Индивидуальный коррекционный маршрут развития для ребенка
Коррекционный маршрут ребенка
Логопедическое заключение: ОНР I уровня
- Развитие слухового и зрительного внимания.
– Учить внимательно вслушиваться в речь взрослых.
– Формирование слухового внимания к речевым и неречевым звукам (игра «Звучащие игрушки»: бубен, погремушка, колокольчик; игра «Звучащие предметы»: льется вода, поворот ключа в замке, рвется бумага), умение дифференцировать их на слух.
– Развитие дифференциации громкого и тихого звучания («Эхо»).
– Формирование зрительного внимания и восприятия («Чего не стало?», «Что лишнее?»)
- Формирование целеноправленной воздушной струи.
– Развитие длительного плавного выдоха (упражнения: «Осенние листочки», «Задуй свечу», «Подуй на снежинку».)
– Развитие речевого дыхания, ощущений движения органов дыхания (упражнение «Приятный запах»).
- Накопление пассивного словаря.
– Учить правильно выполнять простые речевые инструкции, адекватно использовать звукоподражательные слова в конкретной ситуации общения.
– Учить ребенка жестовой речи (прощание, согласие и несогласие; указательным жестам, которые показывают положение предмета в пространстве).
– Развитие навыка ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).
- Развитие понимания речи.
– Учить ребенка по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.
– Учить ребенка показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.
– Учить отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).
- Формирование начального детского лексикона и развитие активной подражательной речевой деятельности.
– Учить подражанию: голосам животных, звукам окружающего мира, звукам музыкальных инструментов.
– Учить ребенка отдавать приказания (на, иди, дай); указывать на определенные предметы (вот, это, тут).
– Развивать ситуативную речь, как по побуждению взрослых, так и по собственной инициативе.
Коррекционный маршрут ребенка
Логопедическое заключение: ОНР II уровня
1.Развитие понимания речи.
– Развивать у ребенка умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. Использование приемов для актуализации речи:
1. Появление и исчезновение предмета: «Что это?», «Кто это?», «Кто спрятался?».
2. Совместное проговаривание слова.
3. Отраженное проговаривание.
4. Договаривание слова в ситуации, показывающей нужное слово.
– Использование приема комментирования действий с предметами (многократность повторения: Вова завязывает шарф. И Таня завязывает шарф, а Нина уже завязала шарф.).
– Учить понимать конструкции, состоящие из глаголов в повелительном наклонении и существительного в именительном падеже.
Формировать понимание обобщающего значения слов.
2. Развитие словарного запаса.
– Обогащение словаря ребенка новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе (рассматривание и обследование предметов, дидактические игры и упражнения). Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы («Игрушки», «Продукты питания», «Транспорт» и т.д.)
– Активизация словаря. Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено в речи.
3. Формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов.
– Учить ребенка составлять простые предложения по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!); преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит.)
– Формирование у ребенка навыка употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они).
– Учить составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений по вопросному плану или с использованием пиктограмм, опираясь на лексические темы: «Одежда», «Посуда», «Фрукты», «Осень», «Зима» и т.д.
– Учить: составлению рассказа по картине (серии картин), рассказа-описания, пересказу.
4. Развитие фонематического слуха
– Учить ребенка различать речевые и неречевые звуки и их направление (постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, звуки бубна, звуки металлофона и т. д.); дифференцировать звуки далеки и близкие по звучанию (мишка – миска, бочка – почка, крыша – крыса, осел – козел, газон – вагон).
– Учить ребенка отхлопывать предложенный ритмический рисунок.
5. Развитие звукопроизношения и формирование слоговой структуры.
– Постановка и автоматизация согласных и гласных звуков. Усвоению произношения звуков способствует система артикуляционных упражнений, направленная на активизацию и развитию подвижности артикуляционного аппарата.
– Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко).
– Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т.д.)
– Учить ребенка запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов («па-па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией); воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку); воспроизводить слога со стечением согласных (та-кта, по-пто).
6. Формирование связной речи.
– Учить ребенка составлять 2-, 3- словные предложения (использовани пиктографического кода).
