Индивидуальный маршрут физического развития ребенка с овз в доу
Цель: Развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений Создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно – двигательного аппарата). Создание на основе использования потенциальных возможностей адаптивного физического воспитания предпосылок для наиболее эффективной адаптации детей к реальным условиям жизни, их успешной интеграции (инклюзии) в окружающую среду
Ф. и. ребенка Гогошидзе Таисия
Группа здоровья_3__Физ. группа__подготовительная_
Специалист: инструктор по физической культуре.
Месяц
Дата
Содержание работы
Результат
Сентябрь
–
ходьба по скамейке, «достань платочек»
– прыжок в высоту (платочек выше поднятой руки на 15 см,
– метание вдаль правой и левой руками (3,5-6,5м,
– катание обруча между предметами (между предметами 40-50 см).
– ходьба по следам, из обруча в обруч.
– бросание мяча вдаль из-за головы, от груди, из разных положений (стоя, сидя).
– подлезание под дугами (3дуги на расстоянии 1,5м друг от друга).
– ходьба с перешагиванием через кирпичики.
– прыжки в длину с места до ориентира (20 см).
– подбрасывание и ловля мяча,
– отбивание мяча о пол и ловля его двумя руками.
– ходьба по верёвке боком.
– бросание мяча из-за головы и снизу и ловля его в парах (1,5 м).
– подлезание под шнур не касаясь пола руками (высота 40 см).
Октябрь
– ходьба по верёвке прямо и боком.
– прыжки через верёвку (высота 5-10 см).
– катание мяча одной, двумя руками перед собой по полу.
– подлезание под верёвку, не касаясь пола руками.
– катание мяча между двумя линиями (15-20 см,
– перебрасывание из-за головы мяча по кругу,
– бросание мяча через сетку с расстояния 1,5 м
– ходьба по скамейке с перешагиванием через кубики, по верёвке боком.
– прыжки через лежащую на полу скакалку боком с продвижением вперёд.
– отбивание мяча рукой о пол 3-4 раза.
– бросание мяча через сетку с расстояния 1,5 м
– лазание по лестнице на высоту 2 м.
Ноябрь
– ходьба по скамейке, по верёвке боком, с перешагиванием через кубики.
– спрыгивание с высоты, прыжки в высоту.
– лазание по лестнице на высоту 2 м.
– катание мяча друг другу из разных положений (стоя, сидя) на расстояние 1,5 м. ;
– скатывание мяча по наклонной доске с попаданием в предмет.
– перешагивание через предметы,
– ходьба по наклонной доске,
– спрыгивание с предметов.
Бросание мяча в баскетбольное кольцо от груди, из-за головы (1,5-2)м. Упражнение разведчики (ползание на животе)
Декабрь
– ходьба по следам, по верёвке боком.
– прыжки в длину с места до ориентира (50 см).
– ползание по скамейке на животе.
– скатывание мяча по наклонной доске с попаданием в предмет,
– бросание мяча через сетку с расстояния 1,5 м
– перешагивание через кегли (между ними 70-80 см).
– прыжки через предметы (высота 5-10 см).
– бросание мяча двумя руками от груди через сетку.
– прокатывание мяча между предметами (между ними 40-50 см).
– прокатывание мяча головой вперёд на четвереньках, не отпускать его далеко вперёд, придерживая рукой.
Январь
– ходьба по ребристой доске.
– прыжки на двух ногах через предметы, со скамейки (высота 20 см.)
– отбивание мяча о пол правой и левой руками о пол (4-5 раз,
– метание в горизонтальную цель с расстояния 2-2,5 м правой и левой руками.
– ходьба на двух ногах по верёвке, приставляя пальцы одной ноги к пятке другой ноге.
– прыжки на двух ногах через обручи, со скамейки.
– катание мяча в парах из разных положений (стоя, сидя);
– перебрасывание мяча из-за головы друг другу по кругу (рас. 1,5 м).
– подлезание под верёвкой прямо и боком (высота 40-50 см).
Февраль
– ходьба по скамейке, спрыгивание с неё.
– ходьба по верёвке боком.
– прыжки в длину с места до ориентира (50-60 см).
– подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками.
– прыжки в высоту до предмета.
– скатывание мяча по наклонной доске с попаданием в предмет.
– подлезание в обруч прямо и боком (обруч приподнят на 10 см).
– ходьба по ребристой доске,
– прыжки со скамейки.
– прокатывание мяча головой вперёд на четвереньках, не отпускать мяч далеко вперёд.
