Индивидуальный маршрут физического развития ребенка с нарушением слуха

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР (для детей с нарушением слуха (слабослышащий ребенок) разработан в соответствии образовательной программы МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка» с учетом общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Рекомендациями ЦПМПК (центральной психолого –медико –педагогической комиссии).

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)

Срок реализации: 2018-2019 учебный год

Цель: – создание условий для развития ребенка с нарушением слуха, открывающими возможности для его позитивной социализации, личностного и творческого развития на основе сотрудничества со взрослыми и

сверстниками и, соответствующими возрасту, видами деятельности.

Задачи:

• оказание коррекционной помощи в овладении ребенком программного материала;

• психолого-педагогическое изучение ребенка с целью уточнения состояния слуха и интеллекта;

• обогащение общего развития ребенка с проблемами слуха;

• разработка ИОМ с учётом образовательных потребностей и способностей ребенка;

• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям ребенка;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка в том числе его эмоционального благополучия;

• обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.

Основные направления коррекционной работы

НаправленияСодержание работы
Развитие мелкой моторикиМозаика, конструирование, ручной труд, дидактические игры
Развитие артикуляционного аппаратаАртикуляционная гимнастика, упражнения с зеркалом, упражнения – подражания.
Слухо – зрительное восприятиеСюжетно –ролевые игры, чтение по табличкам, фонетическая ритмика, дидактическое упражнение «Звук и буква»
Обучение произношениюГолосовые упражнения, дыхательные упражнения, пополнение активного и пассивного словаря.
Развитие мышления, памяти, восприятия, внимания.Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Геометрические фигуры».
Рассматривание иллюстраций с последовательно развивающим сюжетом (например, «Репка»

Организованная образовательная деятельность

(в соответствии с планированием, по расписанию ООД),

включение коррекционных задач во время проведения ООД по продуктивной и конструктивной деятельности.

 

Календарно – тематическое планирование коррекционной работы

ПериодФормы работыЦель
Сентябрь, октябрь, ноябрьНастольно – печатная игра
Мозаика
Развитие мелкой моторики пальцев рук, умение подбирать цвета по подражанию педагога
 Игровое упражнение
Кто скорее свернет ленту
Развивать мелкую моторику пальцев рук, формировать точность движений
 Упражнения
«Шнуровки»
Развивать мелкую моторику пальцев рук, развития восприятия
 Конструирование. Мебель (диван)Учить ребенка делать постройку – предмет мебели. Уточнить представление об этом предмете, его назначении.
 Ручной труд
«Ежик»
Развивать желание заниматься ручным трудом, обучать ребенка действовать с различным природным материалом.
 Дидактическая игра
Переложи игрушки
Развивать движения кистей рук, развивать зрительное восприятие.
Декабрь, январь, февральДидактическая игра
Один и много
Учить отличать на слух однократные и многократные звучания
 Игровое упражнения на классификацию
«Что желтое, зеленое, синее, красное?
Учить различать цвета
 Игровое упражнение
«Палочки»
Учить схематически изображать различные предметы с помощью палочек разной величины
 Дидактические игры
Обведи контур фигуры, Раскрась фигуру
Уточнить знания ребенка о различных геометрических формах.
 Дыхательные упражнение
«Буря в стакане»
В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и через нее, следить, чтоб, не надувались щеки.
 
 Дидактическая игра
Найди маме деток
Учить подбирать детенышей животных к взрослым животным по описанию или методом подбора.
 Работа в рабочей тетради (прописи)Развитие мелкой моторики пальцев рук.
 Игровое упражнение
Сложи квадрат
Учить составлять целое из разных геометрических фигур
 Конструирование по замыслуРазвивать желание строить для кого – либо, украшая постройку, используя различные цветовые решения.
Март, апрель, майФонетическая ритмика 

Гласные звуки.

Звук «А». «Девочка плачет»

Ребенок вытягивает руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а..», он плавно разводит руки в стороны ладошками вверх.

Звук «О». «Зуб болит»

Ребенок соединяет опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», он плавно поднимает руки через стороны вверх и соединяет их в кольцо над головой.

Звук «У». «Паровозик гудит»

И.п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», ребенок давящим движением выпрямляет руки вперед и вниз.