– Учить дифференцировать одушевленные и неодушевленные предметы с помощью вопросов «Кто это?», «Что это?», «Что делает?» (Жук летит. Самолет летит. Ёж колется. Иголка колется)._
– Обучать составлению рассказа с простой композицией с опорой на пиктографическую запись (Птичка сидела на дереве. Она пела веселую песенку. Кошка услышала веселую песенку и увидела птичку).
– Обучение пересказу, опираясь на небольшие по объёму тексты, интересный сюжет и знакомый ребенку словарь.
– Обучение ребенка составлению рассказа-описания, состоящего из 5-6 простых распространенных предложений (объектами для описания служат красочные игрушки, бытовые предметы, мебель, одежда). Использование приема параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов .
Коррекционный маршрут ребенка
Логопедическое заключение: ОНР III уровня
1.Формирование звукопроизношения и обучение элементам грамоты.
– Совершенствовать у ребенка точные, координированные движения речедвигательного аппарата, правильное произношение имеющихся звуков и постановку отсутствующих звуков (уточнение произношения простых звуков: а, у, о, э, и, м, мь, н, нь, п, пь, т, ть, ф, фь, в, б, бь; постановка и закрепление отсутствующих звуков: к, кь, г, гь, х, хь, йот, ы, с, сь, з, зь, р; различение на слух гласных и согласных звуков, выделение первого ударного звука: Аня,ухо; анализ звуковых сочетаний типа: ау, уа).
– Автоматизировать и дифференцировать у ребенка поставленные звуки в самостоятельной речи. — Обучение чтению с использованием символов гласных звуков; знакомство с согласными;
– Знакомство с понятиями: предложение, слово, слог, звук;
– Формирование навыка осознанного чтения (Игра «Почини слово») ;
– Работа по развитию слуховой, зрительной памяти;
2.Развитие осознанного восприятия речи и слухового внимания.
– Учить ребенка вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи.
– Формировать у ребенка умение правильно действовать на основе словесных обращений и указаний логопеда. (Н-р: предлагается ряд поручений, побуждающих ребенка понимать и различать предмет, его части, признак и назначение: «Принеси маленький стульчик. Покажи, где у него ножка, спинка, сиденье». Направление действия на предмет: «Дай мне синий карандаш, а Коле красный»).
– Развитие понимания речи на основе упражнений («Найди в предложении лишние слова», «Выбери из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации»).
3. Формирование словарного запаса.
– Учить практическому употреблению категорий ед. и мн. числа, глаголов настоящего времени;
– Учить ребенка элементарным способам словообразования (понимание различных оттенков слов: Саша – Сашенька, Шурик).
– Учить сравнению предметов по свойственным им признакам и действиям (Морковь сладкая, а лук горький. Заяц прыгает, а змея ползает).
– Знакомство с суффиксальным образованием слов (суффикс – очк, ечк, чик – чашечка, ложечка, суффикс вместилище сахар – сахарница, сухарь – сухарница).
– Учить ребенка образовывать относительное прилагательное от существительного ( мех – меховой, дерево – деревянный), подбирать антонимы по признакам (широкий – узкий, большой – маленький, легкий – тяжелый), образовывать сложные слова (листопад, снегопад).
4. Формирование грамматического строя языка.
– Учить ребенка вслушиваться в изменения падежных окончаний одного и того же слова.
– Знакомство с предлогами на материале словосочетаний и несложных фраз (предлоги места действия –на, под).
– Формирование и закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций (посредством различных упражнений: «Положи книгу … стол, а мяч … стул»).
– Учить составлять разные виды сложных предложений.
Например: «Сначала надо вымыть посуду, а потом ее вытереть». «У Вовы карандаш, он будет рисовать дом или раскрашивать машину».
5. Формирование фразовой речи.
– Учить ребенка самостоятельному построению фраз различного типа (в том числе с опорой на образец – речь педагога, иллюстративный материал и т.д.);
– Учить слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их.
– Учить самостоятельно строить и восстанавливать незаконченные фразы в соответствии с заданной темой.(“Ветер … листву” (срывал); “Дождь …” (накрапывал); “Птицы поднялись …” (высоко, ввысь) и т.п.)
6. Обучение связной речи.
