Индивидуальные занятия на развитие эмоций ребенка

Индивидуально коррекционно-развивающие занятия по развитию внимания и эмоционально – волевой сферы.

Задачи:

  1. Развивать и корректировать произвольное внимание, его устойчивости, концентрации, переключения, объема, распределения.
  2. Повышать уровень самоконтроля в поведении.
  3. Коррекция основных свойств внимания.
  4. Повышение познавательного интереса.
  5. Развитие эмоциональной сферы.
  6. Развивать умение анализировать эмоции.

Содержание занятий: упражнения на развитие внимания и эмоционально-волевой сферы.

Результаты:

  • Увеличение выносливости, ребенок активно включен в занятие длительное время.
  • Улучшение внимания, контроля.
  • Улучшился эмоциональный фон.

Занятие 1

  1. Вводная часть.

На столе находится предметы, накрытые салфеткой.

 – Как узнать, что находится под салфеткой?

Выслушав ответы ребенка, обобщить:

 – Нужно снять салфетку, чтобы увидеть предметы.

            2. Основная часть

Упражнение. (Учить акцентировать внимание на нескольких объектах одновременно)

Предложить в течение 1-2 минут рассмотреть предъявленные игрушки, затем попросить ребенка отвернуться и в это время убрать одну из игрушек, после этого дается инструкция повернуться и сказать, какой игрушки не хватает.

Упражнение. «Найди 5 отличий» (развитие произвольного внимания и переключения внимания)

Игра «Что слышно» (развитие быстрого сосредоточения)

Ребенок слушает и запоминает то, что происходит за дверью. Затем рассказывает, что он слышал.

Этюд «Сколько звуков?» (развитие активного внимания)

Стучать по столу. Ребенок должен показать на пальцах, сколько звуков.

Знакомство с основными эмоциями («ГРУСТЬ»)

Рассматривание пиктограмм

 – Выбери карточку, на которой изображено грустное лицо.

 – Как ты догадалась, что оно грустное? (Чем отличается от других лиц?)

Упражнение. «Зеркало»

 – «Покажи, какой ты, когда грустный».

 – Посмотри в зеркало на свое грустное лицо и сравни с другими.

Рисование грустного лица.

3.Заключительная часть

Релаксационное упражнение «Волшебный сон».

Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.

Занятие 2

  1. Вводная часть.

Раздать ребенку картинки, на которых хаотично изображено много предметов, необходимо увидеть как можно больше предметов, назвать их. Далее необходимо назвать свойства данных предметов.

            2. Основная часть

Упражнение. (формировать способность охватывать вниманием как можно больше предметов)

Дать ребенку задание осмотреть вокруг себя и увидеть как можно больше предметов одного и того же цвета (формы, величины).

Упражнение. «Что где лежит?» (развитие произвольного внимания)

Необходимо распределить предметы относительно предложенных эталонов фигур.

Упражнение. (упражнять в сосредоточении внимания на нескольких объектах)

Перед ребенком раскладываются таблицы, с нарисованными на них яблоками, грушей, огурцом, помидором, и геометрические фигуры (овал, треугольник, круг, квадрат) и просят их установить сходство между ними.

Упражнение. «Найди 5 отличий» (развитие произвольного внимания и переключения внимания)

Знакомство с основными эмоциями («РАДОСТЬ»)

Рассматривание пиктограмм

 – Выбери карточку с изображением радости на лице.

 – Как ты догадалась, что оно радостное? (Чем отличается от других лиц?)

Упражнение. «Зеркало»

 – «Покажи, какой ты, когда радостный».

 – Посмотри в зеркало на свое радостное лицо и сравни с другими.

Рисование радостного лица.

3.Заключительная часть

Релаксационное упражнение «Волшебный сон».

Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.

Занятие 3

  1. Вводная часть.

Упражнение «Будь внимательным» (развитие слухового внимания).

Ребенок должен изобразить различные движения животных.

Команды (Движения):

«Зайчик» (Прыгать как зайчик)

«Лошадки» (Скакать как лошадь)

«Раки» (Пятиться назад)

«Птица» (Махать руками)

  1. Основная часть.

