

ВПР

итог

Анализ

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Окружающий мир

Музыка

ИЗО

Технология

Сведения об усвоение образовательной программы (для 1класса: результативность – оценка достижения планируемых результатов во всех таблицах указывается одним из трех числовых значений соответственно:

0 – планируемые результаты не достигнуты

1 – достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику

2 – достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику)

Предмет

(образовательная

область)

Требования стандарта:

планируемые предметные результаты на текущий период

обучения

Конкретные

задачи для ребенка

на период

Показатели

достижений

на конец года

Результативность

Формы оценки

индивидуальных достижений,

результатов учебной

деятельности

Математика

Литературное чтение

Русский язык

Блок 3 Организация коррекционно-развивающей работы

Наименование

Долгосрочные цели (на учебный год)

Результативность

1

Русский язык

2

Литературное чтение

3

Математика

4

Окружающий мир

5

Музыка

6

Технология

7

Изобразительное искусство

Блок 4 Социализация

Направления деятельности

Конкретные задачи на период

Ответственные

Формы деятельности

Показатели достижения на конец года

Результативность

Формы оценки достижения

5.Результаты реализации ИОМ

Результат

Цели на будущее

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Коррекционная деятельность

Социализация

6.Рекомендации:

Учителям:

Родителям:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает обеспечить условия для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто нуждается в специальных условиях обучения – ограниченные возможности здоровья. Одна из форм сопровождения таких детей – индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).

Источник