– Учить составлению рассказа по картине из 10-12 предложений (используя многофигурные картины с яркой сюжетной линий, пейзажные картины).
– Учить составлению рассказа по серии сюжетных картин (с яркой сюжетной линией) с использованием основного и дополнительного картинного материала.
-Использование методики обучения пересказу на основе цепного текста (по В.К. Воробьевой),
методики обучения составлению рассказа-описания (описание предмета по памяти, описание предмета по выполненному рисунку, включение описания в игровые ситуации).
Коррекционный маршрут ребенка
Логопедическое заключение: НОНР
1.Формирование фонетического строя языка и обучение элементам грамоты.
– Развитие у детей умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, мягкие – твердые, Р – Л), далее отработка их в произношении.
– Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков (птичница, термометр, заржавелая проволока, нержавеющая кастрюля, баскетболисты играют в баскетбол).
– Развитие речевого слуха и осознания звукобуквенного состава слов наибольшего по сложности.
– Знакомство с правилами раздельного написания слов в предложении (предлог рассматривается как маленькое самостоятельное слово), заглавной буквы в именах собственных и начале предложения, постановки точки в конце предложения.
– Формирование правописания звонких и глухих согласных в конце слова (словоизменение таз-тазы, дуб-дубок), сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; слов с безударной гласной, которую можно проверить ударением (стол-столы).
– Закрепление навыка чтения: складывания из букв разрезной азбуки слов, коротких предложений, преобразование слов путем изменения букв, слога, самостоятельное составление слов и предложений.
– Знакомство со всеми буквами алфавита, чтение слогов, слов, предложений, коротких текстов.
2. Уточнение и расширение словарного запаса.
– Развитие лексического компонента языка (уточнение и расширение значений слова, формирование семантической структуры слова, введение новых слов и сочетаний в самостоятельную речь).
– Обучение детей навыкам практического употребления в речи: существительных с уменьшительным и увеличительным значением (кулак – кулачок – кулачище); существительных с противоположным значением (холод – тепло); глаголов с противоположным значением (пригнуть – отогнуть); прилагательных с противоположным значением (румяное лицо – бледное лицо); сложных слов (книголюб, мышеловка, пчеловод, сталевар).
– Учить детей: подбору предметов с тем же признаком (узкая дорожка, лента, полоска); узнаванию предмета по его признакам (желтая, гладкая, треугольная, сочная, сладкая – груша); узнаванию предмета по действиям, связанным с ним (Живет в норе. Следы хвостом заметает. Кур таскает.); образованию названий профессий мужского и женского рода (проводник – проводница, скрипач – скрипачка); подбору родственных слов (лес – леса – лесовик); образованию притяжательных и относительных прилагательных от существительных (хвост лисы – лисий хвост, кофта бабушки – бабушкина кофта).
3. Формирование грамматического строя речи.
– Учить навыкам изменения слов по числам, родам, падежам, лицам.
– Учить: употреблению различных синтаксических конструкций, выражающих одновременность или последовательность действий с использованием союзов -А, НО, ОДНАКО; включению в предложения словосочетаний с предлогами – С (СО), ИЗ, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ ЗА, НАД, которые обозначают пространственные отношения (вышел из дома); – ПОСЛЕ, ЧЕРЕЗ, ДО, ПЕРЕД, которые передают временные отношения (после завтрака, через час).
– Учить: образованию сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных (красивый – красивее – красивейший); согласованию прилагательных с существительными при изменении их по падежам и числам (нет красного карандаша, нет красных карандашей); согласованию местоимений и числительных с существительными и изменение их по падежам (два моих блюдца – нет двух моих блюдец).
4. Обучение связной речи.
– Формировать умение логично и последовательно строить свои высказывания, привносить в продуцируемые тексты элементы творчества.
– Формировать умение планировать свои высказывания, использовать в связной речи распространенные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
– Формировать умение составлять тексты объёмом 15–16 предложений.
– Развивать умение ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа.
Применение приемов:
– Логопед пересказывает, а ребенок вставляет слово или предложение.
– Если ребенок пересказывает с большими паузами, то логопед задает наводящие вопросы.
– Перед началом пересказа логопед предлагает план рассказа.
– Пересказ организуется «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, следующий продолжает, а третий заканчивает.