Упражнение. «Лабиринты» или «Найди дорожку» (развитие произвольного внимания)

Упражнение. (упражнять в сосредоточении внимания на нескольких объектах в условия активизации познавательной деятельности).

Первая серия. Методика проведения: приоткрываются закрытые предметы и предлагается посмотреть на них в течение 10-15 секунд, затем закрываются снова и ребенок называет, что находится под бумагой.

Вторая серия. Методика проведения: приоткрываются и снова закрываются через 1-10 секунд снова эти же предметы, спросить ребенка, в какой последовательности они расположены.

Третья серия. Методика проведения: поменять местами два- три предмета, показать все их ребенку, спросить, что изменилось в порядке следования предметов друг за другом.

Четвертая серия. Методика проведения: спросить, какого цвета они видели предметы.

Пятая серия. Методика проведения: полагается семь предметов друг на друга. Показать их  в течение 10-20 секунд, попросить  перечислить эти предметы и указать порядок следования снизу вверх и сверху вниз.

Шестая серия. Методика проведения: полагается пять-шесть предметов в разные положения: на бок, прислонив друг к другу и т.п., показать в течение 1-10 секунд, спросить, в каком положении находится каждый предмет.

Упражнение «Бывает – не бывает»

Зачитываются фразы: «Зима закончилась в июне. Подснежник ярко краснеет. Девочка упала в яму. Коля проснулся только в обед. Суп из мухоморов. Яблоки растут на дереве». Если это бывает – ребенок хлопает в ладоши, не бывает – топает ногами.

Знакомство с основными эмоциями («УДИВЛЕНИЕ»)

Рассматривание пиктограмм

 – Выбери удивленное лицо.

 – Как ты догадалась, что оно удивленное? (Чем отличается от других лиц?)

Упражнение. «Зеркало»

 – «Покажи, как ты удивляешься».

 – Посмотри в зеркало на свое удивленное лицо и сравни с другими.

Рисование удивленного лица.

3.Заключительная часть

Релаксационное упражнение «Волшебный сон».

Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.

Занятие 4

  1. Вводная часть

Упражнение «Воспроизведение геометрических фигур» (развитие произвольного внимания, памяти, мышления).

Предлагается рассмотреть разные геометрические фигуры, запомни их расположение. На листе бумаги должна будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив их так, как было на образце.

Упражнение (сформировать способность охватывать вниманием как можно больше предметов). 

Ребенку предлагается сложить квадрат сначала из пяти, а потом из шести частей и при этом следить за пересыпанием песка в песочных часах. В случае затруднения ребенок может попробовать выполнить данное задание несколько раз, пока не добьется успеха.

Упражнение «Что изменилось».

На наборное полотно выставляют предметные картинки (6-7 штук). На наборном полотне поменять картинки местами (сначала одну, потом две, затем три картинки, в заключение ни одной). Ребенок отмечает изменения в расположении картинок.

Игра «Это правда или нет» (развитие слухового внимания).

Внимательно послушай стихотворения, попытайся заметить неточности, ошибки.

Читайте также:  Развитие 8 месячного ребенка на грудном вскармливании

1. Теплая весна сейчас.
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу –
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой, среди ветвей
«Га-га-га» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет?

2. Это Оленьке известно: Что взяла, клади на место!

Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку.
Прячет ботики в буфет.
Все на месте или нет?
Если мама промолчала,
Надо делать все сначала:
На буфет нести подушку.
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать.
Кажется, не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло все не там…
Помогите ей, ребята,
Все расставить по местам.

Знакомство с основными эмоциями («СТРАХ»)

Рассматривание пиктограмм

 – Выбери карточку с изображением испуга на лице.

 – Как ты догадалась, что это страх? (Чем отличается от других лиц?)

Упражнение. «Зеркало»

 – «Покажи себя, когда тебе страшно».

 – Посмотри в зеркало на свое лицо и сравни с другими.

Рисование испуганных лиц.