Звук «Э». «Мальчик кричит»

И.п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», ребенок плавно сгибает руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч.

Звук «И». «Иголочка»

И.п.: руки согнуты в локтях, произнося «и-и-и» в улыбке, от уголков губ «тянем улыбку» указательными пальцами, разводя руки.

Звук «Ы». «Медвежонок рычит»

И.п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», ребенок с усилением отводит в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).

Звук «Ы». произносится сердито.

Согласные звуки:

Звук «С». «Чайник свистит»

Губы растянуты в улыбке. Ребенок тянет «с-с-с-с», руки согнуты в локтях, попеременно поднимает вверх и опускаем вниз.

Звук «З». «Комарики летят»

Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «з-з-з…», ребенок имитирует полёт комаров.

Звук «Ц». «Мальчик просит не шуметь»

Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «Ц», ребенок подносит указательный палец к губам, как бы призывая к тишине.

Звук «Х». «Греем ручки»

Подносим обе ладошки ко рту и дышим на звук «х-х-х» .

Звук «Ш». «Змейка ползёт»

Губы вытягиваем вперёд. Произнося «ш-ш-ш…», быстро трут ладошки друг о друга.

Звук «Ж». «Жучок летит»

И.п.: руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «Ж-ж-ж…», ребенок совершает быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяет движение с разжатыми пальцами.

Звук «Щ». «Мячик спускает воздух»

И.п.: руки согнуты на уровне груди, локти внизу, ладони от себя. Коротко и многократно произнося звук «Щ», ребенок ритмично двигает руками вперёд – назад.

Звук «Ч». «Девочка просит не шуметь»

На звук «ч-ч-ч» подносим указательный палец к губам, имитируя тишину.

Звук «Л». «Пароход гудит»

Закусив кончик языка ребенок гудит как пароход «л-л-л», при этом покачиваясь вправо – влево.

Звук «Р». «Собачка рычит»

И.п.: произнося «р-р-р-…», ребенок делает вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие, напряженные.

Звук «Д». «Пулемёт»

Губы растянуты в улыбке. Ребенок быстро произносит «д-д-д», при этом руки сжаты в кулачки и быстро, поочерёдно отталкиваем каждый кулачок от себя.

Звук «Т». «Молоточек»

Губы растянуты в улыбке. Ребенок произносит «т-т-т», при этом ударяя кулак о кулак, как будто забивают гвозди.

Звук «М». «Коровка»

Ребенок произносит «м-м м-муу», при этом изображая коровку (рога)

Звук «Н». «Лошадки»

Погоняем лошадку «н- н- ноо» и поскакали «щёлкаем язычком»

Звук «Б». «Барабан»

Ребенок произносит «б-б-б» при этом указательные пальцы работают как «барабанные палочки»

Звук «П». «Лопнул шарик»

Ребенок произносит «п-п-п», при этом работают кисти рук ( из кулачков выпрямляем пальчики)

Звук «В». «Вьюга»

Ребенок произносит «в-в-в», при этом выполняя волнообразные движения руками.

Звук «Ф». «Задуваем свечку»

Ребенок дует на ладошки на звук «ф-ф-ф».

Звук «К». «Пистолет»

Ребенок произносит «к-к-к», при этом руками показывает пистолет.

Звук «Г». «Гусята»

Ходьба на месте, гогочем как гусята «га-га-га».

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений показывает что:

• У ребенка активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

• Улучшается фонематический слух;

• Нормализуется речевое дыхание;

• Формируется умение изменять силу и высоту голоса;

• Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;

• Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

Предложите ребенку закрыть глаза и послушать тишину. Конечно, полной тишины вокруг вас не будет, а будут разные звуки: тиканье часов, хлопанье двери, разговоры, сигнал машины с улицы и крики ребятишек на площадке. Когда ребенок откроет глаза, спросить его, что за звуки он услышал в тишине. Расскажите о тех звуках, которые удалось услышать вам. Можно играть в эту игру в группе, на детской площадке, — каждый раз вы услышите разные звуки.

«Слушаем тишину»

«Скажи, что ты слышишь? »

Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)

«Узнай по звуку».

Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.

“Поставь по порядку”

Показать ребенку музыкальные инструменты, которые в ходе игры он

должен будет узнать по звучанию. Поиграйте на каждом из них на глазах у ребенка. Скажите: “Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит”. Предложите ребенку поиграть на игрушечных музыкальных инструментах. Расскажите ему о правилах игры: “Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая музыкальная игрушка звучала. Какая игрушка звучала первой, какая последней”.

“Коробочка гремит”

Предложите ребенку послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщите услышанное: “Коробочки гремят”. Поставьте все коробочки на стол в один ряд.

Предложите ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят.

Попросите найти две одинаково звучащие коробочки.

«Найди звук»

Вам понадобится самостоятельно звучащий предмет – игрушка, будильник или, в крайнем случае, телефон. Спрячьте его в укромном месте, и попросите его найти. Ребенку постарше можно завязать глаза и звенеть колокольчиком или бубном.

«Найди игрушку».

Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.

«Извлекаем звуки из всего»

Покажите ребенку, что ложкой, карандашом или палкой можно извлекать звуки изо всех окружающих предметов: стены, стола, шкафа, тарелки и так далее. Разные предметы будут давать разные звуки: громкий и тихий, звонкий и глухой. Если взять металлическую, деревянную и пластиковую ложки, то из одного и того же предмета получатся разные звуки.

«Капельки»

Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.

Взрослый объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Взрослый показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

Перспективное планирование работы с родителями

Сентябрь

ТемаФормы работы
«Научите меня говорить»
«Мастерская добрых дел, ручная умелость»
«Наглядность»
Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей» ( знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию мелкой моторики
Консультация: «Значение мелкой моторики рук для всестороннего развития детей ( поделки из природного материала «Дары осени»)
Уголок для родителей.
Оформление папки «Мелкая моторика»
.

Октябрь

ТемаФормы работы
«Мастерская добрых дел»
«Наглядность»
Консультация – практикум «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературой.
Дополнение в папку «Мелкая моторика»

Ноябрь

ТемаФормы работы
«Школа здоровья»
«Наглядность»
Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви»
Папка – передвижка «Комплекс упражнений для глаз»

Декабрь

ТемаФормы работы
«Игра – это серьезно»Консультация «Семейный Новый год»
«Наглядность»«Создание папки «НЕ Болей –ка»

Январь

ТемаФормы работы
Мастерская добрых дел; ручная умелостьПрактическая работа «Кормушка своими руками» (дома с папой)
«Наглядность»Дополнение в папку «Не – Болейка»

Февраль

ТемаФормы работы
«Игра – это серьезно»«Играем с папой» (консультация)
Папка – передвижка «Игры для здоровья»

Март

ТемаФормы работы
«Научите меня говорить правильно»
«Мастерская добрых дел»
Беседа «Речевое развитие в общении со сверстниками»
Практическая работа «Коврик для мамы» (изготовление коврика с использованием пластилина)

Апрель

ТемаФормы работы
«Родительский университет»
«Наглядность»
Беседа: «Наказание – в чем его смысл?» (о методах воспитания)
Выставка детских книг, дидактических пособий

Май

ТемаФормы работы
«Игра – это серьезно»
«Наглядность»
Консультация: «Движение это – жизнь» (подвижные игры)
Папка – передвижка «Все о здоровье» (подвижные игры).

Литература

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Гербова В.В., ФГОС Развитие речи в детском саду. (6 -7 лет). Подготовительная к школегруппа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Головчиц Л. А. «Дидактические игры для детей с нарушением слуха». –М.: ООО УМУЦ ГРАФ ПРЕСС, 2003

Пфафенродт А, Н. «Фонетическая ритмика» -М.: Владос, 1996

.

Источник

ГБОУ СО “Школа-интернат АОП №1 г.Энгельса”

Программа индивидуальных занятий

по хореографии

Автор педагогической разработки:

Педагог дополнительного образования

Бабич Т. Ю.

2017-2018

Цель индивидуального образовательного маршрута: создание более благоприятных условий для самовыражения и самореализации учащихся. Специально разработанные занятия для достижения обучающимися полного освоения программы. Углубленное обучение хореографией непосредственно индивидуальным занятиям, которые

Способствуют творческой самореализации личности ребенка и адаптации его в обществе.