– Часто применятся пересказ в лицах, в виде драматизации, выборочный пересказ, краткий пересказ, творческое рассказывание.
– Методика обучения составления рассказа по серии картин.
– Методика обучения составления рассказа по пейзажной картине.
Источник
Ф.И. ребёнка, возраст_ _Сергей С._, 5 лет_________________________________________
Срок пребывания в группе___2 года ___________________________________________________
Вид программы обучения Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования _____________________________________________________________
Год
обучения
Разделы программы.
Задачи воспитания и обучения.
Особые отметки
I. Ознакомление с окружающим и развитие речи
1. Ознакомление с природой.
учить наблюдать за сезонными изменениями в природе
различать и правильно называть состояние погоды
учить узнавать и правильно называть времена года по их отличительным признакам в природе и на картинке
расширять, уточнять и систематизировать представления о растениях ближайшего окружения, об условиях их жизни, сезонных изменениях
уметь отнести к обобщающим понятиям деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы
учить различать птиц по величине, окраске оперения, пению, повадкам
правильно называть насекомых, их характерные особенности
познакомить с домашними и дикими животными, учить различать их по размеру, характерным частям тела, повадкам, познакомить с местом проживания животных, чем питаются, какую пользу приносят
2. Ознакомление с жизнью и трудом людей.
познакомить с трудом родителей, закрепить знания о занятиях братьев и сестёр
иметь представления и уметь рассказывать двумя – тремя предложениями о труде взрослых
знать свои имя, фамилию, свой возраст, имена и отчества родителей, имена братьев, сестёр, бабушки и дедушки
познакомить с понятием «семья», дать представления о родственных связях
знать любимые занятия членов семьи, уметь рассказывать, как семья проводит досуг
домашний труд взрослых членов семьи, какую помощь оказывают дети родителям в домашнем труде
знать 2 – 3 названия бытовой техники, правила обращения с техникой, правила безопасности
любимые игрушки и настольные игры
расширять и обогащать знания о предметах домашнего обихода (мебели, посуде, одежде, обуви, головных уборах)
II.Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия.
узнавать и правильно называть геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)
развивать умение видеть форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими эталонами
указывать размер предметов (большой – маленький, большой – больше – самый большой – самый маленький, больше, чем – меньше, чем) при сравнении нескольких предметов разной длины, высоты, ширины
учить приёмам сопоставления двух или нескольких предметов по цвету, форме, размеру: прикладыванию вплотную при распознавании цвета, накладыванию друг на друга при определении формы, уравниванию по одной линии при определении размера
уметь составлять ряды из геометрических фигур одинаковой формы, одной величины, одинакового цвета
уметь подбирать геометрические фигуры, разные по цвету и по величине
различать правую и левую руку, ногу, правую и левую сторону тела и лица человека, ориентируясь на сердце с левой стороны, определять направление от себя, двигаясь в заданном направлении (вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз)
различать пространственные понятия: правое – левое, верх – низ, спереди – сзади
уметь воспроизводить пространственные отношения между предметами по наглядному образцу и по словесному указанию, активно употреблять соответствующие слова в речи
III. Умственное развитие
учить составлять группы предметов на основании одного одинакового признака (цвета, формы, величины, назначения)
по полной аналогии (двух одинаковых признаков: по цвету и форме, форме и величине, цвету и величине)
по неполной аналогии (такого же цвета, но другой формы, такой же формы, но другой величины)
по трём признакам (такого же цвета, одинаковые по форме, но разные по величине)
учить относить наименования 3 – 4 конкретных предметов к обобщающим словам: по всем лексическим темам
учить различать части отдельного предмета и целый предмет, называть весь предмет по отдельной части с ярко выраженными опознавательными признаками
учить определять простейшие причины наблюдаемых явлений и событий ( на картинках и в реальной действительности)