Чтение отрывка из сказки С. Михалкова «Три поросенка» (эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха).

 – Почему Наф – Наф не боялся страшного волка?

3.Заключительная часть

Релаксационное упражнение «Волшебный сон».

Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.

Занятие 5

  1. Вводная часть.

Упражнение «Разрезные картинки» ( развитие пространственных представлений, внимания, учить восприятию целостного образа).

  1. Основная часть.

Упражнение (упражнять в сосредоточении внимания).

Ребенку предлагается прослушать загадки и найти отгадки на картинках.

Упражнение (учить концентрировать внимание на нескольких фигурах).

Перед ребенком выкладываются карточки с изображением различных фигур, закрашенных и не закрашенных. Ребенок должен закрасить не закрашенные фигуры по принципу идентификации по цвету и форме.

Упражнение «Лото» (развитие внимания)

Задание «Выложи из мозаики» (развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки).

Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен.

Знакомство с основными эмоциями («ГНЕВ»)

Рассматривание пиктограмм

 – Выбери карточку , на которой изображено лицо с сердитым выражением.

 – Как ты догадалась, что оно сердитое? (Чем отличается от других лиц?)

Упражнение. «Зеркало»

 – Изобрази перед зеркалом свой гнев.

 – Посмотри в зеркало на свое лицо и сравни с другими.

Чтение отрывков из произведения К. И. Чуковского «Мой – додыр», где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила.

 – Почему рассердились Умывальник и Крокодил?

Рисование гневного лица.

3.Заключительная часть

Релаксационное упражнение «Волшебный сон».

Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.

Занятие 6

  1. Вводная часть.

Упражнение «Ищи безостановочно»

Ребенку предлагается в течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу ребенок начинает перечислять.

 2.Основная часть.

Упражнение (упражнять переключать внимание).

Описать один- два раза пять различных движений, не показывая их. Затем предложить ребенку проделать движения в той последовательности, в какой они были названы.

Упражнение «Найди такой же» (упражнять в сосредоточении внимания).

Ребенку предлагается выбрать из 4-6 предметов, например, домиков, точно такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который в руках у педагога.

Заключительная часть.

Упражнение «Лабиринты» (развитие зрительного внимания)

Задание «Выкладывание предложенного узора из палочек» (развитие произвольного внимания)

Задание «Найди двух одинаковых животных» (развитие произвольного внимания)

Анализ эмоций

Упражнение «Разные эмоции»

Из многочисленных карточек с изображением различных эмоций ребенок по очереди выбирает «картинки радости», «картинки горя» и т.д. После этого объясняет, почему выбраны именно эти карточки.

Анализ ситуации.

Ребенку предлагается обсудить следующую ситуацию: Мама сидит на корточках возле постройки и что-то говорит сыну.

Вопросы:

Как ты думаешь, мама ругает или хвалит мальчика?

  1. Если мама ругает мальчика, то:

 – Какое у мальчика лицо? А у мамы? (ребенок показывает)

 – Каким голосом говорит мама? (ребенок показывает).

 – Как отвечает ей мальчик?

 – Почему сердится мама?

 – Что нужно сделать мальчику, чтобы мама не сердилась?

      2. Если мама хвалит мальчика, то:

 – Какое у мальчика лицо? А у мамы? (ребенок показывает)

 – Каким голосом говорит мама? (ребенок показывает).

 – Как отвечает ей мальчик?

 – За что мама хвалит мальчика?

 – Что нужно делать мальчику, чтобы мама его хвалила?

Упражнение «Облака» (развитие воображения, выразительности движений)

Читать стихотворение, а ребенок изображает облака в соответствии с текстом.

По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.

Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
– Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
– Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.

А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.

И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.

А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
– Ой, кто там, в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной!

Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.

             3.Заключительная часть

Релаксационное упражнение «Волшебный сон».

Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.

Занятие 7

  1.  Вводная часть.
Читайте также:  Влияет ли стресс на развитие ребенка

Упражнение «Ищи безостановочно»

Ребенку предлагается в течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу ребенок начинает перечислять.