будет знать:

– исполнение танцевальной формы – дуэт, соло;

 -составляющие компоненты хореографического номера.

будет уметь:

– выполнять задания на основе импровизации и сочинительства;

– исполнять движения, комбинации портерной гимнастики в хореографических постановках;

– владеть навыками в разных направлениях хореографии;

станет:

– физически сильнее и выносливее;

– воплощать свои идеи в творческой деятельности при выполнении конкретных заданий;

– исполнителем сольных танцевальных номеров.

Залогом успешности реализации является:

– использование разнообразных форм и методов организации образовательной деятельности;

– создание на занятиях ситуаций, позволяющих каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность;

− создание обстановки для творческого самовыражения, занимающихся детей на индивидуальных занятий.

Индивидуальные образовательные маршруты ежегодно корректируются в рамках тематического планирования, индивидуальных особенностей и творческого роста обучающегося, и адаптируется в зависимости от возрастной категории и физических способностей учащегося и творческих задач коллектива.

Индивидуальный дополнительный образовательный маршрут

к основой программе «Сольный танец»

Для обучающейся в студии «Карамель» (кружок «Адажио»):

Екатерина Л.

Сроки реализации маршрута – сентябрь – май 2015 – 2018 уч. год.

Возраст обучающейся – 11 лет

Представленный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающейся. Создание условий для самовыражения и самореализации обучающейся, а так же социализации методом сольных выступлений, подготовка танцевальных номеров требующих определенных способностей и возможностей.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Хореографической студии “Карамель”

(Танцевальный кружок (Адажио)

месяц

1 год

(содержание работы)

2 год

(содержание работы)

3 год

(содержание работы)

сентябрь

Упражнения для растяжки

Повтор предыдущего материала.

Повтор танцевальных, движений, комбинаций

октябрь

Специальные упражнения для достижения силы ног

Упражнения на ориентировку в пространстве.

Изучение нового танцевального номера.

ноябрь

Постановка танцевальных комбинаций, отработка отдельных элементов

Повтор сольного танцевального номера. Изучение новых движений.

Упражнения для пластичности и растяжки.

декабрь

Разработка сольного танцевального номера, изучение партерной гимнастики

Обучение танцевальной форме –дуэт, отработка хореографических комбинаций.

Демонстрация новой танцевальной постановки.

январь

Демонстрация сольного выступления

Изучение нового номера, отработка комбинаций.

Выступление на школьных мероприятиях.

февраль

Танцевальные упражнения для развития пластичности.

Выступление на школьных мероприятиях.

Повтор танцевальных движений, комбинаций

март

Выступление на школьных мероприятиях.

Демонстрация сольного выступления.

Отработка всего танцевального материала.

апрель

Повтор танцевальных движений, комбинаций.

Выступление на танцевальных фестивалей.

Упражнения партерной гимнастики.

май

Упражнения партерной гимнастики.

Повтор изучаемого учебного материала.

Участие на конкурсе в номинации – танцевальное соло.

Цель индивидуального образовательного маршрута: создание более благоприятных условий для самовыражения и самореализации учащихся. Специально разработанные занятия для достижения обучающимися полного освоения программы. Углубленное обучение хореографией непосредственно индивидуальным занятиям, которые

Способствуют творческой самореализации личности ребенка и адаптации его в обществе.

будут знать:

– основную программу по хореографии;

-составляющие компоненты хореографического номера.

будут уметь:

– исполнять движения по содержанию программы;

 – владеть навыками по направлению основы классического танца.

станут:

– физически сильнее и выносливее;

– правильно исполнять комбинации и танцевальные постановки.

Залогом успешности реализации является:

– использование разнообразных форм и методов организации образовательной деятельности;

− создание обстановки для развития творческих способностей.

Индивидуальные образовательные маршруты ежегодно корректируются в рамках тематического планирования, индивидуальных особенностей и творческого роста обучающегося, и адаптируется в зависимости от возрастной категории и физических способностей учащегося и творческих задач коллектива.