– ходьба по наклонной доске.
– отбивание мяча о пол и ловля его,
– перебрасывание мяча через препятствия с расстояния 2 м.
Март
– ходьба по скамейке боком, по верёвке прямо.
– прыжки на двух ногах из обруча в обруч.
– прокатывание мяча между предметами (рас. между ними 40-50 см).
– пролезание в обруч прямо и боком (обруч поднят на10 см).
– лазание по лестнице на высоту 1,2-1,5 м.
– перешагивание через кегли (расстояние между кеглями 70 см).
– прыжки в длину (60 см).
– отбивание мяча о пол.
– ходьба и бег по наклонной доске.
– катание мяча в парах из разных положений,
– бросание и ловля мяча снизу, из-за головы в парах.
Апрель
– равновесие: ходьба по канату прямо и боком приставным шагом.
– прыжки в длину с места до ориентира (расстояние от линии до ориентира 60 см).
– бросание мяча из-за головы с разных положений (сидя, стоя) в парах (расстояние между детьми 1,5 м); через сетку с расстояния 1,5 м (верхний край сетки над полом на высоте поднятой руки ребёнка).
– упражнение «Муравьи» (ползание по полу с опорой на предплечья и колени).
– ходьба по ребристой доске и по гимнастической скамейке с мешочком на голове (высота скамейки 20-25 см).
– прыжки через веревку боком, в длину с места до ориентира (расстояние от линии до ориентира 60 см).
– бросание мяча от груди, из-за головы в баскетбольное кольцо с расстояния 1,5-2 м (баскетбольное кольцо на высоте 1,5 м).
– пролезание прямо и боком в обруч (обруч приподнят над полом на высоту 10 см);
– лазание по гимнастической стенке.
Май
– ходьба по ребристой доске; ходьба и бег по наклонной доске (высота поднятого края доски 35 см, ширина доски 15 см).
– прыжки через веревку боком с продвижением вперед.
– метание мешочков вдаль правой и левой руками от плеча в вертикальную цель с расстояния 1,5-2 м (высота мишени 1,5 м).
– упражнение «Жучок». Сидя на полу, руки в упоре сзади за спиной, ноги вместе, согнуты в коленях. Ползти, продвигаясь вперёд, сгибая и выпрямляя ноги.
– ходьба по скамейке через предметы (высота предметов 15-20 см).
– прыжки через короткую скакалку, в длину с места до ориентира (расстояние от линии до ориентира 60 – 70 см).
– подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками;
– отбивание о пол правой и левой руками и ловля после отскока;
– бросание от груди из разных положений (сидя, стоя) в парах (расстояние между детьми 1,5 м)
– бросание мяча от груди через сетку с расстояния 1,5 м
– ползание по полу с опорой на предплечья и колени.
Индивидуально образовательный маршрут по физической культуре с ребенком 5-го года жизни имеющего нарушение опорно-двигательного аппарата Хайдаров Артем
Цель: Развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений Создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно – двигательного аппарата). Создание на основе использования потенциальных возможностей адаптивного физического воспитания предпосылок для наиболее эффективной адаптации детей к реальным условиям жизни, их успешной интеграции (инклюзии) в окружающую среду
воспитательные: воспитывать морально волевые качества. Сентябрь
Источник
Индивидуальный образовательный маршрут
________________________ФИО ребенка
___________________________Дата рождения ребенка
__________________ № группы
Утверждено:
Заведующий ____________
Согласовано:
(ФИО родителя)__________
Срок реализации: 2019 -2020 учебный год
Общая сведения
Ф.И.О. ребенка | |
Дата рождения | |
Адрес проживания | |
Мать (ФИО, образование, место работы) | |
Отец (ФИО, образование, место работы) | |
Воспитатели: | |
Группа здоровья: | |
Режим пребывания ребенка в ДОУ: | |
Специалисты: Врач: Педагог-психолог: Логопед: Инструктор по физической культуре: Музыкальный руководитель: |
Педагогическая характеристика
ФИО ребенка _________________________________________________________________
С какого времени ребенок посещает детский сад ___________________________________
Посещаемость детского сада ____________________________________________________
- Коммуникативные функции:
– контактность_________________________________________________________________
– проявление негативизма _______________________________________________________
– особенности общения:
со взрослыми______________________________________________________________
со сверстниками ___________________________________________________________
– особенности поведения ________________________________________________________
2. Игровая деятельность: ______________________________________________________
3. Особенности поведения на занятиях:
– отношение к занятиям _________________________________________________________
– поведение на занятиях_________________________________________________________
4. Знания, умения и навыки по программному материалу:
– восприятие цвета _____________________________________________________________
– восприятие формы____________________________________________________________
– количество, счет______________________________________________________________
– временные представления______________________________________________________
– пространственные представления________________________________________________
5. Характеристика речи ребенка:
– запоминание стихотворений____________________________________________________
– умение отвечать на вопросы____________________________________________________
– связная речь__________________________________________________________________
6. Изодеятельность:
– лепка _______________________________________________________________________
– рисование ___________________________________________________________________
– аппликация __________________________________________________________________
7. Особенности моторной сферы:
– ведущая рука ________________________________________________________________
– общая моторика ______________________________________________________________
– мелкая моторика______________________________________________________________
8. Уровень усвоения программы________________________________________________
9. Владение навыками самообслуживания _______________________________________
Психологическая характеристика:
Логопедическое заключение:
Педагогическая проблема:………………………………………………..