  1. Основная часть

Упражнение «Угадай» (упражнять в сосредоточении внимания).

Ребенку показать картинки с изображением различных предметов, которые он должен узнать по описанию:

– длинный, прямоугольный. Бывает маленький и круглый, оставляет белый след на доске.

– белая, легкая, тонкая, гладкая, меняется, шуршит.

– белое, жидкое, холодное или теплое, полезное.

Упражнение «Четыре стихии» (формирование переключения внимания).

Объяснить ребенку, что есть в природе четыре стихии: земля, огонь, вода, воздух. По команде ребенок должен будет делать определенные движения руками.

Команда (Движение рук):

Земля (Руки вниз)

Вода (Руки вперед)

Воздух (Руки вверх)

Огонь (Вращение руками)

Упражнение «Зеваки» (развитие произвольного внимания).

Идти с ребенком по кругу. По хлопку остановится, топнуть одной нагой, повернуться кругом и продолжить движение. Таким образом, направление движения меняется после каждого сигнала.

Задание «Найди два одинаковых предмета» (Развитие сенсорного внимания, объема внимания).

Задание «Найди пять отличий» (развитие произвольного внимания и переключение внимания)

Анализ эмоций

Анализ ситуации.

Взрослый мальчик замахнулся на ребенка табуретом. Ребенок убегает от него.

Вопросы:

 – Можно ли бить человека? Почему?

 – Как можно помирить мальчиков?

 – Какие еще ты знаешь способы, чтобы помириться?

 – Что лучше: играть дружно или быть в ссоре? Почему?

Два мальчика делят машинку.

Вопросы:

 – Что происходит на картинке?

 – Почему мальчики ссорятся? Из-за чего могут возникнуть ссоры?

 – Из-за чего у тебя с детьми бывают ссоры?

 – Ты дерёшься?

Упражнение «Снежинки»

1-й вариант. Ребенку дать снежинки, вырезанные из бумаги, в центре которых схематично изображены эмоции. Предлагается рассмотреть снежинки и рассказать, что они чувствуют.

2-й вариант. Ребёнку дать снежинки, вырезанные из бумаги, и предложить схематически изобразить любую эмоцию на снежинке; затем рассказать, что снежинка чувствует.

             3.Заключительная часть

Релаксационное упражнение «Волшебный сон».

Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.

Занятие 8

  1.  Вводная часть.

Упражнение «Ищи безостановочно»

Ребенку предлагается в течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу ребенок начинает перечислять.

  1. Основная часть

Упражнение «Кто летает?» (развитие переключения внимания).

Называть разные предметы, животных. Если они летают, то ребенок должен поднять руку, если не летает – не поднимать.

 Слова: голубь, пчела, орел, корова, стрекоза, стол, божья коровка, ракета, облака и т.д.

Упражнение. «Лабиринты» или «Найди дорожку» (развитие произвольного внимания)

Упражнение «Четыре стихии» (формирование переключения внимания). (смотреть занятие 7)

Игра «Что слышно» (развитие быстрого сосредоточения)

Ребенок слушает и запоминает то, что происходит за дверью. Затем рассказывает, что он слышал.

Задание «Найди пять отличий» (развитие произвольного внимания и переключение внимания)

Анализ эмоций

Задание «Выбери картинку» (развитие произвольности, наблюдательности, воображения)

Выбрать из предложенных карточек с изображением веселого, грустного, испуганного, злого лица наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А. Барто.

  1. зайку бросила хозяйка, –

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

  1. Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

  1. Уронили мишку на пол.

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу –

Потому что он хороший.

4. Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

             3.Заключительная часть

Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.

Источник

Игры, упражнения и тренинги, для развития эмоциональной сферы детей.