Индивидуальный дополнительный образовательный маршрут

к основой программе – для новых поступивших в студию «Карамель»

Обучающиеся:

1. Глеб Г

2. Яна Л.

Сроки реализации маршрута – сентябрь – май 2017 – 2018 уч. год.

Возраст обучающейся – 9, 10 лет

Представленный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на полное усвоение программы и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся. Создание условий для самовыражения и самореализации обучающихся, а так же социализации методом коллективного выступлений.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Хореографической студии «Карамель»

Раздел обучения

месяц

Содержание работа

I раздел (обучение основам классического танца)

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Изучение позиций ног и рук; формирование правильного корпуса; изучение танцевальной терминологией; обучение экзерсиса у станка; изучение движений по диагонали.

II раздел (освоение портерной гимнастики)

Декабрь Январь

Упражнения для растяжки (подготовка к шпагату); изучение и исполнение гимнастических упражнений и движений (колеса, мостики и др.).

Iраздел (обучение основам классического танца)

Февраль

Март

Апрель

Исполнение классического экзерсиса у станка; изучение танцевальных движений на середине зала; повтор выученного материала.

II раздел (освоение портерной гимнастики

Май

Исполнение танцевально – гимнастических комбинаций с различной атрибутикой (флажки, ленточки и др.).

Цель индивидуального образовательного маршрута: создание более благоприятных условий для самовыражения и самореализации учащихся. Специально разработанные занятия для достижения обучающимися полного освоения программы. Углубленное обучение хореографией непосредственно индивидуальным занятиям, которые

Способствуют творческой самореализации личности ребенка и адаптации его в обществе.

будут знать:

– основные моменты обучения занятий на пуантах;

– правильное исполнение движений;

–  краткую историю зарождения танца на пуантах и первых балерин.

 будут уметь:

– исполнять движения на пальцах (на пуантах);

 – владеть навыками по направлению основы классического танца.

станут:

– физически сильнее и выносливее;

– правильно исполнять движения и комбинации.

Залогом успешности реализации является:

– использование разнообразных форм и методов организации образовательной деятельности;

− создание обстановки для развития творческих способностей.

Индивидуальные образовательные маршруты ежегодно корректируются в рамках тематического планирования, индивидуальных особенностей и творческого роста обучающегося, и адаптируется в зависимости от возрастной категории и физических способностей учащегося и творческих задач коллектива.

Индивидуальный дополнительный образовательный маршрут

к основой программе – для новых поступивших в студию «Карамель»

Обучающиеся:

1. Аня Ф.

2. Настя Н.

Сроки реализации маршрута – сентябрь – май 2018- 2019  уч. год.

Возраст обучающейся – 10 – 11 лет

Представленный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на полное усвоение программы и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся. Создание условий для самовыражения и самореализации обучающихся, а так же социализации методом коллективного выступлений.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Хореографической студии «Карамель»

месяц

Содержание работа

Сентябрь

Подготовка к пуантам:

Изучение теории исполнения упражнений на пуантах; упражнения для подготовки стоп; обучение движениям на полупальцах; упражнения на развитие равновесия.

Октябрь

Упражнения на развитие силы мышц; исполнение классических движений на полупальцах; упражнения на развитие равновесия.

Ноябрь

Повторение истории первых балерин; растяжка, портерная гимнастика; упражнения на ориентировку в пространстве.

Декабрь

Правильное разъяснение о подготовке пуантов к занятиям; повтор предыдущих упражнений; первоначальные упражнения на пуантах;

Январь

Упражнения для разогрева стоп; Упражнения на пуантах; изучение движений на пуантах; упражнения на развитие равновесия; упражнения на ориентировку в пространстве.

Февраль

Изучение классических движений на пуантах; повторение истории первых балерин; изучение исполнения танцевальных движений на полупальцах на середине зала.

Март

Повтор предыдущих упражнений; упражнения на развитие силы мышц; упражнения на пуантах.

Апрель

Исполнение классических движений у станка на пуантах; растяжка, портерная гимнастика; упражнения на ориентировку в пространстве.

Май

Повтор предыдущих упражнений; изучение исполнения танцевальных движений на полупальцах на середине зала; исполнение классических движений у станка на пуантах.

Источник