Цель индивидуального маршрута: Создание оптимальных условий для гармоничного развития, социализации и адаптации ребенка.
Задачи индивидуального маршрута:
- Оказание поддержки и помощи в саморазвитии и освоении программы дошкольного образования.
- Достижение социального комфорта.
- Развитие самоконтроля и саморегуляции.
- Развитие коммуникативных умений.
- Формирование адекватной самооценки.
Сроки реализации индивидуального маршрута:
Режим дня:
*Рекомендовано посещение (пребывание) ………………………………………. в связи с тем, что ……………..
Содержание ИОМ:
- Адаптация учебного (развивающего) материала.
- Организация дополнительной двигательной нагрузки/ снижения двигательной нагрузки.
- Привлечение помощника воспитателя/психолога для проведения занятий (мероприятий ДОУ).
- Предоставления перерыва для дополнительного приема пищи/лекарств.
- Дополнительный выходной день/сокращение времени пребывания в ДОУ.
Индивидуальный учебный план (на неделю)
Вид деятельности | Количество занятий в неделю | Примечание |
Фронтальные занятия (воспитатель, если необходимо с помощником) | 5 | Ежедневно |
Индивидуальные занятия с воспитателем | 2 | Пн., пт. |
Групповое занятие с педагогом-психологом | 1 | Ср. |
Индивидуальные занятия с педагогом-психологом | 1 | Вт. |
Индивидуальные занятия с инструктором по физической культуре | 1 | Пт. |
Индивидуальные занятия с музыкальным руководителем | 1 | Чт. |
Индивидуальные занятия с логопедом | 1 | Пн. |
На основании коллегиального заключения медико-психолого-педагогического консилиума:
- Воспитатель организует работу по формированию предпосылок к возникновению и развитию речи, коммуникативных, социокультурных навыков, навыков самообслуживания, представлений об окружающем мире в соответствии с планом индивидуальной работы.
- Педагог-психолог организует работу по формированию познавательного интереса, коррекции мыслительной деятельности в соответствии с планом индивидуальной работы.
- Инструктор по физической культуре организует развитие мелкой и общей моторики.
- Музыкальный руководитель
- Логопед
- Старший воспитатель оказывает методическую помощь всем участникам образовательного процесса на каждом этапе реализации ИОМ, предоставляет возможность обучения и повышения профессиональной компетентности педагогов, необходимой для выполнения ИОМ.
План работы с родителями
№ п/п | Содержание деятельности | Срок исполнения | Ответственный исполнитель | |
1. | Ознакомление с результатами диагностики специалистов | |||
2. | Консультация специалистов | В течение года (по необходимости) | ||
3. | Участие в семейных клубах «Радуга» | |||
4. | Привлечение к созданию творческих работ и участию в выставках ДОУ | |||
5. | Ознакомление с особенностями реализации ИОМ | |||
6. | Получение письменного разрешения на реализацию ИОМ | |||
7. |
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы
Развивающая среда в группе построена с учетом требований ФГОС дошкольного образования и адаптированной образовательной программы ДОУ. При организации развивающей предметно-пространственной среды учтены принципы ее построения. Предметно-пространственная среда во всех группах безопасна: мебель и
крупное игровое оборудование закреплены, не имеют дефектов, их расстановка в группе рациональна.
Доступность среды обусловлена возрастными и индивидуально-типологическими особенностями воспитанников. Игровое оборудование, материалы и игрушки находятся в свободном доступе. Пособия для индивидуальной работы и инструменты, требующие особого обращения (ножницы, стеки, мелкие и хрупкие предметы) находятся в закрытых нишах с условными обозначениями.