1. Игры-драматизации. Преимущество такой игры состоит в том, что персонажами игры являются сами дети. В момент игры ребёнок не только получает удовольствие от познания нового в окружающем мире, но и при этом учится управлять своим телом, голосом, интонацией, всем своим содержанием. Основной принцип участия детей в игре- это добровольное желание. Структура педагогического занятия театрализованной игрой- драматизацией состоит из специальных упражнений, объединенных в связанные группы и направленных на развитие навыков произвольной регуляции в предлагаемых сферах деятельности. Каждое упражнение включает фантазию (образы и идеи), чувства (эмоции и переживания, впечатления) и активные движения ребенка с тем, чтобы он учился самостоятельно воздействовать на каждый элемент описанной триады. Для того чтобы общий ход игры не прерывался, выбранные упражнения объединяются содержанием сюжетно-ролевой игры. Одно из условий игры – это отсутствие каких-либо внешних атрибутов. Предметы и события игрового сюжета воображаемые, то есть обозначаться пантомимическими и физическими действиями или могут быть замещены предметами окружения. Таким образом каждая часть занятий решает единовременно несколько совершенно самостоятельных задач, важных и каждая по-своему необходимая для развития эмоциональной сферы ребенка. В сюжет игры включаются творческие идеи и предложения самих детей.

2. Упражнения на развитие эмоций и эмоциональный контакт. Такие упражнения направлены на развитие у ребёнка способностей осознавать, понимать, верно выражать эмоции и полноценно переживать как свои, так и чужие эмоции. Психологическое и игровое содержание подобных упражнений призвано разрешать следующие задачи:

  • фиксация внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;
  • подражательное воспроизведение чужих эмоций, фиксируя, при этом, для себя мышечные ощущения;
  • анализ и словесное описание мышечных ощущений при проявленных эмоциях;
  • повторное воспроизведение эмоции, с контролем внутренних ощущений.

3. Коммуникативный тип упражнений. При применении этого типа упражнений происходит естественная тренировка общих способностей ребёнка, и невербального воздействия детей друг на друга (пантомимы – эмоциональные проявления и контакты). В упражнения включены обмен ролями партнеров театрализованной игры и самооценка их эмоций. Главным инструментом, которым овладевают дети, выполняя коммуникативные упражнения, становятся способность сопереживать, и навык освобождаться от эмоциональной напряженности, способность свободно проявлять свои эмоции, навык и желание активно общаться.

4. Пантомимические и мимические и этюды. В этюдах выразительно изображаются отдельно выбранные эмоциональные состояния такие как интерес, радость, удивление, гнев или ярость, градации между ними и др., связанные с переживанием психического и телесного довольства или неудовольствия. При помощи пантомимических и мимических этюдов ребёнок знакомится с элементами выразительных движений используя мимику лица, жесты рук, изображение позой тела, с передачей характерных повадок в движениях.

Читайте также:  Развитие рахита у ребенка происходит при

5. Элементы психологического тренинга. Элементы тренинга позволяют имитировать или проиграть реальную затруднительную жизненную ситуацию из опыта ребенка, а также найти способ решения из нее как с вариантами концовки, как с положительным, так, возможно и с отрицательным результатом. В такой театрализованной игре дети наглядно могут убедиться в многополярности мира и в том, что в любой затруднительной жизненной ситуации возможно найти несколько вариантов решений. Также ребёнок начинает осознавать, что он сам может повлиять на исход ситуации, выбирая наиболее подходящий вариант.

Давайте рассмотрим игры и упражнения.

Упражнения, направленные на коррекцию понимания детьми своих и чужих эмоциональных состояний.

  • Этюд «Кто как радуется».

Дети становятся в круг. Ведущий предлагает детям изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свои день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.

Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.

  • Этюд «Встреча с другом».

У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!

  • Этюд «Новые игрушки».

Ведущий предлагает детям послушать рассказ про то, как девочке Маше подарили новую куклу, а мальчику Сереже — новую машинку. Они рады, весело смеются, скачут, кружатся, играют с новыми игрушками. Звучит веселая музыка. Детям раздают игрушки и просят изобразить радость вместе с героями рассказа.

Выразительные движения: дети с игрушками улыбаются, прыгают, танцуют под музыку.

  • Этюд «После дождя».