IV. Речевое развитие.
формировать правильное речевое дыхание ( целенаправленный длительный ротовой выдох, направленная воздушная струя, умение сочетать произнесение звука с началом выдоха, на одном выдохе произносить 3 – 4 слога, выработка дифференцированного дыхания – вдох ртом, выдох носом «Чей пароход лучше гудит?», «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки» «Тучки», «Шторм в стакане», « Подуй на карандаш»)
формировать интонационную выразительность речи ( вырабатывать умение говорить громким голосом, повышать и понижать тон голоса, изменять силу голоса «Громко – тихо», « Шагаем по ступенькам», «Тише, жабы, ни гу – гу…», «Вот под ёлочкой зелёной», «Кто как кричит»,
развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие ( умение переключать слуховое внимание «Солнышко и дождик»; умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит», «Барашек»; «Где звенит?», «Будь внимательным», «Поймай звук», « Назови слово с заданным звуком», «Найди место звуку», «Посчитай звуки»; умение определять темп звучания «Угадай, кто идёт»)
развивать мелкую моторику рук, конструктивного праксиса с помощью тактильно – вибрационного массажа, упражнений пальчиковой гимнастики, упражнений с предметами, обводки и штриховки фигур, составлении букв из элементов, работы по клеткам в тетради
расширять и уточнять словарь по лексическим темам
работать над чёткостью, координированностью движений органов артикуляции (общий комплекс артикуляционной моторики)
упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения свистящих звуков
упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения шипящих звуков
автоматизация изолированного звука ____________________
автоматизация звука в слогах, словах, фразовой речи, в повседневной речи ( в отражённом повторении за воспитателем и в самостоятельном проговаривании) ________________________________________________
развивать грамматический строй речи, построение предложения
отчётливо произносить каждое слово в предложении, не торопиться, чётко проговаривать окончания в словах
использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, благодарности
правильно согласовывать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже
понимать значение предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов
правильно употреблять в речи различные типы сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами
согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои
образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами
согласовывать существительные с числительными
образовывать наречия от прилагательных
образование форм степеней сравнения прилагательных (холоднее – самый холодный)
подбор родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составление предложений с этими словами
образование новых слов с помощью приставок и суффиксов, словосложения
развивать связную речь
развивать интерес к художественной литературе, умение слушать литературные произведения различных жанров
составлять простые распространённые предложения
учить задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом
заучивать небольшие тексты, выразительно рассказывать их
учить рассказыванию знакомых произведений, их частичной или полной драматизации
учит оценивать поступки героев, мотивировать высказывание своего отношения к содержанию сказки, рассказа
пересказывать и составлять рассказы по картине и по серии картин
составлять описательные рассказы с опорой на схему и без опоры
VI. Обучение в игре
в дидактической игре учить детей с помощью слуха, зрения и осязания определять свойства предметов и материалов, из которых они сделаны
сравнивать предметы по цвету, форме, величине, группировать и классифицировать предметы одинаковые по цвету, форме, по цвету и форме, по форме и величине
группировать предметы по родовым понятиям (одежда, обувь и т.д.)
называть группы обобщающими словами
исключать лишний предмет
формировать умение концентрировать внимание, словесную память, зрительное восприятие
в сюжетно – ролевых играх составлять сюжет игры, развивать их использовать предметы – заместители
брать на себя роли
учит совместной игре небольшими группами при исполнении главной роли педагогом, ребёнком – лидером, самостоятельно
VII. Элементарные математические представления
считать различные предметы в пределах 10, уметь отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?»
учит отсчитывать заданное количество предметов и обозначать количество соответствующим числительным
сравнивать две группы предметов на основании практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково
практически иллюстрировать состав числа из отдельных единиц и из двух меньших чисел
ориентироваться на листе бумаги ( верх, низ, лево, право, середина)
понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже
читать и записывать числа до 10
учить присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10
решать простые арифметические задачи
различать геометрические фигуры
пользоваться знаками и обозначениями: +, -, =
VIII. Эмоционально – волевая сфера
активизация игровой деятельности
введение в игру учебных заданий, обогащение сюжетных игр проблемными ситуациями
игры с правилами: развивать самоконтроль, произвольность, саморегуляцию
развитие нравственных чувств и переживаний
умение брать ответственность на себя
понимать свои эмоциональные состояния
совмещение речевых формул действия и предметной деятельности
развитие программирующей функции речи
Примечания:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результат коррекционной работы ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Дата выпуска ___________________________________________________________________________
Источник