Среда полифункциональна и трансформируема. В группе предусмотрено зонирование для всех видов деятельности: познавательной, игровой, художественно- творческой, театрализованной, конструктивной, двигательной, трудовой. Наполняемость центров соответствует возрастным потребностям детей.
Учитывая важность социального развития дошкольников, в группе организованы уголки сюжетно-ролевой игры «Семья». В группе имеется необходимое оборудование для организации предметно-игровой деятельности.
Для организации художественно-творческой деятельности детей в группе имеется необходимое оборудование (ножницы, краски, кисти, клей, пластилин, бумага и картон, бросовый материал, подставки, салфетки и т.д.), которое используется на занятиях, а так же в свободной деятельности по требованию детей и под руководством педагогов. Для самостоятельной творческой деятельности детей центр изобразительного искусства содержит материалы для рисования (бумага, краски, цветные карандаши, трафареты, книжки-раскраски), образцы детских работ.
В группе имеется дидактическая кукла с набором одежды по сезонам. Игротека пополнены разнообразными авторскими играми и пособиями на развитие сенсорных представлений, мышления, памяти и внимания.
Зона конструктивных игр отличается доступностью и удобством расположения, содержит машины разных размеров, разнообразный строительный материал, разные виды конструкторов.
Книжный уголок отличаются разнообразием и содержательностью материала. Детская литература подобрана в соответствие с возрастом и программными требованиями. В группе помимо традиционной художественной литературы имеются подборки разнообразных музыкальных детских книг.
Для организации разных видов двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур, в группе организован спортивный центр, в котором имеются предметы физкультурного и спортивно-игрового оборудования и инвентаря, позволяющие более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребёнка, стимулировать самостоятельную двигательную активность. Пособия для закаливающих процедур представлены разнообразными массажёрами.
В группе имеется уголок уединения.
Все помещения группы оформлены эстетично и педагогически целесообразно. В дизайне использованы фотографии различной тематики, плакаты по лексическим темам и основам безопасной жизнедеятельности, детские работы. Характерным является многофункциональное использование помещений.
*Необходимо отразить особенности организации групповой среды для конкретного ребенка.
В начале года | В середине года | В конце года | |
Социально-коммуникативное развитие | |||
Демонстрация эмоциональной, мимической реакции на ласковое обращение знакомого взрослого. | + | ||
Давать позитивное двигательное подкрепление эмоциональной реакции; | – | ||
Давать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки); | + | ||
Понимание указательного жеста руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении; | _ | ||
Демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым: – принимать помощь взрослого, | _ | ||
– разрешать дотрагиваться до своих рук, | + | ||
– принимать поглаживание по голове, | + | ||
Выполнять со взрослыми совместные действия (мытье рук пользование ложкой, рисование мелом, рисование карандашом, раскатывание теста и т.д.) | + | ||
Фиксировать взгляд на яркой звучащей игрушке и во время действия с ней, | _ | ||
Прослеживать перемещение игрушки по горизонтали на расстояние до 30 см; | – | ||
Прослеживать перемещение игрушки по вертикали на расстояние до 30 см; | – | ||
Откликаться на свое имя | _ | ||
Называть свое имя, | _ | ||
Узнавать себя в зеркале, | + | ||
Узнавать себя на индивидуальной фотографии | _ | ||
Положительно реагировать на приход в группу воспитателя и взаимодействовать с ним; | + | ||
Положительно реагировать на одного из сверстников ( друга, подругу), выделять его среди других детей; | + | ||
Находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта; | _ | ||
Выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения | _ | ||
Выполнять по речевой инструкции 3-4 элементарных действия игрушками. | _ | ||
Обучение игре | |||
Проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними; | = | ||
Выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая другим; | _ | ||
Не совершать неадекватные действия с куклой и машиной; | + | ||
Выражать положительное эмоциональное отношение к кукле; | _ | ||
По просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия – кормить куклу, катать в | _ |
Контроль результатов реализации ИОМ (Мониторинг реализации ИОМ)
коляске; | |||