Жаркое лето. Только что прошел дождь. Дети осторожно ступают вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ноги. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

Игры, направленные на коррекцию состояний тревожности у дошкольников.

Игра «Живая шляпа».

Цель игры: коррекция состояний страха посредством игры в группе.

Ход игры: Педагог- психолог (очень ярко и эмоционально) начинает рассказ. Он декларирует – Это произошло не так давно с очень дружными ребятами. Однажды у… (называется имя одного из присутствующих) наступил день рождения. И тогда он пригласил к себе в гости: (перечисляются имена всех присутствующих детей). Все пришли на праздник и в разгар веселья, когда мамы и папы вышли из в комнаты, раздался страшный грохот! Все дети насторожились, а кто-то сильно испугался. (Педагог изображает выражение испуга на лице): «Ой, ой, ой, что же это?!» – (он с ужасом оглядывается по сторонам, и останавливает свой взгляд в углу комнаты, где заранее спрятан игрушечный котенок, он сидит в машинке с дистанционным управлением, и накрыт шляпой). Педагог организовывает, и все дети вместе бегут к углу комнаты. И что же они там видят? Дети начинают предлагать варианты ответов. А педагог продолжает рассказ. – Это была не простая шляпа…она… дви-и-и-галась! В это время педагог начинает незаметно от детей управлять движением шляпы. Дети испугались (педагог просит детей мимикой и жестами изобразить испуг). И тут вдруг шляпа перевернулась и под ней оказался пушистый, маленький, мягкий котенок.

Все засмеялись и побежали гладить котенка (детям предлагается дотронуться до котенка и погладить его».

Игры, направленные на коррекцию агрессивных состояний у детей.

Игра «Смешинки и злючки».

Цель: развитие навыка распознавать эмоциональные состояния.

Ход игры: педагог-психолог подзывает детей и предлагает им рассмотреть два портрета: на первом изображено веселое выражение лица, а на втором лицо злое. Педагог задаёт вопросы: «Скажите, а какое по вашему мнению настроение у деток, изображенных на портретах? Вы узнали? Давайте-ка посмотрим, а где расположены брови, какая у них форма, а как изогнут ротик». Дети внимательно рассматривают. «А теперь дети давайте подойдем к нашему зеркалу и попробуем изобразить сначала веселое, а затем сердитое выражение лица». Дети начинают изображать при помощи мимики различное настроение и сравнивают его с портретами.

  • Игра «Волшебный мешочек».

Цель: снятие вербальной агрессии и негативных эмоциональных состояний.

Ход игры: перед входом в группу детского сада в углу мы повесили волшебный мешочек. Если воспитатель заметит, что ребенок пришел агрессивно настроенный, то педагог просит его отойти в уголок и оставить в волшебном мешочке все «плохие» слова (мешочек маленький и с завязочками). В этот мешочек можно даже покричать. После того, как ребенок выговорится, ребёнок сам завязывает мешочек педагог может ему помочь и далее мешочек спрячется.

  • Техника «Разрывание бумаги».

Эта техника позволяет получить положительный терапевтический эффект, так как доставляет и детям и воспитателям массу положительных эмоций, выход энергии и многим агрессивным импульсам, излишне скованных детей раскрепощает и учит их держать слово и выполнять свои обещания.

Описание техники: у детей спрашивают перед началом игры, кто из них пообещает убрать комнату в конце занятия, детям объясняется, что это упражнение потребует значительной энергии, но зато позволит им освободиться от неприятных чувств. Затем обсуждаются разные чувства и вызывающие их ситуации (3-4 мин.).

После этого дети вместе с педагогом начинают разрывать подготовленную бумагу на кусочки и бросать её в кучу в центре комнаты. Когда кучка становится большой, дети энергично подбрасывают кусочки бумаги в воздух, разбрасывают их по комнате. Те, кто отличаются скованностью и аккуратностью, поначалу ведут себя настороженно, но через минуту и они раскрепощаются. Детям очень нравится делать кучки из обрывков бумаги и прыгать на них, обсыпать друг друга кусочками бумаги или подбрасывать их горстками в воздух.

Источник