Нагружать в машинку игрушки, перевозить их. | – | ||
Культурно-гигиенические навыки | |||
Пользоваться туалетом аккуратно | _ | ||
Мыть руки; | + | ||
Пользоваться своим полотенцем; | _ | ||
Самостоятельно вытирать руки; | + | ||
Садиться за стол на свое место; | _ | ||
Вытирать рот и руки салфеткой; | _ | ||
Не выходить из-за стола, не окончив еды; | _ | ||
Знать свой шкафчик для одежды; | _ | ||
Аккуратно складывать одежду на стул, ставить обувь на место; | _ | ||
Пользоваться помощью взрослого | |||
Благодарить за оказанную помощь | |||
Речевое развитие | |||
Пользоваться невербальными формами коммуникации; | _ | ||
Пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки; | _ | ||
Проявлять интерес к окружающему: – людям, | _ | ||
– действиям с игрушками и предметами | _ | ||
Рассказывать об окружающем; | |||
Слушать и проявлять интерес к речевым высказыванием взрослых:
| _ | ||
Воспроизводить знакомые звукоподражания, | – | ||
Воспроизводить лепетные слова и усеченные фразы; | |||
Выполнять действия по простым речевым инструкциям, | _ | ||
Отвечать на простые вопросы: – о себе, | _ | ||
– ближайшем окружении. | _ | ||
Познавательное развитие | |||
Сенсорное развитие | |||
Воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»; | _ | ||
Различать свойства и качества предметов: – мокрый – сухой, | – | ||
– большой – маленький, | – | ||
– сладкий – горький, | – | ||
– горячий – холодный. | – | ||
Воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов: | _ |
– большой – маленький, | _ | ||
– горячий – холодный, | – | ||
– кубик – шарик. | – | ||
Сличать два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик»; | – | ||
Дифференцированно реагировать на звучание определённых музыкальных инструментов (выбор из трёх); | – | ||
Складывать разрезную картинку из двух частей; | – | ||
Учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится, кубик стоит, не катится, большой домик для большой матрешки, маленький – для маленькой. | – | ||
Дифференцировать звукоподражание («Кто тебя позвал?»: выбор из двух – трех предметов или картинок). | – | ||
Конструирование | |||
Положительно относиться к процессу и результатам конструирования; | – | ||
Узнавать и называть знакомые постройки и конструкций; | – | ||
Создавать простейшие постройки и конструкции; | – | ||
Создавать простейшие постройки из строительного материала; | – | ||
Создавать простейшие постройки из палочек; | – | ||
Проявлять интерес к выполнению коллективных построек | – | ||
Совместной игре с ними; | – | ||
Создавать поделки и конструкции в разных условиях – на полу и на столе; | – | ||
Понимать слова, используемые педагогом при создании конструкций, – возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, палочка, дорожка, лесенка, ворота, гараж, заборчик; | – | ||
Играть, используя знакомые постройки. | – | ||
Ознакомление с окружающим | |||
Называть свое имя | – | ||
Отвечать на вопрос: «Ты мальчик или девочка?» | – | ||
Показывать части тела и лица, отвечая на вопрос: «Покажи, чем ты ходишь», «Покажи, чем смотришь», «Чем ты слушаешь?»; | – | ||
Показывать на фотографии (выделив из трех) – себя | – | ||
– маму | + | ||
– папу | _ | ||
Показывать или называть отдельные предметы – одежды, | + | ||
– посуды, | + | ||
– игрушки | + | ||
Узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых – животных, | _ | ||
– птиц | – |
Отвечать на вопрос, указывая жестом или словом (где солнышко, дом, машина, вода, дерево). | – | ||
Художественно-эстетическое развитие | |||
Лепка | |||
Активно реагировать на предложение взрослого полепить; | – | ||
Соотносить лепные поделки с реальными предметами; | – | ||
Лепить по просьбе взрослого знакомые предметы, и прямыми движениями (колбаску, баранку). | – | ||
Раскатывая пластилин между ладонями круговыми (колобок). | – | ||
Положительно относиться к результатам своей работы; | – | ||
Аппликация | |||
Адекватно реагировать на предложение выполнить аппликацию, состоящую из одного предмета; | – | ||
Наклеивать заготовку | – | ||
Соотносить аппликацию с реальными объектами; | – | ||
Положительно относиться к результатам своей работы. | – | ||
Рисование | |||
Адекватно реагировать на предложение взрослого порисовать, | – | ||
Изображать знакомые предметы; | – | ||
Обследовать предмет перед рисованием, | – | ||
Обводить по контуру; | – | ||
Положительно относиться к результатам своей работы. | – | ||
Музыкальное воспитание | |||
Различать знакомые музыкальные произведения, | – | ||
Эмоционально реагировать действием, жестом и словом на звучание знакомой мелодии (выбор и? |